Федерация туризма г. Москвы
  Московский Авиационный Институт.
1. Идея похода.  
2. Информация о районе похода.

ОТЧЕТ

3.Справочные данные похода . о горном туристском путешествии пятой
Техническое описание маршрута:
категории сложности по Юго-Западному Памиру,
4.1 Первая часть
совершенном 30.07 по 10.09. 2003 г.
4.2 Вторая часть
 
5.Выводы и рекомендации. Маршрутная книжка - N 1\3 - 504
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

Техническое описание маршрута.

к. Шитхарв – р. Сарышитхарв – рад. п. Вооруженных Сил (3А 6138 (п\п)) – пер. Медыр (3А 5703) - пер. Рацека (3А 5850)

пер. Рацека (3А 5850) – оз. Зардив – пер. Ямчун (2А 5340) – пер. Джентив (2Б 5130) – р. Джентив – пер. Цахинловга (1А 4523) - пер. Ходаш (1Б 5145)

Вторая часть: пер. Ходаш (1Б 5145) - пер. Рига (3А 5620) – л. Зап. Нишгар – пер Овальный (2Б 5740) – рад. п. Карла Маркса (3А 6723) – пер. Нишгар (3А 5750) – р. Хацак – р. Реджиг – р. Шахдара .

28 день

31.08.2003

Солнечно.

пер. Ходаш (1Б 5145) – ист. р. Внукут.

Пер Ходаш расположен в восточной части Шахдаринского хр., соединяет р. Ходаш и р. Внукут, ориентация склонов СЗ-ЮВ, описание дается от р. Ходаш до морен л. Внукут.

2 часа

40 мин.

Движение по руслу ручья, выход к моренам л. Ходаш. От места ночевки по тропе подошли под осыпи. Далее тропа часто теряется. Движение по узкому руслу, средняя осыпь, то правым, то левым берегом, выбирая более удобный путь. Ручей просто переходится по камням. Перед моренами рядом с ручьем удобные места для стоянок.

1 час

Подъем по моренам до кармана правой морены ледника. Путь по моренам у правого склона долины, средняя и крупная осыпь. Общее направление захода на перевал по длинной дуге, слева направо (п.х.). Перед подъемом на правую боковую морену ледника находится уютный карман, где есть чистая вода и ровные места для стоянок. Обед.

1 час

10 мин.

Движение по правой морене, до выхода на ледник.

От кармана подъем прямо влоб на гребень правой морены, средняя осыпь, 30-35?, короткие участки до 40?, ок. 100 м. Выход на ледник между гребнем правой морены и правой стеной цирка.

 

1 час

20 мин.

Подъем на седловину перевала.

Подъем по открытому леднику, 5-15? на седловину перевала. Тур расположен чуть правее (п.х.) седловины. Записки в нем не было.

50 мин.

Спуск к истокам р. Внукут.

Прямо от тура вниз по мелкой и средней осыпи к правому истоку р. Внукут. Дальнейший спуск по левому берегу к левым истокам р. Внукут под одноименный ледник. Ночевка.

 

Пройдено 9 км.

Перепад

высот

абсолютный

3950-5145-4650

ЧХВ = 7 часов.

относительный

+1245 -495

 

29 день

01.09.2003

Солнечно.

пер. Рига (3А 5620) – л. Западный Нишгар.

Пер. Рига расположен в Ю отрогах Шахдаринского хр., соединяет л. Внукут с л. З. Нишгар, ориентация склонов СЗ-ЮВ, описание дается от морен л. Внукут до морен л. З. Нишгар.

1 час 30мин

Истоки р. Внукут - подъем по правой морене л. Внукут, выход на ледник. От истоков не следует сразу выходить на язык ледника, хотя язык спокойный и подъем на него не сложен, придется только одеть кошки. Мы рекомендуем путь сначала по правой боковой морене, средняя осыпь, рядом с телом ледника. Мы вышли на ледник сразу за п. 5671, хотя можно продолжить движение по морене дальше, и выходить на ледник напротив пер. Рига.

1 час

15 мин

Подход под взлет пер. Рига.

Одновременно в связках подошли под перевальный взлет . Подход практически без набора высоты. В конце небольшая тропежка.

5 час

15 мин

Преодоление перевального взлета, выход на седловину. Одновременно в связках подъем по сн-лд склону под 1-ый большой бергшрунд, 20-30?, в верхней части до 40?. Далее 70 м перил, лед 50 м., 45?, затем выполаживание склона до 35?, снег, первая и последняя точки страховки на ледорубах, точки посередине на ледобурах. Одновременно в связках подход под 2-й большой бергшрунд, сн-лд, 35-40?. От начала 2-го берга до седловины перила, 210 м. Первые 80 м лед 55-50?, далее сн-лд склон 45?, 70 м, последние 60 м лед 50-55?. Вверху, при выходе на седловину 20 м жесткого натечного льда, в который с трудом втыкаются кошки и ввинчиваются ледобуры. Испортили один ледобур – его зубья вошли внутрь трубки. На седловине натечный лед сразу же сменяется глубоким снегом. Тропежка по пояс. Тур в 50 м слева (п.х.) от нашего выхода на седловину. Записка от 16.08.90г., рук. Швинка А. В., г. Рига.

1 час 45 мин

Спуск по правой ветви л. Западный Нишгар до слияния трех ветвей.

Спуск одновременно в связках, косым траверсом, уклоняясь все время влево (п.х), сн-лд склон 30-40?. Ориентир для спуска – полузамерзшее маленькое озеро, лежащее у подножия ЮВ перевального взлета. Далее путь по ровному льду правой ветви л. Западный Нишгар, до слияния 3-х ветвей.

Ночевка на осыпи у скал левого борта.



Пройдено 6 км.

Перепад

высот

абсолютный

4650-5620-5360

ЧХВ = 9 ч. 45 мин.

относительный

+970 -260

 

30 день

02.09.2003

Солнечно.

пер. Овальный (2Б 5740) – л. Нишгар.

Пер. Овальный расположен в Ю отрогах Шахдаринского хр., ориентация З-В., соединяет левую ветвь л. З. Нишгар с л. Нишгар. Описание дается от л. З. Нишгар до л. Нишгар.

2 часа 30мин

Подъем по левой ветви ледника Западный Нишгар до западного склона пика Овальный. Вначале подъем по моренам правого борта, затем в связках пересекли центральную и левую ветвь л. Западный Нишгар, 5-10?. Далее в связках подъем по ровному леднику к п. Овальный.

1 час 25 мин

Подъем по западному склону п. Овальный, траверсирование склона в направлении седловины пер. Овальный. Выход на седловину пер. Овальный по западному склону п. Овальный, и немного не доходя его вершины траверсировать склон в направлении седловины перевала. Начало подъема по склону 35-40?, ок 100м, лед. Одновременное движение в связках в «скользячку», (связочная веревка простегнута всегда через один ледобур). Далее движение по средней осыпи, 35?, 50 м. Затем траверсом вправо по снежной полке, затем траверсировали в связках снежный склон, 30?, 50 м., и вышли на среднюю осыпь. Отсюда подъем вверх по осыпному склону на перевальную седловину, средняя осыпь 30-35?, 100 м. Наш выход на седловину левее (п.х.) самого низкого понижения в гребне. Седловина неширокая, осыпная, со скальными останцами. Немного похоже на Урал – плато Маньпупунер в миниатюре. Путь подъема через п. Овальный технически проще и безопаснее, чем подъем на седловину прямо в лоб.

Тур не обнаружили, поэтому сложили свой. Он расположен выше самой низкой точки гребня, ближе к п. Овальный.

2 часа

50 мин

Спуск с пер. Овальный до «Грузинских ночевок».

Спуск в левой части седловины Ключевой участок – 250 м перил по сн-лд склону 60-45?. Точки крепления – ледобуры, сдергивание веревки с помощью самовывинчивающегося ледобура. Далее одновременно в связках к озеру у подножия южного ребра п. 5894, (Грузинские ночевки).

В старых описаниях это место упомянуто как удобное для ночлега. Сейчас это не так, пригодных мест для стоянки мы не нашли.


1 час 05 мин

Подъем по л. Центральный Нишгар, стоянка напротив склона пер. Ц. Нишгар. Подъем от Грузинских ночевок в связках по леднику Нишгар, 10-15?.

Пройдено 6 км.

Перепад

высот

абсолютный

5360-5740-5480-5550

ЧХВ = 7 ч. 50 мин.

относительный

+380 -260 +70

 

31 день

03.09.2003

Солнечно.

Рад. п. Карла Маркса (3А 6723).

Маршрут по западному склону пер. Ц. Нишгар с выходом в верхней части на западное ребро.

50 мин

Подъем по пологой части ледника до перевального взлета. Одновременно в связках, сн-лд склон 10-15?, кальгаспоры, несколько нешироких трещин.

6 часов

Преодоление перевального взлета, траверс склона, выход на ребро п. Карла Маркса, выход на плечо 6500. Движение по сн-лд склону 35-50?, рассеченному несколькими широкими трещинами. Подъем в связках. На снежных участках 35-40? движение одновременно. Движение по льду, преодоление широких трещин по снежным мостам с попеременной страховкой, точки страховки на ледобурах, (большинство точек), и страховка через ледоруб. Начало подъема по центру, справа (п.х.) от ледового сброса, далее преодолевая трещины по снежным мостам уклонялись вправо (п.х.). В верхней части склона уперлись в широкую трещину, которую не видно со склона до тех пор пока к ней не подойдешь. В поисках моста через нее сделали длинный траверс влево (п.х.). Движение по краю трещины и через нее с попеременной страховкой. От трещины подъем с попеременной страховкой по ледовому склону 45-50?, вверху до 55?, перепад высот около 150 м. Далее движение по достаточно широкому снежному гребню одновременно в связках вышли на ровный участок гребня, (плечо 6500). Тропежка, сильный ветер на гребне. На плече глубокий снег, есть удобные места для лагеря.

 

1 час

30 мин

Преодоление вершинного взлета и скальной башни, выход на вершину. Далее путь строго по гребню сложен, он упирается в сложные скалы вершинной башни. Наш путь чуть справа (п.х.) от гребня, вначале по снежному склону 40-45?, ок 100 м., одновременно в связках, глубокий снег, тропежка. Далее склон постепенно становится ледовым, и увеличивает свою крутизну до 50?, ок 100 м., попеременная страховка через ледобуры. На скалах вершинной башни висит старая веревка, но мы не рискнули воспользоваться ею. Последние по высоте 20 м., подъем по заснеженным скальным полкам в правой (п.х.) части скальной башни. Попеременая страховка через выступы скал, участок не сложный для лазания. На вершине тур, записки в нем нет, зато рядом под камнями нашли упаковку от «колёс», горелые спички и окурок «Беломора». В туре оставили свою записку.

1 час 15 мин

Спуск до плеча 6500 С вершины п. Карла Маркса увидели более технически простой путь спуска на плечо 6500, траверсом северного снежного склона. Несмотря на то, что путь более прост, он тем не менее требует попеременной страховки, т.к. ниже он переходит в протяженную северную стену пика, здесь попеременная страховка через ледоруб, до выхода на снежное ребро, ниже скальной башни, траверс снежного склона 30?, ок 100-150 м. Далее до плеча одновременно.

3 часа

Спуск по ребру, траверс склона, спуск вниз к лагерю на «Плато Маркса». Спуск вначале по ребру, ок 150 м., одновременная страховка. Ребро некрутое, достаточно широкое, снежное, с выходами разрушенных скал и осыпи. Затем выход на склон и возвращение по своим следам.

Пройдено 3 км.

Перепад

высот

абсолютный

5550-6723-5550

ЧХВ =12 ч. 35 мин.

относительный

+\- 1173

 

32 день

04.09.2003

Переменная облачность .

пер. Ц. Нишгар (3А 5750) – л. Хацак.

Пер Нишгар расположен в Шахдаринском хребте, ориентация склонов СВ-ЮЗ, соединяет л. Нишгар и л. Хацак. Описание дается от л. Нишгар до долины р. Хацак.

1 час 10 мин

Подъем по «Плато Маркса» до седловины пер. Нишгар. От места ночевки одновременно в связках подошли по ровному, 5?, леднику. С плато на л. Хацак ведут три седловины: пер. Локомотив, ок. 3Б*, до настоящего времени не пройден, пер. Нишгар 3А, и пер. Лазар 3А. Распознать, где какая седловина с л. Нишгар довольно сложно, четких ориентиров практически нет. Перевальная седловина расположена между двумя еле заметными снежными холмами на плато Маркса.

50 мин

Начало спуска, до входа в ледопад. Движение по снежному склону 5-20?, одновременно в связках, тропежка. До входа в ледопад преодолели несколько трещин, три из которых широкие, перешли по снежным мостам с попеременной страховкой, (через ледорубы и ледобуры).

4 часа

15 мин

Прохождение ледопада, спуск на пологую часть л. Хацак.

Вход в ледопад по чуть слева от центра. Прохождение ледопада по левому краю ледника, вначале путь по снежным мостам между сераками и ледовыми башнями, затем по снежно-ледовому склону, одновременная и попеременная страховка. Потом выход на ледовый склон, перила 100 м, ледовый склон 50-45?, сдергивание веревки через петлю в проушине. В конце второй веревки преодоление большого бергшрунда: высота краев 7 м., ширина 3 м. Первый преодолел разлом по перилам, уйдя траверсом 10 м влево вдоль трещины, и далее спустился по ледовому мосту. Остальные спускались напрямую; подтягивание участника к другому краю трещины. Далее спуск на ровное тело ледника. Движение одновременно и попеременно, сн-лд склон, 40-45?, 100 м. Обед.

     

1 час 15 мин

Движение по леднику к седловине пер. Карла Маркса, ночевка на леднике у седловины. Седловина пер. Карла Маркса – понижение гребня у правого края ледника, где он поворачивает на юг. Путь к ней напрямую от места спуска с перевала. Вначале преодолели несколько опасных полузасыпанных снегом трещин, далее ледник становится спокойным.

Пройдено 4 км.

Перепад

высот

абсолютный

5550-5750-5000

ЧХВ = 7 ч. 30 мин.

относительный

+200 -750

 

33 день

05.09.2003

Переменная облачность, ветер ок 10 м\с.

р. Хацак – р. Реджиг.

1 час 45 мин

Спуск по правой морене л. Хацак в долину р. Хацак. Движение по правому краю ледника, затем выход на морены правого борта, и спуск по ним к истокам р. Хацак, средняя осыпь 35-45?, перепад высот 600 м.

1 час 40 мин

До летовки, после 1-го прав. притока р. Хацак. От истоков начинается тропа правым берегом. Путь по тропе до летовки.

2 часа 30 мин

Вниз по долине до зимовья Хаиан. Далее также по тропе до зимовья. В 2-х км выше зимовья у реки слабый нарзанный источник. Само зимовье находится у слияния на правом берегу. В 200 м выше зимовья, где р. Шабай разливается на два рукава, есть мост.

1 час 15 мин

По долине р. Реджиг до фермы. От зимовья вниз по долине идет хорошая колесная дорога. На ферме несколько хозяйственных построек, жилой дом, есть электричество.

45 мин

От фермы вниз по долине до места ночлега. Далее дорога раздваивается. Путь по правому берегу, (не переходя реку). На ночлег встали рядом с дорогой.

Пройдено 23.8 км.

Перепад

высот

абсолютный

5000-3600

ЧХВ = 7 ч. 55 мин.

относительный

-1400

 

34 день

06.09.2003

Пасмурно, сплошная облачность выше 4000 м.

р. Реджиг - к. Джавшангоз.

2 часа

От ночевки до к. Джавшангоз. Перед входом в широкую долину реки Джавшангоз (Шахдара), р Реджиг течет в каньоне, дорога по дну каньона, и затем в долине разливается на несколько рукавов. Основная часть кишлака находится справа от реки. Маршрут закончили у дома, где была единственная машина в кишлаке.

Пройдено 4.5 км.

Перепад

высот

абсолютный

3600-3400

ЧХВ = 2 часа.

относительный

-200

<<Назад          Далее>>