LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



массив Монгун-Тайга
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Полярный Урал

ОТЧЁТ

ГРУППЫ ТУРИСТОВ школы № 978

ЮЖНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ

О ПЕШЕМ ПОХОДЕ

ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

В ПЕРИОД СО 2 ИЮЛЯ ПО 21 ИЮЛЯ

1997 г.

руководитель группы: АЛЕКСАНОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

  СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район похода: Полярный Урал
Вид туризма: пешеходный
Категория сложности: вторая
Нитка маршрута:

    ст.Полярный Урал - р.Елец - пер.Макар - Рузь 1А/р - пер.Кузь - Ты н/к - р.Макар-Рузь - пер.Чёрный 1А - пер.Геологов 1А рад - р.Енгаю - р.Кедроманшор - г.Раи - Из рад. - р.Собь - р.Нырдвоменшор - пер.Водопадный 1А рад - пер.Лакомбай 1А - ст.Полярный Урал
Протяженность: 185км
Сроки похода: со 2-го по 21-е июля 1997г.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ:
№ дня Д а т а Участок маршрута Кило-метраж Ходовое время Способ передвижения
1-2 2.07.97 г. -3.07.97 г. Москва - Лабытнанги --- --- по жел. дороге
3 4.07.97 г. ст. Полярный Урал - руч. Хребет- Шор 2 40 мин. пешком
4

5.07.97 г.

руч. Хребет-Шор - р. Елец 16 4 ч. 35 мин. пешком
5 6.07.97 г. радиальный выход на перевал Макар - Рузь 5 / 10 2 ч. / 3ч. 20мин. пешком
6 7.07.97 г. р. Елец - руч. Куш - Вож 21 8 ч. 20 мин. пешком
7 8.07.97 г. ДНЁВКА 0 --- ---
8 9.07.97 г. руч. Куш - Вож - правый приток р. Енга - Ю 12 5ч. 10 мин. пешком
9 10.07.97 г. радиальный выход на перевал Геологов - г. Енга - Ю - Из 20 5 ч. 40 мин. пешком
10 11.07.97 г. правый приток р. Енга - Ю 3-й левый приток р. Кердоманшор 14 4 ч. 15 мин. пешком
11 12.07.97 г. ДНЁВКА 0 --- ---
12 13.07.97 г. 3-й левый приток - 2-й левый приток р. Кердоманшор и радиальный выход на гору Рай -Из 20 7 ч. 25 мин. пешком
13 14.07.97 г. 2-й левый приток - верховье 3-его притока р. Кердоманшор 5 / 10 1 ч. / 2 .5 ч. пешком
14 15.07.97 г. верховье 3-его притока р. Кердоманшор - руч. Восточный Нырдвоменшор 18 5 ч. пешком
15 16.07.97 г. руч. Восточный Нырдвоменшор - р. Нырдвоменшор радиальный подъём на пер. Водопадный 26 / 29 7 ч. 15 мин. / 7 ч. 55 мин. пешком
16 17.07.97 г. р. Нырдвомен - р. Собь 24 7 ч. пешком
17 18.07.97 г. р. Собь - ст. Полярный Урал. 2 35 мин. пешком
17 18.07.97 г. ст. Полярный Урал - г. Лабытнанги

 

 

по железной дороге
18-20 19 - 21.07.97 г. г. Лабытнанги - г. Москва  

 


итого пройдено пешком 185 км за 59 часов
средняя скорость движения 3,14 км / час


ТАБЛИЦА ДНЕВНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Перепад в подъём высот метрах спуск Естественные препятствия Категорийность Меры безопасности Примечание ( наиболее яркие моменты ходового дня )
       
  50      
300 100    
900 900 Болото ( н/к )
Брод через правый приток р. Елец.
Самостраховка альпенштоком.
Интересная встреча с хантами - оленеводами, снимавшими свою стоянку.
100 500 Склон, покрытый каменными россыпями из мелких и средних камней ( 1А ) Перевал Макар - Рузь 1А
0 0 Броды через ручей Кузь-Ты-Вис и р. Макар-Рузь ( н/к ) Перевал Кузь - Ты н/к
850 850 Подъём и спуск по склону, покрытому каменными россыпями из мелких и средних камней ( 1А ) Самостраховка альпенштоком. Перевал Чёрный
600 600 Подъём и спуск по склону, покрытому каменными россыпями из средних камней ( 1А ) ;
Снежный участок ( н/к ); Болото ( н/к )
Перевал Геологов, гора Енга - Ю -Из, Посещение базы геологов
---- 100 Переправа через р. Енга-Ю стенкой по 3 человека ( н/к )
Самостраховка альпенштоком

 

0 0    
1000 900 Подъём и спуск по склону крутизной 25-30°, покрытому каменными россыпями из средних камней ( 1А ) Самостраховка альпенштоком. Гора Рай - Из
200 100 Болото ( н/к )  
100   200 Болото ( н/к )

 

700 700 Движение по склону крутизной до 35°, покрытому каменными россыпями из мелких и средних камней ( 1А ) Снежный склон ( н/к ); Самостраховка альпенштоком. Перевал Водопадный 1А
1050 800 Движение по каменным россыпям из мелких и средних камней ( н/к ) и снежному склону ( н/к )
Брод через р. Собь ( н/к ) Самостраховка альпенштоком
Перевал Лакомбай 1А

ТАБЛИЦА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ

 

Дата июль, Время, ч Температура, Ветер Облачность Осадки
97-го (моск.) °С Направление Сила, бал. Тип Кол-во, %  
4 19   Ю-В 3 слоистые 100 нет
5 7 +5 Ю-В 3 слоистые 100 нет
  13 +11 З 1 слоистые 100 нет
  19 +12 С-З 2 слоистые 100 нет
6 7 +8 С-З 5 слоистые 100 нет

 

13 +6 С-З 5 слоистые 80 нет

 

19 +5 С-З 5 слоистые 80 нет
7 7 +6 С-З 3 слоистые 70 снег
  13 +14 З 2 слоистые 60 дождь
  19 +4 З 3 слоистые 50 нет
8 7 +15 С 1 перестые 20 нет

 

13 +21 В 1 кучевые 10 нет
  19 +15 В 2 кучевые 10 нет
9 7 +22 В 2 кучевые 60 нет

 

13 +16 В 1 слоисто-кучевые 60 нет
  19 +12 В 2 кучевые 50 нет
10 7 +16 С-З 2 слоисто-кучевые 80 нет
  13 +16 С-З 1 слоисто-кучевые 70 нет
  19 +14 С-З 2 слоисто-кучевые 80 нет
11 7 +12 С 5 слоистые 100 дождь

 

13 +13 С 5 слоистые 100 дождь
  19 +11 С 2 слоистые 100 дождь
12 7 +12 З 1 слоистые 100 дождь
  13 +15 З 1 слоистые 80 нет
  19 +10 С-З 1 слоистые 100 дождь
13 7 +15 С-З 1 слоистые 90 нет
  13 +12 С-З 2 слоистые 100 нет
  19 +10 С-З 5 слоистые 100 нет
14 7 +10 С-З 10 слоистые 100 дождь

 

13 +10 С-З 10 слоистые 100 нет
  19 +12 С-З 2 кучевые 80 нет
15 7 +10 С-З 2 слоистые 50 нет
  13 +18 С 2 слоистые 30 нет
  19 +15 С-В 1 перестые 10 нет
16 7 +12 С-В 2 перестые 30 нет
  13 +15 С 2 перестые 20 нет
  19 +12 С 1 перестые 10 нет
17 7 +11 З 1 слоистые 90 нет
  13 +9 С 2 слоистые 100 нет
  19 +15 З 1 кучевые 20 нет
18 7 +23 штиль 0 кучевые 10 нет
  13 +25 штиль 0 кучевые 15 нет
 

 

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ

Список общественного снаряжения

 

N

Наименование

Количество

масса (кг.)

1

Палатки

3 4.5

2

Тенты палаточные (компл)

3 6

3

Штормовые оттяжки для тентов, колышки, коньковые веревки (компл)

3 1,5

4

Тент хозяйственный

1 2

5

Таганок

1 1

6

Аптечка

1 2

7

Рем. набор

1 1.5

8

Топор

1 1.5

9

Каны (7 л.)

3 3.5

10

Хоз. набор

1 1

11

Горелки

2 0.6

12

Баллоны CV-470

6 5.4

 

Специальное снаряжение

 

 

13

Карабины

5 0.4

14

Реп-шнуры

5 0.6

15

Основная верёвка

1 3

16

Вспомогательная верёвка

1 0.6
Общий вес снаряжения : 35.2 кг.

Снаряжение распределялось между юношами всреднем по 3,9 кг. Данный комплект соответствует условиям района в это время года. Хорошо зарекомендовали себя газовые горелки, но для экономии времени и газа лучше брать стеклоткань. При подготовке снаряжения следует особое внимание обратить на тенты.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

Урал протянулся почти на 2000 км. от Карского моря до Прикаспийских степей, как бы опоясывая всю Россию и разделяя Европу с Азией. Ширина хребта в различных частях состоит от 40 до 200 км. По физико-географическим условиям Урал делится на пять частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный.

Наш маршрут проходил по Полярному Уралу – самой северной части Урала. Он расположен между истоками р. Хулги (на юге) и горой Константинов камень (на севере). Площадь горной области района около 25 000 кв. км.

По своему рельефу Полярный Урал делится на две части: северную и южную. Северная часть (от горы Константинов камень до реки Собь) представляет собой сложную систему гор и массивов, разделённых продольными и поперечными долинами рек. В горах много снежников и ледников. Южная часть (от Соби до Хулги) носит характер плато, расчлененного глубокими (600-800 м.) ущельями, долинами рек и кара-ми, заполненными небольшими ледниками. Перевалы здесь расположены на высоте 330- 500 м. над уровнем моря, подъем на них до 300 м. на протяжении 10-15 км. Поперечными долинами хребет разделён на массивы Рай-Из, Пайер и Войнарсыньинский с абсолютными высотами 1100-1200 м. Только некоторые вершины поднимаются выше 1400 м, например, Пайер, высотой 1472 м.

Полярный Урал изрезан густой сетью порожистых бурных рек и ручьёв, несущих свои воды на запад – в Печору (верховья Усы), на север – Байдарацкую губу (Кара) и на восток – в Обь (Сыня, Войкар, Собь, Ланготюган, Щучья). Многие реки вытекают из озер (Большое и малое Щучье, Усваты, Очеты, Большое Хадата-Юган-Лор); озёра регули-руют сток в верховьях этих рек, что позволяет ходить на лодках и байдарках в течение всей навигации от истоков до устья. Реки, кото-рые берут начало из болот, небольших озер, ледников (Малая Кара, Сыня, Лемва, Елец, Собь), в верховьях мелководны и проплыть к их истокам, даже на байдарках, невозможно.

Полярный Урал богат озёрами. В горной области их 3327 общей площадью 98 кв. км. Еще больше озер на прилегающих к горам равнинах. Наиболее интересны из горных озер Большое и Малое Щучье, Боль-шое и Малое Хадата-Юган-Лор, Кузь-ты, Усва-ты, Оче-ты.

На Полярном Урале много ледников различных типов – от прискло-новых и висячих до каровых и карово-долинных. Их общая площадь бо-лее 20 кв. км. Особенно много ледников в районе Хадатинских и Щучь-их озёр и на хребте Оче-нырд.

Климат Полярного Урала, особенно в его северной части, очень суровый. Зимой морозы достигают –45 ° в горах и - 54° на предгорных равнинах, часты сильные ветры. С октября до мая преобладают запад-ные, северо-западные и северные ветры. Весна на Полярном Урале ко-роткая. В горах тёплые солнечные дни наступают в июле, недели на две позднее, чем на предгорных равнинах. Солнце не заходит за горизонт целые сутки. Конец июля – пора цветения растений в горах. В середине июля в горах на склонах еще лежит снег, а в конце августа начале сентября вершины уже покрыты снегом. Не редки в горах снежные бураны и летом. В начале августа ночи становятся темнее. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет тра-ва, часты заморозки и туманы.

На Полярном Урале почти отсутствуют топкие болота из-за не глу-бокого залегания многолетней мерзлоты. Растительность там беднее, чем в других районах края. В тундре в начале лета на солнечных склонах холмов выделяются крупные цветы полярного мака, лютиков и коло-кольчиков, незабудки, куропаточья трава. В северной части района на восточном склоне по долинам рек местами порастают редкие берёзовые или лиственничные леса. Берега рек западного склона – Усы, Кары и их притоков – поросли, в основном, кустами ивы, полярной берёзкой, травами и цветами, как иван-чай, медвежьи дудки и другие. Осенью в тундре и горах созревает черника, голубика, морошка, брусника. При тёплом дождливом лете в тундре много грибов. На Полярном Урале обитают типичные представители фауны тундры: волк, медведь, росомаха, заяц, северный олень. Из пернатых - полярная сова, глу-харь, тетерев, куропатка, гуси, утка, гагара.

Большая часть территории не заселена. Города и посёлки распо-ложены вдоль Северной железной дороги, между городом Инта и станци-ей Халмер-Ю, а на её ответвлении между станциями Сейда и Лабытнанги. В горах изредка можно встретить геологов, местных жителей – оленеводов и их оленей.

Северная железная дорога и её ответвления имеют станции и разъезды, откуда можно быстро попасть в горы. Полярный Урал - один из наиболее сложных в туристском отношении районов, но здесь имеются хорошие возможности для составления новых водных, пеших и лыжных маршрутов. Большое разнообразие технических препятствий (болота, пере-правы, перевалы от н/к до 2А категории трудности) дают возможность совершать пешие походы 2-4 категории сложности. Своеобразие и красота севера каждый год привлекают туристов в этот район и делают поход осо-бенно интересным.

Массив Рай-Из очень удобен для свершения походов 2 к.с., так как расположен близко к ветке железной дороги Сейда - Лабытнанги. Это поз-воляет, не уменьшая технической сложности маршрута предусмотреть за-пасные варианты выхода из района и обхода технически сложных участков. Учитывая суровые погодные условия, проработка запасных вариантов осо-бенно важна для обеспечения безопастности группы.

Единственным местом в массиве Рай-Из, где можно гарантированно встретить людей и получить помощь, является база геологов на перевале Геологов. Там есть рация, а 2-3 раза в неделю приезжает вездеход из посёлка Полярный.

Расписание движения поездов по ст. Полярный Урал.

10-30 Лабытнанги-Москва 18-00 Москва-Лабытнанги

12-00 Лабытнанги-Воркута 15-00 Воркута-Лабытнанги

г. Лабытнанги

Магазины “Книги”, “Аптека” работают с 10-00 до 18-00 перерыв

с 14-00 до 15-00 выходной день - воскресенье

Почта около вокзала работает с 8-00 до 20-00 перерыв с 14-00

до 15-00, без выходных дней

В дальней части города есть круглосуточный переговорный пункт

и телеграф.

Продуктовых магазинов в городе много. Самое раннее время начала работы 8-00

Самое позднее время конца работы 24-00

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

День третий. 4 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: ст. Полярный Урал – руч. Хебет-Шор

Километраж: 2 км. Ходовое время: 40 минут.

Вышли из поезда ? 120 Москва-Лабытнанги в 21.15 по московскому времени (поезд опоздал на три часа). Примерно в четырёхстах метрах от станции находится столб, которым отмечена граница Европа-Азия (фото1). От него открывается живописный вид на долину р.Собь и г.Шлем (фото 2).

На станции Полярный Урал, помимо собственно станционного домика, имеется ещё шесть жилых деревянных домов и несколько хозяйственных по-строек. Там живут рабочие, занимающиеся обслуживанием железной дороги и ремонтом снегозаграждений.

Мы набрали деревянного мусора на дрова около станции и в 22.15 начали движение в западном направлении вдоль железнодорожного полотна. Спустя десять минут повернули на вездеходную дорогу, идущую в юго-за-падном направлении. Обогнув справа небольшое озеро, через 35 минут мы перешли ручей Хребет-Шор по камням (ширина - 4 м. глубина - 15 см) и остановились на ночёвку на его левом берегу, около второго (считая от станции) озера. Вокруг него заросли кустов высотой до 70 сантиметров. Воду брали из ручья. Стоит отметить, что здесь на дрова можно собрать сухие ветки.

Выполнил: Родин Роман.

 

 

День четвёртый. 5 июля 1997 года

УЧАСТОК МАРШРУТА : руч. Хребет-Шор – р. Елец

Километраж: 16 км. Ходовое время: 4 часа 35 минут

Покинули место ночёвки в 1130 и двинулись в южном направлении по вездеходной дороге (фото 3). Местность вокруг покрыта зарослями кустарника и сильно заболочена. Со склона хребта на юге стекают ручьи. Через 30 минут миновали развилку дорог, одна из которых поднимается на хребет в южном направлении, другая же поворачивает на юго-запад в сторону горы Шлем. Мы идем по последней. Спустя 45 минут (после выхода из лагеря) вездеходка начала подниматься на седловину между горой Шлем и вершиной 563 м. На вершинах и седловине лежат снежники.

По прошествии 1 часа 20 минут мы достигли седловины и начали спускаться в долину р. Елец. Дорога идёт в юго-западном направлении по правому берегу ручья, стекающего с седловины. Ровно через два часа мы перешли по камням на другую сторону ручья и двигались по его левому берегу в южном направлении без тропы.

Долина р. Елец широкая, сильно заболочена и покрыта зарослями кустарника. Без дороги идти достаточно сложно. Через 2 часа 35 минут переправилась через правый приток р. Елец вброд с самостраховкой альпенштоком (глубина ~ 30 см, ширина 20 м). После этого остановились на перекус. Дрова набрали в зарослях кустарника.

Далее мы двигались по левому берегу р. Елец по вездеходной

дороге. Спустя 50 минут (после перекуса) подошли к стоянке оленеводов-хантов. Они намеревались перекочёвывать на север и собирали свои пожитки, но три чума всё ещё стояли на месте. Недалеко на склоне на фоне снега были видны пасущиеся олени.

За стоянкой дорога повернула на юго-восток, долина реки стала уже. Через 1 час 10 минут (от перекуса) наша группа перешла по камням правый приток р. Елец. Кусты в долине практически исчезли. В этом месте с востока с хребта спускается дорога. Наша дорога обогнула с запада холм, в долине реки. По истечении 2 часов движения мы встали на ночёвку на правом берегу р. Елец напротив устья двух левых ов. Воду брали из реки, готовили на газовых горелках.

Выполнил: Соловьёв Валентин.

День пятый. 6 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: Радиальный выход на пер. Макар-Рузь (1А)

Километраж: 5(10) км. Ходовое время: 2 часа (3 часа 20 минут)

Начали движение из лагеря в 1250, переправились через р. Елец по камням с самостраховкой альпенштоком (ширина - 15 м. глубина - 15см). Двигаясь по правому борту долины притока по каменным россыпям без тропы, обошли прижим и спустились к ручью. Это заняло 25 минут. Здесь соединяются два истока ручья. В русле правого истока лежит снежник. Мы движемся по нему вверх по долине, придерживаясь её левого борта (фото 4). На правом берегу - скальные стенки. Спустя 50 минут снежник закончился, и мы перешли на камни. Через 1 час достигли скального останца в русле ручья (фото 5). В это время облачность немного поднялась, и мы увидели вершину хребта и цирк в верховьях долины (фото 6). Начали подъём на перевал в западном направлении. Склон покрыт каменными россыпями из мелких и средних камней, иногда встречаются участки травы и мха. Крутизна склона 20 ° - 30° . Верхняя часть хребта покрыта свежим снегом (фото 7). Через 2 часа поднялись на перевал. Тур находится у начала спуска к водоразделу реки Елец и ручья Кузь-Ты-Вис (фото 8). Записки нет.

Облачность опять стала низкой. Видимость около ста метров. Снег с дождём усугублялся ветром. В этих условиях мы решили возвращаться по пути подъёма и не идти на вершину 1068 м. Спуск до скального останца 30 минут. По прошествии 1 часа 20 минут (от перевала) мы вернулись на стоянку.

Выполнил Панов Валентин.

 

День шестой. 7 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: р. Елец – руч. Куш-Вож

Километраж: 21 км. Ходовое время: 8 часов 20 минут

Вышли с места ночёвки в 800 в юго-восточном направлении по дороге по правому берегу р. Елец. Спустя 30 минут мы переправились через реку по камням с самостраховкой альпенштоком (ширина - 15 м., глубина - 15 см.) и продолжили движение по вездеходной дороге в восточном направлении (фото 9). Через 45 минут пересекли по камням левый приток р. Елец (первый от истока). За ним - старая стоянка оленеводов: костровище, дрова, сломанные нарты и всякий мусор. Отсюда видны верховья реки и перевал (фото10). Прошёл 1 час 15 минут с момента выхода из лагеря, и мы начали подъём на седловину по снежнику. Склон пологий, до 10° . Через 1 час 25 минут миновали водораздел между долинами реки Елец и ручья Кузь-Ты-Вис (фото 11). Седловина перевала Кузь-Ты очень широкая. Тура нет. Горы вокруг закрыты облаками.

Долина руч. Кузь-Ты-Вис широкая, покрыта россыпями из мелких и средних камней. Встречаются участки с травянисто-моховым покровом и снежники. Сильный ветер мешает идти. Двигаясь вниз по долине руч. Кузь-Ты-Вис по левому берегу без тропы, мы за 20 минут (от перевала) достигли его левого притока, который перешли по камням (ширина - 5 м., глубина 10 см.). В нижней части долина ручья сужается. Мы идём по левому берегу по снежнику. Крутизна склона здесь до 15° , снег достаточно плотный, поэтому приходится рубить ступени. Самостраховка альпенштоком. Спустя два часа мы достигли долины реки Макар-Рузь и переправились вброд с самостраховкой альпенштоком через ручей Кузь-Ты-Вис (глубина до 35 см, ширина 17 м). Сразу после этого мы пересекли заболоченный участок в долине р. Макар-Рузь (направление движения - юго-восток), и по прошествии 2 часов 25 минут (после перевала) переправились через неё вброд, (глубина до 45 см, ширина 50 м, самостраховка альпенштоком) (фото 12).

По левому берегу реки тянется вездеходная дорога. Двигаемся по ней вниз по долине. Спустя 2 часа 40 минут остановились на перекус у разобранного балка. Около него можно набрать досок на дрова. В ста метрах стоит целый балок. От него начинается дорога в восточном на-

правлении на перевал Геологов. После перекуса продолжаем идти в том же направлении по дороге (фото 13). Через 3 часа 40 минут дорога ушла на запад, а мы следуем в южном направлении без тропы. Долина широкая, местами заболоченная, покрыта травянистой растительностью и каменными россыпями. По истечении 4 часов 5 минут на левом берегу опять появилась дорога. Она поднимается на отрог хребта, обходя прижимы р. Макар-Рузь, и спускается к руч. Куш-Вож. На отроге появляются первые лиственницы. На берегах ручья Куш-Вож много хороших мест для стоянки. Есть костровища с небольшим запасом дров. Мы встали на ночёвку спустя 4 часа 55 минут (после перевала Кузь-Ты) на правом берегу руч. Куш-Вож, приблизительно в километре от устья. Дров много (лиственничное редколесье).

Выполнил: Маслюков Михаил.

 

День седьмой. 8 июля 1997 года.

Днёвка на берегу руч. Куш-Вож

День хороший, солнечный.

Днёвка посвящена ремонту снаряжения (у тентов необходимо укрепить оттяжки, личное снаряжение также нуждается в мелком ремонте), работе с отчётом (черновики описания, корректировка карты и т.п.) и отдыху (фото 14).

Выполнила: Варшавская Мария.

 

День восьмой. 9 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: ручей Куш-Вож – правый приток р. Енга-Ю

Километраж: 12 км. Ходовое время: 5 часов 10 минут.

Вышли с места ночёвки в 845, и начали движение в северо-восточном направлении без тропы. Двадцать минут спустя перешли по камням небольшой ручей - правый приток ручья Куш-Вож (ширина - 2 м., глубина - 10 см.). Лиственницы и кустарник растут лишь у ручьёв и в ложбинках, остальное пространство покрыто травами, мхами, лишайниками и россыпями средних камней. Через 35 минут перешли по камням ручей Куш-Вож (глубина 40 см, ширина 4 м), применяя самостраховку альпенштоком (фото 15). Отсюда хорошо видна долина ручья Чёрный (фото 16). После 50 минут хода группа достигла подножия хребта. Продолжаем двигаться в северо-восточном направлении, постепенно набирая высоту (фото 17). Склон покрывают россыпи камней средней величины. Крутизна склона от 20° до 30° . Самостраховка альпенштоком.

Через 1 час 45 минут подъема мы оказались в 2 км. к югу от перевала и повернули на север. Отсюда виден дальнейший путь и седловина (фото 18). Траверсируем склон, постепенно набирая высоту. Погода быстро ухудшается. Сильный ветер мешает идти. На юге, над равниной, - дождевые облака. Перевальный взлёт почти полностью покрыт снежником. Снег плотный, местами с ледяной коркой. Мы стараемся подняться как можно выше по камням, однако, всё же приходится пересечь два широких “языка” снега. Крутизна склона достигает 20° . Тщательно рубим ступени. Самостраховка альпенштоком.

По прошествии 3 часов 25 минут (после выхода) взобрались на хребет западнее седловины. Пер. Чёрный соединяет долины ручья Чёрный и правого притока реки Енга-Ю (фото 19). Седловина перевала широкая, тур находится в её восточной части. К этому моменту тучи затянули большую часть неба. С минуты на минуту должен пойти дождь. Поэтому мы не пошли к туру, а сразу начали спуск в долину правого притока р. Енга-Ю. Склон покрыт россыпями мелких и средних камней. Крутизна его - до 35° . Мы стараемся прокладывать наш путь по “языкам” более мелких камней. Самостраховка альпенштоком. В долине ручья лежит большой снежник. Спуск до него от перевала занял 55 минут. Снизу видно, что с пер. Черный можно было спускаться по длинному снежнику от самой низкой

точки седловины (фото 20). Мы перешли правый приток р. Енга-Ю по снежнику и далее двигались по его левому берегу, по пологому склону, покрытому россыпями из мелких и средних камней (фото21). Спустя 1 час 30 минут (после перевала) в долине появилась растительность: сначала

трава, а вскоре кусты высотой более одного метра. Через 1 час 45 минут мы встали на ночёвку между правыми притоками р. Енга-Ю. Место хорошее, сухое. Дров, много, воду брали из ручья в пятидесяти метрах.

Выполнил Полищук Дмитрий.

 

День девятый. 10 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: Радиальный выход: пер.Геологов – г. Енга-Ю-Из

Километраж: 20 км. Ходовое время: 5 часов 40 минут.

Вышли из лагеря в 815 в северо-западном направлении вверх по долине правого притока р. Енга-Ю. Борта и дно долины покрыты каменными россыпями. На склонах лежат снежники. Через 10 минут движения стал виден подъем на перевал (фото 22). По прошествии 55 минут мы подошли к перевальному взлёту. Склон имеет крутизну до 30° . Большую его часть занимает снежник. Мы идём в западном направлении по широкому “языку”, покрытому каменными россыпями из средних камней (фото 23). Через 1 час 20 минут поднялись на плато. Вся его поверхность, за редким исключением, покрыта снегом. Спустя полтора часа вышли на перевал Геологов. Здесь расположена действующая база геологов, которые круглый год занимаются добычей хромитов (фото 24). На базе есть рация, а два-три раза в неделю сюда приезжает вездеход.

Через перевал проходит дорога из долины р. Макар-Рузь (запад) в долину р. Енга-Ю (север). От перевала мы по дороге направляемся на север. Спустя ровно два часа дорога повернула на северо-запад. Мы же идём в северном направлении по плато (фото 25). Оно покрыто рыхлым мокрым снегом. Пройдя 2 часа 35 минут, вышли на юго-западный отрог горы Енга-Ю-Из. Его покрывают россыпи средних и крупных камней. Спустя 2 часа 50 минут наша группа поднялась на вершину г. Енга-Ю-Из (983 м) (фото 26). Отсюда открывается вид на плато и кары на севере и северо-востоке. Из-за обилия снега пейзаж почти зимний. Записку найти не удалось, свою же мы оставили.

Спускаемся в восточном направлении. Через 10 минут после начала спуска вышли на снежник. Пятьдесят минут хода, и мы, оказавшись в ~ 3.5 км. к востоку от вершины повернули на юго-восток в долину р. Енга-Ю. Склон становится круче, но снег рыхлый. Весь спуск с плато заснежен. Крутизна склона до 25 ° . Снежник имеет хороший выкат. Мы спускаемся “глиссером” с самостраховкой альпенштоком (фото 27). Спустя 1 час 10 минут (после вершины) мы достигли небольшого озера в долине. Отсюда открывается вид на заснеженные вершины в верховьях р. Енга-Ю (фото 28). Далее мы двигались вниз по долине вдоль ручья, по правомуберегу. Дно долины поросло травой и мхом, иногда встречаются

снежники и каменные россыпи. Через 1 час 40 минут долина стала шире. Мы повернули на юго-запад, пересекли заболоченное пространство, покрытое ерником, между р. Енга-Ю и её правым притоком. Спустя 2 часа 30 мин, мы переправились вброд с самостраховкой альпенштоком через правый приток р. Енга-Ю. Ширина его - десять метров, глубина - до 25 см. Через 2 часа 50 минут (после вершины) вернулись в лагерь.

Выполнил: Магнит Григорий.

День десятый. 11 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: правый приток р. Енга-Ю – 3й левый приток р.Кердоманшор

Километраж: 14 км. Ходовое время: 4 часа 15 минут.

Сегодня старт ровно в восемь утра. Движение начали вниз по долине р. Енга-Ю на восток. Через 20 минут появилась вездеходная дорога (она спускается с перевала Геологов). Долина реки широкая, местами заболоченная, покрыта травянистой растительностью и каменными россыпями (фото 29). Через 50 минут дорога потерялась в болоте, мы же продолжаем идти по правому берегу реки. Спустя 1 час 20 минут мы переправились через р. Енга-Ю. В этом месте её ширина - приблизительно 20 метров, глубина - 40 сантиметров. Переправа осуществлялась “стенкой” по три человека. По левому берегу идёт вездеходная дорога (фото 30). Мы двигаемся по ней, обходя многочисленные озёра и болотца в долине. Нередко в ложбинах лежат снежники.

Пройдя 2 часа 20 минут, мы вышли на возвышенность между р. Енга-Ю и р. Кердоманшор. Движемся по ней в юго-восточном направлении в сторону озера Ярей-Ты. Вокруг холмистая местность, покрытая россыпями мелких и средних жёлто-коричневых камней. Растительности практически нет. Погода плохая: сильный порывистый ветер буквально валит с ног, временами накрапывает дождь. Поэтому мы лишь издали любуемся озером и в ~ 1 км. к северу от него поворачиваем на восток в зону леса (фото 31).

Спустя 3 часа 5 минут наша группа переправилась вброд через р. Кердоманшор. Ширина реки 30 метров, глубина - до 25 см. самостраховка альпенштоком. По берегам растут лиственницы. После переправы мы идём сначала берегом реки вниз по долине, затем поднимаемся выше и движемся примерно в четырёхстах метрах от русла. Здесь идти проще: сухо, кустов почти нет. Через 4 часа 15 минут движения мы встали на ночёвку близ устья третьего левого притока р. Кердоманшор (фото 32). Стоим в лиственничном лесу, дров много. Воду брали из притока. Место хорошее.

Выполнил: Киселёв Павел.

День одиннадцатый. 12 июля 1997 года.

днёвка на правом берегу 3го левого притока р. Кердоманшор

Дневка посвящена работе над отчетом (черновики описания, корректировка карты и т.п.), ремонту снаряжения и отдыху. Погода пасмурная весь день, но дождь шел совсем недолго. Все желающие смогли помыть голову. После нескольких ночевок в зоне тундры и кустарника особенно приятно провести день в лесу.

Выполнила: Варшавская Мария.

День двенадцатый. 13 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: 3й левый приток – 2й левый приток р.Кердоманшор

и радиальный выход на г. Рай-Из

Километраж: 20 км. Ходовое время: 7 часов 25 минут.

С места стоянки начали движение в северо-западном направлении по правому берегу левого притока р. Кердоманшор (фото 33). Местность покрыта редколесьем, в ложбинах и около русла - болотца. Спустя 35 минут вышли на вездеходную дорогу, тянущуюся вдоль притока. Редколесье практически кончилось. Долина поросла травой и ерником. Через 1 час дорога повернула на запад и поднялась на седловину между отрогом хребта и холмом в долине. Двигаясь по ней, мы через 1 час 15 минут спустились в долину реки Кердоманшор. Долина широкая, покрытая ерником. На заболоченных участках - ярко-зелёная трава. Встречаются каменные россыпи из средних камней. Мы идём по долине вверх, по дороге на левом берегу. По истечении 2 часов 5 минут дорога потерялась в камнях (возможно, ушла на правый берег). Мы продолжаем движение по левому, без дороги.

Когда мы достигли устья второго (от истока) левого притока, прошло уже 2 часа 20 минут. Приток распадается в устье на два рукава, вокруг которых широкий “язык”, покрытый каменными россыпями из камней средней величины. Переправились через приток вброд, с самостраховкой альпенштоками (фото 34). Ширина рукавов - до 7 метров, глубина - до 30 см. Через 2 часа 30 минут остановились выше устья притока, у подножия г. Рай-Из, близ небольшого озера, откуда и брали воду. Место ровное, сухое, дров нет. Готовили на горелках.

После перекуса решили воспользоваться сравнительно хорошей погодой (умеренный ветер, хорошая видимость) и отправились в радиальный выход на г. Рай-Из.

Сначала поднимались на плато в северном направлении по склону, покрытому россыпями из мелких и средних камней, перемежающимися участками мха и травы (фото 35). В начале подъёма крутизна склона до 20° , в верхней части до 30° . Встречаются снежники. Самостраховка альпенштоком. Спустя 1 час вышли на плато. К этому времени погода ухудшилась: ветер стал сильнее, пошёл дождь с “крупой”. Облачность низкая, видимость около 150 метров. Двигаемся в северо-вос-

точном направлении. Плато почти ровное, покрыто россыпями из средних камней. Встречаются большие участки снега. Через 1 час 40 минут вышли к туру. Сняли записку группы из г. Рязани от 16.08.1996 руководитель - Морозов С.Г.

От тура повернули на юго-восток. По истечении 2 часов 55 минут (после выхода из лагеря) прошли исток второго левого притока р. Кердо-маншор. Затем повернули на юго-запад. Через 3 часа 10 минут, начали спуск в долину. Склон покрыт каменными россыпями из мелких и средних камней. Встречаются “языки” зелёнки. Мы стараемся сбрасывать высоту, двигаясь по ним. Приток течёт в каньоне, поэтому идём, траверсируя склон. Его крутизна - до - 30° . Самостраховка альпенштоком. На нашем пути попадаются россыпи больших камней, где надо быть особенно осторожными, тем более в дождливую погоду. По прошествии 4 часов 40 минут мы спустились с плато. Стихия затихла: кончились дождь и ветер. Мы переправились через приток вброд с самостраховкой альпенштоком и, спустя 4 часа 55 минут возвратились в лагерь.

Выполнил: Сазанов Василий.

 

День тринадцатый. 14 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: 2й левый приток – левый исток 3го левого притока р.Кердоманшор

Километраж: 5(10) км. Ходовое время: 1час (2 часа 30 минут)

К тринадцати часам, исходя из соображений безопасности, приняли решение перейти на запасной вариант маршрута, а именно, идти в обход перевала Водопадный по долине реки Собь, поскольку с вечера дует очень сильный ветер (порвало один тент) и идёт дождь (фото 36). С места ночёвки вернулись вчерашней дорогой в долину третьего левого притока р. Кердоманшор. Последний имеет два истока. Вверх по правому уходит вездеходная дорога на плато г. Рай-Из. Спустя полтора часа мы переправились через правый исток по камням и начали движение на восток без тропы. Местность сильно заболочена, покрыта ерником. Через 1 час 50 минут вошли в зону редколесья. Затем перешли левый исток, протекающий в сильно заболоченной ложбине. Пройдя в общей сложности два с половиной часа, встали на ночёвку на берегу левого истока у подножия небольшого холма. Место сухое. Сухих веток лиственницы в избытке. Воду брали из ручья.

Выполнил: Родин Роман.

 

День четырнадцатый. 15 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: Левый исток 3-го левого притока р.Кердоманшор - р.Восточный Нырдвоменшор.

Километраж: 18 км.
Ходовое время: 5 часов.

Вышли с места ночевки в 8 часов 30 минут и начали движение в северо-восточном направлении без тропы по лиственничному редколесью. Через 20 минут вышли на вездеходную дорогу, ведущую на восток, и повернули на нее (фото 37). Дорога поднимается на седловину между вер-шиной 625 м. и ее южным отрогом. Подъем пологий (до 10° ). Через 40 минут мы достигли западного края озера на седловине. Вокруг него растут лиственницы. Берега заболоченные, но можно найти сухое место для стоянки. Через 45 минут миновали озеро и начали спуск в долину р. Собь по дороге. Через 1 час 15 минут прошли развилку: одна дорога идет на восток, другая плавно поворачивает на север. Мы идем по последней. Через 1 час 20 минут переправились через правый приток р. Собь по кам-ням, с самостраховкой альпенштоком (его ширина-6 м., глубина - 25см.)

Идем вдоль восточного склона г. Рай-Из по долине р. Собь. Долина широкая (2-3 км.), местами сильно заболоченная (фото 38). Встречаются небольшие озера. Иногда вездеходная колея плохо заметна. Лиственницы растут только в ложбинках и под склоном. Идти мешает сильный ветер. Через 2 часа 30 минут дорога подошла к самому берегу р. Собь. Ширина реки в этом месте - 50 м., глубина - более 1 м. Склоны г. Рай-Из крутые, изрезанные цирками и карами. С них стекают многочислен-ные ручьи. Мы идем, стараясь выбирать наиболее сухие участки. Двигать-ся по болотам очень утомительно. Спустя 3 часа 40 минут перешли вброд относительно крупный правый приток (ширина - 8 м, глубина - 20 см.)

Через 3 часа 50 минут достигли развилки дорог. Одна идет дальше по долине р. Собь, другая поворачивает на Ю-З в долину р. Вост. Нырдвоменшор. Мы идем по второй дороге (фото 39). Почти сразу за пово-

ротом - переправа через второй ручей (ширина - 8 м, глубина - 20 см.). Долина р. Вост. Нырдвоменшор широкая, покрыта лиственничным лесом. Встречаются большие прогалины. Через 5 часов мы встали на ночевку на правом берегу правого притока р. Вост. Нырдвоменшор в 100 м. от устья. Место хорошее, сухое. Дров много. Воду брали из ручья.

Выполнил: Полищук Дмитрий.

 

День пятнадцатый. 16 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: р. Восточный Нырдвоменшор - р. Нырдвоменшор.

Километраж: 26(29)км. Ходовое время: 7 ч.15 мин.(7 ч.55 мин.)

Вышли с места ночевки в 8 часов 35 минут. Переправились через правый приток р. Вост Нырдвоменшор (ширини-5 м., Глубина-15 см.) и начали движение по дороге в северо-западном направлении. На северо-востоке виден массив горы Поуркев (Пуркеу). Подъем пологий (до 10 ° ). Через 30 минут вышли из зоны редколесья. Долина покрыта кустарником и травянистой растительностью. Дорога сильно разъезжена. На заболоченных участках приходится идти в стороне от нее. Через 1 час 45 минут поднялись на перевал. Он соединяет долину р. Вост. Нырдвоменшор и долину правого притока р. Нырдвоменшор. Через перевал идет вездеходная дорога из поселка Полярный (фото 40). Спускаемся по дороге в северо-западном направлении. Спустя 2 часа 5 минут (после выхода с места ночевки) вошли в зону лиственничного редколесья. В этом месте от дороги ушла колея на юго-запад на базу геологов под пер. Водопадный. Через 2 часа 30 минут мы остановились на перекус в 100 м. выше устья притока.

После перекуса спрятали рюкзаки и в 12 часов вышли в радиалку на пер. Водопадный. Сначала двигались в южном направлении по правому берегу р. Нырдвоменшор вдоль русла. Через 25 минут мы вышли на вездеходную дорогу (фото 41). Она ведет на базу геологов. Долина очень красивая. На реке несколько живописных прижимов (фото 42). Спустя 55 минут мы миновали базу геологов. Отсюда хорошо просматриваются оба пути в обход водопада (фото 43). За базой дорога повернула на запад, а мы продолжили движение на юг вдоль русла по камням и снежникам.

Через 1 час 15 минут мы прошли небольшой правый приток и начали подъем в Ю-В направлении по склону крутизной до 35° (фото 44). Часть склона покрыта осыпью из мелких камней зеленого цвета (камень называется серпантенит), часть поросла травой и мхом. Мы идем “серпантином” с самостраховкой альпенштоком. Через 1 час 45 минут обошли водопад. Выше него долина р. Нырдвоменшор широкая, покрыта мореными валами из средних и крупных камней. Мы, траверсируем правый борт долины, не теряя высоты. Он покрыт каменными россыпями из мелких и средних камней. В ложбинках лежат снежники. Путь отмечен маленькими

турами, но они не всегда заметны. Через 2 часа 20 минут мы вышли к перевальному туру (фото 46). Перевал Водопадный соединяет долины р. Кердоманшор и р. Нырдвоменшор. С него открывается вид на верхнюю (до водопада) часть долины р. Нырдвоменшор (фото 47) и долину р. Кердоманшор на юге (фото 48).

На спуске мы решили разведать второй путь. От тура спустились в северо-западном направлении к руслу и через 10 минут переправились через реку по снежнику. После этого двигались по левому берегу по каменным россыпям и снежникам. Спустя 25 минут начали подъем в восточном направлении к началу спуска в цирк левого притока. Через 40 минут вышли на гребень. Отсюда открывается вид на перевал (фото 45). Спускаемся по склону крутизной до 35° , покрытому осыпью из мелких и средних камней. На нем лежит широкий длинный снежник. По нему идти проще. Двигаемся серпантином с самостраховкой альпенштоком. Снег достаточно плотный, поэтому тщательно рубим ступени. Через 1 час мы достигли русла притока и пошли по правому берегу. По прошествии 1 часа 15 минут переправились через р. Нырдвоменшор по камням, страхуясь альпенштоком, и вернулись к базе геологов. Путь от нее до места перекуса по пути подъема занял 35 минут.

После возвращения из радиалки мы взяли рюкзаки и пошли дальше вниз по долине р. Нырдвоменшор по дороге. Сразу после выхода она пере-шла на левый берег (ширина брода - 20 м, глубина - 15 см.). Долина ши-рокая, сильно заболоченная, покрыта зарослями кустарника и криволесь-ем. Хороших мест для ночевки нет. Через 55 минут мы поднялись на борт долины. Пересекли полосу густого кустарника и спустя 1 час 10 минут встали на ночевку у подножия небольшого холма. Место сухое. Дров много (сухие ветки кустов). Воду брали из ручейка, берущего начало из снежника на склоне.

Выполнил: Магит Григорий.

День шестнадцатый. 17 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: р. Нырдвоменшор - долина р. Собь

Километраж: 24 км. Ходовое время: 7 часов.

Вышли с места ночевки в 8 часов 30 минут и начали движение по тундре в юго-западном направлении (фото 50). Местность местами заболоченная, покрыта ерником и зарослями карликовой ивы. Через 30 минут мы пересекли дорогу, идущую на север в пос. Полярный (фото 49). Затем мы поднялись на холм. С него хорошо виден северный склон массива Рай-Из и пер. Лакомбай (фото 51). Спустя 1 час 15 минут мы перешли правый приток ручья, текущего из-под пер. Лакомбай, по снежнику. А через 1 час 30 минут переправились через сам ручей по камням с самостраховкой альпенштоком (ширина - 8 м. глубина - 20 см.) и вышли на дорогу. Она поднимается по отрогу хребта вдоль ручья в южном направлении. Двигаясь по дороге, мы через 2 часа 15 минут вышли к стоянке геологов (фото 52). Здесь дорога заканчивается. Мы продолжаем подъем в северном направлении по склону крутизной до 20° покрытому каменными россыпями из мелких и средних камней. Спустя 3 часа поднялись в перевальный цирк. Вокруг облака. Седловина перевала лишь угадывается на юго-западе.

Мы обогнули озеро с северо-запада, прошли по снежнику (фото 53), крутизной до 20° и через 3 часа 25 минут поднялись на перевал Лакомбай (фото 54). Он соединяет долины второго и четвертого (от истока) правого притока р. Собь. Из-за низкой облачности с перевала видно только озеро на юге (фото 55).

Первую часть спуска мы прошли по снежнику, крутизной до 20° с самостраховкой альпенштоком. Затем обогнули озеро справа и вышли на второй снежник. Отсюда открывается вид на озера в перевальном цирке и долину р. Собь (фото 56). Снег достаточно рыхлый, но в средней части спуска лежат камни. Крутизна склона - до 35 ° . Мы спускаемся

“серпантином” с самостраховкой альпенштоком. Ниже камней склон выполаживается и можно глиссировать. Через 50 минут мы вышли к озеру в перевальном цирке. От него хорошо виден последний участок пути (фото 57). От озера спускаемся в западном направлении по левому берегу притока. Спуск пологий (до 10° ). Долина покрыта каменными россыпями из

мелких и средних камней и снежниками. Через 1 час 30 минут (после перевала) мы переправились через приток по камням (фото 58) и вышли на вездеходную дорогу. Она идет по долине р. Собь по правому берегу. Спустя 1 час 55 минут мы переправились через р. Собь по камням с самостраховкой альпенштоком (ширина реки- 30 м. глубина до 30 см.) (фото 59). После этого мы двигались в низ по долине по левому берегу. Долина широкая, местами заболоченная, покрыта травянистой растительностью и каменными россыпями. Через 3 часа 35 минут мы встали на ночевку в 2 км к югу от станции Полярный Урал на берегу небольшого озера. В ложбинках растет кустарник (топливо). Воду брали из озера.

Выполнил: Панов Валентин.

 

День семнадцатый. 18 июля 1997 года.

УЧАСТОК МАРШРУТА: Долина р. Собь - ст. Полярный Урал.

Километраж: 2 км. Ходовое время: 35 мин.

ст. Полярный Урал - г. Лабытнанги.

Утро тёплое, солнечное. Есть возможность просушить снаря-жение и отмыть походную грязь перед выходом в город. В 12 часов мы вышли с места стоянки в южном направлении. Долина покрыта травянисто-моховой растительностью и каменными россыпями. Мы обогнули верхнее озеро на руч. Хребет-Шор с востока и через 35 минут вышли на станцию (фото 61). Поезд Воркута - Лабытнанги проходит в 15 часов (по москов-скому времени). До Лабытнанги он едет 3 - 3,5 часа. Мы добрались туда в 8 часов 30 минут по местному времени (оно больше московского на 2 часа). В городе купили продукты на обратную дорогу (некоторые магазины работают до 24 часов). Ночевать остались в поезде.

Выполнил: Киселев Павел.


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;