Этой поездкой на машине в Европу мы хотели исправить прошлогодние ошибки и недочеты. Вместо байдарки были взяты два велосипеда (на крышу машины), сроки вместо конца августа – июль, паром через Балтийское море был заменен маршрутом в объезд Ботнического залива, куплена ветроустойчивая палатка, взят запас накидок от дождя.
Итак, план был прост – на машине едем из Питера через Финляндию до Швеции (1 день), потом до Норвегии и Лофотенских островов (Нарвик) (второй день). Далее исходя из погоды – если нет дождя – катаемся на велосипедах или треккинг по окрестным горкам, палатки не таскаем, всё в машине. Если дождь – изучаем Лофотены на машине – есть куча экзотических мест, увидеть которые надо просто обязательно. И постепенно движемся в сторону поселка О (Å), откуда в итоге паромом уезжаем на материк (3,5 часа по Атлантике).
Далее едем к Svartisen National park по 17-й дороге (tourist road – есть что посмотреть по пути!), где дня 3-5 тратим на горы и ледники. Потом через город Мо-и-Рана и Швецию возвращаемся домой. Реально мы доехали аж до Тронхейма (это еще дальше)
Все мероприятие обошлось на двоих в 1000 euro. Из них бензин 500 euro.
- Как получить визу я отписал в прошлогодней заметке (http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?430 ). Отмечу лишь, что у меня ушло 10 мин на ксерокс документов, 20 мин на рассылку писем в кемпинги с просьбой забронировать место для tent+car и распечатку ответов, что это не нужно (5-6 ответов достаточно), и 40 мин на стояние в очереди в консульство Норвегии (всё это время я заполнял анкеты). Срок рассмотрения анкет - неделя-две. Относительно езды по Европе с финской визой в 2007 г. есть некоторые изменения – см. http://www.bpclub.ru/index.php?showtopic=9775&st=0 http://www.wwwboards.auto.ru/travel/626672.html http://wwwboards.auto.ru/travel/519375.html и т. п. Страховки куплены в той же дешевой страховой компании, я по-прежнему думаю, что получить с них деньги за мед помощь будет непросто (см. отчет про год судебных разбирательств http://www.wwwboards.auto.ru/travel/636547.html ).
- Машину (а в прошлом году мы ездили на нашей краснознаменной ВАЗ-21099 1995 года выпуска) нам поменять не удалось – в конце апреля в питерских магазинах уже нельзя было купить универсал за разумные деньги в сроки до июля. Так что наша а/м была подремонтирована, и успешно проехала 5,4 тыс. км. Я два раза открывал капот, чтобы посмотреть всё ли на месте, и, не обнаружив ничего подозрительного, закрывал.
- велосипеды мы купили гибриды с узкими колесами 28” – передвигаться мы собирались по дорожкам. Прошлогодний опыт говорил, что в Норвегии асфальт просто везде, т. н. “горные” велосипеды не нужны. Ехать специально параллельно велодорожке по кустам – странно, да и тропинок по полям практически нет. Я прочитал массу статей про выбор велосипеда (особенно отмечу вот эту http://birota.ru/useful/choice.php ), и в итоге купили один Author Zenith, другой Author Synergy (см.http://www.sportextrem.ru ). Первый – так себе, второй (жена ездит) однозначно лучше, рекомендуется к покупке.
- палатку мы использовали Lafuma Alpine 3 (см. http://www.lafuma.com/lafuma/en/ ). Вполне нормальная горная палатка, ветроустойчивая. Минус – черно-красная расцветка (плохо видно комаров).
- все продукты и газ были взяты из РФ. Машину на границе не смотрели.
- карту Финляндии купили в РФ, карта Норвегии 10 км входит в состав книжки Осло и осталась с прошлого года, карту Швеции 10 км взяли бесплатно в первом же Tourist-info. В дальнейшем все карты брали в инфоцентрах, купили лишь 750-метровку Свартисена.
- ничего (паромы, пр.) не бронировали, никакими карточками не пользовались. Платили наличными. Nok, sek и euro покупали в РФ за рубли (курс гораздо лучше, чем в Forex bank). “Автоматические” заправки кроме карточек принимают также и наличные деньги (так же как и Neste в СПб) – там цена бензина чуть ниже.
Лофотенские острова
Тут есть горы, фиорды, рыбачьи деревни, музеи и пр и пр. Я уж не говорю про рыбалку, птичьи базары и китов (http://www.whalesafari.no/ охлажденное мясо китов можно купить в магазине, вкус оригинальный). Океан зимой не замерзает, температура не опускается ниже -2, популярны лыжи. Летом полярный день, около +20оС, пейзаж очень похож на Крымский. См. http://www.visitnorway.com/ см. http://www.gonorway.no/norway/sidevisning.php?id=92 см. http://www.lofoten-info.no/lofoten1.htm
Climbing - http://www.svane.net/lofoten/#lofoten см http://www.lofoten-info.no/default.htm
Велосипед - http://freespace.virgin.net/patrick.fox/lofoten/tips.htm
В случае с велосипедами – показалось разумно заехать куда-либо на а/м, снять велосипед с крыши (с верхнего багажника машины) и покататься по окрестностям. Разумеется, ездить по магистральному шоссе плохо (меня пугают проносящиеся мимо фуры), но т. к. Лофотены представляют собой архипелаг островов и магистральное шоссе идет с одной части острова, то по другой части острова машины почти не ездят. Асфальт, виды на океан, горы-острова, домики и пр.
Советую побывать в Stø (http://www.destinasjonsto.com/index_english.htm см карту на http://www.stobobilcamp.com/English/ ), Nusfjord (Moskenes-øya, не доезжая Ramberg’а на юг), Hennigsvær http://www.gonorway.no/norway/sidevisning.php?id=474 (чуть западнее Сволвара) и стандартных точках на шоссе E10.
Один из национальных парков Норвегии. http://en.wikipedia.org/wiki/Saltfjellet-Svartisen_national_park см. http://english.dirnat.no/wbch3.exe?p=3052 см. http://www.svartisen.no/
Основное – два здоровенных ледника-плато, высшая точка 1594 м.. Добираться по 17-й дороге (Rv17, сайт дороги www.rv17.no ) до поселка Holand, откуда катер за 70 nok перевозит на другой берег фиорда, фактически к подножию ледопада. Далее тропа в обход ледопада к хижине Tåkeheimen (приличный набор высоты).
Карту можно найти тут http://www.dirnat.no/wbch3.exe?p=3027 или сразу скачать по этой ссылке
http://www.dirnat.no/archive/attachments/01/66/NPkar028.pdf pdf-формат 3,9 Мб. В принципе, этой карты достаточно (если обзорные карты и схемы вы возьмете бесплатно в инфоцентрах). Про подъезды с В (со стороны Е6) читайте тут http://www.yuko-travel.ru/journal.php?id=norway_england .
Как известно, в Норвегии можно жить в палатках, поставленных не ближе 150 м. от жилья и если нет прямого запрета на это в виде таблички “No camping”. (конечно, также можно жить в кемпингах, снимать hytte/room, rorbu и пр, но это стоит некоторой суммы денег). Жить же в палатках можно бесплатно. Горячая вода и туалет на площадках для отдыха. Душ в любом кемпинге по пути ближе к вечеру за 10-15 nok
Мы нашли несколько хороших “диких” стоянок за эту поездку, стоит, наверное, их упомянуть:
- на Лофотенах на острове Langøya (между Sortland и Stokmarknes ) перед мостом через пролив едем вправо (на З.) по местной дорожке и после Sandnes перед началом поселка Vik (после озера справа по ходу) видим грунтовую дорожку влево по ходу. Дорожка, видимо, идет в итоге к вышке сотовой связи (километрах в 3 дальше), по ней ездят очень редко. Через 50-100 м. площадка для а/м, ручей (болотистый, правда). Зато лес, тихо.
- на Rv17 между Glomfjord и Holand между двумя тоннелями есть озеро Fykanvatnet (оно есть на упомянутой карте). По Ю. части озерца проложена грунтовка (видимо, строители тоннеля проложили для своих нужд, она заканчивается через 500 м. тупиком.). Лес в виде полярной ивы-ольхи. Местные устраивают тут пикники.
- перед Тронхеймом (едем с С по Е6) за 53 км (если вы увидели щит, значит вам вернуться метров 200) поворачиваем налево под ж/д насыпь и едем прямо (перекресток – тоже прямо) по грунтовке километров 5 . Ищем место где речка соединяет два озера, мост. Это видно на Google Earth. Тут опять же местные норвежские люди устраивают пикник, есть туалет, кострище. Еловый лес. С этой точки до центра Тронхейма не более часа. (после Stordal начинается автобан).
См. также http://wwwboards.auto.ru/travel/134872.html
Скандинавия – место, где можно безопасно путешествовать вдвоем. Машину можно не закрывать, вещи из палатки не пропадают, люди настроены доброжелательно, грабежей туристов не случалось уже лет двести. Национальные парки бесплатны, что такое егерь или лесник – здесь не знают. Везде можно фотографировать, в любых музеях и соборах, и бесплатно. Вообще нигде нет куч мусора, что радует глаз.
Стоимость поездки уже приближается к кавказской, а если в машине едет 4 чел – то и не выше оной.
Существенный минус – неустойчивая погода (Гольфстрим и Атлантика оказывают влияние), тут вам должен помочь гибкий график мероприятия. Посещение городов/музеев хорошо даже в дождь. Кроме того, на машине можно убежать от циклона. И ориентируйтесь на карты погоды в турист-инфо (они, как правило, там вывешены).
общая информация http://www.visitnorway.com/mwtemplates/VNFaceLiftFrontPage.aspx?id=176982
о Северной Норвегии http://www.jazztour.ru/norway/north/index.php
о Лофотенах http://zelen.ru/travel/tr32-norge.htm
скалолазание в Норвегии http://www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2002/norwegiya/
отчет об автомобильном мероприятии http://tikho.narod.ru/Fotki/Norg2005/Norg1.html
вариант с распродажей билетов Аэрофлота http://wwwboards.auto.ru/travel/457288.html
финские таможенные правила http://www.tulli.fi/ru/02_Passengers/index.jsp