LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



плато Мань-Пупуньер
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

О Т Ч Ё Т о туристском походе по Северо-Западному и Центральному Памиру

Федерация туризма Санкт-Петербурга

Петроградский клуб туристов

О Т Ч Ё Т

О туристском походе второй с элементами четвертой категории сложности,

пройденном с 28 июля по 16 августа 2007 года на Северо-Западном и Центральном Памире,

район Ванч – Язгулем – Федченко.

Маршрутная книжка № 09/07

Руководитель группы Котов А. Ю.

Адрес руководителя:

г. Санкт-Петербург, пос. Песочный, ул. Пионерская, д. 19

д. т. 596-64-84, м.т. 8-921-337-8649

                Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю как второй с элементами четвертой категории сложности.

                Отчет использовать в библиотеке ПКТ.                                     

 

 

Штамп МКК

Санкт-Петербург

2008

                                                                                                                            

Принятые сокращения:

а/л – альпинистский лагерь

в. – вершина

д. р. – долина реки

к. сл. – категория сложности

к. тр. – категория трудности

л-к – ледник

ор. – орографически

пер. – перевал

по х. дв. – по ходу движения

р. – река

к. – кишлак

Стороны рек, долин и ледников указываются орографически либо с пометкой (по ходу).

Электронная версия отчета хранится у руководителя

                                    СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация:

Организатор путешествия – Петроградский клуб туристов, г. С-Петербург, Каменноостровский пр., д. 42, ком. 406

Заключение по заявочным документам дала МКК при Петроградском клубе туристов.

Шифр: 178-16-124 0000

Номер маршрутной книжки – 09/07 .

 Район: Северо-Западный Памир

Климат в августе, благоприятный, осадков в целом за поход было мало. Лавинная опасность показалась низкой. Жара в долине переносится с трудом только в первые дни, это скорее связанно с акклиматизацией. Жара на леднике – серьезно усложняющий жизнь фактор, если не принимать меры к укрытию от солнца в обед, можно получить тепловой удар.

Общие справочные сведения о маршруте:

Был заявлен следующий маршрут:

к. Поймазор – д. р. Абдукагор – д. р. Дустироз – пер. МВТУ (2А, 4615) – л-к Язгулемский – пер. Дустичап-Ракзоу Сев. (2Б, 5198) – л-к Ракзоу – пер. Траверсный (2Б, 4911) – л-к Ракзоу – д. р. Ракзоу – д. р. Мазардара – л-к Язгулемский – пер. Язгулемский (2Б, 5295) – л-к Федченко – пер.Златоуст (2А*, 5461) – л-к №9 – л-к Абдукагорский – к. Поймазор

Запасные варианты:

Вместо пер. МВТУ – пер. Соколова

Вместо пер. Златоуст – пер. Абдукагор

Вместо пер. Траверсный – ледопад ледника Рокзоу

При непрохождении пер. Дустичап-Ракзоу Сев. нитка маршрута выглядела бы так:

к. Поймазор – д. р. Абдукагор – д. р. Дустироз – пер. МВТУ (2А, 4615) – л-к Язгулемский – пер. Язгулемский (2Б, 5295) – л-к Федченко – пер. Омара Хайяма (2Б) – л-к Витковского – пер. Абдукагор (2А) – л-к Абдукагорский – к. Поймазор

Фактически пройденный маршрут:

к. Поймазор – д. р. Абдукагор – д. р. Дустироз – пер. МВТУ (2А, 4615) – л-к Язгулемский – пер. Язгулемский (2Б, 5295) – л-к Федченко – пер. Абдукагор (2А, 5054) – л-к Абдукагорский – к. Поймазор

Всего за 20 дней пройдено пешком 188 км, из них к зачету 113 и 3 перевала.

Список пройденных перевалов

Перевал

К.тр.

Характеристика

Путь движения

1

МВТУ

4615 лед-осыпь

д. р. Пр. Дустироз – л-к Язгулемский

2

Язгулемский

5295 снег

л-к Язгулемский – л-к Федченко

3

Абдукагор

5054 снег

л-к Федченко – л-к Абдукагорский

Состав группы заявленный: 

п/п

Фамилия имя

Год

Туристский опыт

Адрес

Обязанности
в группе

1

Котов Александр Юрьевич

1969

5-у, 4-р

пос. Песочный, ул. Пионерская, дом 19, тел. (812) 596-64-84

Руководитель, фото

2

Прокопчук Игорь Владимирович

1967

5-у

 

Участник

3

Богданов Николай Владимирович

1986

3-у

Лен. обл., г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 11, кв. 164, т. 8-137-029-303

Ремонтник, весовщик

4

Финоженок Анна Геннадьевна

1977

Лыжный поход 5-у

СПб.,

Доктор

5

Бахмуров Юрий Анатольевич

1977

3-у

С-Пб., пр. Науки, д. 49, кв. 38, т. 534-53-23

Участник

6

Карпов Дмитрий Валерьевич

1975

6-у

СПб, ул. Вавиловых, д. 13/2, кв. 44, т. 555-89-31

Отв. за снаряжение

7

Яговкина Ирина Игоревна

1980

3-у

СПб, Курортный р-н, ул. Токарева, д. 9, кв.6

Завхоз

Состав группы прошедшей маршрут: 

п/п

Фамилия имя

Год

Туристский опыт

Адрес

Обязанности в группе

1

Котов Александр
Юрьевич

1969

 5-у,  4-р

пос. Песочный, ул. Пионерская, дом 19, тел. (812) 596-64-84

Руководитель, фото

2

Прокопчук Игорь Владимирович

1967

5-у

 

Завхоз

3

Богданов Николай Владимирович

1986

3-у

Лен. обл., г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 11, кв. 164, т. 8-137-029-303

Ремонтник, весовщик

4

Финоженок Анна Геннадьевна

1977

Лыжный поход 5-у

 

Доктор

5

Бахмуров Юрий Анатольевич

1977

3-у

СПб., пр. Науки, д. 49, кв. 38, т. 534-53-23

Участник

II Содержание отчета

Общая смысловая идея похода:

Активный отдых. Поддержание спортивной формы. Ознакомление с районом.

Транспорт

СПб – Москва – поезд

Москва – г. Душанбе – самолет

г. Душанбе – пос. Поймазор микроавтобус повышенной проходимости УАЗ (таблетка)

Заезд и выезд в район маршрута

Перед заездом мы связались по электронной почте с Сабировой Рано Умаровной, фирма Альп-Навруз.

E-Mail:   (rano@navruz.tajik.net

            Представитель фирмы встретила нас ночью в аэропорту и на микроавтобусе доставила в дом, обустроенный под нужды гостиницы. Там мы провели несколько дней в ожидании товарищей. Машину до к. Поймазор удалось нанять самостоятельно в автопарке расположенном недалеко от аэропорта. Этот же водитель, родом из пос. Ванч, в условленное время встретил нас в Поймазоре и доставил в Душанбе. Билеты на самолет Душанбе – Санкт-Петербург взяли в аэропорту Душанбе. Подробнее обо всем в дополнительной информации.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА

Кишлак Поймазор д. р. Дустироз пер. МВТУ (2А, 4615)

28.07.07. В шесть утра выгрузились на галечной пойме немного выше моста через левый приток р. Ванч. Дальше можно было проехать только на ГАЗ-66. В восемь утра вышли с продуктами вчетвером. Юра остался сторожить вещи. Одна ходка до второго левого притока. Шли по галечнику, вдоль воды, хотя по левому склону идет хорошая дорога (фото 1), мы ее просто не разглядели снизу. Второй, от Поймазора, левый приток течет по холму, перегораживающему широкую долину р. Ванч. (С холма вниз сделано фото 1) . Двигаясь по дороге, переходим приток по мосту. От притока одна ходка до зарослей с чистыми ручьями и мини озерцом сразу за коровником. От озерца ходка до моста через Ванч немного выше ледника РГО. Выше моста р. Ванч буду называть р. Абдукагор. Если перейти по мосту на правый берег Абдукагора и посмотреть на левый склон выше по течению покажется, что там идет хорошая тропа.(Фото 2, сделано от моста напротив ледника РГО вверх по долине р. Абдукагор). Это оказалось не так просто. Почти сразу за мостом участок метров сто, где тропа осыпалась, пришлось пройти его по низу, а затем выбираться по крутому склону наверх. Видимо из-за отсутствия акклиматизации дался этот финт с большим трудом и дальше силы начали быстро таять. Выбравшись на тропу, мы дошли до снежника, образованного лавинным конусом внутри оврага и перекусили. Дальше тропа становится старой широкой дорогой, заросшей высокой травой и собравшей много скатившихся по склону камней. Периодически ее пересекают разной глубины саи. Пройдя по ней, примерно вдвое меньше чем на предыдущих ходках я и Аня стали ощущать уже очень сильную усталость. Мы с ней хуже остальных  акклиматизируемся. Между тем Игорь убежал вперед чуть ли не на ходку. Поняв, что мы его уже не догоним, скинули продукты в траву и пошли назад. Возвращаясь, перешли по лавинному конусу (мы над ним обедали), на правый берег Абдукагора и спокойно дошли  по галечнику до моста, здесь нас догнал Игорь. Вернулись в лагерь к 20 часам.

Пройдено: 14+/14/*км.

*Здесь и далее в скобках указанна длина повторно пройденного пути

Затрачено: 10 ч.

29.07.07.Встали разбитые, хотя старались поспать подольше. У двоих продолжается подхваченный на тракте понос. Пока раскачивались, вышло солнце. Жара сильно усложняет жизнь. В два перехода дошли до зарослей с озерцом, устроили купание под недовольное мычание быков. Вода довольно холодная, быстро приводит в чувство. От моста теперь пошли галечником правого берега Абдукагора. Перешли на левый берег по снежному мосту лавинного конуса с простым подъемом на дорогу. Здесь есть вода. Двигаясь по дороге, пересекли несколько саев с жесткими конгломератными склонами. По одному из них протекает сильный ручей, закрытый снежником в верхней части. После перехода по снежнику спуск в высокой траве обратно на дорогу. Вскоре она как бы кончается на небольшой полянке. Выше по склону нагромождения крупной осыпи. Здесь поставили лагерь и сходили за грузом. Вода в ручье у снежника.

Пройдено: /14/+1+/2/ км.

Затрачено: 10 ч.

30.07.07.Оказалось, что дорога делает зигзаг по склону и идет через  сыпь, метрах в пятидесяти выше нашей полянки. Вскоре, за осыпью довольно глубокий овраг, здесь пришлось рубить ступени и даже повесить перильную веревку на подъем, на что ушло не меньше часа. Далее тропа приводит к повороту в д. р. Дустироз. (Фото 3, сделано с тропы вниз на место впадения Дустироза в Абдукагор). Теоретически здесь можно было переправиться с правого берега Абдукагора на левый, вылезти наверх к тропе по крутому серпантину на травяном склоне и таким образом не ломать ноги по тропе левого склона ниже этого места. Но переправа здесь в это время года скорее всего невозможна. В этом месте она перескакивает по склону выше. Через 20 минут хода от поворота чистый ручей в зарослях. Очень к месту. Вскоре за ним водопад, падающий на дорогу с левого склона. На повороте дороги перед водопадом удобное место для палаток, здесь встали лагерем. Сходили за второй половиной груза.

Пройдено: 2,5+/2,5/+/2,5/ км.

Затрачено: 8 ч.

31.07.07.Дорога перед водопадом размыта глубокими оврагами, круто уходящими к реке. (Фото 4.) Выпустив первого на страховке, провесили перила от дороги до скал на веревку ниже водопада. Затем подъем по перилам правее и немного выше водопада – здесь в скале старый крюк. От крюка спуск к водопаду по перилам метров десять. Проход перед водопадом простой, правда, после часа дня воды в нем прибавляется, она становится желтой, и сверху начинают вылетать камни. Так, что переправу лучше не затягивать. Дальше выход по простым скалам на дорогу. На двойное прохождение этого участка потратили четыре часа. Прохождение получилось довольно мудреное и долгое по времени. Как стало видно с противоположного берега ручья, образующего водопад, спуститься к нему можно ниже оврагов по не очень крутому травяному склону. И переправиться на относительно ровном месте. От дороги перед водопадом этого не видно, кажется, что спуска там нет. От водопада одна ходка до р. Джингальдара. Перед ее устьем в галечнике, рядом с кустарником есть место для палатки и чистый ручей. Здесь поставили лагерь.

Пройдено: 2,5+/2,5/+2,5/ км.

Затрачено: 7ч.

01.08.07. Аня болеет, остальные понесли продукты к слиянию Левого и Правого Дустирозов. Брод через Джингальдару несложный. Выше впадения Джингальдары в Дустироз сначала голая терраса, затем березовая роща с чистым ручьем и заманчивыми ванночками. Затем терасса кончается и к реке подступают осыпные склоны. Этот участок проходится вдоль воды, кое-где с траверсом осыпного склона. Высоко над водой, для прохода прижимов мы не забирались. Перед слиянием Дустирозов широкая галечная пойма. Дошли до слияния за три перехода, оставили в камнях груз и вернулись в лагерь.

Пройдено: 6+/6/ км. 

Затрачено: 6ч.

02.08.07.К 12 ч. были у слияния. Брод нашли метров 200 выше по Лев. Дустирозу. Сразу сделали вторую ходку, т.к. уровень воды стремительно нарастал. От переправы одна ходка до моренного вала. Шли по осыпи, вдоль воды. Перед валом трава, ручей и даже попался вкусный ревень. На вал идет хорошая тропа, примерно по его центру. Наверху искупнулись в ледниковом озерце. Спрятали продукты и вернулись за второй частью груза. Лагерь поставили перед валом.

Пройдено: /6/+2,5+/2,5/+2,5/км.

Затрачено: 10ч.   

03.08.07. Поднимаемся на вал, пересекаем ледник, который его образовал, и спускаемся по довольно жесткому склону в галечную пойму р. Пр. Дустироз. (Фото 5.) На это один час. Вдоль левого берега реки доходим до места откуда начинаются моренные валы, спускающиеся с лед. Пр. Дустироз. Здесь ставим лагерь, возвращаемся за грузом и заносим его к снежнику под двуглавой вершиной на леднике. (Фото 6.) Идти туда так: перейдя  ручей, впадающий в Пр. Дустироз из ледника (справа по ходу) отходим от левого берега и срезаем по моренному распадку (здесь Дустироз делает изгиб). Затем снова по галечнику левого берега в направлении черного гребня старой морены, поднимающейся к двугорбой вершине за языком ледника. Подъем по средней осыпи, пересекаем ручей, и ров черной морены с крупными камнями. Дальше по гребню рыжей морены поднимаемся к небольшому снежнику левее трапециевидной сильно осыпавшейся скалы венчающей черную морену.

Пройдено: 4+/4/+/4/+2,5+/2,5/ км.

Затрачено: 8ч.

04.08.07. Переносим лагерь к перевальному взлету пер.МВТУ. От места, где мы оставили заброску подъем по снежнику с выходом на закрытый ледник, выше ледопада. Проходим в связках, вдоль склона. Обед в перевальном цирке. Воды нет, топим снег. Очень жарко. Вторая ходка вчетвером – так быстрее. К 18 часам собираемся в лагере. С уходом солнца становится холодно.

Пройдено: /2,5/+2,5+/2,5/+/2,5/ км.

Затрачено: 8ч.

05.08.07. Во время приготовления завтрака провесили перильную веревку левее (по ходу) снежно-ледового карниза. (Фото 7.) Подъем по льду крутизной 45-50 градусов. Длина перил – 45м, от бергшрунда. Три промежуточных бура в лед. Веревку на всех бурах разделили узлами. Крепление верхней точки – четвертый бур в яме, выше перегиба. Там под слоем снега плотный фирн. Груз опять разделили, вторую половину вытянули веревкой. Седловина перевала чуть ниже – спуск по широкому, пологому снежнику. Тур в скалах, сняли записку Мамонтова А.В. (НГУ, Новосибирск) от 2005 года. На спуск средне-лифтовая осыпь 30 гр. Распихали то что не влезло в рюкзаки по клетчатым сумкам, которые использовали от самой Москвы и держа их в руках съехали до снежника. Здесь обед – воду надо искать в камнях ниже снежника. Оставили часть груза и продолжили спуск. За снежником начинается крупная осыпь, которая метров через 200 имеет ровную площадку. Дальше крутизна резко возрастает, мы ушли влево на конгломератный склон 45 гр. Спускаться легче вдоль выходов скал, ступая по траве – под нею грунт мягче. Склон через 100 м выполаживается, сужаясь в осыпной кулуар, (фото 10, снято из кармана Язгулемского ледн.) и заканчивается снежником в правом кармане Язгулемского ледника. Воды нет. Аня пришла по темноте – сказывается отсутствие опыта горных походов и нормальной обуви.

Пройдено: 3 км.

Затрачено:

навеска перил –1ч.; спуск с седловины до крупной осыпи – 40 мин.; спуск по крупной осыпи до выполаживания – 20 мин.; спуск по конгломератно-осыпному кулуару до кармана Язгулемского ледника – 1 ч. (не считая Аню).

06.08.07. С утра, вчетвером, отправились наверх за грузом. Обернулись за 2,5 часа. Оставив часть груза, вышли к озеру 3600 у ледн. Захарченко. (Фото 12.) Сначала по правому карману поднялись до разрезавшего тропу сая, спустились по нему вниз  на ледник, пересекли его сначала по открытому льду, затем по валам чехольной морены, и попали в узкий карман между ледником и высоким валом левого борта. Вышли по нему к озеру 3600.  Искупавшись, обратно пошли по гребню левого борта, он довольно высокий, глубоко внизу слева течет река из ледника Захарченко, с травяными лугами по берегам. Примерно там, где нам надо пересекать ледник гребень понижается. Мы переходим на ледник. Гораздо быстрее, чем в первый раз пересекаем высокую, покрытую камнями, левую сторону ледника и почти напрямик выходим к нашему саю. Здесь самый простой подъем на гребень правого вала. Обратно тем же путем.

Пройдено: 4+/4/+/4/км.

Затрачено: От кулуара из под перевала МВТУ до озера 3600 – 1.5 ч.

Всего 8 ч.

07.08.07. Дневка на озере. Вода теплая, можно купаться, камни в воде чистые, не скользкие. Очень жарко, отлеживаемся у воды или на леднике. Аня, купаясь, порезала ногу о камень. Срезала кусок кожи до мяса, чем сильно нас «порадовала». Пришло время отказаться от первого кольца – не укладываемся в график. Выход на Федченко для нас предпочтительнее. Оставляем лишнее, на продукты коммунизм. Ограничения только на вяленую рыбу и лимон с сахаром, которые пользуются повышенным спросом. С челноком покончено!

Ледник Язгулемский пер. Язгулемский (2Б, 5295)

08.08.07. От озера вышли на чехольную морену и наискось пересекли ее. Далее двигаясь по центру, ближе к правому борту дошли до снежника под осыпью, по которой начинается обход Язгулемского ледопада. Переход занял весь день, на выходе к снежнику ледник сильно изломан. Близко к склону палатку ставить нельзя-камнеопасно. Воду можно брать в ручье, выше снежника по правому склону.

Пройдено: 10 км.

Затрачено: 8 ч.

09.08.07. Подъем по осыпи 45 гр. (Фото 13, 14). В направлении просвета в скалах справа по ходу. Осыпь средняя и мелкая – лифтовая. Пролаз в скалах идется лазаньем. Можно и страховку повесить. Далее 40 м осыпного склона и выход на ровный снежник по крупной осыпи. Здесь обед. От снежника поднимаемся 100 м. по осыпи. Отсюда спуск, на ледник, стекающий с правого борта долины. Начало ровное, закрытое, пересекаем в связках. Затем добавляем кошки. Перейдя этот приток Язгулемского ледника, выходим к подъему на снежник ледника, образующего террасу правого борта. Через 200 м. подъема по 30 гр. склону уступ с ледниковым озером. Здесь встаем лагерем.

Пройдено: 3 км.

Затрачено: 6ч.

10.08.07. От озера подъем по закрытому леднику вдоль правого склона – движение в связках. Важно выйти пораньше, чтобы подальше проскочить по твердому насту. Второй приток правого борта проходится вплотную к его ледосбросам. До него часа два ходу от озера. Есть риск попасть под обвал. Здесь также лучше проходить с утра. Вскоре за вторым притоком проход вдоль правого борта заканчивается разломами (в районе скального прижима). Уходим из кармана вверх на центр ледника, обходя длинные трещины. Обедаем перед выполаживанием. Затем переход по пологому полю с тропежкой. Останавливаемся лагерем в месте, где нам показалось, что ледник пошел вниз. Седловины нет. Это пер. Язгулемский. (Фото 15, 16.)

Пройдено: 5 км.

Затрачено: 10 ч. 

                        ледник Федченко пер. Абдукагор (2А, 5054) д. р. Абдукагор

11.08.07. Нет видимости. Идет снег. У Ани кашель, у меня горняшка. Остальные в норме. Проводим день в палатке, в ожидании улучшения погоды и самочувствия. К вечеру и то и другое ухудшается. Крепнет желание уйти при первой возможности.

Пройдено: 0 км.

12.08.07. С утра на небе ясно, мне значительно лучше. Делаем чай и уходим вниз по Федченко. Выпало сантиметров 20 свежего снега. Приходится тропить, снег сырой не держит. Приличная нагрузка на ноги. Уклон почти неощущается. После обеда спустился туман, видимость почти пропала. Успеваю взять азимут на поворот к пер. Абдукагор. Ориентиры: справа – второй и третий по счету после плато ледники, слева – спереди  характерная – юрта-образная скала, выступающая на фоне склона (фото 17). Остановились, немного не доходя поворота к пер. Абдукагор, перед понижением с зоной трещин. Отказываемся от второго кольца через пер. Омара Хайяма, понимая, что времени  на его прохождение нет.

Пройдено: 12 км.

Затрачено: 8 ч.

13.08.07. Утро ясное. На градуснике минус 16. Наст как асфальт. За две ходки поднимаемся на перевал Абдукагор. Резкий переход от зимы к лету. Быстро раздеваемся, мажемся солнцезащитным кремом. Седловины нет (Фото 18). Спуск с перевала сначала ближе к правому краю, по снежному полю, затем по центру, начинаются трещины. Довольно опасные (Фото 19). Движение только в связках. В районе нунотака начинаем обходить ледопад по правому краю. Перед нависающим лбом правого ледового притока уходим в ранктлюфт, здесь продираемся то по грязи на льду, то через  разломы ледника у самых скал правого борта. Наконец вырываемся на чехольную морену напротив ледового лба справа. По гребню морены спускаемся к ручью в правом кармане ледника, здесь появляются турики. Дальше ледник уходит круче вниз и влево, а мы выходим к правому склону долины, откуда широкими осыпями начинается спуск  вниз к пологой части ледника. Ориентируясь на турики, выходим на лоб с травкой и ровными площадками. Отсюда отличный вид. В частности на пер. Ребро – 3А, (фото 20).Только воду нашли с трудом. Здесь заночевали.

Пройдено: 10 км.

Затрачено: 8 ч.

14.08.07. С утра град, туман. Пока делали завтрак, все это разогнало. Вниз уходят два зеленых распадка, заканчивающихся бараньими лбами. Сверху не видно, какой там спуск в карман ледника. Идти, скорее всего, надо было по левому, судя по тому, что все спускаются без особых проблем, а наш путь по правому распадку привел к скальному кулуару. В принципе отсюда можно было уйти, влево перейдя луковую поляну. Но мы спустились лазаньем, что конечно не лучший вариант. В кармане течет мутный ручей. Моренный гребень высокий и острый, по нему идет тропа. Не доходя скального прижима справа, в кармане есть удобное место. Здесь пообедали. Через 200 м гребень перерезает ручей Шумный. Спускаемся на ледник и обходим место впадения ручья по леднику. На спуске обратно в карман, чуть не полезли за кошками. По распадку между ледником и скалой правого борта идет каменистое русло. По нему спустились в долину р. Абдукагор, ниже ледника. Здесь в широкой пойме нашли чистый ручей и поставили лагерь.

Пройдено: 8 км.

Затрачено: 8 ч.

15.08.07. Ночью идет дождь. К утру перестал. От ледника по правому берегу сначала галечная пойма. Попадаются фрагменты старой дороги и столбы, на которые лучше не обращать внимания. Прошли мимо моста на левый берег, отсюда по руслу ручья тропа, затем, перейдя селевый вынос, вышли на дорогу. Она вывела нас к заброшенным домикам геологов у ручья с правого склона. Здесь в скалах видны многочисленные отверстия штолен, где добывали горный хрусталь. От домика у ручья под скалой со штольнями, уходит две дороги. Одна вниз, к реке, другая плавно вверх, вдоль склона. Идти надо по нижней. Верхняя дорога лезет серпантином на гору. Нижняя перед ледником Медвежий уходит направо в распадок, огибает холм и выводит к леднику выше его открытого языка. Здесь лучше спуститься по левому карману ледника ниже открытого льда и пересечь его по камням и грязи, при этом пройдя выше вытекающего из него потока. От ледника можно не идти вдоль воды по галечнику, а перевалить зеленый холм, выступающий от правого склона и выйти под террасу, на которой стоят заброшенные домики поселка геологов. Отсюда вдоль правого склона начинается дорога. Рядом течет чистый ручей, растет кустарник. Дальше вдоль дороги тоже есть хорошие места для лагеря. Мы встали, не доходя до моста через Абдукагор в одном из таких мест, у дороги.

Пройдено: 15 км.

Затрачено: 8 ч.

16.08.07. Отправились в Поймазор. Дошли примерно за 5 ч. На этот раз, мы воспользовались дорогой, идущей по левому склону между первым притоком выше Поймазора и холмом с речкой перегораживающим долину р. Ванч. Через приток перед Поймазором перешли по мосту. В кишлаке нас ждал наш водитель – Галимат, с которым мы договаривались о сроках выхода. Попили чаю и поехали. В Ванче остановились у Галимата на ночь, чтобы отдохнуть и быть в Душанбе утром. Хозяин оказал нам очень теплое гостеприимство. Мы остановились у него и в Душанбе. Заработала мобильная связь, и утром Коля узнал, что на Ленина погиб его отец, председатель Петроградского клуба туристов – Володя Богданов.

В Душанбе провели день по обычной схеме: баня, базар, купили билеты на самолет – прямой рейс до Питера, вечером прогулка по Душанбе. Ночью Галимат отвез нас в аэропорт. Справочное аэропорта в Душанбе, т: 449-42-33. Перед выездом в аэропорт, если это ночь, полезно прозвониться и уточнить время отлета. Утром были дома.

Дополнительная информация:

Изначально исходя из соображений экономии пять участников взяли билеты на поезд до Москвы и далее на поезд до Душанбе. Груза везли довольно много. В Москве на вокзале, зная, что поезд будет стоять недолго и видя на перроне кордон, проверяющий багажные билеты провернули процедуру взвешивания якобы всех наших пожиток. По правилам на одного человека разрешено 36 кг, одно багажное место – 14 кг стоит 200р. У нас перегруз на 500 руб., даже с утаенной одной сумкой. Добрая женщина на весах сделала нам «скидку». Получив нужное количество багажных билетов с явно заниженным весом (его все равно никто не проверяет) двинулись грузиться в поезд, времени от подачи до отправления дается минут 10. И тут проводник нам объявляет, что без транзитной визы через Туркменистан он нас не посадит. Или посадит, если мы дадим честное, твердое слово, что перед Туркменистаном мы с ним сойдем с поезда, пересядем в такси и за Туркменистаном снова сядем в поезд, который будет нас ждать. Стоит эта услуга 2500 руб. Я киваю про себя думая, что это какая-то разводка на деньги, пусть пустит в поезд, а там видно будет. О том чтобы в чужой стране сойти с поезда, бросив рюкзаки, думалось как о полном бреде. Видимо догадываясь о моих мыслях проводник, повел меня к начальнику поезда, который подтвердил, что на границе с Туркменистаном без визы нас ссадят с поезда. Оба они по-дружески советовали лететь самолетом – мол, так будет даже дешевле. Пока мы так беседовали, поезд поехал. Я вернулся к своим товарищам. Они пытались загрузиться, но были выпровожены из поезда. Кстати о поезде. Нам и хотелось в него сесть и не хотелось. Поезд жуткий. Это просто контейнер для перевозки гастарбайтеров. Весь какой-то закопченный, окна заколочены – это при их-то жаре. Заколочены как сказали для того, что бы в них не запрыгивали желающие уехать на родину безбилетные пассажиры. На вокзал он пришел уже заполненный под завязку. Все наши места были заняты. В общем, ушел и бог с ним. Я стал подумывать, о том, что в этот раз что-то много препятствующих походу факторов. Начать с того, что хотел я идти не четверку, а пятерку, но не смог набрать людей. Категория была понижена и все равно участники подбирались с большим трудом. Перед самым походом отказалась идти врач, из оставшихся пятерых человек я ни с кем раньше не ходил. Одна девушка без опыта горных походов – лыжница. Маршрут изменился в худшую сторону, т. к. до первого кольца нам предстоит делать челночный переход через Ванчский хребет. Денег на самолет у нас было не запланировано, но их могли подвезти двое участников, летящих позже. Так и решили. Билеты на поезд сдали, вернув меньше половины стоимости. О том, что нужна виза, нас должны были предупредить при продаже билетов, но вот не предупредили. Сами виноваты. Вес, не подходящий для перевозки самолетом выгрузили в большую сумку. В основном это дешевые и тяжелые продукты, а так же любимый нашими примусами бензин-галоша. Набралось килограмм 60. Подарили все это доброй женщине, оформлявшей нам багажные билеты. Купили билеты на самолет утренним рейсом и отбыли в аэропорт. Со станции Каланчевская, рядом с Казанским вокзалом ходит электричка Аэроэкспресс в Домодедово. Последняя в 11.20, стоимость 150руб., время в пути час с небольшим. В Домодедово нашли себе угол на втором этаже, опять вынули лишние продукты, рюкзаки обмотали стрейч-лентой и скотчем. В ручную кладь положили килограмма по четыре, надеясь за нее не платить. Разрешенный вес – 20 кг. Перегруз за каждый килограмм стоит 1% от стоимости билета, т.е. для нас примерно 80 руб. Ручную кладь нам тоже взвесили, и мы ее оплатили, на ручку пакета вешают бирку, но он остается на руках и туда после взвешивания можно что-нибудь подложить. Самолет летит около 4-х часов. В аэропорту Душанбе заполнили миграционные карты, багаж на выходе проверяют по билетам и просвечивают. На улице нас ждали девушки из «Альп навруз». Нас усадили в Газель и отвезли на Гоголя 71. Там у них типа – гостиница.  Поскольку мы прибыли в Душанбе раньше запланированного, время проводили, выясняя что, где и почем. Закупили недостающие продукты и по новой все упаковали. Прилетели Аня с Чуком, привезли доверенное им мясо, сало и главное денег. В это время Митя, заподозривший у себя, по приезде в Душанбе, рецидивы менингита наконец определился и решил вернуться домой, а с ним и жена его верная Ира. Так нас стало пятеро. Мы снова перепаковали еду, рассчитались с Рано Умаровной и на ночь отправились в путь. Водитель предусмотрительно отсыпался рядом с нашим домом. Провели мы в Душанбе 4 суток.

Очень хороший водитель: Галимат Шамсутдинов (фото 21), моб. т: 935886509

Об услугах фирмы «Альп навруз» и Душанбе. Дом на Гоголя 71 – что-то вроде перевалочной базы для постоянно прибывающих туристов и альпинистов. Здесь они ждут свой транспорт в горы и необходимые для пребывания в Таджикистане документы. Жить здесь долго невыгодно. Расценки такие: встреча в аэропорту – 20$, сами вы можете спокойно взять такси за 10$. Жилье с человека за ночь –10$. В доме на группу отводится комната или веранда во дворе. Спать на полу – по местному обычаю, душ холодный и вяло текущий. Правда, в других районах Душанбе воду дают только вечером. Так что хорошо помыться можно только в бане. Самостоятельно снять жилье можно за 5 $ с человека, например у водителя с которым поедете. Вообще найти сдающееся жилье в Душанбе не проблема, т.к. во времена исхода отсюда русских оно скупалось за сущие копейки. Питаться можно в красивых кафе за 10-12 сомони с человека, (1сомони – это 8,3 рубля, в обменниках пишут курс 135сомони за 1000 руб., а не за рубль). Можно попросить готовить хозяйку – это примерно 7 сомон за хороший ужин и завтрак. Все дыни съеденные нами были невкусными. Регистрацию фирма Рано Умаровны делает за 1 день. Паспорта для этого забирают, штамп ставится прямо в паспорт, отдельной бумажки не дают. Поэтому хотя приехать сюда можно и с российским паспортом, лучше этого не делать, т.к. он будет испорчен. Стоит регистрация 15$ с человека, зачем-то просят 2 фото 3х4. В ОВИРе можно самим оформить регистрацию за 20 сомон, но в течении 3-х суток. ОВИР находится у Зеленого рынка на улице Турсун-Зоде. Пропуск в ГБАО стоит 25$ с человека. На оформление просят неделю. Район Сарезского озера примерно 45$. Как оформить пропуск самостоятельно мы выяснить не смогли. Оформляют его заочно по фотокопии паспорта. Высотный сбор – пермит стоит 50$ с человека до 4000м и 100$ от 4000 до 6000 м. Сбор за экологию – 1$ с человека в день по времени его регистрации. Поскольку время нахождения в горах меньше срока регистрации надо договариваться, чтобы или платить все-таки по срокам походным, или чтобы разницу потом вернули. На руки выдается приходный ордер об оплате указанных сборов, а также контракт, суть которого в том, что фирма не несет за нас ответственность, поскольку мы не пользуемся услугами ее гидов. Цивилизованной службы спасения, попавших в горах, в чрезвычайную ситуацию людей в Таджикистане нет. МЧС чисто военная организация, находится не в Душанбе, а его пригороде – Лучобе. Ездить к ним регистрировать маршрут бесполезно. Фирма организует, при наличии спутникового телефона, вертолет. Для этого надо оставить им залог 8000$. Вертолетный час стоит, со слов Рано – 2200$. Кроме этого фирма настойчиво предлагает доставку в район их транспортом. На это лучше не соглашаться. На автобазе, она находится рядом с аэропортом, можно быстро найти машину гораздо дешевле, и самое главное с водителем родом из нужного района. Так фирма просила 500$ за доставку на УАЗе до Поймазора, водитель был бы неизвестно откуда. Мы же очень удачно нашли водителя из Ванча, договорились на дорогу туда и обратно, гостили у него дома в Ванче и Душанбе бесплатно, оставляли вещи. Стоило это туда – 370$, обратно – 400$. 400 – более правильная цена, дорога не подарок. В оговоренный день он устроил нам радушную встречу в Поймазоре, причем он ждал бы нас там дня два. Или мы бы выехали к нему в Ванч на машине его родственника. Все эти удобные и очень важные вещи фирма обеспечить не может. Кроме того, участок пути ниже и выше Поймазора – это бездорожье, машина едет в пойме реки и может сломаться в любой момент. Не местный водитель там просто не поедет, и высадит довольно далеко от нужного места. Нас завезли выше Поймазора настолько насколько могла проехать машина. Вообще от Поймазора до ледника РГО доехать наверняка можно только на ГАЗ-66. Затраты на регистрацию, пропуск в ГБАО, пермит и экологию неизбежны. По дороге много постов милиции и пограничников, а в горных районах подходят люди интересующиеся оплатой пермита и экологии.  

Снаряжение:  

Опять очень пригодились УКВ рации. На пятерых у нас была одна большая палатка, не самого лучшего пошива, было тесновато. Почти все железо и одна веревка, из-за изменения маршрута, протаскали впустую.

Раскладка: в результате всех переупаковок вес раскладки вышел из под контроля. Для себя решил попробовать, в будущем, частично уйти от расфасовки по едкам, чтобы сэкономить на весе упаковки.

Календарный график движения

на активной части маршрута

     Наименование колонок в таблице:

          1 дата,

          2 № дня,

          3 длина пройденного пути [км], (/  /-длина пройденного пути по второму и третьему разу, при переносе груза челноком)

          4 чистое ходовое время [ч., мин.],

          5 длина участков стационарной страховки [м],

          6 участок пути, примечания.

1

2

3

4

5

6

28.07

1

14+/14/

6

0

р. Ванч р. Абдукагор  

29.07

2

/16/+1

6

0

р. Абдукагор до крупной осыпи

30.07

3

2,5+/5/

6

15

Р. Абдукагор водопад на р. Дустироз, перила и рубка ступеней при прохождении сая в д. р. Абдукагор

31.07

4

2,5+/5/

6

120

Д.р. Дустироз р. Джингальдара, Навеска перил при прохождении сая перед водопадом

01.08

5

6+/6/

5

0

Р. Джингальдара слияние лев. и пр. Дустироза – р. Джингальдара . Брод через р. Джингальдара – несложный

02.08

6

2,5+/11/

7

0

Р. Джингальдара моренный вал. Брод через лев. Дустироз в 200м выше слияния. После 12 ч. уровень воды стремительно нарастает.

03.08

7

/11/+6,5

6

0

Моренный вал ледник

04.08

8

2,5+/7,5/

6

0

Пойма у языка ледника ледник у перевала МВТУ. На закрытом леднике движение в связках.

05.08

9

3

5

45

Пер. МВТУ (2А, 4615 м) правый карман Язгулемского ледника. На подъеме перила от бергшрунда, 45-50 гр. Лед, фирн. На спуске осыпи и снежники до 35гр.

06.08

10

4+/8/

6

0

Правый карман Язгулемского ледника озеро 3600

07.08

11

0

0

0

Дневка на озере 3600

08.08

12

10

8

0

Озеро 3600 подступы к ледопаду

09.08

13

3

6

0

Начало обхода ледопада правым бортом долины до озера. Средняя и мелкая осыпь до 45 гр., участок простого лазания 5м, закрытый и открытый ледник-правый приток Язгулемского ледника

10.08

14

5

8

0

Озеро пер. Язгулемский (2Б, 5295). Проход правым бортом Язгулемского ледника лучше делать с утра, так как приходится идти вплотную к ледосбросам верхнего правого притока

11.08

15

0

0

0

Нет видимости

12.08

16

12

6

0

Пер. Язгулемский лед. Федченко, связки, плохая видимость во второй половине дня, раскисший снег

13.08

17

10

6

10

Пер. Абдукагор (2А, 5054 м) ледник Абдукагор, связки!!! на закрытом леднике, при выходе с ледника на морену правого борта пришлось повесить короткий участок перил.

14.08

18

8

6

0

Терраса правого борта ледника Абдукагор правый берег р. Абдукагор, чуть ниже ледника. Скальный кулуар простое лазанье, тропа по гребню морены.

15.08

19

15

6

0

Язык ледника дорога немного выше ледника РГО, приходится искать проход по леднику Медвежий

16.08

20

/14/

3

0

Д. р. Абдукагор пос. Поймазор


ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕДАЦИИ

  1. Челнок по д. р. Дустироз считаю ошибкой. Тропа по левому берегу р. Абдукагор тяжела для начала похода. И вообще челнок это перевод времени и сил. Теперь я однозначно заходил бы по правому берегу, не сворачивая на Дустироз. Здесь пологий набор высоты по хорошей дороге.
  2. Маршрут был изменен из-за неукладывания в график движения, сначала мы опоздали на озеро 3600, и пришлось выбирать между проходом по Федченко или Ракзоу, затем поздний выход к пер. Абдукагор не позволил добавить запасной вариант кольцо через Омара Хайяма.
  3. Основных причин медленного движения группы три:

1)      изменение состава группы двое участников вернулось из Душанбе в Питер и на оставшихся лег дополнительный груз раскладки

2)      недостаточный уровень подготовки единственной девушки в группе и как следствие ее сильное отставание от остальных

3)      и главное нерациональность челнока, надо было придумать маршрут без него!

  1. Отправляясь в этот район, для обеспечения помощи в эвакуации, запасайтесь большими деньгами и спутниковым телефоном. Без этого, предприятие носит авантюрный характер.
  2. Не используйте поезд для заезда. Он не пригоден для жизни.
  3. Если группа не состоит из больших спортсменов, готовьтесь к дополнительной акклиматизации, при выходе на высоту выше 5000м. Так же не стоит рассчитывать на быстрый темп движения может не получиться.
  4.  По нашему маршруту, каких-то особенных красот я не увидел. Может, приелось, но скорее не оправдались ожидания. При таких денежных затратах недостаточно просто попасть в этот район, надо обязательно выполнить запланированное. Ведь при составлении маршрута мы стараемся заложить проход по тем местам, где кто-то раньше был поражен увиденным и заразил нас желанием там побывать. Поэтому переоценка своих сил, приведшая к изменению маршрута, может лишить смысла все мероприятие.

Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;