LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



бабочка
Автор: Слава Завьялов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Велопутешествие по северо-востоку Архангельской области

Велопутешествие по северо-востоку Архангельской области
2 января - 11 января 2008 г.

Маршрут путешествия


г.Северодвинск - г. Пинега - д.Кулогоры - д.Кулой- д. Совполье - д.Кимжа(д.Жердь)- д.Дорогорское - г. Мезень -д.Козьмогородское - д.Погорелец -д.Юрома - р/ц Лешуконское - п.Усть-Чуласа - п.Широкое - р/ц Карпогоры - г.Архангельск

Участники

Малаховский Вадим, г.Северодвинск;
Мигунов Юрий, г.Архангельск;
Макаров Дмитрий, г. Санкт-Петербург.

 

Общая идея

Архангельская область интересна своими огромными необжитыми пространствами, красотой малозатронутой человеческой деятельностью северной природы, особым укладом жизни и языком жителей. Районы которые мы посетили до самого последнего времени не имели круглогодичного автомобильного сообщения с "большой землей" и видимо долго еще не будут иметь железнодорожного. Эта обособленность и создает эти свойства которые так интересны туристу-городскому жителю. Почувствовать особую северную жизнь, полюбоваться суровыми зимними пейзажами севера и было основной целью нашего путешествия. Деревенская жизнь - Деревянная архитектура жилых и хозяйственных постороек северных сел и уникальные деревянные церки. Многие села имеют сохранный облик со времен позапрошлого века. Самое главное - это встречи с интереснейшими людьми живущими в северном краю.
Почему велосипед был выбран как транспортное средство для зимнего путешествия?

По мимо того что велосипед любимое увлечение всех нас было еще несколько причин выбора такого средства транспорта:

  • Во-первых , только путешествия на велосипеде позволяют почувствовать себя частью пейзажа - окружающей природы сполна - никогда из сидя за стеклом автомобиля такого не почувствуешь и многого не увидишь.
  • Во-вторых , путешествуя на велосипеде можно в сравнении с другими немоторизованными видами транспорта можно совершать перемещения на большие расстояния и оставлять больше времени на осмотр достпримечательностей и познавательного досуга.
  • В -третьих, технические соображения простоты и дешевизны доставки(заброски) такого средства транспорта к старту. Часто спрашивают а долго ли я из С-Петербурга ехал? К сожалению не всегда получается начинать путешествия прямо от дверей дома, уж слишком далеко интересные места от дома и свои ходом ехать до них не хватит ни какого свободного времени и приходиться садиться в поезд, автомобиль или самолет и везти свое снаряжение как багаж.
  • Длительность путешествия определялась в большей степени образовавшимися в этом году длительными новогодними праздниками. Решили отправляться в путешествие отпраздновав дома празники. А закончить маршрут так что бы выйти на работу сразу после праздников.

    При планировании специальных спортивно-туристических целей для мероприятия поставлено не было: рекорды скорости или дальности пробега это для других случаев. Все ночевки планировались в населенных пунктах в домах у местных жителей или гостинницах, это сильно облегчило наш груз на вес палатки и теплых спальников и уменьшило потери времени на стоянках при возне с палаткой,приготовлении пищи и добывания воды. При коротком зимнем дне на севере в такое время это очень важно.

     

    График Движения

    День
    Дата
    Участок маршрута
    км
    Прим.
    1 2 января Северодвинск-Пинега 250 Авто
    2 3 января г.Пинега - д. Кулогоры 25 вело (радиально)
    3 4 января д. Кулогоры - д.Кулой - д.Совполье 100 вело
    4 5 января д.Совполье - д.Кимжа 90 вело, Жердь(радиально)
    5 6 января д.Кимжа - г.Мезень 80 вело
    6 7 января г.Мезень - д.Погорелец 90 вело
    7 8 января д.Погорелец - рц Лешуконское 90 вело
    8 9 января р/ц Лешуконское - п.Усть-Чуласа 65 вело
    9 10 января п.Усть-Чуласа - п. Широкое 100 вело
    10 11 января п. Широкое - п.Карпогоры 80 вело
    11 12 января р/ц Карпогоры - Архангельск 211 поезд

    Снаряжение

    Велосипеды

    Снаряжение

    Одежда

    Информационные материалы и карты

    "Архангельская Область" Автодорожный атлас России, СПБ ФГУП АЭрогеодезия;

    "Архангельская Область " региональный атлас, ЦКЭВФ 439

    Описание путешествия

    Сборы и организация

    Фактическим организатором и вдохновителем мероприятия стал Вадим.

    Обсуждение и сбор участников происходили посредством переписки на форуме архангелогородских любителей велосипеда и велоспорта( Magistral8.) откуда и узнал о организации такого путешествия.

    В этом году тема путешествия была поднята на форуме, это вызвало интерес у многих, но чем ближе был сроки начала путешествия тем меньше становилось желающих поехать. В итоге мы с Вадимом решили выехать на начало маршрута вдвоем и возможно дождаться что кто-нибуть еще успеет подехать. Небольшая группа как оказалось не так и плохо - найти ночлег при небольшом количестве участников проще и быстрее.

    Подробно о маршртуте

    2 января (1 день)

    Архангельск - Северодвинск. Сборы в поход.

    Билеты на поезд Петербург-Архангельск из-за на новогодние праздники купить надо было загодя. Очень много оказыватеся общего у наших городов. В пути часто встречал городских с виду людей приехавших на праздники к родне в деревню а постоянно живущих остальное время в Петербурге.

    Вид из окна поезда поразил тем что начиная от границы Вологодской области(ст.Бабаево) за окном началась нормальная зима с обильным снегом. Из дома я выезжал одетым практически по летнему - погода была ну совсем не зимняя : полное отсутствие снега, слабый дождь и температура около 3 гр тепла. Глядя на это безобразие в конце декабря я решил что так будет и на маршруте и набрал много одежды как оказалось не совсем по сезону.

    Архангельск встретил меня безветрием, бодрым морозом 15 градусов. Билетов на автобус до Пинеги на автовокзале не было аж до самого 5 числа. Так что надежд добраться до старта "задешево" не осталось. В запасе оставался запасной вариант найденный Вадимом вписаться в машину к частникам. Стоил у них проезд заметно дороже. Договорились ехать на вечернем рейсе микроавтобуса идущего от Северодвинска до Лешуконского. Мне предстояло до вечера проехать от вокзалов в Архангельске до дома Вадима в Северодвинске откуда нас должны были забрать.

    Доблестно протупив пару часов катаясь по городу, но так ничего толком и не посмотрев я медленно покатил по шоссе в Северодвинск. Дорога ровная, асфальт чистый, машин в сравнении с большими трассами у нас немного. Температура на экране карманного приборчика на полдороге один раз была -18 гр, хотя по моим ощущениям никакого такого мороза быть не могло. Дальше прибор отказал и стал высвечивать какие-то воопче врать и пришлось убрать его в карман до конца похода. Ниже минус 10 градусов похоже электронные термометры охлаждать не нельзя. Когда вылезал из поезда мороз мне не показался очень уж крепким и я не стал надевать теплые штаны, но когда невзошедшее почти солнце стало закатываться стало так холодно что пришлось срочно переодеваться.

    В Северодвинск въехал уже почти в темноте и полюбоваться городом и его знаменитыми предприятиями почти не получилось.

    Дома у Вадима начали собиратся и перепаковываться,выпили завстречу наливки. Автобус подъехал что бы нас забрать прямо к подъезду. Оказалось что поместиться в наполненный автобус с маленьким багажным отделением задача не простая. Пришлось снимать с велосипедов оба колеса и долго утрамбовывать их с забитое до отказа крошечное пространство между сиденьями и задней дверью. Едем в тесноте обнявшись со снятыми колесами велосипедов.

    В Архангельске водитель забирает еще пассажиров, а Вадим по телефону договаривается встретится со своим другом Александром, чтобы передать ему новогодний подарок: термоса и варежки. Саша-любитель зимних рыбалок.

    По дороге у автобуса плановая остановка у придорожной столовой в селе Белогорском. Перекусили, потом походили вокруг. Вадим заказал гуляш, который ему не понравился, очень сухой жесткий и дорого. Цены в столовой реально "брежневские" я очень хорошо поеел потратив на еду меньше ста рублей. Автобус высадил нас в Пинеге уже глубокой ночью, попращались с водителями которые повезли остальных пассажиров дальше в Лешуконское. Вокруг полно снега и сильный мороз около 24 градусов.

    Ведомственную гостиницу лесхоза нашли почти сразу. Гостинница эта - маленькое деревянное здание внизу улицы почти на берегу Пинеги, маленький но теплый двухместный номер, общий туалет на всю гостиницу не работает, так как воды в трубах нет. За сутки с нас взяли по 450 рублей. Не дешево. Но где ночью найдешь что- то другое…И на этом спасибо. Найти заранее телефон конторы лесхоза Вадиму помогли друзья с Карпогор. Костелянша Кобелева Надежда Александровна, помогла ,чем могла, принесла воды нам с реки. Была очень доброжелательна к нам, утром рассказывала много интересного.

    3 января (2 день)

    г.Пинега - д. Кулогоры, пробег 25 км

    С утра решли выехать на легке на осмотр пещер в деревне Кулогоры, которая расположена на главной дороге неподалеку. Между городом Пинега и деревней Кулогоры расположена равнинная местность где расположено русло реки Пинега и реки Кулой. Между этими двумя реками был расположен волок через который суда из Северной Двины проходили дальше в Мезень и дальше на восток по древнему северному водному пути в Мангазею. В начале 20 века здесь был прорыт канал и построен выше по Кулою шлюз чтобы суда могли проходить по воде в любое время навигации. Но последнее время большие баржи и суда от моря поднимаются только до с. Кулой, так как сейчас канал почти заброшен, шлюз не работает, а проходить по каналу выше остатков шлюза могут только маломерные суда в паводок, когда вода поднимается на много метров и обе реки широко разливаются. Дорога у Кулогор в это время тоже залита высокой водой и не проезжая.

    Утро было облачным и не особо холодным но к вечеру показалось солнце и стало резко холодать. По дороге слева видны строения недействующего уже местного аэропорта, не посредственно за ним дорога проходит по временному мост над каналом и по крутой горке поднимается на береговой угор на котором красиво расположена деревня. С дороги поехали на лево в сторону где расположены входы в пещеры. Прокатились по деревне в поисках жилья для ночевки. На краю деревни нашли жилой дом с хозяйством и техникой вокруг поговорили с хозяином Кузнецовым Борисом, пустить на ночь на постой он отказался, а вот в баню к нему мы напросились, но потом несобрались пойти.

    Дома Кулогорах Дома Кулогорах Дома Кулогорах Дома Кулогорах Дома Кулогорах Дома Кулогорах
    Дома Кулогорах

    Затем пошли в гости в дом спелеологической экспедиции стоящий тут же. Девушки из группы рассказали нам как попасть в пещеру К1 вход в которую находился прямо под угором. По натоптанной тропинке спустились вниз к широкому и высокому входу в пещеру К2. Описание пещеры можно найти на сайте nordspeleo.ru.
    Забрались в нее легко - вход высокий.

    Вход в пещеру К2
    У пещеры К2, вдалеке здание аэропорта Пинеги

    Вход в пещеру К2
    Известняковые стенки у входа в пещеру
    Вход в пещеру К2 Вход в пещеру К2 Вход в пещеру К2
    Вход в пещеру К2

    Залы в пещеры низкие, частично обвалившиеся. Проходы между залами в К2 широкие но очень низкие.

    Внутри пещеры К2 Внутри пещеры К2 Внутри пещеры К2
    Внутри пещеры К2

    Внутри пещеры К2
    Самый высокий увиденный нами зал в К2

    Внутри пещеры К2
    Потолок высоких ходов

    Внутри пещеры К2
    Обломки потолка лежат на полу прохода

    Внутри пещеры К2
    Узкая трещина ход куда-то наружу

    Я первый раз попал в "настоящую" пещеру,очень забавно и интересно. Пару раз у меня было небольшое приключение: сначала я залез ведущий вниз узкий ход хитро закрученный и покрытый льдом, прохода внизу не оказалось и пришлось упираться и вниз головой вылезать по скользкой поверхности обратно наверх в зальчик, потом я умудрился залезть в узкую щель и курткой, которую неосмотртельно не снял у входа, так зацепиться за выступы на потолке что решил - всё застрял навсегда.

    Пещера К2 небольшая и мы с Вадимом вылезши из нее решили что нам мало и пошли искать приключений дальше и направились искать вход в соседнюю пещеру К1.

    Вход в пещеру малозаметный и очень низкий, если бы не было следов на снегу то найти его среди других трещин было бы очень сложно.

    Вход в пещеру К1
    Кулогоры Вход в пещеру К1

    Внутри пещеры К1 температура как и в К2 заметно ниже нуля, полно льда на стенах и полу, глина замерзла и ползать было сплошное удовольствие. Но чем дальше мы забирались тем теплее и влажнее становился воздух, в дальнем зальчике вообще с потолка капала вода, а глина на полу была мягкая и конечно липкая.Так что совсем чистыми вылезти не получилось. Возвращаясь перепутали лаз ведущий из большого зальчика и попали в какой-то боковой полузасыпанный глыбами гипса ход, долго вспоминали как идти дальше - тоже небольшое приключение.

    Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2 Пещера К2

    Пока мы лазали под землей прошло довольно много времени и надо было уже искать где переночевать и возвращаться обратно в Пинегу за вещами. Ночлег быстро нашли в первом попавшемся нам по пути доме и поехали. Вернувшись в гостинницу в Пинеге за вещами мы встретили там Юру Мигунова который в самые последний момент решился поехать в поход, смог попасть на автобус, приехал в Пинегу и почти сразу нашел нашу гостинницу, но уже после того как мы выехали в Кулогоры. Заранее созвониться и попасть вместе с нами в пещеры у него по недоразумению с мобильной связью не получилось и он прождал нас впустую почти целый день. Пока мы собирались стало опять темно и мы в троем поторопились в Кулогоры. Как оказалось, нашего хозяина зовут Елфимов Владимир. Он живет постоянно в п. Тайга, а в Кулогоры приезжает иногда в родительский дом. Дом его небольшой в один этаж с небольшим двором без повети.Сам хозяин проработал 28 лет водителем автобуса который ходил от Пинеги до с.Кулой . Еще не старый но на пенсии по инвалидности - так как больная нога не позволяет водить. Единственная современная вещь в его избе это большой новый телевизор, который включен почти круглосуточно. Видимо это единственное развлечение. Вещание двух центральных каналов идет через небольшой передатчик в Пинеге. Рассказал что телеприемники у него ежегодно горят, то от грозы, то аварий на старой деревенской электросети. Два раза нам варил картошку в мундирах. Вкусно. Решили что надо отметить новый год и четвером распили с чаем бутылочку бальзама «Поморье» которую привез с собой Вадим.

     

    Дом Елфимова Дом Елфимова Дом Елфимова
    Дома у Елфимова

    4 января (3 день)

    д. Кулогоры - д.Кулой - д.Совполье, пробег 100 км

    Выбрались на дорогу часов в 9. Сегодня первый настоящий походный день и сразу большой перегон. На пути только одна деревня-отдохнуть и отогреться особо не где. С утра прохладно, на небе ясно, безветренно.

    Кулогоры вид на Пинегу
    Кулогоры вид на Пинегу.

    Восход в Кулогорах Восход в Кулогорах
    Восход в Кулогорах

    Дорога не смотря на небольшое движение удивительно ровная и хорошо укатанная, похоже что в декабре в этих местах оттепелей было мало.. Даже льда на дороге почти нет.

    По дороге мы заехали посмотреть на старинное село Кулой. Это 5 километров в сторону от главной дороги. В село есть наезженная дорога и указатель.
    Деревня нас поразила - большое старое село производит впечателение брошенного. Часть домов стоит без окон,много разрушенных совсем, большинство хозяев живет,видимо,только летом. Новых домов почти нет, только остатки относительно нового кирпичного дома у самой окраины. Из 50 домов круглый год живут только в трех-четырех…А ведь раньше это было большое село - центр Кулойского уезда!
    Вадим нашел жилой дом и мы попросились обогреться и вскипятить кипятка. Хозяин дома семейный, очень деятельный зовут - Орехов Егор. Работает он только летом на судне ходящем по р. Кулой. Зимой работы нет. В семье двое детей Саша и Ваня, жена Жанна. Пока мы пили чай, хозяин с обоими сыновьями прямо в избе у печи бортировал колеса для своего авто. На фото дети играют с хозяйской "собачкой". Собачка большущая и очень строгая - поместь добермана с "кем-то" не менее злобным...

    Кулой Кулой Кулой

    В селе Кулой

    Нам рассказали, что окол напротив, через реку называется Ореховщина. Недалеко оказался еще один жилой дом. Егор рассказал что туда осенью 2007 года вселилась пришлая со стороны семья. Что, вроде бы, эти переселенцы семья староверов из под Красноярска. Семья у новых жителей большая - много детей. Сами они рассказывали что со всем скарбом и скотом они шли 2 года,перезимовывая в охотничьих заимках. Переселенцев пришло 9 человек в Кулое у них родился еще один ребенок. Так и или не так никто не знает. Времени мало и решили к ним не заходить. Еще хозяева рассказали, что в селе Красный Бор неподалеку закрылся мужской интернат…

    Дорога исключительно ровная и укатанная, едется легко. Кругом дороги между высоким еловым лесом часто видны огромные пространства болот поросших мелким сосняком . На вырубках кое-где видны огромные старые лиственницы, которые оставшись вне леса под ветром торчат вкривь и вкось. У удивлением увидел лиственницу растущую в лесу так далеко на западе.

    Зимняя дорога
    Участники замерзли и идут пешком

    По дороге несколько раз останавливались что бы разминать замерзающие руки и ноги. Долго отдыхали после моста через небольшую с витиевато изогнутым руслом речку Ольму останавливались на перекус на перекрестке в беседке. Рядом крест в память о погибших в 30-х годах заключенных.

    Дорога в Кимжу Дорога в Кимжу Дорога в Кимжу
    Река Ольма вид с моста

    У Беседки рядом с памятным крестом У Беседки рядом с памятным крестом

    Отдыхаем в беседке на перекрестке

    Мы выезжаем на огромное открытое со всех сторон пространство - на карте это Беляевские болота. Дорожная насыпь высокая и окружена широкими канавами - рвами . Видимо летом здесь очень много воды. Когда проехали границу между Пинежским и Мезенским районами то остановились перекусить. Скоро начало темнеть, машин очень мало и мы едем в темноте включив все фонари и фары которые есть с собой. Все устали.

    У Беседки рядом с памятным крестом

    "Вечер" на дороге

    Снегозадерживающие загородки Снегозадерживающие загородки
    Снегозадерживающие загородки вдоль дороги по краю болота

    Зимняя дорога - Грубый закат
    Грубый закат на дороге

    Главная дорога проходит в стороне от куста деревень Совполье-Чижгора-Соколово стоящего на слиянии рек Немнюги, Парсовы и Совы. У поворота на Совполье есть хороший ориентир - для проезжающих построена небольшая кафе-столовая. Решили зайти поесть и погреться. Там и в 18 часов там оказалось достаточно людно. Долго грелись и по нескольку раз заказывали блины которые готовят здесь.
    В деревню Совполье мы приехали около восьми часов вечера. Очень устали. Мы остановились у первого же дома спросить про ночлег и Вадим сразу же смог договорится с хозяевами переночевать. Хозяева - семья Локтевых Роберт и Галина Алексеевна. Принимали нас очень хорошо. Они пенсионеры, живут вдвоем - дети уехали из деревни. Один сын Александр работает  в милиции Архангельска, а живет в Северодвнске, другой живет и работает в селе Сояна. Как оказалось что мы у Роберта не единственные квартиранты. Живет у них Татьяна девушка которая нас кормила в столовой на перекрестке у дороги.
    У жителей окресных деревень есть интересный источник дохода сбор "Космического металлолома". Окрестные леса и болота это место куда падают первые ступени ракет запускаемых из Плесецка. Все что не забирают сразу сами военные достается местным. Оказывается дюраль с обшивки космических ракет это полезная в хозяйстве крестьянина вещь.

     

    5 января (4 день)

    д.Совполье - д.Кимжа, пробег 90 км


    Встали в 7-30.Но рано все равно выехать не получилось … Рассвет. Вышел на улицу по снимать.велосипеды сильно обросли инеем.
    Совполье Совполье Совполье Совполье Совполье
    Утренние Сборы

    Совполье Совполье
    Хозяйская лошадка

    Напротив дома,где нас так душевно приютили, очень запоминающаяся беседка. Резная, разноцветная,даже ночью она сразу бросается в глаза при въезде в деревню.Да и дом с этой беседкой тоже весь резной расписной,не даром об этом неоднократно писали в местных газетах.До сих пор живут в деревнях народные умельцы-золотые руки…
    Совполье

    Пока собирались небо осветила неяркая заря. Выехав на перекресток мы остановились посмотреть на деревню при свете. Красота неописуемая. Хочется покататься просто так, поглядеть вокруг- съездить в Чижгору и Соколово, но светлого времени мало и надо ехать дальше по маршруту.

    Совполье Совполье Совполье Совполье Совполье
    Утро в деревне Совполье

    Пока мы стояли на перекрестке у въезда в деревню мимо в сторону Чижгоры проехали сани с большими алюминиевыми бидонами: похоже что жители берут зимой воду из проруби на реке.

    Совполье

    Вид на Чижгору

    Совполье Совполье Совполье Совполье Совполье

    На трассу выехали только в 10-30. Стало заметно холодать. С 15 градусов мороза за полчаса температура упала до 21 градуса, к вечеру стало немного холоднее около 23 градусов. Автомобилей почти нет - пара машин за час, дорога широкая и мы не быстро едем рядом с друг другом
    Дорога в Кимжу Дорога в Кимжу     Не задолго до быстро наступающего заката увидели интересное явление - впереди над дорогой и окружаюшими ее болотами зависло протяженное и плотное пятно ледяной мглы - тумана. Видимость с километра упала до нескольких десятков метров. Все велосипеды покрылись толстой коркой льда…Видимо из-за того что ночью теплое пятно проходило сквозь Совполье…

          Дорога в Кимжу

    Привал у дороги

    Где-то на полдороги от Совполья до Кимжи начался неотсыпанный участок дороги. Колея и ледяной расколбас, была даже пара мест с проступающей водой из незамерзающего ручья или болота под дорогой.
    Незаметно подъехали к переправе через реку Кимжа. Понтонная переправа нарушена. Перед ледоставом большегрузный Камаз повредил стыковку понтонов. Перезд через реку размечен по льду в стороне от косо торчащих понтонов. У спуска стоит какая то дорожная техника. Потом в Кимже нам рассказали что, может быть, с февраля-марта 2008 начнется строительство капитального моста.

    ледовая переправа р.Кимжа ледовая переправа р.Кимжа ледовая переправа р.Кимжа
    переправа через реку Кимжа

    Слева от дороги расположена деревня Кимжа. Заехать и осмотреть прославленную деревню было просто необходимо.
    Много интересного и интригуещего прочитали о деревне её истории и жителях. Исследования специалистов связанные с работами по созданию культурно-туристического центра обнаружили что в Кимже 78 единиц достойных сохранения: дома, амбары, кресты, мельницы, церковь и т.д.
    Вот и Кимжа.

    отворотка на д. Кимжа
    Отворотка на д. Кимжа

    Сразу, еще издалека, заметен высокий шатер деревенской церкви. Дорога в деревню сразу выходит на площадь у берега реки Кимжа, слева красивая деревянная церковь с высоким шатром и колокольней, а направо по берегу идет главная деревенская улица вдоль которой стоят дома.

    В Кимже нас уже должны были ждать. Сразу как приехали в деревню Вадим позвонил по телефону из электростанции оповестить о нашем приезде.

    У дверей электростанции
    У электростанции на въезде в деревню

     церковь д.Кимжа  церковь д.Кимжа Вид на церковь со стороны реки

    д.Кимжа. Церковь Божьей матери Одигитрии

    Въезд в д. Кимжа Подъем от реки Кимжа Подъем от реки Кимжа
    На площади у церкви

    В деревне есть магазин, куда мы сразу же и пошли. Купили продуктов на обед(ужин) и на завтрак. На улице нас встретила Евдокия Гавриловна Репицкая. Она директор деревенского дома культуры и ответственная за развитие туризма, хранительница ключей от музеев, глава сельской администрации. К ней всегда можно обратиться приехавший в Кимжу для того что бы найти жилье на ночлега или проживания. Проводила к хозяевам пускающим на ночлег. Нас поселили в старый дом за церковью на берегу Кимжи. В доме хозяева не живут в избе полно вещей из старого деревенского быта.

    Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха

    Хозяйка Аннушка ,очень приветливая,скромная,молодая девушка. Печь с утра была протоплена - в избе тепло.

    Делать особо не чего, а время не смотря на наступающую темноту раннее и спать не хочется, мы бросив вещи поехали по гостям.
    С начала поехали в гости в деревню Жердь. Пригласил нас в гости давний знакомый архангельский велосипедист - Николай Морозов. Сам он тоже приехал в деревню на пару дней погостить.
    От Кимжи через Мезень до д.Жердь напрямую километра четыре - огни на другом берегу видны очень хорошо. Но когда спустились к переправе через Мезень оказалось что на льду много снега в котором колеса велосипеда вязнут и ехать почти не возможно. Поэтому поехали по очищенной и укатанной дороге на основной переправе. По дороге оказалось ехать дальше. Пока мы собирались, пока неспешно ехали прошло много времени - и дома у Сюмкиных мы были только часов в 6 вечера. Рядом чуть в стороне еще деревня - Петрова. Деревня Жердь оказалась не маленькой, так что нам повезло, что мы не сильно плутали по вечерней деревне.
    Дом в который нас пригласили новый, большой, постороен из бруса на современный лад.
    Как оказалось нас ждали  уже к 14-15 часам. Вадим очень хотел попарится и для нас специально с утра топили баню.
      P1050288
    В гостях у Сюмкиных. д. Жердь

    Хозяин - Сюмкин Николай Иванович проводил нас  в баню, все показал. Мы долго грелись, парились, хлестались вениками, обтирались снегом. Потом чай с задушевными беседами о жизни, истории, культуре…За столом Татьяна-хозяйка их дети Иван и Илья, да наш Николай со своей девушкой. Пообщались с Николай Ивановичем- большим патриотом Мезенского края и увлеченным краеведом. Родословие своего рода тщательно изучается в семье и древность его - это предмет особой гордости. Нас пригласили приехать на съезжий праздник деревни Жердь-Петрова, который проводиться ежегодно летом в Петров день.
    В семье хранятся интересные старинные украшения, но название и назначение их, к сожалению, оказалось уже забыто.

    В разговорах вспомнили путешественника Сафонова Федора, мастера Рюмина Николая, краеведа Дранникова Василия Ивановича, историка Акулова Николая. Как всегда Вадим все записывал с свою походную записную книжку.
    Вадим сразу стал активно обзванивать все контакты что бы попытаться договориться о ночлеге на следуюшие дни и о встречах с интересными людьми в тех местах куда на предстоит ехать,смог дозвониться он в Мезень главе районного комитета по туризму Анне Викторовне Крючковой и договорился о встрече. Оказалось что родственники нашего Юры уже давно ждут нас в Мезени. Не имея вестей о нем уже пятый день они стали звонить по знакомым распрашивать про нас. Не думали, что будем ехать до Мезени целых пять дней!
    Мы отказались от брони в Мезенской гостинице (300 рублей с человека),так как для нас нашлось место в квартире Юриных родственников.
    Обратно мы собрались уже довольно поздно около девяти часов вечера. На дороге долго дивились на ясное звездное небо и не смотря на ощутимый мороз часто стояли задрав головы и наблюдая необычно яркие для городского жителя звезды. Когда мы часам к десяти вечера выехали на ледовую переправу то весь северный горизонт покрылся сполохами северного сияния.
    Удивительно! - стоишь на самой середине реки Мезень… а вокруг только темнота и сверху над головой -пожар : мириады звезд млечного пути,звездопад,метушиеся сполохи…Вот какой он - настоящий русский север.Так бы и простояли весь вечер..
    Вот только холодно, да и мы еще хотим зайти в гости на чай в Кимже к Евдокии Гавриловне.
    В гостях у нее попили чай с пирогами с морошкой, познакомились с дочкой и мужем. Дом у них большой, старой (1902 г) посторойки, но внутри обстановка уже новая почти городская. Сама Евдокии Гавриловна родилась в Кимже, потом долго жила и работала в Северодвинске, но сейчас вернулась вместе с семьей жить в родную деревню. Много разговров было про нынешнюю деревенскую жизнь, про сохранение уникальности Кимжи. Про старые занятия жителей деревни ремеслами. Кустарных меднолитейных мастерских в Кимже давно нет, похоже что в селе не осталось даже работ этих мастеров. Часть растерялось, много, в том числе и саму мастерскую, увезли в центральные музеи экспедиции ученых. Совсем не много - бляху на сумке и колокольцы, мы увидели потом в краеведческом музее в Лешуконском. В самой Кимже увидеть ничего из древних ремесел этого края не получилось.

    Бытовуха Бытовуха
    Легли спать поздно и проснулись тоже поздно, уж очень было тепло и удобно спать. Не часто у нас в путешествии получалось выспаться на удобной кровати. Зимой в деревенском доме места немного - в большинстве домов наши хозяева топили только одну избу и часто приходилось ночевать на полу у печи и на лавках.

    Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа Въезд в д. Кимжа

    Кимжа. Въезд в деревню со стороны новой дороги

    Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха Бытовуха
    P1050264 P1050267
    На берегу реки Кимжа

    д.Кимжа д.Кимжа
    Вид на деревню со стороны р.Кимжа

    Крест у дома Крест у дома
    Крест у дома

    6 января (5 день)

    д.Кимжа - г.Мезень, пробег 80 км

    Выезжаем как обычно с восходом - то есть поздно, около одиннадцати утра. Еще раз фотографируем окрестности и медленно выезжаем на большак. Погода ясная и слабоморозная около минус 15 гр.

    Бытовуха

    Остановились на самом выезде из деревни у группы крестов, дома стоящие ниже на берегу Кимжы отсюда уже не видны, только маковки церкви и пара старых ветрянных мельниц поблизости в поле на холме.

    Выехали на большую дорогу и почти сразу подъехав к спуску с высокого берега на Мезенскую переправу мы увидели еще одну местную достпримечательность и исторический памятник. У дороги на высоком угоре Мезени стоит очень большой и старый крест. В память о чем или в благодарность за что он был воздвигнут мы не смогли узнать.
    Но традиция жива - крест обвязан множеством пелен из белой ткани.
    креста над переправой р. Мезень креста над переправой р. Мезень креста над переправой р. Мезень

    переправа через р. Мезень   Вид на р.Мезень Вид на р.Мезень
    ледовая переправа через р. Мезень у д. Кимжа

    Стоит морозная безветренная погода хорошая видимость и за рекой видны за рекой - справа дома деревни Жердь, а в далеке слева деревня Дорогорское. Посередине реки на ледяной дороге много трещин и следы разлившейся воды,вокруг воткнуты палки-вешки, свежие колеи обходят участок стороной. Похоже накануне под каким-то автомобилем здорово подломился лед - полыньи не было, воды кругом на льду было очень много. Видимо морозов в этом году было небыло долго и лед встал недостаточно прочный для тяжелых автомобилей. Выезжаем на дорогу идущую по правому берегу реки из Мезени в Лешуконское. Дорога широкая и хорошо укатанная, по краям отвалы: похоже ее чистят от снега. Дальше нам ехать по ней на север до самого города Мезень. Идет дорога по берегу реки то поднимаясь на угоры то спускаясь на ручьям и речкам впадающим в Мезень.
    горочки на дороге горочки на дороге горочки на дороге Едем обратно в в Лешуконское выезжаем из Мезени
    горочки на дороге

    Остановка у дороги Остановка у дороги
    Остановка у дороги

    Так что нам периодически приходиться не смотря на мороз потеть поднимаясь в подъем на какой-нибуть из многочисленных холмов. Удивительно, но дорога не скользкая -плотный укатанный снег и льда почти нет. Видимо не было не только морозов, но и сильных оттепелей с дождями.

    Не далеко после переправы через большую реку (правый приток Мезени Пеза) чуть в стороне вдоль Мезени расположено большое и осовремененного вида село Дорогорское. (глава Лочехин Александр Федорович-5-91-17)…

    Решили заехать в село - поглазеть и может быть передохнуть где-нибуть и погреться.
    Светит не привычно низкое солнце. Мороз … Холодно, но ветра нет. Всюду на всех деревьях, кустах и снеге вокруг удвительно крупный иней.
    Видно как он колеблется от малейшего движения воздуха. Спустились от дороги в село и доехали до магазина. Там долго согревались за обедом и чаем. Время остается мало а планов много.
    Дальше решаем побыстрее ехать в Мезень и без таких больших остановок…

         д. Дорогорское д. Дорогорское
    село Дорогорское

    Чем ближе к городу тем холмы на дороге становятся выше, а подъемы на дороге длинней.

    В город въезжаем с почти в сумерках. На ночлег к юриным родственникам нам ехать через весь город и чуть дальше на самый край в слободку. Пока распрашивали дорогу случайно узнали что на площадь подъехали торговать ненцы. Вадим решил что не смотря на всю усталось и холод надо их найти. Завтра ведь можно и не застать - уйдут. Развернулись и быстро нашли небольшую площадь у магазина "Нива" на которой стояло несколько олених упряжек с санками. Потолкались вокруг санок и подивились на диковинных зверей в упряжках. Двое молодых мужчин с одной из них бойко торговали олениной. Народу подъезжало много, но покупателей было мало, все говорили что уж больно большая цена (150 руб за кг.)

    Покупаем мясо Покупаем мясо
    Познакомились хозяевами упряжки : Николай и Александр из восьмой бригады, стоят недалеко через Мезень. Может быть пойдут дальше на юг.

    Все удивлялись как мы не замерзли. В ответ на такой же вопрос, сказали что чаще они идут рядом с санками чем едут в них. Да и одежда у них все таки теплей чем наша. В санках на шкурах сидела небольшая черная собака (может быть лайка) - вот она, похоже что, редко слезает с санок.
    Нас прилашали в гости летом на свои кочевья в Канинские тундры, в район Шойны. После общения с ними, они стали уговаривать взять мяса, сколько унесем, но чем больше тем лучше. Вадим выменял окорок с приличным куском бока, килограмм семь, на рандолик со спиртом и немного денег. Наступающая темнота и холод заморозивший аккумуляторы в аппаратах непозволили запечатлеть как следует такую экзотику.

    Приехали к родственникам Юры. Улица Северная оправдывает свое название. Расположена она на самом северном городском краю, один конец упирается в берег реки а другой переходит в дорогу на Несь. На северной окраине города не только холодно но и достает ощутимый ветер со стороны реки. Показалось что, здесь намного холоднее, чем в центре города.

    Решили что надо поесть мяса и сразу же в сарае нарубили кусков на ужин. Оленина мясо не жирное и достаточно жесткое и требующее долгого приготовления. Мясо тушат по два-три часа,только после этого оно становиться мягким. Есть еще один традиционный способ приготовления: отрубив небольшой кусок обмакнуть его в соль и сразу же есть - с непривычки это очень необычно.
    Соседи у своего сарайчика тоже разделывали мясо с привезенной на снегоходе здоровенной туши оленя . Видимо в этом году стадо пришло на зимовку большое и мяса продают много.

    Не смотря на городской адрес вокруг много небольших частных домов. Дом в котором мы поселились деревянный многоквартирный в два этажа. Водопровода в нем нет, отопление в каждой квартире от своего котла в печи на кухне. Вода в колонке в соседнем квартале. В общем быт у жителей нелегкий.

    Первый раз после Пинеги появилась мобильная связь, которая есть только в городе и то очень неустойчивая. Чтобы дозвонится приходилось набирать номер 10-20 раз.

    Быстро переоделись и отогрелись. Посушились. Сходили на колонку за водой. Баню не топили, проблемно.

    За столом поробовали северное блюдо строганина с солью и хлебом. Вместе с хозяином попили чаю, поужинали и поехали в гости к Анне Викторовне Крючковой.
    К ночи мороз усилился к 30 гр. На улице поднялся Хиус - не сильный но принизывающий холодный ветер с севера. Стали утепляться кто-как мог, Вадим одел в место обычных теплых перчаток свои шубницы (толстые меховые рукавицы) и хозяйские валенки.
    Анна Викторовна  живет на Набережной в новом доме построенном при больнице. Встретили нас как дорогих гостей. Долго-долго общались, смотрели наши и их фотографии, видеоролики, научную и историческую литературу (нас очень заинтересовало издание автора Личутина «Душа неизъяснимая» Москва 1989 год), вспоминали известных людей мезенского  края, писателей, краеведов, исследователей. Быстро и незаметно пролетело три часа  оживленной беседы!
    Хозяйка пригласила нас за стол на праздничный ужин - Рождество, как никак.
    За столом опять продолжили разговоры на интересные темы, о жизни, охоте и рыбалке, о ненцах и о нынешней жизни мезенцев…
    На празничном столе мезенские деликатесы: оленина тушеная с картошкой и специями, морошка, пироги с ягодами…Чай,чай,чай
    Позвонили в Козьмогородское, договаривались о ночлеге в той строне. Удалось договориться в самом дальнем от Мезени селе – Погорельце…
    Опять придется ехать долго и в темноте, но на следующий день меньше ехать останется до Лешуконского…

      Обменялись координатами, поблагодарили радушных хозяев,откланялись. Отдохнувшие и радостые поехали на Крестный Ход в церковь. Сфоткались у креста. Ждали до 1-20, но ничего не началось…ход не вышел…
    Поехали домой ужинать…в третий раз за сегодня.
    Вечером ,на ужин,  нам приготовили две огромные кастрюли из мяса оленя. Жаркое по-домашнему и запеченная оленина с картофелем - одну в печке, а другую на плите - вкус совершенно разный. На Рождество нам напекли громадную кучу пирожков,калачей,плюшек,козуль,сочней - взяли много с собой и ели по дороге ели еще несколько дней.Всем понравились пирожки с котлетой и морошкой.
    В этот день с утра до вечера проехали почти 80 км.

    7 января (6 день)

    г.Мезень - д.Погорелец, пробег 90 км

    Встали в 8-00.Завтракали олениной, чай с выпечкой
    Выехали часов в десять. Немного прокатились по городу.
    выезжаем из Мезени выезжаем из Мезени

    Пожарная часть г.Мезень
    Пожарная часть г.Мезень

    Церковь г.Мезень
    Церковь г.Мезень

    Подъехали еще раз к музею.Закрыт,экспозиция на реконструкции.Нам хотели вечером открыть,но потом мы решили,что праздник,что не стоит людей так напрягать на выходных и в гости вечером сходили,не хуже чем в музей
    Накануне нам рассказали про кулинарию в которой можно купить хорошей выпечки сделанной по местным рецептам. Решили не торопиться и зайти. Попробовать горячих пирогов и перекусить еще раз. Кулинария небольшое здание через дорогу напротив двухэтажного каменного здания с надписью столовая. Пока мы были кулинарии собаки собрались нас провожать.
    Собаки провожают нас Собаки провожают нас

    Выехали из города только четверть двенадцатого. Теперь мы едем обратно по той же дороге на юг в Лешуконское. Впереди длинный перегон на который у нас шесть часов короткого светового дня. Сегодня очень холодно, холоднее чем во все предидущие дни - ощутимо ниже 20 градусов.

    переправа через Пёзу
    переправа через Пёзу

    Держим путь на Погорелец. Мороз 26 градусов. Дует не сильный ветер сильно особенно сильно выстужающий тело на остановках. Устали все а у Юры в добавок замерзли собачки во втулке заднего колеса. Периодически звездочки на колесе крутятся вхолостую - прокруты. Стали ехать значительно медленнее.
    Каждый час-два останавливались разогреться перекусить и попить чай из термосов. Первая остановка на переправе через Пезу. Проехали мимо джиперы-поприветствавали нас.
    Проехали мимо Дорогорского, развилку на Пинегу и Жердь. Стало темнеть. Холмы вдоль Мезени стали выше и много крутых подъемов и спусков. Остановились и достали налобники и фары.
    Уже в темноте решили заехать в магазин в селе Козьмогородское.Глава-Обросков Виктор Алексеевич 9-71-18
    Проехали в темноте мимо старинного колодца с огромным колесом. Колодец действующий.
    Огромный для здешних мест магазин стоит у самого берега на повороте улицы. Сегодня хлебный день и он открыт до поздна - семи часов вечера. Внутри тепло и мы долго стояли отогреваясь и растапливая лед в одежде. Перекусили тутже купленным свежим хлебом.
    Напротив,через реку расположены старинные русские поселения Печище и Кильце. Где-то далеко-далеко за широкой рекой видны их слабые огни. Дорога к ним через реку набита снегоходами и санями. В магазине встретили женщину с маленькой пушистой собачкой Бетти. Оказывается она живет теперь в Питере,а сейчас приехала на праздники. Вот ведь,что назвается: "тесен мир"!
    Кое-как просушив куртки собрались и опять едем по пустой ночной дороге. Проехали деревню Березник стоящую на двух высоких холмах между которыми глубокий овраг.(Оказывается по автодорожному атласу что в Архангельской области 11 населенных пунктов с таким названием).
    Дальше едем в темноте дорога видна на пару десятков только метров вперед. Ехать так очень скучно и однообразно, но дороге сплошные горы, то несешся зажав тормоза вниз-вперед в еле освещенную слабым фонарем темноту, то обливаясь потом ползешь на понижайке вверх, и так всю дорогу. Так что под конец дня времени скучать не было.  Нам всем это понравилось, вот уж не думали, что так согреемся. Пуховик вспотел.
    Торопились мы в деревню что бы не очень опоздать на на праздник- Сегодня Рождество. Вдруг и удастся попасть в гости к кому-нибуть за праздничный стол. Приехали не поздно - около семи вечера, но так как темно уже давно и все трое сильно уставшие то кажется что уже глубокая ночь. Это ровно середина пути от Мезени до Лешуконское. Погорелец деревня не маленькая, но сейчас постоянно в ней живет не более тридцати человек. Деревня очень староя в ней много домов конца 19 века. Стоит она высоком Мезенском берегу. За деревней на поле стоит старая ветрянная мельница. В Кимже говорили, что еще лет полста назад мельницы такие по району еще работали - мололи зерно.
    При въезде в село попалась навстречу группка ряженых,ходящих с песнями-колядками по селу. Как нам опять повезло, то что нам нужно. Весело и празднично. Вместе всей толпой пошли коледовать и попросится на ночлег в дом к Александру Яркову.
    Ночуем в его доме. В большом в большом и просторном доме старинной прадедовской постройки живет он сейчас один: родители умерли, а родня разъехалась кто-куда. В доме заметно что хозяин хороший мастер плотник. В Александра увлечение - у него много красивых ножей в доме.Собирает старые, переделывает новые.
    Пришли, разделись. Сразу за праздничный стол. Ужинали - вместе с ряженными-местными жительницыми и хозяином отмечали Рождество. Познакомились, поговорили про наше путешествие. Понемногу отогрелись.
    Как хорошо, что в доме есть печка,русская печка,горячая печка. Всюду вокруг нее понавесили сушиться одежду. Со все сторон обложили ее своими промерзшими и промокшими вещами для сушки, начиная со стелек и кончая носовыми платками…
    Вечером на огонек пришла делегация любопытных – деревенская молодежь,почти все студенты и учатся в Архангельске!
    Около часа мы им рассказывали о своей жизни ,а они нам о своей. Особенно оживился Юра. Он одного с ними возраста и как оказывается даже учится в техникуме(колледже) вместе с кем-то из них. Вспомнили общих знакомых, учителей. Колесо Юры сняли и поставили в печь перед устьем на шесток -отогревать и просушить от замерзающей внутри влаги. К утру колесо все еще теплое и похоже оттаявшее и просохшее.Мы переживали будет ли результат…
    Да!За весь оставшийся поход больше ни одного прокрута.

    Скоро мы повалились спать. Вадим, с восторгом, устроился спать на печке.
    В этот день было очень холодно: Вадим и Юра поморозили мочки ушей.
    Накатали за день почти 90 км. Наверное это был самый холодный день нашего путешествия.

    д. Погорелец д. Погорелец

    д. Погорелец д. Погорелец
    дома у Саши д. Погорелец

    P1080043 P1080044 P1080046

    8 января (7 день)

    д.Погорелец - рц Лешуконское, пробег 90 км

    Едем на Лешуконское…
    Ну наконец то. Теперь уж точно знаю, что сегодня, во что бы то ни стало, мы будем там. Мечта  Вадима доехать на велосипеде в Лешуков Конец сбывается. С 2004 года он пытался побывать там и только с четвертой попытки это удалось!
    Ехалось стало значительно легче, мороз стал отпускать.
    Да и отдохнули отлично.

    На границе Мезенского-Лешуконского районов решили пообедать, благо уютная беседочка стоит на горе.А погода…!
    Как и все дни, яркое солнце, гигантский иней на всем, такая красота.
    Машин совсем мало.В основном на встречу.Вывозят гостей,приезжавших на рождественские каникулы.
    Проехали мимо деревни Палуга, Кеслома. В вот в Юрому решили завернуть, уж очень известная в Лешуконии деревня. Самая древняя. А на каких горах стоит. Думали не заедем…а красиво, глаз не отвести.
    Когда-то здесь на берегу Мезени стояла старинная деревянная церковь подстать Кимженской. Но она сгорела в начале двадцатых годов и от нее осталось только фотография 1905 года вошедшая во все учебники и книги про архитектуру русского севера.
    Магазины (их два),как назло, оказались закрыты.
    Пришлось атаковывать и штурмом брать уже закрывающийся сельсовет, сегодня не рабочий день и его открывали только протопить.
    Уговорили дать нам погреться и попить чайку, перекусить.
    Теперь уж без остановок на Лешуконию…
    Проехали отворотку на другой Березник, до него 10 км, его называют Верхним. И вот на перекрестке с дорогой на Койнас (до него далеко - 110 км) увидели впереди где-то вдалеке на высоком берегу огни. Вот и Смоленец это почти уже район Лешуконского. Прямо от него вниз съезд на реку. Переезжаем опять переезжаем по льду Мезень,потом за ней Вашку и вот обещанная гора-визитная карточка Лешуконского. Въехать и в правду не удалось,толи устали сильно,то ли гора уж больно крутая.Едем мимо Аэропорта. Сегодня мы ночуем опять у Юриных родственников на ул.Победы,дом 53,совсем рядом от взлетного поля. Нашли сразу,свет во дворе,и номер дома написан и довольно крупно.Хозяин Женя -приветливый, добродушный,очень разговорчивый и общительный. Очень приятное семейство.Хозяйство отлажено. Дом со всеми удобствами.
    Детишки:Самая старшая девочка Аня,лет 4х,Средний Веня до 3х лет ему и самая маленькая Катеринка ей еще нет и годика. Дети между собой живут очень дружно,друг за другом смотрят,помогают маме  как могут…
    Нас  как обычно давно ждут. Баня,только созрела, обед готов еще не остыл….
    Быстро передеваемся и за стол… Обед. Какой вкусный суп!!!

    А баня!!! Такая жаркая. Сил кватило только хорошо прогретиться и вымыться: уже не до веников…Тяжело после ужина…
    После бани ужин номер два, потом чаепитие…А потом решили полечить спину Вадиму и его опять хлестали веником. Женя как оказалось еще и знатный банщик… Он так его пропарил, так обработал веником,что Вадим сказал: "такого не было ни когда в моей жизни,еще чуть чуть и я бы испустил дух…".

     

    9 января (8 день)

    р/ц Лешуконское - п.Усть-Чуласа, пробег 65 км.

    С утра погода стала портиться - небо заволокло но снега не было. Сегодня у нас времени немного, поэтому решили много по Лешуконскому не кататься а только посетить музей, да зайти в редакцию местной газеты "Звезда". Не надолго зашли в редакцию побеседовать с главным редактором Скирухой <... > вдруг наше путешествие заинтересует кого-нибуть в качестве материала для статьи. Потом пошли в музей который расположен тут же неподалеку. Директор музея << ?? >>- замечательная женщина- собирательница и организатор. Отец ее <<>>был основателем музея. Сейчас в музее идет реорганизация и обновление,но нас провели с экскурсией по небольшим залам с представленым историческими и этнографическими материалами по истории района,старом быте его жителей. Большой материал собран по истории края в двадцатом веке : революции, гражданской и великой отечественной войн. Есть стенд информацией про промышленность края в советское время. Сотрудники музея ведут научную работу связанную с изучением истории края и издали несколько книг по этой теме.
    Краеведческий музей Краеведческий музей

    Вот некоторые фотографии дающие представление об экспозиции музея:
    Палащельские прялки
    Палащельские прялки

    Коновалы. Сумка и посох коновала. Коновалы. Сумка и посох коновала.
    Коновалы. Сумка и посох коновала.

    Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта
    Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта Предметы крестьянского быта
    Предметы крестьянского быта

    глиняная посуда старой работы
    Местная глиняная посуда старой работы

    Киса
    Дорожная сумка из тюленей кожи - Киса

    Грабилка
    Грабилка для сбора ягод

    Водные пути
    Схема старинных водных путей северо-запада России

    Краеведческий музей Краеведческий музей
    Стенды посвященные истории района

    Пила для роспуска бревен на доски
    Пила для роспуска бревен на доски

    Медные колокольцы из Кимжи
    Медные колокольцы из Кимжи

    Старинный музыкальный инструмент - фисгармония. Старинный музыкальный инструмент - фисгармония.
    Старинный музыкальный инструмент - фисгармония.

    Старинные мезенские наряды Старинные мезенские наряды
    Старинные мезенские наряды

    Краеведческий музей Краеведческий музей
    История авиации в районе

    Краеведческий музей
    Старое охотничье оружие

    История охотничьего промысла в крае История охотничьего промысла в крае
    История охотничьего промысла в крае

    Краеведческий музей Охотничьи камусные лыжи Охотничьи камусные лыжи
    Охотничьи камусные лыжи.

    В музее провели около двух часов нехочется так быстро уезжать но нам надо было торопиться на дорогу двигаться дальше. Путь не близкий и дорога впереди пугает своей неизвестностью - что сейчас с зимником , получиться ли без затруднений проехать по нему?

    Зимник на Карпогоры - для района "дорога жизни" это единственная наземная дорога по которой доставляют топливо для котельных в Лешуконском и завозят продукты. Летом для обычного транспорта она непроезжая, тогда работает только авиасообщение.
    Зимняя дорога начинается от перекрестка у аэропорта и неожиданно что ехать нам в противоположную от Усть-Чуласа на северо-запад к деревне Нисогора, только у перекрестка к деревне Ущелье находим мы долгожданный поворот на юг с указателем Карпогоры. На перекрестке к нам подъехал камаз с большим снегосбрасывающим скребком впереди. Шофер говорит что чистит дорогу только километров на десять вперед, а потом идет только колея. Рассказал что на полдороги до поселка основная дорога будет идти по плохозамерзающему болоту и будет объезд отворот на который важно не пропустить. Основная прямая дорога плохо наезжается и там возможно придеться долго идти по глубокому снегу.
    На полдороги, стемнело и как назло на дороге начали все чаще попадаться неровные, с высокими буграми участки покрытые очень скользким льдом. Ко всему этому попадаются крутые подъемы и спуски. Хорошо что они не длинные и разгоняться на них не приходится. Даже на шипах это приключение - приходится ехать медленно и осторожно. Хуже всех у Юры у него совсем слабый налобник и не шипованныя резина. Пару раз он сильно отстал, ждали его на дороге. Хорошо что дорога зимой одна и свернуть и потеряться здесь не где.
    По дороге за весь день попалось только несколько медленно ковыляющих машин (пара буханок медслужбы и козелков, да лесовоз едущий куда-то с дровами) - кажется что мы одни едем по ней .
    В поселок приехали не поздно,но вымотанные и замерзшие. Спасибо нашим новым знакомым в Лешуконском за помощь с ночлегом в поселке Усть-Чуласа. Из конторы нас сразу провели в дом с пустующей квартирой, куда мы срадостью вселились. Немного нежилая, но с центральным отоплением, а главное вода в кране. На кухне печь и дрова. Спать будем с удобством на брошенных кроватях.
    Дома принадлежат лесхозу, в них живут его работники. Но жилье это дорогое и многие уже не могут себе позволить жить в нем и переселяются в частные дома без удобств.
    ночевка в Усть-Чуласа ночевка Широкое
    Усть-Чуласа

    10 января (9 день)

    п.Усть-Чуласа - п. Широкое, пробег 100 км

    Сегодня нам предстоит еще один день ехать по снежно-ледовому бездорожью. У развилки на Олему прикинув по карте сколько нам ехать понимаем что сегодня самый "жесткий" перегон и придется напрячься. С утра вперед нас прошел один бензовоз. Больше машин на Широкое не было. Дорога продолжает петлять самым замысловатым образом то забираясь на холмы то падая к ручьям и болотам. Опять узкая колея посреди глубокого снега.Особенно неприятна ледяная гребенка в колее на которой прилично трясет. Часто приходится "ловить дорогу" чтобы не оказаться в сугробе. Забавное место есть когда мы въезжаем на перекресток с большой и широкой дорогой. На нем стоит старый дорожный указатель "Кеба" а в указанном направлении дорога превращается в узкую просеку. Часто у дороги заметны следы было человеческой деятельности. Впечатление что дорогу бросили не достроив до конца. Опять повороты и холмы. Мы удачно выезжаем из колеи когда только стемнело. Ехать с грузом и в темноте по такой дороге тяжело и физически и морально.
    Колея заканчивается и начинается очищенная дорога только когда до Широкого осталось километров восемнадцать - двадцать.
    Едем по зимнику Едем по зимнику Едем по зимнику Едем по зимнику Едем по зимнику Едем по зимнику
    Едем по зимнику

    Приехали в поселок часам к семи вечера. Есть магазин и кафе-закусочная работающая до ночи. Большинство домов стоят вдоль дороги. Широкое это рабочий поселок построенный лесхозом. Сейчас лесхоз бездействует (то ли делят, то ли развалился от бесхозяйственности) и жителям в поселке приходиться туго.
    ночевка Широкое ночевка Широкое
    пос. Широкое

    Ночевку искали недолго, помогла барменша из закусочной - дала наводку на пускающего переночевать жителя. Хозяина зовут Гриша, живет он один бобылем. Семья у него есть, но живет отдельно. Нас хорошо приняли, но спать место есть только на полу.
    ночевка Широкое
    Устали и быстро заснули, а хозяин после праздников никак не может войти в норму - у него бессоница и всю ночь он смотрит телевизор.

    11 января (10 день)

    п. Широкое - п.Карпогоры, пробег 80 км

    Сегодня последний перегон. С утра встали не рано, зато выспались. Кое-как собрались. Отблагодарили хозяина оставив ему свой водочный н/з, самим точно уже не понадобиться. Ехать не хочется, но а ехать до поезда еще много. Дорога чишенная, по угорам посыпана песком. Вокруг веселые сосновые боры. Плохо что поднялся ветер, который как всегда в назло дует в лицо. Не холодно, но не приятно. В Веегоре зашли в магазин - поели и попили чая. По дороге попалась пара интересных мест - большущая горка на въезде в Веегору и маленькая деревня Шаста - большие старые дома стоят у дороги на красивом берегу Пинеги. Дорогу вдоль Пинеги от разъезда Шилега так же можно назвать очень живописной. Идет она от Марьиной вдоль берега, много длинных подъемов и спусков.
    Шаста Шаста
    Шаста




    Марьино

    В Карпогоры на станцию приезжаем рано - до поезда на Архангельск отправлением в час ночи еще шесть часов. Долго ждем открытия маленького вокзала. Потом покупаем билеты и сидим ждем поезда.

    в карпогорах
    "вокзал" в карпогорах

    12 января (11 день)

    Утром поезд подошел в десять часов на вокзал в Архангельск. Все - путешествие закончилось. Участники разъезжаються по домам.

    Заключение

    Район для велопутешествий хороший- насыщенный достопримечательностями, интересная природа. Хочется еще раз побывать здесь, особенно летом когда дни длинные а ночей почти нет. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте:

    • Кулогорские природные пещеры
    • Мезенские угоры
    • д. Кулой : дома, порядок и планировка старой деревни;
    • д. Кимжа : дома, порядок и планировка старой деревни, уникальная церковь;
    • д. Кильце : дома, порядок и планировка старой деревни;
    • д. Погорелец : дома, порядок и планировка старой деревни;
    • д. Азаполье : дома, порядок и планировка старой деревни;
    • д. Веегора (Шаста)
    • Пиринемь .

    Автор : Малаховский Вадим.

    ред.: Макаров Дмитрий

    2008 г


    Комментарии: Ваш комментарий:
    2008-10-29 23:12:58 | migun | E-Mail
    просто так добавлю, очень запомнившийся момент:)
    В усть-чуласе в доме нашли мега лампу, ватт на 300, и вкрутили ее в цоколь, .......солнце даже не так ярко светило, как эта хрень, при том даже двор из окна был освещен:)
    А еще я нашел совсем черный кубик-рубик... до сих пр вот его собираю. Всем привет!

    2008-11-23 18:46:49 | yukl | E-Mail
    С превеликим удовольствием прочитал Ваш отчет-рассказ-повесть-фотоальбом (все в одном) Привет Юре в Архангельск и Вадиму в Северодвинск и спасибо Дмитрию и вадиму за рассказ. Путешествие с экстримом, в мороз и в холод - это нечто. С большим удовольствием посмотрел все фото (почему-то некоторые не открывались).

    2008-12-04 21:11:51 | Праслов михаил | E-Mail
    Спасибо за отличный рассказ.
    Мы тоже катаемся зимой, но не так долго.
    Отличные фотографии, как же зимой красиво!
    turizm.lib.ru/p/praslow_m_a/kovrov.shtml


    2009-01-12 16:47:35 | Ваше имя | E-Mail
    интересно посмотреть на родные края взглядом путешественника))))

    2009-12-23 19:30:39 | Ваше имя | E-Mail
    Введите здесь текст вашего комментария

    2009-12-23 19:38:22 | Ваше имя | E-Mail
    Ребята, вы просто молодцы!!!
    Не всякий рискнёт поехать зимой в такое дальнее и рискованное путешествие. И знание и изучение истории нашего северного края делает Вам огромную честь!
    Спасибо за изумительный рассказ.
    Я сам увлекаюсь охотой, люблю наш северный лес, но поехать на велосипедах зимой ??? это что то!!!



    В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





       Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;