1.1. Паспорт маршрута
№ |
Наименование |
Определение |
1. |
Время проведения похода |
29. 04. 98-10.05.98 |
2. |
Количество дней |
Подъезд – 1 На маршруте – 8 Отъезд - 1 |
3. |
Протяженность маршрута |
Общая 167,5 км В том числе: - водной части 132,5 км - пешей части 35 км |
4. |
Уровень воды |
Половодье (+ 1,3 м) |
5. |
Препятствия определяющие техническую сложность маршрута |
Река Тутока: - шиверы и перекаты у ур. Амбарные Нивы I к.с. - шиверы в 5,6 км ниже правого ИльмасаII к.с. - Опоко-Никульский каскад порогов II-III к.с. отдельные части каскада IV к.с. для байдарок.
Река Явосьма: - порог на выходе из д. НикульскоеII к.с. - ниже 1,5-2 км д. Ушаково каскад порогов I-II к.с. - недоходя до д. Довыдовщина цепь порогов II к.с.
Река Паша: - после д. Заборовье порог II к.с. - недоходя до д. Усть-Капшашиверы и перекаты I к.с. - в 4 км от д. Усть-Капша порог I к.с. На всем протяжении маршрута сильный навал реки на затопленный лес |
6. |
Средства сплава |
Катамаран 2-ка – 2 шт. Байдарка «Таймень-2» – 2 шт. Каяк каркасно-надувной – 2 шт. |
7. |
Природа: - флора
- фауна |
Смешанный лес с преобладанием осины, березы, ели.
Кабан, заяц, косуля, волк, лось, медведь, бобер, разнообразие уток. Окунь, щука, судак, плотва. |
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
29.04.98 |
0,5 |
Г. Москва – ст. Волховстрой 1 |
664 |
поезд |
30.04.98 |
1 |
Ст. Волховстрой 1 – ст. Ефимовская Ст. Ефимовская – поворот на д. Печная Нива Поворот – погост Пятница |
153 45 7 |
Поезд Автобус пешком |
31.04.98 |
1 |
Стапель, полудневка |
- |
- |
01.05.98 |
1 |
Погост Пятница – впадение безымянного ручья слева |
5,8 |
Сплав |
02.05.98 |
1 |
Впадение ручья – ур. Исаковское |
18,2 |
Сплав |
03.05.98 |
1 |
Ур. Исаковское – Опоко-Нестеровский каскад Разведка р. Ильмас |
25 10 |
Сплав Пешком |
04.05.98 |
1 |
Дневка, разведка р. Ретеша |
18 |
пешком |
05.05.98 |
1 |
Опоко-Нестеровский каскад – д. Максово |
15 |
сплав |
06.05.98 |
1 |
Д. Максово - правый берег р. Паша |
29 |
Сплав |
07.05.98 |
1 |
Р. Паша – д. Каливец |
39,5 |
Сплав |
08.05.98 |
1 |
Д. Каливец – г. Тихвин Г. Тихвин – ст. Волховстрой Ст. Волховстрой – г. Москва |
28 76 664 |
Автобус Поезд Поезд |
Итого активными способами передвижения |
167,5 км |
№ |
Фамилия Имя Отчество |
Год рождения |
Подготовка, опыт |
Обязанности в группе |
1. |
Офицеров С.А. |
1961 |
Ока-ИяV; ТериберкаIII рук. |
руководитель |
2. |
Офицерова С.А. |
1974 |
Катунь V |
Медсестра |
3. |
Дьячков Д.М. |
1975 |
Териберка |
Фотограф |
4. |
Шульга Д.В. |
1979 |
Териберка |
Завхоз |
5. |
Савва К.А. |
1976 |
Нара I |
Фотограф |
6. |
Прусов С.И. |
1960 |
УруштенIII |
Штурман |
7. |
Муквич В.В. |
1972 |
Нара I |
Ремонтник |
8. |
Ушаков С.Н. |
1976 |
Нара I |
Ремонтник |
9. |
Федцов В.В. |
1973 |
Териберка |
Ремонтник |
Путешествие проводилось силами клуба туристов «Фортис» Московского Государственного технического университета «МАМИ».
Средства сплава: - катамаран 2-ка (1,2 м.куб) – 2 шт.
- байдарка «Таймень 2» - 2 шт.
- каяк каркасно-надувной - 2 шт.
Цель путешествия:
1. Повышение спортивно-туристской квалификации.
2. Составление отчета для МГЦКТ.
1.3. Распределение по средствам сплава.
№ |
Фамилия Имя Отчество |
Средства сплава |
Должность |
1. |
Офицеров С.А. Ушаков С.Н. |
Катамаран 2-ка (1) |
Капитан Матрос |
2. |
Дьячков Д.М. Савва К.А. |
Катамаран 2-ка (2) |
Капитан Матрос |
3. |
Муквич В.В. Шульга Д.В. |
Байдарка «Таймень 2» (1) |
Капитан Матрос |
4. |
Федцов В.В. |
Байдарка «Таймень 2» (2) |
Капитан |
5. |
Прусов С.И. |
Каяк каркасно-надувной |
|
6. |
Офицерова С.А. |
Каяк каркасно-надувной |
1.4. Общая характеристика района путешествия.
Район Вепсовской возвышенности незаслуженно забыт и мало посещаем туристами. Это самая незаселенная часть Ленинградской области. Маршрут пролегает через нетронутые просторы лесных угодий. Редкие малозаселенные деревни не оказывают «давления» на окружающий мир. По берегам рек в изобилии видна деятельность бобров – срезанные стволы осины. Из леса на водопой выходят кабаны, косули, волки. Появляется и хозяин лесов - медведь. Изобилие птиц, в том числе я водоплавающих. В реках и озерах водятся окунь, плотва, щука, судак. Весной из Ладоги в верховья рек на нерест поднимается красная рыба.
На всем протяжении маршрута смешанный лес: с преобладанием осины, березы, ели.
Погода в данное время года обычно балует. Солнечные дни, лишь изредка проходят непродолжительные дожди.
Пройденный нами маршрут можно квалифицировать II категорией сложности с элементами III - IV категории сложности для байдарок и каяков. Имеет удобные варианты подъезда и выезда.
Общая характеристика водной части
Водные маршруты Ленинградской области малопосещаемы туристами водниками, особенно это относится к рекам, ниспадающим с Вепсовской возвышенности. Несмотря на то, что местность, где протекают реки, имеет небольшую высоту относительно уровня моря (около 200 м), они имеют характер горных рек. Сплав по ним возможен с мая по ноябрь, но особенно интересен в период половодья (с 20 апреля по 10 мая). Реки проходят преимущественно в глинистых грунтах., местами преодолевая каменистые гряды, где образуют перекаты и пороги. Длина маршрутов колеблется от 140 до 210 километров.
Поход был разработан с целью восстановления забытых маршрутов в данном регионе.
Общая протяженность сплава до д.Каливец составляет 132,5 километров. Из них по: р.Тутока - 43 км
р.Явосьма- 57 км р. Паша - 26,5 км
Попутно была произведена разведка притоков реки Тутока на предмет возможного сплава по ним.
Река Тутока вытекает из озера Тутока и, слившись с р. Ретешей, дает начало левому притоку Паши — Явосьме, впадает в Пашу. Через 18 км в р.Паша впадает правый крупный приток р.Капша. Р.Тутока у погоста Пятница представляет собой лесную речку шириной 3-4 метра, глубиной около 1 метра. Первые 6; километров пути часто преграждаются завалами. Необходимо иметь под рукой топор и пилу. Река сильно петляет, течение быстрое» Ориентиров впадения левого притока - реки Глубокой нет (примерно 20 км от погоста Пятница). Через 4 км - нежилая деревня Исаковская. На 27 км , справа, впадает самый крупный приток Ильмас после чего ширина рки увеличивается до 17 м а глубина до 1,5 м. Встречаются короткие, проходимые перекаты 1 к. с. На 36 км, на левом берегу, бывшая деревня Нестерове. в районе деревни перекат. Начиная с 42-го км до д.Никульское цепь мошьныхшивер и порогов 2-4 к.с. для байдарок. Русло - плиточник-известняк. Мест для аварийной высадки почти нет. Участок опасный. Между порогами две безлюдные деревни. На левом берегу Опока, а напротив на правом Манково. Через один километр русло раздваивается. Левое - более узкое и глубокое, с сильным течением. На выходе опасный порог. Правое более широкое и мелкое изобилует завалами. На 48 км д.Никульское. Отсюда начинается ряд населенных пунктов. Сразу же ниже деревни Тутока сливается с р.Ретешей и получает новое название Явосьма. Река расширяется до 20 м, течение сильное, начинается цепь сильных пере™ рекатов и шивер 2 к. с. проходимых по глёш-ной струе. На 49 км слева впадает река Сарнги В районе д.Тришкино, 58 км, ряд мощных шивер 2-3 к. с. для байдарок. дальше река спокойнее, но не надолго. Начиная с 74 км по 79 км очередная серия сложных шивер 2 к.с. На 82 км большая д.Абрамово. С 87 км, полтора километра не доходя до д.Ключниково, сложный порожистый участок 2-3 к.с. С 95 по 103 км (до д.Довыдовщины) участок наиболее мощных шивер и порогов. На 104 километре - демонтированная ГЭС. Ниже Довыдовщины, у д.Новинка, Явосьма впадает в Пашу. После д.Заборовье на 110 км порог 2 к. с. За 4 км перед впадением в р.Пашар.Капши серия несложных шивер и перекатов, которые местные жители называют порогами. Около пос.. Усть-Капша расположенного с: правого берега реку пересекает шоссе Тихвин-Лодейное Поле. Сразу после него с права впадает самый крупный приток Паши река Капша. В 4 км от моста на р.Паша находится несложный порог 1 к.с. Около д.Каливец удобно закончить маршрут. От реки до шоссе 300 -400 метров и автобусом или попутным транспортом доехать до Тихвина или Лодейного Поля.
1.5. Подходы и сходы с маршрута .
1.6.1. Подъезд
В пути от г. Москва до ст. Волховстрой 10 часов для фирменного поезда N 18 сообщением Москва - Петрозаводск Прибытие на ст. Волховстрой 1 в 4.25. Отсюда же с платформы N 3 отходит поезд сообщением Волховстрой 1 - Бабаеве. Прибытие на ст. Ефимовская в . часов. В поселке можно договориться с автобусом ддо поворота на бывшую д. Печная Нива или лутше с автомобилем типа ГЛЗ 66 до лесной делянки расположенной в 10О метрах после развилки лесной дороги на бывшую д. Печная Нива и погостом Пятница (ехать на право) . От начала лесной делянки по малозаметной дороге уходящей под углом 90 градусов направо до реки Тутока 1,5-2 км.
1.6.2. Отъезд
При окончании маршрута у д. Усть-Капша необходимо дойти до автомобильного моста шоссе Тихвин ~ Ладейное Поле. Возможно встать на расстапелевку сразу после моста на правом берегу у дороги на впадении правого притока Паши реки Капша, нолучше пройти 50 м ниже слияния и встать на левом берегу. Хотя от него до остановки автобуса 1,5-2 км, но это компенсируется отсутствием пристального внимания жителей деревни. Для подхода к остановки автобуса необходимо выйти на шоссе, повернуть налево, пройти мост через р. Паша и идти в направлении центра деревни.
при окончании маршрута у д.Каливец необходимо дойти по Р.Паша до левого притока в 8 км ниже моста и сразу после него встать на расстапелевку. Отсюда до остановки автобуса примерно 300-400 метров.
За час с небольшим автобус довозит до г. Тихвин. В 14.25 от вокзала отходит поезд Пикалево - Волховстрой 1. На Москву от ст. Волхове трои 1 вечером отправляются два поезда: Мурманск - Москва прибытием в Волховстрой в 22. О1 Петрозаводск - Москва в 22.35
Стоит отметить что билеты "охотнее" продают на Петрозаводский.
.6.2 Аварийный сход с маршрута. Река Тутока:
- мост узкоколейки с последующем выходом на д. Алешины Нивы
- от нежилой д. Опока и д. Никульское автобусное сообщение с пос. Шугозеро и далее до г. Тихвин
Река Явосьма :
- практически из любой деревни от Микульской до д. Чуганово с выездом до пас.Шугозеро и дальше до г.Тихвин
Река Паша 2
- аварийный сход с реки возможен на участке д. Новинка ~ д. Щекотовичи.
-
2. Техническое описание и график прохождения маршрута.
2.1. День первый - отъезд (29.04.98)
Весна. Теплый ветерок донес до Москвы запах странствий и приключений. То здесь, то там встречаешь группы отправляющиеся за туристским счастьем. Вот и наша группа собралась на север. На вокзале мы назначили встречу в 17.20 за час до отхода поезда, В последний момент отказались Балееков и Нечаева К-2. Поэтому мы решили произвести замену одной байдарки на катамаран для обеспечения большей безопасности молодого экипажа. Ведь там куда мы едем обещают большой паводок. В 18.20 по расписанию отходит поезд N18 Москва - Петрозаводск.
2.2. День второй — подъезд, стапель (30.04.98)
Сколько хожу в походы, такое встретилось впервые. Наш поезд прибыл на станцию Волховстрой 1 раньше времени обозначенного в расписании. Вместо 4.25 в 4.12. Через час с небольшим, в 5.35, от платформы N 3 отходит поезд на Бабаево. До платформы нужно пройти вдоль состава к головному вагону и напротив 3 этажного здания красного кирпича слева взять левее. Билеты продаются внутри состава, либо их можно купить на вокзале. Однако если на вокзале брать билеты до ст.Ефимовская это будет стоить 22 рубля, а в поезде при покупке билетов до ст.Тихвин 9 рублей и от ст.Тихвин до ст.Ефимовская 9 рублей. В поезде несколько плацкартных вагонов, один прицепной купейный вагон N17 от поезда N18 Москва-Петрозаводск и один сидячий (как в электричке) в который мы и погрузились, рассудив, что с нашим багажом нам здесь будет комфортнее. Пассажиров в нашем вагоне набралось не много, видимо остальные предпочли спать в плацкартных. По расписанию в 9.30 мы прибыли на ст.Ефимовская, где уже ждал наш товарищ, прибывший сюда заранее.
Во время обследования поселка на предмет попутного автотранспорта зашли в местный продуктовый магазин. Есть все, что необходимо для похода и встречи праздников. Договорились с водителем автобуса (за 10 рублей с носа) который довез нас за 1 час до поворота на бывшую деревню Печная Нива. Ориентиром поворота может служить съезд с дороги направо на оз.Лидское в 400 метрах ранее и пересечении ручья протекающем по трубам под дорогой.
Отсюда начинается наш пеший семикилометровый переход. Небольшой перекус и в путь. Лесная дорога в отличии от сведений в Интернете оказалась проходимой для автомобилей типа ГАЗ 66. Идти по ней приемлемо. Через 70 метров после начала дороги справа открывается вид на старую делянку. Дорога пересекает ее и скрывается в лесу. В нескольких местах дорогу пересекают неглубокие? ручьи с шумом уносящие талую воду в р.Тутоку. Ярко светит солнце. Тепло. Щебечут птицы. Весенний ветерок доносит до нас запахи пробуждающейся природы.
К 12.20 дошли до ручья (по Интернету), представляющего неглубокую речку. Движение застопорилось. Пришлось прокладывать параллельно дороге мостки, проходить самим и проносить вещи. Вслед за речкой в 10-30 метрах подъема с правой стороны открывается вид на лесную делянку, в конце которой находится развилка дороги. Влево дорога уходит на бывшую деревню Печная Нива. Дорога к погосту Пятница уходит вправо. Через 70—100 метров она приводит на очередную делянку. На срезе делянки, в начале, нужно повернуть направо и идти как бы пересекая ее по диагонали налево. Дорога едва заметна, теряется в вырубке. Но на срезах леса видна явно. После пересечения вырубки идти по ней 50-70 метров, далее нужно взять немного левее и пройти небольшой ручей. В нашем случае небольшую речку из снеговой каши вперемешку с талой водой. На счастье на делянке мы встретили группу из 8 человек из Санкт-Петербурга. Совместными усилиями где по поваленным деревьям, а где и в брод преодолели и это препятствие. Небольшой подъем и оказываемся на большой солнечной поляне. Питерцы встали на срезе поляны ближе к реке, а мы подобрали место не доходя до остатков заброшенной узкоколейной дороги.
18.З0 теплый вечер. Поставили лагерь. Начали собирать сплав-средства.
2.3. День третий - продолжение стапеля, полудневка
(01.05.38)
Из-за пешки осложненной высоким половодьем график прохождения приходится несколько корректировать. Продолжение стапеля. Выясняем подходы к реке. Вместо узкой речки обнаружили водное поле протекающее сквозь деревья. Жарит солнце. Вода в реке прибывает на глазах.
Справа от нашего лагеря сосновый лес. Это погост Пятница. В основном это старое захоронение. На территории погоста остатки развалившейся церквушки. По всей видимости узкоколейка шла именно сюда. Некоторые могилы либо кем-то поддерживаются, либо здесь продолжают хоронить.
Группа из Питера ушла в 11.00. Подошедшая вчера вечером группа из Москвы ушла в 16.00. Мы же останемся здесь до утра.
2.4. День четвертый - начало сплава (02.05.98)
Подъем в 7.00. Завтрак, суматошные сборы. От поляны до реки метров 50 по снежным буграм. Шаг в сторону и ты по колено в жиже. В первый день у экипажей встает трудноразрешимый вопрос "Куда распихать эту гору вещей на берегу ?". Наконец места найдены и в 10.00 мы на воде. В начале сплава в нашем случае река Тутока представляет собой водное "поле" текущее через лес. Четкого русла нет. Как тут не вспомнить деда Мазая и зайцев. Только мы и деды и зайцы одновременно. Нередки завалы. Часто встречаются деревья поперек "русла", преграждающие путь. Приходится углубляться в затопленный лес. На 3,5 км такого сплава мы затратили 4 часа. Встали на обед по правому берегу на сухом пяточке. До этого мешали болотистые берега и затопленный лес. Отход через 40 минут. Русло уже четко читается. Оно расширилось до 6-10 метров, стали попадаться ледяные поля, затормозившие свое движение о поваленные деревья. Это результат деятельности бобров. Групп, ушедших до нас, не видно. Можно только догадываться какие усилия прилагает экипаж катамарана 4-ки питерцев в этом древесном аду. Здесь и 2-ке развернуться сложно. Светит солнце. Дует слабый западный ветер. Из-за отсутствия четких ориентиров свое местонахождение определяем примерно, исходя из скорости передвижения и времени. Часам к 16 вышли к заломам верхового льда. Льдины толщиной 20-30 см лежат в русле, преграждая всякое движение, байдарки и каяки идут по лесу залитым паводком вдоль русла. Катамараны с особой осторожностью перетаскиваем зигзагами от одного разводья к другому по льду, иного пути нет. Группа изрядно выметалась. Встали на ночевку перед небольшим плесом в 800 м с левого берега, не доходя до впадения безымянного ручья слева. Догнали группу москвичей стоящей на впадении ручья. Ужин. Горячая пища подняла настроение и настроила группу на новые свершения. В итоге за первый день мы прошли только 5,8 км по карте.
2.5. День пятый - продолжение сплава (03.05.98)
Подъем в 7.00, завтрак. Выход в 9.00. Борьба предыдущего дня не прошла бесследно, ледовый плен кончился. Впереди чистое русло, лишь изредка в нем плывут льдины оторвавшиеся от ледяных полей. Дошли до лагеря московской группы, в нем тишина. Идет дождь. Все сидят по палаткам. После небольшого плеса больше похожего на проточное озеро русло реки сужается и вода зажатая с обоих сторон высокими берегами стремительно несется петляя и извиваясь. Ширина реки в этих местах не превышает 5-8 метров. Много мест для стоянок. После быстротоков встречаются завалы, но они или обходятся или проходятся с хода. Лес пообоим берегам смешанный, в основном осина и ель. Через час из облаков выглянуло солнце. Потеплело. Только иногда нас поливает короткий дождик. Кажется здесь вот-вот увидим оживших персонажей картины Шишкина "Мишки в лесу".
На обед встали в 13.00 не доходя 2 км до железнодорожного моста узкоколейки. Ориентироваться в этих местах уже можно довольно четко. На солнечном берегу нашли несколько первоцветов. Набухли почки. Поют птицы. Природа пробуждается от зимней спячки.
Отход в 14.00. Через 20-30 минут после крутого левого поворота мост узкоколейки. Проход в левую струю. Это единственно возможный путь. Под ним быстротока. Дальнейшим группам необходимо быть внимательными, мост из-за поворота не виден. Проход не вызывает осложнений, однако в 1987 году здесь сломали катамаран 4~ку. Вероятнее всего расклинило между "быками". Это реальное место для аварийного схода с маршрута. Выход на д.Алешины Нивы. Ширина реки в этих местах 10-15 метров. Живописнейшие берега сопровождают нас на всем протяжении Тутока. Река в течении так же жива, однако сильно петляет. Ориентиров впадения реки Глубокой нет. Еле заметная канава с еле заметным течением. К шести часам борьбы с поворотами решено встать на ночевку на правом пологом берегу напротив нежилого урочища Исаковское. С северо-запада надвигается гроза. Необходим ремонт одного из катамаранов, внутренний баллон которого стал нещадно травить. Места здесь дикие. Недавно сюда полакомиться муравьями приходил медведь. Поставили лагерь. Ужин. Начался ремонт К-2.
2.6. День шестой - полудневка, сплав (04.05.98)
Подъем в 8.30. Полудневка. Ремонт К-2 продолжается. С погодой нам пока везет. С утра переменная облачность, обычно без дождя. Часам к 10 сквозь облачность и испарения от земли проглядывает солнце. Часам к 14.00 начинают идти серийные дожди (дождь-солнце, дождь-солнце) , которые к 18-19 часам прекращаются и природа дарит нам незабываемый по красоте закат.
Ремонт К-2 закончили к 12.00. Решили здесь же сделать обеденный перекус. Отход в 12.40. Вдоль левого берега тянуться остатки ур. Исаковская. Река Тутокавзтом месте имеет ширину 10-15 метров и живо течет в берегах, обрамленных смешанным лесом. На выходе из ур.Исаковская нас догнала группа москвичей. Они встали с правого берега на перекус, мы же отправились на левый берег осматривать деревянные дома, часть из которых построена по всей видимости в прошлом веке. На 27 км (3 км от деревни) справа впадает крупный приток Ильмас. У нас: перед этой встречей прошел очередной дождь, испарения достигли своего апогея, видимости никакой и вошедши в сужающееся на глазах русло изумились тому, что вода течет в обратную сторону. Подувший ветерок поставил все на свои места.
Отправились на разведку притока. Его ширина в 30 метрах от р.Тутока составляет 6-7 метров. Так как Ильмас впадает навстречу течения Тутоки, его как бы подпруживает в устье. Пройти можно как с правого, так и с левого берега. Очень извилистое русло с множеством завалов и растущими прямо из воды кустами вызывают большое сомнение о якобы прохождении этого притока на байдарках. В 5 км от р.Тутока с правого берега р.Ильмас подходит заброшенная линия узкоколейки. Возвращаемся. Отход в 15.40. После притока ширина р.Тутока увеличивается до 17 метров. Через 1,5 км начинается цепь коротких перекатов и шивер осложненных навалом реки на затопленный лес (1 к.с.), проход по основной струе. Далее река сохраняет свой быстрый бег. С каждым новым препятствием мощь и падение реки возрастает. Чуствуется что мы приближаемся к чему-то более серьезному. После ур.Нестерове (нежилой), расположенной на левом берегу, необходимо быть внимательными, чтобы после серии быстротоков и шивер не угодить в серию сложных порогов, начинающихся у нежилой деревни Опока. Ориентир: левый высокий берег, резкий поворот реки налево, навал на правый берег в завал. В этом месте на высоком левом берегу стоят питерцы. Здесь же встретили группу москвичей, у них небольшие поломки после предыдущих серий шивер.
Осмотр порогов между д.Опока и д.Микульское показал, что на протяжении 2-2,1 км страховку с берега наладить нельзя. Этому препятствуют разросшиеся вдоль русла густые кусты и деревья. Сильная и мощная струя, наличие 0,7-1,2 метровых косых валов и бочек затрудняют перемещение по ней. На поворотах реки сильный навал на затопленный лес. В некоторых местах на внешней стороне поворотов река уходит небольшими рукавами в обход основного русла. В 1,4 км от начала каскада русло раздваивается. Левая протока глубокая со сложной траекторией движения, в ней на выходе сильный порог IV к.с. для байдарок. В средней части которого почти вплотную поперек русла расположена мощная бочка (у левого берега) и пульсирующий вал (у правого берега). В нашем случае на входе в правую более мелкую протоку завал. По левому высокому берегу от нежилой деревни Опока до д.Микульское идет дорога. Возможен обнос. На правом берегу около нежилой д.Мелихово не доходя 200 метров до второго завала на камне табличка и не мудрено, при оверкиле выбраться на берег сложно. Решено вести страховку непосредственно с воды силами катамаранов. Для этого группу разбили на 2 части!
1 часть - каяк Прусов.
байдарка "Таймень 2" Муквич, Шульга. катамаран 2-ка Дьячков, Савва. катамаран 2-ка Офицеров, Ушаков.
2 часть - каяк Офицерова.
байдарках "Таймень 2" Федцов.
катамаран 2~ка Офицеров, Ушаков, обнос.
катамаран 2-ка группы из Санкт-Петербурга.
Начало прохождения в 18.00. На входе в первую часть порога байдарку Муквича прижало к навальному берегу — киль. Экипаж силами членов нашей группы и группы питерцев удалось вытащить на берег до начала коридора из кустов и деревьев. Байдарку сопровождали до второго завала с воды. Попытки зацепить, прижать к берегу оканчивались неудачей из-за очень сильной и мощной струи. Уловов на всем полутора километровом прогоне нет. Последний раз мы ее видели перед ее уходом под завал. Зачалиться удалось при впадении ручья слева в 70 метрах от начала последней ступени. После выяснения последствий крушения разгрузили один катамаран 2-ку и обнесли его на исходную точку. Приготовились к повторному прохождению. Оно прошло без происшествий. Катамаран питерцев страховал каяк, байдарку - мы. Сбор группы на притоке ручья слева перед рыжей осыпью. Время 20.15. Разбивка лагеря. Ужин. Завтра начинаем работы по спасению байдарки, возможно ее удастся найти. И хотелось бы провести разведку р.Ретеша на предмет возможного сплава по ней.
Каскад порогов между нежилой д.Опока и д.Нестерово мы оцениваем (по большой воде) как:II(у) к.с. с элементами IV к.с. для байдарок II к.с. с элементами III к.с. для катамаранов
На всем протяжении каскада валы и сбойка порядка 0,7-1,2 м, бочки 0,7-1,0 м. На выходном пороге бочка 1,1 м, пульсирующий вал 1,5 м, сбойка 0,9-1,2 м. Ориентир его начала: рыжая высокая осыпь с левого берега.
2.7. День седьмой - дневка, спасработы, разведка р.Ретеша.
Подъем в 9.00, завтрак, сборы. Идем на поиски байдарки. От места нашего лагеря до автомоста через р.Тутсжа 1 км. В деревне есть почта, телеграф, автобусное сообщение с пос.Шугозеро. Иногда заезжает автолавка. Переходим на правый берег и идем верхом на встречу течения. Спустившись вниз к затопленному лесу и перейдя многочисленные узкие, быстрые и глубокие рукава двинулись к завалу. Байдарку обнаружили сразу за завалом. Она прошла низом под ним и застряла в частоколе деревьев за ним. Разгрузили, слили воду и обнаружили, что она в полном порядке, это порадовало. При более тщательном осмотре выяснилось, что часть продуктов все же намокла. Обнос вещей и байдарки обратно до лагеря занял у нас 1,5 часа. Время 13.40, обед. Развесили вещи для просушки, отремонтировали байдарку. После обеда мимо нас: проходила группа из Москвы. Засняли их прохождение выходного порога. Вода в реке постепенно убывает. Это стало заметно по оголившейся отмели. К вечеру сделали разведку р.Ретеша на предмет возможного сплава по ней.
Выводы разведки р.Ретеша: Река Ретеша живо течет меж живописных холмистых берегов покрытых смешанным лесом. Поля встречаются только в устье около деревень Верховье и Микульское. Ширина реки в устье 15-18 метров, в среднем течении 6-8 метров. Сильно извилиста. В русле встречаются быстротоки, шиверы. О порогах судить сложно, очень» высокая вода. Поджимало время и напротив высоты 179 пройдя 9 километров вверх по течению реки, мы повернули назад где нас ждал праздничный ужин по поводу обнаружения байдарки.
2.8. День восьмой - окончание сплава по р.Тутока, начало сплава по р.Явосьма. (06.05.98)
Подъем в 8.30, завтрак. Отход в 10.30. Перед нами выходной порог прошла группа Питерцев. У нас на страховку прошел катамаран 2-ка. За ним выпустили "Таймень 2" (Федцова). На заходе под осыпь навалило на дерево внешнего радиуса - киль. Человека выловили сразу морковками с берега. Байдарку силами К-2 нашей группы и каяка питерцев удалось убрать со струи на правый берег до третьего завала, где ее привели в рабочее состояние. Проход остальной части группы прошел без происшествий. На заходе к осыпи страховка осуществлялась с берега морковками, на выходе после последнего порога с воды катамараном. В начале деревни встретили еще одну группу питерцев состоящую из 2-х байдарок. После прохождения этогокаскада они восстанавливали КНБ.
В 12.00 наша группа была готова к дальнейшему сплаву. После окончания каскада река выходит на прямой прогон примерно 800 м. Все ее характеристики, а именно навал воды на затопленные кусты обоих берегов, жесткая сбойка остаются прежними. По правому берегу в 40О метрах от конца Опока-Никольского каскада завал. Туда уходит 1/3 воды. После 800 метров (в д. Никольское?) река разбивается на 2 рукава. Один широкий с относительно спокойным течением уходит вправо. Другой узкий левый изобилует завалами и низкосидящими мостиками. Идти нужно правым. При подходе к разбою 2 экипажа допустили непростительную беспечность, "Таймень 2 - Федцов, катамаран 2-ка Дьячков - Савва ) пошли левой узкой протокой. На входе в которую навал на бревно, расположенное поперек русла. Возможный проход у левого берега. В результате первой туда влетела "Таймень 2", через 2-3 минуты туда же въехал К-2. Киль оба. Опять задержка. Спасработы. Группу собрали в районе почты по правому берегу после автомобильного моста. Отход в 12.40.
После моста река успокаивается, но не надолго. Через 70 метров очередные разбои. Ориентир высокая осыпь слева. Основная струя идет через кусты и мелкие деревья на повороте реки влево. Скорость течения по прежнему высока. Из-за неслаженности действий экипажа "Таймень 2" (Муквич-Шульга) навал на группу кустов и деревьев ~ "галстук". Экипаж остался у остатков байдарки. Основная часть группы начала налаживать спассредства для снятия байдарки с дерева расположившись для этого на левом берегу. Экипаж К2 (Офицеров - Ушаков) зачалившись у правого берега попытался добраться по кустам до потерпевших крушение, однако мощная струя это сделать не дала. С левого берега зацепили байдарку чалкой и совместно с экипажем потерпевшим крушение сдернули ее с дерева. Экипаж с помощью морковок перечалили к левому берегу. В расческе кустов нашли каячное весло. Но на этом наши спасработы не закончились. Байдарка вверх килем на чалке, раздувшись как пузырь от наполняющей ее воды, встала по струе на середине реки. Для ее транспортировки к берегу нарастили чалку имеющимися веревками (55 метров). Однако ее положение по отношению к струе не изменилось. Решили зацепить байдарку К-2 и транспортировать ее к правому берегу. Маневр этот со второго захода нам удался. При детальном осмотре байдарки на берегу стало ясно, что на ремонт потребуется значительное время. Ее разобрали, экипаж расформировали. Ицкевича посадили матросом к Федцову, а Шульгу 3-ей на катамаран 2-ку "Кулик". Вещи разбросали по двум катамаранам. В течении всех спасработ непрерывно шел дождь. Очень большая влажность. Фотоаппараты и видеокамера отказываются работать. Отход после обеда в 15.00.
После д. Никульское русло реки изобилует разбоями. Основное русло шириной 15-20 метров. Течение сильное. Навал на затопленные кусты и деревья. В "канализациях" завалы, да и основным русло можно считать условно. Оно расположено в коридоре из кустов и деревьев. Через 20 минут сплава встретили часть 2-ой группы Питерцев. На одном из левых поворотов их КНБ навалило на дерево - "галстук". Ребятам приходится резать шкуру для того чтобы выдернуть остатки. Понемногу разбои сливаются и река обретает одно русло. Встретили вторую часть этой группы. Отдали им их каячное весло, которое при прохождении расчески кустов было выбито из рук. Накрапывает небольшой дождичек. Ветер северо-западный, умеренный. На ночевку встали на правом лесном берегу в прямой видимости д.Максово.
2.9. День девятый - сплав по р.Явосьма (07.05.98)
Подъем в 7.00, завтрак, сборы. Осмотр и мелкий ремонт плавсредств. Отход в 10.00. Погода наладилась. К 11 часам ветер разметал тучи. Светит солнце. Река текущая между полями и перелесками временами замедляет свой бег между быстротоками и шиверами. Ширина ее от 15 до 4О метров. Берега густо заселены. Остановились на обед на излучине правого берега в видимости д.Ушакове. Обед, отход в 16.00. После нескольких поворотов, другие ориентиры указать сложно, скорость течения увеличивается. Чаще стали попадаться быстротоки и шиверы. Входим в очередной каскад порогов. Проход по основной струе. Степень сложности II. После Опока-Никольского каскада валы, бочки не восхищают 0,5-0,7 м. Изредко встречаются обливняки хорошо заметные сходу. Прошли без предварительного просмотра страхуя катамаранами с воды. Каскад заканчивается у д.Чуганово. Здесь же автомобильный мост. Ширина реки увеличивается до 6О-70 метров. Около д.Новинка с правой стороны впадает мощный приток - это р.Паша. Дальше идем по ней. Река втягивается в лесную зону, деревень нет. Подыскиваем место для ночлега. С востока надвигается "живописная" туча. Нашли место у заброшенного брода по правому берегу.
2.10. День десятый - сплав по р.Паша (08.05.98)
Всю ночь не прекращаясь шел дождь. Мощные потоки воды обрушивались на наши жилища. В лесу смыло последние остатки снега. Подъем произвели позже обычного в 3.00. Завтрак. Сборы. В 10.40 мы на реке. В районе д.Заборовье река выходит на прямой участок. И как это всегда бывает сильный ветер дул в лицо пытаясь вернуть к месту ночевки не только катамараны, но и байдарки. Что может быть хуже такого ветра ? Пологие берега не дают возможности найти хоть какую-нибудь "тень". О, эти 800 метров нас вконец измотали. На обед встали не доходя до д.Заболотье с левого берега в прямой ее видимости. Отход в 14.00. После деревни река поворачивает налево, а затем направо. Здесь нас должен ждать последний каскад порогов. Ширина реки 80 м. Но из-за повышенного уровня воды на их месте мы обнаружили мощные шиверыII к.с. Проход по основной струе. Страховка с воды катамаранами. Ярко светит солнце. К 16.30 подошли к д.Усть-Капша. Здесь же проходит шоссе Тихвин - /1одейное Поле (автомобильный мост). Здесь встретились с 1-ой группой Питерцев. Обменялись впечатлениями о реке. Они уезжают сегодня. Сразу после автомобильного моста река Паша принимает в себя еще один крупный правый приток реку Капша. На сбойке рек, у правого берега, неприятные "поганки" и водовороты. Продолжаем сплав до д.Кливец. Расстояние от моста автодороги Тихвин - /1одейное Поле £3,5 км. Примерно в 4 км от моста порог, по нашей воде 1 к.с. Прошли без просмотра по основной струе. Чуть было не пролетели впадение безымянного ручья с левого берега. Это единственный ориентир начала д.Кливец. Расположенная на высоком левом берегу с уреза воды не видна. Наш последний лагерь расположился в 600 метрах от деревни. Отсюда до остановки автобуса 700 метров. Антистапель. На прощанье природа нам подарила теплый, тихий вечер, пенье соловьев, багряное солнце садящееся за лесом.
2.11. День одиннадцатый - отъезд (03.05.38)
Подъем в 7.00, завтрак. Последние сборы. Наш путь домой лежит от реки вверх на обрывистый берег, через д.Кливец к остановке автобусов. В связи с праздником движение автобусов сократили и мы вынуждены были ждать до 11.45. За час с небольшим автобус довез нас до г.Тихвин. Мы попросили водителя довезти нас прямо до вокзала и он любезно согласился. На вокзал мы прибыли в 13.00. Там же узнали, что поезд на ст.Волховстрой 1 отходит в 14.25. За остаток времени перед отправлением закупили продукты в дорогу, пообедали., отправили телеграмму в турклуб об окончании маршрута.
Несмотря на то, что поезд проходной из Пикалево пассажиров не много. Сесть в него с нашими вещами не представляет труда. На Москву от ст. Волхов-строй 1 вечером отправляются два поезда: Мурманск-Москва прибытием в Волховстрой в 22.01 и Петрозаводск-Москва в 22.35. По странному стечению обстоятельств билеты можно купить только на Петрозаводский поезд. В результате чего у нас появилось время для детального обследования города.
3. Удобные места для стоянок.
Река Тутока:
- поляна у погоста Пятница.
- 100-120 м ниже по течению (от погоста) слева повороте реки направо.
- район ур.Амбарные Нивы, у притока слева.
- район ур. Исаковское с: обоих берегов.
- у правого притока Ильмас.
- от правого притока Ильмас до ур.Нестерове.
- с левого берега на месте бывшей д.Опока.
- на левом берегу у выходного каскада Опока-Никульское (ориентир: недоходя 30 м до рыжей осыпи слева).
Река Явосьма:
- с правого высокого берега после д.Максово до правого притока Болотниковский.
- недоходя до д.Заречье 1,5 км с правого берега
- на нижней Явосьме мест для стоянок много.
Река Паша:
- мест для стоянок много на всем протяжении рек.
4. Выводы и рекомендации.
Этот маршрут можно рекомендовать туристам имеющим опыт сплава по весенним рекам типа Волгуша, Незнайка и как тренировочный поход перед летними экспедициями.
Извилистость, быстрое течение, наличие деревьев поперек русла, навала на затопленный лес, порогов со сложной траекторией движения -- такой сплав держит экипаж в постоянном напряжении. Некоторые участки реки Тутока для неподготовленных групп можно считать потенциально опасными. К ним в первую очередь относится участок между бывшей деревней Опока и деревней Микульское длинной два километра. На протяжении которых при большой воде организация страховки с берега и чалки в промежутке первых 1,5 километров, невозможна. Необходим самый тщательный просмотр всех препятствий и организация страховки, особенно в среднюю и высокую воду.
Маршрут каячно-байдарочный, однако при высокой воде желательно иметь катамаран 2-ку для страховки с воды. Основные препятствия находятся вблизи населенных пунктов и дорог, поэтому вслучае необходимости можно сняться с маршрута.
Так как Вепсовская возвышенность находится на границе "кухни погоды" нельзя рассчитывать на постоянство погоды. Необходимо предусмотреть в личном снаряжении теплые вещи.
При прохождении р.Тутока желательно предусмотреть резервные дни на случай если в верховьях стоит лед. При невозможности сплава по р.Тутока из-за ее не вскрытия возможно перебросится на Тихвинский канал, сплав по которому, по словам членов группы из Санкт-Петербурга, не менее интересен в сезон половодья.
Заготовка леса в этом районе сейчас не ведется. По берегам встречаются остатки плотин. Ряжевых стенок нет.
Продукты для похода можно закупить в пос.Ефимовский.
6. Литература и источники информации использованные при подготовки путешествия»
- Информация из Интернета по р.Тутока, Явосьма, Паша
- Отрывочные сведения о прохождении этих рек туристами г.Мытищи в 1997 году.
- Рассказы охотников о природе и реках Вепсовской возвышенности.
- Топографическая карта Ленинградской области, масштаб 1:200000.
Примечание:
По итогам турпутешествия были созданы
— видеофильм
- фотоальбомы
Контактный телефон:
Руководитель похода Офицеров Сергей Альбертович тел. (095)144-10-44