04.11.2001
В 6:20 утра мы прибыли в
Краснодар. Сразу проехать на маршрут нам помешало отсутствие трех наших
товарищей, которые не смогли взять билеты на наш поезд и добирались
почтово-багажным, прибывающим только в 9:00. Время в пути на машине составляет
4 часа, 2 до Майкопа и еще 2 до Гузерипля. По дороге остановились перед
Хаджохом - бегали смотреть дольмен, захоронение 3-4 тысячелетней давности. В
Гузерипле, в начале поселка на берегу реки, большая поляна, где размещаются
спортсмены-водники во время майских соревнований. Здесь же разместились и мы.
При подъезде мы увидели двух наших знакомых каякеров, которые приехали из
Армавира чуть раньше нас. До темноты (18 часов) мы успели раскинуть лагерь и
полностью собрать суда, благо промышленные катамараны не требуют больших
затрат времени на сборку. Недалеко от нас стоит другая московская группа,
пойдем мы, видимо, параллельно.
График
движения. 05.11.2001
Из-за короткого
светового дня утро должно начинаться как можно раньше. В 9:00 все уже сытые и
умытые. В первые дни сборы как всегда долгие и отчалить удалось только в
11:00. Характер реки в районе пос. Гузерипль относительно спокойный. Русло
довольно широкое, встречаются галечные острова. Валы в шиверах до 0.5
м.
Километрах в 2.5 - 3-х от места начала сплава - первый порог
“Театральный”. Явных ориентиров порога нет, разве что красноватые крутые скалы
лев. берега. Разведка порога и страховка по правому берегу. На входе в порог в
левой и центральной части русла лежат два больших скальных обломка, которые
обходятся справа по сливу. Далее, по средней воде, следует сильный, но
незаметный с первого взгляда, прижим к скалам правого берега и, наконец,
основной слив с небольшой бочкой. Порог в нашу воду не представляет большой
сложности, и был успешно пройден всеми экипажами.
Через 100 м. после порога
небольшая, но жесткая шивера с валами до 1м. После шиверы река успокаивается,
скорость течения невысокая.
Ориентиром следующего порога “Топорики” служит
осыпь крутого левого берега, по которому угадывается крутой (90 град.)
поворот. По большой воде причалить для разведки необходимо до поворота, при
понижении уровня воды можно зайти немного за поворот и причалить к крупным
камням левого берега. Разведку, страховку, фото и видео съемку лучше проводить
с дороги левого берега. В русле разбросаны камни. В правой части порога
выступает из воды каменная гряда. В центре русла крупный каменный обломок. За
ним почти поперек всего русла слив с жесткой бочкой, при небольшом уровне воды
за сливом обнажаются камни. Далее почти до крутого левого поворота в русле
чередуются валы с бочками, которые тем больше чем больше воды в реке.
“Топорики” - относительно сложный порог и может быть опасен бочкой в основном
сливе, особенно при повышении уровня воды. Порог пройден успешно, не считая
того, что один кат недооценил бочку, которая развернула его и немного
подержала. Но усилий экипажа оказалось достаточно, чтобы вылезти из нее,
правда лагом.
За поворотом река постепенно успокаивается, встречаются
отдельные шиверы и обливные камни, валы до 0.5-0.7 м. Через пару километров от
порога встречаются несколько мощных шивер с валами по большой воде более 1 м.
Всего от пор. “Топорики” до водопада “Топоры” около четырех километров.
Четких ориентиров “Топоров” нет, поэтому обязательна разведка по дороге
левого берега. “Топоры” - сложное локальное препятствие, требующее от экипажа
точного захода. Уже при нашем (ближе к среднему) уровне воды порог стал
непроходим. Весь скальный массив, перегораживающий реку, обнажается и
сбрасывает воду в узкий до 1.5-2 м поток, мечущийся под левым берегом. Перепад
метра четыре. С изменением уровня воды характер порога резко меняется. При
воде выше среднего проходим основной слив - перепад 3-4 м, заканчивающийся
мощным косым котлом и навалом на скалу правого берега. С подъемом воды
открывается проход справа за скальным выступом, ограничивающий основной слив.
При дальнейшем подъеме воды основной слив становиться несколько положе, правый
проход становиться шире, у самого правого берега появляется еще одна протока.
Для прохождения водопад “Топоры” опасен косым мощным котлом в конце слива,
навалом на скалы и пульсирующими неравномерными выбросами воды в сливе, что
все вместе делает высокой вероятность оверкиля. Обнос судов можно осуществить
как по камням правого берега, так и по дороге левого берега. Вещи
целесообразно сразу занести за пороги “Киши-1,2”. Очень удобная стоянка на
правом берегу в устье р.Киши; проход по автомобильному мосту ниже впадения
р.Киши.
За “Топорами” река успокаивается, Левый берег высокий
скальный, правый положе. На правом берегу видны остатки подвесного моста.
Расстояние до порога “Киши-1” около 500 м. Удобная чалка на левом берегу в
русле небольшого притока.
Разведка порога “Киши-1,2” обязательна, и
как с левого, так и с правого берега. При уровне воды выше среднего с точки
зрения прохождения пороги “Киши-1” и “Киши-2” стоит рассматривать как одно
комплексное препятствие - зачалиться между ними или организовать нормальную
страховку достаточно сложно и маловероятно. При понижении уровня воды
открывается возможность после успешного прохождения “Киши-1” пристать к берегу
в устье правого притока - речки Киши, или же выброситься на обнажающуюся
отмель в левой части русла. В этих местах можно организовать береговую
страховку. Но в любом случае, идущие порог “Киши-1” должны быть готовы, что в
случае аварии вероятность попадания самосплавом в “Киши-2” очень
велика.
“Киши-1” - мощное локальное препятствие. Представляет собой
косой слив, между левым берегом и скальным массивом у правого берега. По
средней и ниже воде обнажается камень, делящий слив на две части: левую -
мелководную, правую - основную. Слив основной струи высотой ок. 2 м. - более
пологий слева и крутой справа. В четырех - пяти метрах за сливом по такой воде
обнажается глыба, служащая естественной преградой потоку, который, отражаясь
от нее, сваливается после основного слива вправо через полуобливной валун.
Общий перепад в пороге метра 3.5 - 4. По большой воде камни за сливом
закрываются водой - порог как бы спрямляется, а сам слив становится выше и
глубже с мощным пенным котлом. Зато вдоль левого берега, минуя основной слив,
открывается довольно чистый проход, хотя в конце порога в струе пульсирует
несколько мощных валов. У правого берега по большой воде открывается небольшая
узкая протока с крутым перепадом.
В нашу воду после порога появляется
возможность причалить к правому берегу в устье р.Киши. По большой воде мощная
струя, принимая в себя р.Кишу, с большой скоростью несется, прижимаясь к
правому берегу, к порогу “Киши-2”. В нашу воду проход возможен между камнем
правого берега и правым камнем скального массива в центре русла. Порог
представляет собой слив 2.5-3 м. с бочкой. Важно правильно зайти, т.к. правая
часть слива бьет в обломок скалы. После слива пульсирует выброс от большой
скалы на дне реки. С подъемом воды перепад в сливе несколько увеличивается,
проход становиться шире (заливает камни скального массива в центре русла).
Весь порог превращается в косую ступень с неустойчивыми глубокими пенными
ямами и пульсирующими выбросами. Вода начинает перехлестывать через правый
валун, образуя опасный слив, но вместе с тем появляется возможность пройти по
более безопасному варианту левее скального массива. Возможность, варианты и
последствия прохождения вызвали дискуссию и некоторое разногласие, поэтому
было решено оставить этот вопрос до утра. Вечером пороги “Киши-1,2” прошла на
большой “четверке”, идущая параллельно московская группа, прошла успешно, но
большая разница в объеме (то, что проходится большеобъемным судном не всегда
так же просто для небольших “двоек”) не разрешила наш вопрос о
прохождении.
График
движения. 06.11.2001
Утром наши сомнения
относительно прохождения “Кишей” не развеялись. По словам ребят из
параллельной группы, чья “четверка” прошла пороги вчера и готовилась повторить
прохождение сегодня в другом составе, их все “двойки” не решились идти пороги
“Киши-1,2”. Мы собрались и отнесли вещи и суда за вторые “Киши” и уже было
оставили мысль о прохождении, когда увидели, что одна из их двоек все-таки
решилась на штурм “Кишей”. Уверенное прохождение двух ступеней с промежуточной
чалкой вдохновило нас и смешанный экипаж: Липгарт - Айбатулин успешно прошла
пороги “Киши-1,2” тоже с чалкой в устье р. Киши и страховкой с берега между
порогами. Страховку ставили на Л.Б и П.Б. плюс один спасконец поставили во
вторых “Кишах” на случай аварии в первых. Можно заметить, что прохождение по
такой воде не представляло особой сложности, и оказалось проще, чем
представлялось при просмотре с берега. В первой ступени важен правильный заход
и небольшой маневр - далее струя сама сбрасывает вас вправо от полуобливной
глыбы. Во второй ступени требуется четкий заход в слив и правильно зацепиться
в “бочке”. Тут же наш второй экипаж выразил готовность пройти порог, но день
уже перевалил через обед, организация страховки, фото- и видеосъемки и само
прохождение заняло бы еще около часа, что могло бы не позволить дойти сегодня
до Гранитного и они благоразумно отказались. Категория сложности каскада
субъективно V+.
От моста до пос. Хамышки несколько шивер средней сложности.
Русло расширяется. Метрах в 700-800 от моста находится порог “Московская
бочка”, по большой воде представляющий серию валов до 2-х метров и большую
пенную бочку, по нашей воде порог сильно упростился и представлял собой
несколько небольших сливов. За селением Хамышки река постепенно сжимается и
пересекает хребет Дудугуш. Сплав до автомобильного моста перед каньоном
Гранитный занимает два часа. За мостом надо причалить к правому берегу. Здесь
удобная для лагеря большая пикниковая поляна, которая может служить
своеобразным плацдармом для прохождения Гранитного. Встали на стоянку в 16
часов. Просмотр каньона автоматически отложился на следующий день.
График
движения. 07.11.2001
Каньон Гранитный, он же
“Блокгауз”, он же Сюковский. Протяженность 4-4.5 км. Разведка всего каньона
обязательна. Удобнее это делать по дороге правого берега. Практически все
препятствия хорошо просматриваются с полотна дороги, лишь на участке
“Восьмерка” - “Поворот” приходиться лазить по кромке скал. Отрезок от моста до
водопада “Горка” длиной 1.5 км несложен, шиверистого характера и может
использоваться как разминочный. Здесь встречаются валы до 1м., прижимы,
небольшие бочки.
Водопады “Горка” - “Пригорок” - комплексное и самое
опасное препятствие каньона. В зависимости от уровня воды характер участка
сильно меняется. В большую воду это слив высотой 3-3.5 метра с мощным,
пульсирующим и очень опасным котлом за ним. За водопадом поток несется в
сплошной кипящей пенной трубе, которая через несколько десятков метров
переходит в порог “Пригорок”, опасный косой неравномерной бочкой за ним.
Вопрос чалки между порогами очень спорен и проблематичен. Общий перепад
комплекса 7-8 метров.
При уровне воды ниже среднего в “Горке” открывается
весь скальный массив. Вода пробивает себе дорогу в узкой до 1.5 м щели с
причудливыми “карманами” и ловушками. Габариты, в принципе, позволяют
теоретически спроецировать в этот хаос каяк или каноэ, но какими-либо данными
о прохождении этого участка каякерами мы не обладаем.
На месте
“Пригорка” открывается треугольная каменная гряда, выступающая с правого
берега. Между ней и скалой левого берега остается узкая протока до 2-х метров,
осложненная полуобливными камнями. После “Пригорка” начинается третий участок
каньона длиной ок. 3-х км, на котором сконцентрированы 8-10 (в зависимости от
воды) сложных порогов. Река зажата в высоких, крутых (от 15-ти до 60-ти м. в
середине и конце) скалах. Спусков к воде без специального снаряжения
практически нет, страховка с берега до конца каньона по этой причине почти
невозможна. При планировании прохождения весь этот участок можно рассматривать
как комплексное препятствие, особенно при большом уровне воды. При уровне воды
ниже среднего между порогами в каньоне появляются улова, где можно
ликвидировать последствия возможной аварии или сделать передышку. При таком
уровне воды представляется интересным прохождение каньона для небольших
катамаранов и каяков.
Просмотр каньона мы совместили с обносом рюкзаков,
каяка и одного ката, которые не решились на прохождение. Еще два каяка прошли
отрезок до “Горки” по воде. Спустить суда к реке после каньона удобно в метрах
500-х после километрового столба “25”. Здесь же можно разбить лагерь. Желающих
пройти Гранитный было 5 человек, поэтому решили идти каньон два раза: сегодня
две “двойки” и завтра по утру две, обнеся одну из прошедших сегодня “двоек”.
Обнесли вещи, просмотрели и запомнили линию движения в порогах, расставили
фото- и видеооператоров. В 14:00 стартовали двумя катамаранными экипажами
(Липгарт - Айбатулин и Бакланов-старший и Бакланов-младший) и двумя каякерами
(Дима (Prijon Fly) и Дима (Eskimo Diablo Evolution) от поляны за
мостом.
Сплав до намеченного заранее улова метрах в 150-200 выше “Горки”
занял минут 20. Лишний раз перестраховавшись, мы зачалились довольно рано и
неудобно. Для обноса “Горки - Пригорка” вылезали по довольно крутой осыпи на
дорогу и спускались по кулуару с крупными камнями между “Горкой” и
“Пригорком”. На следующее утро ребята были более прямолинейны - они зачалились
прямо перед “Горкой” в метрах 30-ти, немного протащили катамаран на бечеве и
по полке правого берега обнесли “Горку” с “Пригорком” - это вышло быстрее и
удобнее. Спускали суда на воду сразу (в 5-ти метрах) за “Пригорком” перед
левым скальным поворотом. Стартовать приходилось со струи, и надо было сразу
уходить влево от огромного “петуха” в 5 метрах ниже старта. Первому экипажу
помогли усесться и отчалить, второй экипаж предпочел “тюлений” старт с
невысоких береговых камней.
Если раньше в отчете, описывая пороги, мы
сравнивали их при разном уровне воды, основываясь на личных воспоминаниях тех
из нас, кто был здесь весной 2000 года в большую воду и проходил выше
описанные пороги (кроме “Горки” и “Пригорка”), то с этого момента мы приводим
описание только для нашего (среднего) уровня воды, поскольку никто из нас
ранее не ходил ни Гранитный, ни Хаджохский каньоны. О характере порогов при
большом уровне воды мы можем только догадываться. Желающие узнать побольше
могут посмотреть в гор. клубе на Таганке отчет № 4160.
Отчалили от
“Пригорка” в 15:10. Высота стен каньона 15-20 метров. Ширина 5-7м. Крутой
левый поворот, уход от “петуха”, торчащего у правого берега. После небольшого
прямого 30-ти метрового участка с быстрым течением река делает крутые правый -
левый повороты с сильными прижимами к стене левого, а затем правого берега.
Этот участок называется “Восьмерка”.
Далее перед видимым правым
поворотом порог “Зуб”, получивший такое название по скале в центре русла,
торчащей из воды на 60-80 см, оставляя проходы по бокам. Проходили справа от
“зуба”. После крутого правого идет плавный левый поворот. На нем расположен
порог “Зубодробой”. Порог - горка с тремя последовательными сливами с бочками
до 1 м; длиной метров 30-40. Первые два слива под левым берегом, а третья под
правым. Заход справа, краем первой и второй бочки, затем резкий уход под левый
берег от третьей косой бочки. Пороги “Зуб” и “Зубодробой” в нашу воду
локальные препятствия разделенные участками спокойной воды. За порогом
“Зубодробой” каньон несколько расширяется. На полке правого берега есть
возможный спуск к реке, где можно попытаться организовать страховку. По
описанию, которое мы читали до сплава, на следующих 500-тах метрах до порога
“Поворот” серьезных препятствий нет. На самом деле, мы ощутили еще 2 порога
типа “сужение - слив - бочка” и для наших маломерных судов весьма
чувствительных. Тут стоит отметить, что именно этот участок наиболее плохо
просматриваемый - скалы нависают иногда под отрицательным углом, поэтому это
порожки не были отмечены нами сверху. Прошли по центру, страхуя друг друга с
воды.
Перед крутым правым поворотом серия сливов с бочками между
разбросанными камнями в русле. Это порог “Поворот”. Проходили, придерживаясь
левого берега. После него под левым берегом есть хорошее улово - отстойник.
После правого поворота стены каньона становятся выше.
Впереди порог
“Кубанский”. Каменная стена перегораживает русло, оставляя проход в основной
струе слева по сливам у левого берега. Один кат прошел слева, другой по
центру, слившись с обливняков. Участок реки от пор. “Кубанский” и до конца
каньона хорошо просматривается с дороги. Река делает левый поворот, стены
каньона становятся все выше и достигают 50-60-ти метров.
Сразу за поворотом
- порог “Шахматы”. По описанию в большую воду он отличается очень высоким до
3.5 м валом. В нашу воду он представляет собой длинную (почти 150 метров)
пологую горку с множеством разбросанных обливных камней и сливами между ними.
Прошли благополучно, лавируя между сливами. Несколько расширившись после
порога “Поворот” за порогом “Шахматы” река сужается до 7-8 метров. Сразу за
сужением каньона следует порог “Оверкиль”. Слив во всю ширину русла. В левой
части вода идет через два обнажающихся больших камня. Пройти можно только в
правой части слива. Кажущаяся с берега проблематичной косая бочка в сливе на
самом деле легко пробивается. Далее следует участок спокойной воды метров 70 -
80 и потом последний порог каньона - “Оплеуха”.
“Оплеуха” - порог с серией
сливов и бочек с последующим мощным прижимом к скале правого берега.
Характерен большим перепадом при относительно небольшой длине (70 м.). Шли по
центру, смещаясь вправо, а затем уход от прижима телемарком налево.
После
порога “Оплеуха” река продолжает делать плавный левый поворот. До выхода из
каньона еще две ярко выраженных неопасных ступени высотой до 1 м. Дорога
уходит вправо от реки. На правом плавном повороте каньон заканчивается.
Со
всеми промежуточными чалками и ожиданиями, пока переместятся операторы на
берегу, на прохождение было потрачено около 1 часа. Чистое время сплава меньше
получаса. Сложность каньона даже по такой воде V+.
График
движения. 08.11.2001
C утра было
повторено прохождение каньона. На сей раз слово было предоставлено пятому
желающему - Скуратову Анатолию, он шел на кате “Тритон” с Вадимом Липгартом.
Напарником стал кат “Рафтмастер” со своим экипажем, который обнесли обратно и
спустили на воду за “Пригорком”. Гранитный и на сей раз был пройден успешно, и
в 12:00 вся группа продолжила сплав вниз по реке.
До станицы
Даховская река сохраняет спокойный характер. Слабые шиверы чередуются с
перекатами. В километре за Даховской - автомобильный мост через реку, по нему
проходит дорога на плато Лаго-Наки. Через 800-900 метров после моста на правом
берегу лежит огромный валун “Казачий камень”. От этого места впереди
просматривается сужение реки - это начало Хаджохского каньона. Сплав от
Гранитного занял у нас чуть более двух часов.
Хаджохский каньон начинается
мощным порогом “Девичьи слезы”, просмотр необходим, поэтому перед ним лучше
зачалиться. Удобно это сделать в большом улове правого берега. Ошибиться и
вылететь в порог, на наш взгляд невозможно: порог-водопад явно читается с
воды.
Условно Хаджохский каньон, он же Каменномостский, он же Мраморный, он
же Силикатный можно разделить на три участка:
1. От порога “Девичьи слезы”
до резкого скального сужения. Длина участка около 4-ех километров. Основные
препятствия - пороги: “Девичьи слезы”, “Руфабго”, “Бегемотик”, “Мешоко”.
Сложность порогов - 3 - 5 к.с. В отличие от Гранитного, река на этом участке
не течет в скальных стенах и больше напоминает ущелье. Вплоть до “Мешоко”
почти везде есть спуск к воде. И только после “Мешоко” берега начинают
повышаться и крутизна их увеличиваться, но, тем не менее, скальные стенки
появляются уже непосредственно перед скальным сужением. Разведка всего участка
по дороге правого берега.
2. От начала скального сужения до автомобильного
моста. Длина участка 400-500 метров. Основное препятствие - порог “Шумок” VI
к.с. Вход в порог перегораживают сети, оставшиеся от времен сплава леса. При
низком уровне воды под ними открывается проход и вход в порог ”Шумок “
становится доступным.
3. От автомобильного моста до конца каньона. Длина
участка 300 метров. Препятствий нет.
Порог “Девичьи слезы” по описанию
состоит из трех ступеней, но запоминается одной первой. По нашей воде это
крутой водопадный слив высотой не менее 3-х метров между камнями в центре
русла. За сливом глубокая пенная яма. За ней участок спокойной воды метров 50
с уловами по берегам, где можно поставить хорошую страховку. Порог очень хорош
для тренировки прохождения водопадных сливов и отработки страховки. Категория
сложности V. Для прохождения порогов “Девичьи слезы” и “Руфабго” мы обнесли
вещи сразу на поляну ночевки на левом берегу при впадении речки Руфабго. Обнос
по дороге около 1 км. Путь в оба конца занял у нас около часа.
В пороге
“Девечьи слезы” перед главным сливом происходит сбойка струй, и одна из них,
текущая от левого берега перпендикулярно основной, очень коварна, чего сначала
не скажешь глядя с берега. Во многом из-за нее перед нами кильнулась “двойка”
из параллельной группы. Та же участь постигла и одну из наших “двоек” - К-2-1.
Перед сливом катамаран был отброшен струей на правый камень при заходе -
ребята потеряли скорость, попали в котел немного «выбитыми» из седла.
Оверкиль через корму левого баллона последовал незамедлительно. Последствия
аварии были ликвидированы самостоятельно: катамаран с экипажем прибило к
левому берегу сразу за котлом. Повторное прохождение уже смешанным экипажем
Айбатулин-Липгарт было более удачным. Остальные каты прошли порог без килей. В
бочке подержало всех, без хорошего зацепа из нее не выберешься.
Прохождение
порога на каяке осуществили Сергей Николаев (Eskimo Diablo Eevolution) и Дима
(Prijon Fly). Первый раз Сергей зашел в слив справа, но его начала класть
левая струя, в бочку зашел полулагом и естественно кильнулся. Встал через пару
секунд в метре за бочкой. Второй раз были учтены ошибки предыдущей попытки,
при заходе был сделан нужный крен, а так же своевременный дуговой слева
позволили упасть носом в самую левую часть бочки, где Сергей вцепился веслом
за донную струю и всплыл на ровном киле в метре за бочкой. Дима не работал над
заходом и упал в правую часть слива, в жесткую бочку. Всплыл на кормовой свече
в 2-х метрах за сливом, кильнулся, был прибит к скале и «отстрелился». Каяк и
каякер были благополучно выловлены страхующими катами.
Так называемая
вторая ступень порога, представляет собой скалу посередине русла, которая без
проблем обходиться с обеих сторон. Мы выбрали проход слева с небольшой бочкой.
Сразу после скалы надо зачалиться, возможность для чалки есть на любом берегу,
для просмотра третьей ступени. В ней небольшой слив между гряды камней,
отходящих от правого берега, и камнями у левого берега. Затем по центру лежит
большой камень, на который наносит струя. Проход левее этого камня закрывает
глыба, лежащая чуть дальше, а уйти направо мешает застрявшее бревно. Каты
просочились по узкому (ок 2 м.) извилистому сливу в гряде камней. Каякер
Дмитрий на “Eskimo” не заметил зачалившихся перед третьей ступенью
катамаранов, смело зашел в слив и хотел идти налево, в проход заваленный
глыбой, но наши крики остановили его и он успел выкинуться на застрявшее
бревно и уйти затем вправо.
От этого места в метрах 700-800 виден
пешеходный мост через Белую - ориентир порога “Руфабго”. До порога небольшие
шиверы. Для разведки надо причалить к правому берегу, под мостом можно
поставить страховку. Порог 3-4 к.с.
Порог длиной 70-80 м. Несложный, с
двумя сливами. Основная струя, проходя разгонную шиверу с валами до 1 м.,
устремляется в слив высотой 1.2-1.3 м с хорошей, но «недержащей» бочкой.
Каты прошли по основному сливу, чалка сразу за мостом в улово правого берега.
Каякеры слились кто по основному сливу, кто по правому более
мелководному.
На ночевку остановились в 17:00 на левом берегу сразу за
порогом на территории парка “Водопады Руфабго”. Красивое место, безопасное,
есть печь с дровами, место для костра, стол под крышей и туалет.
Здесь
нелишне будет заметить, что пешеходный мост, построенный в этом году для
экскурсий на водопады “Руфабго”, платный. Проход 30 руб. Ночевка на поляне
стоит 5 руб. с человека. Эту поляну удобно использовать как плацдарм для
прохождения Хаджохского каньона. Смотрители моста будут рады принять вас и
разместить за умеренную плату.
График
движения. 09.11.2001
С утра оба Димы
отправились в Белореченск сдавать свои каяки в багаж и должны были вернуться к
нам к часам к трем, чтобы вместе съездить вечером в пещеры плато Лаго-Наки. Мы
решили за это время как можно дальше пройти Хаджохский каньон. Для фото и
видео прошли еще несколько раз пор. “Руфабго”.
Сразу после порога река
метров 200-ти течет в каменном желобе, причем на выходе проходы чуть-чуть
больше 2-х метров. Благодаря несильному течению прижимов и отбойников в желобе
нет. Прошли успешно, за исключением Алексея на каяке, который, не соблюдая
дистанции, заехал под катамаран “Рафтмастер”, немного застрявший в самом узком
месте. Всплыл он уже около лодки, держа в одной руке каяк, а в другой
весло.
Через 400-500 метров река делает плавный правый поворот, сразу за
которым находится порог “Бегемотик” - 4 к.с.. Образован скальным массивом в
центре и правой части русла. В левой части пологая горка длиной метров 25 и
перепадом около 2.5 м. После горки одиночные камни в русле. Просмотр, съемка и
страховка с правого берега. Катамараны и Николаев Сергей на каяке прошли порог
успешно.
После порога “Бегемотик” спокойный участок метров 150, в конце
которого в русле лежит большой камень. По обеим сторонам чистые проходы.
Справа впадает приток “Мешоко”, в устье которого одноименный порог. Он не
представляет технической сложности, состоит из ряда камней, разбросанных по
руслу с чистыми проходами между ними. Прошли сходу. За порогом с правого
берега подступает скала. Перед скалой желательно пристать к правому берегу.
Примерно метров через 20 образовался новый порог, не отмеченный в описании, по
которому мы шли. Скатившаяся с левого берега глыба перекрывает левую часть
русла. В свободной части река падает метровым сливом. Неопасный и несложный по
нашей воде порог, но при повышении уровня воды за сливом может
образоваться мощная бочка.
По описанию именно в районе порога “Мешоко” есть
последняя удобная возможность вылезти из каньона (имеется виду на правый
берег, на дорогу). В связи с этим, Равиль и Петр решили пробежаться до конца
каньона и выяснить береговую ситуацию. Действительно, дальше на всем
протяжении до скального сужения (это еще где-то 700-800 м.) берега становятся
выше и круче и вылезать по крутой осыпи с катамараном дело проблематичное.
Единственное, хоть как-то подходящее место для выхода на дорогу есть перед
комбинатом “ВСМ” (вязких строительных материалов), ориентир – каменистая осыпь
от дороги до реки, местами выровненная бульдозерами. Дальше река входит в
скальные стенки. На участке до комбината ВСМ река носит шиверистый характер,
не представляющий интерес для сплава. Поэтому решено было выходить на дорогу в
районе метрового слива и возвращаться в лагерь. Смысл идти далее есть при
условии прохождения второй части Хаджохского каньона – пор. “Шумок”. Участок
от резкого скального сужения до крутого левого поворота, за которым висят две
сетки из стальных тросов, по описанию опасности не представляет. Сверху, с
дороги, этот участок не просматривается и проверить это мы не смогли. Под
сетями при нашем уровне воды был проход для небольших катов и каяков. Сам же
порог “Шумок” даже в небольшую воду впечатляет: большой уклон, высокая
скорость течения, множество надводных и обливных камней, сливы, бочки,
прижимы, навалы на скалы вкупе с отвесными 30-ти-40 метровыми стенками и
сильным шумом – без сомнения высшая категория сложности. С этого года
предприимчивые люди огородили это место по обоим берегам и берут за вход 30
рублей, зато они оборудовали смотровые площадки над порогом и спуски почти к
самой воде, т.е. появилась возможность детально изучить порог с обоих берегов,
выставить страховку и пройти порог. Для такого прохождения нужен минимум день
подготовки, но его, к сожалению, у нас не было. За время исследования Петром и
Равилем берегов каньона оставшимися ребятами новый (и последний для этого
похода) порог дважды был пройден на катамаранах и дважды на каяке. При первом
прохождении Сергеем на каяке каяк вышел из бочки на кормовой свечке, второй
раз бочка была чисто пробита. Вытащив суда и себя на дорогу по осыпающемуся
склону, мы потопали в лагерь, куда и прибыли в 14 часов. Времени на все про
все затрачено около 3,5 часов.
Разборка, сушка судов и сборка лагеря плюс
обед заняло еще около трех часов. В 17 часов вместе с вернувшимися из
Белореченска Димами мы тронулись в путь на микроавтобусе нашего доброго
знакомого. Дорога до пещер на плато Лаго-Наки потребовала один час. Пещера
оборудованная, с лесенками и искусственным освещением. Вход круглосуточный.
Знакомство с подземным царством сталактитов и сталагмитов, со спящей на
потолке мышкой, оставило незабываемое впечатление и разнообразило наше
путешествие. В 19:00 мы выехали в Краснодар. Двое ребят отделились в Майкопе,
у них билеты были из Армавира. Легковая машина до Армавира из Майкопа – 600
руб.
Остальные в начале 12-го ночи были в Краснодаре. Из Краснодара уехали
согласно купленным в Москве билетам в 23:59 и 2:09. В Москву приехали
соответственно в субботу в 21:50 и в воскресение в 11:11.
График
движения.