По рекам Тихвинке - Сясь и Старосясьскому каналу от города Тихвина до города Новая Ладога
Протяженность - 150 километров. Число ходовых дней - 6-7. Сезонность - май-сентябрь. Категория сложности - I.
Тихвинка, правый приток Сяси, берет начало из озера Лебединого и впадает в Сясь на 98-м километре. Длина Тихвинки-158 километров. От истока река течет в узких каменистых берегах, пересекая по пути ряд небольших озер. В среднем течении русло на значительном протяжении илистое, а в нижнем-каменистое. Встречаются крупные камни-«одинцы». По берегам смешанные леса чередуются с полями и лугами.
Тихвинка была основным звеном Тихвинского водного пути, соединявшего Балтийское море с Каспийским (Нева - Ладожское озеро - реки Сясь - Тихвинка - Валченка-Соминка-Горюн - Чагода - Молога - Волга). При устройстве Тихвинского водного пути через водораздел был прорыт канал длиной 7,5 километра, соединивший озеро Лебединое с рекой Валченкой. На реке было построено 49 шлюзов, носивших наименование губерний, из которых были присланы на строительство «работные люди». Тихвинский водный путь вошел в строй в начале XIX века, а после ввода в эксплуатацию Мариинской системы потерял свое значение, пришел в упадок и обмелел.
Начинается маршрут от города и станции Тихвин железнодорожной линии Ленинград-Вологда. От вокзала надо поехать автотранспортом до улицы Кузьмина, к берегу Тихвинки, при этом группа окажется ниже плотины и избежит лишнего обноса.
Тихвин-старинный город. О Тихвинском погосте упоминается в летописи 1383 года.
В 1510-1515 годах был построен каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней. В 1560 году в Тихвине были основаны два монастыря: Большой Тихвинский (Успенский) на левом берегу Тихвинки и Введенский - на правом берегу реки. Вокруг монастырей вырос посад. Тихвинские монастыри имели крепостные сооружения, так как служили важными укрепленными пунктами на северо-западе Руси. В начале XVII века они неоднократно подвергались нападениям шведов.
Сооружения Большого Тихвинского монастыря сохранились до наших дней и представляют собой интересные историко-архитектурные памятники XVII-XVIII веков. С 1774 года посад стал уездным городом Новгородской губернии и оставался им до Октябрьской революции.
В 1941 году фашисты захватили город, и положение Ленинграда, охваченного блокадным кольцом, стало чрезвычайно тяжелым. Но уже 9 декабря наши войска освободили Тихвин. Этим был сорван план создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда. Тихвинцы свято чтут память героев битвы за город. На братских могилах погибших воинов воздвигнут памятник. Именами Героев Советского Союза В.М.Зайцева, А.И.Ращупкина, М.К.Кузьмина названы тихвинские улицы.
Во время войны Тихвин был сильно разрушен, но в послевоенный период полностью восстановлен и стал важным промышленным центром области. В городе работают такие крупные предприятия, как завод «Центролит» (филиал объединения «Кировский завод»), лесодеревообрабатывающий и домостроительный комбинаты, лесохимический завод и предприятия легкой и пищевой промышленности.
В Тихвине, собрав байдарки, следует идти вниз по течению. До деревни Лазаревичи лес вырублен, и Тихвинка вьется среди невысоких берегов. В районе поселка Наволок путь преграждает 1-й шлюз балтийского склона-Херсонский. Здесь река делает крутую петлю (обнос 250 м по левому берегу, по береговой аллее, влево). После плотины русло суживается, и Тихвинка быстро бежит среди крутых берегов, заросших кустами ивняка. Один из самых красивых участков реки встречается ниже деревни Ялгино - правый высокий берег террасами спускается к воде, на верхней площадке стройные сосны. Левый берег более пологий, порос смешанным лесом. В районе поселка Овино-четыре несложных переката протяженностью от 50 до 150 метров каждый.
Выйдя в Сясь, нужно повернуть направо вниз по течению. О пути по Сяси сказано в маршруте № 23, а о Старосясьском канале-в маршруте № 17. Маршрут заканчивается в городе Новая Ладога.