Из Санкт-Петербурга группа (в составе 8-ми человек) выехала 17 июля в 17:50 с Московского вокзала поездом С-Пб - Петрозаводск. 18 июля в 1:30 группа прибыла в Петрозаводск и до утра ночевала (по предварительной договоренности) в помещении "Экологического центра Федеральной службы лесного хозяйства России", который находится в 40 минутах ходьбы от вокзала (на противоположной стороне ж/д) у католического костела. Утром от экологического центра до речного вокзала добрались на попутке (в центре есть телефон; 052 - телефон местного таксомоторного парка). Билеты на "Ракету" до станции Шала были забронированы заранее (телефон речвокзала 77-23-61 и 77-85-25, или по адресу: ул. Шотмана д. 7/3). Попытки договорится с капитаном "Ракеты" других групп о безбилетном проезде не увенчались успехом (стоимость билета составляла 40 руб. с человека + 40 руб. багаж, т.к. байдарка любой конструкции приравнивается к багажу весом 50 кг). Из порта на "Ракете" отбыли по расписанию в 13:10, и в порт Шала прибыли в 14:40; сразу загрузились в УАЗик водлозерского заповедника (по предварительной договоренности с директором заповедника, машина обошлась в 200 руб.). Выехав из Шалы в 15:00 уже в 17:00 нас доставили на побережье Водлозера к поселку Кевасалама, где неподалеку от поселка на берегу озера был разбит лагерь, собраны байдарки и проведен окончательный осмотр снаряжения и судов, а также проведена разминочная тренировка на воде. Это был начальный пункт водной части маршрута.
Самое большое озеро в восточной Карелии. Переход от поселка Кевасалама до истока р. Вама не представляет трудности при наличии подробной карты южной части озера и хорошей погоде. Направление движения восток - северо-восток, ориентир - пос. Чуяла на правом мысу губы Владипольская Лахта. Мыс следует обогнуть, следующий ориентир - на исток р.Вама, понтонную лодочную пристань и дома поселка Водлозерского заповедника; держаться необходимо правого берега, т.к. слева под водой находятся деревянные столбы от бывшей плотины или моста и обнос плотины удобнее производить по правому берегу (удобное место для чалки судов, тропа, удобное место спуска судов после обноса).
Вама - короткая, около 25 км., но бурная река, интересная в спортивном отношении,
имеет около 20 порогов различной категории сложности (с I по IV). Расход воды
в реке регулируется плотиной. Чалиться и обносить плотину лучше всего по правому
берегу по тропе, идущей вплоть до порога Роккой. Недалеко от плотины удобная
стоянка.
Первый порог - Устинская шивера - находится сразу за плотиной, ее протяженность
около 500 м. От правого берега отходит каменная отмель, из суводи перед ней
спускаем две самые тяжелые байдарки и ведем их проводкой до места, откуда можно
начать сплав, т.к. плотина закрыта, и вода в реке упала (примерно на 1м.) -
шивера превратилась в шкуродер (очень мелко и огромное количество надводных,
подводных камней и обливников). Две другие байдарки обнесли по берегу.
Затем через километр следует порог Меньпорог - шивера (воды мало, поэтому тоже
шкуродер). Экипажи следуют друг за другом на расстоянии 30 м, обеспечивая взаимную
страховку с воды.
Следующий порог Роккой длинной около километра. По большой воде, судя по имеющемуся
у группы описанию и рассказам друзей, серьезный порог, но мы его прошли без
особого труда. Порог представляет собой 4 ступени слива, небольшие валики, обливники.
После очередного плеса вышли к порогу Островец, расположенному примерно в 4-х
км. от плотины. Ориентир - перед порогом на правом берегу большой сенокосный
луг. Реку делит на два рукава остров. Разведка порога показала, что из-за малой
воды правый рукав (более безопасный и спокойный по бурной воде, т.к. перепад
высот 1,5 м. растянут на большей протяженности /правая протока в 3 раза длинее
левой/) практически не проходим - мелко. Принято решение идти левым рукавом
без первых номеров, дабы облегчить байдарку и сделать ее более маневренной,
по основной струе, потом перейти почти вплотную к левому берегу острова (правому
рукава) и на выходе (повороте русла) опять перейти вплотную к левому берегу
реки. Проходили по одной байдарке, на повороте был поставлен сигнальщик. Глубина
от 0.5 до 1 м. Страховка с берега. При прохождении порога одна байдарка получила
серьезную пробоину (порез вдоль нижнего стрингера посередине байдарки длиной
около 50 см.). Дыру заделали скотчем, байдарку разгрузили и экипаж шел на ней
до места стоянки около километра. На левом берегу отличная поляна для стоянки
(в 300 м. перед мостом). На поляне обнаружили памятную доску с надписью : "
На этом месте 28.07.97 оборвалась жизнь дорогого, горячо любимого для нас человека
Наумчука Павла Никифоровича. Светлая тебе память." Стоянка также оказалась
богата лесными ягодами и дровами.
На следующий день первый несложный порог (после ж/д моста) под названием Пуганда,
а через километр - такой же безымянный порог (по малой воде несложные шиверы
с большим количеством камней).
Следующий Вампорог - длина около 300 м, имеет большое количество надводных и
обливных камней, что осложняет маневр по главной струе. Разведку лучше производить
с правого берега. Заходить в порог по главной струе справа, после прохода двух
обливных камней следует уходить влево между камнями, а в конце порога следует
уйти к правому берегу. Страховка с воды и с берега.
Следующие пороги проходим без предварительной разведки на взаимной страховке:
Безымянный, Разбойный пороги и порог Береговец. Далее слева впадает достаточно
широкий и водный приток Нижняя Чепша и после него большой остров, в километре
после которого находится порог Кривой - шивера, косые валы и множество надводных
и обливных камней. Сдесь была серьезно порвана шкура "Тайменя". Для
экстренного ремонта пришлось устроить полудневку. Последующие пороги Второй
Островец, Половинский, Сиговец простые и их проходим без просмотра, линия движения
видна с воды.
Ориентир на следующий порог - с левого берега видны с воды рыболовецкие заколы
(для мерег). Перед ними необходимо зачалиться и произвести разведку порога.
Порог Казимир - очень много обливных камней, которые плохо видны с воды. Проход
ближе к правому берегу между камнями, через небольшую бочку. Страховка с воды
и с берега. В 500 м после порога сразу за островом на левом берегу шикарное
место для стоянки с отличным видом и огромным количеством сухостоя. После прохождения
следующего безымянного порога причаливаем к правому берегу для разведки Пурпорога.
Пурпорог находится на расстоянии 20 км. от плотины и в 4-5 км. до впадения р.Вамы
в р.Сухая Водла, образующих в дальнейшем р.Водла. Длина около километра, наиболее
сложная средняя часть, здесь по основной струе имеются мощные обливники, за
которыми образуются бочки и валы. Разведка производится с правого берега. Порог
можно проходить либо по основной струе, либо ближе к правому берегу. В порог
заходили между обливными камнями ближе к правому берегу. Страховка с воды.
Проходим под мостом, сразу после моста несложный порог. И последний порог на
р.Вама - Боровой, который хорошо просматривается с воды.
В 500 м от устья Сухой Водлы начинаются Вамские пороги, состоящие из двух
порогов: Верхне-Вамского и Нижне-Вамского.
Верне-Вамский порог разделен островом на левую и правую части. Правая протока
непроходима и состоит сплошь из камней. Осмотр проводили с левого берега. Левая
протока значительно уже, основная струя проходит ближе к острову, в русле много
надводных, подводных и обливных камней, валы высотой до 0,8-1 м, в конце порога
бочки. Для входа в порог надо пересечь основную струю и пройти ближе к острову.
В средней части вал перекрывает путь, оставляя слева узкий проход (около 1 м)
между подводным камнем, который плохо виден с воды, и островом, поэтому здесь
хорошо бы поставить сигнальщика. На выходе из порога нужен маневр по обходу
большого обливного камня. Порог проходим по одному экипажу, т.к. взаимостраховка
невозможна и первый экипаж (Сергея Федорова) становится за порогом на страховку
с воды. На левом берегу неплохое место для стоянки. Маневрируя между камнями
на мелком небольшом плесе, выходим на левый берег для разведки и осмотра следующего
порога.
Нижне-Вамский порог - этот порог образован каменистой грядой, идущей от правого
берега и перегорождающей почти всю реку. Вдоль левого берега остается проход,
куда и происходит основной сброс воды : перепад высот 1,5 м, валы 0,8-1 м. Длина
порога около 100 м, в средней части необходим поворот направо.
Порог Негомский - короткая несложная шивера.
Порог Кинский - длинная и сложная , более мощная шивера с большим количеством
надводных и обливных камней, линия движения плохо просматривается с воды. Ориентир
на порог - за 300 м приток слева и слышен характерный шум. Осмотр и разведку
проводить лучше с правого берега. Необходим сигнальщик в конце порога, чтобы
в середине порога маневрировать между обливными камнями, которые плохо видны
с воды. Страховка с воды и с берега. на мысу после порога была устроена полудневка
и на Кинском проведена тренировка и отработка спасработ.
Далее пороги Баранья Голова и Мокриус простые и проходятся по главной струе.
Возле порога Боровик хорошее место для стоянок и тренировок.
Порог Верхний Падун - состоит из двух небольших ступеней (0.5-0.8м) на расстоянии
100 м. Ориентир - перед порогом остров делит русло на два рукава, идем по левому.
После порога широкий плес. Через примерно 0.5 км. сложный порог Нижний Падун
или просто Падун. Просмотр и страховка при его прохождении обязательна.
Порог Падун. При подходе порога не видно, ориентиры : справа по берегу большой
сенокосный луг (возможны стога) и после него русло делает поворот налево на
90 гр, слышен характерный шум. По всей ширине реки мощный слив - водопад высотой
1.7-2 м. Основной широкий слив идет под правым берегом, перед ним небольшая
бочка, после слива струю отбивает вправо от подводного камня, еще одна ступень,
сразу за которой мощная бочка. В конце порога небольшая шивера справа и быстроток.
Порог проходится на скорости, при заходе малая бочка цепляется левым бортом,
на второй ступени важно удержать судно параллельно струе и прошить бочку пыром,
т.к. при заходе в нее лагом и полулагом неминуем киль (проверено на тренеровке
опытным путем). Второй вариант по второму сливу от левого берега. Глубина в
нижней части порога небольшая и много подводных камней и "зубов",
мощная струя, поэтому обязательна страховка с суши и с воды; и медику в группе
необходимо быть готовому к оказанию первой помощи, т.к. при киле в бочке возможны
сильные ушибы и раны из-за малой глубины. На пороге была устроена полудневка
и очередная тренировка со страховкой с берега и с воды. Справа после порога
отличная суводь и место для чалки байдарки. Место это очень красивое и живописное.
Далее порог Боровник - русло делит на два рукава остров. Правая протока вообще
непроходима - очень мелко и много камней. Проход по левой протоке, придерживаясь
правого берега. На выходе из порога много подводных камней. Далее мелкие перекаты
и плесы, в 2 км от порога на левом берегу шикарая поляна для стоянки (есть место
для игры в волейбол), где мы и устроили бивак.
Примерно через 1 км. в пос.Водла сложный порог Печки - реку делят на 3 рукова
два острова. Крайняя левая протока непроходима, на выходе завалена камнями,
проходимы лишь центральная и правая. Осмотр, разведку и страховку с берега лучше
осуществлять с левого большого острова.
Центральная протока - длинной 300-400м, разгонная шивера с большим количеством
камней, затем резкое сужение русла, каменный каньон с мощной струей, по бокам
рыболовецкие заколы, ширина прохода 1.5-2 м. В каньоне 5 ступеней, сливы по
0.5-1 м и бочки, во второй ступени посередине просматривается острый подводный
камень-зуб - проход ближе к левому берегу. На выходе шивера с множеством камней,
расширение русла. Страховка с берега и с воды.
Правая протока - длиной 500-600 м, вначале по всей ширине перегорожена заколом,
который надо обносить. Очень извилиста, по берегам много заколов, в русле много
камней, но хорошо просматривается основная струя. Две ступени с бочками. Выход
из рукава в реку затруднен мелководкой шиверой и множеством обливников.
Порог имеет слаломный характер и интересен для спортивного прохождения.
После успешного прохождения порога по центральному рукаву группа закончила водную
часть маршрута на правом берегу, перед мостом.
В пос.Водла есть три продовольственных магазина: два из них находятся на площади
после моста, а третий в 200 м дальше по дороге. Из поселка Водла до поселка
Пудож ходит рейсовый автобус (раз в сутки в 6 часов утра, стоимостью 25 руб.
на июль 1999 г.). Из Пудожа достаточно часто ходят автобусы до Шалы, Медвежъегорска
и Петрозаводска.