Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Из Питера выехали на утреннем экспрессе до Выборга (отправление 8-14 от Удельной,
прибытие в Выборг 9-50). Погода слабоморозная, сухая. От Выборга выезжаем на
трассу Скандинавия, по ней до отворота направо на Лаппеэнранту. По пути переезжаем
по высокому автомобильному мосту устье Сайменского канала. Через пару км после
этого отворота КПП российских погранвойск. Проверили паспорта с визой, пропустили
без проблем. Дальше дорога идет вдоль берега Сайменского канала, иногда вплотную
приближаясь к нему. Никаких заграждений между дорогой и каналом нет. (фото
1).
Перед границей длинная очередь из автомашин; проезжаем ее не останавливаясь
и за считанные минуты проходим паспортный контроль. Водители смотрят на нас
с завистью... Между российским и финским КПП пара километров; главная достопримечательность
на этом участке - Dutу Free shop. На финском КПП нас пропустили еще быстрее
- через стеклянные стены им хорошо видно, что мы подъехали своим ходом на велосипедах,
и вопросов почти не остается.
На территории Финляндии вначале движемся по шоссе №13, примерно через 3 км
поворачиваем направо на Kansola. Трафик сразу исчезает, тихая асфальтированная
дорога вскоре приводит к мосту через Сайменский канал. Сворачиваем налево на
велосипедный маршрут №13, идущий вдоль канала по грунтовой дороге, северным
берегом (фото 2). Канал шириной
метров 50, берега в основном скучные. Разнообразие вносят только шлюзы. Въезжая
в городскую черту Лаппеэнранты, как раз проезжаешь мимо первого (считая сверху)
шлюза; здесь же и музей Сайменского канала (фото
3). Рядом с действующим руслом - старое, осушенное, где сохранены фрагменты
исторического облика канала до реконструкции 1960-х годов (фото
4).
В саму Лаппеэнранту решили не заезжать - нам надо еще сегодня проехать немало,
чтобы выехать на "оперативный простор" севернее Иматры. Поэтому на восточной
окраине города следуем веломаршруту №6, составленному из участков велодорожек
и ненагруженных шоссе. В паре мест дороги выводят к берегу Саймы, но в основном
путь лежит в стороне от озера по сосновым лесам с отдельными хуторами. Промышленный
городок Jousteno минуем по велодорожкам. Через некоторое время тихая дорога
стыкуется с трассой №6, ехать по которой субботним вечером не хочется даже в
Финляндии. Поэтому проезжаем перекресток прямо, и далее катим несколько более
длинной, но зато совершенно безлюдной дорогой, после поселка Ahola стыкующейся
с дорогой 3952. По ней на закате въезжаем в Иматру, сразу в центральный район
Иматранкоски, примыкающий к бывшему водопаду и нынешним ГЭС на Вуоксе.
Времени 5 вечера, но все магазины уже закрыты, похоронив наши надежды купить
новый газовый баллон для горелки (в Питере не успели перед отъездом, а в взятом
с собой газа на донышке). Хорошо хоть нашли продуктовый "киоск" (в смысле -
небольшой магазинчик Kioski), где смогли купить питьевой воды. По мосту над
старым руслом переехали на остров между старым и новым руслами Вуоксы (фото
5). Далее по второму мосту на левый берег Вуоксы и по велодорожкам вдоль
него вверх по течению. Ввиду наступающей темноты ориентироваться затруднительно,
но общее направление в принципе понятно. Миновали окраины Иматры, поселки Vuoksenniska
и Kaukopaa, ищем отворот на дорогу 3981, по которой продолжается веломаршрут
№6. На велодорожках много указателей, но они все бестолковые. Куда-то едем...
В итоге, когда мы были уже практически на 100% уверены, что едем НЕ туда, неожиданно
из темноты появился указатель "дорога 3981". А пораньше такой не повесить было?
:) Где-то справа от дороги совсем близко должен быть берег озера Immalanjarvi,
но в темноте искать к нему подъезды меж жилых домов можно долго, так что поступаем
наоборот: сворачиваем на лесную дорогу налево, и сразу же находим отличное место
для ночлега - дорога через 100 метров переходит в тропку, та пересекает вырубку
и приводит в сухой еловый лес. Много дров, никакой населенке, неподалеку нашелся
небольшой ручей. Совершенно спокойно можно разжечь костер, что ввиду температуры
воздуха примерно -5С кажется далеко не лишним.
За день пройдено 125 км
4 ноября 2007
Утром морозная ясная погода. Все вокруг покрыто инеем. Продолжаем движение
по дороге 3981, которая носит статус "музейной". Что это означает, не совсем
понятно, но дорога красивая, и машин на ней практически нет. Через 15 км в поселке
Purnujarvi сворачиваем налево на грунтовку в Asemanseutu. До границы с Россией
буквально пара км: юго-восточный край озера Purnujarvi находится уже на нашей
территории.
После Asemanseutu, где есть продуктовый магазин, пересекли трасу №6 и углубились
в сеть совсем небольших лесных дорог, объезжая с севера озеро Vaaliterus. К
самому озеру дороги не подходят, что достаточно характерно для Финляндии в целом.
В месте выезда с лесной дороги на асфальт 4063 - продуктовый магазинчик при
заправке. Закупились хлебом и всякой провизией по мелочи. Поворачиваем направо,
на север, в направлении на Pohja-Lankila. Дорога пустынная. Пологие подъемы
и спуски. Небольшой встречный ветер выдувает остатки тепла.
Вскоре за Pohja-Lankila отворот грунтовой дороги налево - нам туда, на Torsantaka.
Грунтовая дорога проходит мимо торфоразработок. Много вырубок. Через 9 км спуск
приводит на асфальт на берегу озера Suuri Jukajarvi, поворачиваем налево. Через
несколько сот метров отворот направо по указателю на достопримечательность:
порог-водопад Myllykoski ("мельничный порог").
Ручей между озерами Ihalanjarvi и Jukajarvi низвергается каскадом с высоты
17 метров (фото 6). Сейчас воды
маловато, а весной зрелище должно быть неплохое. Особенно красива нижняя ступень
порога, падающая непосредственно в озеро (фото
7). Для пущего удобства любования красотами заботливые финны построили наплавные
мостки в озере напротив порога. После осмотра Myllykoski возвращаемся на основную
дорогу и едем в направлении дороги 438. Перед выездом на нее справа подходит
озеро без домиков, что редкость. Здесь несколько отличных стоянок, берег сухой,
поросший сосновым лесом.
На дороге 438 проезжаем на север всего лишь несколько сот метров, и сразу сворачиваем
с пустого шоссе на запад на лесную дорогу к хутору Lokkio. Сразу же начинаются
отличные места: поросшие сосновым бором холмы, много небольших озер. У первого
же озера хорошее место для стоянки, но время еще позволяет ехать дальше, поэтому
не задерживаемся. Возле хутора Lokkio сворачиваем налево на совсем небольшие
дороги. Вскоре справа и слева от дороги несколько живописных глухих озер, места
очень приятные. Замечаем справа от дороги на берегу более крупного озера исполинский
камень, высотой метров 15. Под ним обнаружилась очень оригинальная и уютная
стоянка: миновать такое чудо мы не могли и встали здесь на ночевку (фото
8).
За день пройдено 75 км
5 ноября 2007
Утром пасмурно, ледяной туман. Холодно. Выехали рано, еще не до конца рассвело:
сегодня надо успеть на последнюю электричку из Выборга в Петербург.
Движемся по лесным дорогам в западном направлении, местность с многочисленными
скальными выходами, природа сильно напоминает окрестности Медвежьегорска в Карелии.
Миновали залив Heinlahti (остается справа по ходу) и через километр слева туристский
приют Valkjarvi. Это бревенчатая постройка без двери, в середине помещения очаг
(фото 9). Вдоль стен скамейки,
спальных мест нет (фото 10).
За домом заготовлено впрок огромное кол-во дров. По стенам висят описания других
подобных приютов в радиусе сотни километров.
Продолжаем движение на запад и через пару км выезжаем на более крупную грунтовку,
ведущую в пос.Kukonharju. Здесь мы надеялись на существование моста через узкий
пролив, разделяющий Kukonharju и Kiventaus. Увы, моста не оказалось, ширина
пролива - минимум метров 50 (фото
11). Никакого парома, ни души... Пришлось возвращаться назад на грунтовку
Kukonharju-Akkala и объезжать пролив с юга через мост на 62-м велосипедном маршруте.
Возле дороги Kukonharju-Akkala несколько очень фотогеничный огромных камней
(фото 12).
В поселке Hauklappi засилье деревянных скульптур Медведа, возле некоторых наиболее
выдающихся мы специально сфотографировались (фото
13). Отсюда несколько километров катим по асфальту, но вскоре после Kelkanmaki
сворачиваем вновь на грунтовку, направо, к пос.Valkinhovi. Там расположен какой-то
туристский приют, но мы не заезжали в поселок. Грунтовка ведет в северо-западном
направлении, чередуются большие подъемы и спуски. Находим неприметный отворот
налево-назад, ведущий к камню Kummakivi
("странный камень").
Дорога заметно заросла травой; впрочем, на велосипеде проезжабельно без особых
проблем. Дорога заканчивается возле небольшого одинокого домика, от него вниз
тропа к камню. Огромный камень лежит на выпуклом скальном выходе и непонятно
как с него не скатывается (фото 14).
Кажется. его можно даже слегка раскачать. По всей видимости, это место было
объектом поклонения язычников еще с незапамятных времен. От камня тропа ведет
дальше к болотному мостику Sammalsilta,
до которого несколько сот метров. Мостик - это действительно просто мостик через
узкий пролив между двух озер (фото
15). Место симпатичное, но что в этом такого уж необычного - мы не поняли.
Возвращаемся на дорогу, наш дальнейший путь - дальше по грунтовке через Muuramaki
на шоссе 62. Грунтовка идет по высоким местам, мимо озер со скалистыми островами.
К сожалению, много вырубок леса; местами заготовка идет и сейчас. На шоссе поворачиваем
налево и крутим педали в направлении Иматры, до которой еще почти 50 км. Трафик
на шоссе небольшой, по сторонам в основном сосновые леса, плавные подъемы и
спуски. Можно держать приличную скорость. Хотели осмотреть остатки оборонительной
salpa-линии возле пос.Syyspohja, но поняли что не успеваем. Оставили на другой
раз... В Virmutjoki - чуть ли не единственный на пути продуктовый магазин (справа
от дороги). После Ruokolahti (сам город стается в стороне от шоссе) дорога вплотную
подходит к берегу Саймы. Любуемся закатом (фото
16). Трафик становится более заметным, съезжаем с дороги на появившуюся
велодорожку. Дальше до самой Иматры так и едем по велодорожкам, и вновь сходим
на проезжую часть уже только на шоссе от Иматры к погранпереходу в Светогорске.
Границу вновь проходим с минимальными формальностями, буквально за несколько
минут. На российской стороне резко кончается освещение дороги, асфальт становится
разбитым, и откуда-то появляются огромные фуры, бесцеремонно скидывающие в кювет.
Пытаемся найти ж\д вокзал в Светогорске, но местные жители почему-то отсылают
нас в разные стороны, и в итоге опаздываем на дизель в Выборг, так вокзала и
не отыскав. Решаем ехать своим ходом примерно 40 км до станции Ханила (Липовка),
где как раз должны успеть на следующий дизель, следующий в Выборг из Хийтолы.
Сказывается усталость, едем уже не так быстро, как хотелось бы. Но на дизель
все же успеваем.