Туристско-спортивный союз России

Туристический клуб «Сампо»

г. Петрозаводск

ОТЧЕТ

О пешем путешествии

2-й категории сложности

по Медвежьегорскому и Муезерскому районам

(республика Карелия),

совершённом с 29 октября по 8 ноября 2005 года.

 

Маршрутная книжка № 46/2005

Руководитель группы:

Смирнов Дмитрий Владимирович

E-mail руководителя:

sdvsoft@mail.ru

 

г. Петрозаводск

2006 г.



Содержание

Часть 1. Справочные сведения

Часть 2. Содержание отчета

Общегеографическая характеристика района путешествия

Туристская характеристика района путешествия

Выводы и рекомендации

Часть 1. Справочные сведения.

1.1. Проводящая организация:

Турклуб “Сампо” Петрозаводского Государственного Университета пр. Ленина 33, кафедра физического воспитания
http://web.petrsu.ru/~turclub/

1.2. Район проведения:

Медвежьегорский и Муезеркий районы (республика Карелия)

1.3. Характеристики похода:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность. Активная часть похода, км

Общее число дней

Ходовые дни

Сроки проведения

Пеший

вторая

171

11

10

с 29 октября по 8 ноября 2005 г.

1.4. Подробная нитка маршрута:

п. Кумса – д. Евгора – п. Паданы – Сельги – Пряккила – оз. В. Мярат – оз. Солодъярви – оз. В. Кукъярви – Смерть-гора – р. Тяжа – г. Воттоваара – п. Суккозеро

1.5. Список участников:

Ф.И.О.

Год
рождения

Место работы
(учебы)

Домашний адрес
(телефон)

Туристская
подготовка

Должность

1.

Смирнов Дмитрий Владимирович

1985

ПетрГУ, студент

ул. Репникова д. 15 кв. 114 (52-56-69)

IV (у) пеш Приполярный Урал, II (р) Карелия

Руководитель, фотограф

2.

Лапшина Анна Николаевна

1988

ПетрГУ, студент

Лесной пр. д. 9 кв. 48

многодн. походы

Завхоз

3.

Семеновкер Инна Викторовна

1988

ПетрГУ, студент

Пр. А. Невского 37А-47

I (у) пеш Карелия

Доктор

4.

Ласточкина Анна Сергеевна

1986

ПетрГУ, студент

Белорусская 17-315

I (у) вод Карелия

Кляузник, фотограф

5.

Рудомётова Алина Николаевна

1985

ПетрГУ, студент

Белорусская 17-315

I (у) вод Карелия

Метеоролог

6.

Рулев Сергей Сергеевич

1984

ПетрГУ, студент

Фролова 7Б-50

I ( у) лыж Карелия

Реммастер

7.

Вдовин Александр Сергеевич

1983

ООО «Виро мебель»

Правды 42-6

многодн. походы

Участник

 


1.6. Определяющие препятствия маршрута, определение сложности по методике категорирования пешеходного маршрута:

Локальные препятствия (ЛП)

Вид препятствия

Категория

трудности

Количество баллов

Характеристика

препятствия

1.

Переправы

 

 

 

1.1

Категория

н/к

4/2 балла

 

р. Ломнезерка

р. Мярат

р. впад. в оз. В. Кульменги

р. б/н перед оз. В. Кукъярви

 

1

1

 

1

 

1

Итого:

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

2

Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/с); глубина 0,5- 0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м

1.2

 

Категория

3/3 балла

 

р. впад. в оз. Солодъярви

р. впад. в оз. Н. Кукъярви

  р. впад. в оз. В. Кукъярви (навесная)

 

1

 

1

 

1

Итого:

1/3

 

1/3

 

1/3

3

Переправы через реки шириной 6- 20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек

ИТОГО:

5

5

 

 

Итого, за локальные препятствия: 5 баллов.

 


Протяженные препятствия (ПП)

Вид препятствия

Длина протяжённых препятствий

Расчет количества баллов

Характеристика препятствия

1.

Растительный покров

1.1

Категория

н/к

50 км=10 б.

Лес проходится по тропам или легко без них

1. Дорога на Евгору

2. Движение от оз. В. Кульменги до оз. В. Кукъярви

34

 

6

40*10/50=8

1.2

Категория

12 км=5 б

Наличие густозаросших участков; подлеска

1. Движение от оз. В. Кульменги до оз. В. Кукъярви

12 км

12*5/12=5

1.3

Категория

12 км=5 б

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 град.

1. Подъем на г. Воттоваара

2. Спуск с г. Воттоваара

3. Движение от оз. В. Кульменги до оз. В. Кукъярви

2 км

 

2 км

 

2 км

 

6 *5/12=2,5

2.

Болота

2.1

Категория

н/к

40 км=20 б

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, необходима индивидуальная страховка

1. Кумса-Евгора

2. О з. В. Кульменги - оз. В. Кукъярви

3 км

6 км

 

 

9*20/40=5

ИТОГО:

48 км

20,5 баллов

-

Итого за протяженные препятствия: 20,5 баллов (20 в зачет).

Определение сложности по методике категорирования пешеходного маршрута

(по сборнику "Русский турист", М., 1998 г., раздел – 6.2):

Общее количество набранных баллов определяется по формуле:

КС = ЛП + ПП + (ГхАхК), где

ЛП и ПП – баллы соответственно за локальные и протяжённые препятствия,

Г – географический показатель района похода,

А – коэффициент автономности,

К – коэффициент перепада высот, который определяется по формуле:

К = 1 + ОН/12, где

ОН – суммарный перепад высот на активной части маршрута (в км).

ЛП = 5 баллов; ПП = 14 баллов, Г = 4, А = 0.2, ОН = 2; К=1+2/12=1,17

(КС)= 5 + 20 + (4*0.2*1,17)= 26 (балла )

Значение 26 соответствует установленному промежутку от 26 до 59 баллов, для II категории сложности.

1.7. Адрес хранения отчёта:

185005, г. Петрозаводск, ул. Л.Толстого, д.4, Республиканский центр детского и юношеского туризма, отдел туризма.

1.8. Поход рассмотрен МКК - Федерации туризма республики Карелия (110-00-54141000)

Часть 2. Содержание отчета.

2.1. Общая смысловая идея похода

Маршрут проходит по Медвежьегорскому и Муезерскому районам республики Карелия, при этом содержит как участки грунтовых дорог (которые позволяют набрать необходимый километраж), так и лесные участки (на которых проверяется уровень подготовки группы). Повышается опыт участников группы в преодолении таких препятствий как болота, травянистые склоны, буреломы, переправы.

Маршрут позволяет ознакомиться со многими природными, историческими и культурными объектами Карелии, такими как г. Воттоваара, Смерть-гора, п. Паданы.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

До Медвежьегорска пригородным поездом (Петрозаводск-Медгора). Стоимость билета – 70 руб. Так как в связи с электрификацией окт. ж.д. пригородный поезд отменили, пришлось ехать на рейсовом автобусе.

Из Медвежьегорска до Кумсы заранее заказываем маршрутку на автовокзале. Стоимость заброски - 1000 руб.

Из Суккозера выезжаем поездом №657 (Костомукша-Петрозаводск) ходит ежедневно в 00:30 (прибытие в Петрозаводск в 8:30).

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута:

1-2 день – выход в Кумсу, 3-5 – выход в Паданы, 6-8 – выход в Гимолы, 9-10 – выход в Суккозеро

Запасные варианты:

1. Начало маршрута перенести в д. Кумса, и вместо участка Чёбино – Остречье – Евгора идти по дороге Кумса – Евгора.

2. Отказ от прохождения азимутного участка оз. В. Кульменги – оз. В. Кукьярви – замена движением по дороге (р. Черная-р Кукозерка-затем по лесовозному усу к р. Чурья и Смерть-горе)

3. Отказ от радиального выхода на г. Воттоваара.

4. Выход в п. Гимолы (16 км) при отставании от графика.

 

Воспользоваться аварийными вариантами не пришлось.

 

2.4. Изменения маршрута и их причины.

Мы приняли решение использовать 1-й запасной вариант и начали маршрут в д. Кумса с учетом рекомендаций МКК, погодных условий, а также отказа части участников от участия в походе. На общий километраж это изменение существенно не повлияло, а количества препятствий было достаточно. Поэтому было принято решение идти по дороге вместо движения по болотистым участкам. В дальнейшем мы придерживались основной нитки маршрута, места стоянок корректировались с учетом местности. В первые 2 дня мы проходили больше запланированного, что позволило в Паданах сделать полудневку, закупить недостающие продукты, провести встречу со школьниками.

 

2.5 График движения.

Дата

Дни пути

Участок пути

Протя-
женость, км

Чистое Ходовое Время

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

29.10

1

Кумса-10 км от разв. на Евгору

14

150

Асфальт, плохая грунтовка

Ясно,

t дн =+6C

t веч =+ 5 C

30.10

2

10 км от разв. на Евгору – р. Санда

22

250

Грунтовка

Пасмурно, tутр=+3С, tвеч=+5С

31.10

3

р. Санда д. Евгора – губа Кульмесгуба

18

200

Грунтовка, хорошая

Пасмурно, tутр=+6С, tдн=+7С

1.11

4

губа Кульмесгуба – Паданы

12

120

-“”-

Полудневка

Пасмурно, неб. дождь, tутр=+7С, tдн=+10С

2.11

5

Паданы – д. Сельги – оз. Энингилампи

25 (20)

370

-“”-

Пасмурно, tутр=+7С,

3.11

6

оз. Энингилампи – р. Ломнезерка – оз. В. Кульменги

6+8*1,2 =15,6

205

Грунтовка, лесовозный ус, тропа, болото

Пасмурно, tутр=+3С,

4.11

7

оз. В. Кульменги – оз. Сяргярви – оз. Солодъярви – оз. В. Кукьярви

12

240

Болота, переправы, бурелом, заросли стланика

Пасмурно, tутр=+6С, tдн=+3С

5.11

8

оз. В. Кукьярви – Смерть-гора – р. Тяжа

20

250

Навесная переправа, дорога

Пасмурно, tутр=+6С, моросит, вечером дождь

6.11

9

р. Тяжа – г. Воттоваара – р. Тяжа – оз. Ср. Карбисалми

7*1,2+12 =20,4

260

Крутые склоны, заросли, буреломы, кам. гряды

Пасмурно, tутр=+5С, моросит, вечером дождь

7.11

10

оз. Ср. Карбисалми – п. Суккозеро

17

250

Грунтовая дорога

Пасмурно, tутр=+9С, моросит

 

 

ИТОГО:

171 км

38 ч 15 мин

 

 

Средняя скорость 4,5 км/ч.

2.6. Техническое описание.

29 октября

В 8-00 выезжаем из г. Петрозаводска пригородным автобусом до г. Медвежьегорск, в 12-00 ловим маршрутку до д. Кумса (60 км) и в 13-15 мы в начальной точке маршрута (фото №1). На обочинах лежит свежий слегка подтаявший снег, на асфальтовой дороге тонкий слой льда. Идем по дороге на юг, придерживаясь левой стороны. Доходим до развилки на Евгору, дорога в плохом состоянии, грязь, на лужах слой льда (фото №2). На перекрестке со старым лесовозным усом делаем перекус. Продолжаем двигаться по дороге в сторону Евгоры, проходим вырубки, слева и справа болота и мелиоративные канавы. Дошли до поворота дороги на север. Так как хорошей стоянки найти трудно, встаем на краю вырубки; вода есть, но не проточная. Лес смешанный, с дровами проблем нет.

30 октября

Дежурные встают в 6-00, выходим в 9-00. Этого графика и придерживаемся в дальнейшем. Утром температура +3С, продолжает таять. Идем по дороге, которая немного улучшается, лес сменяется на сосновый. Первый переход делаем 20-минутным, затем по 45-50 минут. Проходим небольшое болотце (фото №3). Через 4 перехода делаем перекус, еще через переход проходим развилку (направо, с двумя мостами), и через 45 минут делаем обед на р. Педаядеги. Через два перехода встаем на стоянку у моста через реку Санду. Вечером были слышны собаки в Евгоре.

31 октября

Утром немного потеплело. Идем по дороге, пересекаем ЛЭП и через пол часа после выхода приходим в Евгору (фото №4). Начальную школу в деревне закрыли (в ней зимой останавливались наши туристы года два назад), дети ездят учиться в Паданы. Особых достопримечательностей в деревне нет, и мы, сделав небольшой привал, идем дальше по широкой грунтовой дороге. Скорость повышается. На дороге, которая до сих пор шла практически по равнине, стали появляться горки с довольно продолжительными спусками и подъемами. Дойдя до р. Гормозерки делаем обед. Так как времени у нас достаточно, а место обеда для стоянки не очень удачное, решаем сегодня сделать еще получасовой переход, чтобы завтра придти в Паданы во второй половине дня. Переходим два ручья по мостам. Дорога подходит близко к берегу озера Сегозера, выходим на пляж (фото №5), проходим по нему немного и останавливаемся на красивом мысу в сосновой роще.

1 ноября

Утром становиться еще теплее, солнце пригревает сквозь тучи, идет небольшой дождь. Весь снег растаял. Через переход выходим на развилку Сельги – Паданы. Отсюда до Паданской школы 7 км. Через полчаса выходим к началу деревни (фото №6), делаем перекус. Через переход добираемся до школы. По пути проходим железобетонный мост, на нем появляется сотовая связь, устойчивого приема нет - получаем пару смс. В дальнейшем на протяжении всего похода сотовой связи не было. Впрочем, это не сильно нам мешало. В школе еще идут занятия (хотя только в первой половине дня, с 13-00 до 17-00 отключают свет). Делаем полудневку. Со школой была предварительная договоренность. Нас размещают в актовом зале. Обед дежурные готовят в столовой, ужин на плитке. Закупаем недостающие продукты, хотя свет и отключили, торговля и идет при свечах. После обеда выступаем перед школьниками, посещаем могилу первого олимпийского чемпиона Федора Терентьева по лыжным гонкам (которому в этом году исполнилось бы 80 лет). Вечером активно отдыхаем, играем с местными ребятами в волейбол, н/теннис.

2 ноября

Так как полудневку сделали вчера, опережаем график на пол дня. С утра переводим часы на час назад. Теперь дежурные встают в пять. Через полчаса выходим на мост, связи нет. Еще 50 минут и мы на развилке. Идем в сторону д. Сельги (фото №7). Через два перехода переходим по мосту через ручей, впадающий в р. Лумжа. Еще три перехода по дороге и мы у начала деревни. Есть еще время, решаем пройти за деревню. Деревня практически нежилая – живет несколько человек (в основном рыбаки). Делаем еще один переход, проходим Южный Конец деревни и встаем на ночевку возле ручья впадающего в оз. Энингилампи. Есть удобная стоянка, но дров не много.

3 ноября

С утра продолжаем идти по дороге. Через переход сворачиваем направо на плохую грунтовую дорогу и идем по ней в сторону р. Ломнезерки. Через 50 минут мы у нее. На карте обозначен мост, но он сгорел, остались лишь каменные насыпи камней, с промежутком между ними около 4 м (фото №8). Ширина розлива реки в этом месте около 40 метров, глубина до 1 м. Делаем вынужденную часовую остановку. Два человека идут на разведку выше по течению. Там болото, деревьев и удобного места для переправы нет. Развели костер. Увидели рыбаков, которые за 4 рейса перевозят нас с грузом на другой берег. Очень удивлены тем, что нам нужно на другой берег. Поблагодарив рыбаков, идем дальше. Дорога сильно заросла, идет по краю большого песчаного пляжа, затем уходит в лес. Проходим развилку, поворачиваем направо. Проходим отворотку налево, сворачиваем на просеку (фото №9), которая ведет к оз. Н. Мярат, и после нее на перекрестке сворачиваем на старый зимник, ведущую к протоке между оз В. и Н. Мярат. Он сильно зарос, идем продираясь сквозь заросли. Делаем неглубокий, но довольно широкий брод через протоку (фото №10) и на другом берегу варим обед. Через 500 м выходим на дорогу, идем по ней 1,5 км, сворачиваем на лесовозную дорогу, которая идет до оз. Н. Кульменги. Там стоит изба, но очень много мусора вокруг. Дорога заканчивается. Идем в сторону оз. В. Кульменги сначала по тропе, а затем вдоль берега. Восточный берег довольно крутой, встречаются участки скал, много поваленных деревьев. Пройдя до южной оконечности озера, проходим небольшое болото и встаем на стоянку. Много ягод брусники. Впадающий ручей перекрыт плотиной бобров, левый берег сильно заболочен.

4 ноября

Идем 10 мин по бурелому до места переправы через ручей. Переходим по поваленному дереву с шестами. Идем по болоту, затем поднимаемся в горку (азимут=270), проходим рядом с маленьким озерцом и выходим к южной оконечности оз. Сяргъярви (берег заболочен). Корректируем курс (азимут=220), и пройдя мимо маленького озерка с болотом идем по пересеченной местности (горки, старые вырубки, мелкий стланик) в сторону оз. Солодъярви. Выходим к озеру (фото №11). С северной стороны вырубка и болото. Идем по болоту 1 км и выходим к ручью ( w =4,5 м). Останавливаемся на небольшом холмике. Пока дежурные варят обед, валим сушину на другой берег и вешаем перила. Переправившись на другой берег (фото №12), проходим небольшое болото, поднимаемся в гору и пересекаем лесовозную дорогу в месте ее поворота на север. Продолжаем движение по азимуту. Местами встречается довольно густой молодой ельник. Забираемся еще в одну горку, спускаемся с нее выходим к небольшому болоту и озеру. В болоте течет неширокий ручей. Переходим его по поваленному дереву. Пройдя еще немного выходим к болоту, через которое течет ручей впадающий в оз. Н. Кукъярви, валим сушину и переходим по ней (фото №13). Скоро болото заканчивается (фото №14), идем по старой вырубке 30 мин и выходим к оз. Верхн. Кукъярви. Идем до ручья, впадающего в озеро ( w =7м, h =1м). На ручье хатки бобров. На противоположном берегу видны рыбацкие стоянки. Переправляться на другой берег уже поздно, и мы делаем свою. Делаем разведку: через ручей на карте обозначен мост, но после него в ручей впадает приток (широкий приток), переправиться через который довольно сложно. Рядом большая бобровая плотина. Перепад воды около 40 см. Противоположный берег сильно затоплен.

5 ноября

С утра валим наклонное дерево, но неудачно, оно падает вдоль ручья. Других удобных деревьев нет. Решаем делать навесную переправу. Я переправляюсь первым без груза через два рукава, сначала с шестом по хатке бобров, затем вброд. Участники первый раз самостоятельно наводят навесную переправу, я руковожу с другого берега (фото №15). Вот все на другом берегу. Уходит два часа. Выходим к болоту и тому же ручью, который делает изгиб, пройдя вдоль болота выходим на дорогу. Обозначенный на карте мост есть, но в довольно плачевном состоянии, хотя пройти по нему можно. Далее идем по дороге на юг. Вдоль дороги когда-то шла узкоколейка – кое-где остались шпалы. Через 40 минут дорога поворачивает на запад, идем по ней еще 2 перехода и огибаем так называемую Смерть-гору (на которой держала оборону партизанская бригада Григорьева). К вершине выложена каменная лестница. Поднимаемся наверх. Там установлен обелиск (фото №16). Делаем 10-минутный переход и подходим к стоянке Симоняна С., тут два больших чума. Запас по времени еще есть, к тому же моросит мелкий дождь, решаем здесь сделать обед. Через 1,5 часа продолжаем путь – проходим поворот направо (дорогу, огибающую г. Воттоваару с востока) и развилку на Гимолы. Через 2 перехода встаем на ночевку. В планах было найти оборудованную стоянку на р. Тяжа (чтобы остановиться там на два дня), но берег ее оказался сильно заболоченным, поэтому решаем остановиться у дороги, возле ручья.

6 ноября

С утра моросит дождь, туман. Видимость 500 м. Делаем радиальный выход на г. Воттоваара. Поднимаемся по склону крутизной до 45?. Лес в месте нашего подъема довольно редкий. Через 25 минут поднимаемся на предвершинное плато. Вокруг много сейдов (фото №17), искореженных деревьев. Еще 15 минут и мы на вершине. Обзор небольшой, мешает туман. Осматриваем достопримечательности Горы. Затем двигаемся на запад и, не спускаясь по западному склону, сворачиваем на юг. Спускаемся вниз по довольно крутому склону (местами до 60-70?) через буреломы, березовый стланик. Выходим на дорогу, по которой мы шли и идем по ней до стоянки. Делаем обед на месте ночевки. После обеда продолжаем идти по дороге, проходим несколько ручьев, болот. Выходим на развилку на Суккозеро. Через 3 перехода встаем на ночевку у оз. Средний Карбисалми. Ночью сильный дождь.

7 ноября

Продолжаем идти по дороге в сторону Суккозера. Проходим по мосту протоку между озерами Карбисалми. Далее уже привычный для нас пейзаж – горки чередуются с болотами, вырубки со смешанным лесом. Встречаем мужиков на мотоцикле. От дороги отходит довольно много лесовозных усов, но в летнее время их трудно спутать с основной дорогой. Через 4 часа приходим в поселок. Останавливаемся у знакомых. Плотно обедаем, готовим баню. Вокзал (фото №18) находится в стороне от поселка (до него 6 км). Билетов на сегодня нет, приходиться задерживаться еще на одни сутки. 9 ноября в 0-30 выезжаем в г. Петрозаводск на 679 поезде.

 

Общегеографическая характеристика района путешествия.

Медвежьегорский и Муезерский районы расположены в средней части республики Карелия. Климат умеренно-континентальный. Прохладное лето, довольно мягкая зима. На формирование рельефа во многом повлиял ледник, такие типичные для Карелии элементы рельефа как моренные гряды, вытянутые в одном направлении, выходы скал, здесь встречаются повсеместно. Помимо леса, который является основным источником дохода большинства населения, здесь много воды: озера, реки, болота.

Богат этот край и различной живностью – следы медведя, лося, глухаря и других животных можно встретить довольно легко.

Туристская характеристика района путешествия.

Медвежьегорский и Муезерский районы как районы активной лесозаготовки имеют разветвленную сеть лесовозных дорог, удобных для прохождения по ним в походе. Есть несколько крупных (оз. Сегозеро, оз. Селецкое, оз. Суккозеро), и много мелких озер и речек. Довольна значительная часть территории заболочена, что создает трудности в передвижении, особенно в ноябре. Большая часть территории покрыта лесом, много вырубок. Воздух очень чистый, сказывается удаленность от основных промышленных центров. Участки пересеченной местности позволяют разнообразить маршрут. Южная часть Муезерского района имеет характерный «изрезанный» ледниковый рельеф. Много мелких горок, каменных гряд, выступов скал.

Смерть-гора - небольшая возвышенность, недалеко от г. Воттоваара, на ней во время второй мировой войны погиб один из отрядов первой партизанской бригады под командованием Григорьева. На гору ведет каменная лестница, выложенная школьниками из п. Суккозера, наверху стоит обелиск.

Гора Воттоваара (417 м) - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности. Рельеф горы очень пересеченный. Около девяти тысяч лет назад здесь произошло мощное землетрясение, в ходе которого образовался гигантский провал, превративший центр горы в естественный скальный амфитеатр. Гора изобилует маленькими живописными озерцами, скальными выходами и завораживающей красотой растительности горной лесотундры. Гора усыпана сейдами – культовыми камнями древних саамов.

Выводы и рекомендации.

Безаварийно пройден пеший маршрут 2 к.с. в соответствии с графиком. Участники упрочнили свои навыки жизни в лесу и преодоления естественных препятствий. Серьезных заболеваний не было. Из аптечки использовался только пластырь и йод. Руководитель и участники достаточно полно ознакомились с туристическими возможностями района путешествия, отработали некоторые технические элементы (такие как наведение навесной переправы), провели беседу со школьниками с целью популяризации туризма, Петрозаводского Государственного университета, турклуба «Сампо». Также была возможность лучше узнать жизнь карельской глубинки, увидеть старинные карельские дома (п. Сельги). Ну и конечно, улучшить свое здоровье, поддержать физическую форму.

Заход в Паданы хотя и дал 6 лишних километров, но позволил провести интересную встречу со школьниками, отдохнуть, просушиться, докупить продукты, что снизило общий вес рюкзаков.

Значительная часть маршрута проходит по дорогам, азимутные куски вносят разнообразие в путешествие. В то же время местность довольно сильно заболочена, часто встречаются буреломы, завалы, и надо быть к этому готовыми.

Посещение Смерть-горы и Воттоваары – изюминки Муезерского района, делает маршрут еще более интересным.

Желательно приобретать билеты на обратный путь заранее, в нашем случае выезд из п. Суккозера после выходных оказался проблематичным (после выходных по ветке Костомукша-Петрозаводск в город выезжают студенты).