Московский городской центральный

туристский клуб

 

Отчёт

о водном туристском путешествии 5 категории сложности по маршруту:

г. Москва – г. Барнаул – пос. Катанда – устье р. Осиновка – устье р. Хазиниха – р. Нижний Кураган – р. Катунь – пос. Яломан – г. Барнаул – г. Москва

Район: Горный Алтай

Сроки путешествия: август 2003 г.

Маршрутная книжка: №1/4-512

Руководитель группы: Потапенко Андрей Анатольевич

 

г. Москва 2003 год


Содержание

Часть 1. Справочные сведения о путешествии

Паспорт маршрута

Список группы

Средства сплава

График движения

Подготовка к походу. Цели и задачи путешествия

Часть 2. Описание маршрута

Подъезд и отъезд

Пешая часть

Сплав по р. Нижний Кураган

Сплав по р. Катунь

Тактика движения на маршруте. Обеспечение безопасности

Часть 3. Выводы и рекомендации

Часть 4. Материальное обеспечение похода

Снаряжение

Смета расходов

Часть 5. Приложения

Картографический материал

Фотоматериалы

Список литературы

 

Часть 1. Справочные сведения о путешествии

Паспорт маршрута

Вид туризма – водный.

Район путешествия – Алтай.

Нитка маршрута: г. Москва – г. Барнаул – пос. Катанда – устье р. Караайры (Осиновка) – устье р. Хазинка – р. Нижний Кураган – р. Катунь – пос. Яломан – г. Барнаул – г. Москва

Средства сплава – три 2-х местных катамарана и один 4-х местный катамаран.

Категория сложности – пятая.

Протяжённость пешей части – 49 км.

Протяжённость водной части – 134 км.

Количество ходовых дней (активная часть) – 12 дней.

Время проведения путешествия – август 2003 г.

Количество участников похода – 10 человек.

Список группы

№№

п/п

Ф.И.О. участника

Опыт

Должность

1

Потапенко Андрей Анатольевич

Карагем-Аргут– 6у

Чаткал – 5р

Руководи-тель,

капитан кат 1

2

Потапенко Наталья Борисовна

Б.Зеленчук– 3у

Белая – 2(6)у

Зав. Хоз.

кат 1

3

Корнейко Владислав

Вячеславович

Урик-Хончин – 5у

Карагем-Аргут

– 6у

Капитан

Кат 2

4

Григорьев Андрей Геннадиевич

Жом-Болок

-Ока – 5у

медик,

кат 2

5

Широкова Галина Алексеевна

Хангарул-

Зун-мурин – 5у

Летопись, кат 2

6

Пивунов Дмитрий Иванович

Утулик –

Хара-Мурин – 5у

Урик – 5у

Фото, кат 2

7

Косульников Сергей Станиславович

Урик – 5у

Ка-Хем – 4у

Капитан кат 3

8

Косульникова Марина Леонидовна

Урик – 5у

Лепсы – 4у

Снаряженец, кат 3

9

Кирьяков Алексей Борисович

Урик – 5у

Лепсы – 4у

Капитан

кат 4

10

Бочаров Роман Вячеславович

Урик – 5у

Чаткал –5у

реммастер, кат 4

 

Средства сплава

Группа проходила водную часть маршрута на четырех катамаранах:

Кат1 – катамаран-двойка, типа “Рапира”, объемом 1000 л, длиной 3,8 м, шириной 1,9 м;

Кат2 – катамаран-четверка (банан) объемом 1900 л, длиной 5 м, шириной 2,0 м;

Кат3 – катамаран-двойка, типа “Гоша-2”, объемом 1200 л, длиной 4 м, шириной 1,8 м.

кат4 – катамаран-двойка, “Тритон-2”, объемом 850 л, длиной 4 м, шириной 1,8 м.

График движения

Дата

июля

День

пути

Участок маршрута

Дли-на

(км)

Кол-во ходовых часов

Примеча-ния

1

2

3

4

5

6

2-4.08

1-3

г. Москва – г. Барнаул

   

Поезд (самолет)

5.08

4

г. Барнаул – пос. Катанда

   

Машина

6.08

5

Пос. Катанда – устье р. Кыргыз

26

7

Пешком, рюкзаки на лошадях

7.08

6

Устье р. Кыргыз – устье р. Ешту - устье р. Караайры(Осиновка)

9

4

Пешком

8.08

7

Радиальный выход на разведку Иолдинского, Нулевого и Первого каньонов

14

3

Пешком

9.08

8

Стапель, разведка Второго каньона

     

10.08

9

Устье р. Хазиниха – конец Первого каньона

4

6

Сплав

11.08

10

Обнос Второго каньона, стапель, баня

     

12.08

11

Устье р. Караайры(Осиновка) – Устье р. Ешту(Алааскыр)

5

3

Сплав

13.08

12

Устье р. Ешту(Алааскыр) – п. №42

11

4

Сплав

14.08

13

П. №42 – п. №43 (Прорыв)

2

5

Сплав

15.08

14

П. №43 (Прорыв) – устье р. Н. Кураган – устье р. Аккем

48

7

Сплав

16.08

15

Устье р. Аккем – устье р. Чуя

43

6

Сплав

17.08

16

Устье р. Чуя – пос. Мал. Яломан

21

3

Сплав

18.08

17

Пос. Мап. Яломан – г. Барнаул

   

Автобус

19-21.08

18-20

Г. Барнаул – г. Москва

   

Поезд (самолет)

Итого активными способами передвижения: 183 км

 

Примечание. Участок от р. Хазиниха до конца Первого каньона проходили два катамарана №3 и №4, с экипажами №3 – Косульников, Пивунов и №4 - Кирьяков, Бочаров. Остальные участники обеспечивали страховку, фото и видео съемку.

Подготовка к походу. Цели и задачи путешествия.

Мысль сходить в летний поход именно на Алтай возникла еще в начале зимы и не подвергалась никаким сомнениям в течение всего времени подготовки к походу. Сложнее было с выбором реки. Хотелось пройти маршрут достаточно технически сложный, в относительно сжатые сроки и не выше 5 категории сложности (предварительный состав группы не позволял идти на шестёрку). В то же время речка должна была быть не столь популярна как Шавла или Чуя. В процессе изучения всех водных маршрутов Алтая выбор пал на Нижний Кураган–Катунь, как маршрут отвечающий нашим желаниям. Кроме того, выяснилось, что в 2002 году на Н.Кураган ходили наши знакомые, опытные туристы-водники под руководством А.Чумакова. Сплавлялись они на плоту от притока Ешту (Алааскыр) и в телефонном разговоре Алексей Чумаков охарактеризовал Н.Кураган как речку интересную, шуструю, а участок п.№42, п.№43 (“Прорыв”) как препятствие, которое может украсить любую пятерку.

Определившись с речкой, началась работа по поиску отчетов и упоминаний о прохождении Н. Курагана. В процессе изучения этих материалов мы столкнулись с ужасной неразберихой в географических названиях притоков и в определении места нахождения каньонов Н. Курагана. Так, некоторые группы начинали сплав от притока Ешту (Алааскыр) считали, что этот приток называется Осиновка и не могли понять, почему участок, по которому они сплавляются, называется Третьим каньоном.

Вообще, ошибки и нестыковки в описаниях реки Нижний Кураган заслуживают отдельного упоминания, которое мы и приводим ниже, начиная с наиболее значительных:

Названия левых притоков.

Если кое-кто из местных жителей называет Ешту Осиновкой (или наоборот?), то нет ничего удивительного в том, что подобные ошибки перекочевали в отчеты. Правильные названия главных притоков таковы (сверху вниз по течению реки):

Хазиниха, Караайры (Осиновка), Ешту (Алааскыр), далее везде.

2. В некоторых лоциях верхние каньоны сдвинуты на один приток вниз.

Судя по всему, это произошло из-за путаницы в названиях притоков (ошибка1).

3. Где начинается Нижний Кураган?

Стандартная 2-хкилометровая карта Алтая не дает ответа на этот вопрос.

При подготовке к походу нам встречались такие версии: а) Кураган начинается после слияния Иолдо и Хазинихи; б)Кураган начинается после впадения Осиновки; в) В отчете Немировского [4] Кураган течет даже выше впадения Хазинихи, т.е. после впадения реки Абиак в Иолдо.

В своем отчете мы придерживались версии а), т.е. Кураган начинается после слияния Хазинихи и Иолдо. Впрочем, если придерживаться другой версии, препятствия от этого не исчезнут.

4. Некоторые отчеты объединяют 1-й и 2-й каньоны в один каньон. Каньон выше устья Хазинихи в одних отчетах называют Иолдинским в других Хазинихским. Каньон ниже устья Хазинихи одни называли Нулевым, другие Станкин-Турист.

Сумел упорядочить эту неразбериху только Дмитрий Кувалин [2], в своем описании Нижнего Курагана в 2000 году, однако он начинал сплав только от Осиновки (Караайры), т.к. они хотели успеть еще и на Кучерлу, а описание Верхних каньонов он взял из отчетов В. Лысенко [1] и Немировского [4]. В 2002 году частично верхние каньоны прошел один катамаран-двойка из группы Ласкеева [3] в паре с двойкой из группы алтайских туристов. В своем отчете Ласкеев оценил Нулевой каньон как самое сложное препятствие на всем маршруте но, к сожалению, привел достаточно краткое его описание, а фотографий прохождения каньона нам вообще посмотреть не удалось.

Все вышеперечисленное нас очень заинтриговало и желание побывать на Нижнем Курагане, произвести разведку его верхних каньонов, а по возможности и пройти их, только укрепилось.

В плане технической подготовки участников похода были проведены следующие мероприятия:

половина участников похода на майские праздники выезжала на Кавказ и осуществляла сплав по реке Мзымта;

тем, кому не удалось сходить в весенний поход, и июне ездили в Ленинградскую область и тренировались на пороге р. Вуокса в пос. Лосево.

В плане материальной подготовки - для проведения глубокой разведки верхних каньонов и обеспечения страховки, помимо стандартного набора водного снаряжения, дополнительно взяли с собой:

два комплекта страховочных систем;

веревку основную 40 м.;

два спусковых устройства типа “восьмерка”;

жумар, кулачковый зажим, 6 карабинов;

комплект раций (2 шт.).

Примечание. Для удобства согласования с другими источниками в нашем отчете мы даем полные (двойные) названия притоков - Осиновка (Караайры), Ешту (Алааскыр), а на схеме указываем также двойные названия верхних каньонов.

Часть 2. Описание маршрута

Подъезд и отъезд

Подъезд

До Барнаула добирались двумя группами: три человека поездом Москва-Барнаул (плацкарт стоит 1300 р.), вторая часть летела самолетом до Барнаула (самый дешевый тариф туда обратно - 4800 р.). Встретились в Барнауле на привокзальной площади 5 августа в 10 утра местного времени (далее в тексте, кроме особых указаний – время местное, + 3 часа к московскому). Здесь нас ожидал микроавтобус “Газель” из Бийска.

При подготовке к походу мы договорились о транспорте с фирмой “Бийск Алтай Тур”, телефон в Бийске: (3854) 71-96-00; ivan@mail.biysk.ru ; http://www.bialtur.biysk.ru .

По дороге остановились в Бийске, заехали в офис “Бийск Алтай Тур” и оплатили машину - от Барнаула до Катанды 7000 рублей. Тут же договорились, что они пришлют за нами машину в Яломан вечером 17 августа, чтобы она (за 5000 руб.) отвезла нас в Барнаул и оставили залог 2000 рублей. Пополнив запасы в продовольственном магазине, поехали дальше.

В Катанду приехали в 22.00, уже было темно, и поэтому, немного поездив по поселку в поисках местных егерей (безуспешно), мы поехали к парому и встали на ночевку в роще недалеко от парома. Водитель уехал в Тюнгур, где у “Бийск Алтай Тура” есть своя турбаза.

Для того, чтобы подъехать к парому, необходимо не доезжая до поселка, перед кладбищем свернуть на поселочную дорогу уходящую в распадок в сторону Катуни, и эта дорога приведет прямо к парому. Ниже по Катуни есть еще один паром, но, переправившись на нем, попадаешь на правый (географический) берег Н.Курагана, что не подходит для нормальной заброски в верховья, т.к. тропа проходит по левому берегу.

Бывает, что весной сильным паводком уносит паром и, если до середины лета переправу не восстановят, то придется собирать катамараны для переправы через Катунь. Так, по рассказам местных, поступила группа, которая приехала на Н.Кураган на две недели раньше нас. Информацию о том, в каком состоянии находится паромная переправа, можно узнать в “Бийск Алтай Туре”.

Отъезд

Сплав был закончен в пос. Малый Яломан на р. Катунь. В конце поселка на полянке, недалеко от Чуйского тракта, разобрали катамараны, просушились и поставили лагерь. У нас заранее была договоренность, что вечером 17 августа в Яломан за нами приедет “Газель”, водитель переночует с нами и утром повезет нас в Барнаул. Но ни вечером, ни ночью машина не появилась – утром нас начали одолевать сомнения, там ли мы стоим. Выяснилось, что не там. Оказалось, что наша “Газель” приезжала вечером к устью реки Большой Яломан (примерно 2,5 км. от поселка Малый Яломан вдоль Чуйского тракта), немного постояла и в 8 часов вечера (?!!) уехала. Это - традиционное место остановки автотуристов, здесь же начинают сплав на рафтах коммерческие группы. Когда мы подошли туда в 8 утра, машины уже и след простыл. Мы остались без транспорта.

Мораль: договариваться нужно было, указав точное место на карте, а не ограничиваться устным описанием.

Пока ходили до устья Б.Яломана и обратно, упустили рейсовый автобус до Горно-Алтайска (в пос. М.Яломан примерно в 9 утра, следующий - через 3 часа), вышли на автобусную остановку и начали ловить попутный транспорт. Примерно в 11 часов остановился автобус ПАЗ, который ехал в Бийск, водитель которого согласился нас довезти. Это была большая удача. В Бийске на вокзале были в 18:00. Обошлось нам это в 150 руб/чел. (почти бесплатно).

В Бийске, как мы и ожидали, билетов на Московский поезд не было. Поэтому ребятам, которые должны были возвращаться в Москву на поезде, необходимо было добираться до Новосибирска. Последний автобус в Новосибирск (проезд 260 рублей) уехал в 17:30, пришлось договариваться с таксистами, чтобы они довезли по 400 рублей с человека. До Новосибирска они ехали 4,5 часа, билеты на поезд до Москвы купили без проблем и этой же ночью сели в поезд.

С вокзала в Бийске позвонили в организацию, которая присылала за нами в Яломан “Газель”. Они извинились, сказали, что вышла какая-то накладка и привезли к нам на вокзал залог (2000 руб.), который мы им оставляли при предварительной договоренности.

В Барнаул уехали на последнем рейсовом автобусе в 19:30 (проезд 130 руб.). На вокзале в Барнауле были в 22:00, взяли такси до аэропорта (200 руб./машина), переночевали в аэропорту в зале ожидания на втором этаже и утром улетели в Москву.

Пешая часть

Как уже упоминалось выше, близ поселка Катанда расположены 2 парома через Катунь. Переправившись на пароме, расположенном выше впадения Курагана в Катунь, вы попадаете на левый (по течению реки) берег Курагана.

Основная тропа в верховья Курагана проходит вдоль левого берега. На двухкилометровке обозначена ещё и тропа вдоль правого берега, однако, как нам стало ясно из отчета Кувалина [2], подъем вдоль правого берега гораздо более сложен.

Если идти по левой тропе, длина пешей части, от парома до устья Караайры(Осиновки) составит примерно 37 километров. В плане облегчения пешей части маршрута можно поступить двояко. На первые 10-12 км можно попытаться нанять в Катанде полноприводный автомобиль или трактор, далее рюкзаки нести на себе. А можно там же, в Катанде, арендовать лошадей, на которых можно погрузить рюкзаки, а самим пройти почти весь участок налегке. Мы пошли по второму пути.

Заметим, однако, что во время покоса довольно трудно нанять как машину, так и лошадей, поскольку в этот период мобилизовано почти всё, что движется. Если вы не договорились заранее, лучше быть готовыми к пешке.

Стоимость аренды лошадей (с проводником) на момент нашего похода была в пределах 400-500 руб. за лошадь в день. Однако за подъем до Караайры–Осиновки (с лошадьми - два полных дня ходу) проводники просили платы за три полных дня, по всей видимости, с обратной дорогой. Мы сочли это слишком дорогим удовольствием и остановились на заброске до Ешту(Алааскыр), куда соответственно полтора дня ходу, а оплачивается два дня. От Ешту мы решили нести груз сами.

Ещё в Москве мы узнали, что в Катанде живут два егеря Иван Козлов и Павел Шишкарев, и с ними можно связаться по телефону (388-48) 29-3-23 (это телефон соседей Козлова, кажется, единственный в поселке). Позвонив из Москвы, мы предупредили Ивана Анатольевича, что приедем в Катанду 6 августа утром, он пообещал нам найти лошадей, но сказал, что в этот день он будет на кордоне, а в поселке будет его напарник Павел.

Рано утром 6 августа мы вышли из лагеря и на попутном УАЗике (местный участковый возвращался с охоты) доехали до дома егеря Павла Шишкарева.

Павел нас ждал и сказал, что в 10 часов он с лошадьми будет у нас в лагере. Нам же предстояло перепаковать рюкзаки так, чтобы их удобно было привязывать на лошадь. В 10:30 мы были готовы, однако наш проводник немного задержался, и нагружать лошадей мы начали только без четверти двенадцать. Примерно в час дня мы переправились на другой берег и пошли по тропе вдоль левого берега Н.Курагана (фото1). Первые километров 10 после парома тропа представляет из себя грунтовую дорогу. Далее идет довольно набитая конная тропа. Выше ручья Громатуха тропа сильно разбита, особенно это ощущается в сырую погоду.

Сколько лошадей арендовать? Мы исходили из расчета 2 рюкзака на лошадь, т.е. 5 лошадей на нашу группу. Груз нужно перераспределить так, чтобы рюкзаки были примерно равны по весу и объему. Однако на двух из пяти лошадей кроме груза ехали седоки. Поэтому 4 рюкзака были легче остальных шести. Эти две лошади в сумме несли по 120-130 кг, остальные три - примерно по 80.

Через два часа ходу пересекаем первый ручей Золотой Ключ. Обедаем. Ещё через сорок минут – Громатуха. В основном тропа идет вдали от берега и подходит к речке только в двух местах: в месте разбоев и районе порога Б. Притор (40 мин. хода от Громатухи). В 21:15 уже в темноте подходим к избе в районе р. Кыргыз и встаем на ночлег.

Павел рассказал нам, что обе избушки, в устье Кыргыза и в устье Хазинихи, построены силами егерей. Стоит отметить, что через все левые притоки Н.Курагана, включая Хазиниху, теперь есть мосты, либо поваленные деревья (фото 2). Это, кстати, тоже их рук дело.

Чистое ходовое время от парома до р. Кыргыз (налегке) около 7 часов. У избушки тропа разделяется на две, одна из которых уходит вверх по Кыргызу. Возле избушки ровных мест для палаток нет, но если спустится вниз к Н.Курагану, там есть хорошая стоянка.

За следующий день (7 августа) мы преодолели участок до Караайры (Осиновки). Между Кыргызом и Ешту (Алааскыр) – затяжной подъем, около полутора часов ходу. Ешту впадает в Кураган двумя руслами. В устье тропа опять выходит к берегу. На берегу есть оборудованная стоянка. Здесь мы расстались с Павлом Шишкаревым и лошадьми. В итоге, лошади сэкономили нам один день пешки.

Пообедав, мы перепаковали рюкзаки обратно в “ходовой вид” и двинулись дальше. Поначалу тропа идет по низу, затем начинается крутой, затяжной подъем на бом (в обход Третьего каньона), пожалуй, самый тяжелый на протяжении всего пути. С вершины бома открывается живописный вид на устье Караайры (Осиновки) и конец Второго каньона с завалами в выходном пороге (Фото 9). От Ешту до Караайры (Осиновки) мы шли 3 часа. Хорошая стоянка есть на левом берегу Караайры (Осиновки) чуть выше моста, где мы и сделали базовый лагерь

Следующий день (8 августа) было решено посвятить просмотру реки на участке выше Караайры(Осиновки). Утром, оставив в базовом лагере дежурных, мы вступили на территорию заповедника “Катунский” (фото2).

Государственный биосферный заповедник “Катунский” существует с 1991 года. В долине реки Н.Кураган его территория простирается выше реки Караайры(Осиновки). На территории заповедника запрещено пребывание без специального пропуска; нельзя также рубить деревья, жечь костры и т.п., о чем и свидетельствуют таблички “стоянка запрещена”, установленные на местах бывших стоянок. Пропуск можно оформить в конторе заповедника, которая находится в Усть-Коксе. Адрес: 649490, Республика Алтай, с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1. Тел.: (38848) 22 9 46.

E-mail: katunskiy@mail.gorny.ru

Охранная зона заповедника в долине Курагана находится между притоками Кыргыз и Караайры (Осиновка). В охранной зоне пребывание без пропуска разрешено, но нельзя рубить живые деревья (в т.ч. для постройки судов).

Сами мы оформлять заранее пропуск в конторе не пробовали, т.к. не были до конца уверены в том, что сплав будем начинать выше Осиновки. Поэтому, когда было принято решение проходить нулевой и первый каньоны, нам пришлось купить “пропуск” у егерей.

Обошлось нам это в: пребывание в заповеднике 8 чел. полдня (просмотр каньонов) плюс сплав 3х катов (2 дня) = 1120руб. После оплаты егеря скозали нам, что для постройки судов можно использовать молодой березняк, но только рубить его не рядом с тропой (т.к. их тоже проверяют).

Первые 200 м тропа идет вдоль Караайры (Осиновки), затем уходит к Курагану. Далее на всем участке до Хазинихи тропа выходит к реке только дважды: между 0-м и 1-м каньонами, затем перед 0-м каньоном. Подъем по тропе в верховья Н. Курагана относительно прост, и за 1ч.15мин. мы прошли (налегке, конечно) до начала Нулевого каньона (устья Бочанихи). Однако, просмотр всех верхних каньонов чрезвычайно затруднен из-за отсутствия тропы на берегу и требует весьма длительного пребывания в заповеднике. Фактически, нам потребовался целый день на просмотр Нулевого и последнего километра Иолдинского каньонов и ещё полдня 9 августа на Первый и Второй каньоны. О том же пишет в своем отчете Владимир Лысенко [1]: “…руководителю группы, например, для того, чтобы пройти 0 каньон (его длина примерно 1.2-1.5 км) вдоль береговой линии... потребовалось 5 часов”

Бочаниха оказалась двумя небольшими ручейками. С тропы видно довольно мощную шиверу. От этого места до Хазинихи - около километра. Через Хазиниху и Иолдо есть мосты; на стрелке – избушка егерей. Здесь мы повстречали И. Козлова с двумя его напарниками. После короткого разговора с ними мы решили осмотреть ещё и Иолдинский (Хазинихский) каньон.

Ошибочно посчитав, что тропа по мосту переходит на правый берег, мы пересекли р.Иолдо. Тропы, однако, там не было, зато были пасущиеся лошади. Вернувшись на левый берег, мы нашли тропу, которая едва угадывалась. В каньоне мы увидели следущее:

Иолдинский (Хазинихский) Каньон. Иолдо имеет примерно такой же расход, что и Хазиниха, кубов 10-12. Вверх от моста начинается ущелье (фото 4) с непрерывной шиверой и заметным на глаз уклоном (более 30м/км). Это конечный участок Иолдинского (Хазинихского) каньона. На протяжении примерно километра наверх от устья на фоне шиверы авторы отчетов [1], [3] традиционно выделяют 3 порога: Иолдинский притор, шивера Зубастая и Иолдинская мельница, конечный порог каньона. Но при нашем уровне воды выделение порогов на фоне шиверы нам показалось весьма условным, а сама шивера была сильно загромождена обилием надводных и полуобливных камней. В целом мы оценили увиденный участок как интересный, но не представляющий принципиальной сложности для опытного экипажа. Зато порог, который мы увидели выше описанного участка, примерно в километре с небольшим от устья, показался нам как минимум сложным (Фото 3). При нашем уровне воды он был непроходим. Идентифицировать порог мы не смогли. Сначала мы приняли его за Иолдинский Притор, но вернувшись в Москву и сверившись со всеми доступными описаниями Иолдинского каньона, мы поняли, что это не так. По всей видимости, он относится к концу первой половины каньона, о которой Владимир Лысенко написал следущее: “..Иолдинский каньон - крайне серьезное препятствие … Его длина - более 2 км. В среднюю воду, за исключением последнего километра, фактически непроходим. Куча ступеней-непроходов…. За редким исключением, ступени следуют друг за другом через десяток метров…Лишь на последнем километре каньона берега становятся менее отвесными, и начиная от острова в среднюю воду можно начать сплав. Весь же Иолдинский каньон можно пройти только в максимально большую воду…”

Выше упомянутого порога мы ничего не видели. Сплав решили начинать от устья Хазинихи.

Определившись с местом начала сплава, мы отправились обратно, к Осиновке (Караайры), чтобы по дороге детально просмотреть Нулевой, Первый и Второй каньоны. Однако до вечера мы успели просмотреть лишь Нулевой, потратив на него не менее 4-х часов.

Вечером, ещё раз оценив наши силы, решили проходить Нулевой и Первый каньоны двумя экипажами: Алексей Кирьяков, Роман Бочаров – Кат4 и Сергей Косульников, Дмитрий Пивунов на Кат3. На следующий день, 9 августа эти ребята отправились к Хазинихе собирать свои катамараны (на схеме - точка “начало сплава”), остальная часть группы занималась просмотром 1-го и 2-го каньонов, определила места береговой страховки в Нулевом каньоне и начала стапель Кат1 и Кат2 в устье Караайры (Осиновки).

Многие группы, посетившие речку до нас, испытывали трудности с поиском места стапеля вблизи устья Осиновки. Вышеупомянутая хорошая стоянка у моста через Осиновку (Караайры) неудобна в качестве начала сплава. Небольшое местечко есть на левом берегу Курагана, чуть ниже впадения Осиновки, про которую Александр Ласкеев пишет: “слишком мало места, хватит от силы на пару катов-2”. Мы же собирали на этом месте кат-2 и кат-4 и считаем, что при желании 3 катамарана-двойки здесь уместить можно, а вот лагерь лучше оставить на стоянке у моста, как мы и сделали. Другой вариант - выше Осиновки на выходе из Второго каньона, где стапелилась группа, в которой был Ласкеев. Проблема - отсутствие тропы к этому месту плюс заповедник.

Что же касается пребывания в заповеднике, то незамеченными могут остаться путешествующие по правому берегу, находящиеся в каньоне и другие туристы, не появляющиеся на основной тропе. Всем остальным избежать встречи с работниками заповедника вряд ли удастся.

Результаты просмотра каньонов Первого и Второго оказались следующие:

Первый Каньон. Длина Первого каньона около 400 метров, вначале каньона подряд три слива 1-1,5 метра с бочками и валами, далее до конца каньона спокойный участок. Между Первым и Вторым каньоном есть удобное место для чалки и выхода на тропу;

Второй Каньон. Второй каньон начинается через 100 метров после Первого и заканчивается в устье Караайры(Осиновки). Длина его 600 метров. На первых 300-х метрах – относительно мощная шивера со сливами до полутора метров (фото 6), далее река сжимается скалами, уклон значительно увеличивается, в русле появляется много крупных скальных обломков, между которых вода скачет водопадными ступеньками по 3-4 метра. Проходы между камнями иногда не более 1,5 метров (фото 7 и 8). На последних 100 метрах каньона скалы с правого берега отступают, камней в русле меньше, но в пороге на выходе из каньона в сливах могут быть бревна (фото 9).

Примечание. Для просмотра верхних каньонов Нижнего Курагана горное снаряжение, которое мы брали с собой, готовясь к походу, не потребовалось.

Сплав по р. Нижний Кураган.

10 августа. Уровень воды в Н.Курагане средний, на участке от Хазинихи до Караайры (Осиновки) расход 20-25 м3/с. От устья Хазинихи до начала Нулевого каньона примерно 1 км сплава. На этом отрезке первые 600 метров - шивера средней сложности, далее река несколько успокаивается, и перед Входным порогом Нулевого каньона можно зачалится на левый берег. Ориентир – заметное с воды скальное сужение.

Нулевой Каньон. Длина примерно 1,2 километра; несомненно, это самое сложное препятствие на маршруте. В каньоне можно выделить пять основных препятствий, каждое из которых не менее 5 к.с. - порог Входной, участок Прямой, участок Кривой, порог Водопад, порог Выходной(см. схему).

Входной порог состоит из двух ступеней. Первая ступень начинается двумя полутораметровыми косыми сливами, через 15 метров в центре русла большой камень, основная струя бьет в этот камень и уходит в правый проход между камнем и скалой, в проходе сильный прижим к скале. Слева от камня чистый слив 1,5 метра, но для того чтобы в него попасть, надо хорошо поработать. Первый прошел кат4, удачно выполнил маневр (фото 10) и зачалился в улово у левого берега перед второй ступенью. Кат3 так же успешно прошел и зачалился в том же месте (фото 11). В этом месте можно спустится к воде и организовать страховку с берега. Вторая ступень Входного порога начинается через 30 метров после первой. Она представляет из себя серию сливов 1-1,5 метров в коридоре между камней, длина ступени 50 метров. Далее на протяжении 300 метров участок несложной шиверы. При заходе во вторую ступень из-за несогласованности действий экипажа (все-таки первый день сплава) Кат4 левым бортом прижало к камню и в момент перевернуло. Кат3 рванул вдогонку на помощь, но Кирьяков и Бочаров достаточно быстро залезли на перевернутый катамаран и самостоятельно зачалили его к правому берегу после второй ступени (фото 13). В итоге оказалось потеряно одно весло.

Через 300 метров после Входного порога, за левым поворотом, начинается участок, условно названный “Прямой”. Длина участка примерно 300 метров, характерен большим уклоном, обилием обливных камней и сливами 1-1,5 метра в узких проходах между камней (фото 14). Заканчивается Прямой мощным пологим сливом (фото 15). Просмотреть весь участок из каньона нет возможности, желательно чтобы сверху был сигнальщик или человек, имеющий связь по рации с экипажами. Первым прошел участок Прямой кат3, вторым кат4.

Практически сразу за пологим сливом, которым заканчивается участок “Прямой”, начинается участок, условно названный “Кривой”. Ориентиры – отвесная скальная стена подходящая вплотную к воде с правого берега, чалка для просмотра в улово у левого берега. В этом месте можно спуститься к воде для организации береговой страховки. Длина участка Кривой примерно 100 метров. Начинается косым сливом 2 метра у правого берега (фото 16), вторая ступень начинается через 20 метров – закрученная струя после слива 1,5 метра бьет под нависающую над водой скалу (в карман) у правого берега (фото 17). Третья ступень (через 30 метров после второй) – косой слив 1,5 метра между камней в центре русла (фото 18). Первым прошел участок Кривой кат3, вторым кат4, вторую ступень оба катамарана прошли по мелкой протоке вдоль левого берега.

Далее на протяжении 300 метров - относительно несложный участок. На плавном правом повороте с левого и правого берега стоят ворота - два огромных скальных обломка (фото 19). Это – хороший ориентир порога Водопад, который находится примерно через 150 метров на следующем правом повороте.

Порог Водопад – ступенька через всю реку с перепадом 3 метра, за сливом мощный котел. Для просмотра лучше зачалиться к правому берегу, с левого же берега есть возможность спустится к воде для организации береговой страховки. Чистый слив в пороге ближе к левому берегу, в правой части слива видны обливные камни. Первым порог Водопад прошел кат3 (фото 20) и зачалился у левого берега, кат4 после прохождения порога (фото 21) зачалился там же.

Порог Выходной начинается через 30 метров быстротока после Водопада. Для просмотра Выходного порога, ребята перечалились на правый берег. Длина порога примерно 70 метров. После 30 метров разгонной шиверы - метровый слив в воротах между камней, далее струя наваливается на большие камни в центре и разбивается на две струи:

правая - крутопадающий слив между камней, ширина прохода в ней на пределе габаритов катамарана;

левая струя поворачивает на 70 градусов и проходит вдоль левого берега через серию сливов 1-1,5 метра.

За порогом Нулевой каньон заканчивается, идет 50 метров относительно спокойного быстротока, где легко можно зачалить катамаран, как к левому, так и к правому берегу и поставить береговую страховку. Кат4 первым прошел Выходной порог (фото22) по левой струе и причалился к левому берегу, кат3 тоже удачно прошел порог (фото 23), повторив линию движения кат4.

Между Нулевым и Первым каньонами шивера 4 к.с., длиной 1 км. По середине шиверы галечный остров, правая протока мелкая, а в левой пологая горка с поворотом в конце горки струи на 90 градусов. Немного отдохнув и перекусив сухим пайком, ребята прошли сходу шиверу и остановились перед Первым каньоном.

Первый каньон начинается на плавном правом повороте, чалка для просмотра начала каньона к правому берегу, после небольшого порожка на левом повороте. Длина каньона около 400 метров, вначале каньона подряд три слива 1-1,5 метра с бочками и валами, далее до конца каньона спокойный участок. Кат3 и кат4 прошли каньон тандемом и зачалились на каменистой отмели у левого берега (фото 5) перед началом Второго каньона.

11 августа закончили стапель кат1 и кат2, обнесли кат3 и кат4 от начала Второго каньона к устью Караайры(Осиновки) и устроили баню.

12 августа. За последние два дня не было ни одного дождя и поэтому уровень воды в Нижнем Курагане понизился. Хотя после впадения Караайры (Осиновки) расход воды стал примерно 30-35 м3/с, заметно, что он немного ниже среднего.

С утра свернули лагерь, упаковали веши и подготовили катамараны к сплаву. Далее все катамараны шли с изначально заявленными экипажами.

От устья Караайры(Осиновки) шли по лоции Дм. Кувалина [2], лоция написана очень хорошо, и поэтому мы решили взять её за основу нашей лоции.

Сразу после впадения Караайры (Осиновки) Нижний Кураган течет в каньоне с высокими скальными берегами (тем не менее, кое-где можно ходить по берегам вдоль воды). Это Третий каньон; длина примерно 2,5 км.

Третий каньон Каньон представляет собой практически сплошную шиверу-порог с фоновой сложностью III. Как и авторы [2] и [3], мы считаем, что старые отчеты описывают каньон излишне подробно. Над фоном достаточно выделить две ступени: входная, Рекрут, и выходная, Каскадер. Еще в 1-2 местах в середине каньона река с наплыва не просматривается, эти препятствия тоже стоит просмотреть. Все остальное вполне можно идти сходу.

В 200 метрах после устья Осиновки находится входная ступень - порог №2 "Рекрут". Его длина - 30…40м, ключевое место в конце - метровый слив через гряду валунов. Категория сложности порога - IV.

Для просмотра порога мы перечалились на правый берег, после просмотра прошли со взаимной страховкой.

Далее одна за другой следует несколько мощных шивер, по нумерации Болотова №№ 3..13. В среднюю воду в числе этих шивер-порогов есть 2-3 ступеньки с выраженными сливами высотой до метра. Сливы, впрочем, не очень сложны.

Однако при прохождении этого отрезка в быстром темпе надо соблюдать аккуратность. В конце каньона на одном из слепых поворотов расположена заметно более сложная ступень, требующая обязательного просмотра.

Это порог №14 "Каскадер". Ориентиром порога авторы [2], [3] называют правый приток (Арояк), впадающий метров за 200 до начала порога. Мы же этого притока не видели, (??) хотя и искали. Зачалились, когда увидели: впереди поворот, река с наплыва не просматривается. “Каскадер” находится на s-образном повороте, сначала левый поворот, затем правый. Длина порога - 100…150м. Он начинается короткой шиверой. На первом, левом, повороте стоит большой камень (троллейбус), делящий реку на две части. Перед троллейбусом есть чалка на правый берег, после него - на левый. Основная ступень порога находится на правом повороте, где поток переливается через гряду камней, делясь при этом на три части. Правый и левый сливы сильно уже центрального. Центральный слив довольно опасен, в нем острые камни, перепад около 2.5 метра, за сливом – пенный котёл. Далее все струи собираются вместе, и река продолжает достаточно круто падать через серию локальных бочек на протяжении еще 10-15 метров.

Дм. Кувалин в своем отчете [2] оценивает сложность порога следующим образом: вдоль левого берега - IV…IV+, вдоль правого берега с прыжком между камней справа от слива - IV+…V-; проход по центральному сливу - V…V+. При нашем уровне воды, вдоль правого и левого берега пройти можно было только, если в начале порога проталкивать катамаран (веслами и ногами) через обливные камни, что и было сделано Кат1 и Кат2 вдоль правого берега, Кат3 вдоль левого берега. Экипаж Кат4 обнес рюкзаки за порог и на разгруженном катамаране прошел центральным сливом (фото24).

За порогом следует участок шивер II…III категории сложности длиной 400-500м. Затем – конец каньона. За каньоном на левом берегу – мелкий приток.

Далее, на протяжении чуть больше километра до устья Ешту (Аллааскыр) – шиверы и разбои. Незадолго до впадения Ешту расположен порог № 18 "Аллигатор". Это мощная сбойка струй. Просмотр не нужен, идется сходу.

На стоянке в устье Ешту мы встали на ночевку. В сумме на прохождение участка р.Осиновка — р. Ешту у нас ушло 3.5 часа.

На следующий день, 13 августа, мы прошли отрезок от р. Ешту(Аллааскыр) до порога № 42.

В 20 мин ходу от устья Ешту на плавном левом повороте расположен порог №28 Базовый. Ориентиры: большой галечный пляж по правому берегу, скальное сужение. Порог представляет собой длинную мощную шиверу. Многочисленные камни в русле, высокие (до 1 м) валы и локальные бочки. В конце отрезка - метровый косой слив через гряду валунов с довольно мощной бочкой. Длина порога около 400м, сложность IV-…IV. Мы этот порог просмотрели (с правого берега), что и советуем делать другим группам.

Далее долина расширяется, и на протяжении 10 минут сплава следуют разбои. После того, как все протоки соберутся в одно русло, начинается мощный шивера-порог №34 “Снежный”. (В старых отчетах этому отрезку соответствует порог №34 “Снежный”, шивера №35 и порог №36 “Верблюд”.) Порог аналогичен предыдущему. Длина порога 300-400м, сложность IV-. Этот порог мы шли сходу.

Далее примерно минут 5-7 сплава опять идут разбои. Отрезок заканчивается большой суводью на левом повороте. Сразу за суводью начинается порог-шивера "Кыргыз" (№40). Препятствие аналогично порогу №28 и характеризуется заметным уклоном, большим числом камней в русле, жесткими (~1м) валами, довольно мощными бочками. Все время требуется маневр. “Кыргыз” заметно длиннее Базового, его длина не менее 800м. Речка Кыргыз впадает примерно в середине порога. Порог мы также шли сходу, но в устье р. Кыргыз кат4, который шел первым, встал в тень крупного камня у левого берега и подстраховал остальные экипажи. Сложность порога мы оцениваем как IV.

Далее на реке 3-хкилометровый участок разбоев. Здесь надо соблюдать осторожность, так как в 2-3 местах нам попались заломы и “расчески” из деревьев.

Сразу после того, как все протоки собираются в одно русло, лучше остановиться для просмотра. В этом месте на левом повороте с правого берега впадает ручей (Ермошка). Справа над распадком видна лысая горная вершина (г. Ермак). Это – ориентиры порога №41, предпоследнего перед препятствием №43 “Прорыв”. Здесь мы вылезли на берег и пошли смотреть.

На отрезке ~ 200-300м от ручья до начала порога №43 “Прорыв” находятся 2 коротких порожка II+…III категории сложности (препятствия №41 и №42). Оба порога представляют собой шиверы с большим количеством полуобливных камней, локальными бочками, небольшими сливами. Второй из них несколько проще. Далее 60м быстротока, расширение русла на некрутом левом повороте. В центре русла находится многолетний завал - это фактически начало порога №43 "Прорыв".

Посмотрев порог №41, мы перечалили катамараны к левому берегу между порогами № 41 и №42. В этом месте находится последняя перед “Прорывом” стоянка. Порог №42 мы проходили вместе с первой ступенью порога №43 Прорыв, т.к. непосредственно перед порогом №43 чалиться неудобно, хотя можно.

Чалиться для просмотра порога и обноса вещей лучше на левый берег. Тропа идет вдоль берега сначала вдоль воды, потом в районе 1-й ступени “Прорыва” - по курумнику; далее до конца порога она теряется в паре мест. В нашу воду также можно было ходить по камням вдоль воды на протяжении почти всего порога.

В этот же день вечером мы просмотрели порог №43 “Прорыв” целиком, а на следующий день, 14 августа, приступили к обносу вещей, организации страховки и, собственно, прохождению порога, которое заняло у нас около 6-ти часов.

1-я ступень порога №43 “Прорыв”.

Река делится надвое многолетним бревенчатым завалом в центре русла. Основная струя образует бурный более чем метровый слив под левым берегом, а справа от завала вода прорывается через многочисленные каменные гребенки. Постепенно почти вся вода собирается под левым берегом и после короткой разгонной горки (фото 29) падает в косой слив высотой в 1,5м (фото 28).

После слива вода наваливается на валуны у левого берега и смещается к центру. Через 15м отраженная от валунов струя образует еще один слив высотой более метра, осложненный косым валом. Далее следует еще 2-3 ступени сливов высотой до 1 метра (фото30), мощь струи ослабевает, и, маневрируя между камней, можно зачалиться у левого берега.
Чистое прохождение ступени требует точного маневра.
Длина ступени - примерно 200м, категорийность - V.

За ступенью около 50 м быстротока.

2-я ступень

Струя, упираясь в камни в середине реки, делает резкий поворот к левому берегу и стекает метровым сливом через гряду камней (фото 31), за ним русло плавно поворачивает направо. Через 30м после слива расположена горка со стоячими валами и несильным навалом на камень-троллейбус у левого берега.

Далее струя огибает большой валун в центре струи (фото 32 ), и еще через 50м следуют 3 слива подряд. Расстояние между сливами примерно по15 метров. Высота каждого слива – 1-1,5 метра (фото 33), за сливами - достаточно глубокие бочки, в нашу воду - умеренно жесткие. Сливы осложнены зубьями, перед последним сливом сильный прижим к камню у правого берега (фото 34).
Общая длина ступени - 200 м., категорийность - V.

За ступенью следует 70 метров быстротока.

3-я ступень.

Длина примерно 30м, на прямом участке бурная горка со стоячими валами, перепад 2-2,5м. Сложность - III.

Затем 80 метров быстротока.

4-я ступень

Расположена на S-образном участке русла. Начало и конец отрезка несколько проще, середина осложнена большим уклоном и запутанными проходами между многочисленными полуобливными камнями (фото 35, 36), сливами до 1 метра и жесткими косыми валами.
В ступени есть две выраженные струи. Одна, побольше, идет ближе к правому берегу, поменьше - под левым берегом. Проходимы обе, но левая - попроще, а правая - поинтереснее.
Длина ступени 400-500 м, категорийность - IV…IV+.

Далее струи сливаются, образуя большой улов у левого берега.

5-я ступень

За уловом река поворачивает направо, и струя снова раздваивается. В центре русла расположен крупногалечный остров. Основная струя идет под левым берегом (фото 37). Она заканчивается достаточно бурной горкой и сливом высотой около метра с прижимом к камню у левого берега. В правой протоке - шивера средней сложности, заход в правую осложнен камнями. Длина ступени примерно 150 м, категория сложности – III…IV. На этом порог №43 заканчивается, на левом берегу хорошее место для стоянки.

15 августа нами был пройден заключительный участок реки Н. Кураган, а также участок реки Катунь от устья р. Н.Кураган до устья р. Аккем.

Ниже “Прорыва” долина выполаживается, начинается участок разбоев с несложными шиверами. Через 20 минут хода от конца “Прорыва” находится порог №50 “Большой Притор” Ориентир – скальное сужение на плавном правом повороте. Длина порога – 30-40м. Порог представляет собой несколько пологих сливов, расчлененных крупными обломками скал. Сразу за сливами - глубокий омут в отвесных скальных берегах. Просмотр желателен, т.к. требуется маневр. Мы просматривали с левого берега. Все экипажи прошли чисто (фото 38). Сложность порога мы оцениваем как III.

После порога на реке снова разбои. В разбоях попадаются простые шиверы. Километров через 5 начинается шивера-порог №53 “Венец”. Порог очень длинный, более 1км, заметный на глаз уклон, много камней в русле, валы и локальные бочки. В целом шивера несложная (на уровне III к.с.), идется сходу. Незадолго до шиверы “Венец” находится ещё одна короткая (метров 100) простенькая шивера, по нашей воде очень мелкая и засоренная камнями.

После порога ещё несколько километров – шиверистый участок, где река продолжает оставаться относительно сложной, II..III- к.с. Постепенно уклон выполаживается, шиверы упрощаются, затем и вовсе исчезают, и на протяжении 4-5 километров до р.Катунь следуют разбои. На последних 2-х километрах открывается чудесный вид на горы на другом берегу Катуни. По мере приближения к Катуни протоки становятся совсем мелкими, однако, при правильном выборе проток, проводки понадобятся лишь в двух-трех местах. Дерево нам попалось только одно. В одно русло протоки собираются только перед самой Катунью. В два часа дня мы выплыли в Катунь (фото 39), затратив на сплав от “Прорыва” 3 часа.

Сплав по р. Катунь.

Уровень воды на р. Катунь нами оценен как средний. Скорость течения ~7км/ч. На участке реки от устья Н.Курагана до поселка М.Яломан есть только одно препятствие, заслуживающее внимания, это “Аккемский прорыв”, он же “Аккемская труба”, III к.с. Кроме этого порога, на отрезке препятствий нет, за исключением, пожалуй, простого порога “Ининский” и совсем уж простых шивер и перекатов.

В устье Курагана есть хорошая стоянка, но мы на ней не задержались, а решили пообедать на стоянке вблизи поселка Тюнгур, т.к. там все равно планировали остановиться.

До Тюнгура от устья Курагана километров 12; мы были там через полтора часа сплава в стиле “бревно”. Встали на обед на правом берегу. Рядом турбаза, поэтому довольно людно. В поселке есть мост через Катунь, телеграф, минимум два магазина.

Ниже Тюнгура начинаются скальные берега, местами высокие, и стоянки нам не встречались вплоть до устья р. Аккем, куда от Тюнгура примерно 2,5 часа сплава (около 20км). В итоге встали на правом берегу ниже устья Аккема. Стоянка хорошая, но перед берегом – мелкая илистая протока, отделенная от Катуни длинным узким островком. (Как мы узнали позже, в этом месте есть ещё стоянка на левом берегу Катуни выше устья Аккема.)

16 августа, прохождение порога “Аккемский прорыв”, сплав до устья р. Чуя.

Пор. “Аккемский прорыв”. От стоянки в устье Аккема до начала порога 15-20 минут хода. Ориентиры: левый поворот и скальное сужение, перед сужением – ручей-водопад по правому берегу. Порог находится в каньоне с высокими скальными берегами и шириной около 10м. Длина порога около 2км. Традиционно в “Аккемском прорыве” выделяют от 5 до 8 ступеней. В целом, порог отличается большой мощью и скоростью течения. Условно в нем можно выделить три части: первая – самая сложная, вторая – несколько проще, третья – примерно, как вторая. Первая часть характеризуется высокими, до 3.5м (!) валами, локальными бочками, причем в некоторых бочках, по выражению Александра Ласкеева [3], “хватит места одновременно для всех судов небольшой по численности группы”. Бочки, все же, без особого труда обходятся. Далее, через 50 метров быстротока – вторая часть. Валы уже не такие высокие и тоже бочки. Третья часть – как вторая, либо немного проще. Далее ущелье расширяется, сразу за порогом – омут с большим количеством “поганок”.

Мы шли “Аккемский прорыв” сходу. Поскольку все бочки можно обойти, сложность порога традиционно оценивается как III.

Через 45 минут сплава – устье Аргута , комфортабельная стоянка выше устья (“кафе “Аргут”” фото 40). Далее до устья Чуи стоянки нам не встречались. На этом участке есть перекаты с небольшими валами. От “кафе Аргут” до Чуи мы шли 2ч40мин. Стоянка – в устье Чуи. Чудесное место, очень красиво. Один только минус – мало дров. Мы, кстати, предвидели подобное, и везли с собой дрова от самого Аргута (а почему бы и нет?).

17 августа, последний сплавной день, сплав от устья р.Чуя до пос. М.Яломан.

Сплав занял около 2.5 часов. Где-то ниже впадения Чуи находится порог Ининский. По нашей воде этот порог фактически не выделялся на фоне остальных шивер и перекатов, которые встречаются на этом участке Катуни. Словом, никто из участников ничего особенного не запомнил. К часу дня мы были в пос. М.Яломан. Название ему дал левый приток Малый Яломан, впадающий в начале поселка. Сплав закончен. Встали на небольшой поляне в конце поселка. Разбираем каты и упаковываем вещи. Чуйский тракт – рядом.

Тактика движения на маршруте. Обеспечение безопасности

Для разведки и прохождения верхних каньонов Н.Курагана в устье Караайры(Осиновки) был сделан базовый лагерь.

Перед прохождением Нулевого каньона, порога Каскадер и п. 43 (Прорыв), в местах, где это возможно и эффективно, была расставлена страховка с берега (спасконцами). После прохождения препятствия первым катамараном дополнительно выставлялась страховка с воды. Все остальные препятствия на маршруте проходились со взаимной страховкой. При прохождении Нулевого, Первого каньонов и п. 43 (Прорыв) использовалась радиосвязь, что значительно облегчало обеспечение страховки. При прохождении других препятствий - если линия движения в препятствии не была видна с наплыва или безаварийное прохождение препятствия вызывало сомнения, проводился предварительный просмотр препятствия с берега,.

Во время сплава все участники похода были в спасжилетах, касках и гидрокостюмах.

Часть 3. Выводы и рекомендации

Маршрут по рекам Нижний Кураган и Катунь подходит для групп с разным уровнем подготовки:

если начинать сплав от устья Хазинихи, с обносом Второго каньона, то маршрут можно оценить V категории сложности;

при начале сплава от устья Караайры (Осиновки), то уровень сложности, наверное, будет IV с элементами V;

при начале сплава от устья Караайры (Осиновки), в случае обноса п.43 (Прорыв), уровень сложности будет не выше IV.

У нас участок от устья р. Хазиниха до конца Первого каньона прошли четыре участника группы на двух двухместных катамаранах, остальные участники обеспечивали страховку, фото и видео съемку. Нашей группой составлено первое детальное описание Нулевого каньона.

От устья Караайры (Осиновки) группа шла в полном составе все препятствия.

Группам, собирающимся проходить участок выше р. Караайры (Осиновки), желательно уже иметь опыт прохождения пятерочных рек и при подготовке к походу учесть, что наиболее сложный участок придется идти в первые дни сплава. Для просмотра и прохождения этого участка рекомендуем базовый лагерь делать в устье Караайры (Осиновки).

К сожалению, из-за недостаточного уровня воды и ограниченности во времени, не была сделана глубокая разведка в Иолдинском каньоне. Мы надеемся, что при более высоком уровне воды, какая-нибудь группа сможет полностью его пройти и составить описание его препятствий.

Второй каньон – сложнейшее препятствие, при подготовке к походу и написании данного отчета достоверных сведений о его прохождении мы не нашли. Во второй части каньона, при среднем уровне воды, несколько негабаритных сливов между камней. Вызывает большие сомнения возможность прохождения Второго каньона и при высоком уровне воды. Наверное, его можно пройти на каяках при низком уровне воды (так считает Дм. Кувалин [2]), но в нашей группе каякеров не было, и, поэтому, судить об этом сложно.

Для прохождения препятствия №43 (Прорыв), группам состоящим из 3-4 и более судов, стоит закладывать целый ходовой день.

На р. Катунь при прохождении Акемского прорыва следует проявлять внимание и осторожность, т. к. попадание в бочку на этом участке грозит аварийной ситуацией, другие препятствия Катуни на участке устье р. Н.Кураган – пос. М.Яломан не представляют особого интереса.

Готовясь к походу, мы неоднократно встречали упоминания о криминогенной обстановке, которая царит в пос. Иня. Поэтому мы выбрали в качестве места отъезда пос. М.Яломан (устье реки М.Яломан). Однако нельзя сказать, чтобы и в этом поселке нам было совсем спокойно. Группам, идущим по этому маршруту, мы рекомендуем в качестве конца сплава поляну в устье р.Б.Яломан, которая находится ~2.5км ниже по течению; в крайнем случае, вы сможете уехать рейсовым автобусом из того же М.Яломана.

К достоинствам маршрута следует отнести отсутствие в долине р. Нижний Кураган каких -либо селений, красивые и техничные препятствия на реке, обилие грибов и ягод, наличие хорошо оборудованных и чистых стоянок (заслуга местных егерей) и красивые виды верхних каньонов. Рыба у нас не ловилась, однако местные говорили нам, что ловят хариуса на мормышку.

Недостатком, наверное, является то, что при прохождении верхних каньонов или при желании сделать радиалку к истокам Курагана, необходимо оформлять пропуска для прохода по территории заповедника.

Всем группам, собирающимся посетить Кураган, стоит помнить, что в конце сентября - начале октября 2003 года на Алтае произошла серия землетрясений, эпицентр которых находился недалеко от селения Акташ. Хоть это и не близко от Н. Курагана, возможны обрушения горных пород в каньонах и изменения в линиях движений в препятствиях.

Часть 4. Материальное обеспечение похода

Снаряжение

Личное и групповое снаряжение, раскладка были стандартными для водных походов 5 к.с. Приводим список специального водного снаряжения на группу 10 человек, которое использовалось в нашем походе:

Катамараны (в полной комплектации) – 4 шт.;

Весла (с учетом запасных) – 15 шт.;

Спасконец с фалом диаметром 8 мм, длиной 25 м – 5 шт.;

Основная веревка диаметром 10 мм, длиной 40 м – 1 шт.;

Рации – 2 шт.;

Комплект личного водного снаряжения: каска, спасжилет, стропорез, гидрокостюм, гермоупаковки;

Смета расходов

Расходы на одного участника похода примерно составили:

Поезда Москва-Барнаул, Барнаул-Москва (плацкарт) – 2600 р.;

1а. Самолет Москва-Барнаул и обратно – 5600 р.,

Заброска (Барнаул-пос. Катанда) – 740 р.;

Лошади (пос. Катанда – устье р. Ешту) – 500 р.;

Нахождение на територии заповедника – 110 .;

Выброска (пос.Яломан -Барнаул) – 500 р.;

Раскладка – 750 р.;

Общественные расходы – 80 р.;

Итого, поход стоил: участнику, ехавшему на поезде – около 5230 р.;

участнику, летевшему самолетом – около 7730 р.

Часть 5. Приложения

Картографический материал

Н. Кураган Лист 1

Н. Кураган Лист 2

Нулевой каньон

Фотоматериалы

Часть фотографий размещена на

http://paters.narod.ru/l

Список литературы

1. Иолдо - Нижний Кураган, фрагменты Отчета Владимира Лысенко. Новосибирск 1983 г. http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/nkuragan/83lysenko.html

2. Дм. Кувалин, Москва 2000 г. Нижний Кураган (Алтайский край).

http://www.veslo.ru/2001/othet/arhipov/nkuragan2000.html

3. А. Ласкеев. Москва 2002 г. Отчет о водном туристском путешествии по рекам: Иолдо - Нижний Кураган – Катунь (Алтай)

http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/nkuragan/02laskeev/

4. Отчет № 4559 (водный, рук. Немировский, Москва, 1985г.). Библиотека МГЦТК.

5. Отчет № 4585 (водный, рук. В.Столяренко, Томск, 1985г.). Библиотека МГЦТК.

6. Отчет № 5262 (водный, рук. Берзин, Москва, 1990г.). Библиотека МГЦТК.

7. Отчет № 5301 (водный, рук. Абрамян, Москва, 1988г.). Библиотека МГЦТК.