Маршрутная книжка: № 58/92
Руководитель группы: Нагродский В. Я.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие
может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет пятую категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке СПКТ.
Аннотация
Справочные сведения о путешествии
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Маршрут проходит по Кольскому полуострову, захватывая частично Хибины, Карельской республике, вдоль Онежской губы Белого моря и заканчивается, пересекая Онежский полуостров в Архангельске. И если Кольский полуостров достаточно освоен любителями велопутешествий, то участок побережья от Беломорска до Онеги и траверс через Онежский полуостров велотуристами пройдены практически впервые.
Труднопроходимые дороги этого отрезка маршрута заставляют путешественников прилагать серьезные усилия для преодоления всевозможных препятствий. Временами дорога портится настолько, что становится более целесообразным продвигаться по плотному песку на берегу моря во время отлива, чем продираться через болота и завалы в лесополосе.
И все же несмотря на значительные трудности, на тучи вампиров-комаров край этот по своему притягивает самобытностью живущих там людей, их жизненным укладом, старинными архитектурными памятниками (к сожалению заброшенными и запущенными), своеобразной северной природой, белыми ночами, обилием рыбы, ягод и грибов. За время похода туристы приобретают богатый опыт не только езды по заасфальтированным магистралям, но и длительного путешествия по разбитым проселочным и лесным дорогам и даже в условиях полного бездорожья.
В подготовке отчета участвовали:
Нагродский В.Я. | - §1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 2.3 |
Безуглый А.В. | - схемы § 1.3 |
Кузнецов Б.И. | - фотографии |
Ковалев О.В. | - техническая часть |
Кривошеев О.В. | - медицинская часть |
Ильченко А.П. | - схемы и фотографии |
Сенченко В.Е. | - снабжение |
Путешествие V категории сложности по Кольскому полуострову, Карельской республике и Архангельской области проводилось для повышения спортивной квалификации туристов, совершенствования техники движения велогруппы в условиях бездорожья, ознакомления со своеобразием природы и быта Северного края.
Велопутешествие проходило по маршруту Мурманск - Оленегорск - Кировск - Лоухи - Беломорск - Онега - Кянда - Верхнеозерск - Уна - Красная Гора - Архангельск. Маршрут похода рассматривался в МКК Ленинградской областной федерации туризма (шифр 137-00-5566555).
О сроках и маршруте путешествия, согласно указанию МКК, было сообщено в КСС Санкт-Петербурга, КСО г. Мурманска и КСС г. Архангельска.
Контрольные пункты и сроки:
Оленегорск | - до 01.08.92 г. |
Кандалакша | - до 05.08.92 г. |
Беломорск | - до 12.08.92 г. |
Архангельск | - до 25.08.92 г. |
Сроки контрольных сообщений группой были выдержаны. Кроме того, была сделана отметка на базе КСС (пост №1 в Хибинах) г. Кировска.
Общая протяженность пройденного маршрута составила 1365.3 км, в том числе в условиях бездорожья и «дорогам без покрытия» 658.2 км. Продолжительность путешествия 24 дня.
В походе приняли участие восемь человек (из заявленных десяти). Сведения об участниках путешествия и их туристском опыте приведено в таблицах №1 и №2.
При разработке маршрута, учитывая малую освоенность края и отсутствие обходных путей встречающихся препятствий, запасные варианты не предусматривались, а предполагалось продвигаться вдоль полотна железной дороги Беломорск - Онега, что зачастую и приходилось использовать.
За время путешествия группе дважды приходилось незначительно отклоняться от намеченного маршрута.
Первый раз, по рекомендации КСО в Мурманске, изменить направления захода в Хибины.
Второй раз - в конце похода пройти тропами от пос. Ненокса, так как дорога Ненокса - Северодвинск полностью перекрыта воинскими частями.
Сообщения в КСС об этих изменениях не давались, т.к., во-первых, отклонения были незначительные и укладывались в отрезок одного ходового дня, а во-вторых, (по крайней мере в первом случае) были согласованы с самим КСС.
При подготовке маршрута использовались Атлас автомобильных дорог, административные карты, туристские схемы, а также выпускающиеся сейчас весьма подробные 5-и, 10-и и 20-и километровые карты Главного управления геодезии и картографии и Аэронавигационные карты. При этом намеченный маршрут имел протяженность 1224 км. Отмеряя фактически пройденное расстояние по счетчикам, установленным на трех из восьми велосипедов, мы уточнили пройденный километраж - он составил 1365.3 км. Эти данные приведены в таблице «График движения».
Учитывая, что за время путешествия группа преодолела лишь
один незначительный перевал Кукисвумчорр (480 м) в Хибинах схема продольного
профиля маршрута в данном отчете не приводится.
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|
Нагродский Владимир Яковлевич | Санкт-Петербург, ул.Киришская, д. 9, кв. 105 |
|
П.О. "Равенство" | Руководитель |
Мишин Виктор Иванович | Санкт-Петербург, пр.Большевиков, д. 30, кв. 154 |
|
П.О. "Пролетарский завод" | Не участвовал в связи с занятостью на работе |
Безуглый Анатолий Васильевич | г. Харьков, уч. городок ХСХИ, д. 8, кв. 77 |
|
Харьковский АГУ | Штурман |
Ковалев Олег Владимирович | г. Харьков, ул.Гарибальди, д. 3 "а", кв. 99 |
|
Спортклуб "Металлист" | Механик |
Кривошеев Олег Владимирович | г. Харьков, Московский пр., д. 254, кв. 60 |
|
Академия им. Говорова | Медик |
Кузнецов Борис Васильевич | г. Харьков, пер. Лысогорский, д. 15 "а", кв. 1 |
|
Украинский заочный политехнический институт | Фотограф |
Ильченко Александр Павлович | г. Харьков, пр. им. Фрунзе, д. 49, кв. З |
|
П.О. завод им. Малышева | Казначей |
Сенченко Валентина Евгеньевна | г. Харьков, пр. им. 50-летия ВЛКСМ, д. 44, кв. 40 |
|
П.О. "Центр" | Завхоз |
Соколянский Анатолий Александрович | г. Харьков, ул. Академика Павлова, д. 117, кв. 20 |
|
М.П. "Авиаконтроль" | Не участвовал по семейным обстоятельствам |
Дутчак Анатолий Васильевич | г. Калуш, Ивано-Франковской обл., ул. Незалежности, д. 6, кв. 222 |
|
Концерн "Хлорвинил" | Участник |
Примечание. В связи с тем, что Мишин В.И. и Соколянский А.А. не смогли принять участие в походе, обязанности в группе пришлось перераспределить.
I.I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ
Условно район путешествия можно разделить на три части:
Учитывая большую протяженность маршрута и значительные отрезки пути по приведенным
выше участкам характеристика района путешествия изложена в следующем порядке:
вначале дается общее описание конкретного района, а затем в последовательном
изложении сообщаются более подробные сведения об отдельных наиболее важных
пунктах или территориях, в него входящих.
Мурманская область
Мурманская область расположена на северо-западе Европейской части страны. Она занимает площадь 144.3 тыс. кв. км и большей частью находится за Полярным кругом. В состав Мурманской области входит Кольский полуостров с прилегающими к нему участками материка. Рельеф области характеризуется большой пересеченностью. В северной части характерно понижение к берегу Баренцева моря. В средней части находится полоса глыбовых горных массивов, вытянутых до границы с Финляндией на юго-восток до озера Ловозеро. Южная часть более равнинная с большим количеством крупных и мелких озер, с множеством рек и речушек. Климат области умеренно холодный, смягчающее влияние оказывает теплое Нордкапское течение. Зима длительная, но не суровая, л ето короткое и прохладное. Средняя дневная температура августа +10 +12, а ночная +5 +8. Летом часты штормовые ветры и даже нежные заряды (июнь-июль). Область является районом повышенной влажности - до 80%. Особенность Мурманской области - наличие полярной ночи и полярного дня. Пора полярного дня приходится на июнь-июль. По растительности, область расположена в зонах тундры и тайги. Северная часть области занята тундрой, южнее расположена лесотундра. Почвы подзолистые, болотные и тундровые. Более 30% территории занято лесами (сосна, ель, береза). До 37% площади заболочено.
Из животных обитают: северный олень, лось, медведь, росомаха, белка, куница, лисица, песец, заяц. Из рыб - треска, окунь, палтус, зубадка, сельдь. Во внутренних водоемах - семга, хариус, форель, сиг и др.
Административным центром Мурманской области является город Мурманск. Город основан в 1916 году в связи с созданием морского порта в Кольском заливе и проведением Мурманской железной дороги. Расположен он в пяти км от Баренцова моря, на восточном берегу Кольского залива. Незамерзающий порт - является торговым портом международного значения и главной базой рыболовных флотилий Атлантики, Баренцова и Белого морей. Во время Великой Отечественной войны через него шли грузы, поступавшие из стран-союзниц.
В городе развита промышленность, связанная с флотом и рыболовством, а также лесной и горнорудной промышленностью. Город очень современный по архитектуре, с красивыми зданиями, и крупными районами новостроек, построен на скалистых холмах над красивым заливом. На улицах очень много зелени. В центре города большой краеведческий музей, театр и дворец культуры. Кроме ряда других учебных заведений, в городе имеются Высшее инженерное мореходное училище и педагогический институт.
В северо-западной части города над заливом на высокой горе стоит огромная фигура - монумент ВОИНА - памятник героическим защитникам Севера.
Западной границей полуострова принята меридианальная впадина, проходящая от Кольского залива по долине реки Кола, озеру Имандра и реке Ниве, до Кандалакшского залива.
В западной части полуострова расположены горные массивы: Хибины (1190 м), и Ловозерские Тундры (1120 м), Иолги-Тундра (785 м), Колвицкие Тундры (635 м).
В центральной части полуострова, вдоль его оси, протягивается водораздельная гряда Кейви, высотой до 397 м.
Северную часть Кольского полуострова занимает зона тундры с характерной кустарниково-лишайниковой растительностью.
В средней и южной части полуострова преобладает лесотундра и высокогорные арктические пустыни, которые покрыты каменными россыпями и каменными полями.
На юге в основном таежные леса, главным образом из сосны и ели.
Поселок городского типа Тайбола расположен на склонах горы, высоко над рекой, застроен преимущественно деревянными домами. Как и большинство населенных пунктов он находится на некотором удалении от основной магистрали.
Оленегорск - город (до 1957 г. поселок) в Мурманской области в 112 км к югу от Мурманска. В городе находится горно-обогатительный комбинат, где проводится добыча и обогащение железных руд для металлургических заводов страны. Кроме того, в городе имеются два техникума и разные промышленные предприятия, связанные с разработками железной руды. Налажено производство стройматериалов.
Поселок - станция Имандра - находится на северо-восточном берегу озера Имандра. Живут в нем железнодорожники и рабочие ЛЭП. В поселке имеется магазин, почта и телеграф на станции. Напротив поселка, на островах Паленый и Рахс, создан заповедник. (До поселка мы не дошли два км и знаем его только по описаниям).
Озеро Имандра - находится в юго-западной части Кольского полуострова, в Мурманской области. Площадь 812 кв. км, глубина до 67 м. Озеро расположено на высоте 127 м над уровнем моря. Имеет сложную лопастную форму, множество заливов, далеко входящих в сушу, только восточный (Хибинский) берег в северной части - прямой. На Имандре много островов.
Имандра состоит из трех частей: северная - Большая или Хибинская Имандра, центральная - Иокостровская Имандра (они соединены мелким Иокостровским проливом), западная Бабинская Имандра соединяется с центральной частью коротким проливом Широкая Салма. На западном берегу в озеро впадает много рек, образующих сложные озерно-речные системы. Из Иокостровской Имандры берет начало р. Нива.
Воды Имандры отличаются большой прозрачностью - до 11 м. Озеро богато рыбой (сиг, хариус, голенд и др.).
Используется озеро также для лесосплава и водоснабжения.
Хибины (на языке саамов - горы) горный массив на Кольском полуострове, наиболее значительный по площади и высоте (до 1190 м). В 20-х годах 20-го века под руководством академика А.Е.Ферсмана в Хибинах открыты богатые месторождения апатито-нефелиновых руд, разработка которых началась в 1929 году.
Вершины гор щитообразные, склоны крутые с многочисленными снежниками и ледниками.
Преобладают горные тундры; в нижней части склонов - березовое лесотундровое криволесъе, елово- и сосново-березовые леса.
Кировск (до 1934 г. Хибиногорск) город в Мурманской области. Расположен в отрогах Хибин, на берегу оз. Б. Вездъявр. В Кировске имеются рудники, обогатительная фабрика, мебельная фабрика, Юкспарская горнолавинная метеорологическая станция и отряд КСС туристов. В Кировске самый северный в мире Полярноальпиский ботанический сад и богатый геолого-минералогический музей. В черте города работает подвесная дорога на вершину со слаломным спуском.
Сам город расположен на спрямленных террасах горных склонов. Очень много зелени - грунт привозят из долин и закладывают в неглубокие ямы - траншеи. Из любого места города видны снеговые вершины окружающих гор. Вблизи, за городской чертой, расположены несколько рудничных поселков-спутников.
Апатиты - город в Мурманской области. Расположен между оз. Имандра и Хибинами, в 23 км к западу от Кировска. Поселок Апатиты возник в 1935 году в связи с началом добычи апатито-нефелиновых руд, преобразован в город в 1966 г. В городе находится апатито-нефелиновая обогатительная фабрика, Кировская ГРЭС, завод сборного железобетона, различные строительные организации, Кольский филиал Академии наук.
Республика Карелия (до 1991 г. Карельская Автономная Советская Социалистическая республика) занимает площадь 172.4 тыс. кв. км. Расположена она на северо-западе Европейской части страны. Ее территория представляет собой холмистую равнину с многочисленными грядами, вытянутыми с северо-запада на юго-восток. Наиболее возвышенные участки - хр. Манселька (выс. до 578 м) и Западно-Карельская возвышенность (выс. до 417 м). Почти везде видны следы деятельности ледника (моренные гряды, озы, Камы, отдельные валуны).
Основные низменности - в прилегающих к морям и озерам районах. Впадины между грядами и холмами заняты реками, озерами, болотами. Побережье Белого моря имеет много заливов и бухт.
Карелия - край озер, рек и болот. Реки относятся к бассейнам Белого и Балтийского морей, они сравнительно небольшие по протяженности, но многоводные, на них часты пороги и водопады. Наиболее крупные реки: Кемь, Выг, Кереть, впадающие в Белое море и Волда, Суна, Шуя, впадающие в Онежское озеро. Реки используются как источники гидроэнергии и для лесосплава; судоходны только низовья некоторых рек.
Озера в Карелии занимают 18% территории, более густая их сеть - на Севере. Наиболее крупные озера: Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро. Озера часто соединены реками-протоками.
Карелия богата лесами. Они занимают более половины территории республики. Лес сосновый и еловый, в меньшей степени лиственный. На вырубках растет осина, ольха, береза. В лесах много различных ягод: брусника, черника, голубика, клюква, на сухих местах малина. Много и грибов. Значительная часть лесов требует мелиорации.
Болота, занимающие около 18% территории, содержат свыше 4-х миллиардов тонн торфа.
Животный мир Карелии богат и разнообразен. Водятся северный олень, бурый медведь, лось, рысь, куница, россомаха, барсук, выдра, волк, лисица, заяц-беляк, белка, речной бобр, ондатра и другие животные. В Карелии много птиц, большинство из них перелетные. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка и др. Водоплавающие - гагары, утки, гуси, лебеди. В реках и озерах повсеместно встречаются окунь, щука, судак, лосось, форель, сиг и др. В Белом море распространены около 65 видов рыб - сельдь, навага, треска, камбала, семга и др.
Климат Карелии довольно мягкий, сочетает черты континентального и морского. Сказывается влияние Балтийского и Белого морей и незамерзающего побережья Баренцова моря, которое не замерзает из-за теплого атлантического течения. Для Карелии характерны сравнительно мягкая продолжительная зима и прохладное короткое лето, высокая относительная влажность воздуха. Погода в северной части Карелии зачастую сильно отличается от погоды в ее южной части. Среднегодовое количество осадков 400-600 мм, большая часть которых выпадает в теплое время года.
Из полезных ископаемых в республике расположены различные строительные материалы, имеются месторождения железных руд, слюды.
Онежская губа - залив в южной части Белого моря длиной 185 км, шириной от 50 до 100 км. Средняя глубина 16 м, максимальная - 36 м. Восточный берег преимущественно низменный, западный - шхерный.
Много островов (самый крупный - Соловецкий) и каменистых мелей. В Онежскую губу впадают реки Онега, Кемь, Выг.
Течение в заливе сильное, в основном приливное. Высота приливов до 2.7 м. Средняя продолжительность ледового периода 185 дней.
Поселок Зеленоборский расположен на горе над каналом из озерно-речной системы Коврозера в Кандалакшский залив. На канале стоит плотина Зеленоборской ГЭС. Поселок остается в стороне от дороги и мы в него не заезжали.
Лоухи - поселок городского типа, районный центр Карелии. Название его заимствовано из карельского народного эпоса - Калевалы, где ЛОУХИ - хозяйка страны вечного мрака и холода.
Сейчас это благоустроенный поселок с предприятиями железнодорожного транспорта (мастерские, депо и т.д.) и зверосовхозом. Недалеко от поселка находятся промышленные разработки слюды и пегматита.
Город Кемь находится в центре Кемского района Карельской республики, расположен на реке Кемь у ее впадения в Белое море. От шоссе Петербург-Мурманск до Кеми надо проехать 18 км в сторону на восток по левому берегу реки.
Кемь упоминается в летописях ХV века, когда она принадлежала посаднице Великого Новгорода Марфе Белорецкой и ьыла подарена ею в 1450 году Соловецкому монастырю. В XVIII века Кемь стала уездным городом Олонецкой, а затем Архангельской губернии.
Застройка города наполовину деревянная. Из памятников старины известен трехшатровый Успенский собор, в котором сохранились иконы Новгородского письма XVIII века.
От Кеми через пос. Рабочеостровск самое короткое расстояние до Соловецких островов.
Соловецкие острова. Соловецкий монастырь.
Соловецкие острова - группа островов в Белом море, при входе в Онежскую губу. В группу входят шесть островов, наиболее значительный из которых Соловецкий. Береговая линия островов сильно изрезана. Рельеф холмистый (высота до 107 м). Большая часть островов покрыта сосново-еловыми лесами, частично заболоченными. Имеется много озер, часть которых соединена каналами.
В 15 веке на Соловецком острове монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием был основан один из крупнейших монастырей России - Соловецкий монастырь. Он быстро увеличивал свои земельные владения, которые располагались по берегам Белого моря и впадающих в него рек. Соловецкий монастырь развил промысловую и торговую деятельность, став экономическим и политическим центром Беломорского края. Ведущую роль в хозяйстве монастыря играли соляной, морской, зверобойный, рыбный, слюдяной, железный, жемчужный и др. промыслы, на которых было занято большое количество зависимых от монастыря людей.
Вместе с острогами Сумским и Кемским Соловецкий монастырь имел большое значение как важная пограничная крепость с десятками орудий и сильным гарнизоном. В 16-17 веках Соловецкий монастырь не раз успешно отбивал нападения ливонцев и шведов. В 1854 году Соловецкий монастырь был атакован с моря тремя английскими кораблями. После 9-часового артиллерийского обстрела корабли ушли в море.
С конца 16-го века до начало 20-го Соловецкий монастырь был также местом ссылки противников самодержавия и официального православия. С начала 30-х годов нашего века монастырь использовался как один из лагерей ГУЛАГа.
Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия на Соловецком острове. Территория монастыря окружена мощными стенами (высота 8-11 м, толщина 4-6 м) с 8 башнями, сложенными в основном из огромных необработанных камней - валунов (до 5 м длиной).
В монастыре поставлены по одной оси культовые здания, окруженные многочисленными хозяйственными и жилыми постройками, в т.ч.: трапезная, Успенский и Преображенский соборы. Церковь Благовещения, каменные палаты, водяная мельница, колокольня, церковь во имя Святого Николая.
Соловецкий монастырь являлся центром христианизации на Севере, в его книгохранилищах было много рукописных и старопечатных книг.
В настоящее время в Соловецком монастыре проводятся реставрационные работы.
Беломорск - центр Беломорского района Карельской республики. Расположен у выхода Беломоро-Балтийского канала в Белое море. Морской порт и узел железных дорог на Мурманск, Петрозаводск, Обозерскую.
Город образован в 1938 году из старинного Поморского села Сороки и поселка Солунин. В городе имеется рыбная промышленность, лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, судоверфь.
Архангельская область - образована 23 сентября 1937 года. Расположена на севере Европейской части страны. Омывается морями Белым, Баренцевым, Печерским и Карским. Включает Ненецкий национальный округ и острова Северного Ледовитого океана. Площадь Архангельской области 587.5 тыс. кв. км.
Природа. Архангельская область находится на северо-восточной окраине Восточно-Европейской равнины. В центральной части простирается волнистая равнина, расчлененная широкими долинами рек: Северной Двины, Пияеги и др. Отдельные платообразные, местами всхолмленные, участки заболоченных водоразделов этих рек имеют высоты 150-270 м. В междуречье Онеги и Северной Двины развиты карстовые формы рельефа. К востоку от Тиманского кряжа расположена обширная заболоченная Печерская низменность, большая часть которой занята Большеземельской и Малоземельской тундрами. На северо-западе области протягивается горный кряж Ветряный Пояс (высота до 344 м), восточнее - Тиманскй кряж (до 303 м), Канин камень (до 242 м) и хребет Пай-Хой (до 467 м). Климат суровый, зима суровая, лето теплое, нежаркое. На побережье Белого моря частые туманы (40-60 дней в году). Характерна неустойчивость погоды. В северо-восточных районах до 66° северной широты распространена многолетняя мерзлота.
Прибрежные части морей мелководны, с многочисленными мелями - "кошками". В Архангельской области около 2.5 тысяч озер, сосредоточенных главным образом в бассейне реки Онега и на Крайнем северо-востоке.
В условиях равнинного рельефа сравнительно четко проявляется широтная зональность почвенно-растительного покрова. На северо-востоке области - зона тундры. Почвы - тундрово-глеевые и тундрово-болотные. Зона лесотундры характеризуется сочетанием редколесий с безлесными тундровыми участками. Лесная площадь занимает около половины территории Архангельской области. Большая часть Архангельской области расположена в пределах северной и средней тайги; главные лесообразуюшие породы - ель и сосна, на востоке широко распространена лиственница, встречается пихта. В северной тайге леса отличаются невысокой продуктивностью, обширные площади заняты болотами. В средней тайге леса образуют более сомкнутые древостои, производительность их выше. В долинах таежных рек значительные площади занимают пойменные луга.
Животный мир сохранил большое промысловое значение. Здесь водятся: песец, северный олень, тундровая и белая куропатки, белка, заяц-беляк, лисица, медведь, волк, боровая птица (рябчик, тетерев, глухарь).
Хозяйство.
Промышленность. В системе народного хозяйства Архангельской области выделяется как район комплексно развивающейся лесной промышленности, лесного эксперта, рыбной промышленности, растущего машиностроения, зверобойного и пушного промысла. Энергетическое хозяйство области основано главным образом на использовании углей Печерского бассейна.
В Архангельской области добываются минеральные строительные материалы (гипс, известняк, строительный камень). Построен Савинский цементный завод. Осваивается Северо-Онежское месторождение бокситов.
Сельское хозяйство. Главная отрасль сельского хозяйства - молочное животноводство, сочетается с товарным производством картофеля и овощей, а на юге области - с льноводством. В Ненецком национальном округе развито оленеводство. В области развит пушной промысел, добываются главным образом песец, белка, куница, ондатра.
Транспорт. Протяженность железных дорог Архангельской области составляет 1.5 тыс. км. Важную роль во внутриобластных и внешних связях играют речной и морской транспорт. Общая длина рек около 3.8 тыс. км, сплавных путей - свыше 9 тыс. км. Длина автогужевых дорог 11 тыс. км. Протяженность внутриобластных воздушных линий около 16 тыс. км.
г.Онега - областного подчинения, центр Онежского района Архангельской области. Расположен в устье р.Онега, в 7 км от Белого моря и в 263 км к юго-западу от Архангельска. Морской порт. Конечная станция железнодорожной ветки от линии Обозерская - Беломорск. Крупный лесопромышленный центр. Лесопилъно-деревообрабатывающий комбинат, лесоперерабатывающая база. Заводы: гидролизный, железобетонных изделий, молочный, мясокомбинат.
р.Онега - река в Архангельской области. Длиной 416 км, пл. бассейна 56900 кв. км. Берет начало из оз. Лача. Течет среди волнистой равнины, широкие плеси (до 450 м) чередуются с сужениями (до 40 м), где имеются пороги. В 75 км. от устья разделяется на Большую и Малую Онеги, длиной около 20 км. При впадении в Онежскую губу Белого моря образует дельту. Питание смешанное с преобладанием снегового. Сток Онеги в верховье зарегулирован озерами. Половодье с мая по июнь, низшие в марте. Замерзает в октябре-декабре (на порогах в январе-феврале), вскрывается в апреле-мае. Размах колебаний уровня воды от 3.4 м до 9.7 м., в устье приливы до 1.5 м. Река сплавная и судоходная на отдельных плесах. В устье лов семги и наваги.
Двинская губа - залив в юго-восточной части Белого моря. Длина 93 км, ширина у входа 130 км. Глубина от 15 до 120 м. Течение обусловлено главным образом стоком рек и приливами. Приливы полусуточные до 1.5 м. В Двинский залив впадает Северная Двина, в дельте которой расположены порты Архангельск и Северодвинск.
г. Северодвинск (в 1938-57 гг. - Молотовск) город (до 1938 г. - поселок) областного подчинения в Архангельской области. Расположен на берегу Белого моря, в устье Северной Двины. Конечный пункт железнодорожной ветки от линии Обозерская - Архангельск, в 50 км. от Архангельска.
Крупнейший в Европе судостроительный завод, завод дорожных машин, леспромхоз, производство стройматериалов, деревообрабатывающий комбинат, швейная и мебельная фабрики, молочный и мясоперерабатывающий заводы, птицефабрика, политехникум, театр.
Архангельск - центр Архангельской области. Расположен на берегах Северной Двины и островах дельты. Морской и речной порт один из крупнейших в стране.
Строительство Архангельска началось в 1584 году по указу Ивана IV. Первоначально назывался Новохолмогоры. В 1613 году получил наименование г. Архангельский (по имени Михаило-Архангельского монастыря, основанного в 12 веке); в дальнейшем Архангельск. Архангельск первый морской порт, через который Россия была связана с Англией и другими странами Западной Европы.
В 1693 году Петр I заложил на острове Саломбале верфь и основал адмиралтейство. В 1701-05 годах была построена Новодвинская крепость в Корабельном устье (в 19 км от Архангельска; ныне в черте города). В 1708 году была образована Архангельская губерния. С конца 16 века в Архангельске существовала ярмарка - главный пункт обмена с иностранными купцами. С 1898 года связан с Московской железнодорожной линией.
Архангельск сыграл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. Отсюда отправлялись экспедиции В. А. Русакова, А. М. Сибирякова, Г. Я. Седова и др. В 1932 году из Архангельска было совершено первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольного парохода "Сибиряков".
Первые каменные постройки определили облик Архангельска как города-крепости; Гостиный двор, Новодвинская крепость. С 1794 года Архангельск застраивался по регулярному плану сооружениями в стиле классицизма. Еще в первые десятилетия 20 века в городе преобладала деревянная застройка, ныне почти не сохранившаяся.
Маршрут, выбранный группой для похода по северу европейской части России, начинается в г. Мурманске, спускается на юг, пересекает Полярный круг и отклоняется на восток вдоль берега Онежской губы. Затем, дойдя до г. Онеги опять поворачивает на север, пересекает с запада на восток Двинский полуостров и, достигнув побережья Двинского залива, заканчивается в г. Архангельске.
Всю нитку маршрута можно разделить на две почти что равные части . Первая из них от Мурманска до Беломорска (исключая участок Хибин) проходит по хорошо заасфальтированному и не сильно загруженному автотранспортом Мурманскому шоссе и до самого Беломорска не вызывала серьезных трудностей, позволяя проходить более 100 км. за день. При этом обилие ручьев, рек и озер предоставляет широкую возможность при выборе места для остановки на ночлег, а длинный полярный день не ограничивает время движения.
Картина резко меняется сразу за Беломорском. Асфальт, да и вообще какое-либо дорожное покрытие, пропадает надолго, до самого Северодвинска. Эта часть похода (так же, как и проход по Хибинам) может быть отнесена вся целиком к разделу "Сложные участки маршрута" и не выделяется только из-за большого объема информационного материала. Во второй половине путешествия (также как и в Хибинах) группе часто приходилось из-за плохого состояния дорог продвигаться пешком, преодолевать глубокие топкие броды и даже переправляться через широкие реки на катерах и лодках. Иногда дороги сужаются до тропы, иногда пропадают вовсе и тогда приходится выбираться на берег моря, на плотный прибрежный песок.
В этих краях нет широкой сети дорог.
Зачастую два населенных пункта в летнее время года связаны между собой либо морем, либо железной дорогой и тогда приходится продвигаться вдоль железнодорожного полотна, оберегая велосипеды от излишней тряски.
Трудно проходимые, по велосипедным понятиям, дороги отдаляют поселки друг от друга и для достижения очередного населенного пункта необходимо иметь достаточный запас продуктов для автономного движения. Пополнить же израсходованный запас в магазинах поселков относительно нетрудно.
Большой интерес для туристов, проходящих этим маршрутом представляет богатое разнообразие природных условий. Соседство тундры, лесотундры и тайги дают возможность познакомиться сразу со всеми этими зонами, а такие природные явления как белые ночи и приливы-отливы добавляют экзотики путешествию.
Особый интерес у участников путешествия может найти историко-архитектурное богатство северного края. Осмотр Успенского собора в Кеми, посещение Соловецких островов, встреча со старинными церквями в самых неожиданных местах позволяют ближе познакомиться с древней самобытностью русского Севера. Особое место в этом ряду несомненно займет Архангельск.
Наиболее подходящее время для велопутешествия в данном районе июль-август. Длинный световой день, сухая погода и относительно теплые ночи позволяют нормально проходить дневные переходы и хорошо отдохнуть на привале в любое время суток. Обилие ягод и грибов делает этот отдых еще более приятным.
Мы давно не ходили вместе и эту несуразность договорились устранить в 1992 году.
В начале года занялись подготовкой к походу - определили район путешествия, стали формировать группу.
Север Европейской части России был выбран отнюдь не случайно.
Во-первых, имея значительный опыт поездок по южным и восточным районам мало кто из нас заглядывал в северные края, особенно в район Прионежья и Архангельской области.
Во-вторых, сравнительная незагруженность северных дорог дает возможность больше видеть, позволяет ближе соприкоснуться с окружающей природой.
В-третьих, езда по малообустроенным северным дорогам в еще большей степени совершенствует технику вождения велосипеда.
В-четвертых, и это весьма важно, в настоящее время поход такой сложности сказался наиболее экономичным именно в эти края.
И наконец, самое главное, этот район наиболее безопасен в части национально-политических взаимоотношений.
Проработка маршрута велась параллельно в Петербурге и Харькове и если в Петербурге оказалось больше информации о велопутешествиях по Кольскому полуострову и Карелии, то в Харькове обнаружилось больше сведений от туристов-пешеходников об Архангельской области.
Сроки проведения похода диктовались природными условиями Севера. Немного раньше или несколько позже было бы значительно холоднее, дождливее, меньше бы было "подножного корма".
Первоначальный состав участников намечался "равновеликим", т.е. по четыре представителя от Петербурга и Харькова. Но в процессе подготовки некоторые из туристов по различным причинам изменили свои планы и в окончательном (заявочном) варианте группа выглядела так: два жителя Петербурга, семь харьковчан и один из г. Калуша, Ивано-Франковском области. В последний момент из-за сложных производственных и семейных обстоятельств не смогли принять участия в походе Виктор Иванович Мишин (г. Петербург) и Анатолий Александрович Соколянский (г. Харьков). На маршрут группа вышла в составе восьми человек, о чем и было сообщено первой же телеграммой из Мурманска 29.07.92 г.
Учитывая большую территориальную разобщенность, будущие участники похода проводили самостоятельную предпоходную подготовку по индивидуальным планам. Так, петербуржцы в начале мая, в условиях приближенных к намечаемому походу, объехали вокруг Ладожского озера. А харьковчане участвовали в походах по Крыму и Карпатам. Кроме того, все активно выезжали в походы выходного дня и к началу путешествия имели достаточный "накат" - по 2 - 2.5 тыс. километров.
Готовясь к походу в условиях бездорожья, участники установили на велосипедах передние звездочки с числом зубьев 30-42, а в задние блоки были поставлены звезды с числом зубьев 24 и 28. На гоночных велосипедах были поставлены колеса с шинами.
Кроме того, перед походом были проверены и отремонтированы три палатки, подготовлено костровое снаряжение.
Наибольшую тревогу в предпоходной подготовке вызывало продуктовое обеспечение группы на все время путешествия. Причины были три.
Первая - сомнительная возможность пополнять, в условиях карточной системы того времени, израсходованные продукты. (Опасения не оправдались и возможности такие были постоянно).
Вторая - ограниченные денежные средства. На Украине российские рубли выходили из обращения, а в России украинские купоны для расчетов не годились.
Третья - в то время большинство продуктов на Украине стоили несколько дешевле, чем в России.
Исходя из этого было решено взять с собой весь объем продуктов, закупая при необходимости лишь хлеб.
Однако, такой объем оказался бы неподъемным и весьма опасным для состояния велосипедов. Поэтому группа из трех человек выехала на два дня раньше в г. Беломорск, взяв с собой половину исходного рациона. В задачу этой группы входило найти возможность оставить на время груз в каком-либо надежном месте, с тем, чтобы на обратном пути воспользоваться этой "заброской".
Упакованные в шесть ящиков продукты согласилось принять на хранение командование одной из воинских частей в Беломорске, правда, при активном содействии участника похода, преподавателя Харьковского военного училища им. Говорова подполковника Кривошеева.
Соединились обе группы уже в Мурманске.
II.I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
III.I. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ
Список группового снаряжения
|
|
| |
|
| ||
Палатки с тентами | 3 | 3.5 | 10.5 |
Туристические коврики | 8 | 0.6 | 4.8 |
Свечи | 3 | 0.05 | 0.15 |
Фонарики | 1 | 0.6 | 0.6 |
Тросик с замком | 1 | 0.6 | 0.6 |
Топоры | 2 | 0.7 | 1.4 |
Сухое горючее | 1 | 0.2 | 0.2 |
Спички | 8 | - | 0.1 |
Котлы, поварежка | 1 к-т | 2.5 | 2.5 |
Скатерть | 1 | 0.2 | 0.2 |
Мыло хозяйственное | 1.5 | 0.3 | 0.3 |
Рем. набор (вело) | 1 к-т | 5.0 | 5.0 |
Рем. набор (хозяйственный) | 1 к-т | 0.6 | 0.6 |
Компас | 1 | 0.05 | 0.05 |
Мед. аптечка | 1 к-т | 2.0 | 2.0 |
Веревка капроновая | 25 м. | 1.0 | 1.0 |
Фотоаппараты с принадлежностями | 3 | 1.0 | 3.0 |
Итого: |
33.0 |
Список личного снаряжения
|
|
| |
|
| ||
Велотуфли | 1 | 0.5 | 0.5 |
Кроссовки | 1 | 0.5 | 0.5 |
Носки х/бумажные | 2 п. | 0.05 | 0.1 |
Носки шерстяные | 1 п. | 0.1 | 0.1 |
Брюки тренировочные эластик (х/б) | 1 | 0.2 | 0.2 |
Брюки тренировочные шерстяные | 1 | 0.35 | 0.35 |
Велотрусы | 1 | 0.2 | 0.2 |
Трусы и плавки | 2 | 0.05 | 0.1 |
Велорубашки х/бумажные | 1 | 0.15 | 0.15 |
Велорубашки шерстяные | 1 | 0.3 | 0.3 |
Олимпийка шерстяная | 1 | 0.3 | 0.3 |
Анарак | 1 | 0.2 | 0.2 |
Шапочка велосипедная | 1 | 0.03 | 0.03 |
Шапочка шерстяная | 1 | 0.05 | 0.05 |
Спальный мешок | 1 | 1.5 | 1.5 |
Чехол для велосипеда | 1 | 0.6 | 0.6 |
Эспандеры | 5 | 0.06 | 0.3 |
Велорюкзак | 1 | 1.5 | 1.5 |
Туалетные принадлежности | 1 к-т | 0.2 | 0.2 |
Миска, кружка, ложка | 1 к-т | 0.15 | 0.15 |
Итого: |
7.33 |
Список инструментов
1. | Ключи гаечные 6х8; 8х10; 11х14; 13х17 | по 1 шт. |
2. | Ключи шестигранные | 2 шт. |
3. | Ключи "семейные" | 2 шт. |
4. | Отвертки | 1 шт. |
5. | Пассатижи | 1 шт. |
6. | Пинцет | 1 шт. |
7. | Набор надфилей | 1 компл. |
8. | Ножовочные полотна | 2 шт. |
9. | Выжимка для цепи | 1 шт. |
10. | Ключ для спиц | 1 шт. |
11. | Ключ пятерниковый | 1 шт. |
12. | Шило | 1 шт. |
13. | Проволока медная | 1 моток |
14. | Наждачная бумага | 1 набор |
15. | Масленка (масло жидкое и консистентная смазка) | 1 набор |
16. | Иголки-нитки | 1 набор |
17. | Клей "Момент" | 2 тюбика |
Список зап. частей
1. | Переключатель задний | 1 шт. |
2. | "Собачки" и пружинки | по 1 шт. |
3. | Трещетки в сборе | 1 шт. |
4. | Спицы | по 20 шт. |
5. | Тросики тормозные | 2 шт. |
6. | Тормозные колодки | 4 шт. |
7. | Клинья | 4 шт. |
8. | Ось каретки | 1 шт. |
9. | Ось задней втулки | 1 шт. |
10. | Запасные камеры | по 1 шт. |
11. | Набор заплаток | 1 шт. |
12. | Набор крепежа | 1 набор |
Сведения о техническом оснащении велосипедов
|
|
|
|
|
Нагродский В. Я. | "Старт-шоссе" | 42, 30 | 13, 15, 17, 22, 28 | Срезало буртик вала каретки. Заклинило "пятерник". Обрыв двух спиц. Сломалась рамка педали. |
Безуглый А. В. | "Старт-шоссе" | 51, 44* | 16, 18, 22, 24 | Обрыв 12 спиц. Обрыв цепи. |
Ковалев О.В. | "Старт-шоссе" | 44, 36 | 16, 18, 20, 22, 24 | Лопнула втулка заднего колеса. Обрыв 3-х спиц. Протерлась покрышка. |
Кривошеев О.В. | "Турист" | 51, 40 | 16, 18, 20, 22, 24 | Лопнул обод заднего колеса, сломался туклипс. Обрыв 2-х спиц. |
Кузнецов Б.И. | "Старт-шоссе" | 44, 36 | 16, 18, 20, 22, 24 | Обрыв 2-х спиц. Протерлась покрышка. |
Ильичено А.П. | "Старт-шоссе" | 51, 44* | 16, 18, 20, 22, 24 | Без поломок. |
Сенченко В.Е. | "Старт-шоссе" | 44, 36 | 16, 18, 20, 22, 24 | Обрыв 3-х спиц. Прокол шины. |
Дутчак А.А. | "Турист" | 51, 40 | 16, 18, 20, 22, 24 | Обрыв 3-х спиц. |
Примечания:
1. * Эллипсные шестерни.
2. На всех велосипедах стояли колеса с шинами.
IV.I. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
IV.2. ЛИТЕРАТУРА
IV.3. КАРТЫ