Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов
Район:Катунский хребет Центрального Алтая
Маршрут: п. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к, 1510) - р. Аккем - пер. Делоне (2Б, 3400), в. Томских студентов (3500, 2А альп.) - пер. Титова (2А, 3220) - пер. Памяти Новокузнецких туристов (3Б, 4050), в. 20-летия Октября (4167, 2Б альп.) - пер. Любимых жен (2А, 4370), в. Белуха Западная (4400) - пер. Белухинский (2Б, 4400), в. Белуха Восточная (4506) - траверс участка хребта от пер. Большое Берельское седло (3520) через вершины П.Сухова, Сапожникова до пер. Высоцкого - пер. Высоцкого (3Б, 3670) - пер. Барнаульский (3А, 3900) - пер. Капчальский Западный (2А, 3118) - р. Кучерла - п. Тюнгур.
Протяженность маршрута: 184.7 км.
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута:
23 дня из них 3 дневки
Время проведения мероприятия: с 23 июля по 21августа 2000 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: шестая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
Маршрутная книжка: N 26/2000
Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут:166-00-56665550
Таблица 1.
N | Ф.И.О. | Год рождения | Обязанности | Спортивная квалификация |
1. | Бутырин Александр Борисович | 1961 |
руководитель |
МС |
2. | Голубин Владимир Анатольевич | 1968 |
зам.руководителя, завхоз |
МС |
3. | Талапин Евгений Васильевич | 1952 |
ремонтник |
I разряд |
4. | Сахаров Алексей Сергеевич | 1974 |
участник |
КМС |
5. | Мельников Алексей Владимирович | 1975 |
участник |
I разряд |
6. | Трамтаев Денис Андреевич | 1975 |
отв. за примусное х-во |
КМС |
Фото 1. Команда 2000: (слева направо) Алексей Мельников, Владимир Голубин, Алексей Сахаров, Евгений Талапин, Александр Бутырин. Фотограф Денис Трамтаев находится за кадром.
Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по р.Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.
Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой верхней Катуни, которая и принимает в себя все водотоки этого участка хребта. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.
Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка - 3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80 км2. Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорировано.
Центральная и восточная часть этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т., наиболее серьезные - 2Б к.т.
Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов I- III категорий, а зимой и до IV к.с.
Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума - 4506 м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. На этом 40-километровом участке хребет имеет три значительных ответвления на север: Кучерлинско-Кураганское, Кучерлинско-Аккемское и Аккемско-Аргутское, которые тоже несут значительное оледенение. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150 км2. С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Б.Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.
В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.
Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой категории сложности.
На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40 км2. В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.
Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более залесенные. Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.
Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР/ Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. - 576 с. (Б-чка самодеятельного туриста). С. 543-547.
Команда была сформирована на базе горной секции с/к "Кедр" г.Новоуральска. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.
В определенной мере на выбор района для проведения мероприятия сказалось то, что в наших руках оказалось положение о "БЕЛУХЕ 2000", проводимой Новосибирским отделением Туристско-спортивного союза России. Вообще к Алтаю, во всяком случае у половины нашей команды, довольно трепетное отношение. У участников В.Голубина, Е.Талапина, А.Бутырина еще сохранились удостоверения участников "Звездного похода "Белуха-85" (тогда мы прошлепали вокруг Белухи пеший поход 3 к.с.) и знаки "Белуха-95" (тогда мы в горной пятерке наконец то взошли на вершину с Катунского ледника), поэтому мы решили не нарушать эту своеобразную традицию и хотя бы косвенно проучаствовать в "БЕЛУХЕ 2000", тем более, что цели и задачи прописанные в положении нам близки и понятны.
Заявленный маршрут включал в себя следующие части: адаптационную (подход), акклиматизационную (прохождение относительно несложных перевалов Делоне (2Б, 3400) и Титова (2А, 3220)), опредяющую (прохождение траверса от в. 20-летия Октября (4167) до пер. Высоцкого (3Б, 3670)) и заключительную (для души: от пер.Барнаульский (3А, 3900) до пос. Тюнгур).
Адаптационная, акклиматизационная и опредяющая части маршрута пройдены в полном соответствии с заявочными документами. В заключительной части маршрута команда отказалась от прохождения пер. Молдова (2Б, 3500) и вместо пер. Катунский Северный (3А, 3900) прошла пер. Барнаульский (3А, 3900), что соответствует заявленным запасным вариантам маршрута. Таким образом пройденный маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1"Справочные данные о маршруте".
Для того, чтобы мероприятие до конца не превращать в переноску тяжестей на расстояние, во время акклиматизационного кольца (пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. Титова (2А, 3220)) на верхнем плато лед. Менсу на скалах, перед спуском на нижнее поле ледника была оставлена закладка продуктов на 14-23 день маршрута, которую забрали во время дневки на Большом Берельском седле.
График движения в течение дня менялся в зависимости от сложности участка маршрута.
На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4 перехода - до обеда, 4 перехода - после. Переходы делали по 30-40 мин., в последние дни разбежались и до 60. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.
При прохождении перевалов, траверсах и восхождениях как таковых нормированных переходов не было, отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестежки перил и т. п. Обеды на этих участках заменялись перекусами из "карманного" питания по мере личных потребностей участников. Основной объем пищи в такие дни потреблялся во время ужина.
Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 ч. до 21 ч. местного времени (в 5 ч. светает, в 21 ч. наступают сумерки (данные для августа)). Поэтому к середине маршрута распорядок дня сложился следующий: подъем дежурного в 5 ч., завтрак и т. д., не позднее 19 ч. начинали установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну. Хотя на некоторых участках маршрута в силу различных обстоятельств были конечно же отклонения от этого распорядка.
Команда признательна за оказанную информационную помощь Андрею Сипайлову (г.Томск) и Павлу Исакову (компания "A&B" г.Новоуральск)
Таблица 2.
Дни
пути |
Дата | Участок дневного перехода | Протяженность,
км. |
Способ
передвижения |
Ходовое время (чистое), ч.,мин. |
Характер пути |
Метеоусловия |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
23.07. | г.Екатеринбург-г.Новосибирск | поезд |
|||||
24.07. | г.Новосибирск-г.Барнаул
г.Барнаул-г.Горно-Алтайск г.Горно-Алтайск- п.Тюнгур |
поезд автобус автомашина |
|||||
1. | 25.07. | пер.Кузуяк(н/к,1510)-р.Аккем | 13,5 | пешком |
3ч.40м. | проселочная дорога, тропа | переменная облачность, солнечно |
2. | 26.07. | вдоль р.Аккем до вдп.Текелю | 12,6 | пешком | 4ч.30м. | тропа | переменная облачность, солнечно |
3. | 27.07. | р.Аккем-оз.Аккемское-р.Караоюк | 14,4 | пешком | 3ч.55м. | тропа | переменная облачность, солнечно |
4. | 28.07. | лед.Аккемский-Томские стоянки | 8,4 | пешком | 4ч.00м. | морена, ледник | переменная облачность, солнечно |
5. |
29.07. |
пер.Делоне(2Б,3400),в.Томских студентов(3500,2А,альп)-верхнее плато лед.Менсу | 5,0* |
"пешком" |
3ч.55м. | ледник | переменная облачность, солнечно |
6. |
30.07. |
спуск на лед.Менсу-пер.Титова (2А,3220)-Томские стоянки | 7,2 |
"пешком" |
6ч.20м. |
скалы, ледник, осыпь | переменная облачность, солнечно |
7. |
31.07. |
полудневка, выход на снежный гребень пер. Памяти Новокузнецких туристов | 2,4 |
"пешком" |
2ч.10м. |
ледник, скалы | переменная облачность, солнечно |
8. | 1.08. |
пер. Памяти Новокузнецких туристов(3Б,4050)-Западное плато | 2,4 |
"пешком" | 13ч.00м. |
скалы, лед | переменная облачность, солнечно |
9. | 2.08. | в.20-летия Октября(4167,2Б альп)-Западное плато, подход под в.Белуха Зап. | 4.0* |
пешком |
3ч.10м. |
ледник | переменная облачность, солнечно |
10. | 3.08. |
дневка |
- | - |
- |
- |
перем. обл., сильн.ветер |
11. | 4.08. | пер.Любимых жен(2А,4370), в.Белуха Зап.(4400) -
Центральное плато |
3,2* | "пешком" | 5ч.10м. | сн.-ледовые склоны | переменная облачность |
12. | 5.08. | пер.Белухинский(2Б,4400), в.Белуха Вост.(4506) -
пер. Большое Берельское седло |
3,2* | "пешком" | 5ч.50м. | сн.-ледовые склоны | переменная облачность, солнечно |
13. | 6.08. | дневка, рад. выход за закладкой на лед. Менсу | 3,5* | пешком | 2ч.00м. | ледник | солнечно |
14. | 7.08. | траверс участка хребта от пер.Большое Берельское седло (3520) через вершины Сухова, Сапожникова до пер.Высоцкого (3670) | 3,5 | "пешком" | 10ч.00м. | скалы, лед | переменная облачность, солнечно |
15. | 8.08. | осмотр спуска с пер.Высоцкого, полудневка | -* |
"пешком" | 2ч.00м. | сн.-ледовые склоны | переменная облачность |
16. | 9.08. | спуск с пер.Высоцкого(3Б,3670) -
слияние лед. Мал. и Бол. Берельский |
9,2* |
"пешком" | 6ч.10м. | лед, ледник,
морена |
переменная облачность |
17. | 10.08. | лед. Бол. Берельский, подход под пер.Барнаульский | 4,3 | пешком
|
2ч.00м. | ледник, морена | пасмурно |
18. |
11.08. | дневка из-за непогоды | - |
- |
- |
- |
дождь, гроза |
19. |
12.08. | пер.Барнаульский(3А,3900)-верховья р.Катунь | 8,0 |
"пешком" | 9ч.20м. |
лед, скалы,
морена |
гроза, снежная крупа,
переменная облачность |
20. |
13.08. |
р.Катунь-подход под пер.
Капчальский Зап. |
16,2 |
пешком
|
4ч.45м. |
тропа | солнечно |
21. |
14.08. |
пер.Капчальский Зап.(2А,3118)-
р.Кони-Айры |
16,3 |
пешком
|
6ч.40м. |
морена,
ледник, тропа |
солнечно |
22. |
15.08. |
оз.Кучерлинское-р.Кучерла | 26,4 |
пешком |
6ч.25м. |
тропа | переменная облачность,
временами дождь |
23. |
16.08. |
р.Кучерла-п.Тюнгур-
г.Горно-Алтайск |
21,0 |
пешком автобус |
3ч.10м. |
тропа, просе-
лочная дорога |
солнечно |
17.-
18.08. |
г.Горно-Алтайск | ||||||
19.08. |
г.Горно-Алтайск-г.Бийск
г.Бийск-г.Новосибирск |
автобус поезд |
|||||
20.-
21.08. |
г.Новосибирск-г.Екатеринбург | поезд |
|||||
ИТОГО:
20 ходовых дней, включая 2 полудневки; 3 дневки |
184,7 км. |
* километраж радиальных выходов везде посчитан в одну сторону.
Таблица 3.
N | Наименование | к.с. | м. | N | Наименование | к.с. | м. |
1. | КСП-Аккем | 40. | в. Акоюк | 3670 | |||
2. | г. Ярлу | 3370 | 41. | в. Брони | 3291 | ||
3. | Семинарский | 1Б | 3000 | 42. | Студентов | 1А | 3000 |
4. | Звездочка | 1Б | 2900 | 43. | Высоцкого | 3Б | 3670 |
5. | Новосибирцев | 2А | 3240 | 44. | в. 50 лет КПСС | 3972 | |
6. | лед. Плоский | 45. | Крепость | 2Б | 3050 | ||
7. | Карачик | 1Б | 3000 | 46. | Туристов | 1Б | 3300 |
8. | Волга | 2А | 3280 | 47. | 50 лет КПСС | 2А* | 3200 |
9. | Менсу | 1Б | 3190 | 48. | Солнца | 1Б | 3000 |
10. | Караоюк | 2Б | 3500 | 49. | Веселый | 1Б | 3000 |
11. | Надежды | 1А | 2870 | 50. | Коккольский | 1Б | 2970 |
12. | Дружба | 1Б | 3340 | 51. | Олимпийский | 1Б | 3000 |
13. | Делоне | 2Б | 3400 | 52. | Цирк | 2А | 3000 |
14. | Томские стоянки | 53. | Титова | 2А | 3220 | ||
15. | в. Делоне | 4070 | 54. | Каратюрек | 1А | 3060 | |
16. | Аккемская стена | 3Б | 4100 | 55. | Северная стена | ||
17. | в. Западная Белуха | 56. | СИП | 2А | 3600 | ||
18. | Белухинский | 2Б | 4506 | 57. | Аккем | 1Б | 3340 |
через в. Вост. Белуха | 58. | Рига-Турист | 1Б | 2850 | |||
19. | Шукшина | 2Б | 4370 | 59. | Буревестник | 2А | 2900 |
20. | Берельское Седло | 3А | 3520 | 60. | Рижский | н/к | 2600 |
21. | стоянка Балкон | 61. | Клюева | 2Б | 3500 | ||
22. | ТКТ | 3А | 4115 | 62. | Сурикова | 2Б | 3250 |
23. | Катунский | 2Б | 3800 | 63. | Капчальский В. | 1Б | 3210 |
24. | Барнаульский | 3А | 3900 | 64. | Капчальский З. | 2А | 3118 |
25. | Крыленко | 2Б | 4200 | 65. | Иолдо-Айры | 1А | 2850 |
26. | в. Мюштуайры | 3750 | 66. | Немыцкого З. | 1А | 2950 | |
27. | Вектор | 3Б | 4050 | 67. | Немыцкого Ю. | 1А | 3050 |
28. | Зап. фирновое плато | 68. | Мрия | 2А | 3000 | ||
29. | Памяти Новокузнецких туристов | 3Б | 4050 | 69. | Обской | 1А | 3100 |
30. | Молодых
специалистов |
2Б | 3450 | 70. | Кони-Айры | 2А | 3125 |
31. | Корастылева | 1Б | 77. | Текелюшка | 1А | 3100 | |
32. | в. ХХ-летия Октября | 4178 | 78. | Ярлу-Боч | н/к | 2800 | |
33. | ХХ-летия Октября | 3А | 4178 | 79. | Сулу-Боч | н/к | 2940 |
34. | в.Рериха | 3492 | 80. | Трудный | 2Б | 3150 | |
35. | Урусвати | 2Б | 3550 | 81. | Кучерявый | 1Б | 3600 |
36. | Рериха | 2Б | 3600 | 82. | Динамо | 1А | 2860 |
37. | Гималайский | 2Б | 3600 | 83. | Тронова | 3А | 3800 |
38. | Дивногорцев | 2А | 3420 | 84. | р. Текелюшка | ||
39. | Такмак | 2А | 3400 | 88. | Иолдо-Айры Ц. | 1А | 2900 |
В пос. Тюнгур через р. Катунь есть большой подвесной мост, до дер. Кучерла идет хорошая, отсыпанная гравием дорога. Через р. Кучерла - мост, далее - лесная грунтовая дорога. На машине, на которой забрасывались из Горно-Алтайска, доехали до ручья за полем за дер. Кучерла. Т. к. ехали ночью и совсем не выспались, поставили палатки, поспали 3 ч., позавтракали и вышли на маршрут. За 1 ч. 30 мин. (время чистое) по дороге поднялись на пер. Кузуяк (н/к, 1510). Спуск с перевала до поля на левом берегу р. Аккем занял 1 ч. 10 мин., далее - по хорошей тропе вдоль левого берега р. Аккем. Через 1ч. тропа начинает постепенный подъем на склон каньона.
Подъем на верхнюю точку каньона занял 2 ч. Далее тропа спускается к р. Аккем. Через 2 ч. 30 мин. на правом берегу можно наблюдать вдп. Текелю.
От вдп. Текелю за 2 ч. 15 мин. дошли до Аккемского озера. Тропа вдоль озера местами заболочена. За 1 ч. дошли до места переправы на правый берег р. Аккем ниже прорыва реки через старый моренный завал. Ширина реки порядка 20 м., глубина - 0,7 м., через реку на уровне груди натянут стальной трос. Переправа осушествлялась с индивидуальной страховкой, перебирая трос руками. После переправы по тропе, идущей по старой боковой морене прошли 40 мин. и встали в кармане правобережной морены у р. Караоюк. Травка, жимолость, последние дрова.
От р. Караюк по тропе, идущей по правобережной морене, за 1ч. 30 мин. дошли до оптимального места выхода на ледник. Ледник открытый (фото 2), трещин мало, за 1 ч. 20 мин. подошли под ледопад. Ледопад в правой (орографически) части ледника легкопроходим, поднимались вдоль характерного моренного чехла. Подъем занял 40 мин., затем - вдоль срединной морены за 30 мин. дошли до Томских стоянок. Томские стоянки - площадки на высокой правобережной старой морене напротив в. Делоне (4200), есть хижина спасателей человек на 10-15.
Обойдя "арбуз" (крутую часть ледника выше Томских стоянок) справа (по ходу), по леднику за 1 ч. 15 мин. подошли под бергшрунд пер. Делоне (2Б, 3400) (фото 3).
Пер. Делоне (2Б, 3400) соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу. Характер перевала: со стороны лед. Аккемский - снежно-ледовый, с лед. Менсу - скально-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы (прочее личное специальное снаряжение здесь и далее в техническом описании маршрута опускается, см. раздел 7.2"Снаряжение личное специальное"), веревка основная 4х50 м., крючья ледовые 18 шт., расходные петли 3 шт.
Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 45 грд. и протяженностью около 300 м. Внизу - бергшрунд со снежными мостами. Поднимались в левой (по ходу) части склона, параллельно скалам. Провесили 200 м. перил. Подъем по времени занял 1 ч. 30 мин. Седловина снежная, вытянутая с запада на восток, тур находится на разрушенных скалах в восточной части. Отсюда же начинается подъем на в. Томских студентов (3500, 2А альп.) (фото 4). Подъем по снежно-ледовому гребню к разрушенным скалам на вершине занимает 15-20 мин. Спуск с вершины на седловину - по пути подъема. Далее спуск на верхнее плато лед. Менсу (фото 5). Склон снежно-ледовый, в верхней части (20 м.) крутизной до 45 грд., полузасыпанный бергшрунд, далее склон выполаживается. До бергшрунда спуск в три такта с попеременной страховкой, далее пешком с одновременной страховкой в обход простого ледопада справа до последних скал слева перед ледопадом на нижнее поле лед. Менсу. Спуск до скал занял 40 мин.
По понижению между скалами и ледником вышли на скальную полку с которой начинаем спуск на нижнее поле лед. Менсу. Первая веревка - по скалам, вдоль ручья (до 90 грд.), вторая - по разрушенным скалам (до 60 грд.), третья - по снежно-ледовому склону (до 50 грд.). В нижней части - сильно-разорванный бергшрунд (фото 6). Далее склон выполаживается, ледопад обходится слева, прижимаясь к скалам (фото 7). По времени спуск за бергшрунд составил 1 ч. 30 мин., и до нижней части лед. Менсу до поворота в цирк пер. Титова - 1 ч.
Фото 2. Ледник Аккемский.
Фото 3. Пер. Делоне (2Б, 3400), вершина Томских студентов (3500), пер. Титова (2А, 3220) с лед. Аккемский.
Фото 4. Вершина Томских студентов (3500) с седловины пер. Делоне (2Б, 3400).
Фото 5. Спуск с седловины пер. Делоне (2Б, 3400) на верхнее плато лед. Менсу.
Фото 6. Спуск с верхнего плато лед. Менсу.
Фото 7. Ледопад Менсу. Путь спуска на нижнее поле лед. Менсу. Вид из цирка пер. Титова (2А, 3220).
Фото 8. Подход к перевальному взлету пер. Титова (2А, 3220) со стороны лед. Менсу.
Пер. Титова соединяет лед. Менсу и лед. Аккемский. Характер перевала: со стороны лед. Менсу - снежно-ледовый (фото 8), со стороны лед. Аккемский - осыпной (фото 3). Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 2х50м., крючья ледовые 9 шт.
С нижнего поля лед. Менсу поднимаемся в северо-западный цирк пер. Титова. Подъем по леднику, придерживаясь правой (по ходу) его части. Справа - бараньи лбы, слева - ледопадные участки. Лед чистый, крутизной до 30 грд., движение в кошках с индивидуальной страховкой через ледоруб. Через 100-150 м. подъема ледник выполаживается (фото 7). Ледник открытый, под самим перевалом - снег. Подход под бергшрунд пер. Титова (2А, 3220) занял 1 ч. 40мин. Бергшрунд проходится по снежному мосту. Перевальный взлет - снежно-ледовый склон крутизной до 50 грд. От бергшрунда провесили 80 м. перил. Время подъема - 1 ч. Седловина - узкая скальная перемычка, тур - в центре, справа на скалах забит штырь (точка крепления последней веревки).
В верхней части спуска - скальные выходы 2+3 м. до 70 грд. Далее вниз по крупно-блочной осыпи. Спуск с седловины до ледника составил 40 мин. и 30 мин. по леднику до Томских стоянок.
Пер. Памяти Новокузнецких туристов (ПНТ) является наиболее простым путем подъема по Аккемской стене. По альпинистской классификации это маршрут на в. 20-летия Октября (Корона Алтая) по левому контрфорсу с лед. Аккемский, соответствует 4А к.т. (фото 9, 22).
Характер маршрута комбинированный с преобладанием скал. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы (айсбайли), веревка основная 4х50 м., молоток скальный 1 шт., крючья скальные 6 шт., крючья ледовые 6 шт.
От Томских стоянок за 1 ч. пересекли Аккемский ледник и подошли под скалы контрфорса. Скалы сильно-разрушенные, достаточно простые. Свободным лазанием за 1 ч. 10 мин. поднялись до снежного гребня, где была организована ночевка (фото 10).
По снежному гребню (в верхней части крутизной до 45 грд.) в связках за 30 мин. подошли под скальную плиту - первое ключевое место. Крутизна скал до 70 грд., протяженность - 20 м. Плита проходится по трещине слева (по ходу), как вариант, возможно и в обход справа. Первый участник (фото 11) - без рюкзака, остальные - по навешанным перилам. Далее скалы более разрушенные, лазание упрощается. Первый участник - с рюкзаком. Перила крепили за петли накинутые на скальные выступы или на отдельные массивные или хорошо заклиненные камни. Вторая веревка прошла с правой (по ходу) стороны контрфорса. Третья вывела на левую сторону. Последующие веревки до жандарма шли придерживаясь левой стороны (фото 12). Средняя крутизна примерно 45 грд., местами участки до 60-70 грд. Один из крутых участков проходили с вытягиванием рюкзаков.
Жандарм обходили справа (по ходу). Это второй ключевой участок на подъеме: протяженность 20 м., лед - до 60 грд., скалы - до 70 грд. Первый участник - без рюкзака, в кошках, остальные - по перилам. Наверху - полка. Затем снова движение с левой стороны контрфорса до выхода на снежно-ледовый гребень. Последняя веревка проходила по нему. Крутизна до 50 грд. Необходимы кошки. Тур на скалах справа.
От тура в связках с небольшим набором высоты (до 20 грд.) отходим от края стены. Пройдя мин. 30, вышли на ровную часть Западного плато, встали на ночевку.
При подъеме на пер. ПНТ провесили в общей сложности 14 веревок. Общее время подъема от лагеря на снежном гребне до лагеря на Западном плато составило 13 ч. На пути подъема, в случае ухудшения погоды, возможна организация сидячих ночевок, на полке выше жандарма возможна установка палатки.
От места ночевки на Западном плато (фото 13) на следующий день предприняли радиальное восхождение на в. 20-летия Октября (4167). Массив в. 20-летия Октября включает в себя четыре вершины. Три из них видны с лед. Аккемский. Четвертая - наиболее высокая находится западнее (фото 14, 23). По альпинистской классификации восхождение на в. 20-летия Октября с Западного плато оценивается 2Б к.т. Характер маршрута: снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, связочная веревка.
От лагеря за 30 мин. обошли по Западному плато склон вершины под которой была ночевка и подошли под склон гребня ведущего на основную вершину 20-летия Октября. Подъем на седловину перевала составил 15 мин. (снежно-ледовый склон до 40 грд.) и еще 15 мин. по снежно-ледовому гребню до вершины. В. 20-летия Октября - высшая точка довольно узкого гребня, разделяющего лед. Леонида и лед. Мюштуайры (фото 15). Спуск к лагерю по пути подъема.
Фото 9. Вершина 20-летия Октября (4167) с лед. Аккемский. Вид из цирка пер. Делоне-Титова.
Фото 10. Лагерь на снежном гребне левого контрфорса в. 20-летия Октября.
Фото 11. Первая веревка по скалам пер. Памяти Новокузнецких туристов (3Б, 4050).
Фото 12. Четвертая веревка по скалам пер. Памяти Новокузнецких туристов (3Б, 4050).
Фото 13. Участники команды на Западном плато.
Фото 14. Вершина 20-летия Октября (4167). Вид с Западного плато.
Фото 15. На вершине 20-летия Октября (4167).
От места ночевки на Западном плато двигаемся в направлении Западной Белухи (фото 16, 17, 23). Движение параллельно краю стены, на достаточном расстоянии, во избежании выхода на карниз. По снежно-ледовому склону за 1 ч. поднимаемся на "стол" - верхнюю часть Западного плато. Перед подъемом лучше сразу одеть кошки. Трещин практически нет. Движение индивидуальное с самостраховкой через ледоруб. Крутизна до 30 грд. За 30 мин пересекли "стол" и подошли под Западную Белуху.
Перевал Любимых жен (2А, 4370) расположен в Белухинском узле и соединяет Западное и Центральное плато. Реальная сложность скорее 2Б нежели 2А. Является северным вариантом пер. Шукшина (2Б, 4370). Характер перевала: со стороны Западного плато - скально-ледовый, со стороны Центрального плато - снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 4х50м., крючья ледовые 18 шт.
На подъеме ориентируемся на наиболее низкую точку в северной части вершинного гребня Западной Белухи (но не настолько северную, чтобы выйти на Аккемскую стену). С плато подъем до бергшрунда 25 мин., далее две веревки по льду (фото 18), затем две веревки вдоль обледенелых скал. Крутизна склона до 50 грд., при подходе к скалам до 60грд. Время подъема от бергшрунда до выхода на гребень составило 2 ч.
За 30 мин. по снежному гребню поднялись на в. Белуха Западная (4400). Крутизна - до 40 грд. Движение одновременное в связках. Вершина - наиболее высокая часть снежно-ледового гребня. Тура на вершине нет. Спуск по пути подъема, к месту выхода на гребень.
По гребню в связках немного спускаемся в направлении Аккемской стены и начинаем спуск на Центральное плато (фото 19, 23). На спуске ориентируемся на скальные выходы на склоне, оставляя их левее себя. В начале две веревки по снежно-ледовому склону (55-60 грд.), затем склон несколько выполаживается, 150 м. спускаемся с попеременной страховкой до ледового сброса, снова вешаем одну веревку (крутизна до 60 грд.), далее в связках с одновременной страховкой выходим на Центральное плато и подходим под пер. Белухинский. Спуск на Центральное плато с перевала занял 2 ч.
Фото 16. Подход к Западной Белухе по Западному плато.
Фото 17. Панорама Белухинского массива с Западного плато.
Фото 18. Подъем на пер. Любимых жен (2А, 4370).
Фото 19. Западная Белуха (4400), пер. Любимых жен (2А, 4370) с в. Восточной Белухи (4506). Пунктиром показан путь спуска на Центральное плато.
Перевал Белухинский (2Б, 4400) расположен в Белухинском узле, соединяет Центральное плато и верховья ледников Бол. Берельский и Менсу. Характер перевала: снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 4х50м., крючья ледовые 18 шт.
На подъеме ориентируемся на наиболее низкую часть седловины, ближе к в. Раздельная. За 30 мин. подошли под бергшрунд. Бергшрунд проходится в месте наименьшего разрыва краев (фото 20). Далее по ледовому склону крутизной 45-50 грд. провесили 5 веревок перил до осыпи по которой (50 м.) выходим на седловину перевала. Седловина широкая. Мелкая осыпь, снег. Есть площадки под палатки. Тура нет. Общее время подъема на перевал от бергшрунда составило 2 ч.
На седловине оставляем рюкзаки и налегке поднимаемся на Восточную Белуху (4506). Подъем по снежно-ледовому гребню вдоль скальных выходов слева (по ходу) (фото 21). Крутизна до 40 грд. Движение одновременное в связках. Время подъема на вершину с седловины перевала составило 35 мин.
Вершина представляет собой большой снежный купол со скальными сбросами с запада. Тур находится около этих скальных сбросов (фото 22, 23).
Спуск с вершины на седловину перевала по пути подъема занял 25 мин. Спуск с седловины перевала (фото 24, 25) по снежно-ледовому склону крутизной 45 грд. Провесили 2,5 веревки до бергшрунда и 1 веревку - после бергшрунда. Далее склон выполаживается до 30 грд. Движение одновременное в связках, в обход трещин и разломов. Спуск с седловины перевала занял 1 ч. 40 мин.
Из-под перевала по тропе, по снежному склону, обходя большие трещины, за 40 мин. спустились на пер. Большое Берельское седло (ББС) (3520) (фото 26).
Фото 20. Прохождение бергшрунда пер. Белухинский (2Б, 4400).
Фото 21. Предвершинный гребень в. Белуха Вост. (4506).
Фото 22. Тур на вершине Восточной Белухи (4506).
Фото 23. На вершине Восточной Белухи (4506). Пунктиром показан путь подъема на пер. Памяти Новокузнецких туристов (3Б, 4050), на в. 20-летия Октября (4167), путь по Западному плато, спуск с пер. Любимых жен (2А, 4370) на Центральное плато.
Фото 24. Пер. Белухинский (2Б, 4400) с востока.
Фото 25. Вершина Белуха Восточная (4506) с востока. Вид с траверса вершин Сухова-Сапожникова.
Фото 26. Лагерь на пер. Большое Берельское седло (3520).
Характер участка комбинированный (фото 27). Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 4х50м., крючья ледовые 18 шт., расходные петли 3 шт.
От пер. ББС по снежно-ледовому гребню в связках с одновременной страховкой за 30 мин. подходим к скалам. Отсюда начинаем вешать перила. Первая веревка (фото 28) обходит несложный жандарм справа (по ходу) и выводит на левую сторону гребня. Скалы сильно разрушены. Всего по скалам было провешено 120 м. перил.
Затем вышли на снежно-ледовый склон (фото 29) с левой стороны гребня крутизной до 50 грд. Провесили еще 120 м. перил до выхода на верхнюю часть гребня. Подъем от начала скал занял 2 ч.
Далее движение по гребню в связках с одновременной страховкой. Гребень достаточно широкий, снежно-ледовый, справа - выходы скал. Спускаемся на седловину перед вершиной П.Сухова, далее начинается довольно заметный подъем. Проходится так же в связках с одновременной страховкой. Вершина П.Сухова скальная, чуть в стороне, к югу от основной линии гребня. После вершины П.Сухова продолжаем движение в связках (фото 30, 31), встречаются короткие участки, которые проходятся с попеременной страховкой.
С понижения в гребне перед вершиной Сапожникова вновь начинаем вешать перила. Провесили две веревки по снежно-ледовому, с выходами скал, рельефу. Первая веревка обошла несложный жандарм слева, вторая по гребню вывела к более серьезному жандарму.
Траверсируем по узкой скально-осыпной полке, обходя жандарм справа (60 м. перил с небольшим дюльфером (4-5м.) в последней четверти траверса, первый участник - без рюкзака) (фото 32). Выходим на узкую снежную перемычку перед началом подъема на предвершинный гребень вершины Сапожникова. Провесили две веревки перил по наклонным скальным плитам крутизной 35-45грд., вышли на скально-осыпную площадку (есть место под палатку). Отсюда просматривается спуск на седловину пер. Высоцкого (3Б, 3670). Спускаемся по снежно-ледовому склону крутизной до 50 грд., ориентируясь на скальные выходы в средней части склона. На спуск провесили 2,5 веревок перил. Внизу - бергшрунд. Седловина перевала - снежное плато между вершинами Сапожникова и Героическая Корея (фото 33).
Общее время траверса участка хребта от пер. ББС (3520) до пер. Высоцкого (3670) составило 10 ч.
Фото 28. Первая веревка на скальном участке траверса вершин Сухова-Сапожникова.
Фото 29. Выход на ледовый участок траверса вершин Сухова-Сапожникова (4-5 веревки).
Фото 27. Панорама участка Катунского хребта от пер. Большое Берельское седло (3520) до пер. Высоцкого (3670). Вид с седловины пер. Делоне (2Б, 3400).
Фото 30. Участок траверса в районе в. П.Сухова Фото 31. Участок траверса перед в. Сапожникова.
Фото 32. Обход скального жандарма перед в. Сапожникова.
Фото 33. Лагерь на седловине пер. Высоцкого (3Б, 3670).
Пер. Высоцкого (3Б, 3670) соединяет верхнее плато лед. Менсу с лед. Мал. Берельский. Характер перевала снежно-ледовый. Склон со стороны лед. Мал. Берельский представляет собой висячий ледник с крутизной в среднем до 50 грд., местами до 70-90 грд. (фото 34). Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 4х50м., крючья ледовые 24 шт.
Спускаться с пер. Высоцкого мы начинали дважды. Первый раз - на следующий день после траверса П.Сухова-Сапожникова. Вышли довольно поздно, в 10 ч., прошли плато седловины. Ближе к краю встречаются отдельные трещины, поэтому лучше связаться. Спуск начали по центру склона. До льда не докопались, поэтому первые перила закрепили на ледорубах. Крутизна 40-45 грд. Снега вроде бы не много, но из под ног при движении постоянно сходят лавинки. Первый участник маятником ушел в левую часть склона, где просматривался лед. Вторая веревка дошла до площадки над ледовыми сбросами. Здесь мы собрались, посовещались (по центру склона сходят лавинки, на скалах слева и справа - камнепады), наметили дальнейший путь спуска и приняли решение отложить спуск до следующего дня. Поднялись снова на перевал, на свою площадку.
На следующий день проснулись в 3 ч., позавтракали, собрались и с рассветом в 5 ч. начали спуск. Спускаться начали в левой части склона, чуть не доходя верхнего ледового разлома. Две веревки (до 45грд.) - до ледового сброса. Веревка по сбросу (до 90 грд., но есть удобные полки-ступеньки). Далее двигаемся так же придерживаясь левой части склона, местами приближаясь к центру. Характер склона становится практически чисто ледовым, крутизной до 50 грд., на коротких сбросах до 70-90 грд. Станции стараемся делать под их прикрытием, остерегаясь падения отдельных камней, лежащих на ледовом склоне. К окончанию 12-й веревки вышли к последнему, наиболее высокому ледовому сбросу в центре склона. Две неполные веревки провесили по очень крутому (до 90 грд. с нависанием) льду и собрались на узкой полке выше снежно-ледового желоба между сбросом и гигантским сераком, отколовшимся от висячего ледника пер. Высоцкого в нижней части. Желоб, шириной 5-6 м., крутизной до 45 грд., потенциально опасен, является "мусоросборником" всего, что падает со склона пер. Высоцкого, с серака, сюда попадают и камни, падающие со скал справа и перелетающие рантклюфт. На полке обговорили тактику окончания спуска. Первая веревка спустилась в желоб и вышла на противоположный левый край желоба под правый край серака. Здесь рельеф желоба позволяет укрыться при падении отдельных камней в неглубоких, засыпанных снегом трещинах. Вторая веревка шла по желобу от левого края к правому и проходила через засыпанный под желобом бергшрунд. Бергшрунд легкопроходим только в месте выхода из желоба, во всех остальных местах имеет очень существенный разрыв. Под нависающими краями бергшрунда, справа и слева от желоба, места безопасные, можно собраться всей командой. Далее спуск по снежному склону крутизной до 30 грд. Движение с индивидуальной страховкой. Внизу весь склон усыпан камнями от камнепадов. Спускаемся до ровного безопасного места на леднике (фото 1, 35).
На спуск было провешено 16веревок перил. Общее время спуска составило 3 ч. 35 мин.
В верхней части лед. Мал. Берельский довольно пологий. Километра через два начинается заметный перепад высоты и пояс открытых трещин. Участок проходится в связках. На левом повороте ледника, перед слиянием с частью ледника, вытекащего из цирка пер. Крепость - ледопад, который обходится по левобережной морене. Затем движение снова по пологому леднику до истока р. Бел. Берель. Спустившись на старую хорошо проходимую морену, двигаемся вдоль правого берега реки и немного не доходя моренного озера между моренами ледников Мал. и Бол. Берельский останавливаемся на отдых на удобных площадках. Первая, после траверсов, травка и цветочки радуют глаза. Спуск по леднику из-под пер. Высоцкого (3Б, 3670) до лагеря у моренного озера (фото 36) составил 2 ч. 35 мин. чистого времени.
Фото 34. Пер. Высоцкого (3Б, 3670) со стороны лед. Мал. Берельский. Фото 35. Команда после спуска с пер. Высоцкого (3Б, 3670). Фото 36. Пер.Барнаульский (3А, 3900) со стороны моренного озера на слиянии ледников Мал. и Бол. Берельский.
От моренного озера (фото 36) поднялись на левобережную морену лед. Бол. Берельский, пересекли пологий ледник и по старой правобережной морене поднялись под ледник, вытекающий из цирка пер. Барнаульский (3А, 3900). Есть места под палатки. Подход к цирку пер. Барнаульский (3А, 3900) от моренного озера занял 2 ч. чистого времени.
Пер. Барнаульский (3А, 3900) соединяет лед. Бол. Берельский и Восточную ветвь лед. Катунский. Характер перевала: со стороны лед. Бол. Берельский - снежно-ледовый, со стороны лед. Катунский - скально-осыпной. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная 4х50м., крючья ледовые 6 шт., петли расходные 6 шт.
Подход по пологому леднику под бергшрунд перевального взлета составил 1 ч. 10 мин. Ледник легко проходим, но есть отдельные трещины.
Перевальный взлет - снежно-ледовый кулуар протяженностью 250 м. и крутизной до 45 грд., в верхней части до 50-55 грд. Внизу - бергшрунд, проходится по снежному мосту справа по ходу. Движение на подъеме осуществлялось от скал справа постепенно к левой части склона. Снег на склоне позволял двигаться одновременно в связках, перед выходом на седловину повесили 50 м. перил. Седловина - узкая скальная перемычка, тура нет. Время подъема на перевал от бергшрунда - 1 ч. 30 мин.
Подъем на перевал осуществлялся в условиях непогоды и ограниченной видимости. Около часа мы под тентом пережидали снег и чтобы была минимальная видимость под бергшрундом, 1 ч. - на седловине перевала. К 13ч. погода стала улучшаться.
Спуск с перевала вначале по осыпному кулуару. Осыпь средняя, крутизной до 30 грд., движение с индивидуальной страховкой плотной группой во избежании спуска камней на первых участников.
Минут через 20-30 начинается ручей, уходящий в кулуар-каньон слева. Выходим на скальный контрфорс справа от ручья (фото 37). Начинаем вешать веревки с левой стороны контрфорса. Скалы крутизной до 45 грд. со сбросами до 60-90 грд. чередуются с осыпными и травянистым площадками и наклонными полками. Провесили 4 веревки. Далее примерно 150-200 м. проходим свободным лазанием и глиссированием с индивидуальной страховкой по осыпным и травянистым склонам крутизной до 45 грд. со скальными выходами до 60-70 грд.
В нижней части спуска вновь увеличение крутизны и сложности скал. Провесили еще две веревки по скалам до 60-90 грд. и через небольшой рантклюфт вышли на снежник. Глиссируя по снежнику с индивидуальной страховкой (примерно 100 м., до 40 грд.), спускаемся на левобережную морену Восточной ветви Катунского ледника (фото 38). Общее время спуска с седловины составило 5 ч.
С морены выходим на ледник. Ледник пологий, трещин мало, они хорошо просматриваются и обходятся. Перед ледопадом вновь выходим на морену и поднимаемся на старый моренный гребень левого борта ледника. По гребню, местами довольно узкому, идет хорошая тропа, промаркерованная турами. За 50 мин. спускаемся к небольшому озеру в моренном кармане. Гребень сходит на "нет". Тропа в нижней части морены местами теряется среди камней, нужно внимательней следить за турами. За 20 мин. спускаемся к истокам р.Катунь (фото 39).
Фото 37. На спуске с пер. Барнаульский (3А, 3900). Участники команды на верхней площадке контрфорса после прохождения осыпного участка. Фото 38. Пер. Барнаульский (3А, 3900) со стороны Восточной ветви лед. Катунский. Фото 39. Цирк перевалов Барнаульский, Катунский с верховьев р. Катунь.
Вдоль левого берега р. Катунь идет хорошая тропа. Галечные пляжи чередуются со старыми моренными валами. После того как прошли мимо водопада на ручье Рассыпном на правом берегу Катуни, тропа, через некоторое время, становится заболоченной (в кроссовках идти можно), местами теряется в кустарнике. По тропе до переправы на правый берег р. Катунь шли 2 ч. 10 мин. (время чистое). Ориентиром места для переправы может служить группа хвойных деревьев на небольшой горке посреди кустарника недолеко от берега. Р. Катунь делает левый поворот и разливается на несколько проток. Часть проток прошли с индивидуальной страховкой через телескопические палки, наиболее мощную протоку - стенкой.
Тропа на правом берегу Катуни продолжается, идет посреди высокой травы и имеет многочисленные развилки. Поэтому придерживаемся направления на старый моренный вал поросший лесом, разделяющий долины Катуни и Капчала. Переваливаем через него в наиболее низком месте. Тропа становится более торной, но порой теряется в кустарниках, которые растут по берегам ручьев, впадающих в р. Капчал.
Постепенно поворачиваем по долине направо (по ходу). Начинается значительный набор высоты по травянистому склону. В верховьях р. Капчал по камням переправляемся на правый берег реки, пересекаем заболоченный луг. Лагерь ставим на возвышенности, на травке перед мореной. Хорошо просматривается цирк пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) (фото 40). Подход под морену цирка пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) от переправы через р. Катунь составил по времени 3 ч. 05 мин.
Пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) соединяет лед. Капчальский с лед. Кони-Айры. Характер перевала: со стороны лед. Капчальский (фото 40) - скально-осыпной, со стороны лед. Кони-Айры (фото 42) - снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, возможно - связочные веревки.
От лагеря под мореной подходим под правый (по ходу) склон цирка и по осыпи вдоль скал спускаемся в карман между мореной и склоном. Двигаемся в верховья цирка, выбирая оптимальный путь между моренными валами, ориентируясь на контрфорс, делящий цирк на две камеры. По морене поднимаемся между выходами бараньих лбов и выходим на ледник. По леднику поднимаемся в левую (по ходу) камеру цирка, подходим под пер. Капчальский Зап. (2А, 3118). Время подхода под перевал составило 1 ч. 40 мин. (время чистое).
Со стороны лед. Капчальский пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) не имеет явно выраженной седловины. Все явные седловины - это ложные Капчальские Зап. Ориентироваться необходимо на второй контрфорс в левой камере цирка (по ходу справа налево от центрального, делящего цирк на камеры, не считая его). Справа от контрфорса - осыпной кулуар, слева на контрфорс выводит наклонная (до 40 грд.) скально-осыпная полка. Подниматься следует по ней. Движение свободным лазанием. Скалы сильно разрушены, много живых камней. Примерно пройдя две трети подъема полка заканчивается. Поднимаемся по скально-осыпному кулуару (есть оставленные спусковые петли) слева (по ходу) от оси контрфорса. Кулуар выводит на седловину перевала. Время подъема составило 40 мин. Седловина перевала широкая (фото 41), тур - на скалах в центре.
Спуск по снежно-ледовому склону крутизной до 30 грд. в обход трещин. В нижней части спуска, если придерживаться левой стороны цирка, увеличение крутизны до 40 грд., возможно могут понадобиться кошки. Спуск с седловины перевала до пологой части лед. Кони-Айры составил по времени 30 мин. По открытому леднику (фото 42) за 40 мин. спускаемся на площадки на старой правобережной морене под лед. Кони-Айры.
Фото 40. Цирк пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) с верховьев р. Капчал.
Фото 41. На седловине пер. Капчальский Зап. (2А, 3118). На заднем плане в. 20-летия Октября (4167) и Западное плато. Фото 42. Пер. Капчальский Зап. (2А, 3118) со стороны лед. Кони-Айры
От площадок на старой морене под лед. Кони-Айры по хорошей тропе спускаемся в долину р. Кони-Айры. Быстро теряем высоту и за 40 мин. (время чистое) подходим к верхнему водопаду на р. Кони-Айры. Есть хорошие площадки для отдыха. За 20 мин. спускаемся к нижнему водопаду (фото 43). Далее так же по тропе вдоль правого берега р. Кони-Айры за 1 ч. 20 мин. добежали до р. Мюшту-Айры. Тропа местами выходит на крупный и средний курумник, местами пересекает заболоченные участки (в кроссовках идти можно). Р. Мюшту-Айры на месте переправы делится на несколько проток, через которые переправляемся по перекинутым жердям и бревнам. От р. Мюшту-Айры до оз. Кучерлинского - 1 ч. 30 мин. Вдоль озера идет утомительная тропа: то вверх, то вниз, то курумник, то буреломные участки. За 1ч. 30 мин. прошли озеро и поднялись на старый моренный вал, образовавший озеро. Из озера вытекает р. Кучерла. Тропа продолжается вдоль правого берега реки. Тропа хорошая, практически на всем протяжении есть места для стоянок. За 1ч. 35 мин. добежали до р. Текелюшка, за 2 ч. 40 мин. - от р. Текелюшка до скалы-писаницы. Скала находится в 50 м. от тропы, является археологическим памятником. От скалы-писаницы за 1 ч. доходим до р. Черная. Тропа постепенноо расширяется и преобразуется в проселочную дорогу. За 2 ч. 10 мин. подошли к дер. Кучерла и вышли на базу "Высотник" в пос. Тюнгур.
Фото 43. У водопада на р. Кони-Айры.
Таблица 4.
N | Наименование | Количество, шт. |
Вес, кг. |
|
1. | Рюкзак "Манарага" | 1 | 1,8 | |
2. | Коврик | 1 | 0,3 | |
3. | Спальный мешок | 1 | 2,0 | |
4. | Куртка пуховая | 1 | 1,2 | |
5. | Штормовой костюм (анарака, брюки) | 1 комплект | 0,5 | |
6. | Костюм спортивный | 1 комплект | 0,8 | |
7. | Свитер | 1 | 0,7 | |
8. | Рубашка с длинными рукавами | 2 | 0,2 | |
9. | Футболка с короткими рукавами | 1 | 0,1 | |
10. | Шапочка шерстяная | 1 | 0,1 | |
11. | Панама от солнца | 1 | 0,1 | |
12. | Плавки повседневные | 3 | 0,3 | |
13. | Плавки купальные | 1 | 0,1 | |
14. | Шорты | 1 | 0,1 | |
15. | Перчатки а) утепленные
б) х/б |
1
2 |
0,2
0,2 |
|
16. | Накидка от дождя | 1 | 0,3 | |
17. | Ботинки "Koflach" | 1 пара | 2,7 | |
18. | Фонарики для ботинок | 1 пара | 0,2 | |
19. | Кроссовки | 1 пара | 0,7 | |
20. | Носки а) шерстяные тонкие
б) полушерстяные толстые в) х/б тонкие |
3 пары
4 пары 4 пары |
0,9 |
|
21. | Туалетные принадлежности | 1 комплект | 0,2 | |
22. | Посуда, нож | 1 комплект | 0,4 | |
23. | Индивидуальный пакет | 1 комплект | 0,2 | |
24. | Спички в герметичной упаковке | 2 | 0,1 | |
25. | Туалетная бумага | 1 рулон | 0,1 | |
26. | Записная книжка, ручка | 1 комплект | 0,1 | |
27. | Носовой платок | 2 | 0,1 | |
28. | Фляжка | 1 | 0,1 | |
29. | Мешок для заброски | 1 | 0,2 | |
ИТОГО: |
15,0 |
|||
Из них в рюкзаке было примерно: |
11,0 |
Таблица 5.
N | Наименование | Количество, шт. | Вес, г. |
|
1. | Система страховочная | 1 комплект | 1,0 | |
2. | Карабины альпинистские | 6 | 0,6 | |
3. | Пруссик для самостраховки | 1 | 0,2 | |
4. | Рукавицы брезентовые | 1 пара | 0,2 | |
5. | Каска "Petzl Ecrin Roc" | 1 | 0,5 | |
6. | Ледоруб (айсбайль) | 1 | 1,0 | |
7. | Ледовые крючья "УЭХК" | 3 | 0,3 | |
8. | Ледовый крюк расходный | 1 | 0,1 | |
9. | Кошки | 1 пара | 1,0 | |
10. | Спусковое устройство | 1 | 0,1 | |
11. | Палки телескопические "Salewa" | 1 пара | 0,5 | |
12. | Жумар "Альтурс" | 1 | 0,1 | |
13. | Очки солнцезащитные | 1 | 0,2 | |
ИТОГО: |
5,8 |
Таблица 6.
N | Наименование | Количество, шт. |
Вес, кг. |
|
1. | Палатка | 2 | 7,0 | |
2. | Тент | 2 | 3,4 | |
3. | Примус "Турист" | 2 | 1,8 | |
4. | Бензин А-76 в пластиковых бутылках | 10 литров | 7,4 | |
5. | Стеклоткань | 1 | 0,3 | |
6. | Лопата снежная | 1 | 0,6 | |
7. | Сухое горючее | 2 упаковки | 0,2 | |
8. | Котлы (5,5 л., 7,5 л.) | 1 комплект | 2,1 | |
9. | Поварежка | 1 | 0,1 | |
10. | Свечи | 1 | 0,1 | |
11. | Фонарик | 2 | 0,4 | |
12. | Компас | 1 | 0,05 | |
13. | Термометр | 1 | 0,05 | |
14. | Фотоаппарат с пленками | 2 комплекта | 1,5 | |
15. | Документы | 1 комплект | 0,6 | |
16. | Аптека | 1 комплект | 1,6 | |
17. | Ремнабор | 1 комплект | 1,8 | |
ИТОГО: |
29,0 |
Таблица 7.
N | Наименование | Количество, шт. |
Вес, кг. |
|
1. | Веревка основная 50 м. | 4 | 13,4 | |
2. | Веревка расходная | 20 метров | 1,4 | |
3. | Крючья скальные | 17 | 1,1 | |
4. | Молоток скальный | 1 | 0,8 | |
ИТОГО: |
16,7 |
Продукты питания были разделены на две категории: общественные продукты и личные продукты.
Общественные продукты обеспечивали трехразовое горячее питание. В перечень общественных продуктов входил стандартный набор круп, мучных изделий, специй, тушонка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе, компот и т.д. из расчета 260гр. на человека в день. Общий вес общественных продуктов составил 35,5 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах.Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице 8.
Таблица 8.
N | Наименование |
Вес, кг. |
|
1. | Сухари | 1,0 | |
2. | Печенье | 1,0 | |
3. | Колбаса копченая | 1,0 | |
4. | Сало | 0,5 | |
5. | Сахар | 1,0 | |
6. | Конфеты | 1,5 | |
7. | Сыр | 0,5 | |
8. | Сухие напитки | 0,3 | |
ИТОГО: |
6,8 |
Таким образом общий вес продуктов составлял 76,3кг., т.е. 550 гр. сухих продуктов на человека в день.
Таблица 9.
N | Наименование | На 1 чел., кг. |
На 6 чел., кг. |
|
1. | Снаряжение личное общепоходное | 11,0 | 66,0 | |
2. | Снаряжение личное специальное | 5,8 | 34,8 | |
3. | Снаряжение командное общепоходное | 4,8 | 29,0 | |
4. | Снаряжение командное специальное | 2,8 | 16,7 | |
5. | Продукты общественные | 5,9 | 35,5 | |
6. | Продукты личные | 6,8 | 40,8 | |
ИТОГО: | 37,1 |
222,0 |
Таблица 10.
N | Наименование | На 1 чел., руб. |
На 6 чел., руб. |
|
1. | Транспортные расходы | |||
1.1. | г.Новоуральск-г.Екатеринбург | |||
автомашина | 33,3 | 200,0 | ||
1.2. | г.Екатеринбург-г.Новосибирск | |||
поезд N10 "Байкал" Москва-Иркутск | 486,2 | 2917,2 | ||
1.3. | г.Новосибирск-г.Барнаул | |||
поезд N625 | 27,8 | 166,8 | ||
1.4. | г.Барнаул-г.Горно-Алтайск | |||
автобус | 99,0 | 594,0 | ||
багаж | 19,5 | 117,0 | ||
1.5. | г.Горно-Алтайск-п.Тюнгур | |||
автомашина | 400,0 | 2400,0 | ||
1.6. | п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск | |||
автобус | 435,0 | 2610,0 | ||
1.7. | г.Горно-Алтайск-г.Бийск | |||
автобус | 43,0 | 258,0 | ||
багаж | 8,0 | 48,0 | ||
1.8. | г.Бийск-г.Новосибирск | |||
поезд N602 | 65,0 | 390,0 | ||
1.9. | г.Новосибирск-г.Екатеринбург | |||
поезд N91 | 212,2 | 1273,2 | ||
1.10. | г.Екатеринбург-г.Новоуральск | |||
электропоезд | 10,4 | 62,4 | ||
2. | Питание (55 руб. x 30 дн.) | 1650,0 | 9900,0 | |
3. | Проживание | |||
На базе в Горно-Алтайске(30 руб. х 2дн) | 60,0 | 360,0 | ||
ИТОГО: | 3549,4 |
21296,6 |