рассвет

Саша Тонис, Юля Приходько -- маленький катамаран
Леша Отвагин - КНК

Идея похода и маршрут

Длинный автономный поход в достаточно быстром, равномерном темпе. Не слишком сложная водная часть (3-4 КС), красивые, по возможности высокогорные пешие переходы. Частое чередование пеших переходов, сплава и радиалок на окрестные вершины. Изучение рек Гарга и Турокча, а также высокогорной части Икатского хребта в верховьях Аргады и Турокчи (судя по картам 1:200000 именно здесь находится высшая точка всего Икатского хребта - 2580м).
обзорная карта

Начало маршрута - поселок Верхняя Заимка на реке Верхняя Ангара. Сюда мы подъехали на попутной машине от станции Кичера, здесь переправились на лодке через В.Ангару.

Через левый приток р.Верхняя Акули, поднялись на плато в истоках рек Верхняя и Нижняя Акули, Аку. Здесь совершили однодневную радиалку на вершину горы Акулимашкит (2436.6 м). По р.Аку спустились к Светлой. 58-километровый пеший переход занял у нас почти 6 ходовых дней (исключая день радиалки).

Сплав по Светлой занял полтора дня и был закончен чуть ниже впадения р.Намама. Препятствия на Светлой: каскад шивер 4 КС перед впадением р.Тала, каскад порогов 5- КС перед впадением р.Мивоки (каньон Брусничный), и несколько мощных перекатов со скалами в русле 3+ КС перед впадением р.Намама.

За полтора дня по автодороге Новый Уоян - Улюнхан мы перешли на реку Баргузин (35 км).

По Баргузину за день доплыли до впадения р.Талая, сделали однодневную радиалку на вершину 2205 в ее верховьях. Еще за день доплыли до выхода Баргузина на равнину. Препятствия на Баргузине: шиверы до 3+ КС после впадения р.Сининда, шиверы до 4- КС после впадения р.Тала (Анкоконский прорыв), мощные перекаты до 3+ КС ниже Анкоконского прорыва, перед автотрассой Н.Уоян-Улюнхан.

Сплав закончили у заимки Самохай, от нее по дорогам за день дошли до выхода реки Хахархай из гор. Поднявшись по левому притоку Хахархая, перевалили в верховья реки Гонга, по тропе через р.Сололи спустились к Гарге. С притока Хахархая сделали полудневную радиалку на вершину 1749.7. 51-километровый переход занял (без учета радиалки) 3 полных дня.

По Гарге сплавлялись три дня по очень низкой воде. От впадения р.Сурамакит сделали однодневную радиалку на вершину 2010 Икатского хребта. В большую воду на Гарге могут быть интересны порожки в районе впадения Сурамакита и Иката, а также весь участок ниже впадения р.Пугловая. В нашу воду интересными показались лишь несколько шивер 3+ КС перед Гаргинским Курортом.

От низовий Гарги (заимка Под-Улуг) перевалили на р.Аргада, поднялись вдоль нее по отличным тропам до впадения Оикты (или Ульрикты, на разных картах по-разному). Поднялись на хребет к западу от Ульрикты, по нему через вершины 2410, 2349 вышли в верховья Аргады, перевалили к р.Турокчакан и по нему спустились к р.Турокча. С Турокчакана сделали однодневную радиалку на высшую точку района - вершину 2580 и вершину 2543 к западу от нее. 82-километровый переход с Гарги на Турокчу занял 4.5 дня без учета радиалки.

Сплав по Турокче от Турокчакана до пос.Юбилейный проходил по довольно высокой воде и занял 2 полных дня. За полдня мы доплыли до Верхнего ущелья (у впадения р. Мал.Укшаки), сделали полудневную радиалку на вершину 1962. Еще полдня проходили Верхнее ущелье (4+КС) и примерно день выплывали в населенку.

Ходовое время и расстояние [км/час]:
пешка радиалки сплав
Светлая 58.3/48.7 11.7/08.3 43.5/11.2
Баргузин 35.1/11.7 26.2/12.0 93.7/13.8
Гарга 50.6/23.7 18.6/11.8 48.9/16.9
Турокча 81.5/43.0 26.9/16.0 69.1/15.8
Всего 226/127 83/48.1 255/58

(В таблице не учтены многочисленные короткие радиалки и разведки.)

Снаряжение

Большой катамаран: Чехлы сверху из ткани oxford 210, снизу из авизента. Баллоны односекционные из чернухи, с большим запасом по размеру. Длина катамарана 380 см, диаметр баллона 50 см, носы тупые. Вес чехлов и баллонов - 7.5 кг (можно было бы уменьшить, используя более короткие баллоны). Этот катамаран мы использовали год назад на Кизире. На мелях р.Гарга один из баллонов сильно потерся, его пришлось несколько раз чинить. По мелям подсдутый большой катамаран шел гораздо лучше маленького из-за небольшой осадки.

Малый катамаран - чехлы сверху из силиконовой таффеты, снизу из пропитанной кордуры. Баллоны односекционные из чернухи, точно под размер чехлов. Длина 270 см, диаметр баллона 50 см, носы острые. Вес чехлов и баллонов 4.0 кг. Очень удачные материалы и очень неудачная форма. Такой короткий катамаран надо обязательно делать тупоносым! В результате, просто наклонившись вперед, можно было легко опрокинуть катамаран через нос, в бочках и валах нельзя было зацепляться, было очень существенно расположение вещей и посадочных мест и т.д... Кроме того, у катамарана получилась большая осадка, что сильно мешало на мелях р.Гарги. Подсдуть баллоны, чтобы уменьшить осадку, было нельзя - катамаран совсем терял устойчивость.

Каяк - двухбаллонный КНК, изготовленный Лешей Отвагиным. Недостатки: непрочная ткань и немного торчащие шпангоуты -- из-за этого каяк часто рвался о камни.

большой катамаран
малый катамаран
каяк

Остальное снаряжение и раскладка (около 520 г/человека в день) -- довольно обычные, без особенных экономящих вес ухищрений. Вес самых тяжелых рюказков на страте - 40-43 кг, в начале последней пешки - около 30 кг.

Описание маршрута

GPS-данные

В квадратных скобках - название точек и высота над уровнем моря, по gps. Притоки и берега указаны орографически. Расстояния измерены "по плавной кривой", без коэффициентов извилистости. В ходовое время включены отдыхи на переходах. На пешей части обычно шли 30-минутными переходами, между ними отдыхали 5-15 минут. Пару раз на дорогах пытались идти более длинными переходами, но быстро сваливались на обычный режим.

Ехали из Москвы на поезде N76 Москва-Тында. Отправление из Москвы 23 июля в 13.18, прибытие на станцию Кичера 27 июля в 14:03 по местному времени. Саша Тонис подсел в наш поезд в Северобайкальске.

27 июля. Выход от станции Кичера к р.В.Акули. Погода пасмурная. Ходовое время около 5:40. Прошли 12.3 км, из них 2.7 по дороге от Кичеры, 5.5 по дороге за В.Ангарой, остальное по вырубкам и плоскому лесу.

В 14:12 вышли из поезда и пошли по шоссе на восток. В 14:51 дошли до поворота на В.Заимку (около 2 км). На повороте - большой бетонный указатель [002, 470м]. Много комаров.

Пошли в сторону В.Заимки и почти сразу поймали попутную машину. Водитель говорит, что сейчас очень много комаров ("захлебываемся ими") и что совсем недавно в горах дважды выпадал снег. Действительно, все горы в снегу. Долина В.Акули отлично видна с дороги.

В 15:16 приехали в В.Заимку, вышли на В.Ангару у обелиска (поворот с главной дороги - у памятника и магазина) [003]. Сразу же удалось договориться о переправе на моторке. Переправились в два приема, в 15:36 вышли.

Выход дороги от реки находится напротив обелиска и хорошо заметен. Почти сразу - развилка, пошли налево, вдоль реки. Через 200-300 метров дорога поворачивает от реки направо и дальше идет на юг, так, как обозначено на карте. Отличная "байкерская" дорога в сосновом лесу, по сторонам иногда встречаются старые вырубки.

В 16:23 прошли мощную поперечную просеку [006], в 17:02 дошли до развилки дороги [008]. Сунулись по правой и по левой дорогам, но они разошлись на запад и восток. Уходим с дороги [009], идем на юг по азимуту. Обширное горелое редколесье, идти не очень сложно. Очень много комаров, пытаемся идти в куртках, но тогда страдаем от жары.

Ручей Холодный Ключ совершенно сухой, просто понижение в лесу, даже без русла. Таким образом, от В.Ангары до В.Акули воды не найти. Последние 1.5 км до реки идем по замечательному лесу в духе Карельского перешейка: пересеченная местность, камни, сосны, мох... В 20:30 - стоянка на В.Акули [015 600м].

Мы рассматриваем вариант скорого выхода на левобережный хребет, поэтому хотим здесь переправиться через реку. Вода высокая, мутноватая. Вечером ищем место для брода, находим в 300 м выше стоянки у острова. Брод сложный, почти по пояс.

Верхняя Ангара. Вдали видна долина В.Акули
Дорога от В.Ангары к В.Акули

28 июля. Переправа. Подъем по В.Акули. Облачно, вечером немного солнца. Ходовое время (без учета переправы) 6:13. Прошли 9.3 км, почти все время - по тропам в плоском лесу.

Ночью дождь, вода поднялась на 10 см. Решили не бродить, а переправиться на катамаране. Надули маленький катамаран, сделали два весла и две поперечины.

Переправлялись у стоянки, здесь река представляет собой быструю струю с небольшими валами по центру, уловов мало. Переправляли мы с Лешей, по 1-2 рюкзака или по 1 человеку.

Проблемы с возвращением на ПБ: разгруженный катамаран менее устойчив, места чалки гораздо хуже. Один раз чуть не кильнулись при чалке, упустили катамаран, долго догоняли по берегу. Перед перевозкой людей привязали еще одну поперечину -- стало лучше. Вообще, надо было использовать большой катамаран.

Переправа через В.Акули

В 10:20 переправились на ЛБ и вышли. Хороший лес (в основном сосны на ягеле), хорошая тропа вдоль берега. Где-то через час тропа начинает теряться, но идти по-прежнему легко.

Проходим мимо порога на В.Акули [020 647м]. Мощная узкая струя с очень большим уклоном и обливными камнями. Много тонких мест. Любые 50-100 м порога - 5КС, все вместе, скорее всего, 6КС.

Порог на Верхней Акули

В 12:45-14:12 обед выше порога [021 660м]. Сразу после обеда нашли тропу, идем по ней. Обострение комаров. Река спокойная, в ее пойме начинается довольно обширное болото. Тропа теряется в болоте, мы пытаемся обойти его справа (по ходу). Идем довольно быстро, но не особенно приятно: встречаются "канализации" (ручьи, журчащие под заросшими зеленым мхом камнями в глухом лиственном лесу), полосы стланика. В 17:14 дошли до большого селевого выноса [026]. Это - вынос маленького ручейка, совсем близко к нужному на притоку. Решаем подняться по выносу и наверху уйти в нужную нам долину. Легко лезем вверх по камням. В 18:00 после некоторых поисков встали на стоянку на границе выноса и зарослей стланика [027 720м]. Место хорошее, но площадки для палаток пришлось выравнивать.

Поднимаемся от реки по селевому выносу

Стоянка на краю выноса

29 июля. Поднимаемся по притоку В.Акули. Переменная облачность, после обеда стороной прошла гроза, чуть посыпало снегом и поморосило. Ходовое время 9:33. Прошли 2.9 км (1.6 до обеда), все время по курумнику с полосами стланика.

Вышли в 7:22, продолжаем подъем по селевому выносу вдоль ручья. Постепенно ручей уходит в глинистую канаву, в 7:48 мы уходим с него налево в стланик [028 810м]. В 8:59 выходим на границу зоны леса [030 920м]. Красиво, комаров нет, вдали виден заснеженный Верхнеангарский хребет. Выше - довольно крупный курумник с полосами стланика. Лезем по нему вверх, до высоты 1200, потом траверсируем склон над зарослями, уходя в долину притока В.Акули.

Утро
Заросли стланика

Вышли из зоны леса
Лишайники
Вид вверх по долине В.Акули

Обед 12:45-14:00 [036 1221м]. Воду добываем половником из-под камней. Вообще, так как сверху тает снег, ручейки журчат под камнями в любом маленьком распадочке, однако найти место, где можно дотянуться до воды не всегда просто. После обеда уходим вверх, обходя полосы стланика. Забавная проблема: по курумнику с тяжелым рюкзаком проще идти вверх, чем вниз. Поэтому мы уходим все выше и выше, видимо, подсознательно думая, что спуститься всегда успеем. В результате дошли до высоты 1375, и оттуда пришлось спускаться по прямой на пригодную для стоянки полку у ручья. Перед началом спуска группа сильно растянулась (это было не очень существенно, так как место стоянки было видно почти с любой точки склона). Тем не менее, Саша Т., идущий первым, развел сигнальный костер и вся группа собралась на его дым. Этот метод поиска друг друга в кустарнике пригодился нам впоследствии...

Встали в 19:10 в самом начале хорошо заметной полки ЛБ [039 1135м]. К ручью спускаться сложно из-за зарослей, воду нашли под камнями в маленьком приточке, обходящем полку снизу.

Вообще, сегодняшний путь до обеда был достаточно разумен. Хотя возможно, лучше было бы еще от В.Акули лезть по правому берегу притока, там граница стлаников проходит ниже. А вот после обеда мы шли явно неоптимально: гораздо быстрее было бы пройти напрямую, без набора высоты, с пересечением пары полос стланика.

Вид на долину В.Акули
Вид вперед по нашему маршруту. Точками отмечены места стоянок
Кедровый стланик

Вид на Верхнеангарский хребет
Через стланик
Ориентирование

Место стоянки

30 июля. Продолжаем подъем по притоку В.Акули. От начала полки ЛБ до крупной каменной россыпи. Переменная облачность, после обеда заходят грозовые тучи, потом небо расчищается. Ходовое время 8:23, прошли 5.1 км (2.8 до обеда).

Вышли в 8:10 довольно хорошо идем по курумной полке ЛБ над рекой. Полосы стланика обходим по склону или пролезаем насквозь. Далеко от полки уходить не нужно.

Обед 12:30 - 14:10 [046 1380м]. Обедать спустились к реке, оставив рюкзаки на полке. После обеда долина постепенно выполаживается, начинаются легкие для передвижения поляны. Есть места для стоянок.

обед у ручья
ива
стланик

Примерно в 16:50 [~050] подошли к началу каменной россыпи. Вся долина завалена обломками скал характерным размером 10-20 метров. Начинается лазанье по скалам, поиск пути с одного камня на другой... Иногда приходится возвращаться на несколько камней назад и пробовать другой путь... Похоже, россыпь можно обойти далеко слева, по курумнику на правом борту долины, но насколько это проще - неясно.

В 18:13 встали на ночевку [053 1575м]. Удалось найти небольшое озерцо и к северу от него - камень с плоской вершиной, на которой поместились обе наши палатки и костер. Красивое и, на удивление, удобное место. Только отходить от палаток сложно... Вечером лазали по окрестностям, нашли лед в глубокой щели между камнями...

россыпь

стоянка на каменной россыпи

лед в щели между камнями

31 июля. Идем верхами, переваливаем к Н.Акули, затем к В.Акули. Ночью заморозок, днем переменная облачность, после обеда небольшой дождь. Ходовое время 8:41, прошли 11.0 км (6.5 до обеда).

Выходим в 7:24. Около часа проходим россыпь (примерно до точки [055]). Идти немного легче, чем вчера. Длина всей россыпи -- около 0.7 км, из них половину мы прошли вчера.

конец россыпи

поляна с водосборами

За россыпью начинаются озера, широкие подболоченные луга, заросшие кустами... Идти по берегу озер легко, через полосы кустов есть звериные тропы. Мы с Юлей с самого начала идем низом справа по ходу от озер, остальные пытаются облезать кусты по курумнику справа, но постепенно все, кроме Леши, спускаются вниз - тут гораздо легче. Встречаем пищух и сурков.

Примерно в 10:15 вылезаем на моренный вал [057 1690м]. Очень простой подъем по некрупным скругленным камням. Леша выходит сюда же траверсом по склону. Ему пришлось пересечь несколько неприятных свежих осыпей.

озеро
сурок
вид назад

Дальше опять идем по лугам, обходим слева озерцо. В 10:50 выходим на хорошо выраженный перевал к Н.Акули [058 1765м]. Прямо перед нами - крутой спуск к большому озеру. Красивые виды на снежные горы впереди.

вид с перевала на долину Ниж.Акули
цветущий рододендрон

Наш путь лежит по широкой полке с озерами, стекающими направо в Н.Акули. Первое озеро (под перевалом) обходим справа. Сложный траверс со спуском по крутой осыпи из крупных камней. Возможно, проще обходить озеро слева... На истоке ручья из озера - перекус [059 1707м].

зелень

Дальше легко идем по довольно пологим холмам, по моховым и курумным полянам. Следующее озерко обходим с разных сторон, мы с Юлей и СашейВ слева, СашаТ с Лешей - справа.

Обед -- 13:07 - 14:32 [060 1650м] в начале длинной группы озер. После обеда обходим озера справа, вылезаем примерно на 100 м вдоль ручья к верхнему озеру, от него выходим к перевалу к В.Акули [064 1800м].

Перед нами - широкая всхолмленная равнина. Множество озер, снежников, кустов стланика. На юго-востоке хорошо виден перевал к Аку. Слева от него - заснеженная гора Акулимашкит (2437м), справа -- характерная отвесная скала.

Спускаемся с перевала и, чуть не дойдя до левого истока В.Акули, встаем на стоянку в 17:30 [065 1690м].

вид с перевала к В.Акули на перевал к Аку. Вдали - снежные горы за Светлой
панорама со стоянки в сторону перевала к Светлой. В центре - гора Акулимашкит
стоянка

окрестности стоянки

гора Акулимашкит

1 августа. Радиалка на гору Акулимашкит. Ночью заморозок, утром и вечером ясно, днем переменная облачность. Ходовое время 8:20, прошли 11.7 км.

Вышли в 6:50, идем по правому краю долины. В одном месте пришлось пересекать неприятную крупную осыпь, впрочем, ее можно было и обойти. В 8:10 вышли к большому озеру в верховьях Аку. Обходим слева несколько его длинных заливов, пересекаем ручей, текущий по скальным плитам и в 9:00 оказываемся у начала подъема на гору.

Поднимаемся по западному ребру горы. Первые 100-200 м - по неприятному живому курумнику (наверное, его можно обойти правее). С высоты 2000 начинается снег, смерзшийся за ночь. В 9:56 - перекус на пологой полке [066, 2045м] Дальше продолжаем подниматься по снегу с торчащими камнями. Идем по камням, или по насту на рантах ботинок, или пробиваем ступеньки в насте. Страхуемся палками.

В 11:40 - на вершине [067 2437м]. Из снега торчит лишь бетонный тур. На его вершине оставили контейнер с блокнотом, спичками и картой на окрестности. Хорошо, что солнце появляется лишь ненадолго -- на снегу очень ярко, а очков у нас нет.

вид на юг

круговая панорама с вершины

вид на Байкал через долину Ниж.Акули

В 12:10 начали спуск. Пока мы были на вершине, солнце осветило западный склон. Снег раскис, проваливаемся в щели между камнями... От полки 2045 идем разными путями - мы с Юлей левее, остальные правее, по мелким осыпям, удобным для спуска. Встретиться под вершиной не удалось (хотя даже голоса слышали), возвращались в лагерь двумя группами. Шли напрямик, постоянно встречали туры на камнях, но тропы не нашли, только слабые обрывки.

В лагере были в 15:40. Обедаем, ужинаем, моемся.

гора Акулимашкит
спуск

2 августа. Перевал к Аку, спуск по Аку почти до устья. Почти безоблачно весь день. Ходовое время 8:13, прошли 13.9 км (9.3 до обеда).

Вышли в 7:27. Идем по правой стороне долины, как и в радиалку, но неприятные курумники удалось легко обойти. В 9:10 дошли до большого озера. Озеро обходим справа. Луга, камни, идти легко. За озером переходим на ЛБ вытекающей из него речки Аку. (По ЛБ мы и шли до конца пешки.) Идем по плоской широкой долине, поросшей невысокой березкой. Много слабых оленьих троп.

В 11:02 за левым притоком [072 1615м] начинаются густые высокие заросли кустов: кедрового стланика, березки, ивы... Идти тяжело, долина не просматривается. Почти сразу потеряли друг друга: сперва Леша ушел по низу, остальные пошли по слабым тропкам от реки. Потом, поняв, что вверху идти плохо, пробились опять к реке и нашли неплохую тропу. Прошли по ней сотню метров и не обнаружили сзади Юлю. Как она могла потеряться на таком коротком участке - неясно.

Сразу же остановились (12:30 [074 1540м]), развели дымовой костер на более-менее обзорном месте. Побегали от костра до места, где еще видели Юлю. Стали готовить обед, послали СашуВ вперед по тропе, найти Лешу. Леша найден и возвращен, Юли нет. Решили, что Юля скорее всего впереди, развели еще костер, ориентированный на эту гипотезу. В 13:40 увидели дым Юлиного костра далеко внизу по долине, у первых деревьев. Наших костров, как потом оказалось, она так и не видела.

Пообедали, вышли в 14:15. Оказалось, что вдоль реки идет несколько неплохих троп - именно по ним Юля разошлась с нами и с Лешей. В 14:33 все встретились [075]. Примерно там же Леша долго ищет оставленный им рюкзак. Выходим в 15:08.

Дальше идет редкий еловый лес с мощными кустами. Идем по ЛБ, по тропкам у воды. В 17:10 вышли на более мощную тропу, которая, судя по всему, приходит с ПБ. Ниже на реке крутопадающий участок, здесь же редколесье сменяется нормальным лесом. Пересекаем мощный вынос левого притока. Встаем на стоянку в 17:25 на отличном месте у воды [079, 1355м], не дойдя примерно трех километров до Светлой. С вечера вырубили каждому по палке для весла, чтобы завтра ускорить стапель.

р.Аку

3 августа. Пришли на Светлую, стапель, сплав до впадения Талы. Весь день жарко, почти безоблачно. На пешке ходовое время 1:58, прошли 3.8 км. На сплаве ходовое время 2:12, прошли 4.8 км.

Вышли в 7:17, идем по тропкам ЛБ. Лес хороший, постепенно долина сужается, тропа теряется. В 8:20 [071] вылезаем наверх по кустам, наверху находим отличную тропу на ягельном хребтике. По тропе спускаемся к разрушенному зимовью на Аку [082м] в полукилометре от устья. По довольно чистому еловому лесу выходим к Светлой, вдоль нее спускаемся до впадения первой протоки Аку. 9:15 [084]

Стапелимся на галечной отмели, обедаем. Лес для стапеля хороший, много еловых сушин. Выплыли в 16:10. Сперва река узкая: два обносных завала, порожек с бревном, через которое надо прыгать. Через пару сотен метров (после впадения всех проток Аку) река резко расширяется и упрощается. Дальше -- простые галечные перекаты 2КС, все легко просматриваются с воды.

стапель

Светлая у впадения Аку

17:30 -- начало каскада шивер 4КС перед впадением Талы. Шиверы мощные, с крупными обливными камнями, хорошо просматриваются с воды. Мы с Сашей В. зачалились после первой ступени [S002], Саша Т. с Юлей пошли дальше и почти сразу кильнулись на обливном камне. Юля вылезла на катамаран и зачалила его к берегу, Саша вылез сам. Остальные шиверы прошли без приключений, в 18:30 встали на стоянку на ЛБ напротив впадения Талы, над последней шиверой. Место отличное, известное по старым отчетам -- высокая и ровная ягельная полка. Вечером наловили немного хариусов.

Начало каскада шивер

ягельная стоянка напротив впадения р.Тала

4 августа. Сплав по Светлой, антистапель. Облачно. Перед обедом и вечером - солнце. Ходовое время (с обработкой порогов) 9:00, прошли 38.7 км (18.8 до обеда).

Выплыли в 8:10. Простые галечные перекаты 2КС. Квартальные столбы на берегах: "256" на ЛБ [S004], "242" на ПБ [S005]. Постепенно река успокаивается, перед впадением Чипчикона на реке идут песчаные плесы с бревнами в воде.

Следующий каскад порогов начинается S-образной шиверой, 11:13 [S007]. Шивера 3-КС, идется сходу, в середине - скалы ЛБ. За шиверой -- резкий поворот реки налево, плес, чалка на ПБ.

спокойная река
S-образная шивера

Дальше -- порог Брусничный, 5- КС. Обработка -- с ПБ, возможна по частям, с перечалками. Мы не перечаливались, проходили порог как единое целое. Начало -- длинная заходная шивера 3КС, в ее конце - метровый слив с бочкой. Дальше -- короткий плес и ключевое место -- мощный свал воды в скальном сужении. Перепад около 3м, левая часть забита камнями, справа -- несколько бочек и прижим к скале ПБ с большим отбойным валом. За порогом -- плес, хорошее место для страховки.

Прошли сперва мы с Юлей на большом катамаране, без приключений. Затем пошли с Сашей Т. на маленьком катамаране. Кильнулись в первом сливе. Я вылез на катамаран и почти сразу зачалился, Саша прошел ключевое место самосплавом. Леша прошел нормально, кильнулся в самом конце порога, на отбойном валу и встал.

порог Брусничный. Заходная шивера и первый слив (идет большой катамаран)
киль маленького катамарана в первом сливе
Ключевое место

большой катамаран в ключевом месте
каяк в ключевом месте

14:10 - 15:30 -- обед в конце порога [S008]. После обеда еще один порожек 4КС -- тоже свал воды в скальном сужении с прижимом к скале ПБ, но просторнее и положе. Саша Т. с Юлей загрузили катамаран гораздо удачнее, чем до обеда, с небольшим креном на корму. Дальше проблем у них не возникало.

Порог после Брусничного

За порогом на ПБ встретили геологов с вездеходом. Говорят, что недавно была очень высокая вода, и что за день до нас прошла московская группа на одном катамаране-4. Удивлялись лешиному средству сплава.

Дальше -- просторная шивера 3КС, в конце -- впадение р.Мивоки [S009]. Река упрощается, идут галечные перекаты до 2КС. Несколько мощных перекатов 3+КС с большими валами и отдельными скалами в русле -- в 17:15, у впадения Иксакана [S010, S011, S012]. Идем сходу.

Постепенно справа открывается широкая долина Намамы. Основное ее русло впадает раньше, чем обозначено на карте, в точке [S013]. Дальше стараемся держаться правых проток, примерно через 3км встаем на стоянку на ПБ. 18:30 [S014]. Здесь к реке выходит колея, та, по которой заезжали геологи. Видно, что здесь они пережидали паводок на Светлой. Антистапелимся.

5 августа. Идем по дороге к Баргузину. Переменная облачность, в обед дождь, после обеда - сильный ливень. Ходовое время 7:50, прошли 23.2 км, (13.8 до обеда).

Вышли в 8:11. По колее вышли на дорогу [086, 200м от стоянки] и пошли по ней на юг. Дорога Новый Уоян - Улюнхан очень мощная, местами укатанная почти до состояния асфальта (тут Саши переживают об отсутствии велосипедов), местами галечник. Через почти все ручьи есть мосты, но они недостроены, стоят рядом с дорогой, к ним не подведены насыпи.

Комары
Идем по дороге
Мост рядом с дорогой и надпись на нем

В 8:50 - брод через р.Даван, по колено. Видно, что дорогу здесь часто размывает водой, потом выравнивают бульдозером. Похоже, в большую воду это самый проблемный брод на пройденном нами участке автотрассы.

Кругом ходят грозовые тучи. Впервые за поход едим ягоды -- голубику и чернику. Идем вдоль реки Намама. На этом участке она течет в широком галечном русле, есть и сложные мощные пороги и широкие непроходимые мели.

В 12:23 -- ответвление направо с указателем "Чульбон - 23 км" [094]. После ответвления встаем на обед у небольшого ручья 12:37-14:10 [095, 1187м]. Начинается дождь. Обидно, что вершина 2537 к северу от нас до сих пор находится под солнцем. Могли бы сегодня с утра сходить туда в радиалку...

Вершина 2537
р.Намама
р.Намама, мели

После обеда переваливаем в широкую долину Сининды. Дорога здесь (и уже до конца пешки) -- грязная глинисто-песчаная колея с большими лужами. По сторонам - кусты или лиственничные леса с голубикой. Проходит сильный ливень. Встречаем ГАЗ-66 и бульдозер, идущие в Чульбон.

лиственница

перевал к Сининде. Внизу видна дорога

В 16:35 бродили Малу (приток Сининды) [098]. Сразу за бродом встали на стоянку на берегу Сининды в 17:35 [099], потеряв час на разведку места. Была идея начать сплав от Сининды, но оказалось, что воды мало, плыть вряд ли получится.

Комаров немного, кругом отличный лиственничный лес. У реки есть лук и красная смородина. Ночью сильный дождь.

сушка ног после мокрой дороги
самые размокшие ноги

6 августа. Дошли до Баргузина, стапель. До обеда дождь, после обеда погода улучшается, выходит солнце. Ходовое время 3:52, прошли 11.9 км.

Утром собрались было идти в радиалку на 2537. Вышли только мы с Сашей. Когда утренний туман рассеялся, над ним оказались густые тучи. Вернулись назад.

Вышли в 8:43 под дождем. По чистому лесу вышли на дорогу, пошли по ней.

еще один мост

В 11:43 подошли к спуску в ручей Акумту [104]. Спускаться не стали, пошли по чистому лиственничному лесу на юг, по краю оврага ручья. Здесь идет хорошая тропа. Подошли к спуску к Баргузину, спустились без тропы, перешли небольшое болото и в 12:35 вышли на реку [105].

На Светлой нам не очень понравилось стапелиться и плыть в один день. Здесь и далее мы удачно подгадывали окончание пешки к обеду, чтобы после обеда спокойно строить катамараны, а выплывать утром.

Баргузин течет широко и мелко, но река большая -- плыть можно. Дождь кончается, к концу дня выходит солнце. Лес для стапеля отличный - много прямых и ровных лиственничных сушин. В 100 м вверх по реке -- устье р.Акумту и поляны за ним. К ужину сварили полный кан сыроежек. За полдня вода поднялась на 3см.

большой катамаран, Саша В.
маленький катамаран, Саша Т. и Юля

лиственницы
р.Баргузин

7 августа. Сплав по Баргузину до устья р.Талая. Погода солнечная. Ходовое время 6:26, прошли 48.5 км (33.2 км до обеда).

Утром у Юли на руке нашли клеща. Уже осенью в Москве оказалось, что клещ был переносчиком болезни Лайма.

За ночь вода поднялась на 10см. Выплыли в 8:33. Река совсем простая, течет между лиственничных холмов. После устья Сининды река резко входит в красивое ущелье. В начале -- шиверки до 3КС, напоминают Семеновские шиверы на Кизире, легко идутся сходу. Потом опять все упрощается, но река не скучная -- постоянно идут шиверки и перекаты до 2+КС. По сторонам красивые скалы. Местность, по сравнению со Светлой, стала более сухой, чем-то даже похожей на Алтай: встречаются травянистые склоны, редко стоящие сосны...

Баргузин перед впадением Сининды
Шиверы в начале ущелья

скалы

Обед в 13:00 - 14:30 [S019] у обозначенного на карте горячего источника Мегдельгун. Вместо источника нашли большую грязную лужу со слабым запахом, истоптанную следами копыт. Кругом -- красивый луг.

луга у источника Мегдельгун
сам источник - истоптанная копытами грязь

В 16:09 проплыли впадение р.Ковыли [S021, 735м]. Спугнули медведя. в 16:30 стоянка за впадением р.Талая на ПБ. Здесь Баргузин резко поворачивает налево. На повороте справа впадает первая протока р.Талая, на левом берегу -- высокая осыпь. За поворотом впереди видна первая шивера Анкоконского прорыва под скалой ЛБ. Вторая протока р.Талая долго течет параллельно Баргузину и, чтобы попасть на стоянку, ее приходится бродить. Стоянка довольно затоптанная, но хорошая.

у впадения р.Талая

8 августа. Радиалка. Переменная облачность, после обеда небольшой дождь. Ходовое время 12:00, прошли 26.2 км.

Вышли в 7:00 вчетвером. Саша В. остался в лагере. Ломимся по кустам к горе и наверх. Через некоторое время Юля решает вернуться назад, дальше идем втроем.

Здесь мы впервые столкнулись с неизвестными кустами c тонкими жесткими ветками и продолговатыми листьями. Эти кусты встречаются повсеместно в этой, далекой от Байкала, части Баргузинского хребта и на Икатском хребте. Они растут на склонах в зоне густого леса, передвигаться по ним тяжело. В этих местах они доставляют гораздо больше проблем, чем кедровый стланик и другая растительность.

неизвестные кусты
вид вниз по Баргузину

Идти нам предстоит по длинному гребню, состоящему из небольших горок. Выходим на первую вершинку хребта, обходим ее слева. Здесь идти легко, тропки на склоне, поросшем соснами. Погода хорошая, красивые виды на низкогорье вниз по Баргузину. Видна башня на вершине горы, обозначенная на карте. Вторую горку проходим ближе к вершине, тут густые кусты, есть слабые тропы. С третьей горки, тоже заросшей лесом и кустами, сваливаемся налево. Находим зимовье на склоне -- сруб высотой около метра с плоской крышей и квадратной дверью [S024].

От зимовья, перейдя маленький распадок, начинаем вылезать в лоб на вершину 1711. Подьем довольно простой: здесь началось лиственничное редколесье, мох, голубика, редкие кусты стланика. Наверху -- камни с кустами стланика. На вершине в 10:17, отдыхаем и перекусываем [S025]. Леша наблюдает медведя, удирающего в стланик. Вид на высокие горы на западе, вперед по нашему хребту, вид на поселок Улюнхан и широкую долину Баргузина. Виден широкий галечник реки Улюн (Улюгна) на выходе ее из гор.

наш дальнейший путь: вершина 1711 (с геодезическим знаком), и вершина 2205 (первая в дальнем хребте)
вид на Баргузинскую долину

Идем дальше по хребту. Перепады высот +/-100 м. Сперва тяжелый участок, заросший стлаником, потом простой для передвижения, но печальный мертвый участок. На голой, без лишайников земле -- сухие белые стволы стланика и небольших лиственниц. Похоже на след пожара, хотя углей не видно. Погода постепенно портится. Сильный ветер, с юго-запада заходят дождевые тучи.

По простому курумнику поднимаемся на гребень и в 12:16 выходим на вершину 2205 [026]. Впереди, примерно в 3 км -- высочайшая вершина нашего хребтика, 2326, но туда решаем не идти: уже капает дождь, дальние виды закрываются облаками. Да и времени уже мало. Так что возвращаемся обратно.

мертвые лиственницы
путь к вершине 2205
верховья р.Талая

круговая панорама с вершины

Вершину 1711 на обратном пути обходим с севера, без набора высоты, по крутому осыпному склону. Много черной смородины. Дальше идем по тропкам по гребню хребта, довольно легко. Погода улучшается. Перед последней вершинкой хорошо свалились (глубокий мох, лиственницы) по распадку на север, в долину р.Талая. Здесь идти хорошо, лиственничный моховой лес, довольно мощные тропы. Этот путь лучше, чем утренний. Набираем голубику и черную смородину для Юли и Саши В. В 19:00 приходим на стоянку.

9 августа. Сплав по Баргузину до заимки Самохай. Погода солнечная. Ходовое время 7:20, прошли 45.2 км (из них 27.0 до обеда).

Выплыли в 8:10. Проходим Анкоконский прорыв. В лоции (http://www.tourism.ru/docs/desc/15/62/13/) написано, что называется он так по названию впадающей в Баргузин речки. Но на наших картах речка -- Талая, а Анкокон -- ее приток в самых верховьях. Видимо, у писавших лоцию были другие карты...

Пара мощных шивер 3КС под стеной ЛБ. Напоминают неключевые препятствия Орхо-Бома на Оке. Затем пара шивер попроще и -- последний, ключевой порог участка, 4КС [S028]. Порог начинается поворотом направо и горкой под скалу ЛБ. Затем идет мощная струя с обливными камнями и бочками. За порогом -- длинный плес, река выходит из гор. Порог от начала просматривается плохо, но при прохождении сходу путь очевиден и просторен. Шли сходу, маленький катамаран кильнулся в бочке. Саша с Юлей самостоятельно и быстро зачалили перевернутый катамаран.

первая шивера Анкоконского прорыва

Ключевой порог Анкоконнского прорыва
он же

Длина всего Анкоконского прорыва, от впадения р.Талая -- около 3 км. Дальше на реке встречаются мощные перекаты до 3+КС, все реже и слабее.

Горячий источник Умхейский находится на острове. Шли левой протокой, причалили у источника [S029] в 10:14. Здесь на берегу дома, через правую протоку реки есть мост. Источники есть оборудованные, а есть просто горячяя ямка у воды. Пообщались с местными. Говорят, что по Баргузину сплавляются часто, что прямо перед нами была группа 16 человек из Москвы, попавшая в верховьях Баргузина под сильный снегопад.

перед Умхейским источником
источник

После источника -- совсем простые перекаты, река быстрая. Проплываем дорогу Уоян - Улюнхан. От моста остались жалкие остатки, есть только брод. Зато на берегу стоит красочный плакат Джиргинского заповедника.

По карте река разбивается на две длинные (более 10 км) протоки, но левой протоки мы не заметили, возможно она уже заросла. Встали на обед в начале правой протоки на ПБ. 12:00 - 13:30 [S030]. Красивые луговые пейзажи, виды на горы с двух сторон долины. На юго-востоке выделяется коническая горка со скалой на вершине - это вершина 1749, на которую мы залезем через два дня.

Река становится совсем песчаной, по берегам кусты, в реке -- рыболовные заколы. После слияние проток (оно же -- впадение Джирги и Хахархая) река выходит на простор, течет в широких песчаных пляжах. Очень красиво. По берегам много людей, по левому берегу идет дорога. Чтобы ночевать в более-менее безлюдном месте, встаем внутри правой излучины, перед заимкой Самохай в 17:00 [S031 550м]. Наверное, правильнее было проплыть еще 2 км до места где лес подходит к реке. Так немного сократилась бы пешка.

Место хорошее, глухое. Антистапелимся, наблюдаем красивый закат, решаем, как идти. Выходить в самые верховья Гарги боязно, она может оказаться там слишком маленькой, однако хочется посмотреть местность со скалами-останцами и болото в верховьях реки Гонга. К тому же, оттуда до Гарги на карте обозначена тропа. Кроме того, хорошо бы подгадать стоянки и обеды к воде. В долине Баргузина с этим проблемы. В результате, решаем день идти вверх по реке Куллук, а потом по обозначенным на карте грейдерам за день перейти на Хахархай и оттуда уже подниматься в верховья Гонги. В реальности все получилось быстрее и оптимальнее.

низовья Баргузина
пляж

размышления о пути

10 августа. Идем от Баргузина к Хахархаю. Погода солнечная. Ходовое время 8:15, прошли 28.7 км (15.5 до обеда), почти все -- по хорошим дорогам.

Вышли в 7:22. По лугу вышли на дорогу, идущую вдоль реки. Там, где реку пересекает ЛЭП -- дом. Общаемся с местным.

-- Дайте-ка -- говорит -- вашу карту! Там должно быть написано Самохай. Это здесь!

Мужик прав: заимка Самохай, как ни странно, подписана даже не пятикилометровке. Распросили, как идет дорога на реку Куллук.

По дороге прошли по течению Баргузина до моста через канаву [108]. Сразу за мостом - поворот налево. Идем по дороге, по краю чистого соснового леса, мимо летника. Потом дорога проходит через лес и выходит на поля у Куллука.

Решаем, что раз уж идем так быстро, наберем воды для обеда в Куллуке и попробуем за сегодня дойти до Хахархая. В 10:03 дошли до ответвления обозначенной на карте дороги на восток [111]. Пошли с Сашей В. за водой. В Куллуке - песчаное русло, воды нет совсем. Пришлось дойти до полевого стана Куллук и попросить воды там, из бочки. Нам там сказали: "Куллук по-бурятски это -- аман, а по-нашему -- обман, нет в нем воды!" Залили 4 двухлитровые бутылки для обеда, вернулись к остальным и в 10:40 вышли по дороге на восток.

Баргузинский хребет
р.Куллук

Дорога прямая, идет через сосновый лес. Едим черемуху. Лес в основном молодой, посадки или густая поросль на вырубках и гарях. Очень сухая местность: песок, крупные кузнечики, муравьи, муравьиные львы... Много противопожарных канав, просек, квартальных столбов, есть необозначенные на карте хорошие песчаные дороги. Встретили мотоциклистов. В точке [114] -- пересекли хорошую дорогу по просеке С-Ю. Обед -- 12:31 - 14:22 [115 645м]. Пересекаем обозначенный на карте грейдер С-Ю [116]. По нему идет хорошая дорога. Наша дорога здесь не кончается, как нарисовано на карте, а продолжается дальше и, постепенно загибаясь на юг, выводит на грейдер В-З [119]. По грейдеру (скорее всего это разобранная лесовозная узкоколейка) полого спускаемся вниз, в долину Хахархайкана. Здесь стоит домик [122], дальше дорога непроезжая, заросшая травой, есть только тропа. Здесь есть спелая малина и княженика.

Перечение Хахархайкана -- большая болотина на дороге, которую обходим посуху справа. Дальше - немного подболоченная, заросшая травой колея, идущая вдоль вырубки. Появляются комары. Наконец, валим налево к Хахархаю, чуть не дойдя до его нужного нам левого притока, и в 18:05 встаем на ночевку на берегу [125 630м]. Вечером едим смородину.

дорога до Хахархайкана
дорога после Хахархайкана

11 августа. Подъем по притоку Хахархая, радиалка на вершину 1749. Погода солнечная. После обеда заходит дождь, но рассасывается. Ходовое время 4:20, прошли 6.2 км. Время радиалки 5:10, расстояние 3.4 км

Вышли в 8:00. Идем через вырубку на юг. На вырубке много черной смородины и княженики. Подходим к ручью. Ручей довольно большой, течет в замшелых камнях по сырому лесу. По ЛБ идут тропки.

Перед крупным левым притоком вылезаем наверх, на лиственничную полку. Здесь собирается тропа, бродит приток, затем идет по плоской полке с частым листенничным лесом и выходит к капитальному чуму у ручья [129].

От чума на ручье начинается узкая наледная поляна. Идти легко. Когда поляна кончается, тропа собирается на ПБ, лезет по замшелым валунам у воды. Потом тропа переходит на ЛБ, идет вверх-вниз по склону (валуны, скалы, завалы).

листья княженики

узкая наледная поляна

Наконец, вышли к расширению долины перед впадением притоков слева и справа. Здесь лиственничный лес с глубоким мхом. Встали на стоянку в 12:20 на ЛБ [133, 1000м]. Напротив стоянки -- небольшая скала-останец. С нее видны еще множество скал на склонах долины.

Пообедав, в 13:50 вышли в радиалку. Погода постепенно портится. От стоянки вылезаем наверх по крутому склону с кустами. Проходим мимо скал. Через маленький хребтик переваливаем в широкую и плоскую долину левого притока нашего ручья. Лиственничное редколесье, мох, голубика. Идти легко. Дальше поднимаемся по прямой на вершину. Здесь встречется кедровый стланик, но не сплошной, между кустами вполне можно идти. На подъеме сильно растягиваемся, на вершине в 15:40-16:30.

На вершине стоит несколько останцев, сложных для залезания (впрочем, Леше удалось залезть на самую высокуя скалу). Рядом со скалами -- геодезический знак.

В долине Баргузина тучи, идет дождь. На юге видна обширная местность с большим количеством останцев, стоящих среди лиственничного редколесья и стланика. Видно болото в верховьях реки Гонга, скала Кодар на этом болоте. /Мнение километровки и двухкилометровки относительно того, что называть скалой Кодар, различны. Мы называем Кодаром скалу, стоящую среди болота -- как на километровке/

C вершины спускаемся двумя группами. Мы с Сашей Т. и Лешей вышли пораньше, прошли мимо скалы "20" и вернулись в лагерь в 18:10.

скала напротив стоянки
идем в радиалку

стланик
на вершине
долина Баргузина

Круговая панорама с вершины 1749

Верховья Гонги, скала Кодар

скала
скала "20" (на ней можно заметить Сашу Т.)

Я сходил разведать дальнейшую тропу. Чуть выше стоянки в ручей с двух сторон впадают притоки. Тропу вверх по основному ручью я не нашел. Неплохая тропа поднимается по правому притоку (по левому притоку тоже есть тропка, ее мы видели при возвращении из радиалки, но она нам не подходит). С радиалки мы видели, что из правого притока можно попробовать вылезти направо (по ходу) и попасть в самый северный конец болота на Гонге. К сожалению, тропа потерялась, но подъем выглядит простым. Вернулся из разведки в 19:00, одновременно пришли и Саша В. с Юлей из радиалки.

Обсудив предстоящий путь, решили не вылезать на болото через правый приток, а попробовать пройти еще вверх по основному ручью. Похоже, это решение оказалось ошибочным. Ночью шел дождь.

12 августа. Перевал к реке Гонга. До обеда дождь, после обеда -- почти ясно. Ходовое время 7:25 прошли 8.9 км (из них 2.6 до обеда)

Вышли в 8:05 под моросящим дождем. Идем по тропе ЛБ, в месте впадения правого притока тропа бродит на ПБ и уходит в приток. Дальше идем без тропы, долина сужается. В 8:30 подходим к каньону. Впереди и с боков -- замшелые мокрые скалы с деревцами ольхи, со скал водопадами падает ручей.

Начинаем вылезать направо (по ходу). Похоже, это тоже ошибочное решение -- подъем налево не сложнее, зато сразу ведет в Гонгское болото. Сложный и неприятный подъем высотой метров 10-20. Саша В. попал в безвыходное положение, достали его с помощью веревки. В 8:45 собрались на скале над нижним концом каньона [135]. Отсюда довольно полого и легко лезем от ручья вверх, за небольшим скальным гребешком склон выполаживается. Идем по лиственничному редколесью со мхом и багульником. Есть обрывки троп.

ручей
каньон
вылезаем наверх

В 10:30 дошли до левого притока. На спуске скалы, пытаемся обойти приток, но потом довольно легко спускаемся в него и в 10:52 опять выходим к главному ручью [138 1200м]. Идем вверх по ручью, долина опять сужается, появляются скалы. Начинаем вылезать налево (по ходу) от ручья, примерно в 30 м над ручьем обедаем в сухом месте под большим кедром с 11:30 до 13:02 [139]. За время обеда дождь прекращается.

зеленый лес
обед под кедром

После обеда легко лезем вверх (сразу от стоянки надо было делать так). Постепенно склон выполаживается, идем по твердым моховым полянкам. Открываются красивые виды вниз на долину ручья. Из нее выметает последние облака, выходит солнце. Видна красивая скала прямо напротив места обеда. Находим мощную тропу [142], идем по ней на Ю-В, обходя справа вершинку со скалой "12" на перевале к Гонге. На перевале в 14:49 [143 1595м]. Пока остальные ели голубику у тропы, мы с Сашей Т. сходили на скалу "12" (~1660м). Отличный вид на окрестности, на долинку из которой мы вылезли и на болото, которое нам предстоит.

вид на долину, из которой мы вылезли

круговая панорама со скалы
круговая панорама со скалы "12" у перевала к Гонге.

С перевала вышли в 15:17. Почти сразу потеряли тропу, но идти легко. Моховые полянки с кустами березки и стланика, редкие лиственницы.

Спускаемся на болото и идем по нему напрямик к скале Кодар. Болото в основном -- твердая поверхность с березкой ниже колен. Иногда -- хлюпающая трава. Под конец пересекаем несколько болотных ручьев, все броды не выше колена.

В 17:05 подошли справа к скале Кодар [146, 1480м]. Скала представляет собой узкий длинный гребень из отдельных останцев. Высота ее над болотом -- около 60 м (по карте-километровке), однако с боков к ней поднимаются пологие лесистые склоны, так что останцы торчат примерно на половину этой высоты. Наиболее высокая стена обращена на юг, в долину вытекающей с болота реки Гонга. С этой стороны на скале заметно характерное каменное "лицо".

Саша Т. попробовал влезть с восточной стороны на южные, самые высокие останцы. Не залез и до половины. В 17:30 вышли от скалы. Идем вдоль Гонги, ищем место для стоянки. Кругом лиственничное редколесье, кочки, поросшие березкой. В 17:55 встали на более-менее ровной площадке [147, 1465м] в километре от скалы Кодар.

болото, скала Кодар

скала Кодар. Стрелкой показан стоящий на скале Саша Т.

вид со стоянки

13 августа. Перевал к реке Сололи, спуск к Гарге, стапель. Погода ясная. Ходовое время 3:45 прошли 6.8 км

Ночью небольшой дождь, утром морозная ясная погода. Вышли в 7:20. Подсекаем тропу. Она отходит от Гонги по небольшому распадку, как показано на карте. Тропа хорошая, мощная, но местами затопленная. На перевальном плато тропу теряем. Идем по ягельным полянам между кустов стланика и березки. Впереди хорошо видна вершина 1713.9 с геодезическим знаком на скале, идем правее нее. В 9:10 отдых у обозначенной на карте скалы "8" [150]. Со скалы открывается вид на широкую лесистую долину Гарги, на горы за Баргузином.

От скалы небольшой сложный участок по густому стланику, затем несложный спуск в долину р.Сололи. Долина очень компактная, хорошо просматривается. В 9:50 подсекаем тропу. Она идет сперва по ЛБ, потом недолго по ПБ, потом опять по ЛБ. Тропа отличная, прочищенная, не найти ее сложно. Видели два квартальных столба на тропе. Когда долина раскрывается, на тропе появляются развилки. Стараемся идти по тропам, не удаляяясь от Сололи. Тропы по-прежнему хорошо прочищены. Выходим на Гаргу, переходим на ПБ Сололи и в 11:05 встаем на стоянку [154].

У стоянки -- остатки сгоревшего дома, чуть ниже по Гарге -- обжитое зимовье. Река течет мелкими протоками по широкой, поросшей кустами (ива, березка и голубика) пойме. Очень мелко. Лиственничные сушинки для стапеля находим за р.Сололи.

болото
скала
скала "8" перед спуском к р.Сололи
Леша на фоне Баргузинского хребта

Долины Сололи и Гарги
протока Гарги

14 августа. Сплав по Гарге до впадения р.Сурамакит. Погода ясная. Ходовое время 8:25 прошли 20.6 км (из них 9.26 до обеда)

Утром мороз -5 градусов. По такому случаю встали в 7:00, выплыли в 9:05. Река очень мелкая, приходится часто протаскиваться. Особенно тяжело приходится маленькому катамарану -- у него довольно большая осадка. Каяк часто рвется. Большой катамаран мы подсдули и он идет относительно хорошо. Пока поджидаем отстающих, объедаемся голубикой, ее очень много на берегах.

Обед 13:00 - 14:30 [S033] перед поворотом Гарги на юг вокруг характерной отдельно стоящей горки. Очень много голубики и спелой брусники. После обеда характер реки не меняется. После впадения Маректокана идут уже довольно крутопадающие шиверки, но воды для сплава в них нет.

Встаем на ночевку в 19:00 за впадением Сурамакита [S034]. Место не очень хорошее, но очень надоело таскать катамараны. Здесь же стоят местные рыбаки.

Картина печальная: Леша уже израсходовал на заплатки весь запас тезы, один из чехлов большого катамарана сильно порван (в первую дырку попал камень и проехал между чехлом и баллоном, пробивая новые дыры), экипаж маленького катамарана совершенно устал от проводок.

утята
место обеда

15 августа. Радиалка на вершину 2010. Погода солнечная, утром заходит небольшой дождь. Ходовое время 6:36 прошли 15.2 км

Вышли в 7:40 с Сашей Т. и Лешей. Леша, однако, вскоре повернул назад. Заходит дождь. Идем на ВЮВ. Хороший подъем по лиственничному лесу с багульником. Иногда есть тропы. С высоты 1300 начинаются курумные полоски, на них много черной смородины. Вылезли на ближайший отрог (~1600м) нужной нам вершины и пошли по нему. Здесь группы кустов стланика и березки, идти неплохо. Некоторое время идем даже по хорошей тропе. Ближе к вершине начинаются пологие легкопроходимые луга. На вершине в 11:00 [SH2010]. На плоской поверхности стоит высокий геодезичский знак, с площадкой для наблюдателей метрах в двух над землей.

С вершины спускаемся в приток реки Куюль и варим горячий обед, 11:40 - 12:35 [S036, 1755м]. Обратно возвращаемся своим путем, набираем черной смородины. В лагере в 15:11.

За наше отсутствие Леша снял с каяка все заплатки и переклеил их более экономно -- теперь у него есть запас тезы. Саша В. и Юля начали зашивать большой катамаран. Кроме того, народ закупил у рыбаков хариусов...

На большой катамаран поставили авизентовые заплатки. Промазали резиновым клеем потертую ткань. Это оказалось очень эффективно: места, которые мы промазали клеем, впоследствии стирались гораздо медленнее прочих мест.

долина Гарги

вершина 2010

рябина
зашитый катамаран

Вечером общались с рыбаками. Они приехали сюда на машине из пос. Майского (дорогу, кстати, мы видели с горы). Занимаются тем, что собирают ягоду и шишки (на продажу) и ловят рыбу (для себя). Говорят, в верховьях Гарги водятся ленки. Еще рассказали, что зимой в этих краях мало снега, зато льда намерзает очень много, в виде больших "пузырей" четырехметровой высоты, на которых можно заниматься подледным ловом... Причем это можно делать и в июне, когда в лесу уже растаял снег и зеленеет трава. Один из рыбаков рассказывает, что когда-то ходил в верховья Аргады, что вдоль нее по ПБ есть хорошая тропа, по крайней мере до р.Шенга.

Рассматриваем разные варианты продолжения похода. Например, уйти с Гарги от устья Иката, по дороге перевалить в верховья Ципы, оттуда уже выйти на Турокчу. Впрочем, это означает уход с реки, которая вот-вот наберет воду и станет интересной. Так что такой вариант отбросили. Решили заходить на Турокчу именно от Под-Улуга по Аргаде, как сказал рыбак.

Еще решили, что если и в Турокче воды не будет (или мы окончательно порвем катамаран) -- вполне можно дня за три от Турокчакана выйти пешком к людям (тропа до устья Богунды и перевал к р.Жаргаланта). Так что за сплав по Турокче пока не будем беспокоиться...

16 августа. Сплав по Гарге до ур.Маректа. Погода солнечная. Ходовое время 8:50 прошли 24.2 км (из них 8.7 до обеда)

Пока мы стояли на этой стоянке, вода еще больше упала. Картина печальная.

Вышли в 7:50. Саша Т., Юля и Леша с каяком пошли по берегу. Мы с Сашей В. подвязали маленький катамаран сзади большого и пошли по реке. Вполне можно было сверху привязать и каяк. Картина: "битый небитого везет". Встретиться договорились на устье Иката.

До впадения р.Куюль идет шивера без основной струи. Почти сплошная проводка. Дальше становится гораздо проще -- много плесов. Протаскиваться приходится только в началах перекатов. Встретилось три места, где река идет под скалой ПБ и где в высокую воду могут быть интересные порожки с прижимами [S040, S041, S042].

"битый небитого везет"
Гарга перед впадением Иката

В 11:00 на устье Иката [S043]. Жарим оставшуюся во вчерашнего дня рыбу, ждем остальных (они подходят в 12:00), обедаем. Поглядели на дно большого катамарана. Почти все нитки стерлись, заплатки пока держатся. Решили пока не чинить. С обеда выплыли в полном составе в 13:20.

Впрочем, скоро Леша опять порвал каяк и положил его к нам на катамаран, а сам лег на него сверху. Картина: "Гаргинский курорт". На реке после впадения Иката уклон уменьшился, идут в основном галечные перекаты, разделенные плесами. протаскиваться иногда приходится.

В 1.5 км от впадения Иката -- порожек под скалами ПБ [S044]. В конце -- мраморные скалы с различными надписями. Например, была там загадочная надпись "ДДИТ, 1938".

От впадения Маректокана река еще более выполаживается и упрощается. Проводки еще встречаются. На ночевку встаем в 18:00 на ПБ не доплыв 700 м до впадения р.Золта [S045 735м]. Чуть ниже по реке -- большой луг с заброшенными избами. Опять шьем большой катамаран. На битом баллоне сошли все вчерашние нитки, появилась новая дырка перед заплатами. Второй баллон по-прежнему цел -- видно, что промазывание его резиновым клеем сильно помогло (жаль, клея у нас осталось мало). Леша клеит каяк, Юля изучает заброшенные дома.

надпись на скале
Гарга, долина Иката
У стоянки. Ур.Маректа

17 августа. Сплав по Гарге почти до заимки Под-Улуг. Погода солнечная. Ходовое время 8:02 прошли 27.7 км (из них 19.1 до обеда)

Хочется сегодня закончить сплав, так что выплыли в 7:08. Мороз, туман. У устья Ненды встретили местных. Река простая, почти все перекаты можно пройти без проводок. В 10:20 устье р.Пугловая [S047, 705м].

Сразу за Пугловой начинаются шиверки с крупными камнями. Плыть приятно. Сложность постепенно возрастает до 3+КС. В большую воду шиверы станут еще сложнее -- в них есть высокие и крутые свалы.

Обедаем 12:20-13:30 [S047] метров 100 не доплыв до Гаргинского Курорта. На самом курорте дом с вывеской "База отдыха "Гарга"", люди. Общаемся с местным бурятом. Увидев нас он удивился: "Кто ж по Гарге плавает? Плавать надо, например в Саянах: по Оке, по Китою. У меня дочка сейчас по Иркуту плавает." Говорит, что на базе сейчас ученые, изучающие горячие источники в долине Баргузина.

Около базы и за ней -- несколько каменистых шиверок без уклона -- много проводок. Потом опять становится легче, шиверы до 3- КС. Едим черемуху, висящую иногда над водой. На стоянку встаем в 16:20 [S048], так и не дойдя двух километров до Под-Улуга (решили, что плыть дальше лень). Лениво антистапелимся. Весь вечер заходит гроза, но дождя так и не было.

жилой домик у устья Ненды
шивера после впадения р.Пугловая
Гарга в месте нашего антистапеля

норки муравьиных львов
лес с ромашками у стоянки

18 августа. Переход на Турокчу. Выходим на Аргаду и поднимаемся по ней. Погода солнечная. Ходовое время 10:27, прошли 23.3 км (из них 11.9 до обеда)

Очень теплая ночь. На юге за хребтиком -- гроза, у нас дождя нет. После Гарги все рады началу пешки, выходим в 6:38. Подходим к горе и начинаем вылезать наверх по горелому лесу. На хребтике пытаемся подсечь тропу, но она, судя по всему, сгорела. Идем по какой-то тропке, но она уходит в узкую глинистую промоину, заросшую высокой травой. Вдоль таких промоин набираем высоту примерно до 850 м и идем по прямой на юг, к нужному нам перевалу. Идти по горелому лесу несложно, но и не очень приятно.

В 8:27 на перевале (он нечетко выражен) [162, 895м]. Лес мокрый от ночного дождя. Спускаемся по тропкам вдоль ручья (здесь лес уже не горелый), когда горы расступаются, вылезаем из оврага ручья налево и оказываемся в просторном березовом лесу с большими полянами. Находим мощную тропу. Видно, что места обжитые. Невдалеке лают собаки.

Идем по дороге мимо сенокосов, приближаясь к Аргаде. Находим дорогу вверх по Аргаде, идем по ней. Дорога отличная (проходимая для УАЗа), идет по чистому березовому лесу недалеко от реки.

Обедаем 11:50-13:10 [168] в километре перед впадением р.Кальбонгда. Здесь дорога подходит к реке и мы спустились с обеденными вещами к воде. Сразу после обеда проходим стол, кострище на дороге [169]. Дальше дорога ухудшается, выходит на вырубку перед р.Кальбонгда и кончается.

в горелом лесу
щитомордник
луга у Аргады

рябина

Аргада выше впадения р.Кальбонгда

Ломимся по горелому лесу через р.Кальбонгда, потом вдоль Аргады. Очень много завалов. Ненадолго выходим на отмели Аргады, бродим протоки. Потом, вернувшись на берег, нашли отличную тропу в горелом лесу. Тропа идет то по лесу, то у воды по камням. В 15:16 доходим до Аргадакана.

За Аргадаканом зимовье, тропа лезет на высокую полку над рекой. За Аргадаканом горелого леса нет, здесь начинаются обширные полки, поросшие чистым лиственничным лесом со мхом, багульником, брусникой. Тропа отличная! Есть четкое ответвление тропы налево, судя по всему, вверх по Аргадакану.

В 15:46, в километре с небольшим от Аргадакана выходим на очень красивую "смотровую площадку" над Аргадой [174, 750м]. Еще через три с небольшим километра, в 17:02 по тропе выходим на скалы перед небольшим притоком и спускаемся вниз [176, 777м]. Идем по полузаросшему галечнику, выходим к реке. Очень много черной смородины, долго едим ее. Здесь же набираем чабрец в чай.

"смотровая площадка"
смородина

Впереди опять видны скалы у реки, поэтому сразу вылезаем на полку. Постепенно там собирается отличная тропа. Идем по тропе, пересекаем ручей, идем по гребешку между Аргадой и текущим параллельно притоком. В 18:25 встаем на стоянку [178, 800м]. Воду приходится носить от реки по крутому склону высотой метров 20.

Вечером долго обсуждаем, как надо выходить на Турокчакан. В 5 км от стоянки в Аргаду впадает Ульрикта (Мал.Аргада) /Так на километровке. На двухкилометровке приток Аргады называется Оикта, а Мал.Аргада впадает в Оикту./ И Ульрикта, и более верхний приток Аргады, Эйран, идут в нужном нам направлении. Можно подниматься по ним, или же по одному из трех хребтов рядом с ними. Решили вылезать из зоны леса по самому южному хребту, справа (по ходу) от Ульрикты. На этом хребте кажется лучше с водой для стоянок.

19 августа. Поднимаемся от Аргады на хребет. Погода солнечная. Ходовое время 8:39, прошли 16.1 км (из них 8.8 до обеда)

Вышли в 7:53. По-прежнему идем по хорошей тропе по ровной широкой полке над Аргадой. В 8:23 -- очередная смотровая площадка [179, 846м]: впереди видны горы, как раз те, на которые мы собираемся лезть.

Вид вверх по Аргаде. Впереди впадение Ульрикты. Вдали справа -- хребет, на который мы пойдем. Снежник между вершинами 2290 и 2410.

В 9:48 сошли с тропы и вышли к Аргаде чуть выше впадения Ульрикты. Брод через Аргаду [181, 860м] довольно простой. Дальше идем по галечным отмелям вверх по Ульрикте. В 11:14 доходим до до слияния Ульрикты и Оикты [183, 955м]. Здесь набираем воды для обеда и начинаем вылезать на хребет между речками. С самого начала находим неплохую тропку чуть правее (по ходу) хребтика. Лес чистый: редкие лиственницы, багульник, брусника, начинают появляться отдельные кусты стланика.

слияние Аргады и Ульрикты
поднимаемся по хребту

Обед 11:52-13:00 [184, 1125м]. Примерно в месте обеда начинаются густые заросли стланика. Здесь же теряем тропу, ломимся по стланику в направлении вершины 1470м. Перед последним взлетом к вершине, на высоте примерно 1300 м стланик стал реже, а после этого мы подсекли отличную тропу, пришедшую слева. По тропе обходим справа вершину 1470. С тропы видны высокие песчаные обрывы на ручье справа.

В 14:13 [186, 1438м] тропа начала явно валить направо к ручью и мы ушли с нее. Стланика здесь немного, идти несложно. Мох, багульник и брусника постепенно сменяются ягелем и голубикой. Много кедров, но шишки еще не поспели.

Перед горой 1970 выходим в безлесную зону. Вершину обходим слева по курумнику (довольно медленно) и в 17:40 встаем на стоянку на полочке над крупным притоком Ульрикты [191, 1826м]. За водой приходится спускаться довольно далеко вниз. Отличные виды со стоянки, красивый закат...

место стоянки
вид со стоянки вверх по притоку Ульрикты

Вечером я сходил на вершину 1970. Нашим последователям можно порекомендовать идти прямо через нее, не обходить ее по склону. Ночевать в этом случае неплохо на перевале к югу от вершины. В этом случае путь получается короче и проще, а место ночевки более симпатичное. За водой, как и с нашей стоянки, придется ходить вниз метров на 200.

Все хребты, которые мы видим со стоянки -- гладкие и легко проходимые, без больших колебаний высоты. Долины же -- глухие, с крутыми осыпными и скальными склонами. Выраженных перевалов нет. Решаем завтра не спускаться к Ульрикте, а пройти по хребту через вершины 2410 и 2349...

вид на хребет, по которому мы завтра пойдем. В центре - вершина 2410

вечерние виды со стоянки

20 августа. Идем по хребту к верховьям Аргады. Погода солнечная, ветренная после обеда и до ночи проходит несколько коротких гроз. Ходовое время 10:30, прошли 14.2 км (из них 6.8 до обеда)

Вышли в 7:30. Идем к перевалу между вершинами 2280 и 2410. Там лежит маленький снежник. Подъем к перевалу - по несложным скалам и крупным камням. Саша В. попытался выйти на снежник, но заскользил по нему и ушиб ногу. От перевала несложный подъем к вершине 2410. На вершине в 9:55 [195].

Дальше идем по хребту. Хорошо, полого, без больших колебаний высоты. В 11:40 вершина 2349 [196].

Вид назад. Выход Ульрикты из гор, слияние ее с Аргадой. Места наших прошлых стоянок отмечены красными точками. А где-то в ближайшем распадке - точка с координатами 54с.ш. 111в.д.
Вид на верховья Богунды и Оикты. Вдали - долина Баргузина и Баргузинский хребет
вершина 2410

круговая панорама с вершины 2410

озеро под вершиной 2410
идем по хребту
вид вниз по притоку Ульрикты, Ульрикте, Аргаде

круговая панорама с вершины 2349. Светлый хребет слева - тот, откуда мы пришли, гора с озером - 2410.

Вид на верховья Богунды и хребет, отделяющий ее от Турокчакана. В центре - высшая точка района, 2580м

С вершины спустились на следующий перевал [198 2272], оставили рюкзаки и пошли обедать в сторону Богунды. Обед -- у первых кустиков ивы на высоте 2225м, за водой пришлось ходить до высоты 2080м. Ива очень низкорослая (кустики сантиметров 10 высотой), на ветру горит плохо. На обед потратили 2 часа -- примерно с 12:00 до 14:00. Похоже, в нашей ситуации все-таки правильнее было ограничиться сухим перекусом...

Пока обедали, придумали забавный вариант маршрута: спуститься от обеда вниз, пересечь долину Богунды, зайти в приток с небольшим озером, там переночевать, по полке справа от озера выйти на вершину 2526 и перевалить к Турокчакану. Путь подъема хорошо виден, спуск, судя по карте, тоже простой... Все же отвергли этот вариант, решили идти, как и хотели с самого начала - через верховья Аргады. Наш вариант существенно длиннее, кроме того, основная нагрузка приходится на сегодняшний день. По перепаду высот оба варианта сравнимы. Как показала погода, мы выбрали правильный путь, иначе пришлось бы нам завтра переваливать через 2526 в дождевой туче. Вариант через Богунду можно рекомендовать группе, которая не успевает к вечеру дойти до верховий Аргады, но хочет иметь на ночевке нормальный костер.

Пока мы обедали, погода испортилась. С юго-запада идут грозовые тучи, дует сильный ветер. До вечера прошло около 5 небольших гроз, между которыми выглядывало солнце.

Впереди на хребте -- заметная издалека гора-пирамидка (примерно 2475). Перед ней перевал [201 2115м]. От перевала я поднимаюсь по гребню к вершине, остальные идут по склону без набора высоты. Примерно за 100 м по вертикали до вешины я оставил рюкзак и сбегал на вершину, благо как раз подошел промежуток между двумя грозами. Вершина 2475 (по gps) [S050] представляет собой гребень примерно постоянной высоты, обрывающийся в сторону Ульрикты. Я был только на самом западном его краю. Быстро отснял панораму окрестностей и спустился к рюкзаку. Из-за обрыва раза три слышал звуки мощных камнепадов.

Вид на верховья Ульрикты и гору-пирамидку 2475

Озеро Богунда. Слева от озера -- хребет по которому мы идем, вблизи на нем перевал 2155, вдали -- вершина 2475. Между озером и хребтом - перевал к р.Аргада

подъем на вершину 2475

круговая панорама с вершины 2475

Дальше иду к перевалу, траверсируя склон. Постоянно вижу остальных: Саша Т. и Леша уже на перевале, Саша В. и Юля идут примерно подо мной в нескольких сотнях метров. На мокром крутом склоне у всех очень разная скорость. Незадолго до перевала пересекаем большой осыпной лоток с живыми камнями самых разных размеров - это наиболее непрятное место на нашем траверсе, возможно, надо было обойти его через вершину.

перевал между Богундой и Аргадой

17:30 - 18:20 все собрались на перевале к Аргаде [204 2254м]. Дальше -- совершенно новый пейзаж -- пологое луговое плато, леса совсем нет. От хребта на котором мы стоим на восток в глубину плато выдаются неслколько параллельных хребтов с крутыми склонами. От перевала без потери высоты выходим на хребет справа от нас [205]. За ним виден еще один хребет, между ними у ручья есть полочка со стлаником, пригодная для стоянки. Туда и идем.

Верховья Аргады, вершина 2551
Верховья Аргады. Справа внизу - полка у ручья, на которой мы встали.

Как только последние спускаются с хребта (около 20:00), на него ложится плотное облако, начинается дождь с сильным ветром. К счастью, дрова мы успели собрать до дождя. Костер разводим в сухой щели между камнями, палатки ставим, к сожалению, на самом ветру. На ужин - перерыв в дожде, немного солнца. Потом опять дождь. Ночью очень сильный ветер - палатки непрерывно "бьют по ушам". Большую палатку один раз завалило: разкатились камни, которыми была привалена оттяжка.

21 августа. Спускаемся к Турокчакану и идем вдоль него. В первой половине дня погода дождливая, вечером - солнечно. Ходовое время 8:13, прошли 15.6 км (из них 7.1 до обеда)

Завтракаем под надвигающейся тучей, выходим в 7:53. Выходим из узкой долины между хребтами на травянистое плато. Здесь ветер гораздо слабее, проглядывает солнце. Со стороны Богунды клубятся черные тучи, из Турокчакана летят обрывки облаков. Легко идем по траве на юг. Встречаем оленей.

рассвет
верховья Аргады
долина Турокчакана

В 10:17 - отдых над спуском к слиянию Турокчакана с крупным правым притоком [208 2023м]. Спуск довольно сложный, по крутому курумнику с зарослями стланика и скальными выходами. Лучше спускаться по самому носу или чуть левее него.

спуск к Турокчакану

В 11:10 собираемся под спуском [209 1807]. Здесь ягельные поляны, лиственницы, кусты стланика. Почти сразу на нас опускается облако, все горы исчезают в нем.

Спускаемся к устью притока Турокчакана, за слиянием на ПБ находим тропу, идем по ней. Доходим до широких полузаросших галечников, здесь тропу теряем, но идти легко.

Обедаем в километре от устья притока, в начале каньона, на ПБ, с 12:05 до 13:34 [210 1655] под сильным дождем. Дальше идем по ПБ, по тропе, иногда спускаясь на галечник. Каньон -- невысокие отдельные скалы, наледи в русле -- красивый, идти не мешает.

начало каньона
каньон

Дальше до конца дня весь день долина широкая и плоская, лес чистый, слабая тропа по ПБ. Лес в основном лиственничный, перед крупным правым притоком из-под ввершины 2526 - кедровый. Обозначенная на карте наледь - огромная галечная поляна, местами заросшая кустами. По краям очень много спелой голубики. Здесь и дальше лес на обоих бортах долины - горелый.

Встаем на стоянку в 17:35 [216 1388м] на юго-западном краю поляны в живом лиственничном редколесье.

наледная поляна

22 августа. Радиалка на вершину 2580 м. Погода в основном солнечная, небольшая облачность. Ходовое время 9:36, прошли 18.9 км

Вышли вдвоем с Сашей Т. в 8:00. Прямо от стоянки поднимаемся по горелому лесу. Подъем не особенно сложный, а после выполаживания идти совсем легко. Идем на северо-запад по краю долины ручейка, впадающего в Турокчакан ниже наледи. Когда ручей поворачивает на север, переходим его (немного зарослей) и начинаем подниматься по курумнику к вершине 2580. Подъем до самой вершины простой, кар под ней обходим слева. В каре -- озеро, под вершиной -- гладкая скальная стена высотой метров 300. С юго-запада идут рваные облака на нашей высоте, но постепенно небо проясняется.

В 11:30 на вершине 2580 [S058]. Вершина широкая и плоская, с СЗ и ЮВ - кары. Нет ни тура, ни геодезического знака. Судя по карте-двухкилометровке эта вершина -- высшая точка всего Икатского хребта (включая более популярную у туристов северную его часть). Сложили тур, оставили блокнот с запиской и карандаш.

Вершина 2580

Стена под вершиной 2580

панорама с вершины 2580 в сторону р.Богунда

Далее идем по хребту на запад. Проходим широкое травянистое плато (~2520м), за ним - довольно острую вершинку (~2560м). После вершинки - довольно крутой и камнеопасный спуск и затем гребень с белыми скальными пальцами. Гребень идется легко, с простым лазаньем по скалам, но смотрится очень эффектно. За гребнем - вершина 2543 с бетонным туром.

вид в сторону Богунды
вид на запад вдоль хребта, вершина 2543.
вид в сторону Турокчи

на вершине 2543
вид в сторону Баргузинской долины
вид в сторону Турокчакана

От вершины 2543 спускаемся по западному краю длинного кара. Примерно в точке [SH2256] - разрыв в скальной стене кара, перевал от притока Турокчакана к р.Олончакит. Мы продолжаем идти по краю кара и в 3 км от вершины, примерно в точке [SH2100] спускаемся к ручью. Спуск очень крутой, с зарослями стланика и скальными выходами. Надо было поискать спуск дальше.

красная полянка
гребень, по которому мы прошли

У ручья обед, 15:12-16:00 [S059]. После обеда уходим на левый берег ручья и траверсируем склон без потери высоты. Здесь много стланика, местами горелого. Идти тяжелее, чем на пути подъема. Обходим поверху небольшой ручеек и сваливаемся в следующий. Здесь тоже горелый лес. По ручью спускаемся вниз (в некоторых местах удобно идти по руслу), вдоль Турокчакана поднимаемся к стоянке. Лес вдоль Турокчакана ниже наледи горелый, тяжелый для передвижения. На стоянке в 18:24.

место обеда

23 августа. Спуск вдоль Турокчакана к Турокче, стапель. Ночью гроза, днем погода пасмурная, изредка выглядывает солнце, вечером заходит сильный дождь. Ходовое время 5:10, прошли 12.3 км, в основном по тропе.

Вышли в 8:20. Довольно тяжело идем по отмелям и горелому лесу. Через 3.4 км, в 9:49 -- отдых у только что построенной избы [062 1317]. Дальше еще немного идем по горелому лесу, потом на реке начинается узкое ущелье, неплохо идем по камням у воды. За ущельем начинаются отличные негорелые полки с багульником и тропами. Идем по ПБ, у первого бома (11:36, 7.5 км от стоянки, [064 h1217]) переходим на ЛБ. Бом можно пройти и по низу, но ниже есть еще один, где все равно придется бродить на ЛБ. Перед концом пешки народ расслабился и разбежался. Удалось собрать всех, кроме Саши Т., который убежал вперед.

По хорошим тропам ЛБ в 13:30 доходим до устья Турокчакана и встаем на стоянку [222]. Саша пришел на полчаса раньше нас. Над слиянием место для стоянки не очень удобное и тесное, но встали именно здесь. Еловых сушин для стапеля много. Река мелкая, вроде Гарги у впадения Иката, но стапелиться все же решили здесь.

На большой катамаран пришили снизу половинки распоротого гермомешка, закрыв почти все потертости. До вечера чуть не успели достроиться. С 19:30 до 24:00 -- очень сильный дождь.

скала на Турокче

24 августа. Сплав по Турокче до начала Верхнего ущелья. Радиалка на вершину 1962. Погода в основном солнечная. На сплаве ходовое время 2:24, прошли 10.0 км, На радиалке ходовое время 6:25, прошли 8.0 км.

За ночь вода поднялась примерно на 40 см, отмель где строили катамараны затопило, река стала полноводной.

Достроили катамараны, выплыли в 8:56. Мощная, чуть мутная вода, перекаты и шиверки с крутыми валами до 1 м. Почти все просматривается сходу, пару мест пришлось разведать с берега. Сложность участка в такую воду -- до 3+ КС. Начало Верхнего ущелья - точка [S071].

• 1. Заходная шивера, 4КС. Начинается на правом повороте реки. Слева - остров с сухой протокой. Осмотр начала с ЛБ. В конце шиверы слева водопадом впадает р.М.Укшаки. Прошли большим катамараном, за шиверой с ПБ подстраховали маленький катамаран и каяк.

Здесь же на высокой полке ПБ в 11:20 встали на стоянку [S072]. Место глухое, кругом заваленный и заросший лес, кочки.

пар над бревнами
Турокча перед Верхним ущельем

Заходная шивера Верхнего ущелья

От стоянки после обеда я и Саша Т. сходили в радиалку на вершину 1962м. Вышли в 13:30, вышли на тропу чуть выше стоянки, прошли по ней вниз по реке до скал (отсюда хорошо видны следующие три порога ущелья), начали вылезать наверх. Склон простой, иногда - заросли кустов. Примерно с высоты 1300 м начинаются скалы-останцы на склоне. Лезем по ним, выискиваем обзорные точки... На высоте 1500 м склон резко выполаживается. Дальше - пологая долина с грядами останцев по сторонам, все заросшая кедровым стлаником и другими кустами. На нижнем краю долины - низкое кедровое редколесье со спелыми шишками. Пересекаем долину направо и идем к вершине вдоль гряды скал 30, 31, 12. Много злой мошки. Прыгаем по скальным плитам, стараясь не залезать в стланик.

В 17:15-17:40 на вершине [S076]. Красивый вид на гряду гор за Баргузином: очень контрастная, черная полоса гор над облаками.

Обратно ломимся напрямик по кустам вдоль ручья, по слабым тропкам, по руслу. Получается довольно быстро, а встречный ветер сдувает мошку. На спуске идем восточнее пути подъема, обходя все скалы. Приятный спуск по курумнику из огромных глыб, неприятный - по кустам. В 19:20 мы на стоянке. Штаны порваны. Саша В. в наше отсутствие поймал 15 хариусов.

Вид на противоположный берег Турокчи, р.Мал.Укшаки
Турокча, остров в начале заходной шиверы
на скале

вид вверх по Турокче

вид вниз по Турокче

круговая панорама с вершины 1962

Турокча

Баргузинский хребет

схема Верхнего ущелья Турокчи

25 августа. Прохождение Верхнего ущелья Турокчи, сплав почти до Нижнего ущелья. Солнечно до обеда, вечером пасмурно Ходовое время 7:25, прошли 28.0 км (из них 7.5 до обеда)

Выплыли в 8:05. Вода со вчерашнего дня немного упала. Обрабатываем ущелье.

• 2. Мощная прямая шивера с камнями и бочками, 4+КС. В меньшую воду должна сильно упростится.
  • 3. Каменистая горка под скалу ПБ 4КС.
  • 4. Каменистая горка с крупными скальными обломками на ПБ, 4КС.

Препятствия 2-4 расположены на крутом левом повороте близко друг от друга. Удобный осмотр, страховка, обнос - по отмели ЛБ. Проходили весь участок без перечалок.

Далее - просторная шивера до 3+КС, идем сходу [S079 - S080]. Длина -- 300м

Конец заходной шиверы N1 и шив. N2
Пороги N3 и N4

Вид от реки на хребет со скалами
Порог N4
Каяк в пороге N4

• 5. Шивера 4+КС. Ориентир - на прямом участке реки увеличение уклона, крупные камни в русле. Осмотрели заход с ЛБ, прошли походным порядком. Проход в левой части русла, несколько мощных свалов с каменных гряд. [S080 - S081]
  • 6. Горка под скалами ПБ после небольшого плеса, 4КС. Осмотр - с омели ЛБ. [S081 - S082]

Просторная шивера до 3+КС, за ней небольшой плес. Идем сходу.

• 7. Мощный порог со скальными обломками слева, 4+КС [S084-S085]. Осмотр с ПБ.

Шивера 3 КС, идем сходу. Плес, на пологом левом повороте чалка на ПБ [S087]

• 8. Ключевой порог ущелья, 5-КС [S087 - S088]. Начинается узкой мощной струей с валами и обливными камнями, в конце - эффектный слив с бочкой. Осмотр, страховка с ПБ. Сюда же спускается основная тропа, обходящая начало ущелья поверху. Прошли по очереди со страховкой спасконцом. Каяк кильнулся в сливе и встал.

заход в шиверу N5
маленький катамаран в шивере N5

большой катамаран в пороге N8

маленький катамаран в главном сливе порога N8
каяк там же

Шивера до 3 КС, идем сходу.

• 9. Каменный завал у невысокой скалы ЛБ на левом повороте, 4 КС. У скалы есть чистый проход, справа -- основная протока, перегороженная камнями с застрявшем бревном. Осмотр с ПБ. [S090]

Далее долина расширяется.

• 10. Мощный перекат справа от галечной отмели. 3+КС. [S091]
  • 11. Каменистая горка под скалой ПБ 4КС. Осмотр, страховка с галечной отмели ЛБ. При проходении по основной струе порог требует непростого маневра. Мы же прошли относительно несложным путем под ЛБ. [S092]

Дальше большой остров [S094 - S096]. В левой протоке несложная шивера, в конце - крутой и мелкий свал воды в правую протоку. В правой протоке возможно есть более разумный порог.

Здесь кончается верхнее ущелье (11:40). Его длина -- 3.7 км. Дальше долина еще более расширяется, шиверы и перекаты до 3КС, иногда мелкие горки. Обед примерно с 12:30 до 13:30 в 4.2 км за выходом из ущелья.

пор. N9
большой катамаран в пор. N11
маленький катамаран в пор. N11

За 2.2 км до устья Богунды на крутом левом повороте -- забавный порожек 3+КС. Начинается мощным перекатом, затем вода идет под высокой скалой ПБ, сливаясь с больших скальных обломков. Оверкиль маленького катамарана в небольшой бочке. Экипаж вылез на перевернутый катамаран и самостоятельно зачалился.

За впадением Богунды - быстрое течение, перекаты до 2+КС. Стоянка в 16:30 [S103 708м] за километр до впадения Бирокана.

остров в конце Верхнего ущелья
осиновый лист

26 августа. Прохождение Нижнего ущелья Турокчи, сплав до поселка Юбилейный. Утром пасмурно, к вечеру выходит солнце. Ходовое время , прошли 31.1 км

Выплыли в 7:34. Постепенно река входит в узкое ущелье. Первый сложный порог (3+КC) -- перед устем реки Мал.Утылый. Начинается слабой шиверкой между крупных валунов под скалой ПБ, затем, за правым поворотом - мощная горка под ту же скалу ПБ. Прошли сходу. Есть левая протока, но мы ее не смотрели.

Дальше - шиверы до 3+КС. Крупные камни, прижимы к высоким береговым скалам. Почти все идем сходу, пару шивер пришлось разведать с берега. Кульминация Нижнего ущелья -- повороты реки у впадения реки Большой Кунгулик [S106]. Очень эффектные скалы.

Примерно через километр после впадения р.Большой Кунгулик долина расширяется, шиверы упрощаются (таким образом, длина Нижнего ущелья - около 7 км). Красивые береговые скалы сохраняются до конца сплава. К сожалению, этот красивый учасок реки мы проходили в холодную пасмурную погоду и не смогли оценить всей его прелести.

В 11:30 впали в Ину [S111]. Перед впадением - примерно двухкилометровая шивера 3КС с крупными камнями в русле. На впадении в русле стоит отдельная красноватая скала, справа в береговой скале есть грот глубиной метров 10. В нем - следы людей, здесь же мы встретили второго щитомордника за поход.

у впадения в Ину
грот

шиверы реки Ина

Дальше река прямая и широкая. Встречаются мощные несложные шиверы. Закончили сплав в 13:30 на ЛБ перед водомерным постом [S114]. Впереди уже виден поселок Юбилейный. Обед, антистапель на полке, поросшей сосновой порослью, экскурсия в поселок.

Машину до Улан-Уде найти не удалось, хотя местные активно содействовали. Никто не захотел ехать в такое позднее время. Возможно, стоило бы поехать в пос.Баргузин, тем более, что, как выяснилось впоследствии, как раз в это время там был Леша Савватеев... Тем не менее, решили ждать завтрашнего автобуса.

Я примерно за час сбегал на вершинку 1006 м над поселком. Вершинка лесистая, но с пути подъема открываются красивые виды на поселок и Баргузинскую долину.

пос. Юбилейный

27 августа. Выброска. Погода пасмурная.

В 8:30 автобус из Юбилейного. В 10:20 приехали в пос.Баргузин, минут через 20 выехали на маршрутке в Улан-Удэ. В 17:30 на вокзале.

Саша В. поехал в аэропорт, надеясь улететь в Москву (улетел только на следующий день из Иркутска). Мы же купили билеты на 239 поезд на 18:07. Леша - купейный в Москву, остальные - плацкартные до Новосибирска, причем с пересадкой в Иркутске в другой вагон того же поезда (из вагона Владивосток - Иркутск в вагон Иркутск - Кострома).

Расписание автобусов в пос.Баргузин

Расписание
         движения автобусов ОАО "Баргузинское АТП"

Маршруты                туда        обратно     дни работы
                        отпр. приб. отпр. приб.

18. Курумкан - Аргада   18:40 20:05  7:00  8:25 --//--
19. --//--              13:00 14:25 14:30 15:55 --//--
20. Курумкан - Арзгун   18:40 20:05  8:00  9:25 --//--

записано 27 августа 2004.

Выводы

Хотя мы и шли маршрут в полностью автономном режиме, он естественным образом распадается на четыре реки с удобной заброской и выброской, каждую из которых можно пройти по отдельности.

Светлая. Маршрут 4КС, правда, с очень короткой водной частью. Водную часть можно легко дополнить Баргузином или Няндони (простая короткая пешка по дороге), а можно от порога Брусничный уйти на Намаму или Томпуду...

Пеший переход на Светлую -- красивый и сложный. Не стоит идти сюда с тяжелыми рюкзаками. Основные препятствия -- крупные каменные россыпи с полосами стланика.

Мы рекомендуем максимально использовать для передвижения по этой части Баргузинского хребта высокогорные плато и верховья ручьев. Возможно, наш вариант пути был тяжелее классического маршрута по долине В.Акули, но наверняка более красив и разнообразен.

Баргузин. Красивая и несложная река (3КС), можно заехать и выехать "колесами в воду". Видимо, хороший маршрут для отдыхательно-рыболовного похода.

Гарга. Странный маршрут. Очень красивая небольшая пешка (22 км от конца хорошей дороги) и неинтересная, по крайней мере в нашу воду, река. В большую воду река будет простая и приятная, спортивный интерес будут представлять лишь шиверы после впадения р.Пугловая, но к ним можно заехать и снизу по реке. Кстати, до конца крутопадающего участка Гарги мы не доплыли. Ниже нашего антистапеля вполне еще могут обнаружиться интересные пороги.

Турокча. Полноценный маршрут 4КС. Впрочем, все определяющие препятствия расположены в маловодном Верхнем ущелье. В низкую воду оно может оказаться не столь интересным, а в высокую воду стать гораздо сложнее.

Пеший переход на Турокчу -- длиннее, чем на Светлую, наборы высоты больше, однако идти проще -- почти нет крупных курумников, много троп и высокогорных лугов. Эта часть Икатского хребта представляет собой систему сглаженных длинных хребтов почти без острых вершин и узких гребней. На них почти нет и выраженных перевальных понижений. В этом районе очень приятно передвигаться именно по хребтам. Долины обычно глухие, с крутыми осыпными склонами и большими карами.

Река Аргада на том участке, где мы шли вдоль нее, текла в широком галечнике и показалась нам неинтересной для сплава.

В низовьях Гарги, Аргады и Турокчакана -- большие пространства горелого леса.

Может быть интересен левый приток Турокчи -- река Богунда. Судя по карте, на ней тоже есть крутопадающий участок в 8 км от устья, причем площадь водосбора Богунды здесь сравнима с Турокчой в Верхрнем ущелье. Возможно, нам стоило задержаться на день-два и зайти туда по тропе от устья Богунды.
2005-05-23 16:57:14 | Андрей | E-Mail
Не могу найти лоцию реки Баргузин. Как с вами можн освязаться?

2005-05-25 09:38:55 | slazav | E-Mail
Мы пользовались только кратким описанием www.tourism.ru/docs/desc/15/62/13/
Вроде бы, еще есть отчет по р.Ковыли - Баргузин в библиотеке МГЦТК.
Ну и этот текст - там все ключевые моменты есть. Река простая, шли мы почти все сходу, так что писать подробную лоцию смысла не было...