нитка маршрута: оз.Маслозеро - оз.Лежево - оз.Воронье - р.Нижняя Охта - р.Кемь - пос.Подужемье (+ бонус - прогулка к Белому морю в р-не Рабочеостровска)
Идея сходить на Охту родилась у нас не вдруг. Дело в том, что она считается "классической" карельской рекой, а мы как-то долгие годы обходили ее стороной, по разным причинам выбирая другие маршруты. Наконец, желание "прикоснуться к легенде" пересилило обстоятельства, и мы оказались на Охте. Тратить на нее отпускное время мы не могли и не хотели, поэтому решено было пройти маршрут максимально быстро, и только нижнюю порожистую часть, в основном игнорируя бесконечные озера в верховьях реки. Сделать это возможно, заехав сразу на Маслозеро, к одноименной заброшенной деревне. Таким образом удалось без напряжения вместить весь сплавной участок в два полных ходовых дня, субботу и воскресенье, плюс пятница и понедельник на дорогу туда и обратно.
Основное внимание было уделено организации заброски в начало маршрута. Для этого в интернете был найден контакт в Надвоицах, после нескольких звонков-согласований мы договорились о том, что нас встретят на вокзале и завезут на Маслозеро на "буханке". Стоимость трансфера - 3000 рублей. Заказать машину можно по e-mail: zotal@yandex.ru
Были распечатаны 500-метровые карты на район маршрута и лоция Афанасенкова. Для уменьшения веса и объема снаряжения мы использовали легкую двухскатную палатку, сшитую из капроновой сетки (против комаров) и небольшой легкий тент над ней. Топор не брали, обойдясь только цепной пилой. Маленькие (1 л) котлы-вставки, минимум теплых вещей, тонкие коврики и теплоотражающая пленка - все это позволило свести вес снаряжения к минимуму.
Все три лодки нашей группы - сплавные полиэтиленовые каяки, достаточно большого объема. Скорость на плесах и озерах порядка 5 км/ч.
Благодаря раздолбайству некоторых товарищей и коммунизму на сплавное снаряжение в отдельно взятом гараже, перед самым отъездом мы все трое неожиданно оказались без своих касок. Пришлось экстренно брать из старых запасов всякого рода не очень удачные экспонаты, типа детской хоккейной каски, треснувшего велошлема со шведской помойки и т.п. Отсутствие нормальной каски на голове несколько напрягало на паре участков маршрута.
Перед походом были совершены тренировочные выезды: в начале мая на реки Бол.Зеленчук и Аксаут на Западном Кавказе; в течение мая-июня - на р.Янисъйоки (каньон Хемекоски) в Северном Приладожье. :-)
Выехали поездом №022 сообщением СПб-Мурманск в 0:26 с Ладожского вокзала. Каяки без особых проблем пронесли мимо безмолвной проводницы, и без приключений и скандалов забросили на 3-и полки. Погода в Карелии стоит отличная, солнечная и теплая. В 14-14 мы в Надвоицах, нас тут же встречают, быстро грузимся в машину и уже через 10 минут едем. За полтора часа по асфальту добираемся до отворота с Мурманского шоссе на Маслозеро (это та дорога, по которой обычно забрасываются на Кипозеро для сплава по Сев.Шуе).
По этой дороге едем 2 часа до берега Маслозера. Дорога вполне летом проезжая, хотя и попадается несколько на вид сомнительных луж. Но водитель, который нас вез, всю жизнь проработал на лесовозах, и весьма мастерски преодолел все препятствия, не моргнув глазом. Выгружаемся, недоезжая бывшей деревни Маслозеро. Примерно 2 часа не спеша пьем чай, упаковываем вещи, переодеваемся. За это время успевает прийти большая грозовая туча, поднимается ветер, начинается непогода. В 20-15 мы на воде, последовательно проходим Маслозеро и оз.Лежево до истока р.Охта. Средней силы боковой ветер, небольшое волнение на широких озерных плесах.
На выходе из озера остатки плотины, преодолеваем сходу. Затем проходим вытянутое Торосозеро, за ним еще один быстроток с небольшими валами и порог Пебозерский, выливающийся прямо в озеро. Можно идти левой или правой протокой, основная левая, в конце обливной камень, который в лоции рекомендуют обойти справа. Мы с Аней так и поступили, а Наташа преспокойно прыгнула через него неплохим "буфом".
Далее пересекаем Пебозеро, переходящее в оз.Воронье. Берега довольно высокие, с многочисленными выходами скал. Много хороших стоянок. Но мы хотим переночевать на знаменитом острове Духов, поэтому против встречного ветра и волны проходим еще немногим более километра по озеру и в 00:30 причаливаем на пляже рядом с самодеятельным музеем деревянной скульптуры. Здесь много стоянок, дров нет как класса. костер разжигаем из веточек и останков совсем уж развалившихся и поверженных идолов. Дождь ночью прекращается.
Утром пасмурно, ветренно, весьма не жарко. Периодически пытается снова пойти дождь. Прогулявшись по острову, около полудня отправляемся в дальнейший путь. Пересекаем оз.Воронье против ветра до истока р.Нижняя Охта. По озеру плыть примерно 2 км. Издалека не совсем очевидно, где именно находится исток, немного ошибаемся, уйдя правее, но быстро соображаем что к чему и почти без потери времени подходим к развалинам плотины на выходе реки из озера. Плотина и следующий за ней перекат сложности не представляют. Потом следует вытянутое Корнизозеро - ПОСЛЕДНЕЕ на маршруте, примерно 2 км. Озеро мелкое, много камней под водой, порой в совершенно неожиданных местах. Далее на выходе из озера лоции рекомендую все время левые протоки - что ж, наверно справа и вправду плохо. В этих левых протоках расположена несложная шивера, именуемая Пичепорогом. Идется все сходу. По правому берегу интересные нависающие над водой небольшие скалы. Даже странно, что никто в старых лоциях не назвал их "страшными охтинскими карманами" или "карельскими сифонами".
За Пичепорогом неплохая стоянка на ПБ сразу за слиянием проток (вылезали размять ноги). В это время выглянуло солнце, небо расчистилось, и вновь наступило лето.
Далее плес без течения на полчаса гладкой гребли. После простая шиверка, опять длинный плес, и наконец более-менее заметный порог Ойнегайне - идется сходу, пресловутой большой бочки на выходе я не заметил - наверно, не очень большая...
Вскоре за Ойнегайне встречается довольно длинная шивера Лоуна, все идется сходу, проблем никаких. За очередным плесом - порог Хемег, представляющий относительно узкий проход в скалах с падением и небольшими косыми валами. На выходе обливные плиты, которые лучше объехать. Заход в порог какой-то очень петлеобразный, река огибает обширные пологие скальные плиты. В нашу воду был проход прямо между плит. напрямик, - так мы и прошли. Порог осмотрели с левого берега, и даже сделали несколько снимков.
Сразу за коротким плесом - долгожданный порог Кивиристи. Первую ступень, с небольшими валами, прошли сходу, зачалившись слева в большой суводи. Наталью, ввиду шумящего впереди основного слива, отправили было на берег перед первой ступенью, но она не расслышала этого предложения и тоже ломанулась в порог, где от избытка чувств наконец-то легла. Поскольку "вставать" она не умела, пришлось немного пошустрить с вытаскиванием на берег ее и лодки, пока они не ушли самосплавом в основной слив. При этом был протрачен кроссовок (см. хэппи-энд несколькими абзацами ниже).
На левом берегу большая стоянка, дров нет, набитая тропа обноса и просмотра. Прямо над сливом сооружена удобная скамейка. Обычно, при меженном уровне воды, все идут вторую ступень справа от гряды камней, через пенный котел (говорят, в малую воду там просто бочка). В высокую воду возможен вариант прохождения слева через залитые водой камни. Я склонялся как раз ко второму варианту, но Аня Михайлова, траверсировав на правый берег над сливом и задумчиво покидав в котел палочки (из 10 брошенных всплыли только 2) убедила идти классическим летним вариантом. Недолго думая, я пошел "как надо", и уже вполне удачно миновал было нестабильную область под сливом, но тут пенная "поганка" неожиданно испытала мощную пульсацию (вообще пульсации в высокую воду там приличные и очень неритмичные), и меня неведомая сила подсосала обратно на пару метров (!). Это было весьма неожиданно. Дальше началось то, что называется "русский спин" - это когда родео-элементы выполняются независимо от желания и умения райдера. Некоторое время удавалось держаться на кренах, но потом бдительность была утерячна, тем более что ситуация явно требовала развязки. Я упал, и тут почувствовал всю неожиданную мощь этого котла - весло мгновенно и совершенно безальтернативно вырвало из рук (видимо, неудачно зацепил донную струю открытой лопатой), меня начало месить сначала с лодкой, а потом отдельно от нее. Хорошо хоть удалось всплыть и глотнуть воздуха, потом опять утащило вниз и наконец вынесло донной струей - при следующем всплытии я заметил, что берег "поехал" мимо меня, и вздохнул с облегчением. Ниже котла река делает довольно резкий левый поворот и метров через 30 входит в знаменитый красивый каньон Кивиристи. На этом повороте струю удачно поджимает к внешнему правому берегу, так что вылезти на него, особенно без весла, несложно. Через некоторое время ко мне приплыла и лодка, которую всю эту минуту, что продолжалось шоу, колбасило в котле.
Аня Михайлова подошла по берегу, помогла отлить каяк, пристально поглядела в глаза (после чего, наверно, и решила отказаться от попытки прохождения) и вруила мне свое весло, чтобы я плыл догонять утерянное.
Так, свежеискупавшись и с непревычным чужим веслом, я довольно нервно прошел каньон (простые, но довольно бурные косые валы), и на плесе после каньона нашел свое весло. В каньоне и особенно на выходе в плес над водой висело плотное облако мошки, забивающейся при сплаве в нос, в глаза, и ужасно мешающей спокойно и с удовольствием идти порог. Все последующие препятствия до самого конца реки были осложнены этой невестть откуда взявшейся напастью.
Отдав "неродное" весло обратно Ане, я перегнал лодку Наташи через каньон (насмотревшись на меня, она решила действовать от греха подальше), потом каньон прошла Аня, стартовав ниже второй ступени. Поскольку Кивиристи был известен из описаний еще и как место, где иногда по ночам воруют шмотки, а дров здесь все равно не было, да и время только 6 вечера, было решено идти вниз еще пару порогов, до хорошей стоянки. Пока грузили вещи, на мелководье был найден уже оплаканный Натальей старый рваный кроссовок. Таким образом, шоу на Кивиристи обошлось без потерь в живой силе и технике.
Вскоре за Кивиристи на реке встречается несколько шивер, именуемых последовательно Белым, Темным, Печко и Петрушка-порогами. Из них наиболее заметен Печко-порог, с выраженным небольшим сливом на повороте. В нашу воду вполне можно было канализироваться и левой протокой, если с наплыва не прочитать этот поворот.
Сразу за Петрушкой, напротив через круглый омут, находим отличную небольшую стоянку на ПБ. Для нашей маленькой группы - то, что надо! Впрочем, здесь опять плохо с дровами, но на этот раз по природным причинам - молодой сосновый подлесок. Но нам хватает и "веточек".
Пока не сняли "мокряк", некоторое время уделяем обучению Натальи азам техники сплава, а после немного катаемся на валах ближайшего порожка. Валы маленькие для сплавных лодок, но очень удобные и стабильные. Аня садится на них легко и непренужденно, у меня пока не очень получается...
После неожиданно холодной ночи не спешим со сборами, отплываем снова ближе к полудню. Светит солнце.
От места стоянки гребем 45 минут по плесу до цепочки простых шивер, носящих название Муравейные пороги. Они проходятся сходу без проблем. Затем после короткого плеса следует шивера на месте разрушенного моста, и после нее снова длинный плес без течения. В конце его - порог Тютерин, ориентиром которого служит большая поляна (даже, скорее, поле) на левом берегу. К нему и надо пристать для просмотра.
Порог представляет собой большую скальную плиту, перегораживающую все русло. В центре островок с несколькими деревьями. Основная протока - левая, в нашу воду можно при желании без проблем канализироваться в правую протоку. Слева же по центру на плите лежат крупные камни, а слева вода ровным слоем стекает по пологой плите. Решаем здесь и проходить, не долго думая. Аня и я проходим без проблем, а наталья берет чуть правее и в бочке под сливом со всей дури утыкается носом в невидимый камень. Постояв немного, она все же приняла решение сваливать, и с разворотом ушла с камня влево, для порядка задержавшись чуть-чуть в бочке.
Осматриваем порог снизу с воды - видно, что при высокой воде есть еще варианты прохождения вплотную к островку, но не однозначные. В любом случае, для полиэтиленового судна никакого криминала в этом пороге нет. "Таймень", наверно, можно раздолбать.
После Тютерина снова убийственно длинный плес. Плывем, рассуждая об идеальной реке без плесов, с теплой водой, с постоянным фоном 3 к.с. и локальными порогами 4-5, которые при этом можно легко обнести...
Наконец, предпоследний порог на реке - Курна. Говорят, что в переводе с карельского - "Тихий". Так и есть: красивые миниатюрные скальные щеки, микро-валы, все очень тихо и дружелюбно. Отсюда 10 минут сплава до Охта-порога.
Заход в порог желательно осмотреть с ПБ, где есть отличные стоянки и набитая тропа. В принципе, в большую воду можно заходить в порог как угодно, но если нет желания/возможности прыгать по камням, то лучше сделать это вместе с основной струей под левым берегом. Дальше на протяжении метров 150-200 надо плавно отгребаться вправо. Порог выливается в озероподобное расширение - это уже водохранилище, образованное подпором ГЭС на Кеми.
Проходим порог, причаливаем к правому берегу на отличную продуваемую стоянку, разжигаем костер с целью приготовления обеда, и вновь заносим лодки - кататься. Пока катаемся, костер успевает дважды потухнуть, но в итоге голод возобладал, покатушки были принесены в жертву обеду, а поскольку в его процессе были торжественно допиты скудные остатки напитков, припасенных Аней еще с майского Кавказа (!), то после обеда катание было отменено и заменено гладкой греблей к финальной точке маршрута - плотине Подужемской ГЭС.
В 19-45 высаживаемся на правый берег возле плотины, к домикам поселка при ГЭС. Узнаем. что ровно в 21 час будет последний на сегодня автобус до Кеми. Собираемся, перетаскиваемся на остановку (менее 10 минут хода от воды), расположенную на Мурманской трассе.
Автобус приходит строго по расписанию, божественно пустой. Загружаемся, едем на вокзал. У нас билеты на завтра на 11 утра, поэтому решено оставить лодки на вокзале в багажном отделении, а самим перебраться к морю для романтического ночлега под крики чаек. Закупаемся на привокзальной площади всем необходимым для претворения этого плана в жизнь.
В 22-30 приходит маршрутка до Рабочеостровска, садимся, едем примерно 8 км. Как потом выяснилось, надо было вылезать на кольце, но мы легких путей не искали, и сошли раньше. Мотивация этого поступка очень сложна, и описанию в рамках данного текста не поддается.
Поскольку карты на эти места у нас не было, мы приняли интуитивное направление к морю, и даже не слишком ошиблись, разве что прорвавшись через болота и пампасы к конечной остановке той же маршрутки... После чего уже пошли на море. Идти надо влево, если смотреть вперед по направлению приезда в Рабочеостровск.
Поселок - типичная поморская деревня, разве что довольно крупная, и с портом. Мы быстро покинули ее пределы и пошли по тропе вдоль берега залива. Сосновый бор, непрерывные скальные сельги, типичный приморский карельский ландшафт. От деревни отошли примерно 3 км, немного недоходя до оконечности мыса (на карте, как потом выяснилось, весь этот полуостров называется "остров Октябрьской Революции"). Здесь, среди тишины и сумеречного сияния белой ночи, мы разбили свой третий и последний бивуак на маршруте...
Утром подъем в 7:00, завтрак-сборы, я успеваю еще немного побегать вокруг с фотоаппаратом, и пора в обратный путь, ибо в 9:10 из Рабочеостровска отправляется маршрутка в Кемь, на которую надо попасть. Без проблем все успеваем, приезжаем на вокзал, забираем своим лодки.
Опять же без эксцессов садимся в поезд, который стоит в Кеми 20 минут, позволяя без суеты протащить каяки в вагон. Занавес!
Маршрут простой, доступен начинающим. Вода в июне уже очень теплая, но это не отменяет необходимости гидрокостюмов и драй-топов. Большинство лоций и описаний откровенно завышают сложность порогов, протяженность сплавных участков и т.д. Все цифры надо делить в среднем на 2. Мы шли в условиях сравнительно высокой воды (середина июня), но и при этом не было "метровых валов", "слива высотой 4 метра и падением 60 градусов" и т.д. :-). Наиболее адекватна лоция Афанасенкова, с поправкой на тот факт, что она описывает реку для условий низкой воды и надувных судов. Для подтверждения своего тезиса о простоте реки приведу тот факт, что если Анна Михайлова и автор этих строк имели некоторый скромный опыт сплава на каяках, то Наталья Шустрова сидела в лодке на бурной воде второй раз в жизни, причем первый был в апреле на Мге и продолжался минут 20. Элементарного инструктажа и здравого смысла хватило на безаварийное преодоление всех порогов Охты, кроме Кивиристи.
При прохождении порогов стоит обратить внимание только на 4 из них: Хемег, Кивиристи, Тютерин и Охта. При этом первый и последний можно осмотреть только из-за не совсем очевидного захода (с воды не очень ясно, куда идет струя); Тютерин - из-за необходимости наметить траекторию прохождения; Кивиристи - осмотр может быть полезен только для второй, основной, ступени. В Кивиристи можно сходу пройти совсем простую первую ступень и спокойно зайти в большую суводь слева. Успех прохождения второй ступени зависит главным образом от грамотного захода и набранной скорости, а также от способности, если что, удержаться в котле и выйти из него любым доступным способом. Есстественно, эти рекомендации справедливы для высокой воды. Котел под второй ступенью неожиданно мощный, жесткий, что резко контрастирует с мягким характером всех остальных препятствий реки. На наш взгляд, в высокую воду вполне можно прыгнуть вторую ступень слева через обливные камни, но на летних фото видны камни и под сливом. Мы их не видели, видимо, в наших условиях они были надежно закрыты водой. К сожалению, после демонстрационного "расколбаса" при прохождении второй ступени через котел, попытка пройти слева так и не была осуществлена.
Охта-порог представляется хорошим местом для катания и тренировок - достаточно протяженный, мягкий, с бочками и валами; на правом берегу хорошие продуваемые стоянки. К тому же, поскольку это последнее препятствие на маршруте, то можно очень трезво оценивать свое время на всякие развлечения.
На большинстве популярных стоянок могут возникать проблемы с дровами, особенно для большой группы. Почти совсем нет дров на западной оконечности острова Духов (той, где "музей") и на левом берегу Кивиристи.
Основными достопримечательностями на маршруте стоит признать все те же остров Духов и каньон Кивиристи. Последний действительно очень красив, место для Карелии нетрадиционное по своему внешнему облику. Очень хорош опробованный нами вариант с ночлегом на берегу Белого моря - в период белых ночей пейзажи изумительные, особенно если повезет с погодой. Можно, при наличии свободного времени, запланировать поездку на Соловецкие острова на катере от Рабочеостровска.
При достаточном резерве времени можно порекомендовать связку рек Охта-Сев.Шуя,
с переездом по Мурманскому шоссе от Подужемья до моста через Сев.Шую или до
отворота на Лехту (до Шуезера).
К.Бекетов (с) июнь 2005