1-4 сентября 2006
Общий километраж – 325 км.
Медвежьегорск – Падун – Юстозеро – мост через реку Семча
86.3 км.
Путешествие началось с того, что я опаздал на поезд. Опаздал всего на 30 секунд, но тем не менее поезд ушел, а я остался. Пришлось сдать билет за полцены, и тут же взять новый на утро (отправление 8:55) до того же Медвежьегорска. Велорюкзак я отнес в камеру хранения, а сам поехал на велосипеде домой - хоть немного поспать. Пошел дождь, что не прибавило особого удовольствия перемещению по городу. Мои товарищи тем временем уносились на север, периодически созваниваясь со мной по телефону. Договорились встретится поздним вечером на мосту через р.Семча.
Утром без особенных приключений я сел на поезд, и в 19:20 сошел в Медвежьегорске. Погода пасмурная. Путь проходит по старой трассе М18, бывшему Мурманскому шоссе. Проезжая мимо поселка Падун, заехал посмотреть на водопад на р.Остер - примерно 400 метров вправо от шоссе по грунтовой дороге. Водопад высотой метра 2, воды очень мало, особенно после сухого лета.
Вскоре начало темнеть. Дальнейший путь пришлось проделать с налобным фонарем. Опять начался дождь. Дорога пустая, машин нет. Качество асфальта на дороге в целом хорошее. Подъемы и спуски плавные, наибольшие перепады высот встречаются в начале, ближе к Медвежьегорску. Асфальт на маршруте закончился в поселке Юстозеро, в 73 км от старта; здесь я свернул вправо на грунтовку, ведущую в Поросозеро. Качество дорожного покрытия хорошее, можно держать высокую скорость, и вскоре я увидел мигающий фонарь, повешенный моими друзьями чуть выше от моста по течению р.Семча. После сухого лета уровень воды в реке очень низкий, все перекаты практически сухие. В час ночи я уже ужинал у костра.
Семча - Поросозеро - Гимольская - район горы Воттоваара
110 км.
Погода пасмурная, но без осадков. От места ночевки выехали на грунтовку и покатили в Поросозеро. Дорога довольно однообразная, разве что позабавило название реки Безглазой. На всем участке только один населенный пункт – небольшая деревня Совдозеро. Машин мало. Примерно за 5 км до Поросозера начался асфальт. Отворот вправо на Гимольскую находится в черте поселка, есть указатель. Чуть дальше и слева есть магазин, который мы с успехом посетили.
Примерно на полпути до Гимольской дорога проходит по цепи холмов с большими подъемами и спусками. Местные жители называют это место "Юдозерские горки". Встретили медведя, пересекавшего дорогу у нас прямо перед носом. В Гимольской нашли нужный отворот направо (он находится между деревней и вокзалом, нужно миновать дома, и сразу за ними повернуть на дорогу вперед-вправо, а основная дорога сделает поворот влево). Хорошая лесная дорога через 17 км приводит к развилке, сразу за ручьем. Основная дорога правая, это путь на Суккозеро; левая дорога проходит под склонами Воттоваары и используется для подхода к горе. Мы сначала подъехали к склонам Воттоваары, но решили перенести восхождение на утро, и вернулись к развилке, в километре от которой нашли хорошую стоянку на берегу ручья. К этой стоянке вела заростающая дорога, отворот на нее буквально в сотне метров от большой развилки, если ехать в сторону Воттоваары, то нужно свернуть за развилкой еще раз налево. Вечером значительное улучшение погоды, прояснение.
г.Воттоваара (рад.) – оз.Кукъярви – пешеходный участок – дорога в районе оз.Линдъярви – оз.Тахтъярви
43 км.+3 км. пешком.
Утром погода солнечная. Отправились налегке на Воттоваару. На велосипедах подъехали около 4 км, оставили технику в кустах и полезли по азимуту по лесистому склону с отдельными камнями и небольшими скальными выходами. Примерно в месте выхода на вершинное плато, где кончается старая вырубка и начинается коренной лес, простирается свежий пал (лесной пожар). Лес выгорел примерно в середине августа 2006 года. С одной стороны, это конечно плохо, но с другой – открылись в полной мере знаменитые каменные нагромождения и саамские сейды, до того скрытые растительностью; появились дальние виды с вершины; да и само по себе зрелище последствий лесного пожара необычно.
Вдоволь и неспеша нагулявшись по вершине, той же дорогой вернулись назад к велосипедам, перемазавшись в саже и пепле. Вернувшись на стоянку, устроили обед.
Выехали после обеда поздно, в начале пятого. Миновали чумы (вернее, подобия индейских типпи) возле дороги, перед развилкой на Суккозеро и на Кукъярви. В них летом живут какие-то оккультисты, поклоняющиеся древним шаманским культам. На стене чума краской написан адрес www.vottovaara.ru После развилки (мы повернули направо, по направлению к Кукъярви) явственно видно, что дорога идет по старой железнодорожной насыпи. Навстречу прошло две легковые машины с рыбаками. На Куккозере хорошая дорога кончается, на берегу несколько удобных стоянок с песчаными пляжами; упираемся в разрушенный мост, от которого осталось пара гнилых бревен. Переходим, сняв рюкзаки с велосипедов, за два раза. Дальше дорога плохая, заросшая; а через 500 метров заканчивается вовсе, упершись в болото и бобровую плотину. Принимаем решение идти по азимуту 4 км на другую дорогу, ведущую с севера к Янгозеру. Сняли рюкзаки и педали. Идти тяжело, скорость низкая. Много густой поросли на месте старых вырубок. Особенно трудным оказался переход болота с текущим по его центру ручьем. Мы долго не могли переправиться, слишком глубоко, слишком топкие берега. Ходили по колено в воде вдоль русла до тех пор, пока не нашли хоть какой-то вариант брода. После болота перелезли еще несколько гряд со старыми вырубками, и через 3 часа велопоноса с облегчением вышли на лесовозную дорогу. По ней повернули на север, встретили местных мужиков на машине (они искали сбежавшую охотничью собаку). Через 11 км встали на ночевку на берегу озера оз.Тахтъярви слева от дороги, в сосновом бору.
оз.Тахтъярви – тупиковая дорога к южному берегу оз.Калмуги – разведка дорог к северу от оз.Калмуги – дорога Суккозеро-Ахвенламби – пос.Суккозеро
84 км.
Утром погода пасмурная, туман, морось. Попытались проехать по пунктирной дороге в сторону Мяратозера, но в итоге были вынуждены отступить после брода (глубиной выше колена) и участка заросшей тропы, на южном берегу оз.Калмуги. В конце концов через 7 км от места стоянки уперлись в болото с ручьем и после пешеходной разведки повернули назад. Погода значительно улучшилась. Проехали по основной дороге на север еще несколько километров и свернули вправо в восточном направлении. Дорога хорошего качества, затем после развилки повернули налево, проехали между двух озер с хорошими стоянками. Дорога сухая, каменистая. Леня периодически заклеивает пробитую камеру на заднем колесе. Проехали еще около 3 км, после чего дорога вышла на обширную вырубку северо-восточнее озера Калмуги и закончилась. В отличии от многих других озер в этом районе, берег озера каменистый, не заболоченный. Пообедали, обдумали свое положение. Пришлось возвращаться обратно к перешейку между озерами. Тем временем пошел дождь. На этот раз повернули в северном направлении на менее наезженную дорогу. Она вьется по красивым холмам с большим количеством камней по обочинам. Километра через полтора выехали на вожделенную большую дорогу, идущую на север и стыкующуюся с дорогой Суккозеро-Ахвенламби. По ней едем с большой скоростью, дорога очень хорошая, не разбита машинами.
На развилке поворачиваем налево, в Суккозеро. Дорога идет вверх-вниз, переваливая гряды. Примерно через час доехали до отворота влево-назад на уже знакомую нам дорогу к Янгозеру. Поскольку до вечернего поезда Костомукша-СПб еще оставался запас времени, съездили в небольшую разведочную радиалку к группе озер южнее горы 341 м. Туда ведет лесная дорога с большим набором высоты. Дорога приводит к перешейку между озерами, причем разница уровней очень заметная, не менее 10 метров. Юго-западный берег самого южного озера высокий и скалистый, что редкость для этих мет – скальных выходов немного. К сожалению, по берегам много вырубок.
Возвращаемся обратно к развилке, и катим под монотонным дождем в Суккозеро, до которого остается порядка 18 км. Проезжаем поселок, до станции еще пара километров по грунтовке. Поезд на Питер в 20-17, билеты есть только сидячие, но других вариантов все равно не предвидится (можно в принципе уехать ночью в Петрозаводк, но это означает большую потерю времени). Прибытие в Девяткино (для нас это удобнее Ладожского вокзала) – около 10 утра.
Аффтар текста и фото: Константин Бекетов