Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Ж/д ст. Костомукша — оз. Каменное — р. Каменная —
оз. Лувозеро — р. Лува — оз. Кимасозеро — оз. Наутехъярви —
ж/д ст. Кимасозеро Костомукшской ж/д
Общая
протяженность 95 км
Маршрут
может быть продолжен: озеро Кимасозеро имеет сток в озеро Нюк, а то, в свою
очередь, в реку Чирко-Кемь.
Озеро
Каменное и почти вся река Каменная находятся на территории Костомукшского
заповедника, в приграничной зоне с Финляндией, причем озеро Каменное
расположено внутри так называемой «системы». Попасть в эти места можно,
связавшись с дирекцией заповедника (kost.zap@karelia.ru) — они имеют связи
с пограничниками и оформят пропуска в заповедник и в погранзону. Естественно,
не бесплатно: в 2004 году пребывание на территории заповедника
стоило 250 рублей с человека в день, и оплачивать нужно было не менее трех
дней сразу. Реально именно такое время (2,5–3 дня) и требуется, чтобы
пройти ту часть маршрута, которая приходится на заповедник. Товарищи из
заповедника встретят вас на вокзале в Костомукше и довезут до места сборки
судов на озере Каменном (губа на СВ озера). Для ловли рыбы на территории
заповедника нужно покупать лицензию (один день — 150 рублей).
Озеро Каменное
По озеру до истока реки — 24 км. На выходе из озера — перекат.
Река Каменная
Длина 23 км. Общее падение 47 м.
Бо’льшая часть порогов сосредоточена в первой
половине реки, где они следуют практически непрерывно друг за другом. Сложность
порогов можно оценить 2 к. с. Русло узкое, течение достаточно мощное.
В русле очень много камней (река полностью оправдывает свое название).
Встречаются интересные сливы в скальных сужениях. В некоторых случаях желателен
осмотр. В высокую воду проходятся все препятствия, при более низком уровне
воды, вероятно, какие-то участки придется проводить. Берега — скалы,
покрытые лесом и верховыми болотами. В верхней части река очень красива.
Особого
внимания заслуживает первый порог —под мостом, по которому
протянута сетка из колючей проволоки; это выход из «системы». Осмотр ПБ, проход
в правый пролет моста.
Наиболее
трудный — Царь-порог (3 к. с.). Находится примерно в 10 км от истока реки. Ориентир — высокая отвесная скала на ЛБ, перед которой порожек (длина
20 м, осмотр ЛБ). От скалы река поворачивает вправо, и после
700–800 м плеса — Царь-порог. Длина 100 м, перепад 4,5–5 м, на левом повороте. Осмотр ПБ.
После
Царь-порога река приобретает равнинный характер, встретится еще три-четыре
несложных порожка, которые идутся без осмотра. В нижней части реки есть
навесной мост, даже в высокую воду под ним можно пройти.
Инспектора заповедника могут встретиться на озере Каменном и в средней части
реки Каменной (под Царь-порогом на ЛБ стоит изба, в которой они часто бывают).
Озеро Лувозеро
Длина 10 км. В начале озера на ЛБ большой дачный поселок, на ПБ —
дома деревни Лувозеро.
Река Лува
Длина 12 км. Два переката (на 4-м и на 7-м км от истока) и два порога,
2 к. с., обозначены на карте (атлас «Республика Карелия», 1:20 000).
Эти пороги уже более мощные (Лува более полноводная, чем Каменная). Длина
100 и 80 м. Осмотр в обоих случаях ЛБ. Берега реки малопригодны для стоянки;
приемлемая стоянка есть на ЛБ перед первым перекатом.
Озеро Кимасозеро
Длина 21 км. Обойдя остров Ахвенсари слева или справа, поворачиваете на
СЗ, огибая левый мыс. В конце последнего залива озера, у моста, обозначенного
на карте,— дачный поселок (вероятно, летом отсюда ходит транспорт до ст. Кимасозеро,
однако удобнее идти дальше по воде — еще 5 км).
Озеро Наутехъярви — ст. Кимасозеро
Обнос моста
справа (4–5 м). Пройдя ламбину (500 м), идти вверх по ручью, довольно широкому (его можно даже назвать речкой). В месте слияния двух проток идти в
правую по ходу. Перед оз. Наутехъярви — мост, в высокую воду обнос
слева. Озеро Наутехъярви нужно пройти до самого конца, приставать к
берегу напротив самого последнего очень маленького островка, обозначенного на
карте, и строго напротив самой станции (по карте). От этого места на станцию
идет хорошая тропа, 300–400 м (местами заболоченная).
На станции
Кимасозеро останавливаются все проходящие поезда, стоянка 1 минута. Кассы
нет, билеты нужно покупать после посадки в поезд у бригадира или на ближайшей
станции Ледмозеро, где поезд обычно стоит 10–15 минут.