Маршрутная книжка № 28/05
Руководитель: Талапин Е.В.
Адрес руководителя: 624130
г. Новоуральск Свердловской области
ул. Садовая, 10, кв. 6
Район: Северо-Чуйский хребет Алтая
Маршрут: п. Акташ - р. Маашей - пер. Тамма (2Б, 3200) + в. Тамма (3800) + пер. Маашей (2Б, 3250) - пер. Надежда (2Б, 3300) + в. Эйнштейна (2Б, 3680) - р. Пр. Шавла - пер. Зелинского (2Б, 3380) - пер. Молодых (2А, 3070) - пер. Москвич (1Б, 3075) – р. Шавла - р. Шабага - пер. Орой (н/к, 2229) - п. Чибит
Протяженность маршрута: 124,6 км
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 14 дней
Время проведения мероприятия: с 23 июля по 10 августа 2005 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: четвёртая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
(166-00-56665555)
Маршрутная книжка: № 28/05
№ | Ф. И. О. |
Год рождения |
Обязанности |
Спортивная квалификация |
1. | ТалапинЕвгений Васильевич | 1952 | руководитель | КМС |
2. | БутыринАлександр Борисович | 1961 | завснар | МС |
3. | ПегановМаксим Сергеевич | 1981 | фотограф | КМС |
4. | КузинАнтон Александрович | 1983 | участник | II разряд |
|
|
Восточнее Катунского хребта за долиной р. Аргут расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средняя высота хребта здесь около 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м (Машей-баши – 4173 м, Актру – 4075 м).
Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность – северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлёты выше. Категории трудности перевалов – до 3Б, определяющий характер наиболее серьёзных перевалов – снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах – около 2900 м, на южных – 3100 м и выше.
Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад - восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Чуйский расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка - 2925 м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы. Водораздел местами заболочен.
Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота около 2500 м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение. Лес растёт только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские горные озёра.
Средняя высота Карагемского хребта, являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 м на всём его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла.
Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках р. Шавлы. Далее к востоку хребет представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяжённостью. Наибольшее оледенение – в верховьях рек Актру, Машей, Шавла, а на юго-восточных склонах – в истоках рек Джело и Карагем.
Восточную оконечность хребта замыкает интересная вершина Купол трёх озёр, увенчанная ледником, за ним хребет постепенно вырождается – начинается Курайская степь.
Самые удобные подъезды к району – по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд требуются специальные пропуска).
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов
высокогорных районов СССР /
Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. Стр. 547-550.
4.1. Формирование команды
Команда была сформирована на базе горной секции городского клуба туристов г. Новоуральска. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.
4.2. Построение маршрута
Пройденный маршрут практически полностью (с учётом запасных вариантов) соответствует заявленному. Всё мероприятие можно условно разделить на три части: 1-я часть – акклиматизационная – заход в район – пер. Тамма (2Б, 3200) – в. Тамма (3800) – пер. Маашей (2Б, 3250) 2-я часть – пер. Надежда (2Б, 3300) – в. Эйнштейна (2Б, 3680) и 3-я – заключительная – пер. Зелинского (2Б, 3380) – пер. Молодых (2А, 3070) – пер. Москвич (1Б, 3075) – выход с маршрута.
4.3. График движения в течение дня
График движения в течение дня менялся в зависимости от сложности участка маршрута.
На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4 перехода - до обеда, 4 перехода - после. Переходы делали по 30-40 мин. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.
При прохождении сложных участков как таковых нормированных переходов не было, отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестежки перил и т. п. Обеды на этих участках заменялись перекусами из “карманного” питания по мере личных потребностей участников. Основной объем пищи потреблялся во время ужина.
Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 до 21 ч. местного времени (данные для августа). Поэтому к середине маршрута распорядок дня сложился следующий: подъем дежурного в 5-6 ч., завтрак и т. д., не позднее 19 ч. старались начать установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну.
Дни пути |
Дата | Участок дневного перехода | Протяженность, км |
Способ передвижения |
Характер пути | Погода в течение дня |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
23.07. | Новоуральск – Екатеринбург | электричка | ||||
24.07. | Екатеринбург – Новосибирск | поезд | ||||
25.07. | Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск Горно-Алтайск – п. Акташ – р. Чуя | пешком 1,3 | микроавтобус микроавтобус |
|||
1. | 26.07. | р. Чуя – р. Маашей – оз. Маашей | 18,5 | пешком | грунтовая дорога, тропа | переменная облачность, солнечно |
2. | 27.07. | оз. Маашей – морена лед. Маашей | 9,2 | пешком | тропа, морена | кратковрем. дожди,переменная облачность |
3. | 28.07. | лед. Маашей – подход под пер. Тамма (2Б, 3200) | 6,6 | пешком | ледник | переменная облачность, солнечно |
4. | 29.07. | пер. Тамма (2Б, 3200) | 1,3 | “пешком” | ледник,сн.-ледовые склоны | переменная облачность, солнечно |
5. | 30.07. | в. Тамма (3800) – пер. Маашей (2Б, 3250) –лед. Маашей | 10,6 | “пешком” | сн.-ледовые склоны,ледник | переменная облачность, солнечно, дождь |
6. | 31.08. | подход под пер. Надежда (2Б, 3300) | 5,3 | пешком | морена, ледник | переменная облачность, солнечно, дождь |
7. | 01.08. | пер. Надежда (2Б, 3300) | 1,2 | “пешком” | ледник,сн.-ледовые склоны | солнечно |
8. | 02.08. | в. Эйнштейна (2Б, 3680) | 6,6 | “пешком” | сн.-ледовые склоны, ледник, морена | солнечно |
9. | 03.08. | верховья р. Пр. Шавла – полудневка | 2,6 | пешком | ст. морена, трав. склоны, скалы | переменная облачность |
10. | 04.08. | пер. Зелинского (2Б, 3380) | 5,3 | “пешком” | морена, ледник,сн.-ледовые склоны | переменная облачность,дождь |
11. | 05.08. | пер. Молодых (2А, 3070) –пер. Москвич (1Б, 3075) – р. Лев. Шавла | 9,2 | пешком | осыпь, сн.-ледовые склоны, морена | переменная облачность, солнечно |
12. | 06.08. | р. Шавла – р. Шабага | 14,5 | пешком | ст. морена, тропа | переменная облачность, солнечно, дождь |
13. | 07.08. | вдоль р. Шабага – полудневка из-за непогоды | 8,6 | пешком | тропа | низкая облачность,затяжной дождь |
14. | 08.08. | пер. Орой (н/к, 2229) – п. Чибитп. Чибит – Бийск | 23,8 | пешком микроавтобус | тропа, грунт. дорога | переменная облачность,кратковрем. дожди |
09.08. | Бийск – Новосибирск Новосибирск – Екатеринбург |
автобус поезд | ||||
10.08. | Новосибирск – Екатеринбург Екатеринбург – Новоуральск |
поездмашина | ||||
14 | - | ИТОГО: ходовых дней, включая 2 полудневки | 124,6 км |
№ | Наименование | к.т. | м |
1. | Орой | н/к | 2229 |
2. | |||
3. | Николаева | 1Б | |
4. | Москвич | 1Б | 3075 |
5. | Орбита | 1Б | 3000 |
6. | |||
7. | Зелинского | 2Б | 3380 |
8. | Туманный | 2А | 3100 |
9. | Терешковой | 1Б | 3000 |
10. | Ледовый | 2А-2Б | |
11. | Разведочный | 1Б | 3200 |
12. | Красавица | 3А | 3320 |
13. | Мечта | 2Б | 3300 |
14. | Крутой Западный | 2Б | 3300 |
15. | Сюрприз | 2Б | 3300 |
16. | Весенний | 2А | 3300 |
17. | Абыл-Оюк | 1Б | 3220 |
18. | |||
19. | Первоклассница | 2А-2Б | |
20. | Эйнштейна | 2Б | 3300 |
21. | Верхний Шавлинский | 2А | 3415 |
22. | Нижний Шавлинский | 1Б | 3300 |
23. | 60 лет Октября | 3А | 3700 |
24. | Надежда | 2Б | 3300 |
25. | Тамма | 2Б | 3200 |
26. | Маашей | 2Б | 3250 |
27. | Актру | 2Б | 3600 |
28. | Значкист | 1Б | 3160 |
29. | Контейнер | 1Б | 3240 |
30. | Учитель | 1А | 3100 |
31. | Физкультурник | 2Б-3А | |
32. | Фестивальный | 2Б | 3250 |
33. | Карагем | н/к | 2837 |
34. | Джело | 2Б | 3450 |
35. | Кзылташ | 2А | 3200 |
36. | Актру-Джело | 1А | 3200 |
6.1. Долина р. Чуя – долина Маашей
Высаживаемся из микроавтобуса в 7 км за п. Акташ. За ~20 мин. по грунтовой дороге подходим к р. Чуя (GPS: NIGHT0). Ориентиром служат бетонные основания недостроенной ГЭС.
Фото 3. Панорама вершин Карагем и Маашей со стороны оз. Маашей. |
За 2 ходки по 40 мин. (2 х 40 мин.) по тропе вниз по течению, вдоль р. Чуя, преодолевая скальные прижимы, доходим до моста чуть ниже устья р. Маашей (GPS: MOST MAASH). Переходим мост. Довольно крутой подъём (30 мин.) по серпантинам грунтовой дороги выводит на травянистую террасу с редко встречающимися деревьями. Подъём по долине р. Маашей до самого ледника проходит вдоль левого берега реки. Дорога постепенно переходит в тропу. Пройдя 40 мин. по полю, у ручья встаём на обед. К вечеру (5 х 30 мин.) выходим к оз. Маашей, на верх старого моренного вала (GPS: NIGHT1). Впереди открывается панорама вершин Карагем и Маашей (фото 3).
На следующий день подходим под язык лед. Маашей (GPS: LED MAASH) (50 мин. + 5 х 30 мин.). За 40 мин. поднимаемся по морене (слабовыраженная тропа, промаркированная турами) и, выйдя наверх, спускаемся к небольшому озеру в моренном кармане (GPS: NIGHT2-5).
Фото 4. Верховья лед. Маашей |
От озера в моренном кармане (GPS: NIGHT2-5) вновь поднимаемся на верх моренного вала, пересекаем морену, выходим на ледник и идем в направлении пер. Тамма (фото 4) (2 х 30 мин. + 3 х 40 мин.). Ледник открытый. Поднимаемся, ориентируясь на нунатак под пер. Тамма. В верхней части ледник закрытый.
Фото 5. Панорама пер. Маашей (2Б, 3250), в. Тамма (3800), пер. Тамма (2Б, 3200) со стороны лед. Маашей. |
Подходим под склон пер. Тамма. Первые 100 м подъема идем пешком до ледового взлета. Его проходим слева по ходу (перила 1 х 50 м).
Фото 6. На седловине пер. Тамма (2Б, 3200). |
Подходим под второй ледовый взлет. Проходим слева по ходу (перила 3 х 50 м, ~40о). Выходим под верхние ледовые разломы. Крутизна склона падает до 30о. В связках с одновременной страховкой поднимаемся, выбирая оптимальный путь. Попеременная страховка через ледоруб при прохождении трещин.
Фото 7. У тура пер. Тамма (2Б, 3200). |
Фото 8. На вершинном гребне в. Тамма (3800). |
Фото 9. После спуска с пер. Маашей (2Б, 3250). |
6.3. Пер. Надежда (2Б, 3300) – в. Эйнштейна (2Б, 3680)
Фото 10. Пер. Надежда (2Б, 3300) и в. Эйнштейна (2Б, 3680). |
От озера поднимаемся в зап. цирк лед. Маашей. Переходим речку, двигаемся вдоль морены справа по ходу (30 мин.). Выходим на морену, ориентируясь по турам. Туры уводят к пер. Н. Шавлинский (1Б, 3300), поэтому, сделав 2 х 30 мин., сворачиваем влево и спускаемся с морены на ледник. Через 30 мин. доходим до площадок на срединной морене под пер. Надежда (фото 10). Ночевка (GPS: NIGHT6).
Фото 11. Лагерь на седловине пер. Надежда (2Б, 3300). |
Дальше по снегу с одновременной страховкой (~100 м) выходим на перевальный гребень возле жандарма. Общее время подъёма составило 6 ч. Проходим по гребню ~100 м к наиболее низкой точке, где находится тур, вода и площадка под палатку (GPS: NIGHT7) (фото 11).
Фото 12. Выход на плато под в. Эйнштейна (3680). |
Налегке поднимаемся на в. Эйнштейна (3680) (GPS: EINSTEIN) (фото 13), навесив 70 м перил в верхней части подъёма (3,5 ч. от перевала).
Фото 13. На в. Эйнштейна (2Б, 3680) (Е. Талапин, А. Кузин, М. Пеганов). |
Идем сначала по леднику, затем по труднопроходимой морене (фото 15) до небольшого озерка (8 ч. от в. Эйнштейна). Ночевка (GPS: NIGHT8).
На следующий день за 2,5 ч. доходим до небольшого озера под в. Красавица (3700) (фото 16). Полудневка (GPS: NIGHT9) (фото 1, 2).
|
|
||
Фото 16. Панорама вершин Сказка (3500) и Красавица (3700) с верховьев р. Пр. Шавла. |
Фото 17. Ледопад под пер. Зелинского (2Б, 3380). |
От небольшого озера под в. Красавица (3700) (фото 1, 2) подходим под ледник, стекающий из-под перевалов Красавица (3А, 3320) и Зелинского (2Б, 3380). Поднимаемся по левобережной морене, обойдя крутой язык ледника, затем выходим на ледник и поднимаемся по нему до правого (по ходу), западного ледопада (фото 17). По ледопаду поднимаемся слева (по ходу), с одновременной страховкой. Путь подъёма не сложный, крутизна до 40о, сильных разломов нет, трещины проходятся по мостам.
Фото 18. Верхняя часть ледопада под пер. Зелинского (2Б, 3380). |
Идём в связках в направлении 3-х характерных наиболее низких седловин в правом (по ходу) углу цирка (2 х 30 мин.) (фото 19). Поднимаемся на левую (по ходу) седловину.
Фото 19. Верхнее поле ледника в цирке пер. Зелинского (2Б, 3380). Подход к седловине перевала. |
Спуск с перевала 40 мин. по осыпному склону с выходами скал. В нижней части склона траверсируем вправо 100 м, через небольшой снежник, под пер. Молодых (2А, 3070).
Фото 20. Подъём на пер. Молодых (2А, 3070). |
Фото 21. На седловине пер. Молодых (2А, 3070). |
Седловина пер. Молодых (GPS: MOLODYH) (фото 21) со стороны пер. Зелинского (2Б, 3380) представляет собой довольно узкую щель между скалами, со стороны пер. Москвич (1Б, 3075) седловина широкая, снежная.
Спуск по льду (перила 2 х 50 м, 30-40о), затем по снегу выходим на ледник (фото 22).
Фото 22. Пер. Молодых (2А, 3070). Вид с седловины пер. Москвич (1Б, 3075). |
По открытому леднику, обходя трещины, спускаемся под пер. Москвич (1Б, 3075) (фото 23).
Фото 23. Пер. Москвич (1Б, 3075). Вид с седловины пер. Молодых (2А, 3070). |
Подъем на пер. Москвич по осыпному кулуару (осыпь крупная, устойчивая) (фото 24) занимает 45 мин. Поднимаемся, придерживаясь правой (по ходу) стороны кулуара. Седловина - скально-осыпная (GPS: MOSKVICH), незначительно возвышается над лед. Гляциологов. По осыпи без труда спускаемся на ледник.
Спуск в долину р. Лев. Шавла (фото 25).
|
|
6.7. Долины рек Шавла и Шабага – пер. Орой (н/к, 2229) – п. Чибит
Спускаемся к слиянию рек Лев. и Пр. Шавла (2 х 30 мин.). Переправу на правый берег р. Пр. Шавла осуществляем вброд, “стенкой” чуть выше устья р. Лев. Шавла. Дальше по тропе вдоль р. Шавла до слияния с р. Шабага (4 х 35 мин.), затем подъём вдоль р. Шабага до выхода на плато Ештыкол (6 х 30 мин.).
Фото 26. На пер. Орой (н/к, 2229). |
6.8. Точки, определённые на маршруте с помощью GPS-навигатора Garmin GPSMAP 60CS (формат WGS 84)
Имя точки | Координаты | Высота (м) |
NIGHT0 | N50 15.221 E87 39.587 | 1459 |
MOST MAASH | N50 13.887 E87 37.191 | 1438 |
NIGHT1 | N50 09.382 E87 34.010 | 2005 |
LED MAASH | N50 06.250 E87 35.710 | 2218 |
NIGHT2-5 | N50 05.852 E87 35.516 | 2385 |
NIGHT3 | N50 04.506 E87 39.549 | 3075 |
PER TAMMA | N50 03.942 E87 39.997 | 3433 |
NIGHT4 | N50 03.719 E87 40.363 | 3466 |
V TAMMA | N50 04.044 E87 40.702 | 3750 |
TUR MAASH | N50 04.388 E87 41.143 | 3680 |
NIGHT6 | N50 04.732 E87 32.962 | 2864 |
NIGHT7 | N50 04.287 E87 32.408 | 3398 |
EINSTEIN | N50 04.317 E87 31.908 | 3604 |
NIGHT8 | N50 04.799 E87 28.497 | 2515 |
NIGHT9 | N50 03.891 E87 27.017 | 2311 |
ZELINSKOGO | N50 02.728 E87 25.180 | 3323 |
MOLODYH | N50 02.594 E87 24.715 | 3284 |
MOSKVICH | N50 03.321 E87 24.162 | 3155 |
TUR OROY | N50 14.551 E87 28.193 | 2233 |
OLD MOST | N50 17.123 E87 31.413 | 1309 |