Вид туризма: | водный |
Заявленная категория сложности: | пятая |
Район путешествия: | Бурятия и Тува |
Нитка маршрута: | гор.Слюдянка - пoc.Карен - а/п Ока - р.Сенца - р.Даргыл - пер.Шутхулай - р.Шутхулай - пер. в долину р.Хелгин - р.Хелгин - р.Тисса - р.Сарикта - пер.Низкое место - р.Белин-Бажен - база геологов в 1,5 км выше оз.Белин-Холь - сплав по р.Белин-Бажен, Белин, Кызыл-Хем, Каа-Хем до пос. Сарыг-Сеп. |
Продолжительность путешествия: | с 31 июля по 28 августа 1987 года |
Протяженность путешествия: |
пешком - 140 км; по р. Белин-Бажен - 21км; по р. Белин - 104 км; по р. Кызыл-Хем - 100 км; по р. Каа-Хем - 155 км. |
Всего активными способами передвижения пройдено 520 километров, средства сплава - катамараны.
Балабан Евгений Борисович | 1952 | Тула, Оружейная 32а-16 |
Бутова Ирина Алексеевна | 1960 | Серпухов, пр-зд Мишина 14-34 |
Котова Лидия Владимировна | 1949 | Тула, Кутузова 15-56 |
Родин Александр Анатольевич - руководитель | 1958 | Тула, Кутузова 6-4 |
Родина Елена Юрьевна | 1957 | Тула, Кутузова 6-4 |
Сидоренко Игорь Кузьмич | 1956 | Амурск,Октябрьский пр-т 18-38 |
Сорокин Александр Алексеевич | 1957 | Тула, Металлургов 2-209 |
Ткалин Николай Иванович | 1958 | Климовск, Заводская 21-32 |
При выборе маршрута на лето - 87 мы ориентировались на маршрут IV или V категории сложности по Саянам или Прибайкалью. Учитывая опыт участников и обязательную новизну маршрута, остановились на двух вариантах:
1. р. Казыр с верховьев (запасной - Снежная - Темник);
2. р. р. Белин - Кызыл-Хем - Каа-Хем (запасной р. Ока)
Первый маршрут был отклонен из-за того, что самая сложная часть его начинается сразу после старта, а мы к этому недостаточно готовы. Учитывая восторженные отзывы наших знакомых, побывавших в Туве, нам очень хотелось попасть в этот край, но постоянные запреты органов власти Тувинской АССР на посещение этого района со ссылкой на пожарную опасность, удерживали нас от выхода на маршрут через Кызыл. Единственным подходящим "тувинским" маршрутом оставался тот, который начинается в Бурятии с пешего перехода в верховья Белина. В случае ожидания самолета в Кырене более двух суток, группа выходит на запасной маршрут по реке Ока, доехав до пос.Монды на попутной машине. Выбранный вариант подкупает тем, что он малопосещаем, проходит вблизи пика Топографов - одной из высочайших вершин Саян, через различные минеральные источники, знакомит с неповторимым ущельем Кызыл-Хема, славится обилием рыбы, ягод, грибов.
Комплектование группы и выбор маршрута начались в октябре 1986 года. Основу составили пятеро участников похода по реке Риони 1978., совершившие с тех пор не одно совместное путешествие.
Одним из важных пунктов подготовки явились доработка и изготовление снаряжения с целью облегчения рюкзаков. Это коснулось практически всех предметов личного и общественного снаряжения. Рацион питания у нас в последнее время стабилизировался и составляет 600 - 650 граммов на человека в день.
Перед походом члены группы принимали участие в соревнованиях по ТВТ, спортивному ориентированию, в походах выходного дня проверяли снаряжение и слаженность действий на спасработах.
Добраться в исходную точку активной части маршрута пос. Орлик или аэропорт "Ока" можно самолетом из пос. Кырен или из города Улан-Удэ. Самолеты из Кырена летают ежедневно (Ан-2), из Улан-Удэ - через день (ИЛ-14). В случае длительной нелетной погоды в Кырене (а это бывает очень часто) на аэродроме собирается свыше сотни пассажиров. Обычное время просиживания здесь 2 - 10 дней. При отсутствии ближайших перспектив самолетом следует искать попутную машину до Орлика в Кырене или в пос. Монды.
В Орлик ходят машины повышенной проходимости: Урал, ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и аналогичные им. В Кырен или Монды можно попасть на автобусе или машине по Тункинскому тракту, ведущему в Монголию, из. Слюдянка или из пос. Култук. До. Слюдянка можно добраться поездом из Москвы с Ярославского вокзала за 80 - 100 часов ( в зависимости от поезда). При использовании самолета от Москвы в Слюдянку или Култук добираются на электричке из Иркутска. Чтобы в Култуке попасть на автобазу нужно сойти с электрички Иркутск - Слюдянка на остановке "Чертова гора" и дойти до переезда вниз. На автобазе можно попытаться договориться насчет машины. Мы воспользовались вариантом:
Тула - Слюдянка - поезд;
Слюдянка - Кырен - автобус;
Кырен - а/п Ока - самолет.
Самолета в пос. Кырен ожидали два дня, за один рейс он забирает около 1100 кг. груза (один человек считается за 75 кг).
Наш вариант можно считать удачным.
Окончить активную часть маршрута можно в пос. Эртей, откуда в Кызыл ходит т/х "Заря" один раз в день. При поломке его (что бывает редко, но нам не повезло) придется сплавиться еще 52 км до пос. Сары-Сен - центра Каа-Хемского района, а оттуда на автобусе добраться до. Кызыл. Из Кызыла в Москву через день летает Ту - 154, ежедневно летают самолеты в Барнаул, Абакан, Красноярск, Новосибирск и другие пункты. Нам достался один билет до Москвы. Остальные улетели через Красноярск (4 человека), Новосибирск (1 человек), Саяногорск - Красноярск (2 человека). Местное время в Бурятии +5 часов к московскому, +4 часа - в Туве.
При выезде на маршрут следует оформить в паспортном столе пропуска в приграничную зону - Тункинский район Бурятской АССР и Каа-Хемский район Тувинской АССР.
Учитывая, что значительную часть маршрута занимает пеший подход к началу сплава, и от точности ориентировки зависит успешное проведение всего путешествия, описание пешей части дается отдельной главой и достаточно подробно. При наших туристских схемах эти подробности являются далеко не лишними.
3.1. Выход в верховья р. Белин
Первоначально мы планировали выходить на Белин из поселка Орлик вверх по Тиссе. Уже в Кырене узнали, что 31 июля в горах выпало большое количество осадков в виде дождя и снега, реки сильно поднялись, паром через Оку в Орлике унесло. Предстояло организовывать две трудоемкие переправы (через Оку в самом начале маршрута, а затем и через вспухшую Тиссу). По совету ленинградцев решили лететь в а/п Ока расположенный уже на левом берегу Оки, а подниматься вверх - по Сенце.
Путь до Белина хотя и длиннее, зато до Хойто - Гола идет неплохая тропа - дорога, переправляться нужно будет лишь в верховьях Сенцы.
А/п Oкa расположен чуть ниже устья Сенцы на ровной травянистой площадке. Прилетели мы сюда с утренним бортом АН - 2 в половине десятого утра, подогнали рюкзаки и вышли с посадочной полосы в походном порядке по грунтовой дороге на Шаснур.
1:17 | изба, ручей (здесь и далее приводится чистое ходовое время от начала пешей или водной части маршрута). |
1:32 | ручей,2 домика; |
2:12 | ручей; |
4:35 | ручей; |
5:27 | ручей, в стороне от дороги - водопадик; |
6:52 | река Дээдэ - Хутэл; |
7:15 | ручей; |
7:41 | ручей; |
8:22 | р. Бузунай; |
9:09 | речка; |
9:47 | протока р. Кадыр - Ос,брод; |
10:17 | р. Кадыр - Ос, брод; |
12:12 | радоновый источник Халун; |
12:21 | речка; |
12:52 | речка; |
13:13 | речка; |
14:12 | р. Буштыг; |
15:11 | р. Сенца, бродили таджикской стенкой по 4 чел. за 30 мин., через реку перекинуты бревна, но они подтоплены из-за высокой воды. Долины рек Хойто-Гол, Дунду-Гол, Даргыл читаются очень хорошо. Крутой изгиб Даргыла в тесной долине подтверждает правильность пути. |
15:40 | р. Даргыл, переправа по бревну с самостраховкой шестом. |
Отсюда пошли по слабо заметной тропе, забираясь вверх, но скоро ее потеряли. Оказалось, что хорошая конная тропа шла ближе к Даргылу. Обнаружив ее, вскоре спускаемся к реке.
16:56 | брод на правый берег Даргыла; |
18:08 | изба; |
19:04 | изба на левом берегу; |
19:12 | речка, брод; |
20:40 | новая изба на левом берегу Даргыла. Перед избой реку перебродили. Хозяин избы живет в пос. Саяны, пасет здесь сотню бычков. Договорились с ним, что он подвезет наши рюкзаки до озера Болдоктон - Нур на лошадях |
22:21 | перевал Шутхулай, сняли записку мелитопольцев. |
Отсюда хорошо видно оз. Болдоктон-Нур с островом посередине и небольшое озерко западнее и выше его, озера соединены протокой. Еще в Кырене ленинградцы, бывавшие здесь объяснили, что двигаться дальше надо между этими озерами на юго - запад. В действительности поворачивать на юго - запад нужно от самого перевала, не спускаясь к озеру, как и было нарисовано на одной из наших схем. Имея в наличии две разные схемы, решили идти по ленинградской.
22:53 | спустились к озеру Болдоктон-Нур. |
Разведка дальнейшего пути показала, что даже самый простой путь на юго - запад ведет по снежному кулуару с уклоном 40 - 45 градусов. В этой ситуации решили зря не рисковать, а идти вниз по р. Шутхулай до более удобного пути к Хелгину, в крайнем случае до Тиссы. Здесь мы расстались с проводником и пошли по курумникам правого берега р. Шутхулай, а затем по зарослям карликовой березки.
27:03 | справа по ходу открылась пологая и достаточно широкая долина в направлении Хелгина, здесь мы и начали подъем на водораздел по тропе вдоль левого берега ручья. |
28:15 | два озерка в верховьях ручья; |
29:17 | перевальная точка над озером Доодэ-Хухе-Нур. Отсюда открывается впечатляющая панорама хребта Топографов и долины Хелгина. Вниз ведет травянистый склон с уклоном около 45 градусов. Потеря высоты 600 - 700 метров. |
30:47 | конец крутого спуска к нижней оконечности озера. |
Тропа идет по левому берегу Хелгина, часто теряется в зарослях карликовой березки и в заболоченных лугах.
32:23 | речка, брод; |
33:50 | брод на правый берег Хелгина. |
Бродили реку километрах в 1,5 выше устья по двое. Отсюда стали подниматься на водораздел Тиссы и Хелгина, следуя рекомендациям описания. Тропа оказалась не основной и вскоре исчезла. Пришлось немного спуститься в направлении Тиссы. Здесь и обнаружилась торная сухая тропа, которую следовало бы поискать еще на берегу Хелгина.
35:50 | водопад на Тиссе; |
37:42 | устье Сарикты. Здесь бродить Тиссу неудобно, пришлось подняться вдоль реки метров на 500 выше; тропа выводит к броду. |
38:10 | брод через Тиссу. В воду ниже средней можно перебродить гораздо ближе к Сарикте. Далее тропа идет круто вверх на водораздел Тиссы и Сарикты, на водоразделе - нарзанный источник, куда приезжают поправить здоровье жители Бурятии и Тувы. |
39:05 | источник Аршан-Сарикта; отсюда тропа идет по кедровому леску, а когда он кончается, становится сырой. Главный ориентир перевала Низкое место - гора Плоская, вполне соответствующая названию, кроме того справа от тропы на горе - кар, а в месте схода с тропы - большой тур у одинокого кедра с пушистой кроной и указатель: "Белин". Тропа на перевал, пересекая Сарикту, теряется в сырых зарослях карликовой. березки, полого идет вверх. |
42:15 | слабо выраженный водораздел (собственно перевал Низкое место). На перевале тура у одинокой лиственницы мы не видели, видимо он остался левее. |
42:41 | озерко в истоке Белин-Бажена. Немного ниже тропа входит в кедровый лесок, становится более четкой и сухой. Спустившись вниз по правому берегу, она разбивается на более мелкие, теряющиеся в высокой траве. |
46:06 | брошенная база геологов на левом берегу Белин-Бажена в 1,5 км выше оз. Белин-Холь. Здесь остались отдельные срубы построек, столы, навесы. Сухого леса для постройки катамаранов немного, но достаточно. |
Сплав производился по рекам Белин-Бажен и Белин при уровне воды выше среднего, по Кызыл-Хему - чуть выше среднего, по Каа-Хему - при среднем уровне.
р.Белин-Бажен
00:00 | база геологов; до озера Белин-Холь река имеет достаточную глубину и среднюю скорость течения, препятствий нет |
00:26 | оз. Белин-Холь, на левом берегу - зимовье. Прошли его на веслах за час, благо не было встречного ветра. За большим озером еще 3 маленьких. Между отдельными озерами короткие шиверы. Шли без просмотра. |
07:30 | второе озеро, зимовье слева; |
01:45 | четвертое озеро. Следует заметить, что в отдельных описаниях упоминаются 4 малых озера. Это может привести к заходу в порог Моренный без просмотра. Мы тоже были дезориентированы, но сильный шум и невозможность просмотра с воды вовремя остановили группу. Пор. Моренный (Водопадный) препятствие высшей категории сложности, несколько водопадных сливов следуют друг за другом. Для катамаранов на входе и далее несколько непроходов. Обнос по моренным глыбам левого берега около 500 метров. Занял он 1,5 часа. До порога Омега - сплошная крутопадаюцая шивера с уклоном 25 м/км при ширине реки 15 м. Шли без разведки с взаимной страховкой, т. к. запомнить линию движения здесь невозможно, а если на пути встретится завал из деревьев, то при таком характере реки вполне можно успеть зачалиться. |
02:00 | пор. Омега. Ориентир порога - резкий правый поворот, река как бы упирается в стенку. Ширина порога 8 - 12 метров, длина около 800 м. На входе - габаритный непроход, далее метров 80 крутопадаюшего участка (ок. 40 м/км). Затем уклон чуть уменьшается, река описывает плавную дугу влево. На следующем резком правом повороте - еще метров 200 сплошных камней. В целом река описывает правильную греческую "омега". Порог проходим, за исключением входных 10 метров. В воду выше средней группы идут на разгруженных катамаранах. Мы тоже могли пройти, дважды прыгнув с "обливников" в середине порога, но, учитывая что за ними следует частокол камней, решили не рисковать в начале сплава. Вещи обнесли по террасе левого берега, а разгруженные суда провели. Обнос катамаранов очень трудоемок из-за крутого спуска и подъема и густой растительности. Характер реки за порогом Омега остается тем же, что и до него, требует предельной собранности. Шли без разведки с взаимной страховкой. Перед слиянием с Лев.-Белином прошли под наклонно лежащим деревом. |
02:46 | река Белин. Скорость течения заметно ниже чем на Белин-Бажене, препятствий нет. |
Р. Белин
03:07 | многолетний завал, влево ведет просека. Обнос 100 м. |
04:16 | 1 порог Белина; |
04:18 | 2 порог. Оба порога хорошо просматриваются с воды, простые отдельные камни в русле, валы менее 1 метра. Шли без просмотра. Далее река замысловато петляет по Белинской котловине. Тиши тянутся около 35 км, уклон - 0,5 м/км. Берега - кочкарник с карликовой березой, редкие леса, гари. Возле реки множество озер. |
05:14 | зимовье на правом берегу; |
07:44 | на правом берегу новая охотничья изба с баней, на левом - озеро. |
08:04 | р. Тоймас; |
09:02 | справа начинается гарь; |
12:07 | база геологов из Кызыла, здесь тиши кончаются; |
13:07 | начало Бельдыкского каскада. Ориентир - крутая каменистая осыпь на правом берегу из камней черного цвета. Каскад представляет собой протяженную шиверу (2 - 2,5 км) с валами до 1 м, несильными прижимами и уловами. Б. к. можно условно, разбить на 3 участка. Первый - довольно мощная шивера - проходится по центру, маневрируя между камнями. С левого берега - невысокая отвесная стена, с правого - крутая осыпь из крупных серых окатышей. За шиверой можно зачалиться к левому берегу. Второй участок - от конической горки на правом берегу до устья р. Бол. Бельдык. Река делает крутой правый поворот вокруг горки, образуя прижим слева. За горкой - справа улово, затем крутой левый поворот и 100 метровая шивера с камнями и валами в правой части. В конце шиверы можно зачалиться к правому берегу. Следующие 500 м - плавный правый поворот и крутой левый. До устья Бол. Бельдыка простая шивера. Третий участок - от Бол. Бельдыка до конца каскада. На 700 метрах - большие и маленькие галечные острова. В конце участка достаточно сильные прижимы сначала влево, а затем - вправо. |
13:20 | р. Бол. Бельдык; первый участок Б. к. мы разведали по левому берегу, проходили кильватером, далее без разведки |
13:26 | конец Бельдыкского каскада; |
13:42 | Большая шивера. Валы более 1 м, перекаты, следуюшие друг за другом, без разведки (б/р) |
14:57 | пор. Ворота. Слив на прямом участке реки, скальная стенка высотой 15м справа, б/р. |
15:12 | пор. Прижимистый (Крутой). Расположен в 1,5 км за пор. Ворота. Перед порогом большой остров, на нем завал из деревьев. Левая протока прямая и неглубокая, правая огибает остров и бьет в правый берег - самый мощный прижим на Белине. Разведка по правому берегу. Страховать можно над прижимом и за ним с берега. Первый катамаран проходил правой протокой на кормовом траверсе, прижимаясь к острову, маневр усложнен отдельными камнями около острова. Второй катамаран шел левой протокой, протискиваясь между камнями. Глубина оказалась достаточной |
15:18 | зимовье на левом берегу; |
15:56 | река справа; |
16:21 | пор. Змейка ( у местных - Локоть). Зигзаг реки вначале вправо, затем влево. Валы до 1 м, прижимы слабые. До Кызыл-Хема простые шиверы и перекаты, течение до 2 м/с. |
16:23 | руч. слева; |
16:53 | река справа; |
16:56 | река слева; |
17:55 | дорога на Уш-Бельдир. Поселка с воды не видно. До него по дороге 6 км. Ориентир - 15 метровый треугольный утес левого берега, правый поворот. В поселке расположен местный курорт, радоновый источник, почта, магазин, аэродром. |
18:24 | р. Шишхид - Гол; |
р.Кызыл-Хем
19:10 | р. Кадрат, изба на лев. берегу; |
19:20 | зимовье, ручей слева; |
19:27 | приток слева; |
19:46 | пор. 1 Кызыл-Хема. Километра за 3 - 4 до порога по берегам реки начинаются "щеки", перед порогом навал влево, затем вправо. В пороге отдельные валы и бочки при достаточно широких проходах между ними, разведка - по правому берегу, но она не обязательна. Шли с просмотром правой частью русла кильватером. Необходимо учесть, что солнце после 15 часов бьет прямо в глаза и несколько затрудняет просмотр с воды препятствий Кызыл-Хема. |
Пор. 2 аналогичен предыдущему, особых примет не имеет. При прохождении его рама катамарана не выдержала испытания валами, сломалась поперечина. После короткого ремонта сплав был продолжен. | |
Пор. 3 и пор. 4 несложные, в русле отдельные скалы, локальные валы до 1,2 метра и бочки. Шли без просмотра. | |
Пор. 5 и пор. 6 несложные, локальные валы до 1,2 метра, огромные улова. Ниже пор. 6 - скала напоминающая голубя. Шли поочередно с короткой разведкой и страховкой с берега. | |
Пор. 7 несложный прижим к скалам левого берега, б/р. | |
Пор. 8 и пор. 9 основная струя в левой половине реки, в конце порогов скалы в русле. Валы до 1,3 метра, б/р. | |
Пор. 10 цепочка валов до 1 метра, б/р. | |
20:45 | пор. l0a (Интеграл или Кораблики). Ориентир - шивера, большая каменистая осыпь на правом берегу, резкое сужение реки заметное за 300 м до порога, низкие скалы справа, слева - высокие. Вначале - чистая струя с валами, далее расширение и левый поворот с навалом на отдельные скалы правого берега. Первый катамаран заходил правой частью русла, второй - левой, отгребаясь от прижима на входе. Оба варианта оказались выполнимыми. При просмотре препятствие оценивалось как более сложное. Шли по одному со страховкой с берега. |
21:26 | р. Арменкино; |
21:56 | памятник Е. Штобве на правом берегу; |
22:04 | р. Верх. Теректы; |
22:16 | р. Ниж. Теректы; |
22:22 | Пop. 11 |
22:25 | Пop. 12. Пороги 11 и 12 несложные, цепочки валов более 1 м, широкие проходы между камнями, б/р. |
22:45 | р. Илгэтэр; |
23:12 | р. Сарыг - Цезы, начало пор. 13 - 3 Черепахи большие округлые скалы в русле и на берегу, валы до 1,3 метра, отдельные бочки. Зачалились перед устьем Сарыг - Цезы на левом берегу, просмотрели заодно и начало пор. Желоб. Шли эти пороги заодно по одному экипажу. Первое судно страховалось с берега, второе - за пор. Желоб первым катамараном. |
23:14 | пор. 14 - Желоб: |
23:22 | пор. 15 - Желоб с котлом. Ориентир - справа сверху на стенке каньона - водопадик. Река делится пополам островом, валы до 1,5 м. Оба судна шли правой частью русла краем основной струи. Страховка с правого берега в улове. |
23:40 | р. Чул; |
24:06 | пор. 16 - узкий. Ориентиры: общее сужение русла, скальный остров. В пороге - высокая скорость течения, валы до 1,5 м, котлы. Просмотр по правому берегу. Шли по очереди, первое судно по основной струе, второе - в правой части русла. |
24:08 | руч. слева; |
24:20 | пор. 17. В центре реки - остров, валы более 1 м, б/р. |
24:22 | р. Кара - Хем; |
24:32 | р. Ходын; |
24:43 | Пор. 18. Два острова, валы более 1 м, б/р. |
Пор. 19. два скальных острова в русле валы до 1 м, б/р. | |
25:12 | изба справа; |
25:20 | р. Шар; |
25:51 | пор. 20; |
25:54 | пop. 21; |
26:06 | Пор. 22. Пороги 20 - 22 несложные, валы до 1,5 м, б/р. |
26:10 | изба, р. Тундус; |
26:34 | Поp. 23. Валы до 1,5 м на правом, а потом на левом повороте, хорошо читается с воды. Большие валы несложно миновать, идя в правой части реки, б/р. |
26:50 | пор. 24 - Бахаревский. Ориентиры: большой галечный остров, поворот направо, порог на левом повороте, справа на берегу обломок скалы. Валы более 1,5 м, отдельные камни, бочки. Шли поочередно со страховкой с правого берега. Оба судна начинали движение в правой части русла, в середине порога пересекали основную струю, дальше - у левого берега. |
27:17 | дер. Янзели (брошенная); |
27:32 | пор. 24а - валы до 1м, б/р; |
27:36 | р. Хунжюс; |
27:44 | стрелка Каа-Хема. |
р.Каа-Хем
28:30 | две избы справа на небольшом расстоянии друг от друга; |
28:54 | р. Хол-Даг; |
29:46 | дер. Унджей; |
30:43 | пор. Панфиловский. Расположен после крутого левого поворота реки на правом повороте. В русле два скальных острова, валы до 1,5м. Шли кильватером у левого берега после короткого просмотра. |
31:33 | пор. Васильевский. Ориентир - резкое сужение русла после относительно спокойного участка, на левом берегу обрывистые скалы, на правом - низкие гладкие камни. В центре порога пенная бочка, валы более 1,5 м, вдоль левого берега чистая струя с. валами более 1 м. Шли поочередно у левого берега. Первый катамаран шел только с самостраховкой, второй страховался с воды. Страховка с берега неэффективна из-за большой ширины Каа-Хема, это относится ко всем его препятствиям. |
31:45 | р. Мос; |
31:52 | справа жилища староверов; |
32:16 | дер. Чудралыг; |
ЗЗ:43 | пос. Усть - Ужеп; |
ЗЗ:46 | трос через реку; |
34:43 | пор. Байбальский. Самый мошный порог на маршруте. Перед порогом несколько километров слабого течения, при подходе видна кромка слива между цепочкой отдельно стоящих крупных камней, слышен низкий гул. Порог широкий (ок. 80 м) и длинный (ок. 800 м). Просмотр лучше производить левым берегом, хотя при затруднениях в выборе линии движения нужно осмотреть порог и справа. При прохождении этого препятствия часто недооцениваются его элементы. В пороге валы более 2 м, бочки до 2 м, котлы. Варианты пути многочисленны, у берегов меньше валы, но много камней, к середине порога приходится выбираться на середину потока. Оба катамарана шли сначала левой третью русла, затем по центру. Страховался с воды лишь второй катамаран. |
35:53 | пор. Шуйский; |
36:33 | пор. Улильхемские; в этих двух порогах пологие валы более 1,5 м, б/р. |
36:56 | пор. Москва. Длинный порог с островами, поворотами, валами до 1,5 м, особой сложности не представляет. Правая часть порога в отдельных отчетах называется порогом Каменушки из-за обилия камней. |
37:01 | пос. Эржей. Здесь обычно маршрут заканчивают, но поломка т/х "Заря" вынудила нас идти еще 52 км до Сарыг - Сепа. Скорость течения реки 2,5 - 3 м/с на протяжении всего участка. |
38:11 | трос; |
38:27 | дер. Бельбей; |
40:33 | пос. Бурэн; |
40:37 | паром; |
40:4б | дер. Бол. Грязнуха; |
41:28 | дер. Даниловка, паром; |
42:07 | пос. Сарыг - Сеп. Поселок расположен на правом берегу, автостанция недалеко от реки. |
Маршрут проходит по живописным районам Бурятии и Тувы, на всем протяжении по ненаселенным районам. Его можно разбить на 3 характерных участка:
- подход к началу сплава;
- сплав по малорасходной реке Белин-Бажен с большим уклоном;
- сплав по полноводным рекам Белин, Кызыл-Хем, Каа-Хем.
Пешая часть включает в себя простой участок до устья р. Даргыл. Дальнейший путь требует большего физического напряжения, идти. приходится в основном по болотам, заросшим карликовой березкой, через буреломы и водоразделы. Ориентирование в целом несложное, обратить особое внимание следует на поворот от р. Сарикта к перевалу Низкое место, чтобы не уйти в долину Бий-Хема.
Сплав по Белин-Бажену практически с самого начала требует от экипажей слаженной работы. Завалов на реке не было, но они возможны. Необходимо заранее отработать приемы быстрой чалки. Р. Белин имеет средние уклоны и расходы, особенностей в сплаве по ней нет. Реки Кызыл - и Каа-Хем отличаются большими расходами и шириной. Малоэффективна здесь страховка с берега, важно умение использовать приемы самостраховки, правильно оценить мощность отдельных элементов, препятствий: глазомер подводит большая ширина рек. Наиболее опасные препятствия маршрута: пор. Водопадный и Омега на Белин-Бажене, Прижимистый на Белине, Бахаревский на Кызыл-Хеме, Байбальский на Каа-Хеме.
Время похода выбрано наилучшее. Техническая подготовка группы оказалась вполне достаточной, и даже чувствовался некоторый запас. Аварийных ситуаций не создавалось. Физическая подготовка, благодаря предпоходным тренировкам, позволяла полностью выполнять график движения на пешей части.
В целом группа выполнила свои задачи. Все участники остались довольны маршрутом и взаимоотношениями в группе, наметили новые совместные походы.
Схемы:
1 Нижний участок реки Сенцаslazav: Схемы маршрута были очень плохо посканированы: во
многих случаях совершенно не читались названия. Поэтому я перерисовал
их, уточнив сомнительные места по тексту отчета и карте (М1:200000). В
случае расхождений (которые встречались очень часто) приоритет
отдавался информации со схем, затем из отчета. Название бралось с
карты, только если оно не читалось на схеме и не встречалось в
отчете.
схема 1;
схема 2;
схема 3;
схема 4;
схема 5;
схема 6;
схема 7;
схема 8;
схема 9;
схема 10.
Те же схемы в векторном формате (fig 3.2).
Понимая, что при таком подходе неизбежно возникли неточности, а возможно
и ошибки, предоставляю здесь и исходные схемы:
схема 1;
схема 2;
схема 3;
схема 4;
схема 5;
схема 6;
схема 7;
схема 8;
схема 9;
схема 10.
Схемы препятствий (к сожалению, доступны не все):
схема 11;
схемы 12 и 13;
схемы 14 и 15;
схемы 16 и 17;
схемы 18 и 19;
схемы 20 и 21;
схемы 22 и 23;
схема 26;