Отчет о пеше-водном походе по востоку Кольского полуострова (гряда Кейвы)

03.09.2012 – 17.09.2012

руководитель: Бекетов Константин Николаевич

Справочные сведения о походе

Нитка маршрута

оз.Ловозеро - р.Курга — оз.Ефимозеро - оз.Ниж.Ленъявр (байдарка) - г.Юмперуайв - г.Ровгора - г.Слюдяная - г.Серповидная - г.Песцовая Кейва- г.Янаса-Кейва — оленеводческая база Семиостровье - г.Длинный Хребет — г.Тяпшманюку - г.Выхчвурта - ущ.Каменистое - г.Червурта - возвращение на базу Семиостровье - р.Кейва - амазонитовое месторождение на г.Плоская - р.Сахарная - "509-я дорога" - изба Демкина - р.Кульйок — оз.Ниж.Ленъявр (окончание пешей части) — оз.Ефимозеро - р.Курга — оз.Ловозеро (байдарка)

 

Протяженность маршрута: 145 км по воде и 235 км пешком.

 

карта маршрута

карты и GPS-данные

архив с картами ГГЦ на район путешествия, привязка OziExplorer (скачать 50 мб)

трек пройденного маршрута в формате GPX (скачать)

Состав группы

О маршруте

Востоком Кольского полуострова принято называть местность к востоку от меридиана озера Ловозеро и рек Умба на юге и Воронья на севере. Фактически, именно эта территория и должна была бы называться «Кольским полуостровом», поскольку более западные районы Мурманской области вовсе не омываются морями со всех сторон. Описываемая местность преимущественно равнинная, с густой речной сетью и обширными заболоченными пространствами. Практически через весь регион протянулась с запада на восток возвышенность Кейвы, посещение которой в основном и было целью нашего путешествия. Помимо гряды Кейвы (или КейвА?), следует выделить в рельефе также более высокие Федорову Тундру и Панские Тундры (гора Каменик, 629 м., делает ее наиболее высоким горным массивом на востоке Муранской области) и уступающие по высоте Ондомозерские и Дальние Кейвы (в обоих случаях менее 300 м.). Кроме того, к северу от Кейв вплоть до Баренцова моря возвышается несчетное количество скалистых сопок, многие из которых превышают 300-метровую отметку. К югу и юго-западу от основной гряды Кейв расположены многочисленные холмы. С научной точки зрения они не имеют прямой морфологической связи с Кейвами, как геологической и ландшафтной единицей. Речь идет о Урмавараке, Кабан-Горе и т.д. Впрочем, мы отвлеклись.

Восток Кольского полуострова можно охарактеризовать двумя фразами: большие расстояния и слабые транспортные возможности. Из второго фактора проистекает небогатое разнообразие вариантов построения маршрута. Если это линейный маршрут, то он заканчивается на побережье с последующим непростым выплыванием на пароходе «Клавдия Еланская», курсирующем в летнюю навигацию вокруг Кольского полуострова. Исключение составляет выход (чаще всего по рекам) на юго-запад к Терскому берегу, где автомобильная дорога протянулась от Кандалакши через Умбу до устья Варзуги. Возможно и обратное построение маршрута — от побережья к центру полуострова, сути это не меняет. Помимо каботажного рейса парохода, гипотетически существует еще авиасообщение (в настоящее время - вертолет) Ловозеро-Краснощелье-Каневка-Сосновка, но кроме повышенной стоимости, других заметных преимуществ этот вариант не дает.

Большой линейный поход — это хорошо; но если вы планируете совершить путешествие в сентябре, то пароход уже ушел в самом прямом смысле этого слова. Также возникает дополнительное осложнение в случае заброски на маршрут собственным автотранспортом — хочется вернуться к машине без дополнительных сложностей и усилий. Для жителей Санкт-Петербурга автомобильная заброска на Кольский полуостров удобна и естественна, поэтому данный фактор немаловажен.

Тут самое время обратить внимание на сроки нашего путешествия. Начало сентября в Европейском Заполярье — буйство красок золотой осени, надежда на короткое «бабье лето», отсутствие проблем с кровососущими насекомыми и, как правило, низкий уровень воды в реках. Последнее обстоятельство хорошо для пешей части похода и плохо для водной. Осенние походы по Мурманской области описаны еще в книжке М.Пуссе «По Беломорью», изданной в 1971 году; но лично я вдохновлялся осенними походами Михаила и Ольги Осадчих (см. http://www.niosa.narod.ru/).

Климатические условия осеннего Заполярья навязывают вполне определенные требования к снаряжению, опыту и психологической подготовке. Впрочем, достаточно одной только психологической подготовки.

После анализа всех вышеперечисленных фактов и факторов, мною был разработан пеше-водный маршрут, позволявший в достаточно сжатые сроки ознакомиться с востоком Кольского вообще и грядой Кейвы в частности. При этом байдарочной части похода отводилась в некоторой степени утилитарная роль, поэтому мы смирились с прохождением этого участка туда-обратно по одному и тому же маршруту. Использование байдарки позволило значительно сократить общее время путешествия и с относительно небольшими трудозатратами доставить груз к основной, пешеходной части. Некоторое время мы изыскивали варианты продвижения и далее по маршруту с использованием плавсредств, с волоками и подъемами против течения (рассматривались даже экзотические варианты привезти на байдарке легкие надувные каяки и далее использовать их; или сплавиться на каком-то плавсредстве по Поною до Каневки и выбросить его там, возвращаясь на запад пешком по Кейвам), но в конце концов эти варианты были отвергнуты по причине трудоемкости и малого уровня воды в осенний период. Из двух наиболее известных и популярных рек, впадающих в Ловозеро и служащих «дорогами на восток» (Афанасия и Курга) мы выбрали Кургу, поскольку такой вариант чуть короче и позволяет ближе подобраться по воде к Кейвам.

О снаряжении

Мы использовали каркасно-надувную байдарку Ладога-2 производства Тритон. Это озерная лодка, достаточно быстроходная, но не управляемая. Маневрировать на ней трудно, но зато идти можно быстро.

Бивачное снаряжение достаточно стандартное: каркасная палатка Marmot, надувные коврики, синтетические спальники с заявленной температурой комфорта около 0°С или чуть ниже. Для приготовления пищи брали и костровой комплект, и газовую горелку. Можно было обойтись чем-то одним, но сидеть вечером приятнее у костра, а утром комфортнее сварить кофе на горелке, не вылезая из спальника.

На пешей части маршрута мы передвигались в основном в резиновых сапогах, редко в кроссовках. На сплаве — в неопреновых тапочках. При движении пешком по привычке использовали складные трекинговые палки. Температуру воздуха позволяла точно установить портативная электронная метеостанция Burton.

Отдельно стоит затронуть тему навигации. Мы пользовались GPS-приемником Magellan Triton2000 с закаченными растровыми картами. Карты ГГЦ (ГосГисЦентра), масштаба 1:50000 (500-метровки). На них замечательно показаны рельеф и гидрография, но дороги рисовал художник-фантаст. Для связи с «большой землей» взяли спутниковый телефон Thuraja, который хоть и на пределе своей зоны обслуживания, но все же позволял отправить смс с возвышенных точек на местности.

График движения

дата

дни

Участок маршрута

характеристика участка, способы передвижения

км

03.09.12

1

Пос.Ловозеро —  оз.Попово - оз.Ловозеро — губа Летняя Курга

Байдарка; движение по озерам с боковой волной.

11 км

04.09.12

2

р.Курга (вверх)

Байдарка; движение вверх по реке против течения, местами проводка.

12 км

05.09.12

3

р.Курга (вверх)

Байдарка; движение вверх по реке против течения, множественные  проводки мелководных шивер и порогов.

13 км

06.09.12

4

р.Курга (вверх) — оз.Ефимозеро — оз.Ниж.Ленъявр

Байдарка; движение вверх по реке против течения, множественные  проводки мелководных шивер и порогов, затем плавание по крупному озеру с попутным ветром.

35 км

07.09.12

5

[начало пешеходной части маршрута] оз.Ниж.Ленъявр — г.Юмперуайв — руч.Ровозерский

Движение пешком по лесотундровой зоне, ориентирование по спутниковому навигатору.

21 км

08.09.12

6

руч.Ровозерский — г.Ровгора — вездеходная дорога — г.Слюдяная — подножие г.Серповидная

Движение пешком по лесной и лесотундровой зоне, ориентирование по спутниковому навигатору. Долгие поиски брода через ручей. Вечером движение по заболоченной дороге.

25 км

09.09.12

7

г.Серповидная — г.Песцовая Кейва — г.Янаса-Кейва — ист.р.Ельйок — оленеводческая база Семиостровье

Движение пешком по вездеходной дороге.

26 км

10.09.12

8

оленеводческая база Семиостровье — г.Длинный Хребет — г.Тяпшманюку — г.Выхчурта — ущ.Каменистое

Движение пешком по вездеходной дороге.

26,7 км

11.09.12

9

ущ.Каменистое — г.Вальурта — скалы Тимка-Мыльк — г.Червурта — обратный путь до р.Сухая

Движение пешком по вездеходной дороге.

41 км

12.09.12

10

р.Сухая - оленеводческая база Семиостровье — р.Ельйок — р.Кейва

Движение пешком по вездеходной дороге, затем по лесотундре, ориентирование по спутниковому навигатору.

23 км

13.09.12

11

р.Кейва — заброшенный вахтовый поселок на г.Плоская (месторождение амазонита)

Движение по очень каменистой, скалистой лесотундре; сильно пересеченный рельеф, ориентирование по спутниковому навигатору.

20 км

14.09.12

12

г.Плоская — р.Сахарная — р.Узкая — вездеходная дорога — р.Кульйок («изба Демкина»)

Движение по заболоченной тайге; сильно пересеченный рельеф, ориентирование по спутниковому навигатору. Затем движение по вездеходной дороге.

27 км

15.09.12

13

«изба Демкина» - р.Кульйок — отроги г.Юмперуайв — оз.Ниж.Ленъявр [окончание пешеходной части]

Движение по очень каменистой, скалистой лесотундре; сильно пересеченный рельеф, ориентирование по спутниковому навигатору.

30 км

16.09.12

14

оз.Ниж.Ленъявр — оз.Ефимозеро — р.Курга

На байдарке по озеру, далее сплав вниз по течению, многочисленные мелководные шиверы и перекаты

38 км

17.09.12

15

р.Курга — Зимняя Курга — оз.Ловозеро — с.Ловозеро

Сплав вниз по течению р.Курга, многочисленные мелководные шиверы и перекаты; затем пересечение Ловозера с попутной волной.

34 км

 

Описание маршрута

фотографии: Константин Бекетов (с)

 

03.09

 

От поселка Ловозеро к берегу одноименного озера тянется широкая грунтовая дорога.   Немного не доезжая бывшего поселка Семерка, по правую руку видны бревенчатые дома строящегося «саамского центра». Отворот от основной дороги перекрыт заметными металлическими воротами. Чуть дальше, мимо этой территории лесная дорога приводит к берегу оз.Попово с песчаными пляжами — здесь удобное место для стапеля. К 18 часам собрали байдарку, погрузили вещи. Машину оставили в «саамском центре» (50 руб/сутки).

 

на старте маршрута
стапель на берегу озера Попово

 

Переменная облачность, сильный южный ветер. На Ловозере приличная волна, которая становится заметна после выхода из-под прикрытия острова Овечий. Для начала подъема по Курге нужно выбрать один из двух вариантов движения — по Летней Курге (северная протока) или по Зимней Курге (южный вариант). Протяженность в обоих случаях примерно одинаковая, так что выбор зависит от направления ветра и волн. В нашем случае логично было выбрать северный вариант движения по Летней Курге, поскольку это позволяет идти хоть немного «по волне».

За 1 час 45 минут пересекли основной плес Ловозера и завернули за мыс в Летнюю Кургу. Пролив, именуемый Салмой, представляет собой сужение озера с едва заметным течением и множеством подводных камней. Осенью здесь очень мелко.

После Салмы шли, придерживаясь правого по ходу берега. Он прикрывал нас от ветра и волн, и двигаться вдоль него было гораздо комфортнее, чем по открытому озеру. На ночлег встали на песчаном мысу напротив острова Чудессуол. Рядом с пляжем нашлась маленькая старая стояночка, запрятанная в кустах и невысоких елках, как раз под одну палатку и костер.

 

пляж на Летней Курге напротив острова Чудессуол
пляж на Летней Курге напротив острова Чудессуол

 

Вечером ветер стих, +12,7°С

 

04.09

 

Утром туман; но пока мы неспешно собирались, туман растаял и засветило яркое солнце. Рядом с нашей стоянкой обнаружилось интересное болото с удивительными торфяными буграми — по всей видимости, это следствие мерзлотных процессов (которых в Мурманской области вроде как и нет?).

 

вспучивание мерзлоты на болоте
вспучивание мерзлоты на болоте

 

От места стоянки за 1,5 часа поднялись по ровной воде до перекатов на Курге, началось бесконечное чередование проводок и интенсивной гребли против течения. Река мелкая, много камней. По берегам почти непрерывно прослеживается тропа-бичевник. Интересно отметить, что в отличии от большинства карельских и кольских рек, на Курге лес растет на некотором расстоянии от уреза воды; и эта полоса, поросшая кустами ивы или травой, позволяет при желании тянуть лодку вверх по реке бичевой.

 

Курга в нижнем течении
Курга в нижнем течении

 

Однако, нам показалось удобнее проводить лодку пешком. На первых перекатах мы пытались делать это в резиновых сапогах, не замочив ног. Достаточно быстро стала понятна бесперспективность такого пути. Пришлось переобуться в неопреновые тапочки и, стиснув зубы, терпеть холодную воду и острые камни на дне. Зато скорость движения выросла, а заодно повысилась и напористость при попытках пройти тот или иной участок на веслах, не вылезая лишний раз из лодки. Но взятый хороший темп движения досрочно оборвался — у меня разболелась голова, да тут еще подвернулась хорошая стоянка на правом берегу... В итоге встали на ночевку часа на 3 раньше возможного времени, пройдя за день всего лишь около 12-ти км, и уже заметно отставая от графика. Зато мы весь вечер наслаждались солнечным бабьим летом!

 

река Курга
река Курга

 

На закате мимо нас вниз по течению прошло две надувных лодки, до верху груженых какими-то солениями и заготовками. На ближайшие дни, как впоследствии оказалось, это были последние люди, которых мы видели.

В течении всего дня солнечная погода, +14°С.

 

05.09

 

Утро выдалось пасмурным и ветреным, на термометре +11,2°С.

Продолжили подъем вверх по реке Курга. Порывами встречный ветер такой силы, что останавливает лодку, и это особенно досадно, когда ты пытаешься выгрести против течения, и нужно вырвать у реки буквально пару метров для выхода на плес выше очередного быстротока. Большинство препятствий удается, тем не менее, пройти на веслах, используя суводи и прочие особенности гидродинамики. Но не менее часто приходится вылезать и по очереди проводить лодку по колено в холодной воде.

 

проводка на Курге перед Яловым озером
проводка на Курге перед Яловым озером

 

Через 3.5 часа такого развлечения, не доходя немного до озера Ялового, мы окончательно замерзли и выбились из сил. Поэтому, увидев перед очередным порожком стоянку на ЛБ, решили как минимум пообедать в этом месте. Пока пили чай, пошел дождь и решил нашу участь на сегодня. За день прошли всего 13 км. Температура воздуха в течении дня +13°С.

 

06.09

 

Утром переменная облачность, периодически выглядывает солнце. Ветер стих. Почти сразу от места ночевки начинается шивера протяженностью в несколько сот метров, требующая проводки. По сравнению со вчерашним днем, мы изменили тактику: теперь лодку проводим в одиночку, по очереди. Второй человек просто идет по берегу, экономя силы и заодно согреваясь ходьбой.

Выше шиверы река расширяется и постепенно переходит в озеро Яловое. Обогнули мыс, несильный ветер стал попутным, мягко подталкивая в спину. С его помощью очень быстро дошли до впадения Курги. Вчера бы так! Вначале Курга спокойна, с отдельными быстринами, но примерно через 1 км начинается цепь достаточно мощных шивер, разделенных небольшими плесами. Шиверы длинные, по несколько сот метров. Проводим лодку по очереди, погружаясь в потоке местами по пояс. Не тепло ни разу! :) Именно этот участок указывается в целом ряде описаний как ключевое препятствие как при подъеме, так и при спуске по реке Курга. По берегам несколько хороших стоянок. Каскад шивер заканчивается широким и особо мелководным разливом, после которого наступает озеро Муйман. Самая сложная часть Курги позади.

На Муймане нас накрыл сильный дождь, но мы не позволили ему нас деморализовать и стоически продолжили свою монотонную греблю. Слабой наградой за то были удивительные многомерные радуги, вспыхнувшие над северными просторами (или это были уже глюки?).

Выше Муймана остается преодолеть еще 4 порожка, все в проводку: 3 из них до промежуточного озера и самый последний при выходе в Ефимозеро. Здесь на ПБ хорошая стоянка на сравнительно узком перешейке, через который лодку можно было бы просто перетащить, если здесь обедать или ночевать.

 

Курга перед истоком из Ефимозера
Курга перед истоком из Ефимозера

 

Но мы почему-то здесь обедать не стали, хотя было давно пора, и пошли дальше, надеясь найти удобное для чаепития есть на одном из мысов Ефимозера. В байдарке стало как-то подозрительно много воды: столько натечь с ног при постоянных посадках-высадках не могло. Пришлось достаточно экстренно причаливать к небольшому острову для осмотра лодки. Опасения оправдались: обнаружилась дыра в пару сантиметров. Конечно, тут же пошел холодный дождь, так что пить чай пришлось под накидкой (вдвоем под одной), а заклеивать дыру — не особенно тщательно следуя предписанной технологии.

Зато после дождя ветер не только усилился, но и стал строго попутным, так что через полтора часа мы магическим образом уже дошли до самой дальней оконечности Ефимозера, до устья протоки из оз.Нижний Ленъявр. Протока оказалась до крайности мелководной, мы ее просто целиком обнесли через болотистый перешеек слева п/х. Последний километровый рывок, - и первая, водная, часть нашего путешествия закончилась на просторной стоянке на южном берегу  озера Нижний Ленъявр. Снова пошел дождь. За день прошли около 35 км; а всего от старта 70 км.

Завтра у нас начинается пешая часть маршрута.

 

07.09

 

Утром, вопреки мрачным прогнозам, на небе просветы. Довольно долго делим продукты, запихиваем заброску в перевернутую лодку. От места стоянки многообещающая тропа продолжается от силы 100 метров, и далее совершенно теряется. Никаких намеков на обозначенную на карте ГГЦ дорогу. Ну да и ладно — лес хорошо проходимый, редкий и чистый. Около полудня тронулись в путь. Температура воздуха +11°С, настроение приподнятое.

Рюкзаки получились неожиданно тяжелыми, больше 20 кг на человека, но все же позволяющими совершать большие переходы. Идем по азимуту (точнее, уткнувшись в GPS) через ягельные поляны и чистый низкорослый сосновый лес. Чувствуется постоянный плавный набор высоты к горе Юмперуайв.

 

подъем к горе Юмперуайв
подъем к горе Юмперуайв

 

Постепенно поднялись выше лесной зоны. Большие поля белого ягеля, отдельные кусты ниже человеческого роста. Много камней, встречаются невысокие скальные выходы. Их высоты редко превышают 5 метров. С гребня гряды сопок виден характерный скальный пупырь возле озера Мукзабак.

 

вид на юго-запад, в сторону озера Мукзабак
вид на юго-запад, в сторону озера Мукзабак

 

Продолжая точно следовать по несуществующей дороге, перевалили плечо г.Юмперуайв в 500 метрах от тригопункта, который хорошо виден. Вскоре после этого остановились на обед у небольшого ручья. Обедаем на газу, для ускорения процесса, хотя при желании можно набрать дров и на костер. Неподалеку целая поляна толстенных низких можжевельников.

 

можжевельники на склонах Юмперуайва
можжевельники на склонах Юмперуайва

 

Через небольшой переход пересекли заболоченную долину ручья Белый Бычок, в которой растет еловый лес, и после попали в густые березовые заросли, сквозь которые пробились с ощутимым трудом. Пересекли неведомый картографам вездеходный след меридионального направления, миновали слева по ходу озеро и наконец-то выбрались на легко проходимую открытую местность.

 

открытая тундра западнее ручья Ровозерский
открытая тундра западнее ручья Ровозерский

 

На ночлег встали на левом берегу ручья Ровозерский. Для костра использовали смолистые можжевеловые пни. Вечером пасмурно, +8°С, моросящий дождь. За день прошли в общей сложности 21 км.

 

08.09

 

Переменная облачность, на небе просветы, +10°С. Через 1 переход, по ягелю и кустам с отдельными скальными выходами, дошли до вездеходной дороги по левому берегу ручья Ровозерский. Вдоль заболоченной поймы ручья с юга на север тянется проволочный забор для загона оленей. Дорога идет вдоль забора в направлении Ровозера. Нам туда не надо, - сворачиваем с дороги на восток, перелезаем через забор, но утыкаемся в широкий и очень глубокий ручей.

 

изгородь для оленей
изгородь для оленей

 

И бодались мы с этим самым ручьем целых 50 минут! Пришлось вернуться на 1,5 км обратно, еще несколько раз слазать через все тот же забор, прежде чем удалось найти хоть какую-то переправу по ненадежным корням под водой. Проще было бы сразу раздеться и переплыть ручей в месте первого выхода к его руслу.

Зато после этой чарующей переправы мы очень быстро по сухой каменистой поверхности поднялись на гору Ровгора. Вершина скалистая, открытая, с нее очень хороший обзор. При взгляде с вершины заметно, что наш путь пролегает по наиболее равнинной области из всего, что видно окрест: и к югу, и к северу сопки гораздо более высокие и крутые. Где-то далеко слышно вездеход (как потом оказалось, он действительно ехал в этот момент по основной дороге от избы Демкина к горе Слюдяной и далее на Семиостровье). Под горой в группе приметных высоких елок (единственных на всю округу) миновали бренные останки какого-то механизма. От него вездеходный след привел к заброшенной выработке амазонита. Здесь россыпи минерала, несколько параллельных рвов-шурфов, развалины жилой постройки.

 

вершина Ровгоры
вершина Ровгоры
вид с вершины в сторону Ровозера
вид с вершины в сторону Ровозера
остатки буровой установки
остатки буровой установки
россыпи амазонита под Ровгорой
россыпи амазонита под Ровгорой

 

Дальше снова идем по азимуту. Пообедали на солнечной поляне возле небольшого ручья. Тепло, +15°С, даже появилась мошка (!).

От места обеда за один большой переход дошли до вездеходной дороги на гору Слюдяная, и далее – через всю гряду Кейв до самой Каневки. В месте нашего на нее выхода дорога грязная, заболоченная, но постепенно поднимается к вершине Слюдяной и значительно улучшается. На вершине Слюдяной выходы скал и тригопункт. Ветрено.

Дальше дорога на протяжении 2,5 км пересекает болото и за ручьем (это безымянный правый приток Ровы) начинает подниматься на основной хребет Кейвы. Мы сразу за бродом встали на ночлег. Готовим на газу. Ночью дождь, +4,5°С. За день прошли 25 км.

 

09.09

 

Утро ознаменовалось неудачной попыткой перекусить алюминиевую проволоку кусачками фирменного американского ножа. Мой товарищ, который в аналогичной ситуации в зимних Саянах стал обладателем аналогичных кусочков Letherman’а, долго потом бился с официальными дилерами за обещанную пожизненную гарантию...

 

сломанный мультитул Letherman
сломанный мультитул Letherman

 

Помимо сломанного ножа, настроение определяют туман и сырость. Но к 10 утра туман рассеялся, вышло солнце. Весело и бодро, в кроссовках, топаем вверх по дороге на гору Серповидная. На хребте голая тундра, многочисленные выходы ослепительно-белого кварца. Дорога хорошая, вполне можно быстро ехать на велосипеде (если провезти его до начала гряды через все болота на вездеходе).

 

валуны из кварца
валуны из кварца
на вершине горы Серповидная
на вершине горы Серповидная
дорога по вершинам гряды Кейв
дорога по вершинам гряды Кейв
Гиперборейское управление геодезии и картографии, год 2751 от рождества Авенира :)
Гиперборейское управление геодезии и
картографии, год 2751 от рождества Авенира :)

 

Миновали Песцовую Кейву, за ней в истоке р.Ельйок пообедали. Видимость отличная, солнечно, прохладный ветер. На юге среди всхолмленной равнины выделяется массив Кабан-горы.

После плоской вершины Янаса-Кейвы развилка дорог: прямо по хребту к г. Длинный Хребет, и вправо – срезка к оленеводческой базе Семиостровье. Мы повернули на юг к базе. Дорога сошла в лесную зону и резко заболотилась, пришлось снова надевать резиновые сапоги. После болотистого участка, перед самой базой, минуем удивительные по красоте ландшафты: огромные ягельные поляны, поросшие можжевельником высотой по пояс. Среди можжевельников высятся отдельные большие валуны.

 

вид на Кабан-гору
вид на Кабан-гору
на вершине Песцовой Кейвы
на вершине Песцовой Кейвы
вершина Янаса-Кейвы
вершина Янаса-Кейвы
вездеходная дорога
вездеходная дорога

 

Семиостровье – это большой дом и баня, а также несколько сараев и туалетов вокруг. В доме обнаружился оленевод Иван, который прибыл на том самом вездеходе, который я слышал с вершины Ровгоры. Иван родом из Краснощелья, сейчас живет в Ловозере, сам на пенсии. Рассказал нам очень много разных фактов про оленеводство, местных жителей, местную географию и историю. В доме тепло, спим на нарах на оленьих шкурах. Оставили в доме заброску; завтра выходим на восток по гряде Кейвы в радиалку на 3 дня.

 


дождь над тундрой
можжевельники
можжевельники
база Семиостровье
база Семиостровье
скульптура возле Семиостровья
скульптура возле Семиостровья

 

За день прошли 26 км.

 

10.09

 

Утром Иван, взглянув в окно, молвил: «Давит на мороз!» Тем не менее, пасмурно, ветер, +8°С.

Оставив заброску в доме, по сухой дороге за 1 час поднялись на в. Длинный Хребет. Принесло черную тучу, моросит дождь. Ветер северо-западный, 4,5 м/с. Одели штормовки, идем по дороге, подгоняемые попутным ветром. На вершине остатки военной радиорелейной станции, все раздолбано в хлам.

 

загадочные приборы на вершине Длинный Хребет
загадочные приборы на вершине Длинный Хребет

 

Постепенно погода улучшается, появляется солнце. Топаем по дороге. Местность вокруг удивительно напоминает район танковых полигонов в Кирилловском на Карельском перешейке. Геологические шурфы, напоминающие траншеи, увеличивают это сходство.

 

дорога к горе Тяпшманюку
дорога к горе Тяпшманюку

 

Обедаем возле несложного (по щиколотку) брода через речку Сухая. Готовим на газу, хотя при желании с дровами особых трудностей нет. После обеда по дороге поднялись на гору Тяпшманюку, увенчанную тремя огромными одинокими глыбами и деревянным крестом (это памятник исследователю геологии Кейв Авениру Сняткову). Табличка с креста сорвана буйными северными ветрами, валяется рядом на мху. Я привинтил ее обратно обломками своего ножа – забавная PR-акция для Leatherman.

 

река Сухая
река Сухая
камни на вершине Тяпшманюку
камни на вершине Тяпшманюку
табличка памятника Авениру Сняткову
табличка памятника Авениру Сняткову
крест на вершине Тяпшманюку
крест на вершине Тяпшманюку

 

Камни на вершине Тяпшманюку — достаточно уникальное явление для этой части Кейв; место красивое и узнаваемое. Остается добавить, что впоследствии глубокое погружение в недра Интернета не дало ответа на главный вопрос: кто же такой геолог Авенир Снятков и чем он знаменит? Один Авенир-геолог жил еще при царе-батюшке и открывал угольные бассейны России; другой был революционером; третий играл в рок-группе «Черная Речка» и знался с БГ... Но вот геологию Кейв никто из них не изучал. Загадка. Мы с Ильей в нашей обычной манере решили, что Авенир — это древний царь Гиперборейский, основатель славной династии Авениров, и т.д. и т.п.

 

золотая осень
золотая осень

 

Затем мы миновали остовы чумов и кораля на плоской вершине Выхчурта. Пару раз переобували резиновые сапоги для переходов через злобно-заболоченные места на дороге; в остальном же припеваючи идем в кроссовках по сухой вездеходной колее. Периодически отмечаем про себя следы квадроциклов («а это идея (с)»).

К 19-ти часам дошли до ущелья Каменистое и решили в нем остановиться на ночлег. На закате небо очистилось, стремительно похолодало. Немного погуляли вокруг ущелья, пофотографировали скалы и закат. После захода солнца температура воздуха быстро опустилась ниже 0°С.

 

ущелье Каменистое
ущелье Каменистое
наш лагерь в ущелье Каменистое
наш лагерь в ущелье Каменистое
скалы возле Каменистого ущелья
скалы возле Каменистого ущелья
электронный термометр показал -9,5°С
электронный термометр показал -9,5°С

 

Ночью ясно, морозно, заморозок до -9,5°С (!). Безветрие.

За день прошли 26,7 км.

 

11.09

 

Солнечное утро. Тундра покрыта инеем, который на солнце быстро растаял. Несмотря на настоящий ночной мороз, в утреннем воздухе отмечены отдельные комары. Как эти твари пережили почти -10°С - загадка.

Илья остался отдыхать в палатке, а я налегке отправился прогуляться на восток до в. Червурта. Вокруг, сколько хватает глаз, широкая тундра, сопки очень пологие. Выделяются лишь отдельные скальные выходы: скалы Тимка-Мыльк возле дороги и останцы на вершине Карманникум, отделенные одноименным озером. Скалы сильно выветренные, с интересной волнистой структурой. Часто они разбиты на тонкие пласты.

 


причудливые складки горной породы

 

Дорога на этом отрезке преимущественно сухая; лишь изредка приходится обходить лужи где-то сбоку по каменистой тундре.

Дошел до больших скальных выходов на восточном склоне Червурты. Скалы высотой до 20 метров, в южном направлении они нависают. Рядом остовы геологического лагеря многолетней давности, обломки вездеходов и звездолетов. Много медвежьих следов, тьма черники и попадается даже морошка, которой в этом нашем путешествии более отмечено не было. На востоке видны пологие увалы вершин Ягель-Урта и Цыцныкура-Боллоурта.

 


ущелье Каменистое

наш лагерь в ущелье Каменистое

скалы возле Каменистого ущелья

электронный термометр показал -9,5°С

 

Днем солнечно, тепло, +11,5°С. Возвращение к палатке той же дорогой. Вся прогулка получилась длиной 27 км.

После моего возвращения мы пообедали, собрались, и бодро добежали за 2,5 часа до речки Сухой. Перешли ее и тут же встали на ночлег на месте старого лагеря геологов. Таким образом, лично для меня дневной переход составил почти 41 км.

 

остовы чумов и кораля на  плоской вершине Выхчурта
остовы чумов и кораля на плоской вершине Выхчурта

 

Вечером переменная облачность, +5°С. Ночью около 0°С.

 

12.09

 

Утром ясное небо, +7°С, безветрие. За 3 часа дошли до базы Семиостровье, вернувшись к оставленной заброске. По пути встретили вездеход с оленеводами, среди них и наш знакомый Иван.

 

вездеход оленеводов
вездеход оленеводов
снова база Семиостровье
снова база Семиостровье
еще одна скульптура возле Семиостровья
еще одна скульптура возле Семиостровья
Гиперборейское государство охраняет этот знак со 197 года от рождества Авенира
Гиперборейское государство охраняет
этот знак со 197 года от рождества Авенира

 

На базе мы устроили долгий обед, и лишь повышенный героизм не позволил ему плавно перейти в ужин. Взяв заброску, прямо возле дома перешли реку и пошли вниз по течению вдоль ее правого берега. Попадаются оленьи тропы. Срезали по азимуту вытянутый холм и вышли на вездеходную дорогу, идущую в сторону Краснощелья.

Дорога пересекает обширные ягельные пустоши с низкорослой растительностью и большими камнями. Через полтора перехода подошли к реке Кейва и повернули по ее долине вправо по ходу, вверх по ее течению. Речная долина простирается вдоль высоких скальных гряд. Где-то в этом районе должен быть описанный в некоторых отчетах каньон, но мы его так и не нашли (думали, что он на основной реке, а это не так, вопреки точкам в GoogleEarth, которыми мы располагали).

Кейва течет в сухих ягельных берегах; место очень красивое. Реку перешли на правый берег в сапогах, глубина небольшая и твердое песчаное дно. Напротив самой высокой скальной сопки встали на ночлег посреди ягельной поляны. Дрова для костра в виде можжевельника и сухой березы.

Вечером переменная облачность, +5°С. Ночью похолодало до -1,1°С. От избы прошли 8,6 км.

 

13.09

 

Утром отдельные просветы на небе; на востоке небо ясное, но на западе сгустились тучи. +5,4°С, западный ветер.

 

каменный гурий в долине Кейвы
каменный гурий в долине Кейвы
наш лагерь на берегу реки Кейвы
наш лагерь на берегу реки Кейвы
скалы в окрестностях реки Кейвы
скалы в окрестностях реки Кейвы
балансирующий камень
балансирующий камень

 

Я погулял по окрестным скалистым холмам в поисках каньона, но так ничего и не нашел, хотя места очень красивые. Выветренные скалы образуют разнообразные формы, целые каменные «города». После прогулки собрали лагерь и пошли вверх по реке Кейве, а затем по азимуту около 12 км до амазонитового месторождения и заброшенного вахтового поселка на горе Плоской. По пути пересекли бесчисленное множество суровых скальных гряд. Очень красиво. Особенно запомнилось место, которое мы обозвали Hidden Valley: глухая скальная долина, замкнутая между особо высокими сопками. В этой долине рос настоящий высокий лес, и кажется не ступала нога человека.

Постепенно высокий лес стал появляться и вне закрытых долин. Последние примерно 5 км пути до Плоской проходят уже в настоящей хвойной тайге. Тем временем пошел дождь, вначале моросящий, но на подходах к вахтовому поселку все более сильный. За 2 км до поселка пересекли обширное безлесное болото. Перед поселком появляется вездеходная дорога, протянувшаяся с севера на юг, и возможно выводящая в Краснощелье. Прошли мимо карьера с зелеными и голубыми амазонитовыми отвалами и решили остановиться в единственной сохранившейся избе. Из-за дождя сегодня к порогам на реке Сахарной решили не идти.

 

на одной из вершин на пути от р.Кейвы к амазонитовому месторождению
на одной из вершин на пути от р.Кейвы
к амазонитовому месторождению
сопки южных Кейв
сопки южных Кейв
амазонит
амазонит
изба на горе Плоской
изба на горе Плоской

 

На дрова пришлось разбирать один из полуразрушенных домов. Воду вначале набирали в соседнем болоте, но потом нашли колодец и родник в 100 метрах от избы в сторону карьера, слева от дороги. Ночью моросящий дождь, туман. В избе натопили до +30°С, а на улице около 0°С.

 

14.09

 

Утро без дождя, на небе просветы. Жизнь налаживается. От амазонитового рудника направились по азимуту к порогам на реке Сахарной (примерно 4 км). По пути чистый сосновый лес с ослепительно-белой ягельной подстилкой, скальные выходы и камни. Природа и ландшафты сильно изменились по сравнению с предыдущими днями, местность стала все больше напоминать Карелию. Пересекли болото, перед ним вездеходных след север-юг, куда он ведет и откуда – совершенно непонятно. Вдоль небольшого ручья вышли к р. Сахарной как раз к началу каскада порогов. Очень красивое место, река прорывает скальный кряж и моренные гряды.

 


ягельные боры

 

Погуляв вдоль порогов, пошли вверх по реке по правому (ор.) берегу. Для этого перешли реку по подводным камням в мелком месте – течение стремительное, зато глубина ниже колена. Погода солнечная, стало очень тепло +14°С, даже снова появилась мошка. Выше основного каскада порогов на реке продолжают попадаться отдельные фотогеничные препятствия; да и вообще река Сахарная запомнилась как место симпатичное (возможно, дело в погоде?).

 

брод через Сахарную
брод через Сахарную
пороги на реке Сахарной
пороги на реке Сахарной
река Сахарная
река Сахарная
река Сахарная
река Сахарная

 

От реки пошли азимутом через лесистые сопки на дорогу, и к 17 часам вечера вышли к реке Узкой и большой вездеходной дороге (т.н. "509-я дорога", название восходит еще ко временам ГУЛАГа и строительства железной дороги на восток Кольского полустрова; дорога эта так и не была достроена). Остановились на короткое чаепитие, и далее до темноты успели за 2 часа дотопать по дороге 10 км до избы Демкина на реке Кульйок. Брод через Узкую оказался совсем простой, по щиколотку. Дорога в основном песчаная, в сосновом бору. Лишь в одном месте переход критичного для транспорта болота по многочисленным колеям вездеходов.

 

по азимуту от Сахарной до Узкой
по азимуту от Сахарной до Узкой
табличка на камне возле 509-й дороги
табличка на камне возле 509-й дороги
509-я дорога
509-я дорога
изба Демкина
изба Демкина

 

К вечеру стало пасмурно, но по-прежнему очень тепло. Ночлег в избе Демкина («изба Связистов», «бараки Кульйок»), в тепле и относительном уюте (помойка здесь редкостная…). За день прошли 27 км.

 

15.09

 

Утром пасмурно, постепенно усиливающийся моросящий дождь. Похолодало, +6°С. Сегодня нам нужно выйти к своей байдарке на озере Ниж.Ленъявр.

От избы Демкина движение по азимуту по достаточно чистому сосновому лесу. Пересекли ручей Быстрый. Потянулись обширные участки старого горельника, много каменистых участков, идти легко. Слева по ходу шумит Кульйок, очевидно порожистый на этом отрезке.  Пересекли не четко нарисованный на карте, но весьма ярко выраженный на местности каньон левого притока Кульйока. На впадении следующего крупного левого притока стоит балок оленеводов, возможно, это т.н. база Белый Бычок. Севернее балка большое сухое безлесное пространство с отдельными можжевельниками.

Перешли Кульйок: глубина ниже колена, так что хватает резиновых сапог. Через пологую сопку с редким еловым лесом срезали большую излучину реки; в том месте, где мы снова вышли к Кульйоку, он предстает уже совсем маленьким ручьем. Зона леса фактически закончилась. Местность сухая, много ягеля, отдельные кусты. На Кульйоке пообедали, укрывшись от ветра и косого дождя за большим камнем.

Перевалив еще одну сопку и снова перейдя Кульйок (здесь вдоль него наблюдается вездеходный след), наконец-то вышли в безлесную зону массива горы Юмперуайв. На протяжении примерно 3 км не встречается вообще никакой растительности, кроме мхов и лишайников. Вышли на свой путь, каким шли в первый день пешеходной части маршрута. Далее повторяем пройденное в обратном порядке.

К 19 часам вечера дошли до байдарки. Заброска на месте! Пешая часть похода на этом закончилась, осталось сплавиться по Курге и пересечь Ловозеро.

Протяженность дневного перехода получилась около 30 км.

 

16.09

 

Утром пасмурно с просветами, временами небольшой дождь; но к моменту выхода – чистое небо, яркое солнце, юго-западный ветер. За 2 часа 45 минут пересекли Ефимозеро с боковой волной и ветром. Перекаты и шиверы вплоть до озера Муйман прошли без особых проблем, а вот дальше примерно 1,5 км основного каскада шивер Илья прошел по тропе левым берегом, а я одним номером на байдарке изображал крикинговый сплав. Несколько раз на камни я лодку все же посадил, так что пришлось выскакивать и проводить судно. В конце этого веселья пообедали с костром.

 


снова река Курга, возвращение

 

Далее без проблем прошли озеро Яловое, ветер практически стих, солнечно. За озером мелководную шиверу снова пришлось частично проводить, а дальше уже все шлось по воде. Дошли до стоянки «с бутылками», которую заприметили еще при подъеме по реке. Здесь действительно развешено несколько п/э бутылок с крупами. Минус этой стоянки – мало дров.

Ночью ясно, +1°С.

 

17.09

 

Встали раньше обычного, на рассвете, - очень хочется сегодня не только доплыть до своей автомашины, но и продвинуться как можно дальше в сторону дома. Утро солнечное, стабильно +1°С. Но на солнце кажется гораздо теплее. Поднимается юго-западный ветер.

От места стоянки за 2 часа дошли до конца шивер на Курге. Встретили первых людей: какие-то суровые мужчины пытаются подняться вверх по реке на обычных рыбацких надувных лодках.

 

выход в Ловозеро
выход в Ловозеро

 

Далее за 1,5 часа при встречном ветре вышли в Ловозеро через южный вариант – Зимнюю Кургу: отчасти для разнообразия, отчасти для того, чтобы на Ловозере у нас более-менее попутный ветер. Встретили туристов на К-4 с подвесным мотором, которые собирались переваливать на Рову и очень удивились нашим рассказам про шиверы Курги и их маловодность.

 

острова на Ловозере и одноименные тундры
острова на Ловозере и одноименные тундры

 

С заметной попутной волной за следующие 1,5 часа прошли Ловозеро и протоку мимо Семерки в озеро Попово. Пристали к соседнему пляжу с тем, от которого отчаливали 2 недели назад. Итого от места стоянки на Курге до финиша домчались за 5 часов. Неплохо.

На небе с запада гонит страшного вида тучи, погода снова портится, но нас это уже не волнует: забираем свою машину с территории строящегося саамского центра и уезжаем домой.

 

Полезные ссылки

http://natrij-hlor.livejournal.com/29388.html

http://www.tourism.ru/docs/report/ski/7/6/233/

http://bobas-spb.narod.ru/moto/ - см. раздел «сезон 2011»

http://www.skitalets.ru/trips/2003/keivi_gorb/

http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopic.php?f=189&t=46090&start=135&sid=486ef53b52aacfaf662b6d1153ed23ba - отчет на джип-форуме

http://vladsc.narod.ru/2007/07140805.htm

http://www.my-tour.ru/2008/20080719-Ponoy-Keyvi/otchet/start.html

http://www.abe.anabar.ru/2004/keivy-2004/keivy-2004-k.pdf