Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов
Район: Центральный Алтай, Катунский хребет.
Маршрут: г. Усть-Каменогорск - п. Берель - пер. Вост. Капчальский (1Б, 3210) - пер. Зап. Капчальский (2А, 3118) - седло Белухи (2А, 4100)(рад.) - пер. Кучерявый (1Б, 3600) - пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200) - пер. Титова (2А, 3220) - п. Тюнгур - г. Горно-Алтайск.
Протяженность маршрута: 166 км.
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 18 дней, из них 3 дневки.
Время проведения мероприятия: с 19 июля по 17 августа 1993 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: третья
Маршрут рассмотрен: зональной МКК г.Екатеринбурга
Маршрутная книжка: N 32/93
Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут:157-00-5555455А
N | Ф. И. О. | Год рождения | Обязанности | Спортивный опыт |
---|---|---|---|---|
1. | Бутырин Александр Борисович | 1961 | руководитель | 5ГУ Памир 1991-92г.г. 4ПР Центр. Алтай 1989г. |
2. | Голубин Владимир Анатольевич | 1968 | завхоз | 2ГУ Памиро-Алай 1991г. |
3. | Талапин Евгений Васильевич | 1952 | ремонтник | 5ПУ Камчатка 1991г. |
4. | Сахаров Алексей Сергеевич | 1974 | отв. за фин. дела | 2ГУ Памиро-Алай 1991г. |
5. | Шувалов Владимир Николаевич | 1960 | медик | 3ГУ Центр. Алтай 1989г. |
6. | Курдюков Константин Георгиевич | 1975 | фотограф | 3ПУ Центр.Алтай 1990г. |
7. | Трамтаев Денис Андреевич | 1975 | участник | 2ГУ Памиро-Алай 1991г. |
8. | Оляницкий Владимир Валерьевич | 1975 | участник | 3ПУ Центр.Алтай 1990г. |
Дни пути | Дата | Участок дневного перехода | Протяженость, км. | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|
19-21.07. | г.Екатеринбург - г.Усть-Каменогорск | поезд | ||
21.07. 22.07. |
г.Усть-Каменогорск - г.Зыряновск г.Зыряновск - п.Большенарымское - п.Катон-Карагай - п.Берель |
поезд автобус автобус автомашина |
||
1. | 23.07. | п.Берель - оз.Язевое - р.Катунь |
17,0 | автомашина пешком |
2. | 24.07. | р.Катунь - р.Капчал | 15,0 | пешком |
3. | 25.07. | р.Капчал - пер.Вост.Капчальский (1Б,3210) | 9,5 | пешком |
4. | 26.07. | Дневка из-за непогоды | - | - |
5. | 27.07. | пер.Зап.Капчальский(2А,3118) - р.Катунь | в зачет 6,5 | пешком |
6. | 28.07. | Подход под лед.Геблера, полудневка | 6,0 | пешком |
7. | 29.07. | лед.Геблера - "Балкон" | 7,0 | пешком |
8. | 30.07. | "Балкон" - седло Белухи(2А,4100)(рад.) | в зачет 3,5 | пешком |
9. | 31.07. | Дневка из-за непогоды | - | - |
10. | 01.08. | "Балкон" - р.Катунь, полудневка | в зачет 0,0 | пешком |
11. | 02.08. | р.Катунь - пер.Кучерявый(1Б,3600) | 6,5 | пешком |
12. | 03.08. | Полудневка из-за непогоды - р.Бел.Берель | 8,0 | пешком |
13. | 04.08. | пер.Цирк(2А,3000)-лед.Куркуре | 11,5 | пешком |
14. | 05.08. | Дневка | - | - |
15. | 06.08. | пер.50 лет КПСС(2А*,3200)-лед.Менсу | 11,5 | пешком |
16. | 07.08. | пер.Титова(2А,3220)-р.Аккем | 12,5 | пешком |
17. | 08.08. | Тропа вдоль р.Аккем | 24,0 | пешком |
18. | 09.08. | р.Аккем - пос.Тюнгур | 27,0 | пешком |
10.08. | п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск | автобус | ||
11.08. | г.Горно-Алтайск | - | ||
12.08. | г.Горно-Алтайск-с.Сростки | автобус | ||
13.08. | с.Сростки | - | ||
14.08. | с.Сростки - г.Бийск - г.Барнаул | автобус, поезд | ||
15-17.08. | г.Барнаул-г.Екатеринбург | поезд | ||
ВСЕГО: | 166 км. | |||
15 | ходовых дней | |||
3 | дневки |
N | Наименование | к.с. | м. | N | Наименование | к.с. | м. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | КСП-Аккем | 40. | в. Акоюк | 3670 | ||||
2. | г. Ярлу | 3370 | 41. | в. Брони | 3291 | |||
3. | Семинарский | 1Б | 3000 | 42. | Студентов | 1А | 3000 | |
4. | Звездочка | 1Б | 2900 | 43. | Высоцкого | 3Б | 3670 | |
5. | Новосибирцев | 2А | 3240 | 44. | в. 50 лет КПСС | 3972 | ||
6. | лед. Плоский | 45. | Крепость | 2Б | 3050 | |||
7. | Карачик | 1Б | 3000 | 46. | Туристов | 1Б | 3300 | |
8. | Волга | 2А | 3280 | 47. | 50 лет КПСС | 2А* | 3200 | |
9. | Менсу | 1Б | 3190 | 48. | Солнца | 1Б | 3000 | |
10. | Караоюк | 2Б | 3500 | 49. | Веселый | 1Б | 3000 | |
11. | Надежды | 1А | 2870 | 50. | Коккольский | 1Б | 2970 | |
12. | Дружба | 1Б | 3340 | 51. | Олимпийский | 1Б | 3000 | |
13. | Делоне | 2Б | 3400 | 52. | Цирк | 2А | 3000 | |
14. | Томские стоянки | 53. | Титова | 2А | 3220 | |||
15. | в. Делоне | 4070 | 54. | Каратюрек | 1А | 3060 | ||
16. | Аккемская стена | 3Б | 4100 | 55. | Северная стена | |||
17. | в. Западная Белуха | 56. | СИП | 2А | 3600 | |||
18. | Белухинский | 2Б | 4506 | 57. | Аккем | 1Б | 3340 | |
через в. Вост. Белуха | 58. | Рига-Турист | 1Б | 2850 | ||||
19. | Шукшина | 2Б | 4370 | 59. | Буревестник | 2А | 2900 | |
20. | Берельское Седло | 3А | 3520 | 60. | Рижский | н/к | 2600 | |
21. | стоянка Балкон | 61. | Клюева | 2Б | 3500 | |||
22. | ТКТ | 3А | 4115 | 62. | Сурикова | 2Б | 3250 | |
23. | Катунский | 2Б | 3800 | 63. | Капчальский В. | 1Б | 3210 | |
24. | Барнаульский | 3А | 3900 | 64. | Капчальский З. | 2А | 3118 | |
25. | Крыленко | 2Б | 4200 | 65. | Иолдо-Айры | 1А | 2850 | |
26. | в. Мюштуайры | 3750 | 66. | Немыцкого З. | 1А | 2950 | ||
27. | Вектор | 3Б | 4050 | 67. | Немыцкого Ю. | 1А | 3050 | |
28. | Зап. фирновое плато | 68. | Мрия | 2А | 3000 | |||
29. | Памяти Новокузнецких туристов | 3Б | 4050 | 69. | Обской | 1А | 3100 | |
30. | Молодых специалистов | 2Б | 3450 | 70. | Кони-Айры | 2А | 3125 | |
31. | Корастылева | 1Б | 77. | Текелюшка | 1А | 3100 | ||
32. | в. ХХ-летия Октября | 4178 | 78. | Ярлу-Боч | н/к | 2800 | ||
33. | ХХ-летия Октября | 3А | 4178 | 79. | Сулу-Боч | н/к | 2940 | |
34. | в. Рериха | 3492 | 80. | Трудный | 2Б | 3150 | ||
35. | Урусвати | 2Б | 3550 | 81. | Кучерявый | 1Б | 3600 | |
36. | Рериха | 2Б | 3600 | 82. | Динамо | 1А | 2860 | |
37. | Гималайский | 2Б | 3600 | 83. | Тронова | 3А | 3800 | |
38. | Дивногорцев | 2А | 3420 | 84. | р. Текелюшка | |||
39. | Такмак | 2А | 3400 | 88. | Иолдо-Айры Ц. | 1А | 2900 |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, западнее вершины 3494 м., соединяет лед. Восточный Капчальский с лед. Восточный Кучеринский (Кони-Айры).
2. Характер перевала: с юга - снежно-осыпной, с севера - снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: травянистые площадки выше бараньих лбов - седловина перевала.
4. Необходимое снаряжение: каски 8 шт., ледорубы 8 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Травянистые площадки выше бараньих лбов-ледник. | 5-10 | 2000 | 40 мин. | Движение по морене. |
2. | Ледник. | 5-10 | 1000 | 40 мин. | Открытый ледник, трещины забиты снегом. |
3. | Перевальный взлет (фото 2). | ||||
3.1 | Снежник | до 30 | 50 | 5 мин. | Подъем по снегу. |
3.2 | Осыпь | до 40 | 50 | 15 мин. | Подъем по мелкой и средней осыпи (сланец, тальк) серпантином среди монолитных структур. |
4. | Седловина | Седловина широкая, представляет собой нагромождение крупных обломков горных пород. Есть площадки на 2-3 палатки. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Восточный Кучерлинский и Центральный Капчальский.
2. Характер перевала: с севера - снежно-ледовый, с юга - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: седловина пер. Восточный Капчальский - истоки р.Капчал.
4. Необходимое снаряжение: ледорубы 8 шт., каски 8 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Седловина пер.Вост. Капчальский-подход под перевальный взлет пер. Зап.Капчальский. | 5 | 2000 | 20 мин. | Спуск по пологому леднику, трещины забиты снегом. При подходе к перевальному взлету прижимаемся к левому краю ледника, траверсируем снежный склон, обходя открытую часть бергшрунда по лавинным кнусам. |
2. | Перевальный взлет. | 30 | 150 | 30 мин. | Подъем по снежному склону серпантином. В средней части подъема крутизна увеличивается до 400, затем постепенно выполаживается. |
3. | Седловина. | Седловина снежная, имеется снежный карниз слева. Тур на скалах в центре. | |||
4. | Спуск с седловины перевала (рис.1). | ||||
4.1 | Осыпной кулуар (фото 4). | 40 | 15 | 5 мин. | Спуск от центральных скал на седловине вправо по осыпному кулуару. Осыпь средняя. Небольшие скальные выходы. |
4.2 | Снежно-ледовый кулар. | 50 | 7 | 5 мин. | Снежный наст позволяет двигаться без кошек. Страховка индвидуальная через ледоруб. |
4.3 | Контрфорс. | 45 | 80 | 25 мин. | Кулуар поворачивает направо. Обходя большие камни выходим на контрфорс, спускаемся по скалам свободным лазанием вдоль кулуара. Лазание легкое. |
4.4 | Снежник. | 45 | 100 | 10 мин. | В нижней части контрфорса лазание становится трудным. Траверсируем снежный кулуар (5 м.), выходим к скальному склону. Движемся по снегу вдоль склона (10 м.), чтобы обойти рантклюфт (рис.1), затем начинаем спускаться на ледник. Вначале в три такта, затем глиссированием. |
5. | Ледник | 5-10 | 1000 | 30 мин. | Лед. открытый. Ледовый сброс обходим слева, крутизна до 300, далее ледник выполаживается. |
6. | Морена. | 10 | 2000 | 45 мин. | Движение по морене вдоль левого склона цирка. Спускаемся к моренному озеру- истоку р.Капчал. |
1. Находится между вершинами Восточная Белуха (4506 м.) и Западная Белуха (4435 м.)
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: язык лед. Геблера - седло Белухи (спуск по пути подъема).
4. Необходимое снаряжение: кошки 8 пар, ледорубы 8 шт., каски 8 шт., веревка основная 3х50 м., ледовые крючья 5 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Пологая часть лед.Геблера. | 5 | 4000 | 60 мин. | Открытый ледник, движение по центру. |
2. | Нижний ледопад Зап. ветви лед.Геблера (фото 8). | 30-40 | 400 | 40 мин. | Движение по ледопаду, выбирая оптимальный путь вдоль левого борта. В средней части сложность ледопада увеличивается. Траверсируем вправо к снежнику Зап. склона Раздельного гребня через рантклюфт (150 м., из них 50 м.-перила). |
3. | Снежник - "балкон" (фото 9, 10). | 30-40 | 500 | 60 мин. | Движение в связках. Подъем вверх (100 м.) к скалам, затем воль скал в направлениии бараньих лбов. Две ступени бараньих лбов проходятся по полкам. На кромке верхних бараньих лбов узкая площадка - "балкон", на 4-5 палатки. |
4. | "Балкон" - перемычка в Раздельном гребне. | 30-40 | 120 | 15 мин. | Движение в связках. Подъем 50 м. вверх до мульды, затем 100 м. - к перемычке Раздельного гребня. Перед выходом на Вост. ветвь - траверс ледово сброса (7 м.). |
5. | Восточная ветвь лед. Геблера (фото 7). | ||||
5.1 | Пологая средняя часть | 20 | 2000 | 60 мин. | Движение в связках вдоль правого борта ледника параллельно Раздельному гребню. Много поперечных трещин, проход по снежным мостам с попеременной страховкой. |
5.2 | Верхний ледопад | 40-50 | 100 | 20 мин. | Подъем по центру, по "чистому" склону между ледовыми сбросами. |
5.3 | Выход на седло | 20 | 1000 | 60 мин. | Ледник выполаживается. Трещин мало. Движение по лавинным конусам и ледовым обломкам. Перед выходом на седло крутизна склона увеличивается до 400. |
5.4 | Седло (фото 11). | Горизонтальное с незначительным подъемом к северу снежное плато. |
1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет Восточную ветвь лед. Геблера с долиной р. Белая Берель.
2. Характер перевала: скальный.
3. Описываемый участок: язык лед. Геблера - р. Белая Берель.
4. Необходимое снаряжение: ледорубы (айсбайли) 8 шт., каски 8 шт., веревка основная 3х50 м., крючья скальные 6 шт., ск. молоток 1шт., петля расходная 1 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Язык лед.Геблера - боковая морена - цирк перевала (фото 12). | 20 | 3500 | 2 ч. | По средн. и крупн. осыпи подъем на боковую морену. Узкий моренный гребень, тропа. Слева (по ходу) ледопад Вост. ветви лед.Геблера. После того как ледник выполаживается, гребень переходит в моренное плато. Заходим в цирк перевала. По средн. осыпи поднимаемся до верхних площадок под снежником. |
2. | Снежник. | 30-40 | 500 | 1 ч. | Подъем по снегу глубиной до 30 см. в направлении центрального кулуара. В нижней части кулуар забит снегом, крутизна до 500. |
3. | Перевальный взлет. | до 60 | 170 | 2 ч. | Первый без рюкзака навешивает перила. Остальные - по перилами, используя жумары. Пересекаем кулуар, выходим на контрфорс слева по ходу. С него переходим в параллельный кулуар, менее камнепадоопасный. Скалы. Лазание легкое и средней трудности. Небольшие отвесные участки чередуются с широкими полками. Последние 20 м. - свободным лазанием по сильноразрушенным скалам. |
4. | Седловина (фото 13) | Выходим на ложную седловину. Седловина-узкий труднопроходимый скальный гребень. | |||
5. | Спуск с седловины перевала (фото 14). | 90 | 20 | 20 мин. | Спуск вертикально вниз дюльфером на ледник. |
6. | Ледник. | 10 | 1000 | 30 мин. | Движение по закрытому леднику, прижимаясь к левому борту в обход ледового сброса. |
7. | Морена. | 20 | 2000 | 40 мин. | Крупная и средняя осыпь. Спуск вдоль левого борта. |
8. | Альпийские луга - р.Белая Берель. | 40 | 2000 | 1 ч | Очень крутой травянистый склон. Скользко. Трава выше пояса. |
1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Малый Берельский восточный и лед. Куркуре.
2. Характер перевала: с юга - снежно-ледовый, с севера - скально-ледовый.
3. Описываемый участок: язык лед. Малый Берельский - срединная морена лед. Куркуре.
4. Необходимое снаряжение: кошки 8 пар., ледорубы 8 шт., веревка основная 3х50 м., петли расходные 4 шт., каски 8 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Лед.Малый Берельский - Восточная ветвь (фото 15). | 5-10 | 6000 | 2ч.20м. | Ледник открытый, трещин мало, в нижней и средней части прикрыт моренным чехлом. |
2. | Перевальный взлет. | 40 | 200 | 30 мин. | Подъем по средней осыпи с выходами сильно разрушенных скал. |
3. | Седловина перевала. | Седловина очень широкая. Тур в левой (по ходу) части. | |||
4. | Спуск с перевала (фото 16, 17). | ||||
4.1. | Контрфорс. | 60 | 200 | 1ч.20м. | Спуск от тура по контрфорсу, вдоль кулуара, забитого снегом. Сильно-разрушенные скалы. Дюльфер 200 м. Крепление перил за скальные выступы через расходные петли. |
4.2. | Снежный склон-бергшрунд. | 50 | 200 | 30 мин. | Снег 30-40 см. Спуск в связках, движение одновременное, в три такта. Перед бергшрундом склон немного выполаживается. |
4.3. | Бергшрунд. | Перепад краев по высоте 2 м., разрыв по ширине 2 м. Преодолевается перепрыгиванием с попеременной страховкой через ледорубы. Рюкзаки перебрасываются отдельно. | |||
5. | Лед.Куркуре - срединная морена. | 10 | 1500 | 30 мин. | В верхней части крутизна до 300, затем выполаживается. Ледник закрытый, движение в связках. На срединной морене удобные площадки. |
1. Перевал находится в восточной части Катунского хребта, связывает ледники Куркуре и Менсу.
2. Характер перевала: снежно-ледовый.
3. Описываемый участок: срединная морена лед. Куркуре - боковая морена лед. Менсу.
4. Необходимое снаряжение: кошки 8 пар, ледорубы 8 шт., веревка основная 3х50м., каски 8 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Лед.Куркуре (фото 18). | 10 | 3000 | 1ч.20м. | Ледник закрытый, движение в связках. Выход в верховья ледника по морене в обход ледопада (справа по ходу). |
2. | Бергшрунд, перевальный взлет. | 40-50 | 150 | 40 мин. | Бергшрунд преодолевается по снжному мосту. На склоне снег 30-40 см. Движение одновременное в связках вдоль скал справа по ходу. |
3. | Седловина (фото 19) | Седловина снежная шириной 50 м. Тур на скалах справа. Слева-снежый карниз в сторону лед.Куркуре. | |||
4. | Спуск с перевала (фото 20). | 30-40 | 180 | 15 мин. | Снег 30-40 см. Движение одновременное в связках вдоль скал справа по ходу. Два бергшрунда преодолеваем по лавинным конусам с попеременной страховкой. |
5. | Лед.Менсу (фото 21) | 10 | 5000 | 1ч.20м. | В верхней части восточной ветви ледник закрытый. Движение по центру, постепенно прижимаясь к левому борту ледника в обход ледопада справа. Выходим на основной ледник. Ледник открытый. |
6. | Левобережная морена лед. Менсу. | 20 | 500 | 40 мин. | С основного ледника подъем по средней и крупной осыпи. На верху хорошие площадки. |
1. Перевал расположен в мощном северном отроге Катунского хребта, южнее вершины 3678м., соединяет лед. Менсу и Аккемский.
2. Характер перевала: с востока - снежно-ледовый, с запада - осыпной.
3. Описываемый участок: верховья лед. Менсу - ГМС "Аккем".
4. Необходимое снаряжение: кошки 8 пар., ледорубы 8 шт., веревка основная 3х50 м., ледовые крючья 6 шт., жумары 7 шт., каски 8 шт.
N | Участок | Крутизна, град. | Длина, м. | Время, ч.,мин. | Характер пути |
---|---|---|---|---|---|
1. | Боковая морена - подход под перевальный взлет (фото 20). | 10 | 3000 | 1ч.10м. | Открытый ледник. Слева по ходу нунатак. |
2. | Бергшрунд, перевальный взлет (фото 21, 22). | 50 | 80 | 40 мин. | Бергшрунд преодолеваем по лавинному конусу. Перила 80 м. Лед слегка присыпан снегом. Подъем (кроме лидера) на жумарах. Последняя веревка крепится на седловине за вбитый в скалы штырь. Седловина узкая. |
3. | Спуск с перевала (фото 23). | 30 | 250 | 20 мин. | В верхней части скальные выходы 2+3 м. до 700. Далее по средней, внизу - по крупной осыпи. Выходим на ледник. |
4. | Ледник. | 10 | 7500 | 2 ч. | Ледник открытый. Спуск справа по ходу. |
5. | Боковая морена - ГМС "Аккем". | 5-10 | 6000 | 2ч.40м. | Движение по правобережной морене. Тропа. Переправа на левый берег р.Аккем по перекинутым через камни доскам ниже устья р.Караоюк. |