|
Группа из двенадцати человек на двухместном, четырёхместном и шестиместном катамаранах. Маршрутная книжка № 36/07 Санкт-Петербург - ст. Чупа – мост через исток р. Винча из Тикшеозера - Ака-порог – Еловые пороги - Собачий падун – порог Хариусный – порог Домашний - озеро Пайозеро – озеро Каменное – оз. Челозеро – Винча-порог – озеро Нотозеро – озеро Пудос – радиальный выход на Иванову гору – волок в Нотозеро – губа Коккогуба – ст. Чупа - Санкт-Петербург 4. Таблица препятствий маршрута Уровень воды в реке Винча для конца июля высокий (дождевой паводок). Категория сложности (к.с.) водных препятствий определялась по шестибальной шкале. Категория сложности волоков определяется по шкале 1-3, (иначе это будет не волок, а спуск на верёвках), в каждой категории есть подпункты А и Б.
5. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчёта 1. Варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты Подъехать к началу маршрута – к мостам на истоке р. Винча из озера Тикшеозера – можно только на полноприводном автотранспорте типа УАЗ. Подъезд удобнее всего с ж/д станции Чупа (Мурманская ветка). В 2007 году заброска на Винчу на группу в 12 человек обошлась нам в 5 тысяч рублей (2 УАЗа «буханка»). Выброска возможна также в Чупу по дороге, подходящей к Коккогубе. Дорога очень плохого качества, но УАЗ проезжает. Выброска за те же 2 УАЗа обошлась в 2007 в 7 тысяч рублей. По Нотозеру можно догрести до станции Княжая губа, но на катамаранах без паруса это нереально. Аварийные выходы – к Собачьему падуну подходит грунтовка, по
которой можно уехать на ст. Полярный круг или ст. Чупа. По ЛБ всего каскада от
Собачьего падуна до порога Домашний идёт торная тропа обноса – всё вместе около
2. График движения
Температура воды на протяжении всего маршрута колебалась от
16 до
Температура воздуха на протяжении всего маршрута колебалась
от 16 до
Каждый день были осадки, часто ливневые. 3. Техническое описание (только ходовые дни) День 1 – 28.07. В своём истоке из Тикшеозера река Винча делится на 2 протоке большим островом. Грунтовая дорога от ст. Чупа пересекает р. Винча по 2 деревянным мостам, проходя по острову. У моста через правую протоку есть место для стапеля, но стоять там грязно и неудобно. Неплохая стоянка есть на острове у моста через левую протоку. Наша группа здесь ночевала и стапелилась. Вообще, для сплава рекомендуется правая протока – она шире и глубже, но с нашей стоянки было ближе и удобнее стартовать в левую протоку. Для этого нам пришлось перенести катамараны через мост – по ЛБ за мостом удобное улово для старта. В нашу высокую воду извилистая левая протока со множеством низких травянистых островков, завалами и мелководными шиверами была вполне проходима. Пришлось частично провести гружёные катамараны через зубья в шивере П3. В сливе П4 на зубья сели только К4 и К6, лёгкий К2 прошёл без применения проводки. Эти пре5пятствия не требуют осмотра, их обнос вряд ли возможен из-за заросшего кустарником подболоченного берега. На выходе из П4 – разлив. Крайняя левая протока – продолжение р. Винча, а направо уходит р. Пудос, перекрытая плотиной и непригодная для сплава. В конце разлива видна скала на ПБ с нарисованной на ней буквой О. Это ориентир «Ака-порога». Порог начинается под полуразрушенным низким деревянным мостом, затем следует выходная шивера. По нашей воде проход под мостом в слив был невозможен, вода хлестала прямо через мост. Мы зачалились на ЛБ перед мостом и обнесли гружёные катамараны за мост, откуда стартовали в выходную шиверу. Затем следует недлинный плёс и за ним короткий перекат.
После переката ещё один недлинный, но широкий плёс. Дальше начинается череда
шивер с приятным уклоном – так называемые «Еловые пороги». В шиверах даже по
нашей высокой воде приходилось постоянно уходить от зубьев, К4 и К6 2 или 3 раза прибегли к короткой проводке. В основной струе в отдельных
шиверах были заметные валы до
На ЛБ в конце шиверы есть отличная стоянка. Затем следует короткий плёс (не более
В наши сроки расстояние от поверхности воды до моста было
около
К2 стартовал из маленького улова с ЛБ прямо из-под слива первой ступени, сделав траверс струи, экипаж зашёл в слив по задуманному плану. После слива К2 не смог полностью уйти от пенной подушки, но быстро с неё снялся и по основной струе прошёл выходную шиверу. На ночёвку в этот день мы остались на стоянке ЛБ над «Собачьим падуном». Вечером соседи с ПБ в благодарность за цирк угостили нашу группу свежее пойманным хариусом. Фото 1 – К4 «Драйв» в П4 Фото 2 – К6 «Пингвин» в последнем «Еловом пороге» Фото 3 - К2 «Светофор» на старте в «Собачий падун» Фото 4 – К2 «Светофор» на заходе в основной слив «Собачьего падуна» Фото 5 – К2 «Светофор» в основном сливе «Собачьего падуна» Фото 6 – К2 «Светофор» в выходной шивере «Собачьего падуна» День 2 – 29.07. Погрузка вещей на катамараны, старт всех судов в выходную шиверу порога «Собачий падун». После «Собачьего падуна» - короткий просматриваемый плёс и небольшой порожек, за которым необходимо зачалиться к ЛБ для осмотра и обноса первой ступени «Большого падуна». Слив «Большого падуна», высотой около 10 м, представляет собой длинный пенный свал, зажатый с двух сторон ряжевыми стенками. Из левой ряжевой стенки торчат брёвна. В принципе, эта ступень проходима, если брёвна будут закрыты водой, но только очень опытными экипажами. Левая протока состоит из каскада мелководных водопадиков. В них можно замечательно искупаться после трудоёмкого обноса судов по тропе ЛБ, что мы и сделали. Катамараны пришлось протаскивали на ребре вертикально, вещи занесли отдельно от судов. Было решено стартовать на гружёных катамаранах из улова на ЛБ, фактически, из-под слива первой ступени перед ряжевой стенкой по ЛБ, траверсом уходя от прижима влево к ряжевой стенке. В слив второй ступени предполагалось заходить по центру, после слива требовался резкий уход вправо в основную струю выходной шиверы порога. Выходная шивера разделена на 2 части ряжевой стенкой, левая часть – мелководные разбои с завалами, правая более узкая, но и более глубокая часть – слалом с уходом от прижимов к завалам и зубьям. Первым стартовал К2, теперь уже в составе Фёдорова М., Яковлева Г., экипаж ушёл от прижима к ряжу, но на входе во второй слив порога у Яковлевой Г. сломалось весло. Несмотря на аварию, К2 успешно преодолел выходную шиверу, доказав давно витающую среди водников теорию о том, что судно без гребцов лучше проходит пороги. После шиверы К2 с некоторым трудом зачалился к ЛБ. Затем стартовал К4, экипаж не смог справиться с прижимом к ряжу, в результате чего левый баллон фактически проталкивал катамаран, цепляясь руками за брёвна ряжа, в бочке под вторым сливом правый носовой потерял весло. Выходная шивера была пройдена экипажем в рабочем порядке. Получив сообщение о потере весла, руководитель Фёдорова М. произвела осмотр выходной шиверы и увидела тешку весла, вертикально торчащего в прижиме к зубу около ПБ. После совещания с капитаном К6 гребцов К6 пересадили так, чтобы Фёдорова оказалась на правой корме. Андрееву А. взяли пассажиром на палубу. В такой конфигурации К6 успешно ушёл от прижима к ряжу, прошёл второй слив, в выходной шивере капитан К6 заложил манёвр так, чтобы прижать правую корму к зубу, из-под которого торчало весло, в результате чего Фёдоровой удалось весло поймать. За выходной шиверой следует короткий плёс, и пологим сливчиком на правом повороте начинается разгонная шивера порога «Хариусный». Чалка к ЛБ перед сливчиком. Струя круто поворачивает вправо и входит в основной слив порога – 4-х метровый пологий свал воды через обливняки с мощной, но проносной бочкой в конце. На входе в слив струя по внешнему радиусу выносит на каменную грядку по ПБ. Слева слив осложнён ряжевой стенкой, но прижима к ней нет. На выходе из порога – мелководная шивера. Осматривать порог приходиться с островка с ряжем, левая протока мелководная, её можно перейти вброд. После осмотра препятствия решили идти порог на гружёных катамаранах. К2 на заходе в основной слив перестарался с уходом от ряжевой стенки и зацепил правым баллоном камень, в результате чего основная ступень слива и бочка были пройдены кормой. К4 прошёл порог по намеченной линии. К6 сел на зуб на заходе в основной слив порога, в процессе снятия с зуба К6 развернуло поперёк струи, капитан принял решение не бороться с крутящим моментом на заходе в слив и довернул судно, чтобы пройти порог кормой. В мелководной выходной шивере экипажу К6 пришлось прибегнуть к короткой проводке. После короткого плёса начинается последний порог каскада «Домашний». Порог был пройден всеми экипажами походной колонной с координацией действий по рациям (К2 прошёл первым и передал линию прохождения экипажам К4 и К6), так как из-за отсутствия подробных лоций на реке, было непонятно, где именно находится порог «Домашний». Порог начинается шиверой на левом повороте, река делится на 2 протоки, проход в левую вдоль ЛБ через невысокий косой слив, на выходе – валы, затем небольшой участок быстротока на правом повороте, после которого река опять делится на 2 протоки, в правой протоке – основной слив, а левая представляет собой каскад мелководных сливчиков. Протоки разделены ряжевой стенкой. Основной слив пологий и узкий, бочка проносная. За порогом на ЛБ есть хорошая стоянка, на которой заканчивается тропа обноса каскада. На ночёвку мы остановились на этой стоянке. Фото 7 – Основной слив «Большого падуна» Фото 8 – К2 «Светофор» на заходе во второй слив «Большого падуна» Фото 9 – К4 «Драйв» на заходе во второй слив «Большого падуна» Фото 10 – К6 «Пингвин» на заходе во второй слив «Большого падуна» Фото 11 – К2 «Светофор» на заходе в порог «Хариусный» Фото 12 – К2 «Светофор» в выходной шивере порога «Хариусный» < Фото 13 – К4 «Драйв» на заходе в порог «Хариусный» Фото 14 – К6 «Пингвин» кормой заходит в порог «Хариусный» Фото 15 – К6 «Пингвин» в пороге «Домашний» День 3 – 30.07. Пайозеро прошли быстро, на выходе в озеро Каменное проехали сходу без осмотра шиверу под названием «Тюри-порог». Проход по основной струе, валы небольшие, на выходе – низкий пологий слив с мини-бочкой. Озеро Каменное достаточно узкое, проходится легко. На выходе из озера – низкий деревянный мост, к которому подходит грунтовка. Судя по атласу Мурманской области, она соединяется с грунтовкой, подходящей к «Собачьему падуну». О её качестве у нас нет сведений, но катамаранной группе было бы идеально закончить маршрут именно здесь, потому что впереди только утомительная гребля по Нотозеру, являющемуся частью Княжегубского водохранилища. Мы не рассчитывали на эту непроверенную дорогу и собирались выбрасываться из Коккогубы. Чалка перед мостом к ПБ. По нашей высокой воде – обнос
моста. Под мостом – невысокий слив, проходится в более низкую воду. За мостом -
старт в шиверу под названием «Каменный порог». Шивера
длинная около 300 –
Фото 16 – тренировка самосплава в выходной шивере пор. «Каменный» Фото 17 – стоянка на пороге «Каменный» на выходе в Челозеро День 4 – 31.07. По Челозеру нужно было пройти всего 2 км, но шли мы медленно из-за встречного ветра. На выходе из Челозера прошли походной колонной по основной струе шиверу под названием «Винча-порог». Горка валами, не требующая осмотра для катамаранов. Перед впадением в Нотозеро Винча сильно расширяется, течение не чувствуется, зато стал хорошо чувствоваться сильный встречный ветер. Решили, что гребля на К2 по водохранилищу – занятие не интересное, к тому же тормозит группу, поэтому К2 был привязан на буксир к К6, а экипаж сел рулевыми: Фёдорова на К6, Яковлева на К4. В Нотозере ветер был совсем немилосерден к нашей группе, поэтому продвигались мы крайне медленно. В губе Мантуаркши к ветру прибавился проливной дождь. Решили встать на стоянку на первом приличном месте. Таковое нашлось справа по ходу движения на одном из мысков в губе Пудос. До стоянки в устье реки Пудос мы уже не дотянули. Фото 18 – до устья реки Пудос мы не дотянули День 5 – 01.08. Направление ветра меняться не собиралось, но оставшиеся пару километров до устья Пудоса нужно было прогрести. На воде нас застал сильный ливень. Подходя к устью Пудоса, мы заметили группу из нескольких байдарок, уходящую от стоянки на мысу ЛБ р. Пудос. Очень обрадовались, что вчера досюда не дошли – сегодня в нашем распоряжении была отличная стоянка с каменкой для бани. Отсюда также начинается тропа на Иванову гору, которую мы собирались посетить. Разобрали К2, чтобы избавиться от буксира. На палубе его везти удобнее. Дождь закончился. Решено устроить полуднёвку и баню. День 6 – 02.08. Отправились в радиальный выход на Иванову гору. ЛБ р. Пудос высокий, тропа идёт через лес, обходя небольшой разлив р. Пудос на выходе. По камням через мелководный порожек тропа переходит на ПБ р. Пудос и проходит через заболоченный участок. Затем начинается крутой набор высоты, тропа карабкается по лесистым склонам горы. Недалеко от вершины есть отворот на восток на смотровую площадку. Оттуда открывается потрясающий вид на водохранилище и сопки на горизонте. На вершине стоит триангуляционный знак, на знаке кем-то был повешен баннер с цитатой из Писания. С вершины - отличный вид на восток и на юг. На вершине нас застиг сильный порывистый ветер. На спуске в особенно крутых местах мокрой тропы приходилось двигаться по одному медленно и осторожно. Общее время подъёма и спуска составило около 5 часов. В итоге пройдено около 8 километров. Фото 19 – подъём на Иванову гору Фото 20 – на промежуточной смотровой площадке, вид на Нотозеро Фото 21 – вид с вершины на юг. Фото 22 – на вершине Ивановой горы День 7 – 03.08. Из озера Пудос в Нотозеро решили попасть с помощью волока длиной около 300 м. Волок находится в северо-восточной части озера, на прибрежных деревьях туристы оставили опознавательные знаки. Катамараны проносили разгруженными, часто приходилось переворачивать их на ребро. Тропа местами заболочена. К обеду были на стоянке около остатков деревянного причала в Коккогубе. Произвели антистапель, просушили катамараны. Фото 23 – ночь в Коккогубе 4. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 1) Каскад порогов от «Собачьего падуна» до порога «Домашний» требует внимания, своевременных чалок, осмотров, выставления страховки. Для каркасных байдарок большинство порогов чрезвычайно опасно либо вообще непроходимо. 2) На Нотозере сильный ветер разгоняет высокую волну. 3) Все мосты на реке Винча низкие, некоторые полуразрушены, все они являются началом порогов, поэтому необходима чалка перед мостами. III. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута Маршрут может быть интересен по высокой воде для катамаранов как техническая тренировка перед походами более высокой категории сложности. Порог «Собачий падун» в зависимости от уровня воды может быть оценен не менее 5 к.с. Порог «Большой падун» (его первая ступень) может быть либо непроходим, либо являться препятствием высшей категории сложности. Пороги «Хариусный» и «Домашний» по высокой воде будут не менее 4 к.с. Винчу можно пройти в достаточно быстром темпе (мы никуда не спешили, наш график здесь непоказателен), это короткий и при этом автономный маршрут, который можно закончить перед порогом «Каменный, воспользовавшись грунтовкой, соединяющейся с грунтовой дорогой пор. «Собачий падун» - станция Полярный круг. Идеальное время для прохождения р. Винча – конец мая – середина июня, то есть по высокой паводковой воде. В это время пороги Винчи можно порекомендовать только сильным катамаранным группам. В июле и августе на р. Винча можно не поймать воду – нам повезло, каждый день шли дожди. Но для надувных байдарок это, пожалуй, самое лучшее время. Конец июня и начало июля – это время разгула мошки. Для каркасных байдарок р. Винча рекомендовать не стоит, во всяком случае, основной каскад порогов, зато на многочисленных озёрах байдарочники будут чувствовать себя лучше, чем катамаранные группы. IV. Технический отчёт подготовлен Отчёт подготовлен Фёдоровой М., откорректирован Фёдоровым Н. В отчёте использованы фотографии Друговины Д., Курзина И., Ефремовой Е., Митькиных Ю. и Т., Мыся В. Фото 4 - К2 на заходе в основной слив порога «Собачий падун» - любезно предоставлено туристами турклуба «Горизонт».
|