Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
В спортивном отношении река Уукса весьма своеобразна. Она питается от озер
и болот, и ее уровень сильно зависит от климатических условий этого сезона.
В прошлом году, по сведениям побывавшей там байдарочной группы, река была вполне
стандартной "двойкой", а в наше дождливое лето была переполнена водой и пороги
даже для катамарана стали весьма спортивны. Перед прохождением некоторых из
них группа должна трезво взвесить свои возможности.
В отличие от большинства карельских рек, Уукса на всем своем протяжении, исключая
первые 8 км, течет в своем русле, и не является цепочкой озер, соединенных порожистыми
протоками. а равнинных участках теченне довольно слабое (около 3 км/ч), ближе
к концу маршрута несколько убыстряется. Существенно, что сложность препятствий
на реке возрастает постепенно. Сначала идут простые шиверы-перекаты, потом несложные
пороги, сравнимые по характеру с Мстинскими, а в конце маршрута - довольно интересные
и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 - 2.5 м. Типовое препятствие реки
- слив различной высоты и мощности, шивера с отдельными камнями. Прижимы на
реке отсутствуют, за исключением порогов Мостовой, Розовый Слон и Храмина.
Заброска и отъезд
Заброска на реку осуществляется двумя путями: через Санкт-Петербург или Петрозаводск.
Дорога через Петербург существенно быстрее, если выехать из Москвы таким образом,
чтобы попасть в Питер поздним вечером; тогда появляется шанс уехать в Райконкоски
местным поездом N С.Петербург - Петрозаводск(через Сортавалу), отходящим в первом
часу ночи от Финляндского вокзала. По непроверенным данным, существует еще один
поезд, С.Петербург - Костомукша, отходящий также ночью. Временная прикидка показывает,
что на реку можно попасть менее чем за 20 часов после отъезда из Москвы.
Наше разрешение на въезд в погранзону было весьма сомнительным, почему и пришлось
забрасываться через Петрозаводск ( в случае, если бы нас не пропустили, можно
было бы отправиться на р. Шуя(Южная). Прибыв в Петрозаводск на поезде N 373
Москва - Мурманск (отправление из Москвы - 22.20, прибытие в Петрозаводск -
14.30), мы до 00.50 сидели на вокзале, дожидаясь отправления все того же поезда
N 000 Петрозаводск - С.Петербург(через Сортавала). Билеты купили без проблем,
несколько труднее попасть в общем вагоне на подходящие места, так как умудренный
опытом народ ретиво бежит на посадку. Железная дорога находится в крайне изношенном
состянии, поезд идет очень медленно; в Райконкоски мы попали только около 7.30
утра. еобходимо сразу заметить, что поезд останавливается на станциях только
тогда, когда его кто-то ждет, или по сигналу проводника. Проводник, как водится,
дрыхнет, запершись в служебном купе, станции никак не объявляются, поэтому за
этим екжно следить самим. Потеря бдительности обернулась для нас внезапным авралом:
пришлось рвать стоп-кран и катапультироваться на ходу из вагона под вопли проснувшейся
проводницы.
Река пересекает железную дорогу в километре перед станцией, там она узкая и
довольно быстрая, в русле - камни. Байдарочникам, вероятно, имеет смысл собираться
прямо у моста. ам же, чтобы нарубить дерева на каркас, пришлось пройти через
поселок на левой по ходу стороне железной дороги, спуститься за сельсоветом
с "главной улицы" под горку и перейти через мост на правый берег Ууксы. Там,
в хорошем лесу, мы построились быстро и без проблем.
Отъезд со станции Ууксу ( линия Питкяранта - Лодейное Поле ) осуществляется
двумя местными поездами Питкяранта - Петрозаводск, проходящими станцию Ууксу
примерно в 13.30 и 19.50 (впрочем, как говорят местные, возможны вариации в
обе стороны ). Кукушка идет до Лодейного Поля, стоящего на железной Дороге Ленинград
- Мурманск, около четырех часов. Уезжать предпочтительнее утренней кукушкой,
так как она успевает к длинной серии поездов на Москву, проходящих в интервале
от 18.00 до 24.00, кроме того, у нее имеется прицепной вагон на Москву. Вечерний
поезд приходит в Лодейное Поле за полночь, и попасть можно только на поезда
N 181, отправление 00.40 и N 374, отправление 00.50, после чего наступает перерыв
до 18 часов следующего дня. Выбираться же через С.Петербург, вероятно, довольно
затруднительно, хотя поезда в том направлении идут в среднем через час. Успешно
загрузившись в поезд N 374, в 15.00 следующего дня мы были на Ленинградском
вокзале.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что при разумной организации заброска
и объезд будут занимать не более суток.
Техическое описание маршрута
Прежде, чем приступить к описанию маршрута, необходимо отметить, что сплав
проходил в условиях сильного паводка и описание годится, скорее, для похода
в сроки майских праздников. Сплавное время дается для катамарана, идущего по
спокойной воде (скорость течения - 2-3 км/ч) с положительной скоростью. Отсчет
сплавного времени идет от ближайшего существенного препятствия или ориентира,
который каждый раз оговаривается специально.
От нашей точки старта до выхода в озеро около 10 мин сплава по узкому, извилистому
руслу. В озере необходимо держаться левого берега по направлению течения реки.
До моста через озеро - полтора часа хода, от моста до входа в реку - 1ч 10 мин.
Через 10мин река входит в небольшое озеро, выход из которого достаточно неочевиден
и ищется вдоль левого берега озерца.
1ч 45 мин от второго озера - большой остров, основная протока - правая. Течение
несильное. За островом, на правом повороте - завал. Чалка на правый берег, довольно
неудобный обнос по тропе. Вскоре после завала - еще один большой остров, основная(и
более короткая) протока - левая. ачинают попадаться в большом количестве следы
бобриной деятельности.
3ч сплава от завала - мелкая шивера длиной 30м.
3ч 20 мин сплава от завала - шивера на правом повороте, начинается у многолетнего
закола на правом берегу.
4ч 20 мин сплава от завала - длинная шивера с разгонным участком быстротока.
За быстротоком отходит непроходимая левая протока. За ней, на правом повороте
- ступенчатая шивера, на заходе - дерево в струе, далее - короткий левый прижим,
потом - ступеньки, валы до 0.5 м и трек под левым берегом. За шиверой - большой
участок стоячей воды, стоянки по обеим берегам.
5ч 00 мин сплава от завала - шивера с непроходимой правой протокой; на выходе
- правый прижим на дерево.
5ч 10 мин сплава от завала - два трековых быстротока; между ними - правая протока,
перекрытая искусственной каменной плотиной для установки сетей или вентеря.
5ч 20 мин сплава от завала - короткая, около 30м, шивера с двумя выворотнями
на струе.
5ч 35 мин сплава от завала - короткая шивера, разделенная вдоль кокой с отдельными
кустиками, сразу за ней - длинный перекат с чистым проходом по треку слева.
5ч 45 мин сплава от завала - шивера, "лесной коридор" в левой протоке, нависают
деревья; правая протока - очень мелководная, красивая. Далее река успокаивается,
берега - торф, сфагнум, болота.
6ч 20 мин сплава от завала - завал, сделанный бобрами. Проход слева по хитрой
траектории.
7ч 15 мин сплава от завала - многолетний завал на остатках быков моста. Ориентир
- на высоком левом берегу среди больших деревьев - большой камень, похожий на
дзот. Обнос - по левому берегу, там же обжитая стоянка.
0ч 10 мин сплава от второго завала - шивера за островом на правом повороте,
длиной около 100м. а заходе - каменистый перекат.
0ч 20 мин сплава от второго завала - трековый быстроток за петлевидным левым
поворотом, на правом берегу - закол. Через 100м - длинная шивера, за ней река
разбивается на узкие протоки между островками. За ней, на левом повороте - порог
Тюфяк.
ПОРОГ ТЮФЯК. Заход под правым берегом, под левым - очень большая обливная плита.
Серия стоячих валов до 1 м, в середине порога - полуметровая бочка. Идется без
просмотра.
0ч 45 мин сплава от второго завала - мощная двухступенчатая шивера на правом
повороте, разделенная продольными косами и локальными завалами. Ориентир - древесные
стволы у правого берега. За длинным узким островом - короткая мощная шивера,
валы до 1.2 м, после чего река успокаивается.
1ч 35 мин сплава от второго завала - выход на пор. Мостовой.
ПОРОГ МОСТОВОЙ. 0 Ориентиры : на крутом правом повороте реки внезапно начинается
быстроток, впереди по левому берегу видна дорога. Чалка - к левому берегу. Порог
начинается быстротоком с касательным прижимом к плите левого берега, за ним
- большой левый карман с уловом, река делает зигзагообразный поворот и уходит
под мост. За мостом - очень пологий слив с довольно мощной бочкой, за ней -
стоячие валы и левый прижим в карман; после этого струя уходит вправо через
перекат, река сильно расширяется. Проходится по центру, по возможности уходя
от карманов. Чалка на левый берег после порога затруднена перекатом.
Через 200 м после порога - длинная, около 300м, шивера ЛЕСТИЦА.
0ч 25 мин сплава от Мостового - впадение небольшого правого притока с быстрым
течением, через 5 мин - локальная гряда через всю реку.
0ч 45 мин сплава от Мостового - река разливается среди островов, поросших лиственным
лесом, течения почти нет.
1ч 35 мин сплава от Мостового - залитый водой перекат. 2ч 20 мин сплава от Мостового
- деревянный мост, пролеты забиты деревьями. Чалка - на левый берег у самого
моста, обнос - по мосту на правый берег.
ПОРОГ БЛЮДЦЕ - расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку, копия Лестницы
на Мсте. После участка ровной воды по центру - пологий двухступенчатый слив,
ограниченный обливными камнями, ближе к берегам - бочки. Высота слива примерно
1.3 - 1.5 м.
0 ч 50 мин от пор.Блюдце - затопленный короткий перекат.
2 ч 10 мин от пор.Блюдце - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА. Орнентир - на правом повороте виден
песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем. Длина около 700 м, несколько
поворотов в узком русле, на заходе - левый прижим на древесные стволы. Валы
до 0.8м. а выходе - лобовой навал на маленький каменистый островок с двумя кустами,
необходимо вовремя уйти вправо.
2 ч 25 мин от пор.Блюдце - мелкая шивера над затопленным перекатом.
2 ч 40 мин от пор.Блюдце - выход на пор. Розовый Слон.
Пор. РОЗОВЫЙ СЛОН. Идентифицируется только по сильному шуму воды после левого
поворота. Представляет собой очень мощный слив в левой трети реки между островом
и левым берегом. В правой протоке - очень пологий мелководный слив по наклонной
плите с последующим лобовым навалом на скалу из розового гранита, похожую на
плывущего слона. Слева - слив высотой примерно 2.5 м, водопадный у левого берега
и более пологий у острова; язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом,
отходящим от левого берега. В языке слива у острова - прижим в карман. После
слива у левого берега - котел, улова под отвесной стенкой, несильный лобовой
навал. В 10 м от слива стоит розовый камень - "слоненок", после него река успокаивается
и сильно разливается. а обеих берегах - стоянки. Просмотр для прохождения -
по левому берегу, обнос - по правому.
Проходили слив в правой трети, там, где винтарь практически сливается с бочкой
у подошвы слива, отгребаясь от правого кармана.
Пор. МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон за большим плесом со
стоячей водой. У правого берега видны остатки каменной плотины со срубом наверху.
Чалка и просмотр - на правый берег перед плотиной. Порог представляет собой
слив высотой 1.8 - 2 м, у левого берега непосредственно перед сливом - стоячие
валы и левый прижим, по центру - подводный зуб, за ним, в сливе - обливной шар.
Проходили порог под самым правым берегом.
0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.
Пор. КАЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и заход в мелковдную правую
протоку, слышен сильный шум. Чалка - на левый берег. ачинается стометровой мелкой
шиверой в неглубоком каньоне, на выходе из него - слив 2м, изломанный тремя
языками. В правом языке по диагонали лежит столетнее дерево, центральный - маловодный,
с локальным уловом, довольно крутой. Между ними - пенный котел. Левый язык -
пологий, у левого берега засорен обливными валунами, за ним - клиновидная бочка.
За сливом, у левого берега - плита, пригодная для страховки и зачалки. Проходил
по центру левого языка.
0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.
Пор. ХРАМИНА - самый сильный на реке. Шум слышен за ближайшим левым поворотом
реки, впереди - прямой участок быстротока, переходящий в шиверу. Чалка возможна
на любой берег. Порог назван по циклопической кладке бывшей ГЭС из гранитных
блоков, расположенной на правом берегу. Просмотр и страховку лучше проводить
по левому берегу, он невысокий и позволяет более реально оценить мощность порога,
чем отвесный правый.
Длина порога около 300м. ачинается стометровой разгонной шиверой, пересеченной
мелководной грядой. Вода прявляет тенденцию к уходу вправо. В 10 м от гряды
- метровый слив через всю реку, за ним - стоячие валы. Справа начинается отвесная
стенка, на которую идет длительный навал. а небольшом левом повороте - мощный
слив высотой не менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел.
По центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за ним, вода
преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий язык с отходящей
от него продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча надводных камней по центру,
от нее к отвесной скале правого берега отходит вилка из двух мощных бочек; через
них устремляется основная струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка
через слив высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой
островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно.
Проходили порог, прижимаясь к левому берегу, основной слив проходили по левому
языку, уходя в проход левее центральной кучи камней.
а правом берегу - множество кострищ, подходит дорога со станции Ууксу; с реки
иногда слышен шум автомобилей.
Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5 км.
0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м, валы до 1 м. а выходе часть
воды уходит в боковые протоки.
Сразу за ней, после улова - вторая шивера, на заходе - каменистый перекат, проход
справа. ад шиверой натянут высокий трос. а выходе - разлив, справа за деревьями
видна мачта ЛЭП, через реку идут провода.
а правом берегу видна наклонная плита, на которую можно зачалиться для разборки.
Примерно здесь начинается пос. Ууксу, до станции - немного более 1 км по шоссе.
Желающим сплавиться до Ладожского озера лучше держаться левого берега и заранее
просмотреть обнос. Река делится на две равнозначные протоки: в левой, по сведениям
предидущей группы - непроходимый водопад; в правой, возле остатков бывшей ГЭС
- 2порог, в нашу воду оцениваемый 5 к.с., а в обычную воду непроходимый. Ориентир
захода в порог - бетонный "дзот", торчащий из правого берега примерно в 200
м ниже плиты. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре
несколько отходит от реки. Просмотр порога - по остаткам плотины ГЭС высотой
10-12м с дороги, идущей по правому берегу. аша группа этот порог не шла.
Выводы и рекомедации по походу
1. Большие участки стоячей воды делают сплав на катамаранах недостаточно спортивным,
особенно в условиях средней и малой воды. Вместе с этим при большой воде пороги-падуны
нижней Ууксы становятся труднопроходимыми на байдарках.
2. Постепенный рост сложности препятствий и достаточно равномерное распределение
их по длине реки способствуют проведению учебно - тренировочных походов.
3. Простота и дешевизна заброски, прекрасные пейзажи, отсутствие местных жителей,
грибы, ягоды и рыба могут способствовать проведению детских и отдыхательных
походов.
4. Червей для рыбалки необходимо везти из Москвы.
5. Необходимо быть готовым к внезапному изменению погоды, иметь наготове непромокаемые
куртки. Очень желателен кухонный тент.
6. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому берегу реки, поэтому
при разведении костров необходимо тщательно приглядывать за тем, чтобы не поджечь
торфяной пласт и не вызвать подземный пожар. В ряде мест мы видели следы такой
гари, они занимали квадратные километры.
6. Кровососущие насекомые здесь весьма активны, поэтому для постройки и ремонтных
работ желательно иметь с собой реппелент.
7. Желающим повысить спортивность маршрута можно предложить связку Верхняя Лоймола
- Нижняя Уукса с перезабросом по шоссе(около 40 км), пересекающем эти реки в
середине маршрута ( сведения приводятся по данным дружественной группы, прошедшей
независимо обе эти реки).