составлена М.Афанасенковым
Итак, о заброске на Подломку. Географически это выглядит так: от железнодорожной станции Плесецкая (ветка Москва-Архангельск) автодорога(хорошая) до Североонежска. От него автодорога и железная одноколейка (обе плохие) на запад - до зоны "Янгоры". Оттуда примерно на север 20-25км (старая бетонка) до реки. А вот С КЕМ И НА ЧЁМ ехать - вариантов несколько.
Описание, координаты | Достоинства | Недостатки | Для кого (IMHO) |
Прямая машина, водители. Телефоны: 8-(81832)-23518 - Александр, ..-64490 - Владислав. У Александра - "батон". Встретят к поезду, оформят пропуска, довезут на реку. За "батон" - 1500-2000руб. Про наличие машины большего размера неизвестно - звоните. Ехать от Плесецкой до реки 7-9часов. |
Комфортно, без пересадок, без зоны. | Дороже чем через зону. Для группы из четырёх-шести человек (а больше в батон и не влезет) выходит 300-400 рублей с носа. | "Обеспеченная" небольшая группа, не склонная искать "приключений" на свою ж... Особенно с женщинами/ детьми/ дорогим снаряжением. |
Прямая машина, посредники. Телефоны: 8-(81832)-64729 Рудик Борисов, ..-64044 - Юра Старицын. Местные туристы, могут быть даже проводниками на Кожу(по отдельной договорённости). Наймут нужного водителя для любой группы (нам достался ГАЗ-66 на 16 чел), оформят пропуска, встретят к поезду. Ехать от Плесецкой до реки 7-9часов. |
Комфортно, без пересадок, без зоны. Заведомо уедет большая группа. | Себе явно отстёгивают заметную часть. По телефону говорят одно, на месте - другое. Уточнить цену нужно сразу у поезда, а не после погрузки (это даёт преимущества при торговле, т.к. разгружаться посреди Североонежска большой группе с детьми явно неохота). Финальная цена нам за ГАЗ-66 с учётом вышеупомянутых ошибок получилась 7000(IMHO водитель получил 4000, а Рудик за посредничество - 3000). Вероятно, жёсткой торговлей можно достичь 5000-6000, что на группу 10-12чел составит 500руб. с носа. | "Обеспеченная" большая группа, не склонная искать "приключений" на свою ж... Особенно с женщинами/ детьми/ дорогим снаряжением. |
Ж/Д+машина(зеки). От Плесецка до Североонежска - рейсовым автобусом (кажется 20-30руб/нос, подправьте если не так). Далее в комендатуру за пропусками - формально дают всем по паспорту, но туристов могут не пускать, ссылаясь на случаи "спаивания зеков"(действительно имели место, напившиеся зеки даже устроили побег). Вечером (сэмь-восэмь) уходит либо дрезина(без билета, договориться с машинистом, ходит каждый день), либо "поезд"(один пассажирский вагон, билеты, ходит примерно через день). И то, и другое примерно 30руб. с носа. Ехать до конца - ст. Янгоры. Едет медленно и долго - приезжает заполночь. К поезду в сезон уже встречают машины, не в сезон - искать по округе. Водители, как правило, работающие здесь же зеки. За машину берут как деньгами (400-800руб), так и (м.б.частично) натурой (спирт, водка, сигареты, чай ). Начальством всё это не поощряется. |
Совсем дёшево. При благоприятном исходе - 100-150руб с носа, включая автобус и поезд. |
|
Малообеспеченная небольшая мобильная группа, не боящаяся "контактов с людьми" (к примеру, несколько бойких студентов мужского пола). Обратите внимание, что ехать "через начальника" малой группе невыгодно - не сильно дороже заказать батон в Плесецке... |
Ж/Д+машина(начзоны). До Янгор поездом - см.выше. Далее ночёвка на станции (с дежурством, разумеется), и с утра - гонец в зону к начальству. Если у начальника есть свободные машины и хорошее настроение - возьмёт денег (в районе 1000-1500) и даст машину. Водителю, как правило, ещё бутылочку спирта... |
Недорого, законно. Примерно 150-300руб с носа в зависимости от группы. |
|
Малообеспеченная большая группа, готовая к некоторым неудобствам. |
Мы встречали группы, успешно добравшиеся ВСЕМИ перечисленными вариантами.
Предлагаемая ниже лоция ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕПИСАНА С НУЛЯ по записям 2001 года. Скорость движения по плёсам заметно меньше чем в 1993 (Егеря+катамараны против КНБ). Категории сложности (КС) полностью обновлены (я их называю "современные Карельские") - они уже существенно ниже "бумажно-турклубовских из 1970-1990-х", но выше алтайско-кавказско-международных.УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).
ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0. Повторю: измерено для Скаута/Егеря/ката. Для каркасных байдарок и каяков будет быстрее.
СВ - суммарное время от мыса на Кожозере(см.лоцию Подломки), включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.
КС указаны диапазоном, так как сильно меняются от уровня воды. Локальные пороги в среднем усложняются с ростом воды, шиверы же(в.ч. "Железные ворота") наиболее сложны в воду чуть ниже средней. В высокую воду камни заливает и манёвров не требуется, а в очень низкую струя слабая и всё прощает...
СВ | ВПП | УВП | КС | Объект | Описание |
0-00 | 0-00 | 0-00 | - | Кожозеро | курс - на мыс чуть левее островка |
0-40 | 0-40 | 0-00 | - | Мыс | за ним открывается вид на Кожпосёлок и монастырь |
0-55 | 0-15 | 0-00 | - | "Пристань" у Кожпосёлка. | Если не осматривать монастырь лучше вообще не подплывать - можно сэкономить на "заповедничных" деньгах егерю, обитающему именно в Кожпосёлке. |
1-15 | 0-20 | 0-00 | - | Начало Кожи | |
1-35 | 0-20 | 0-00 | - | Пежозеро | идти прямо, выход ровно напротив входа |
1-50 | 0-15 | 0-25 | 1+ - 2+ без просмотра | пор. Мельничный (по большому счёту - цепь перекатов) | отдельные перекаты становятся всё чаще, достигая кульминация в самом конце порога, где нужно вовремя отвернуть вправо от каменистой отмели, а затем грамотно влиться в финальную "горку" с мощными валами. Максимально сложен и интересен в среднюю воду. В большую - просто валы с произвольной линией движения. В малую - всё прощает, в любой момент(сев на камень) можно вылезти и спокойно сняться. |
2-30 | 0-15 | 0-00 | - | мель(в малую воду) | в среднюю и большую - слабовыраженный перекатик |
2-35 | 0-05 | 0-00 | 1 | пор. Кривой (перекат) | Мелкий перекат. Вовремя уйти вправо с отмели (мели и пороги такой структуры на Коже ещё не раз повторятся) |
2-50 | 0-15 | 0-00 | 1 | шиверы | после гладкого плёса и правых притоков. Уклон постепенно растёт, появляются каменные лбы на ПБ. |
2-55 | 0-05 | 3-00 | 4+ - 5+ осмотр и страховка обязательны | пор. Падун. | Через поворот от каменных лбов. За правым поворотом открывается вид на белый пенный бугор и глыбы на горизонте. Описанная в 1993 году продольная гряда камней в малую воду не видна - правая "канализация" не существует, сливаясь с берегом. Чалка сразу к правому берегу - там начинается тропа обноса.
Порог представляет из себя классический скальный каньон шириной метров десять, с косым сливом на входе и "зубастой" системой сливов на выходе. Лучше один раз увидеть... Порог проходим на катамаранах в любую воду (даже в супермалую августа 2001 мы его проходили), на "Скаутах"/"Егерях" - на пределе этих судов при хорошей страховке (я кильнулся, но на видео видно, что сдуру) . Пластиковый каяк при хорошем опыте горных рек тоже пройдёт. Для каркасных байдарок - обнос. В малую воду под сливом первой ступени горизонтальный водоворот - кильнувшиеся лодки, люди и вёсла стабильно плавают по кругу и без спасконцов выбраться затруднительно. При этом, в отличие от классической (вертикальной) бочки, дышать вполне есть чем - голова всё время над водой. Время указано для прохождения (осмотр, страховка, обнос вещей, подготовка судов, фотовидео). Обнос быстрее - примерно час для средней группы, включая фотосъёмку "на фоне". Стоянок достаточно - как на тропе обноса, так и ниже порога. Тесновато, но влезают все. |
5-55 | 0-00 | 0-30 | 1 - 2- без просмотра | шиверы | начинаются сразу от Падуна, наиболее мощные примерно на 15-ой и 25-ой минуте, затем постепенно заканчиваются. Хорошие места для стоянок. |
7-00 | 0-35 | 0-10 | 1 - 2- без просмотра | шиверы | после получасового плёса - хорошая стоянка на ПБ, сразу за ней остров с шиверой в обеих протоках - начало десятиминутной цепочки относительно сильных шивер. |
8-50 | 1-40 | 0-00 | - | малозаметная изба ЛБ | полтора часа плёсов, совсем слабых перекатов, островов, затем - крутой правый поворот, справа - на мысу - стоянка, а слева - в лесу - видна изба. Указанная стоянка ничем особым не отличается, привожу для привязки (изб не так уж много на реке). |
8-55 | 0-05 | 0-00 | - | правый приток | |
9-00 | 0-05 | 0-00 | - | перекат | справа от острова, на который нанесло гору плавника (ориентир) |
9-15 | 0-15 | 0-10 | - | перекат | сначала просто перекат, затем в двух протоках, причём левая(полукруглая) глубже чем правая(прямая) |
9-25 | 0-00 | 0-15 | - | шивера | сначала мелкая(в среднюю и болбшую воду может исчезнуть), затем обычная, затем песчаные мели(только в малую воду). |
9-55 | 0-15 | 0-00 | - | мель, за ней перекаты | мель есть только в малую воду |
10-05 | 0-10 | 0-00 | - | острова, разбои (многократное ветвление) | - |
10-20 | 0-15 | 0-00 | - | мели, перекаты | - |
10-35 | 0-15 | 0-05 | 1 - 2- без просмотра | пор. Дедов Пруд | Правый поворот, остров, основная(левая) протока перегорожена грядой, проход у самого острова. Перед порогом на ЛБ - неплохая стоянка с видом на порог. |
12-20 | 1-40 | 0-20 | обнос | "забор" | Остров, основная, правая протока перекрыта забором. Что в левой - сразу не видно. Идти в левую. Там тоже забор, с обносом по острову. Обносить левым берегом или правой протокой менее удобно, к тому же это не нравится работникам забора (избы на левом берегу). После забора - глубокий спокойный плёс. |
14-10 | 1-30 | 0-05 | 1 | шивера | завалы наносного топляка на ЛБ, затем шивера, скалы на ПБ, табличка на дереве "Щурус". Правый берег образует два каменистых мыса. Мимо первого шиверу можно идти сходу. Далее чалиться в бухту МЕЖДУ мысами. |
14-15 | 0-00 | 2-00 | 3+ - 5- осмотр обязателен | пор. Щурус | Скальное сужение, косой высокий слив в бочку, затем ещё небольшой слив (с валом либо бочкой в разную воду).Сложность порога растёт вместе с уровнем воды. В малую воду я его успешно ходил на "Щуке", а в большую - килялся через нос на кате...Удобный короткий обнос для катаний. Бочка в любую воду проносная - живцы и спасконцы не нужны, достаточно страховочного судна внизу, прямо под порогом(там удобный улов прямо посреди реки, с которого всё видно) - ловить вёсла. Людей и лодки прибивает к берегу само...
Две избы, в одной из которых живёт рыбнадзор. Много места для стоянки, как на самом мысу, так и чуть ниже по течению. |
16-15 | 0-00 | 0-10 | 2 - 3 | пор.Железные ворота | Шивера. Осмотреть можно пешком сразу от Щуруса. Страховка с берега малоэффективна - нужна лишь взаимостраховка с воды. Заканчивается под скалой с памятником. |
16-30 | 0-05 | 0-50 | 2 - 3+, осмотр обязателен | пор. Сиваньга | Каменистый мыс ЛБ с шиверкой - проходим мимо, далее - мыс ПБ. В малую воду можно сразу чалиться к нему - для просмотра правой протоки. В среднюю и большую воду - чалка слева, напротив мыса - для просмотра левой протоки. Средняя протока неудобна почти в любую воду. Левая протока - два последовательных слива: широкий и низкий (с плиты), затем узкий слегка косой ("у камня"), с бочкой. Между сливами поперечная струя сильно несёт вправо, прижимая к камню. Всё это в большую воду. В малую слив пересыхает - приходится идти правой протокой. Там просто крутая шиверка. |
17-30 | 0-10 | 0-10 | 1+ - 2+ без просмотра | пор. Чопуй-1 | От Сиваньги - за углом, за крутым левым поворотом. По струе с ходу. Валы. В малую воду даже интереснее - слалом в поисках струи :-). Заканчивается озероподобным разливом. |
17-50 | 0-10 | 0-00 | 1 - 2- без просмотра | пор. Чопуй-2 | Скалистый мыс ЛБ. Шивера. По струе сходу. |
18-00 | 0-10 | 0-00 | 1 - 1+ без просмотра | пор. Каменный Остров | Проход у любого берега, мы - справа. По струе сходу. Далее начинается заходная шивера порога Кямус. |
18-05 | 0-05 | 1-00 | 2 - 4- осмотр очень желателен. | пор. Кямус | Ориентир - узкий песчанный пляж зажатый между скал на левом берегу, далее - скалистый мыс ЛБ - к его основанию и чалиться. Справа - высокие скалы, ниже порога видны карманы-пещеры (не с воды, разумеется!). Порог коварен в среднюю воду тем, что под "языком" находится "хребет", в результате справа и слева от него образуются небольшие, но кусачие косые бочки. В малую воду всё игрушечное, а в большую - всё выравнивается и самый простой проход оказывается прямо по цетру "языка". |
19-05 | 0-00 | 0-10 | 1 - 2- без просмотра | выходная шивера | По струе. Далее - спокойный плёс. |
19-45 | 0-30 | 0-00 | 1- | перекатик | мелкий |
19-55 | 0-10 | 0-00 | 1- | шиверка | мелко, в малую воду местами проводка. Далее - длинный плёс. |
22-15 | 2-20 | 0-00 | - | Отдельные глыбы | временно появляется течение... (гладкое, переката нет) |
22-25 | 0-10 | 0-00 | - | Сарай ПБ | - |
22-45 | 0-20 | 0-00 | - | "ворота" | Каменные глыбы по обоим берегам, как ворота. |
22-55 | 0-10 | 0-05 | 1 - 2- без просмотра | порожек | сначала - по струе, затем в правую протоку от острова с наваленным плавником |
23-00 | 0-00 | 0-40 | 2 - 3- осмотр желателен, ЛБ | пор. Юг | После предыдущего порожка - ещё один остров с плавником, основная протока - левая. В ней, собственно, и порог. Осмотр ЛБ, есть место для стоянки, слегка темноватое. Ключевое место - в конце порога (узость, обливняк, бочка, но всё легко обходится). |
23-40 | 0-00 | 0-50 | 1 - 3 без просмотра | шиверы | сразу за "Югом" - интересная шивера (на мой взгляд сложнее самого "Юга"), плавно перетекающая в цепочку почти непрерывных мелких шивер. Затем плёсы. |
25-10 | 0-40 | 0-00 | - | дер.Петровская | за ней - последний перекат |
26-30 | 1-20 | 0-00 | - | приток справа (Сывтуга?) | Спокойные плёсы, места для стоянок неудобные - обжитые. |
28-30 | 2-00 | 0-00 | - | дома справа | Небольшой посёлок, провода через реку, слева - огороды.За ними можно закончить маршрут (см. "Выброска") |
29-00 | 0-30 | 0-00 | - | пос.Усть-Кожа | впадение в Онегу, поворот налево, и до ближайшего мыса за посёлком (см. "Выброска") |
В Усть-Коже можно встать либо на левом берегу Кожи ДО посёлка (полянка после огородов, ПОСЛЕ домиков на правом берегу и проводов через реку), либо на левом берегу Онеги ПОСЛЕ посёлка (упомянутого в лоции-1993 сарая уже нет. Лужок-с.) В первом случае до катеров пешком около 2км, до "Зари" - 2,5км. Во втором - катер подъедет сам (по договорённости), а до "Зари" - метров 700-900. Зато "после посёлка" местные подростки ошиваются. За четыре раза никаких эксцессов не было, но за вещами приходится непрерывно присматривать, а на ночь на всякий случай выставлять дежурных.
"Заря" до пристани "Порог" ходит по субботам примерно в 6 утра, и, возможно, также во вторник и четверг. Билет стоит около 60руб. с носа. За вещи могут попросить доплату.
Катера пришвартованы немного ниже впадения Кожи в Онегу, принадлежат Усть-Кожскому Лесо...что-то(лесорубы, короче). Начальник - г-н Самарский - солидный усатый мужик - живёт неподалёку прямо напротив конторы этого самого лесучастка. Он всё и решает. Если есть свободные катера, а они как правило есть, можно "купить" катер до порога (чартер!) если группа большая (или несколько групп приплыли одновременно) либо подсесть в попутный с оказией если группа маленькая. Выясняется всё в восемь утра, у них прямо у пристани планёрка, но не помешает предварительно вечером у Самарского ненавязчиво выяснить. Большой катер (30-40чел) стоит 1100руб плюс 200-300 капитану, маленький (10-15чел) - примерно вдвое дешевле, точно не знаю. Нам на три группы большой катер встал по 40руб. с носа при том, что он заехал за нашей группой на мыс за посёлком и нам не пришлось таскать рюкзаки... И ещё на всякий случай: IMHO власть Самарский любит больше денег (с нас не взял ни копейки, всё оплатили через бухгалтерию), поэтому лучше вести себя скромнее, деньгами не трясти, разговаривать с проси-и-тельным восхищением :-).
По Онеге на катере (или на "Заре") до "Порога" плыть почти два часа.
От пристани до станции ("пост 243 км") либо полчаса пешком, либо можно найти грузовик рублей за 100. В посёлке по дороге есть неплохой магазин.
Местный поезд Онега-Емца приходит в 14-30(стоянка 20 минут, правда в тупике неподалёку от станции), билеты до Обозерской прямо в поезде у проводника, около 40руб. с носа.
На всякий случай другие поезда до Обозерской: 5-10(1 мин стоянка, Маленьга-Емца, общий вагон), 16-39(1мин стоянка, в Вологду)
Из Обозерской можно уехать либо прямо в Москву в 22-30 (обычно мало билетов и появляются они маленькими неудобными порциями вплоть до самого поезда), либо сначала в Вологду(около 19-00, билеты есть, полупустой), а оттуда уже куда угодно - там поездов больше. Мы прибыли в Вологду в 5-50 утра, тут же в кассе взяли билеты (16 в один вагон!, полупустой...) на подошедший поезд Воркута-Москва (6-00, стоянка 20 мин, в 6-15 мы в него и сели). В Москве были около 15-00.