Федерация туризма г. Москвы | |
Московский Авиационный Институт. | |
1. Идея похода. | |
2. Информация о районе похода. | ОТЧЕТ |
3.Справочные данные похода . | о горном туристском путешествии пятой |
Техническое описание маршрута: |
категории сложности по Юго-Западному Памиру, |
совершенном 30.07 по 10.09. 2003 г. |
|
5.Выводы и рекомендации. | Маршрутная книжка - N 1\3 - 504 |
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович |
|
Выводы и рекомендации.
Планирование маршрута и подготовка к путешествию . При планировании деталей маршрута мы отталкивались от основной идеи нитки маршрута: трансмаршрут через Ишкашимский хребет и почти через весь Шахдаринский хребет, с восхождением на п. Маяковского и Карла Маркса. Позже мы присоединили к маршруту и п. Вооруженных Сил. Столь напряженный и продолжительный поход невозможно представить без заброски. Нас долго мучил вопрос где ее лучше оставить. Существует основных три варианта: оставлять продукты в одном из кишлаков по долине Пянджа или Шахдары, а также занос заброски по любой из долин этих рек. Сильно мешала неизвестность обстановки, как настроено местное население к туристам, есть ли российские погранчасти в верховьях Пянджа, и в каком состоянии находятся дороги, чтобы вообще куда либо заехать. При планировании сложного похода приходится оптимально решать целый комплекс задач. В выборе места заброски определяющую роль сыграл фактор грамотной акклиматизации на маршруте, что в конечном итоге определило наиболее лучшее во всех отношениях место старта – целебные источники Гарм-Чашма. Заброску было более удобно оставлять в долине Пянджа, (к. Шитхарв), хотя по началу мы вообще побаивались туда спускаться. Следует обратить особое внимание туристов, отправляющихся в данный район на «жесткость акклиматизации». Подавляющее большинство перевалов превышают высоту 5000 м. Второй «жесткий фактор» это огромный перепад высот между дном долин и седловиной перевалов. Первым перевалом на нашем маршруте мы выбрали Зимбрадар 1Б высотой 4650. Это самый низкий перевал в данном р-не. После него следовал спуск до высоты 3600 м. Затем следовало еще два «низких» и несложных перевала 4850 и 4855 м., со спуском после каждого из них до высот 3600-3800 м. И только после этого маршрут превысил порог 5000 м. Успех восхождения на п. Маяковского должны были обеспечить несколько ночевок выше 5000 м., на седловинах последующих перевалов. К пику Карла Маркса все кто не «отсеялся» раньше уже будут полностью акклиматизированы для данного восхождения. В конце маршрута была другая проблема – очень сильно не устать за поход. Это должен был обеспечить особый стиль хождения, отработанный в предыдущих походах. Подготовка к походу в Москве. Команда бегала кроссы и тренировалась на скалах в Подольске, Полушкино, Царицино и на Акведуке. Тщательный подбор легкого и надежного личного и общественного снаряжения. Из изюминок следует выделить палатку «пик», в которой свободно помещаются 6 человек с рюкзаками. Преимущества такие: вся группа постоянно вместе, возможность сборов и разборов внутри палатки, возможность готовить и есть не вылезая из спальника, что существенно экономит силы, тепло, топливо, и.т.п. Применение помимо примуса еще и варочной печки позволяет сильно сэкономить на топливе. На 34 ходовых дня мы брали всего 7,5 литра бензина, (реально потратили всего 7 литров). А это уже тема! Стандартное легкое снаряжение, типа комплекта титановых крючьев, продуманной комплектации аптеки, ремнабора и комнабора я описывать не буду, вы и так наверное все знаете. Итог таков: вес общественного снаряжения на группу всего 28 кг., (сюда входят спирт, бензин, фото и видео камера). Планирование дневных переходов и вообще жизни в походе так, чтобы очень сильно не устать. На протяжении всего маршрута всегда был отдых днем во время обеда или перекуса. Это было запланировано на каждый день, за исключением прохождения особо напряженных участков маршрута. В среднем группа спала днем 2 часа, час до обеда и час после. Заезд и выезд из района. Не секрет, что дорогу в Среднюю Азию можно рассматривать как отдельное путешествие. Неплохо бы помимо категории маршрута классифицировать сложность подъездов. Добираться сюда можно неделю, а уезжать из этой «дыры» возможно и больше. Гарантировать ваше скорейшее возвращение здесь не сможет никто. Не то, что начальник аэропорта, здесь даже сам Аллах не знает, будет самолет или нет. Прежде всего, относитесь к неопределенным ситуациям, и к всякого рода «азиатским приколам» с полным спокойствием. Иногда полезно отпустить проблему, и предоставить ей разрешиться самостоятельно. Посидите пока в чайхане и попейте чайку, и скоро вы увидите, что не все так плохо. А может быть, где-то вам даже повезет. Ну а если более серьезно, то заложите пару запасных дней на дорогу, иначе вы можете на недельку опоздать на работу. Помните, что в здесь никто не торопится. Отправив три недели назад факс с фамилиями и паспортными данными в авиакомпанию «Точикистон» с просьбой забронировать билеты до Хорога на 1-е августа, в авиакассах были очень удивленны нашим «наглым просьбам». Потом, порывшись в ворохе бумаг, добрая тетя отыскала наш листочек. - Ах, факс! Так мы только что сегодня его получили. Ну ладно, я сейчас позвоню начальнику, может он вам сделает на завтра рейс. Самолет на завтра организовали в течение часа. Похожая ситуация ждала нас и с пропусками. Захватив наши паспорта, Илхом убежал в ОВИР, сказав на прощанье, - Молитесь за меня Аллаху, я может быть успею. До закрытия ОВИРа оставалось двадцать минут. Оставив троих молиться в холле гостиницы «Точикистон» остальные двинули на такси в кассы, выкупать билеты, при этом, не зная, будут ли готовы пропуска в Бадахшан, или нет. Без такого пропуска даже не посадят в самолет. Мы пошли ва-банк, и все сложилось удачно. Поезда. Прямого поезда до Душанбе из Москвы сейчас нет. Единственное ж\д. сообщение в Россию - поезд Душанбе – Астрахань. Он ходит 4 раза в неделю, время в пути около 4-х суток, плацкарт стоит 1700 руб. Расписание постоянно меняется. Самолеты. Самолеты ежедневно летают в Душанбе из аэропорта Домодедово. Авиакомпания Точикистон: www.tajent.com/~tajikair ТД 632\631 Ту 154 Душанбе - 08:00- Москва - 11:25 - 14:30 - Душанбе - 19:35 (1,3,5,7) ТД 632\631 Ту 154 Душанбе - 07:30- Москва - 10:55 - 14:00 - Душанбе - 19:05 (1,3,5,7) Эконом класс 170 $ ТД 4863\4864 Ту 154 Душанбе -11:00 - Новосибирск - 16:00-18:00- Душанбе - 19:25 (6) Эконом класс 145 $ ТД 4801\4802 Ту 154 Душанбе- 08:30- Екатеринбург- 12:30- 14:30- Душанбе- 16:30 (2) Эконом класс 140 $ ТД 133\134 Ан 28 Душанбе - 09:40 - Хорог 10:40 - 11:20 - Душанбе 12:20 (Еж) 30$ Возврат билетов. При отказе от полета в срок более 72 часов сбор не предусмотрен. При отказе от полета в срок от 72 до 48 часов сбор 10%. При отказе от полета в срок менее 48 часов, а также при опоздании на регистрацию, при явке с неправильно оформленными документами, при неявке к вылету - сбор 25%. Начальник ЦАВС (10-992-372) 21-85-38 Справочная а\порта (10-992-372) 21-65-86 Справочная ЦАВС (10-992-372) 21-65-86, 006 ЦОУ "Сирена - Таджикистан" (10-992-372) 298-947 Генеральный представитель авиакомпании "Точикистон" в Москве Алиев Ф.Р. Региональное представительство в Москве: Тел: (095) 975 51 11, 975 58 90 Учтите некоторые тонкости. Расписание рекламное, возможны изменения. Если рейсы Москва – Душанбе – Москва наиболее стабильны, то наличие рейса на Хорог зависят главным образом от погоды и наличия пассажиров. Забронировать, или взять обратные билеты из Москвы нельзя. У этой компании вообще нет брони, но если очень надо, непосредственно в авиакассах после разговоров с начальством бронь можно пробить. На начальников большое влияние оказывают «важные бумаги», со списком фамилий и паспортных данных. Типа мы крутая экспедиция, и все такое. Билет из Москвы в Душанбе стоит 150$, обратный билет стоит 190$, но в день отлета вы его не купите в кассе. Билеты скупают барыги и перепродают за 220$, все вопросы у них улажены с начальством авиакасс, и они вместе делают бизнес. «Дешевый билет» можно купить, как правило, только на следующую неделю. Однако вам может и повезти! В Хорог летают ЯК-40, АН-24 и АН-2. Не знаю, как там с перегрузом в кукурузнике, а на ЯК-40 можно бесплатно провозить 20 кг, хотя на деле самолет похож на летающую маршрутку. Автотранспорт. Сейчас все дороги в Бадахшане функционируют. Магистраль Кала-и-хумб – Куляб - Душанбе, в объезд перевала Кызыл - Рабоб работает зимой. Трассы в Бадахшане конечно не европейский хайвэй, но проехать можно везде. В Хорог ведут два Памирских тракта: восточный и западный. Заехать в Хорог из г. Ош весьма проблематично по одной простой причине. Кто вам прямо на границе сделает пропуска в ГБАО? Уезжать из Хорога по Восточно-Памирскому тракту можно, но сложно. Поток машин здесь намного меньше, чем на трассе Хорог – Душанбе. А найти прямую машину в Ош тяжело. Как из Хорога, так и из Душанбе ежедневно ходят маршрутки –УАЗики, которые, если все в пути хорошо, добираются за сутки (24 часа) до пункта назначения. Стоимость проезда 55 сомони, багаж – 5 сомони. По дороге вы проедете около десяти постов, но если у вас все в порядке с документами, то все будет нормально и быстро. Необходимые документы. Пока гражданам России не нужна виза и миграционная карта для посещения Таджикистана. По приезду в течение трех дней необходимо зарегистрироваться. По прошествии этого срока без регистрации вам не продадут обратные билеты. Горно-Бадахшанская Автономная Область (ГБАО) - в принципе сплошная погранзона. Для нахождения там необходим специальный пропуск, выдаваемый ОВИРом Таджикистана. Для его получения необходимо списаться не позже, чем за месяц до приезда в Душанбе, и переслать им состав группы с паспортными данными и краткий маршрут. Не забудьте, чтобы в пропуске вам точно написали районы ГБАО, где вы собираетесь путешествовать. Регистрация и пропуска - отель "Точикистон", телефоны: 21-69-46, 21-80-07. Факс: 21-52-36, контактная персона - Илхом Хотамов, mailto:hotel@tojikiston.com В Хороге прямо у трапа самолета вас встретят «люди в форме»: военные и работники спецслужб. Такой прием оказывают всем пассажиром. Прямо на выходе из самолета идет проверка документов. Дальше гражданам с хорогской пропиской путь направо, через дырку в пограничном заборе у реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном, им так удобнее. У приезжих ненадолго забирают пропуска с паспортами, чтобы записать данные нездешних граждан. После этого разрешают выйти через парадный вход. В Хороге необходимо сразу зарегистрироваться в милиции. Это недолгая процедура. Нужно собрать все паспорта, дальше вам дадут номер счета, на который каждому нужно перечислить 1,5 сомони за оформление регистрации. Банк находится в соседнем доме. Потом всех просто перепишут в тетрадку и выдадут еще одну «бумажку». По окончании маршрута, уезжая из Хорога нужно не забыть выписаться, т. е, вас просто запишут в другую тетрадку. Огромную помощь здесь вам окажет маршрутная книжка и различные сопроводительные письма, от официальных организаций, например от спортклуба вашего института, или от ТССР. В таком письме укажите цели и задачи экспедиции, состав группы, маршрут и просьбу ко всем органам власти оказывать вам содействие. При решении «скользких вопросов» такая бумага – ваш козырь. Хорог – Ишкашим – Шитхарв. От Хорога до Ишкашима - 100 км, идет хороший асфальт. Дальше шоссе немного хуже, асфальт часто чередуется с грунтовой дорогой. Расстояние от Ишкашима до Шитхарва 61 км, дальше дорога идет вверх по Пянджу, а затем вверх по реке Памир. Погранзастава Лянгар крупный последний населенный пункт, после дорога переваливает Южно – Аличурский хребет, и выходит на Восточно – Памирский тракт. В принципе такой дорогой удобно было бы ездить жителям долины Пянджа в Мургаб, и далее в сторону Оша, но дорогой этой никто не пользуется, т.к. она выше Лянгара очень плохая. Из Хорога в Ишкашим каждый день утром с автобазара, (он находится на левом берегу Гунта), отправляются маршрутки в Ишкашим, стоимость 10 сомони. Дальше ехать можно только на попутном транспорте, или сразу заказывать машину из Хорога. Хотя местные упоминали про маршрутки Ишкашим – Лянгар, но когда они ходят, никто толком не знает. Попуток после Ишкашима немного, 5-6 машин в день. Долина р. Шахдара. Нормальный асфальт идет только до Рошткалы, дальше только грунтовка, и чем выше в горы, тем она хуже. Тем не менее, по этой дороге регулярно ездят в Джелонды и обратно. Маршрутки ходят три раза в день в Рошткалу, и один раз в день в Советобад. Дальше поток машин практически сходит на нет, и если вам удастся быстро выехать из мест, находящихся выше Советобада, считайте это большим везением. Самый верхний поселок в долине, это Джавшангоз, находящийся на слиянии с р. Реджиг.
Информация по маршруту. 1) Гарм-Чашма – идеальное место для начала или окончания маршрута. Все цивильно, есть домики для проживания и дешевая чайхана. Здесь можно пожить денек-другой, чтобы отдохнуть от дальней дороги или пожить несколько дней в ожидании самолета из Хорога. 2)Пер. Зимбрадар (Зевч). На многих картах он обозначен как караванный путь, соединяющий долины р. Гармчашма и Шарфдара. Возможно это когда то и было так. Перевал классифицирован как н\к, а на деле оказалось, что это 1Б, при прохождении которой требуется хождение в связках. Информации о прохождении его какой либо группой нет. Существует еще один пер. Зимбрадар, который идет через отрог хребта, т.е. с Пянджа на Пяндж. На наш взгляд это полноправное туристическое первопрохождение. 3)Обозначенный на схеме В. Ляпина пер. Тусиян 2Б, (№ 13, лист J -42-108), а также указанный в литературе Высокогорные перевалы, (М 2001, изд. «Прест», стр 235, № 12.3.1), являются ошибочными сведениями. Здесь находится перевал Светлана 1Б к.с. Ледника, на южном склоне перевала, что обозначен на карте генштаба, (м= 1км), не существует. Седловины, тянущей на 2Б, расположенной рядом, которая могла бы быть пер. Тусиян мы не обнаружили. 4)Овринга Дара-И-Худуск при планировании маршрута не надо бояться, он отлично сохранился, т.к. каждое лето по нему проходит «магистральная тропа» на пастбища в долине р. Дараидаршай. 5) Мы считаем, что описанный маршрут соответствует 3А к.с. и является первопрохождением, т.к. известно только одно восхождение на п. Вооруженных Сил, по Ю стене, (В. Солонников 83 г.). Путь подъема по крутому вершинному взлету, а не в обход его был выбран, как это не парадоксально из соображений более легкого и быстрого выхода на вершину. Тропежка по длинному снежному склону отнимает очень много времени и сил. 6) По факту прохождения перевал оказался сложнее, чем ожидалось по имевшимся у нас описаниям (1983 г.). Этому способствовали два обстоятельства: а) После спуска со скального пояса у нас был жесткий лед на всем склоне до бергшрунда, и пришлось вешать перила до самого конца. б) Наш путь спуска правее, чем по описанию, т.к. мы считаем, что здесь спуск более безопасен. Группа, проходящая этот перевал в 1983 г., рук. Шмыков В., спускалась левее нашего пути, и нижнюю половину перевального склона прошла одновременно в связках, т.к. там был снег. в) Итого: 100 м перил на подъем, 400 м перил на спуск, общее время прохождения технической части перевала 12 часов 50 мин., (2-е суток). Пер. Медыр классифицирован как 2Б*, по факту прохождения это стопроцентная 3А. 7) Перевалы Рига 3А и Овальный 2Б являются отдельными локальными препятствиями, а не перевальной связкой, потому что мы отказались от варианта выхода с седловины пер. Рига на пер. Овальный траверсом хребта, т.к. это технически сложно, очень утомительно и небезопасно (ск. склон, камни), поэтому: а) Техническая часть обоих перевалов пройдена полностью б) По времени прохождения затрачено по одному полноценному дню для преодоления технической части каждого из перевалов. в) Большой перепад высот между спуском с одной седловины и набором на другую. Спуск по правой ветви л. З. Нишгар до морен и набор по левой ветви до верхней части ледника. |