Подъем к перевалу Дыхниауш Автор: Константин Бекетов
Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Отчет о горном путешествии 4 к/с по Фанским горам (Памиро-Алай)
Турклуб МГТУ им. Н.Э. Баумана
Отчет
о горном путешествии 4 к/с по Фанским горам (Памиро-Алай), совершенным 19 июля
– 04 августа 2004 г.
Маршрутная книжка:
1/3-401
Руководитель:
Ганаховский Сергей
тел.:
(916)5601586
эл. почта:
condor21 yandex.ru
МКК МГЦТК рассмотрела отчет и считает, что маршрут группы может быть оценен
четвертой категорией сложности и засчитан всем участникам
и руководителю. Отчет использовать в библиотекеМГЦТК
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
Библиотека ТССР: Москва, Студеный пр-д., д.7
Библиотека МГЦТК: Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17
Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.
Видеоматериалы имеются, хранятся у Ганаховского С.А.
Поход рассмотрен МКК
ФСТ г. Москвы
Содержание отчета
Общая смысловая идея путешествия
Сперва хотелось бы несколько отступить от сухого языка километров, перепадов
высот, потраченных переходов и рассказать об идее путешествия.
В начале апреля 2004 года слякотным вечером мы веселой гурьбой возвращались с
тренировки из спорткомплекса. "Серега, а не сходить ли нам двумя группами в Фанские
горы, давай! Озера посмотрим…" – прозвучало из уст Николая Евстафьева. "А пошли!"
– сказал я в ответ.
Таким образом, одна из идей путешествия, – посмотреть озера была сформирована
в момент рождения идеи. Вторая идея – сделать восхождения на несколько пятитысячников,
в том числе высшую точку района, возникла после изучения района и прочтения нескольких
отчетов. Еще одна идея, что путешествие должно быть именно четвертой к.с. вытекала
из двух предыдущих и нашего опыта горных путешествий. И последней идеей было то,
что для удачного осуществления задуманного необходима хорошая акклиматизация,
поскольку район является весьма высокогорным. Эти идеи легли в основу разработки
маршрута, ими же мы руководствовались во время его прохождения.
Так получилось, что летом 2004 г. помимо нас в районе путешествовали еще две
группы, так или иначе связанные с Клубом туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Встречи
с ними, также заранее запланированные, доставили нам большое удовольствие.
Изучив ряд отчетов, мы пришли к выводу, что концептуальным маршрутом, оптимально
отвечающим нашим задачам, будет следующий:
Однако, ошибочно полагая, что а/л Артуч не действует и заброситься туда не удастся,
маршрут был приведен к заявленному виду. К сожалению, по решению маршрутно-квалификационной
комиссии, в маршрут не был включен пер. Мирали, который числится как 3А, де-факто
являясь 2Б. При отсутствии этих факторов возможно построить маршрут с такой же
логикой, но более сильной технически и логичной концовкой такой же продолжительностью.
Нельзя не отметить, что еще одной идеей поездки, не относящейся к горному путешествию,
являлось посещение достопримечательностей древней Азии. Таким образом, когда уже
на месте мы узнали, что дорога от Маргузорских озер до границы с Таджикистаном
занимает в два с половиной раза меньше, чем от а/л Алаудин, а именно 3 часа, мы
с радостью перенесли отъезд с утра 5 августа на вечер 4 августа, что дало нам
возможность съездить на один день в Бухару.
Закончить введение хочется словами горячей благодарности Николаю Евстафьеву за
идею и всяческую поддержку, А. Джулию, В. Геллеру, МКК городского клуба туристов
за консультации и добрые советы, Клубу Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана за то, что
мы есть, какие мы есть, а также фирме МАТЦ «Аллаудин», которая оградила нас от
всяческих проблем и ласково приняла нас в свои объятия в Фанских горах.
Варианты подъезда и отъезда
Существует несколько вариантов заезда в район из Москвы (по состоянию на лето
2004), через:
Худжент (Таджикистан) – самолет
Душанбе (Таджикистан) – самолет, прямой поезд
Ташкент (Узбекистан) – самолет, поезд с пересадкой
Самарканд (Узбекистан) – самолет
Стоимость билета на самолет в оба конца порядка 300 долларов.
Мы добирались через Самарканд:
Участок
Транспорт
Время
Москва-Самарканд
самолет
4,5 ч.
Самарканд – граница
автобус
1,5 ч.
Пересечение границы
пешком, вещи на рикше
1-1,5 ч.
Граница – а/л «Алаудин»
внедорожный автобус
7-8 ч.
Оз. Нежигон-граница
автобус
2,5-3 ч.
При пересечении границы с Узбекистаном желательно иметь заграничный паспорт,
куда проставят печать. В противном случае печать ставится в российский паспорт,
что делает его недействительным.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
долина р. Казнок-ишан - долина р. Арчамайдан; долина р. Чатдара
04.08
17
оз. Маргузор – оз. Нежиюк
Изменения маршрута и их причины
Отказ от восхождения на в.Энергия
Плохие метеоусловия: видимость 100м, пурга.
Отказ от прохождения пер. Ахсу – пер.В. Ахсу
Отставание от графика в связи со сложными условиями при прохождении перевала
Седло Бодхоны, а также лавинной опасностью перевала Гусева-Мухина Восточный. По
плану должны были в один день пройти перевал Седло Бодхоны и подойти под перевал
Гусева-Мухина Восточный, на практике заночевали на Седле Бодхоны, а под перевал
Гусева-Мухина Восточный подошли к 10:30. Оценив состояние перевала как лавиноопасное,
приняли решение пройти его на следующий день в утренние часы.
Оба изменения соответствуют заявленным запасным вариантам.
График движения
Дата
Дни пути
Участок маршрута
Чистое ходовое время
км
Характер пути
Метео
условия
Примечание
19.07
1
а/л Аладуин-оз. Мутное (заброска)
3 ч. 10 мин
7
Выход в 11:30. Маркированная тропа по осыпям, местами конгломерат. На пути пересекает
3 характерных моренных вала. После оз. Пиала (~40 мин от Алаудинских озер) воды
нет. На озере пересекаем галечные поля и кладем заброску под скалами Юго-Восточного
отрога Чимтарги. На озере есть места для ночевок в северной части, на морене неподалеку
от тропы и в юго-восточной части галечных полей, в 300м от озера, напротив характерного
огромного бульника.
Выход в 9:25. Хорошая тропа по арчовому лесу, переходит по мостику на левый берег
речки, не доходя 150 м. до Верхнего Алаудинского озера. Здесь на поляне камень
с указателем тропы на Алаудинский перевал.
ясно
Верхнее Алаудинское озеро – пер. Алаудин
4 ч.
2,6
Тропа начинается от указателя по левой (по ходу) части курумника, через 300-400
м выходит в его центральную часть. До границы леса 1 переход. Далее тропа пересекает
ряд травинисто-осыпных террас и перед перевальным взлетом теряется. На одной из
террас (~1 переход от границы леса) встречается ручеек. Перевальный взлет представляет
собой осыпной склон крутизной до 30°.
Речку из оз. Дюшаха пересекли у истока. Далее хорошая тропа.
пасмурно
21.07
3
оз. Куликалон – пер. Чукурак
45 мин.
2,5
Выход в 7:25. Тропа по травянисто-каменистому склону начинается практически под
склонами вершины Гоухона и идет к перевалу косым траверсом лево-низ – право-верх
Спуск по травянисто-осыпному склону, забирая левее по ходу. Через ~ 500 м выходим
на сухое русло ручья. Тропа начинается от границы леса на левом берегу сухого
русла.
Выход в 10:35 (в связи с болезнью участника). С места ночевки обогнули озеро
справа, пересекли лабиринт из крупных камней и поднялись на первую террасу древней
морены (35 мин). Еще через 35 мин. подошли под перевальный взлет пер. Шогун-Ага.
Здесь начинается снежник, плавно переходящий в закрытый ледник. Через 30 мин крутизна
склона увеличивается, слой снега уменьшается. Надеваем кошки и через еще 15 мин.
выходим на пологую часть ледника, по которой, тропя снег, выходим под перевальный
взлет (10 мин).
Первый участок спуска - подвижная осыпь. Через 400-500 м, перед бараньими лбами,
необходимо уйти влево (начинается тропа) и через проход в скальном плече вершины
Шогун-Ага выйти на склоны пер. Шогун-Ага. Далее, траверсируя склон в направлении
Алаудинских озер, выходим на хорошую тропу, по которой и спускаемся в долину.
Выход в 8:20. Хорошая тропа, минуя оз. Пиала (35 мин), забирается на моренный
вал (50 мин) подходит к камню, на котором нарисованы указатели на Бодхону и Мутные
озера. Здесь тропа раздваивается. Тропа к Бодхоне поднимается на первую ступень
морены (25 мин). Далее, петляя по курумнику, подходит к ручью (1,5 ч.) и теряется.
Пройдя несколько моренных валов, выходим к леднику. Пересекаем котловину с галечным
дном, поднимаемся на левую (правую) боковую морену, где ставим лагерь.(40 мин.)
Подход под перевал занял 2 часа, абсолютно измотав тропежкой и тягуном
снег
24.07
6
Подход под пер. Седло Бодхоны
2ч.
2,5
Выход в 6:30. Подход под перевал проходит по ровному, в нашем случае закрытому
леднику. Движемся по центру ледника в сторону пер. Адиджи, который хорошо просматривается.
Седло Бодхоны находится за углом и становится виден лишь в последний момент. Видны
следы свежих лавинных выносов со склонов Бодхоны и Замка – последствия недавней
непогоды. Ближе к перевалу крутизна склона увеличивается, здорово помогают ступени,
набитые накануне.
ясно
Прохождение пер. Седло Бодхоны
8 ч.
1
1-я веревка – кулуар слева, выводящий на снежно-осыпную крутонаклонную полку.
Заснеженные, обледенелые скалы (40°-45°, 20 м), снежно-осыпной склон (25°-30°,
25м). Пересекли полку справа налево, перевесили подъемную веревку на правый край
полки из-за опасности схода камней и льда по кулуару со склонов Бодхоны.
2-я веревка – подъем по правому (по ходу) краю наклонной снежно-осыпной полки
под стену (25°-30°, 30м.)
Далее по полке вдоль стены до русла ручья
3-я веревка – траверс снежно-ледового русла ручья, из которого периодически сыпались
ледяные комья.
4-я веревка – узкая полочка от русла ручья (20 м) + участок натечного льда (30°-35°,
10 м) за ледовый столб.
5-я веревка – от ледового столба по полке до начала снежно-осыпного склона к
перевалу (25°-30°, 50 м).
6-я веревка – выход на снежно-осыпной склон (30м, до 30°, можно было не вешать)
Далее осыпной склон, покрытый глубоким снегом до перевала (1,5 ч.)
Выход в 8:25. Спуск осуществляем по снежно – фирновому склону по линии падения
воды(50 мин). Далее движемся по моренным валам в сторону цирка ледника Сурхоб.
Достигнув ледника, на левой боковой морене ставим лагерь.
Выход в 5:20. По центру пологого закрытого ледника подходим под начало крутой
части подъема, чуть правее центра, где надеваем кошки и достаем ледорубы.
на пер. Гусева-Мухина Восточный – пер. Седло Ганзы
25 мин.
1
От перевала траверс левого ( по ходу ) осыпного склона отрога, в котором находится
пер. Гусева-Мухина Восточный до основного гребня. Далее по широкому ровному щебнистому
гребню до скального контрфорса, обойдя который слева, выходим на пер. Седло Ганзы.
Со стены контрофорса тек ручеек, которого может и не быть в неснежные годы.
Выход в 5:00. Подъем начинается по относительно пологой, заснеженной в нашем
случае, галечной осыпи. (35 мин). Далее сильно заснеженный снежно-ледовый склон
вдоль гребня.
Выход в 5:20. По пологому гребню практически без изменения высоты вышли на пер.
Кальгаспорный (35 мин), откуда, преодолев небольшую зону разломов, по закрытому
леднику, обходя трещины вышли на пер. Гусева-Мухина Западный (25 мин). Перевалу
предшествовал небольшой подъем. Далее вниз по некрутому языку закрытого ледника
Малая Ганза подошли к отрогу, ведущему к пер. ВАА. По смерзшемуся снегу шлось
легко.
Подъем начали по снежному склону (250-300 м, крутизна до 30°, ведущему прямиком
на 1-ю седловину (седловину отрога). Далее траверс осыпного склона в направлении
следующей седловины с набором высоты 50 м. Тропа. Вторая седловина закрыта снежником,
траверс склона к следующей седловине по правой (по ходу) границе снежника практически
без набора. Третья седловина также закрыта снегом. От нее существенный спуск по
центру снежника (м.б. камнеопасен). Подъем на последнюю седловину осуществляется
косым траверсом справа налево сперва по снежнику, а затем по осыпному склону.
Спуск прямо вниз по снежникам. Через 30 мин выходим в карман морены, слева начинается
курумник. Еще через 500-600 м. пересекаем курумник в направлении оз. Мутного и
выходим на снежник, по которому спускаемся к озеру.
Выход в 6:00. Пересекли галечное поле, поднялись по смерзшемуся снежнику к ровному
закрытому леднику (45 мин.). По леднику вышли под снежный взлет (300-400 м, крутизна
до 30°), выводящий в цирк перевала (1,5 ч.). Преодолев снежный взлет (25 мин),
пересекли курумник, на котором есть места для ночевки и поднялись на тропу, идущую
к перевалу по осыпному склону отрога г. Чимтарга. (40мин) По тропе дошли до перевала.
Замечание: по нашему мнению, выбранный нами путь по леднику не является оптимальным
и существует тропа к перевалу, траверсирующая склон отрога Чимтарги выше ледника.
Пройдя снежный склон первального взлета, уходим вправо на снежно-осыпные склоны
западного отрога Чимтарги. Это необходимо сделать, чтобы ниже избежать дюльфер
на плитах, перегораживающих широкий кулуар, ведущий к перевалу. Также выбранный
путь в наш снежный год менее лавиноопасен. Пройдя широкую осыпную полку спускаемся
к реке Правый Зиндон по снежнику и мелкой осыпи, откуда по тропе за 20 мин. выходим
к отличным ночевкам.
Выход в 5:30. По тропе доходим до осыпей, ведущих к леднику Мирали Западный,
где кладем заброску (30 мин.). Далее по слабой тропе по осыпям выходим на снежник,
подходящий к бараньим лбам. (1,5ч.). Бараньи лбы возможно обойти слева (по ходу)
по кулуару, однако выглянувшее солнце заставляет задуматься о каменной опасности.
Выбираем путь по бараньим лбам и за 40 мин. по фирново-ледовым кулуарам (крутизна
до 30°) и полочкам, надев кошки, выходим к леднику.
Подъем осуществляли по левой (ор.) части ледника, обходя его крутые участки справа.
В пологой части ледника, ближе к перевалу, глубокий снег. На перевале есть хорошие,
защищенные от ветра места для ночевки под склонами в. Мирали.
Выход в 6:55 (ждали погоду). Глубокий снег. Необходимо учитывать, что с запада
на пер. Мирадли постоянно образуются снежные карнизы. Несколько небольших трещин
ближе к скальному поясу преодолеваем по снежным мостам с попеременной страховкой.
Подъем начинаем по заснеженному кулуару, который выводит к скальному поясу, где
участок лазания средней сложности 6-10 м. Далее выход на снежный склон, по которому
выходим на гребень.
натаскивает облака
траверс по гребню
1ч. 40 мин.
1,5
Первый участок пути - траверс юго-восточного склона гребня без потери высоты
в обход скал. Через 250-300 м. выход на гребень, сперва узкий, а затем расширяющийся.
Далее до характерной скалы в виде пальца, откуда крутой взлет до 40°-45°, 350-400
м. Далее широкий гребень пересекают три некрутых вала. Высшая точка с туром расположена
у правого конца последнего из них. На всем протяжении глубокий снег, тропежка.
Выход в 7:30. Тропа по курумнику огибает озеро слева (40 мин.), далее начинает
спускаться по навалам камней, затем через заросли арчи и выводит к скальным воротам
и характерным галечным выносам (1 час). Здесь начинается ручей. По его правому
берегу тропа выводит к прижиму (1 ч.), перед которым разливы. Вброд переправляемся
на другой берег. Перед озером Мало Алло тропа теряется и мы переходим по камням
обратно на правый берег, где обнаруживаем тропу. Обойдя озеро, тропа опять теряется
и мы переходим по камням на левый берег, где обнаруживаем картофельное поле(45
мин.). Очевидно, два последних перехода довольно бурной речки были лишними, поэтому
рекомендуем перед озером не переправляться. Через 300-400 м. от картофельного
поля хороша тропа раздваивается: одна идет прямо вниз, другая направо, переходя
речку. Переходим реку вброд по правой тропе и серпантином спускаемся к летнику
(40 мин), где угощаемся абрикосами. Далее хорошая тропа выводит к мосту через
р. Арча-Майдан (45 мин), откуда по грунтовой дороге доходим до кишлака Хуморигунг
(1,5 ч.) От кишлака по хорошей тропе доходим до места ночевки (1 ч)
Переходим реку Казнок-Ишан в ее верховьях. Далее, поднявшись по травянистому
склону слева от характерной конгломерантной осыпи, пересекаем ее и поднявшись
еще метров 100-150 выходим на уровень моренного гребня, ведущего к перевалу. (1час
10 мин). Далее по карману морены правее гребня выходим на уровень отрога Гиссарского
хребта (40 мин). Впереди виден еще один отрог. Пройдя еще 400-500 м. по гребню
морены поворачиваем направо на север и движемся между этими двумя отрогами по
увалам крупнокаменистой морены. Немного не доходя ледника возле одного из снежников
встаем на ночлег.
Выход в 8:20. По морене выходим на ледник (15 мин), перевал становится виден
только отсюда. Под перевал выходим по леднику по левой части цирка(40 мин). Подъем
на перевал по сильно разрушенным скалам левее осыпного кулуара с перевала.
С перевала уходим влево, траверсируя снежный склон и не сильно теряя высоту.
Метров через 300-400, под первой высокой скалой, начинаем спуск. Перед выполаживанием
встречается насколько небольших трещин, забитых снегом (20 мин). Далее по пологому
леднику выходим на конгломератные моренные валы (10 мин), по которым выходим к
ручью, где начинается тропа по его левому берегу (1,5 ч). Минуем летовку (10 мин)
на правом берегу и по тропе, траверсируя склон выходим в ущелье Чатдара, где переходим
р. Чатадара по мосту (40 мин.). Далее тропа идет вдоль реки, немного спускается
и начинает траверсировать склон (10 мин). Речка остается далеко внизу. Выйдя в
ущелье Хазорчашма (40 мин), тропа серпантином спускается к мосту через р. Хазорчашма
(40 мин.) По тропе выходим к северной оконечности озера, где ночуем.
Выход в 7:30. Хорошая грунтовая дорога. На оз. Маргузор встретили группу М. Землянникова.
На оз. Нофик заобедали в чудесной рощице, полакомились абрикосами, искупались.
У оз. Соя нас забрала машина.
Перевал Алаудин расположен в Зеравшанском хребте между пиками Северный с юга
и Алаудин с севера. Соединяет оз. Дюшаха и Алаудинские озера и является наиболее
логичным и коротким путем от Алаудинских озер в Куликулонскую котловину. Характер
перевала – травянисто-осыпной. Ориентация склонов запад/восток. Пройден группой
20.07.2004 с востока на запад.
Подъем на перевал начинается от зеленой поляны на левом берегу речки, вытекающей
из озера Верхнее Алаудинское в 100-150 м. от озера. На поляне лежит большой камень
с указателем "пер. Алаудинский". Тропа начинается по левой части курумника, через
70-100 м. набора выходя в его центральную часть. Далее тропа выводит к границе
леса (45 мин), пересекает несколько травянисто-осыпных террас, на одной из которых
расположен ручеек (45 мин) и, пройдя курумник, выводит к более крутой части подъема
(45 мин). Подъем осуществляется под склоны пика Алаудин, правее (по ходу) седловины
перевала по средней и мелкой осыпи (45 мин). Далее переходим на перевал по широкому
гребню. (5 мин).
Спуск с перевала начинается от перевального тура прямо вниз по мелкоосыпному
склону. Пересекая несколько снежничков, выходим к большому камню, возле которого
начинается ручей и можно заобедать (15 мин). От камня по правому берегу ручья
идет тропа, которая, пройдя травянистую террасу, выводит к крутому осыпному склону
(15 мин), который рекомендуется обойти, спустившись из левого угла террасы (правда,
тропы мы там не видели). Тропа же траверсирует осыпной конгломератный склон, пересекает
несколько холмиков и выводит к стоку оз. Дюшаха (20 мин).
Всего на подъем на перевал требуется 3-3,5 часа, на спуск – 50 мин. чистого ходового
времени.
Перевал Чукурак расположен в северном отроге Зеравшанского хребта, начинающимся
от вершины Сарышах. Перевал располагается между вершинами Гоухона с юга и Уреч
с севера. Соединяет озера Куликалон и Чукурак. Характер перевала – травянисто-осыпной.
Ориентация склонов – запад/восток. Пройден группой с востока 21.07.2004
Подъем на перевал начинается по тропе под склонами горы Гоухона, которая выводит
к перевалу косым траверсом лево-низ – право-верх. (30 мин).
Спуск с перевала просматривается также по тропе, идущей по травянисто-осыпным
склонам.
Всего на подъем на перевал требуется 30-35 мин, на спуск – 1 ч.(по оценке) чистого
ходового времени.
Перевал Зиерат расположен в северном отроге Зеравшанского хребта, начинающимся
от вершины Сарышах. Перевал располагается между вершинами Зиерат с юга и Гоухона
с севера. Соединяет озера Куликалон и Зиерат. Характер перевала – травянисто-осыпной.
Ориентация склонов – запад/восток. Пройден группой запада на восток 21.07.2004
Подъем на перевал (просматривается) по тропе. Перед перевальным взлетом необходимо
преодолеть небольшой курумник. Сам подъем представляет собой травянистый склон
крутизной до 30°, протяженностью 500-600м.
Спуск с перевала осуществляется по травянисто-осыпному склону, забирая левее
по ходу. Через ~ 500 м выход на сухое русло ручья. Тропа начинается от границы
леса на левом берегу сухого русла. На спуск от перевала до озера требуется порядка
30-35 мин.
Всего на подъем на перевал требуется 2-2,5 часа (по оценке), на спуск – 30-35
мин. чистого ходового времени.
Перевал Адамташ расположен в Зеравшанском хребте южнее вершины Адамташ. Соединяет
озера Дюшаха и Пиала. Характер перевала - снежно-осыпной. Ориентация склонов запад/восток.
Пройден группой с запада на восток 22.07.2004
Подъем на перевал начинается от озера Дюшаха. Необходимо обогнуть озеро слева
и, перейдя небольшой курумник и подняться на увал древней морены. (40 мин). Далее
по карману морены выйти на снежник (40 мин), выводящий на закрытый в наш снежный
год ледник Адамташ, где крутизна склона заметно увеличивается и необходимо надеть
кошки (30 мин). При подъеме по леднику следует опасаться схода камней со склонов
вершины Шогун-Ага и не уходить сильно вправо. Через 15-20 мин по леднику выход
на ровное плато, в левой (по ходу) части которого видна седловина перевала. Подъем
на перевал осуществляется по скальному контрофорсу правее снежно-осыпного перевального
взлета (40 мин). В менее снежные коды, вероятно, можно безопасно подняться непосредственно
по осыпному склону, ведущему на перевал.
Спуск с перевала возможен как к Алаудинским озерам, так и к озеру Пиала. В зависимости
от этого перед бараньими лбами необходимо уйти налево или направо. Ниже описывается
вариант спуска к Алаудинским озерам.
Спуск начинается от перевального тура вертикально вниз по мелкой подвижной осыпи.
Через 400-500 м, перед бараньими лбами, возле большого скального выхода, необходимо
уйти влево, где есть проход в скальном плече вершины 3997 и начинается тропа,
выводящая на склоны пер. Шогун-Ага (25 мин). Далее, траверсируя склон в направлении
Алаудинских озер, выход на хорошую тропу, по которой спуск в долину (45 мин)
Всего на подъем на перевал требуется 3-3,5 часа, на спуск – 1,5 часа чистого
ходового времени.
Перевал Седло Бодхоны расположен в массиве Ганзы между вершинами Адиджи с юга
и Бодхона с севера. Соединяет Алаудинскую долину и долину реки Сурхоб. Характер
перевала - скально-осыпной. Ориентация склонов северо-запад/юго-восток. Пройден
группой с северо-запада на юго-восток 24.07.2004.
Подъем на перевал осуществляется с ледника Бодхона, попасть на который можно,
поднявшись от озера Пиала на морену, где начинается тропа, ведущая к леднику,
по которой по моренным увалам за 2-2,5 часа можно выйти на ледник. Ледник Бодхона,
закрытый в наш снежный год, ровный, практически без трещин. Подход под перевал
необходимо осуществлять по центру ледника, опасаясь схода лавин и камней со склонов
вершин Бодхона и Замок, в направлении перевала Адиджи, который хорошо просматривается.
По мере приближения к нему крутизна склона возрастает. Перевал Седло Бодхоны становится
виден в последний момент, т.к. скрыт за отрогом вершины Бодхона. Всего подход
по леднику под перевал занимает 1,5-2 часа.
Подъем непосредственно на перевал начали по небольшому, забитому льдом и снегом
кулуару слева, т.к. этот путь представился нам наиболее безопасным с точки зрения
камнеопасности после длительного периода непогоды. Перед выходом на скалы – небольшой
ранклюфт. Таким образом, получилось 6 веревок:
1-я веревка(крючья, промежуточная страховка – френды) – кулуар слева, выводящий
на снежно-осыпную крутонаклонную полку. Заснеженные, обледенелые скалы (40°-45°,
20 м), снежно-осыпной склон (25°-30°, 25м). Пересекли полку справа налево, перевесили
подъемную веревку (крючья) на правый край полки из-за опасности схода камней и
льда по кулуару со склонов Бодхоны. Таким образом, перевешанная веревка проходила
по скально стенке (до 80°, 20-25 м) и снежно-осыпному склону (25°-30°, 25м).
2-я веревка (ледобур) – подъем по правому (по ходу) краю наклонной снежно-осыпной
полки под стену (25°-30°, 30м.). Здесь располагается внушительная ниша, защищенная
от камней, где может собраться вся группа и при необходимости можно поставить
одну-две палатки.
Далее на самостраховке по широкой полке вдоль стены до русла ручья.
3-я веревка(петля, крючья, в промежутках - френды) – траверс снежно-ледового
русла ручья, из которого периодически сыпались ледяные комья.
4-я веревка (крючья, в промежутках – крючья и френды, ледобур) – узкая полочка
от русла ручья (20 м) + участок натечного льда (30°-35°, 10 м) за ледовый столб.
Слоистые скалы, крючья держат плохо.
5-я веревка (крючья) – от ледового столба по полке до начала снежно-осыпного
склона к перевалу (25°-30°, 50 м).
6-я веревка (петля) – выход на снежно-осыпной склон (30м, до 30°, можно было
не вешать).
На протяжении всего прохождения скальной части перевала необходимо опасаться
схода камней. Ввиду состояния перевала начиная со второй веревки все шли в кошках.
Лидер прошел в кошках вообще все. Всего на прохождение скальной части перевала
необходимы 10-15 крючьев, из них пара швеллерных, пара ледобуров, рекомендуется
иметь 2-3 френда. На прохождение скальной части необходимо закладывать 4,5-5 часов.
После прохождения скальной части перевала по сыпухе, в нашем случае покрытой
толстым слоем снега, за 1,5 часа выход на перевал.
Спуск с перевала не представляет проблем, за исключением возможной лавинной опасности
и возможного схода камней с вершины Бодхона. Учитывая это, необходимо двигаться
по правой части снежного склона с перевала. Через 30 мин снег заканчивается, выход
на среднюю осыпь, по которой еще за 20 мин можно спуститься к р. Сурхоб. Всего
на спуск с перевала требуется порядка 50 мин.
Перевал Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4503) – траверс гребня к пер. Гусева-Мухина
Западный и к пер. Седло Ганзы
Перевал Гусева-Мухина Восточный расположен в северном отроге массива Ганзы между
основным хребтом с юга и вершиной Боксеры с севера. Соединяет долины рек Казнок
и Сурхоб. Характер перевала – снежно-ледовый. Ориентация склонов северо-запад/юго-восток.
Пройден группой с северо-запада 26.07.2004.
Подъем на перевал осуществляется с пологого, без трещин, закрытого в нашем случае
ледника Сурхоб. От левобережной морены необходимо пересечь ледник в направлении
центра перевального взлета (45 мин). Провешивать веревки начинаем от первого бергшрунда
под правым ледовым лбом. Подход под бершрунд достаточно крутой (до 30°), но в
нашем случае заснеженный, подмерзжий снег хорошо держит, поэтому перила не вешаем.
Всего получилось семь веревок:
1-я веревка - от бергшрунда вертикально вверх (30° в направлении правого ледового
лба)
2-я веревка – вверх и чуть левее, начало обхода ледового лба (35°)
3-я веревка – диагональ налево в обход лба (30°-35°)
4-я веревка – вертикально вверх вдоль лба (до 40°)
5-я веревка (до 45°) – диагональ направо, выход на верх ледового лба.
6-я веревка – вверх - влево выход на пологую часть. (30°)
7-я веревка на ледорубе – диагональ налево – траверс пологого (20°) снежного
склона, выход на еще более пологую часть (15°).
Далее траверс пологого склона влево практически без набора высоты до перевала.
Подъем на перевал занимает 4,5-5 часов.
Спуск с перевала в долину реки Казнок можно осуществлять по леднику Малой Ганзы
через пер. Гусева-Мухина Западный. Для этого с перевальной седловины по черной
сыпухе необходимо выйти на широкий основной гребень (15 мин, 50 м. набора), по
которому выйти к пер. Кальгаспорный (20 мин). Здесь необходимо связаться и преодолеть
зону разрывов ледника, стекающего со склонов вершины Малая Ганза. (25 мин). Далее
по ровному плато того же ледника, обходя встречающиеся трещины, подняться на пер.
Гусева-Мухина Западный (40 мин), которому предшествует небольшой подъем. Спуск
с перевала Гусева-Мухина Западный осуществляется по закрытому, трещиноватому в
верхней части леднику Малая Ганза.
Также имеется возможность спуска с пер. Гусева-Мухина Восточный по южному склону
перевала Седло Ганзы. Чтобы попасть на перевал Седло Ганзы, необходимо опять же
выйти на основной гребень, например совершив траверс левого ( по ходу ) осыпного
склона отрога (10 мин). Далее по широкому ровному щебнистому гребню до скального
контрфорса, обойдя который слева, выходим на пер. Седло Ганзы (15 мин). Со стены
контрофорса тек ручеек, которого может и не быть в неснежные годы.
Вершина Большая Ганза по Западному Гребню (5314, 2А*)
Ледово-осыпной маршрут начинается с Седла Ганзы(4400). Вначале идёт относительно
пологий и довольно долгий подъём по осыпи (35-40 минут, 250-300 метров набора
высоты), после чего необходимо надеть кошки и выходить на снег(лёд). Сложность
маршрута довольно сильно зависит от состояния снега (или фирна), которым обычно
покрыт ледник, стекающий с гребня на север. Крутизна его не превышает 40 градусов
на самых крутых участках, но если лёд полностью открыт, что бывает к концу сезона
в малоснежные годы, то могут потребоваться перила, а это существенно замедляет
подъём. Обычно же можно идти на самостраховке, либо, в конце концов, с попеременной
страховкой. При подъёме явно выражены три относительно крутых отрезка с более
пологими участками в промежутках. Два нижних преодолеваются в небольшом отдалении
от границы ледника и скал. Трещин здесь нет и можно спокойно идти. На третьем
же больше снега, но есть и трещины, одна из которых находится у его основания,
обойти её очень трудно и приходится преодолевать её по снежному мосту. (В нашем
случае все трещины были настолько забиты снегом, что мы их просто не заметили).
Склон кончается широким снежным гребнем, за которым слева неожиданно открывается
довольно глубокая снежная мульда, которая обходится справа без потери высоты.
Дальше вверх ведёт снежно-ледовый склон, поднявшись по которому, надо выходить
на осыпь. Можно идти прямо вверх, но довольно крутой снег (лёд) перед выходом
на камни можно и обойти правее по ходу. Отсюда уже остаётся совсем немного до
вершины. Всего на подъём достаточно 2-2,5 часов и часа полтора-два на спуск по
тому же пути. При выходе на маршрут необходимо надеть обвязки и захватить несколько
ледобуров и верёвок (по одной на связку).
Замечание: описание взято из отчета Новосибирцев 1991 года, т.к. в нашем случае
погода не позволяла точно разглядеть путь и мы двигались по следам, оставленным
другой группой двумя днями ранее. Общее состояние подъема – сильно заснеженный,
местами тропили по колено.
Перевал ВАА (Всесоюзная Академия Архетектуры) расположен в массиве Ганзы западнее
вершины Пакхамбер. Соединяет ледник Малая Ганза и Мутные озера. Характер перевала
– осыпной. Ориентация склонов северо/юг. Особенностью перевала является наличие
нескольких седловин (мы насчитали четыре). Пройден группой с юга на север 28.07.2004.
Подъем на пер. седловину начинается с ледника Малая Ганза. Отсюда просматривается
два варианта подъема – по снежному взлету к седловине и по сыпухе вдоль сильно
разрушенного скального отрожка правее. Мы выбрали первый вариант, т.к. было утро
и нам показалось, что подняться по смерзшемуся снегу в кошках проще. Подъем по
снежному склону (250-300 м, крутизна до 30°), ведущему прямиком на 1-ю седловину
занял 30 мин. Далее траверс осыпного склона в направлении следующей седловины
с набором высоты 50 м. Тропа. Вторая седловина закрыта снежником, траверс склона
к следующей седловине по правой (по ходу) границе снежника практически без набора.
Третья седловина также закрыта снегом. От нее существенный спуск по центру снежника
(м.б. камнеопасен). Подъем на последнюю седловину осуществляется косым траверсом
справа налево сперва по снежнику, а затем по осыпному склону.
Всего на прохождение всех седловин перевала требуется 1-1,5 ч. Для подъема по
снежному склону на первую седловину нам потребовались кошки.
Спуск с перевала осуществляется прямо вниз по снежникам. Через 30 мин выходим
в карман морены, слева начинается курумник. Еще через 500-600 м. пересекаем курумник
в направлении оз. Мутного и выходим на снежник, по которому спускаемся к озеру.
На спуск с перевала до оз. Мутного требуется 1 час.
Перевал Чимтарга расположен в массиве Чимтарги между вершинами Энергия с юга
и Чимтарга с севера. Соединяет Мутные озера и долину реки Правый Зиндон. Характер
перевала – снежно-осыпной. Ориентация склонов запад/восток. Пройден группой с
востока на запад 29.07.2004.
Подъем на перевал начинается от оз. Мутное. Необходимо пересечь галечное поле
(20 мин.) и по моренным гребням подняться к ровному закрытому леднику без трещин
(45 мин.). Перевал становится виден только отсюда. Необходимо повернуть направо
и пересекать ледник в направлении его дальнего правого угла, где нужно выйти на
снежный взлет (300-400 м, крутизна до 30°) , выводящий в цирк перевала (1,5 ч.).
Преодолев снежный взлет (25 мин), пересекли курумник, на котором есть места для
ночевки и поднялись на тропу, идущую к перевалу по мелкоосыпному склону отрога
г. Чимтарга. (40мин) По тропе дошли до перевала.
Замечание: по нашему мнению, выбранный нами путь по леднику не является оптимальным
и существует тропа к перевалу, траверсирующая склон отрога Чимтарги выше ледника.
Спуск с перевала осуществляется сперва вертикально вниз .Пройдя снежный склон
перевального взлета (15 мин), нужно уйти вправо на снежно-осыпные склоны западного
отрога Чимтарги. Это необходимо, чтобы ниже избежать дюльфера на плитах, перегораживающих
широкий кулуар, ведущий к перевалу. Также выбранный путь в наш снежный год менее
лавиноопасен. Однако, выбрав данный путь, необходимо опасаться камней со склонов
Чимтарги. Пройдя широкую осыпную полку(50 мин) спускаемся к реке Правый Зиндон
по снежнику и мелкой осыпи (15 мин), откуда по тропе за 20 мин. выходим к отличным
ночевкам.
Всего на подъем на перевал требуется 4-4,5 часа, на спуск - 1,5 часа.
Данный вариант подъема на высшую точку района является самым простым из существующих.
Суммарный набор высот – около двух километров.
Подъем начинается от реки Правый Зиндон, откуда по левому берегу русла пересохшего
ручья по моренным увалам идет слабая тропинка. Через некоторое время тропа переходит
на правый берег и через час выводит на снежник, подходящий к бараньим лбам. По
снежнику до подножья бараньих лбов еще 0,5 ч. Бараньи лбы возможно обойти слева
(по ходу) по кулуару, возможно по бараньим лбам. Мы выбрали второй вариант и,
надев кошки и каски, за 40 мин. по фирново-ледовым кулуарам (крутизна до 30°)
и полочкам, пересекая лбы по диагонали слева направо, выходим к леднику. Ледник
довольно ровный, крутой вначале, несколько выполаживается ближе к перевалу. Подъем
можно осуществить по левой (ор.) части ледника, обходя его крутые участки справа.
В пологой части ледника, ближе к перевалу, глубокий снег. Здесь необходимо уйти
ближе к центру ледника. Выход на перевал возможен практически в любом месте седловины.
На перевале есть хорошие, защищенные от ветра места для ночевки под склонами в.
Мирали. Однако если ночевка на перевале не планируется, лучше отклониться правее,
чтобы выйти на южную оконечность седловины ближе к скальному поясу. Но не стоит
слишком увлекаться, т.к. в правой части ледника есть небольшие трещины. Также
необходимо иметь ввиду, что с западной стороны пер. Мирали образуются снежные
карнизы, поэтому стоит соблюдать дистанцию от края гребня. Всего на подъем к перевалу
от реки Правый Зиндон требуется порядка 4 часов. Мы были утомлены глубокой тропежкой
и шли намного дольше.
Скальный пояс удобнее преодолевать в его левой части. Существуют более простые
пути, чем выбранный нами, например, по кулуару, наклоненному в сторону Мутных
озер в самой левой части скального пояса. Мы же выбрали кулуар, проходящий 50
м. правее. Выбранный заснеженный кулуар вывел к скальному пояску, где обнаружился
участок лазания средней сложности 6-10 м. Далее выход на снежный склон, по которому
вышли на гребень. Всего провесили 2 веревки: первая до скального пояска (петля,
промежутки на френдах), вторая на ледорубе. На преодоление скального пояса и выход
на гребень ушел 1 ч. 45 мин.
Дальнейший путь лежит направо вдоль гребня – сперва необходимо обойти слева участок
скал, за которым возможно вновь выйти на гребень. Узкий поначалу гребень расширяется
и, немного приспустившись, выводит к характерной скале в виде пальца, откуда крутой
взлет до 40°-45°, 350-400 м. Далее широкий гребень пересекают три некрутых вала.
Высшая точка с туром расположена у правого конца последнего из них. На всем протяжении
глубокий снег, тропежка. Путь по гребню занимает порядка 1,5-2 часов.
Спуск осуществляется по пути подъема. Скальный пояс удобнее всего преодолевать,
закрепив веревку на здоровенном бульнике у подножия скал. Одного пятидесятиметрового
дюльфера достаточно, чтобы спуститься на ледник. Спуск от вершины до пеервала
занимает порядка двух часов.
Спуск с перевала Мирали возможно осуществить по пути подъема, а можно и по правой
части ледника. Бараньи лбы обошли по забитому лавинными выносами кулуару справа
по ходу. Спуск в долину реки Правый Зиндон занял порядка двух часов.
Перевал Сарымат Западный расположен в северном отроге Гисарского хребта (отрог
Тавасанг-Хучируд). Соединяет верховья реки Казнок-Ишан (Сарымат) и долину реки
Чатдара, Маргузорские озера. Характер перевала – скально-осыпной с юга, снежно-ледовый
с севера. Ориентация склонов север/юг. Пройден группой с юга на север 03.08.2004.
Подъем на перевал начинается от верховьев реки Казнок-Ишан. Переходим реку Казнок-Ишан
в ее верховьях. Далее, поднявшись по травянистому склону слева от характерной
конгломерантной осыпи, пересекаем ее и поднявшись еще метров 100-150 выходим на
уровень моренного гребня, ведущего к перевалу. (1час 10 мин). Далее по карману
морены правее гребня выходим на уровень отрога Гиссарского хребта (40 мин). Впереди
виден еще один отрог. Пройдя еще 400-500 м. по гребню морены поворачиваем направо
на север и движемся между этими двумя отрогами по увалам крупнокаменистой морены
до ледника, расположенном в цирке перед перевалом (1,5 ч). Перевал становится
виден только отсюда. Далее движемся по леднику по левой части цирка к перевалу(40
мин). Подъем на перевал осуществляется по сильно разрушенным скалам левее осыпного
кулуара с перевала (25 мин) и сложностей не представляет.
Спуск с перевала осуществляем в связках. С перевала уходим влево, траверсируя
снежный склон и не сильно теряя высоту. Метров через 300-400, под первой высокой
скалой, начинаем спуск. Склон снежный, крутизной до 30°-35°. Перед выполаживанием
встречается насколько небольших трещин, забитых снегом (20 мин). Далее по пологому
закрытому леднику без трещин выходим на конгломератные моренные валы (10 мин),
где развязывемся и продолжаем спуск в сторону Маргузорских озер. Таким образом,
провешивание веревок на спуск не понадобилось.
Всего на подъем на перевал от верховьев р. Казнок-Ишан требуется порядка 4,5
часов. На спуск до моренных валов – 30 мин, до озера Хазорчашма – 3,5-4 часа.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Участок траверса пер. Чукурак – пер. Зиерат под склонами г. Гоухона потенциально
камнеопасен.
Участок подъема по леднику к пер. Адамташ под склонами в. Шагун-ага потенциально
камнеопасен.
Подъем на пер. Адамташ по снежно-осыпному склону потенциально лавиноопасен.
На спуске с пер. Адамташ есть возможность выйти на сбросы на бараньих лбах
На осыпном склоне на спуске с пер. Адамташ есть камнеопасность со склонов в.
Шогун-Ага.
При подходе к пер. Седло Бодхоны существует опасность схода камней и ловин со
склонов в. Бодхоны и Замка.
Подъем на пер. Седло Бодхоны по полке камнеопасен на всем протяжении. При выходе
на полку есть потенциальная лавинная опасность.
Спуск с пер. Седло Бодхоны потенциально лавиноопасен и камнеопасен (камни со
склонов Бодхоны).
Подъем на пер. Гусева-Мухина Восточный потенциально лавиноопасен.
На восхождении на вершину Большая Ганза есть опасность заблудиться и выйти на
сбросы северного склона гребня. Местами на гребне карнизы.
Спуск с предпоследней седловины ВАА потенциально камнеопасен. Необходимо идти
левее в отдалении от скального выступа.
Подъем на пер. Мирали потенциально лавиноопасен. В юго-восточной части ледника
есть трещины. На самом перевале с западной части карнизы. Кулуар в обход бараньих
лбов с севера потенциально камнеопасен.
Спуск с перевала Западный Сарымат потенциально лавиноопасен.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий)
на маршруте
Район Фанских гор знаменит своими озерами. Мы посмотрели большую часть из них,
и, действительно, они восхитительны.
Стена Мария-Мирали из Куликулонской котловины на рассвете – незабываемое зрелище.
Участок траверса пер. Гусева-Мухина Восточный – Западный – очень красивый.
Спуск по долине реки Правый Зиндон до озера большое Алло и дальше, к реке Арча-Майдан
– потрясающей красоты ущелья. В нижней части – заботливо построенные мостики,
выложенные камнями ухоженные тропинки.
Кишлак Хуморигунг – трудно представить, как в таких домах можно пережить довольно
суровую зиму. Очень калоритный и весь как на ладони.
Встречи с местными жителями, которые всегда крайне дружелюбны и гостеприимны.
Долина реки Чатдара – кишлаки, огороды, люди работают. Очень интересно.
Цепочка Маргузорских озер – живописнейшее ущелье.
Дополнительные сведения о походе
Особенности погодных условий
Особенностью совершенного похода было то, что он проходил в снежный год. Началом
нашего похода мы зацепили край двухнедельной непогоды, что не могло не наложить
отпечаток на особенности прохождения маршрута. Так, скальные участки несколько
усложнились, ледовые же, напротив, были скрыты снегом.
Специальное снаряжение
Общее специальное
Вес
Кол-во
Скороварка 9 л
1800
1
Горелка Primus MFS
400
2
400
Баллон для бензина (1л)
200
2
200
Ремнабор для горелки
100
1
Стеклоткань
400
1
Бутылка для бензина (1,25л)
0
12
GPS-приемник с батареями
600
1
Рация
250
2
250
Запасная кошка-платформа
500
1
Специальное
0
Веревка Æ10х55
3500
1
Веревка Æ10х70
5000
1
Веревка Æ10х40
2700
1
Веревка Æ6х47
1200
1
Крючья скальные
500
12
Закладки-стопперы
500
3-4
Закладки-френды
2-3
Оттяжки
3
Молоток скальный
700
1
Петли
900
4-5
Снежный якорь 1
450
1
Снежный якорь 2
500
1
Ленточка для бура-сброса
0
2
Личное специальное
0
Ледоруб с самостраховкой
1
Палки (телескоп. или лыжные)*
пара
Шлем защитный (каска)
1
Страховочная система с блокировочной веревкой
1
Схват (Пруссик)
2
Стремя (длин. прусс)
1
Карабины
5
Спусковое устр-во ("восьмерка")
1
Жумар
1
Кошки
1
Ледобур
3
Лента лавинная
1
Рукавицы (пара)
2
Самострах для рюкзака
1
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Самолет Москва-Самарканд-Москва стоил порядка 270$
Проживание в а/л Артучь в Самарканде 5$ в сутки с человека. Комнаты на 2-3-4
человека, завтрак, горячий душ.
На территории Таджикистана мы пользовались услугами фирмы МАТЦ "Алаудин-Вертикаль",
вот их расценки на сезон 2004:
Сезон
01.07-05.09
1.
Транспортировка группы на машине (автобус, вахтовка, КАМАЗ и др) Самарканд-МАТЦ,
Худжанд-МАТЦ (210 км)
250
2.
Транспортировка группы на машине (микроавтобус 3-7 чел) Самарканд-МАТЦ, Худжанд-МАТЦ
(210 км)
210
3.
Транспортировака на УАЗ для индивидуальных туристов (1-3 чел) Самарканд-МАТЦ,
Худжант-МАТЦ (210 км)
190
4.
Размещение в коттеджах на МАТЦ (B&B, электричество, душ)
Одноместный номер (за ночь, за номер)
10
Двухместный номер (за ночь, за номер)
20
Четырехместный номер (за ночь, за номер)
40
5
Завтрак в ресторане МАТЦ на человека
5
6
Трехразовое питение в ресторане МАТЦ, на чел
15
7
Сухой паек на питание на маршруте, на чел
10-12
8
Услуги гида-проводника на пешем маршруте в день
20
9
Услуги высокогорного гида-проводника на восхождение в день (в завсимости от сложности
маршрута восхождения)
40-80
10
Услуги помощника, повара на пешие маршруты, в день
15
11
Аренда гужевого транспорта (за ишака в день)
5
12
Информация о маршрутах, консультации
Бесплатно
13
Зарядка аккумуляторов (работа генератора в час)
8
14
Заправка газовых баллонов, за баллон
1
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Если кто-то добрался до этих строк, вероятнее всего, он собирается поехать в
Фаны. Так что рекомендовать туда съездить в этом разделе не будем.
Пройденный маршрут является весьма интересным и технически насыщенным, с очень
красивой концовкой: ущелье Казнок-Ишан – перевал Западный Сарымат – Маргузорские
озера. Без этой концовки впечатления о районе были бы не полными, т.к. помимо
красивейших ущелий именно там удалось посмотреть на колоритный быт местных жителей.
Все преследуемые цели и задачи похода были успешно выполнены. К сожалению, из-за
нехватки времени не удалось усилить окончание маршрута с технической точки зрения
и мы воспользовались запасным вариантом, но это нисколько нас не омрачило.
В начале маршрута мы прошли хорошую акклиматизацию, плавно включаясь в "трудовые
будни" путешествия. Радиальный выход на перевал Чукурак позволил увидеть стену
Мария-Мирали целиком, а оказавшийся не таким уж простым из-за длительной непогоды
пер. Адамташ морально подготовил к дальнейшим свершениям.
Перевал Седло Бодхоны является наиболее интересным скальным перевалом в районе,
а весьма простые пути восхождения на пятитысячники так и просятся на включение
в маршрут.
Рекомендуем другим группам использовать такую же логику построения маршрута и
помимо спортивных достижений не забывать о красоте района.
Также советуем загодя узнать о снежно-ледовой обстановке в районе. Обычно в начале
июля уже можно сказать, каким выдался текущий сезон.