Общее описание.
Река Колос берёт своё начало из небольшого озера Колосъярви,
расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере
201 м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро
Тулемаярви - 67 км.
От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном
0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых
10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности
и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин
и тому подобных неприятностей. В среднем течении, после впадения левого
притока р.Витсаоя, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически
отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один
за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в
каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет
35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км.
Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до
20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
После каньона река проходит
ещё несколько сложных шивер и порогов, в том числе пор.Карманный (3-4
к.сл.), и впадает в Тулемаярви возле пос.Колатсельга.
Подъезды к началу
маршрута - по железнодорожной ветке Петербург-Костомукша до станций
Лоймола или Пиитсйоки, далее попутным автотранспортом.
Лоция р.Колос.
(Использованы материалы групп под
руководством И.Н.Кошица и Лазебы А.В.)
На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые
плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем
неотчётливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло
начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км
небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с
которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при
входе в разлив курс на остров).
Далее река снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных
хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым
поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плёсам с
завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют
собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и
малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боёв
Второй Мировой; окопы, колючая проволока... Под мостом слабое течение.
Затем в течении часа плёсы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на
левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход
от воды неудобный - 50 м по болоту.
Ниже по берегам появляются моренные
гряды. Слева впадает р.Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса.
Количество и протяжённость шивер увеличиваются. Слева п/х показывается
озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров,
выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам
остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плёс 50 м и сам
порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6
м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
Через 200 м низкий
бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по прав. берегу.
Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км,
начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги
несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
Далее
на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами
берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом
высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень,
представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная
гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
Ниже
порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава
порог Лосёнок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий
слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя
бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу
полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки
узкоколейки на левом берегу. Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые
коротким плёсом. После примерно километрового плёса начинается мощная
шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный.
Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы
валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае
переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После
прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого
берега.
Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки
Колос. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским
масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона
600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из
которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на
20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в
карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по берегам,
полузатопленные деревья. В паводок высота первого и третьего слива
составляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на
катамаране. Предполагаемая категорийность - 5-6. В среднюю воду возможно
прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 к.сл. для
байдарки.
Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён
буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина
волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий
реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой
протокой. Далее три шиверы, разделённые короткими плёсами, за ними озеро,
на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы).
Проход по основной струе. Далее длинный плёс, шивера 200 м, приток справа,
шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но
меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает
плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделённые коротким плёсом.
Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100
метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной
шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по
левому берегу.
После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов,
образуя прижим к скале. в прижиме камни и брёвна, торчащие поперёк реки на
три четверти её ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем
паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок
каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют
"шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На
выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая
стоянка.
Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый
более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман",
давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок
в карман затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу полностью.
Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его
"посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую -
только через сутки (!).
От выхода из каньона Карманный до впадения
р.Колос в Тулемаярви остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая
шивера, берега низкие. В устье - автомобильный мост.