Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
прохождение основных препятствий на реках Северного Приладожья
ПРОЕКТ "ВОДОПАДЫ КАРЕЛИИ"
Предисловие.
Вольную лирику наших предыдущих отчётов команда не одобрила.
Адмирал и вовсе запретил: " вы так пишете, что попрутся следом "чайники",
получат по полной схеме... Посерьёзней надо, по форме!!!". Мы учли указания и
втиснулись в традиционную форму МКК. Вот что получилось.
Лосевский туристский клуб "Поляна Белокурова"
Отчет
о водном туристском путешествии XZK-к.с. по Карельским водопадам
(р.Янисьоки,р.Тохмайоки, р.Колоссйоки, р. Ууксанийоки)),
совершенном с 28 апреля по 8 мая 2001 г.
Маршрутная книжка
- рулон 250м.
Руководитель группы - Белокуров А.В.
Маршрутно-квалификационная комиссия - отчет не
рассматривает и не считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и
руководителю.
Маршрут имеет X..Zнает Kaкую категорию сложности.
Отчет не использовать в библиотеке МГЦТК, а в других библиотеках - по
назначению.
Питер 2001 г.
Поход занял первое место на мосту в пос.Ляскеля (р. Янисьоки).
Справочные сведения о путешествии.
1. Основная нитка маршрута - "морковка":
Питер (Финбан) - Янисьярви - р. Янисьоки -пос. Ляскеля - развилка "у трёх
мостов" (реально мост один!, название местных соответствует их хроническому
видению мира)-р. Тохмайоки- пос. Хелюля- пос.Пиитсийоки- р.Колоссйоки- пос.
Колатсельга- р. Ууксунийоки (от моста)- пос.Уукса - Питер (Московский вокзал)
.
Реки и посёлки можно менять местами по вкусу.
2. Протяженность:
пешей части - зависит от числа обносов,
конной (машин и поездов) - "прямо-6, вокруг-4, как хочешь, так и понимай!" -
заявление местного водителя.
сплава - 160 км.
3. Продолжительность:
общая - 10 дней, активной части - 9 дней, при желании пассивную часть можно
увеличить.
Нагнетать, предупреждать об опасностях, отговаривать от прохождений
водопадов, расставлять по месту
Адмирал
Каяк-"Пиранья"
Гришин
Александр
Ставить вешки, регламентировать прохождения ("быстрей, быстрей,
холодно!!"), ускорять процессы (пакинга, стапеля, кашеварения и
пр.)
Боцман
Каяк "Джайв"
Дынин
Юрий
Дегустатор (лодок, порогов, водки и жратвы), оператор видео, страховой
агент
Человек-каяк
Какое дадут
Баранов
Олег
Трезвый подход, тонус команды, философское осмысление
происходящего
Психологопевт
Кат-2 "Тритон-SK"
Кудрина
Надежда
Гребля, неудержимое командное веселье, связи с природой
Неиспорченная
---//---
Воробьёв
Василий
Сухостой, кницы, костры, связи с общественностью, отчётная
документация
Вялый
Кат -2 "Тритон-Normal"
Мягкова
Марина
Подготовка и разработка (сценариев, пограничников, железнодорожников,
раскладки финансов)
Отвязанная
---//---
Томп
Сергей
Балансировка катов барахлом, поддержка страховки в тонусе, игры на
белой воде, терроризирование теоретизированием
Дать не успели
Каяк
Джайв
Королёв
Глеб
Картвил
Каяк
Трикстер
Руслан
Неизвестна
Каяк
Джайв
Разработка маршрута.
Идея проекта, подпитываемая воспоминаниями о печальных обносах, распирала,
пытаясь родиться до положенного срока. Все же воли хватило, и Адмирал получил
свой подарочек на Новый Год:
Карельские водопады? Да вы же их прыгать полезете!...И чтоб я дал на это
добро? Да ни за что!!!
Кипятись, кипятись. Главное бросить семя - весной всходы обеспечены. Леша,
чувствуя неотвратимо надвигающуюся развязку, пытался в апреле соблазнить народ
ласковым солнцем юга, но Она с ведьмовским авторитетом, не знающим проколов,
заявила, что солнца нам хватит и тут. Леша, раздавленный навалившейся
ответственностью, самоустранился, надеясь на чудо в виде отсутствия билетов,
неотложных производственных проблем Дынина или всплеска бдительности
пограничников на худой конец. Впрочем, эти темы раскручивала Она.
Пограничники требовали Лицензию на сплав (самосплав?) и намекали на нехватку
средств по содержанию Госграницы. Службы Октябрьской ЖД компостировали мозги
(вместо билетов):
поезд №249 на Костомукшу 28 апреля пойдёт, но в компьютере он только по
нечётным , поэтому билеты на него не продаются...
Но водников, как и паводок весной остановить
невозможно...
...и Адмирал, осознав всю тщетность упований, тихо паковал
Пиранью. Блеск надежды еще тлел на Финбане, когда за пятнадцать минут до
отправления число неведомо как появившихся плавсредств раза в два превосходило
имеющийся личный состав. Но тут пришел Дынин, соблазнил проводницу настолько,
что она помогла занести каяки в вагон, и мы отправились.
Куда поедем?
Не часто по жизни, садясь в вагон, мы не знали, куда едем до
такой степени. Билеты взяли то Пиитсийоки. "На всякий случай". А вылезать были в
готовы в Маткясельке, Янисярви, Лоймоле... (до сих пор все это звучит как
музыка...). Благодаря Косте Бекетову мы знали о водопадах Приладожья почти все.
Не знали только, в каком порядке их проходить. Хорошо еще на электростанции в
Гирвасе сказали, что воды сейгод мало, и плотина будет закрыта. Отпали
Порпорог и Кивач - еще две точки Боливар
точно бы не унес.
И под стук колес началось:
Мне на работу надо 3-го, поэтому начинаем с Тохмайок...
А я неразгребанная в Тохмайоки не пойду!
Не пойду на Колоссйоки - я там уже был...
Вообще-то я обещал каякерам 4-го мая встретиться на мосту через Уксу и
взять на каты их вещи...
Что ты сказал!!! Мало нам вас - захребетников безобъемных! Сам будешь на
барже гнить!!!..
К консенсус удалось прийти только после непродолжительного
рукоприкладства:
разгребаемся на Янисйоки, оттуда тачкой до первого водопада на
Тохмайоки, в Хелюлях двое отваливают, а остальные заезжают до Пиитсийоки и далее
на Колосс, чтобы 4-го переехать из Колатсельги на мост через Уксу, где нас будут
поджидать бодрые свежие каякеры, готовые сбалансировать катамараны новой порцией
жратвы и шмоток.
Цели и задачи маршрута.
В качестве цели всей этой суеты назывались плотины на Янисйоки, большой
водопад на Тохмайоки (остальные даже не обсуждались), каньон на Колоссе и
народные катания на падунах Ууксы. Леша продолжал ворчать, что он в этой
авантюре не Адмирал и, если и возьмет в руки "морковку", то это вовсе не
означает, что он согласен, чтоб всякие козлы лезли во всякие задницы. На том и
порешили.
Так первоначально романтическая идея "мы в Карельских Водопадах"
трансформировалась в "Козлы в Карельских Задницах". Ну, это чисто
мужское...
Краткая история освоения водопадов
Карелии.
"Оговоримся заранее, что мы не владеем всей информацией о том, кто, когда и
как" (цитата из отчёта "по форме " - далее наше) прошел эти "задницы".
Первоначально они были освоены финнами путём построения плотин, ГЭС, и прочих,
мало способствующих успешным прохождениям, препятствий. Опрос местного населения
привёл к выводу, что дальнейшее освоение этих плотин проводилось путём
самосплава с целью сведения счётов с жизнью, преимущественно в нетрезвом
состоянии. Поскольку мы не смогли использовать указанный опыт, было решено
считать наш способ освоения 2-ой плотины на Янисьоки, ГЭС в Ляскеля и
9-метрового водопада на Тохмайоках первопрохождением и поименовать указанные
препятствия, соответственно, плотина "Экстаз", плотина "Физрук" и водопад
"Очарование-Раз".
Подъезд к началу и отъезд с окончания маршрута
с описанием пеше-"конной" части.
Янисярви встретил нас почти полной луной. Не будь ее, мы бы
спокойно пошли до моста через Янисьоки по шпалам, и это было бы самым разумным
решением.
Ещё более разумным представляется брать в поход фонарики, хотя бы
один...
Но в неверном лунном свете мы - таки нашли "тропу к лодочным гаражам" (
вперед по шпалам и налево в лес до просветления) и, проложив гать своими
телами и барахлом, вышли на обещанное место стапеля.
Переброска с Янисьоки на Тохманьоки (к первому водопаду) осуществима на
тачке, если таковая находится, либо "поездостопом" ( нами не исследована)...
Переброска с Тохманьоки на Колоссйоки - на поезде №249 из Хелюли (отправление
в 21-45) до Питсийьоки, далее ночёвка на вокзале и тачка до моста на Колоссе.
Мы ночевали в Питсийоках с первого на второе мая. Через станцию в темноте
вереницей с дискотеки тянулся народ.
Девушка, не подскажете, у кого в поселке грузовая машина есть. Нам на
речку заброситься.
Ик-к... Машина?... У Саутина есссс-ть...
А живет он где?
Живет?...... Саутин?...... Да вон там... Ну вот там переезд и слева первый
дом. Я бы показала, да мне нельзя туда. Меня милиция ловит. Видишь - мужика я
своего замочила и теперь в бегах... Надо бы пойти сдаться, да нет, погуляю
еще! Ладно, давай провожу!
Нет, нет! Спасибо!!! Нехорошо человека ночью будить. Мы уж утром
как-нибудь сами...
Девушка, вы начальник станции? У вас кипяточка нет?..Ну, ладно, мы можем и
тут на крылечке костер развести...Лучше сами вскипятите? Вот
спасибо.
Утренние поиски машины закончились быстро - Иван Казимирович из лесхоза. В
его "буханке" перегородка не по месту, но Пиранья даже в такое влезла.
Если я еще на Колос поеду, то только с Казимирычем. Покруче водопадов будет.
Машина плывет по грязи, сам, бросив руль, сосет "клюковку" из горла и,
повернувшись в салон выясняет, не слишком ли сисястые у нас тетки для такой
дороги. Без остановки травит байки
- мы
просто угораем от хохота. Записать и воспроизвести это невозможно. Настоятельно
рекомендуем - у моста на Колоссе вывалитесь в коликах.
Заброска с Колосса на Ууксу, ввиду возросшего спроса, монополизирована и,
соответственно, расценки возросли до 300 р
/КРАЗ. Одно приятно: на КРАЗе каты разбирать не надо и все
встречные машины он просто валит в кювет.
Отъезд из Ууксы на поезде в 17-50.... Говорят, иногда и раньше приходит. А
иногда - по нечётным... Томясь в ожидании, мужики сначала ходили по рельсам,
потом делали на них "ласточку" и "пистолетик", потом отжимались... Поезд
приехал, когда они пытались на "не слабо" рельсы сдвинуть. Машинист и
проводницы, похоже, забывают о сезонной миграции турья и жутко пугаясь
непривычно огромной, пахучей и возбуждённой водопадами толпы, пытаются мимо
проехать. Так что может и не пустая это забава - рельсы двигать... И ещё важно:
в процессе пития пива не отстать от поезда в Лодейном Поле - он там всего 4 часа
стоит.
График движения на маршруте.
Всё-таки "по форме" - это очень сложно! Ну какой тут может быть график кроме:
"тихо (с пивом) сиди на кате (каяке) у дороги и жди, пока мимо пронесут тело
потенциального водилы..." Это в том случае, если кат не разобрало в предыдущем
водопаде. В общем, график у нас был: по два дня на каждую речку. Ещё и дневка на
Колоссе получилась.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные
варианты.
При анализе вопроса сформировалось два мнения. Приверженцы
первого (Она) утверждали, что стараются ОБ ЭТОМ не думать. Приверженцы второго,
в том числе Адмирал - что неприятности надо переживать в порядке их поступления.
Мнение Адмирала было принято в качестве основного, а Ее - в качестве запасного
варианта.
Техническое описание водной части
маршрута.
Ну, поскольку требуется "техническое", я весь его сленг жуткий скрепя сердце
не исправляла... но
"Ответственность за прохождение перечисленных препятствий лежит на
руководителе группы, идущей по нашим следам" (цитата из отчёта "по
форме").
Р. ЯНИСЬОКИ
ПП № 1- первая плотина.
Первый день сплава начался с развлекушки на
первой плотине: гладкий метровый слив и игровая бочка внизу. По-сравнению с
ледоходной Мгой вода теплая. Хорошо!!! "Задницы" (водопады, освоенные
финнами) не заставили себя ждать.
ПП № 2- вторая плотина " Экстаз". Метров пять-шесть перепад. За плотиной
ПП № 3- каньон "Минишабаш" - славный, метров триста.
На срезе плотины в основном русле через метр опоры моста, для ката негабарит.
Но, к огорчению Адмирала, по правому краю малорасходная "канализация" шириной
метра четыре. ЕЙ Кат жалко стало: "Камни острые, воды мало...". А Юре на кат
было наплевать, поэтому он сразу согласился. Леша озвучил заходной спич об
арматуре и колючей проволоке, поджидающей безмозглых козлов под искусственными
сооружениями. Мы с ним согласились, но идти не отказались. Леша рассвирепел и
велел в каньон не уходить, а остаться после прохождения под плотиной на
страховке. И вообще: " не царское это дело по мокрым камням ползать, и уж если с
козлами жить...", то он в основной слив пойдет и между опорами на сливе на крену
просочится. Ладно. Заходим с Юрой. Водосброс на правом повороте, текуха на входе
почти незаметная, а сносит прилично. Очень это идеологически заход в Атланты на
Аргуте напоминало. И ошибка та же. Чтобы на вешку, Боцманом выставленную, зайти,
пришлось на самом срезе какие-то полулаговые маневры делать, и все равно совсем
по левой стенке скатывались (фото 1).
Однако, "Тритон-
N" все вынес, упал
мягонько, ни рывка, ни удара.
Юра, вы все камни собрали...Я так волновалась!!!
Да ты чё, Маринка, КАТ КАК НАДУВНОЙ
пролетел!
Отсюда и пошло: "прыгнем на кате? Надувной же!"
Юру, убедившегося насчет арматуры и колючей проволоки, остановить было
невозможно, и он побежал к каяку. А мы с Олегом вахту страховочную приняли.
Отмашку дали. Стоим, волнуемся - как бы Леша весло поперек опор на заходе не
поставил, а то ему долго на сливе отжиматься придется...(фото
2).
Желтая Пиранья мелькнула, как птица. Проткнула первый клокочущий вал и,
казалось, пролетела над вторым. Мы расслабляемся, и тут началось! Победный взмах
весла имеет абсолютно нетривиальное продолжение: Леша со всей силы бросает весло
куда-то вперед и исчезает за поворотом... Мы с Олегом смотрим друг на друга...
Ну экстаз, понятно, но зачем же весла кидать! И что нам теперь делать? Догонять,
изображая спасаловку? Кайф человеку сломаем. А между тем впереди у него каньон.
Съемка с плотины занимается своим делом - снимает. Ну ....мать, перемать...
Наконец дают отмашку: " зачалился". Фу-уу. И как он со слива без весла ухитрился
слезть? Может ему с такими граблями весло только мешает...
Юра прошел без фортелей (фото 3), хоть и назвали мы плотину
"Экстаз".
Грузим барахло, подходит Леша. Я к нему с кулаками, мол, "что за подлянку ты
нам устроил?!". А он:
под валом показалось, что весло пополам переломилось. Всплываю, ну нафиг
мне обломки - я их и выбросил. А они вдруг целым веслом плывут. Не понял!!!
Погнался, но чувствую, в каньон ухожу. Черт с ним, с веслом, - колбаситься от
рук неохота. Я к берегу припустил, хорошо улово подвернулось...
А весло так и не нашли. Леша все утверждал, что ему не показалось, и трещина
была. Ну да как еще он мог себя успокоить?
Каньон порадовал. Воды много, валы, прижимы, пара сливов с держащими бочками
- не расслабишься. Только кончился быстро.
ПП №4 -третья плотина. Подходим - действующая ГЭС. Воды много и на сбросе
мимо плотины просто сущий ад. Водопадная подкова метров восемь выступом наружу,
слева и справа свал под что-то типа противотанковых надолбов. По центру
очевидных зубьев нет, но... Впрочем, заход до уровня воды закрыт задвижками, а
за плотиной на воду уже не сброситься. Стоим, любуемся. Подходит служащий
станции и что-то шутит насчет "съехать хотите?". А мы его за грудки: "задвижку
откроешь?". Мужик осознает, что "без дураков", меняется в лице и со словами "ни
за что" быстро сваливает... Пришлось обнести.
ПП №6 -пор. Петракоски.
Стоянка так себе, но покататься можно.
На следующий день пятнадцать минут гребли для сугрева и вот оно:
ПП № 7 - плотина "Физрук" (в пос.Ляскеля). Захода опять нет, но на самой
плотине падение метра два и до основного десятиметрового сброса метров пятьдесят
порога, на котором можно и на воду встать. Водосброс - крутопадающая каскадная
плита сложной структуры. На правом берегу здание ГЭС с каким-то железом под ним,
левый - природный скальник. Ниже сброса метров семьдесят порог, три опоры
каких-то коммуникаций на ГЭС, дальше разлив.
Посмотрели мы на это... (фото 4)
Справа - без шансов, по центру ужас нечеловеческий, а слева сценарий реальный
пишется. Что нам с Юрой на это Леша сказал - понятно. Хорошо, Олег поддержал и
очередь на Юру занял.
Мы зашли неудачно. Я, желая камни у берега обойти, утраверсил слишком далеко.
Забыл ОН, что не со мной! Я-то обычно быстренько все его "траверсы"
пресекаю...
Пока развернулись, только темп набрали - уже слив. Вошли мало того, что
аккурат по центрам, так еще и полулагом - до последнего пытались налево свалить.
В довершение ко всему что-то словили и чуть не кормой посыпались в нечто нехилое
по масштабам и мощи (фото 5).
Бочкой это нельзя назвать - там все с ревом только вперед летело, противотока
не было, но внутрь мы целиком помещались. Юра весь в сторону ушел, цепляясь, и
как-то плавненько проехали мы эту "задницу", я даже удивиться успел. Во втором
сливе тормознулись, успели кат развернуть и вниз уже нормально валились (фото
6).
ОНА с Олегом, ломанувшиеся из улова на страхующем кате, как только нас
заходящими по центру увидели, стерли с лица пот и грязно выругались...
Пока заносились, меняли страховку и съемку, местные врубились, что происходит
нечто необычное. На мосту толпа собралась. Леше пришлось уйти в народ и взять на
себя роль секретаря по связям с общественностью. Уж не знаю, успел ли чего
сказать он, но общественность ему наговорила... Хорошо, нам он все это изложил
после: и про всплывание трупов у какого-то Белого Моста (не доехали мы до
него!), и про постепенно, в течение нескольких лет разваливающиеся остатки
смытого с берега дома, стальные стропила которого еще и сейчас видны справа под
ГЭС, и еще что-то про "жалко, такие молодые...". Необычное поведение толпы
привлекло участкового. И он, наезжая на Лешу и кивая на подгоняющих упоры Юру с
Олегом, выдал хит похода: "У вас разрешение на ЭТО есть?" Леша врубился не сразу
и, полагая, что речь идет о погранзоне, ясно глядя менту в очи, уверенно
ответил, что "с чем-чем, а с документами у нас все в порядке". Участковый, ворча
"а то вылавливай вас потом у Белого моста" удалился, оставив начинающего
догонять истинный смысл его слов Лешу в состоянии человека, у которого мир
перевернулся на глазах...
Между тем началось. Ребята, зашли идеально, отыграли сценарий как по нотам, и
в последний слив Юра ушел с победно поднятым веслом. Не думаю, что цепляйся он
за воду, что-то изменилось бы, но Она в этот момент, как истинная ведьма,
заорала: "рано радуется!" и - уже мне - "пошли на исходную!!!". Кат вынырнул из
нижней бочки ровно, а потом исполнил трюк, которого я никогда раньше не видел -
не останавливаясь, на хорошем ходу, не закусываясь - лег через Юру. Словно в
левый баллон снизу дали пинка. До сих пор никаких рациональных объяснений этому
не придумал и целиком отношу все на ЕЁ счет. На мосту истерично заорали женщины.
Леша, не сдерживая смех, убеждал их в невинности ситуации. Орать перестали, и на
смену ужасу в глазах появилось хищное любопытство. Слова о раскантовке застряли
у Леши в горле - кат конечно же не мог пройти мимо опоры...
Мы страховали при входе в разлив и подняться до опоры не могли. Оставалось
лишь зацепиться в суводь за каким-то камнем поближе к траектории выноса
последствий катаклизма и ждать. Ребятам бы не ставить кат, а отгрестись от
опоры. Но в критических ситуациях на автопилоте делается то, что
натренировано годами. Олег секунды за три был готов к
раскантовке и ждал Юру, оказавшегося снаружи другого баллона. Пока они промеж
собой разобрались, ставить было уже поздно. Вперло их капитально. Кат начал
раком вставать, а из опоры горизонтально на уровне Юриной груди торчала
специально для него приготовленная рельса. Что это был за прыжок!!! Нечто
среднее между взятием барьера и планки флопом. Дынин утверждает, что в
ретроспективном просмотре собственной жизни он дошел до наставлений учителя
физкультуры и в результате оказался на площадке опоры. Олег какое-то время
боролся, стараясь не уйти под кат (кто знает, сколько всего торчит у этой опоры
снизу...) и в конце концов удачно слился мимо. Дынину оставалось только
столкнуть с опоры пустое изрядно пожеванное "тельце" Тритона-SK с тремя сломанными кницами.
Зачалились. Дынин все об учителе физкультуры бредил. Наверно
тот их не только прыгать учил, но еще и мудрости,
и Юра в дискуссии на тему "как-то для каяка тут все
криво", кивал и безропотно соглашался...А плотину в честь учителя "Физруком"
назвали.
р. ТОХМАЙОКИ
Следующим номером программы была Тохмайоки. Удачно словленный
Серегой автобус довез нас прямо до первого большого водопада, что у самой
трассы.
ПП № 8-первый водопад. А там уже полный аншлаг - надо было
записываться в очередь на прохождение. Водопад удовлетворил всех. Хорошенький
такой, уютненький...(фото 7)
Мы, правда, нашли себе приключение в правом малорасходном
рукавчике. На заходе ползли без темпа и маневра (фото
8).
В результате упали на камень моим баллоном и я позорно ушел (а
точнее улетел - пулей), оставив Ее разбираться одну. И Она разобралась - вышла,
победно помахала веслом и только потом заметила мое отсутствие. С тех пор мне
особенно трудно убеждать Ее в собственной значимости на кате...
Страховка, как водится, с хохоту подыхает, а ОН орёт, что "наш
экипаж к водопадам не готов, и я его не удовлетворяю!". Ну, короче опять чисто
мужское началось - упрёки, подозрения. Я то знаю, что всё это за тем лишь, чтобы
потом с Дыниным мне и в 9-метровом водопаде изменить.
А потом был Койриноя. Для той "задницы" это - не название.
Может он и был до финнов Койринойей, но следы "освоения" : острые глыбы,
арматура, брёвна, балки железные - придали ему просто БЕЗУМНОЕ ОЧАРОВАНИЕ. И
глубочайшее РАЗочарование так и не решившимся в него полезть....
ПП № 9. -водопад "Очарование-Раз" И проход в нем только
слева. А справа камень под сливом и на нем петух фантастических размеров. И
мысль, что туда нам не надо... (фото 9)
На заходе перед срезом еще какие-то ступенечки с косяками(фото
10).
Для Тритона-
N они не
проблема и с Юрой прыгнули нормально. Даже удивился, насколько мягко внизу
(фото 11,12).
А вот в каяке Юре досталось. Пока он с косячками на заходе
разбирался, ушел вправо. Не настолько, чтоб совсем под камень, но и в глубокий
бассейн слева не попал. Срез размытый, нос задрать тоже не удалось. Летит и
думает "... зачем мне все это надо?..." (фото 13).
Удар в камни со стороны страшно смотрелся - каяк воткнулся,
стена тут же бросила его вперед через нос и Пиранья исчезла в петухе. Было
впечатление, что Юру волочит по камням, и в этот момент нам вставило. Ожидание
"встанет - не встанет?" длилось вечно и мгновение, когда он наконец поднялся,
было, пожалуй, самым сильным за весь поход...
Тут возбужденная и радостная Она - "ну что, пошли!" А я после
таких переживаний себя в кучку собрать не могу. Как Она взвилась! "Да на
хрен ты мне тогда нужен!!!", "Я уйду вместе со
своим баллоном" - это самая невинная угроза. А, вернувшись, пересела у Филиппова
в каноэ ...
Меня достала Койринойя-
Каноэ ведь не надувное!
Со мной не хочешь - обноси,
Но Юру больше не проси!!!
ПП № 10-третий водопад
-
попал под дождь и дикий холод. Боцман,
первым проехавший на Джайве элегантной кормовой свечкой, орал: "быстрей,
быстрей" и только что в свисток не свистел.
Чувство воды пришло окончательно, и водопады уже воспринимались
как объекты для оттачивания техники (фото 14 - Олег с Надей).
На третьем голова закружилась смотреть, как Сергей носится с
каяком туда - обратно, превосходя количеством прохождений слегка уставшего после
"Очарования-Раз" Юру.
ПП №11-
неожиданно оказался мост, под которым не было
прохода. Резво
выскочив на берег, все по колено увязли в скользкой грязи, и, соответственно
выражаясь, побежали мыться в четвёртый водопад.
ПП №12-четвёртый водопад-плотина.
Каяки исчезали в "бочке" секунд на
пять. Дынин с Лешей валились хаммером, все удовлетворились окончательно (фото
15).
Напоследок Олег потерялся в бочке. Видимо, не отмылся как следует. Или
забыл, что спасик каякерский его ещё на плотине в Ляскеля редким удержанием над
водой достал и лучше в нём на кате сидеть и не выпендриваться... Ну, зато
промыло быстро. Надюша дошла водопад без Олега и сама же грамотно провела
спасработы. После этого девушки окончательно утвердились в мнении о
бесполезности мужиков на катах при прохождениях. Так только - барахло
таскать...
В Хелюлях Боцман, Томп и Юра покинули наши ряды. Катамаранщики
вздохнули с облегчением: одного Лешу на двух катах можно увезти даже не спуская
на воду его Пиранью. Грусть расставания заглушали пивом.
р.КОЛОССЙОКИ
Тихая уютная речечка. Красота кругом. Накрапывает дождик.
Ощущение, что все уже позади. Неотвратимо накатывается атмосфера матрасничка.
Решаем никуда под дождем не идти. Блондимся.
На следующий день к обеду подошли к каньону.
ПП № 13- Каньон. Два водопадных слива. Не освоенные - ни
тебе опор, ни балок железных... По сравнению с прошлогодним ревом - ласковое
журчание. Первый слив гладкий с неубедительной бочкой. На втором вода только
справа. Для ката на пределе габарита (фото 16), падаешь в заварной "унитаз" с
встречным скальным выступом справа. Если туда нос загнать, с гарантией клинишься
и дальше сценарий пишется с трудом.
В довершение ко всему после "унитаза" попадешь в жесткое улово
слева с полуметровой шапкой пены (фото 17).
Клиента в ней не в раз найдешь. Не факт даже, что из каяка
вздохнуть доведется... Начать бы с этой речки - кайф гарантирован. А так, в
основном обсуждалось, что на обед трескать будем. Барахло, правда,
обнесли...
Все шли без нервов и поэтому чисто. Леша основные усилия
прилагал, чтоб в пену не заехать. Потому как что в ней дальше делать - опыт
молчал (фото 18 Это не пейзажный кадр - это Леша в унитазе - см. фото
19).
Колоса всего на день хватило. Ночевали после Карманного.
Адмирал сказал, что этот порог туристы выдумали - при всём желании в карман
тот не заехать... Очаровательная речка.
Четвертого мая к обеду, как и обещали, мы были на мосту через
Ууксу готовые под погрузку барахлом каякеров.
р. УУКСУНЙОКИ
Стоянки в районе моста через Ууксу следует тщательно освобождать от
разбросанных тут и там боеприпасов. Чтобы приготовить обед нам пришлось вытащить
из костра две гранаты и боеголовку мины. Проезжающие машины забрать их и отвезти
саперам отказывались, поэтому пришлось сложить все тут же под кустом.
Для катов опять пошла стадия накачки - вновь прибывшие Глеб и
Руслан, с трудом скрывая радость, грузили на каты свои рюкзаки... Хорошо хоть
погода была теплая и солнечная, а то бы Она со злости втихаря точно что-нибудь
утопила из каякерского барахла.
Каякеров пристроили к делу - тарбать. Это такой способ рыбу в
сетку загонять - по воде надо стучать. Отсюда пошло: "да погодите вы картвилы
крутить, ещё сеть не поставили!"
Через день случайно выяснилось, что у Глеба на рыбу аллергия -
всё распухает. С трудом подавив желание засунуть ему окуня в каяк (из чистого
любопытства!) тарбанье прекратили.
Паводок не высокий. Бочки Мостового в русле, а не в лесу, как в прошлом году.
Падуны все реально ходимые в любом месте. Прошлогодних безнадежно-заварных
котлов нет. Под сливами цепляет, но ласково - не ставит. Каякеры оттягивались.
На Храмине (четвёртый падун) Леша с Глебом вообще родео-лагерь открыли. Глеб
всех терроризировал теоретизированием о картвилах и лупах. Адмиралу, дабы
раздражение катамаранщиков унять, пришлось издать вердикт: слово "картвил" и пр.
считать ругательными, и карать как за злостную матерщину.
Мы в очередной раз пожалели, что не пошли для разгребки сначала Колосс-Ууксу.
Заключительным оптимистичным аккордом прозвучал последний пятый падун в
поселке. Наконец-то воды было ни много, ни мало, даже в плотине отсутствовал
завал и получилось полное евоное всехнее прохождение.
И на берегах вместо снега рос щавель. И были мы не отмороженные, а
загоревшие. В общем, в одну и ту же реку ...такие вот
Итоги, выводы и рекомендации
Основным итогом похода следует признать окончательный выход из
зимней спячки всех участников и осознание, что на несколько месяцев придется
забыть о теплых бассейнах.
Участники пришли к выводу, что речек в Карелии совсем мало
осталось... (следует читать, пуская слезу).
Замечание: к этому выводу участники пришли только после
третьей бутылки.
На основании наблюдений, сделанных участниками,
"Тритон-
N" на бурной воде ведёт себя "как
надувной".
В дополнение, Адмирал потребовал изложить его рекомендации
дословно:
"Не следует буквально воспринимать легкий стиль изложения и
ернический тон авторов. Прохождение любой из рек описанного маршрута требует
тщательной технической, физической и квалификационной подготовки экипажей.
Особое внимание следует уделить укомплектованию группы качественными
плавсредствами, средствами защиты и средствами проведения спас-работ. Перед
выходом на маршрут необходимо проведение длительных тренировок с целью отработки
тактики осуществления спас-работ и техники прохождения препятствий повышенной
категорийности. Недооценка уровня сложности препятствий может повлечь самые
серьезные последствия. Поскольку основные препятствия на маршруте имеют
техногенный характер, особое внимание следует уделить анализу последствий
столкновения с трудно диагностируемыми в сливе объектами типа арматуры и
проволоки."
Рекомендации авторов - на прохождение основных препятствий маршрута следует
предварительно получить разрешение в местных отделах УВД.
И не сплавать до Белого Моста!!!
Заключение и благодарности
В заключение хочется отметить, что в искусстве фотографии команда себя
проявила... Ну в общем никак не проявила. И, если бы не присутствовавший при
прохождении "Очарования-Раз" Костя Волков из Петрозаводска и Миша Виноградов из
Питера, пришлось бы корячиться с оцифровкой видео (получается так плохо, что
даже думать противно). За что им отдельная благодарность от
всех.