Группа туристов турклуба “РИФЕЙ” г.Челябинска
Район путешествия: Центральный Тянь-Шань (Терскей Ала-Тоо)
Категория сложности: третья
Срок проведения: август-сентябрь 2006 г.
Протяженность маршрута: 140 км
Нитка маршрута:
ФГС (долина р. Чон-Кызыл-Су) – р.Саватор – пер. Саватор (1А, 3800 м) – пер. Лавинный (2А, 3800 м) – р.Ашутор – пер. Ашутор (1Б, 4000 м) – р.Сары-чат –– лед. Колпаковского – пер. Колпаковского ( 2А, 4250 м) – р.Котор-тор – р.Чон-Кызыл-Су – пер. Джили-Су (н/к, 3700 м) - н/п Джети-Огуз
Группа выпущена на маршрут: Челябинской ОМКК
Хребет Терскей-Алатау (“пестрые горы, отвернувшиеся от солнца”) расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сарыджаз. Средняя высота хребта около 4500 м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский).
Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джетыогуз, Каракол, Арашан, Ак-Су и Тургень-Ак-Су, другой — в верховьях Конурулена. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык-Куль.
Общее число ледников на склонах хребта Терскей-Алатау — около 1 100, площадь оледенения — свыше 1 тыс. км2, распределение оледенения на склонах северной и южной экспозиции почти одинаково.
На северном склоне Терскей-Алатау длина долинных ледников достигает 5—7 км (Айланыш и др.). Длина ледников южного склона значительно больше (например, ледник Колпаковского достигает 10 км). Ледники повсеместно отступают, а их поверхности засоряются обломочным материалом. Языки ледников обычно лежат на высотах 3 000—3 500 м. Степень оледенения увеличивается с запада на восток.
Снеговая линия в западной части северного склона хребта Терскей-Алатау находится на высоте 3 900 — 4 000 м, а в восточной части из-за большого количества атмосферных осадков опускается до 3 700 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4 000 — 4 200 м.
Хребет Терскей-Алатау асимметричен — имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю (урез воды которого 1 609 м). Сам гребень хребта мало расчленен.
Западная часть хребта Терскей-Алатау очень разрушена, имеет много седловин, доступных для прохождения. Вершины достигают высоты почти 4 800 м, перевалы находятся на высотах 3 500-4 400 м, категории трудности перевалов до ЗА. Северный склон сильно расчленен продольными долинами на систему коротких и невысоких хребтов. Крайняя, западная, часть хребта лишена растительного покрова из-за малого количества осадков, облик местности здесь пустынен.
Растительность северных склонов хребта Терскей-Алатау достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах от 2 100 до 3 100 м растет тянь-шаньская ель (ель Шренка), к которой местами примешивается пихта Семенова. До высоты приблизительно 2 500 м их сопровождают кустарники барбариса, жимолости, смородины и шиповника. Выше зоны леса — высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3 800 м) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники.
Западная часть Терскей-Алатау находится в Тонском районе Иссык-Кульской области и Кочкорском районе Нарынской области. Основные пути в район — из районных центров Боконбаевское и Кочкорка, куда можно приехать автобусом из Бишкека. Достаточно хорошие дороги ведут в Конуруленскую долину и в верховья Кара-Куджура, существует дорога и далее — в долины притоков Малого Нарына и далее до областного центра Нарына.
Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау — центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Туристские маршруты часто проходят не только по долинам и перевалам Терскей-Алатау, но и ведут на сырты Кумтора и Арабели, охватывают горные массивы Куйлю и Акшийрак.
Перевалы хребта Терскей-Алатау в этом районе имеют высоту от 3 600 до 4 800 м и категории трудности до ЗБ. Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов — снежные и снежно-ледовые. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее, здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего — комбинированные. [*]
№ |
Ф.И.О. |
опыт |
обязанности |
1 |
4 г.у. Памир, 2 г.р. Сев. Тянь-Шань |
руководитель |
|
2 |
Павлова А.А. |
2 г.у. Памиро-Алай |
зав.хоз |
3 |
Лихачев К.А. |
1 г.у. Юж. Урал |
медик |
4 |
Коробатов О. И. |
2.г.у. Алтай |
рем.мастер |
5 |
Черепанов В. |
2.г.у. Северный Тянь-Шань |
Финансист, фотограф |
6 |
Фомин Е.А. |
1.г.у. Юж.Урал, 1.г. р. Юж.Урал |
Участник |
7 |
Столбовская О.В. |
2 г.у. Памиро-Алай |
Участник |
На одного участника:
Кошки |
1 пара |
Каска |
1 |
Карабин |
5 |
Ледобур |
2 |
Система страховочная (+ 2 самостраховки) |
1 |
Жумар |
1 |
Спусковое устройство |
1 |
Рукавицы страховочные |
1 |
Репшнур 4 м. |
1 |
Очки солнцезащитные |
1 |
Ледоруб |
1 |
День |
Дата |
Участок |
км |
врем. ход. |
Техническое описание |
1 |
20/08 |
ФГС – р.Саватор |
4 |
01:30 |
Хорошая тропа, переправа через реки не представляет сложности |
2 |
21/08 |
Р.Саватор – морена л. Саватор |
8 |
08:00 |
Крутой подъем идет вдоль р. Саватор по тропе, выводит на травянистые площадки, здесь тропа теряется. Подходим к моренному валу, который выводит на ровные травянистые площадки находящиеся под пер. Саватор. |
3 |
22/08 |
Морена л. Саватор - пер. Саватор (1А, 3800 м.) – верхние террасы р. Киче-Кызыл-Су |
3,5 |
04:00 |
Подъем по травянистому склону с выходами камней, уклон составляет 35-40 градусов. Седловина – разрушенный скальный гребень, мест для палатки нет, тур находится слева по ходу. Спуск представляет из себя подвижную крупную каменистую осыпь, в середине склона есть бараньи лбы, которые мы обошли справа. После спуска продолжаем движение по гребню морены вдоль правого борта цирка. |
4 |
23/08 |
верхние террасы р. Киче-Кызылсу - л. Киче-Кызылсу |
4,0 |
03:30 |
Спуск к р. Киче-Кызыл-Су осуществляется по крутому травянистому склону с уклоном 35 градусов. После спуска движение продолжается вверх вдоль р. Киче-Кызы-Су до того места где река уходит в каньон, поднимаемся в висячую долину р. Киче-Кызыл-Су, продолжаем движение по правой стороне моренного вала до языка ледника Киче-Кызылсу. Здесь есть хорошие места для стоянок. |
5 |
24/08 |
л.Киче-Кызылсу – пер. Лавинный (2А, 3900 м) – р. Ашутор |
6 |
7:30 |
Подъем по открытому леднику без связок, без кошек. Подъем по перевальному взлету в кошках, в связках до зоны трещин (уклон составляет 30 градусов). Здесь делаем первую станцию на бурах. Провесили 3,5 веревки по льду с уклоном 35-40 градусов. Следующие 3 веревки провесили на ледорубах по фирновому склону с уклоном 40-45 градусов. Седловина перевала широкая, есть место для палатки, тур находится в левой (по ходу) части перевала на скалах. Спуск – крупная каменистая осыпь. Движение в касках, плотной группой. Далее движение происходит по отрытому леднику Лавинный, затем по правой стороне реки по травянистому склону с уклоном 30 градусов. |
6 |
25/08 |
Верховья р. Ашутор – р.Саватор – верховья р. Ашутор |
30 |
08:00 |
Движение по хорошо заметной тропе по левому берегу р. Ашутор. |
7 |
26/08 |
р.Ашутор – пер. Ашутор (1Б, 4000 м) |
8,5 |
09:00 |
Движение вдоль правой стороны р. Ашутор, подъем по леднику осуществляется в направлении правого борта ледника в обход зоны трещин. После зоны трещин движение осуществляется по закрытому леднику в связках. Уклон на всем протяжении подъема составляет 20-25 градусов. Перевал Ашутор представляет из себя большое фирновое плато длинной около двух километров и шириной около километра. Тура на перевале нет. |
8 |
27/08 |
Пер. Ашутор – долина р. Ашутор Юж. |
10 |
07:00 |
Спуск с перевала представляет из себя открытый ледник без трещин с уклоном 20-25 градусов. Трещины отсутствуют. Далее движение происходит по левому берегу р. Ашутор. Юж. до второго (по ходу) озера. |
9 |
28/08 |
р. Ашутор Юж. |
0 |
0 |
Непогода |
10 |
29/08 |
р. Ашутор – р.Котор Юж. |
8,4 |
04:00 |
Движение осуществляется по заболоченным сыртам вдоль р. Сарычат. Переправа через р. Котор Юж. осуществляется вброд по 1 человеку – сложности не представляет. |
11 |
30/08 |
р.Котор Юж. – лед. Колпаковского |
6,5 |
06:00 |
Подъем по уступам террасы, которая разделяет лед. Колпаковского и лед. Котор Юж. в направлении вершины 4083, обходим ее справа (по ходу), поднимаемся до висячей долинки, по которой течет река, образующая водопад. |
12 |
31/08 |
лед. Колпаковского – пер. Колпаковского (2А, 4300 м.) – ледопад пер. Колпаковского |
15,0 |
10:00 |
Подъем идет по открытому леднику без связок, без кошек, уклон составляет 20 градусов, перевального взлета нет – ледник Колпаковского плавно перетекает в огромное снежное плато шириной около километра, а длиной около 3-х километров, это и является перевальной седловиной. Тура нет. Перевал обрывается в сторону ущелья р. Ашутор ледопадом. Первые 5 веревок провесили по рантклюфту, далее вышли в желоб, находящийся в центре ледопада по горизонтальным перилам. Спуск из желоба осуществляется по перилам. Далее в связках и в темноте провесили две веревки до более менее ровной площадки. |
13 |
01/09 |
ледопад пер. Колпаковского – р.Котор |
4,7 |
03:00 |
Спуск по центру ледопада в связках до ледника. Ледник открытый, трещин нет, движение в кошках вдоль срединной морены. Спуск вдоль р. Котор до окончания висячей долины. |
14 |
02/09 |
р.Котор – слияние р. Саватор и р.Ашутор |
18,5 |
08:00 |
Движение по правому берегу р. Котор по хорошо заметной тропе. Переправа через р. Ашутор в месте слияния с р. Кельдыке. Перешли вброд по одному человеку – проблем не вызвала. |
15 |
03/09 |
слияние р. Саватор и р.Ашутор – р. Джили-Су |
20 |
06:00 |
Движение по дороге до источников Джили-Су не представляет сложности |
В Бишкек мы прибыли на поезде Свердловск – Бишкек 2. Как всегда не обошлось
без приключений: поезд задержали на Казахско-Киргизской границы на 5 часов.
В Бишкеке у выхода из вагона нас уже встретили предстатели компании «Нефоит»
(Кыргызская Республика. г. Каракол ул. Дзержинского 166 а., тел: ( 0-3922
) 2-06-50, факс 2-19-02, E-mail:
По прибытию в Каракол на базу тур. фирмы «Неофит» нас тут же накормили ужином (что очень порадовало), несмотря на то что время уже было около четырех часов утра и все спали.
Наутро позавтракав и съездив по всем делам на а/м предоставленной турфирмой мы наконец выдвинулись в долину реки Чон-Кызыл-Су.
Стоимость машины Бишкек-ФГС вместе с регистрацией составила 200 евро.
Около 13-00 мы приехали в ущелье Чон-Кызыл-Су. До ФГС, как планировалось, мы доехать не смогли поскольку последний мост размыт. От него осталось только несколько бревен, по которым, впрочем, легко можно перейти пешком. За 30 минут мы дошли до ФГС. Станция до сих пор обитаема, но по своему назначению не используется – там живет семья пастуха, который пасет скот в долине.
За две ходки (1 час ходового времени) по скотопрогонной тропе дошли до впадения р.Саватор в р. Чон-Кызыл-Су. Переправа через р. Саватор и р. Карата-Кия проблем не вызвали – перепрыгнули по камням. Решено было здесь закопать заброску. Поднявшись немного вверх вдоль р. Саватор нашли расщелину между камнями, куда сложили заброску, заложили ее камнями, мхом и полили бензином. От места заброски открывается отличный вид на водопад р. Саватор, что является хорошим ориентиром.
Подъем в 05:00, выход в 07:00. Подъем осуществляем вдоль р. Саватор (если пройти чуть дальше вверх по р. Чон-Кызыл-Су будет хорошая тропа, но мы этого не знали и двигались через лес по еле заметным звериным тропкам). Сначала идет крутой подъем и резкий набор высоты составляющий примерно 400 м. На подъем затратили 1,5 часа ходового времени.
После подъема начинается висячая долина. Продолжаем путь вдоль правого берега реки Саватор, затем следуя описанию переходим на левый берег (можно этого и не делать - мы не заметили никаких особенных препятствий ради которых нужно было бы переправляться через реку). В 13:00 встали на обед.
Висячая долина заканчивается древним моренным валом с крутым уклоном. Подъем может осуществляться слева по ходу (кажется более простым, но фактически он более длинный) и по центру. Подъем выводит на травянистое заболоченное плато, в конце которого есть отличные площадки для ночевки. После подъема на плато открывается вид на р-н перевала Саватор. Перевал расположен ровно к западу от языка ледника ущелья Соватор.
Подъем в 5:00, выход в 07:00. Поскольку у нас не было фото перевала это вызвало у нас некоторые трудности с ориентированием и мы проскочили перевал – уйдя на ледник. В 11:00, дойдя уже до середины ледника Саватор, мы смогли правильно определить нахождение перевала и выдвинуться в нужном направлении. Поднявшись на левый борт цирка мы траверсом вышли под перевальный взлет и начали подъем.
Перевальный взлет имеет перепад около 150 метров. Он представляет из себя травянистый склон с выходами камней. Крутизна склона составляет 30-40 градусов. Перевальная седловина представляет из себя разрушенное скальное ребро. Мест для палаток нет. Тур находится с левой (по ходу) стороны. Сняты записки 3-х групп из Москвы. На перевал поднялись в 13:00.
Спуск начинается слева (по ходу) от тура и представляет из себя скально-осыпной склон сложенный из крупных и средних камней. Все камни подвижны. Движение осуществляется плотной группой, в касках, серпантином.
Пока фотографировались на перевале пошел дождь, что значительно ухудшило условия спуска по сыпухе. После спуска с перевала продолжили движение в направлении травянистых террас, которые видели с перевала. Движение осуществляется по гребню моренного вала, который идет вдоль правого борта цирка. Дошли до зеленки к 16:00, поставили лагерь. С площадок виден перевал Карата-Кия, который у нас заявлен как запасной вариант.
фото 1 Верховья долины Саватор |
фото 2 подъем на перевал Саватор |
фото 3 спуск с пер. Саватор |
Подъем в 05:00, выход в 07:00 утра. Движение осуществляется по правому берегу реки стекающей с морены цирка, в котором расположен пер. Саватор. Спуск из висячей долины к реке Киче –Кызыл-Су имеет крутизну 30 градусов. Можно спуститься по левому берегу реки, но тогда спуск будет происходить по мелкой сыпухе.
Двигаясь по правой стороне р. Киче-Кызыл-Су, подошли к крутому взлет, выводящему на верхнюю террасу долины. Перепад высоты составляет 200 м. Здесь река р. Киче-Кызыл-Су уходит в каньон. Поднявшись на террасу, доходим до начало морены к 10:00, устраиваемся на обед.
После обеда начли подъем на морену лед. Киче-Кызылсу. Движение осуществляется по кулуару в левой (по ходу) стороне моренного вала. Как выяснили позже, более простой путь возможен если двигаться по правой (по ходу) стороне моренного вала от озера.
К концу языка ледника мы подошли в 15:00. Здесь есть хорошие площадки для палаток, вода. Можно поставить палатки и на самом леднике непосредственно под перевальным взлетом.
Подъем в 04:00, выход в 06:00. на перевальном взлете снега практически нет и только на самом верху – лежит неглубокий слой фирна. Доходим в связках до зоны трещин, здесь делаем первую станцию на ледобурах.
Первые 3,5 веревки (дина веревки 50 метров) провешиваем по льду. Крутизна склона составляет 35 градусов. Постепенно крутизна склона увеличивается до 45 градусов.
Следующие 3 веревки провешиваем по плотному фирну, здесь станции делаем на ледорубах. Крутизна склона составляет 40-45 градусов. Снега на всем протяжении подъема нет, поэтому лавинная опасность отсутствует.
Подъем осуществляется по центру перевального взлета, т.к. с ближайших скал уже начинают сыпать камни. На перевале мы были в 12:00. Тур находится в левой (по ходу) части перевала. Можно поставить палатку. Постепенно погода портится и начинает идти град.
Спуск с перевала проходит по крупной каменистой осыпи с уклоном 30 градусов. Существует опасность спуска камней участниками. Движение плотной группой, в касках. Перепад высоты южного склона составляет 100 м.
После спуска начинается открытый ледник без трещин, который круто обрывается вниз. Из ледника берет начало безымянная река, которая стекает в сторону реки Ашутор. Движение осуществляется по морене сначала вдоль левого берега этой безымянной реки, перед тем как река уходит в каньон переходим на правый берег. Далее движение осуществляется по травянистому склону с уклоном 30 градусов. В процессе спуска по зеленке открывается хороший вид на пер. Ашутор. На берегу р. Ашутор есть отличные места для стоянок. Здесь встаем на дневку.
фото 4 подъем на пер. Лавинный (2А). Пунктиром показана линия движения в связках, сплошной линией – движение по перилам. |
фото 5 подъем по перилам |
фото 6 спуск с пер. Лавинный (2А) |
Подъем в 06:00. Выход в 08:00. Путь проходит по левой стороне р. Ашутор. До слияния с р. Котор тропа идет с небольшим сбросом высоты, немного не доходя до слияния тропа обрывается вниз 30 градусным уклоном с перепадом высоты 150 м. Далее путь проходит по травянистым террасам. Перед впадением р. Соватор в Чон-Кызыл-Су приходится обойти два прижима, один из которых мы прошли по реке (по поваленным бревнам, но можно пройти выше прижима – есть хорошая тропа), а второй по тропе проходящей выше прижима. Путь до р. Саватор занял у нас 3 часа.
Заброска была найдена в полной сохранности, видимо потому что мы после закапывания полили все вокруг вонючим киргизским бензином (его запах чувствовался даже когда мы еще не дошли до заброски, а только начали подниматься вдоль р. Саватор).
Обратный путь занял у нас 5 часов, т.о. в лагере мы были в 17:00.
Подъем в 06:00, выход в 08:00.Погода отличная на небе облака, но они постепенно рассеиваются. Через 30 минут подошли к конечной морене л. Ашутор Сев. Тропа идет по правой (по ходу) стороне моренного вала. Мы же решили пойти по основному руслу р. Ашутор, вытекающему по левому кулуару морены. Подъем на морену не представляет трудностей и выводит на ровное плато, в конце которого находится ледовый конус, закрытый сверху моренным чехлом. Наиболее целесообразно продолжить путь по левой стороне ледника Ашутор Сев. оставляя ледовый конус слева по ходу. В 11:00 встали на обед и продолжили движение только после 13:00.
Перевальный взлет представляет из себя открытый ледник с уклоном 20 градусов. Движение без кошек. Движение осуществляется со смещением в правую часть ледника, чтобы обойти зону трещин. После прохождения трещин ледник становится более пологим и закрытым. Движение в связках. В 19:00 не доходя метров 300 до перегиба встали на ночевку.
Подъем в 06:00. Выход в 08:00. В 08:30 группа достигла перегиба перевальной седловины. Перевальная седловина представляет из себя большое фирновое плато длинной около двух километров и шириной около километра. Перевального тура, естественно, нет. Открывается замечательный вид на массив Ак-Шийрак. Виден лед. Петрова, Сартытор, Лысый.
Спуск с перевала похож на подъем и продолжается примерно 3 часа. В конце ледника образовалось огромное озеро, в котором плавают льдины. Ледник обрывается в озеро 90 градусной стенкой, чтобы выйти на морену необходимо уйти к левому краю ледника и здесь уже найти место для перехода через реку, текущую по границе ледника и морены. На берегу есть отличные подготовленные места для стоянок.
Дальше продолжили путь по левому берегу р. Ашутор Юж. Везде в описаниях сказано, что реку можно перейти по камням ниже ледникового озера в месте разлива на рукава, но т.к. был уже день вода сильно поднялась - мы продолжили путь по левому берегу реки.
Дойдя до второго озера, остановились на ночевку.
фото 7 вид на пер. Ашутор (1Б) с морены ледника Ашутор С. |
фото 8 подъем на пер. Ашутор (1Б) |
фото 9 ледник Ашутор Ю. |
Подъем в 08:00, выход в 10:00. только собрались выходить начался снег и продолжался до вечера. Через 30 минут сидения под накидками достали палатку, через несколько часов сидения в палатке разобрали рюкзаки.
Подъем в 06:00, выход в 08:00. Все сырты и Ак-шийрак покрыты снегом, который шел предыдущим вечером и ночью. Дошли до реки вытекающей из ледника, находящегося западнее ледника Котор. Все камни покрыты коркой льда. Так и не найдя места где можно было бы перейти по камням, решаем переправляться вброд стенкой по 4 человека. Вода очень холодная – по реке проплывает лед.
Успешно преодолев это препятствие продолжили путь параллельно р. Сарычат без сброса высоты. Постепенно погода начинает портиться. В 11:30 подошли к р. Котор Юж. и решили переправлять напротив озера, которое на карте находится на отметке 78015’. Переправа не вызвала затруднений и осуществлялась по одному человеку. После переправы встали на обед. Начался снег, который продолжался до вечера.
Подъем в 06:00, выход в 08:00. Ледник Колпаковского отделен от ледника Котор Юж. террасой, которая уступами поднимается к главному хребту Терскея. В процессе подъема проходим большое озеро, находящееся на одной из ступеней подъема. От озера идем в направлении вершины 4083. Дойдя до нее спускаемся до зеленки и продолжаем движение в направлении западной ветви лед. Колпаковского, обходя справа (по ходу) вершину 4083. Поднимаемся на ровное каменистое плато, по которому течет река, образуя небольшое озерцо и далее стекает вниз водопадом в направлении р. Колпаковского. Время 15:00 здесь встаем на обед и ночевку.
Скорее всего, было бы более правильно идти левее вершины 4083 и выйти непосредственно к леднику. Этот вариант позволил бы исключить необходимость сброса высоты, а затем ее набора.
После обеда в процессе разведки было выяснено, что двигаться нужно в направлении правого борта ледника, что позволит избежать прохождения ледопада, ведущего в западную часть ледника Колпаковского.
Подъем в 06:00, выход в 08:00. Через 30 мин после выхода в обход моренного озера подошли к краю ледника. Начало подъема на ледник имеет уклон 20 градусов, ледник открытый. Движение без кошек, без связок.
Первоначально движение происходит в направлении пер. Надежда. Затем поворачиваем на северо-запад в направлении пер. Колпаковского. Появляются небольшие трещины, ледник становится закрытым. Связываемся и продолжаем путь. Погода начинает портиться, налетает пурга, постоянно висит низкая облачность.
В 12:00 встаем на обед на перевале. Пер. Колпаковского представляют из себя большое фирновое плато. Его ширина около километра, а длина около 3-х километров. Тура разумеется нет.
В 14:00 подошли к ледопаду. В описаниях написано, что путь прохождения лежит вдоль правого края ледопада по рантклюфту и составляет 2 веревки, а далее еще идется в связках 300 м и затем выход на центр ледопада.
Мы провесили на спуск 5 веревок по рантклюфту так и не встретив на своем пути участка осыпи длиной 300 м., по которому можно было бы пройти в связках, из них первая веревка имела участки по 90 градусов, последняя веревка полностью была провешена по 90 градусному склону.
После 5-й веревки вышли на центр ледопада в желоб, провесив 1 веревку горизонтальных перил по снежному мосту. При спуске из желоба провесили 25 метров по 50 градусному склону, последний участник спустился на 3 такта. Далее продолжили движение в связках по левому борту ледопада. Последние 2 веревки провесили уже в полной темноте при свете фонариков.
Вышли на ровную площадку с уклоном в 15-20 градусов, обрывающуюся вниз стенкой и здесь заночевали.
фото 10 место ночевки, путь к лед. Колпаковского (2А) |
Подъем в 06:00, выход в 07:30. Как выяснилось вчера мы не дошли 20 минут до ледника. До ледника Котор спустились в связках. Ледник открытый, без трещин.
Стоит низкая облачность, видимость составляет 100 м. и лишь иногда облака раздувает порывами ветра. Как видно снизу, возможно, что гораздо проще было бы спускаться по центру ледопада.
Спуск с ледника до р. Котор не представляет трудностей. Дойдя до хороших стоянок под мореной лед. Котор остановились на обед, время 10:00.
В 12:00 выдвинулись вдоль р. Котор в направлении долины р. Ашутор. Через один переход начал накрапывать дождик, который постепенно перешел в дождь, а затем в мокрый снег с дождем. Дойдя до места, где р. Котор уходит в каньон остановились на ночевку, время 15:00.
фото 11 Подъем на пер. Колпаковского (2А) |
фото 12 Начало ледопада |
фото 13 прохождение ледопада по рантклюфту |
фото 14 веревка № 5 в ледопаде. Вертикальный участок. |
фото 15 Выход в желоб в центре ледопада по горизонтальным перилам. |
фото 16 вид с лед. Котор С. на ледопад пер. Колпаковского (2А). Линия спуска с перевала. |
Подъем в 06:00, выход в 08:00. С утра все покрыто снегом, который выпал за ночь. Движение продолжаем по тропе идущей по правому берегу реки (движение по левому берегу невозможно там сбросы). Тропа постепенно выводит к водопаду и дальше идет вдоль р. Котор до ее слияния с р. Ашутор. Выйдя к водопаду проводим много времени фотографируясь и снимая на видео. К слиянию спустились в 12:00. Дойдя до р. Кельдыке встаем на обед.
После обеда переправились по одному вброд через р. Ашутор. Переправа проблем не вызвала. Продолжили путь по левому берегу р. Чон-Кызыл-Су по хорошо набитой тропе. Домашней скотины уже нет, видимо всех угнали в низ в связи с наступлением осени. Пока шли начал накрапывать дождик. В 16:00 остановились немного не доходя до р. Саватор. Впервые за две недели сидим у костра.
фото 17 Переправа через р. Ашутор |
После подъема выдвинулись вниз по р. Чон-Кызыл-Су, через 1 час ходьбы дошли до ФГС, немного пройдя дальше нас догнал киргиз на лошади. Пообщавшись с ним выяснили, что он здесь все лето пасет скот и лишь на межсезонье и зиму угоняет его вниз, а сам он все лето живет на источниках Джили-су и ежедневно выезжает вверх по ущелью, чтобы проверить поголовье скота.
Через 2 ходовых часа достигли источников Джили-су. Киргиз пригласил нас к себе вагончик, в котором он живет, напоил чаем с молоком, лепешками и маслом. Мы искупались в источнике.
Источник представляет из себя бассейн с горячей водой, над которым построен деревянный двухэтажный дом.
Дальнейший путь возможен вниз по долине до пос. Покровка либо через пер. Джили-су, а дальше вниз по долине до курорта Джети-Огуз..
Участок |
Путь, м |
Крутизна, град |
Время, час:мин |
Количество |
характер пути, тактика и техника передвижения |
|
Веревок, м |
Точек.страх |
|||||
Перевальный взлет |
150 |
35 |
03:00 |
0 |
0 |
травянистый склон с выходами камней. Крутизна склона составляет 30-40 градусов. Перевальная седловина представляет из себя разрушенное скальное ребро. Мест для палаток нет. Тур находится с левой (по ходу) стороны. |
Спуск с перевала |
150 |
35 |
01:00 |
0 |
0 |
Спуск начинается слева (по ходу) от тура и представляет из себя скально-осыпной склон сложенный из крупных и средних камней. Все камни подвижны. Движение осуществляется плотной группой, в касках, серпантином. |
Участок |
Путь, м |
Крутизна, град |
Время, час:мин |
Количество |
характер пути, тактика и техника передвижения |
|
Веревок, м |
Точек.страх |
|||||
Перевальный взлет |
400 |
35-45 |
05:00 |
325 |
Связки, 7 точек страховки |
Доходим в связках до зоны трещин, здесь делаем первую станцию на ледобурах. Первые 3,5 веревки (дина веревки 50 метров) провешиваем по льду. Крутизна склона составляет 35 градусов. Постепенно крутизна склона увеличивается до 45 градусов. Следующие 3 веревки провешиваем по плотному фирну, здесь станции делаем на ледорубах. Крутизна склона составляет 40-45 градусов. Снега на всем протяжении подъема нет, поэтому лавинная опасность отсутствует. Подъем осуществляется по центру перевального взлета. Тур находится в левой (по ходу) части перевала. |
Спуск с перевала |
100 |
30 |
00:30 |
0 |
0 |
Спуск с перевала проходит по крупной каменистой осыпи с уклоном 30 градусов. Движение плотной группой, в касках. |
лед. Лавинный |
1000 |
15 |
00:30 |
0 |
0 |
Открытый ровный ледник, трещины отсутствуют. Имеет крутой уклон небольшой продолжительности возле языка. |
Участок |
Путь, м |
Крутизна, град |
Время, час:мин |
Количество |
характер пути, тактика и техника передвижения |
|
Веревок, м |
Точек.страх |
|||||
Перевальный взлет |
6500 |
25 |
07:30 |
0 |
связки |
Открытый ледник, уклон 25 градусов, движение без вязок в направлении правого борта ледника для обхода зоны трещин. |
Перевальная седловина |
2000 |
15 |
03:00 |
0 |
связки |
Закрытый ледник, движение в связках, встречаются небольшие трещины, уклон 15 градусов. |
Спуск с перевала |
6500 |
25 |
02:30 |
0 |
0 |
Открытый ледник, уклон 25 градусов, движение без вязок. |
Участок |
Путь, м |
Крутизна, град |
Время, час:мин |
Количество |
характер пути, тактика и техника передвижения |
|
Веревок, м |
Точек.страх |
|||||
Подход к перевальному взлету |
5000 |
20-25 |
02:30 |
0 |
0 |
Открытый ледник, движение без кошек, без связок, трещины отсутствуют |
Перевальный взлет |
2000 |
25 |
01:00 |
0 |
0 |
Открытый ледник, движение без кошек, без связок, есть небольшие трещины |
Перевальная седловина |
3000 |
15 |
02:30 |
0 |
Связки |
Закрытый ледник, движение в связках, есть небольшие трещины. |
Спуск с перевала |
500 |
45-90 |
05:00 |
400 |
8 |
Первые 5 веревок на спуск провесили по рантклюфту, из них первая веревка имела участки по 90 градусов, последняя веревка полностью была провешена по 90 градусному склону. Вышли на центр ледопада в желоб, провесив 1 веревку горизонтальных перил по снежному мосту. При спуске из желоба провесили 25 метров по 50 градусному склону, последний участник спустился на 3 такта. Далее продолжили движение в связках по левому борту ледопада. 7-я веревка имеет уклон 35-40 градусов, 8-я веревка провешена по 80 градусному склону. Дальнейшее движение осуществляется в связках. |
Пройден интересный маршрут по красивому району. Сложности на заездах вызывает необходимость добираться из Бишкека до Каракола, эту проблему мы решили, заказав заранее автомашину в туристической фирме. Наиболее сильные впечатления у участников оставили перевалы Лавинный и Колпаковского. Категории всех пройденных перевалов соответствуют заявленным.
Пройденный маршрут соответствует третьей категории сложности. Маршрут пройден группой в количестве семи человек.
Раскладка продуктов составляла 600 грамм на чел./день. Средний расход бензина составил 50 грамм на чел./день, при использовании скороварки и мультитопливной горелки Primus MFS.
[*] «Высокогорные перевалы», ред .А.Джулий. – М.: Издательство «Прест», 2001 г