дер.Крапивно - оз.Щучье - оз.Лебяжье - р.Хандера - оз.Писсенское - ст.Зеленец
7-8 марта 2005 г.
от СПб на эл-ке до Будогощи (отправление 8-40 с Московского вокзала). При желании можно уехать более ранней эл-кой 6-40. Путь до Будогощи занимает 3 часа. При подъезде можно позвонить по тел.+7 813 6873307 и заказать такси до дер.Крапивно, а вернее до пункта в 5 км за деревней по дороге на Тихвин. Такси будет стоить 230-270 рублей. Можно просто попытаться найти машину возле станции и договориться частным образом. Ехать до Крапивно около получаса. После деревни примерно через 5 км после заросшего болота слева и участка, где к дороге подходит ЛЭП (тоже слева), дорогу пересекает граница Киришского и Тихвинского районов, о чем свидетельствует щит на обочине. В 100 метрах за щитом и надо вылезать, здесь слева есть стоянка для машин, со скамеечками, от нее начинается буранная дорога на болото.
Крупный болотный массив Зеленецкие мхи вытянут с юга на север почти на 40 км. В северной части, севернее реки Хандера, болота в основном открытые ("чисть"), а южнее Хандеры безлесных участков немного (в основном только в районе озера Лебяжье). Преобладает невысокий подлесок из сосны, с разнообразной густотой и проходимостью. Болота посещаются осенью с целью сбора клюквы, но только по периферийной полосе. В центр болот можно проникнуть только зимой. Зимой сюда наведываются охотники и рыбаки на снегоходах. На озере Лебяжьм стоит маленький вагончик, притащенный трактором.
Маршрут по болотам логично разбивается на две части с промежуточным ночлегом в единственном нормальном лесу на реке Хандера. Это место, где лесной перешеек между болотами наиболее узкий, местные называют "Крест". По берегам реки еловый лес. При желании можно ночевать в любых других местах на маршруте в редколесье, кроме абсолютно безлесных участков северо-западнее оз.Щало. Но и там можно найти дрова и более-менее укрытое от ветра место в радиусе 1-2 км.
Ориентирование на маршруте по компасу или GPS. Карты не очень точно отражают конфигурацию лесных и открытых участков, а это единственные ориентиры. Общее направление движения - почти строго на север. В конце пути становятся слышны поезда на ж/д СПб-Тихвин, пересекающей край болота по насыпи.
Желающие могут скачать трек группы С.Гаврилова (после распаковки формат .plt), пересекшей болота примерно на 10 дней раньше нас. (скачать архив 8 Кб)
Путешествие лучше совершать за два дня в конце зимы, при более длинном световом дне и насте на открытых участках болот.
В конце маршрута, на ст.Зеленец, расположен одноименный действующий монастырь. Его можно посетить, это примерно 10 минут хода от платформы (строения монастыря видны в деревне отовсюду). В настоящее время монастырь постепенно восстанавливается.
Отъезд с маршрута - со станции Зеленец. Вокзала здесь нет, магазина тоже. Эл-ки сообщением Тихвин-Волховстрой проходят в 15-15 и в 19-08. Они состыкованы в Воховстрое с эл-ками на СПб. Так, если сесть в 19-08 в Зеленце, то примерно в 19-55 будет Волхвстрой, где не мешкая надо перейти на эл-ку отправлением 20-00 на Питер. Соответственно, примерно в 22-40 этот поезд прибывает в Петербург.
фотографии | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||