|
Характеристика препятствий
Участники похода
Поход рассмотрен Новосибирской областной МКК Общая смысловая идея походаЦелью похода являлось посещение расположенного на северо-восточном берегу Байкала Баргузинского хребта. Мы планировали пройти вдоль всего хребта, начав путь с трассы БАМа (долина Верхней Ангары) и закончив его в долине реки Баргузин. Планируемый маршрут состоял из четырех участков: перехода с озера Байкал через перевал Укоинда в долину р. Томпуда и спуска по ней, полукольца по долинам рек Бирамия, Нюндю и Лев.Топо с первопрохождением перевала, связывающего эти долины, перехода в долину р. Алла через перевал Днепропетровцев (2А) и заключительного участка, включавшего первопрохождение перевалов между долинами ручья Разбой и р. Талинга и попытку восхождения на высшую точку Баргузинского хребта - пик 2841 м. Вследствие тяжелых погодных и снеговых условий последний участок нам пройти не удалось, и после прохождения перевала Днепропетровцев мы спустились по долине р.Алла к конечной точке нашего маршрута - горячему источнику (аршану) Алла в устье этой реки. Варианты подъезда - отъездаНачальной точкой нашего маршрута был лежащий на трассе БАМа город Северобайкальск. До него можно доехать из Новосибирска прямыми поездами Москва-Тында (есть прицепные вагоны до Северобайкальска) и Кисловодск-Тында или с пересадкой на поезде Красноярск-Северобайкальск. Мы ехали на поезде Москва-Тында, прибывающим с Северобайкальск вечером. Вокзал в Северобайкальске на ночь закрывается. Нам удалось договориться с проводницей и остаться ночевать в оцепленном вагоне. Для ночевки также можно обратиться в школу экологического воспитания и туризма (пер.Школьный, 11). По льду Байкала до губы Аяя идет дорога, и можно попытаться договориться о машине с дежурящими перед вокзалом таксистами. На курорт Хакусы отдыхающих возит фирма "Хозяин". Мы не рискнули туда обращаться, так как опасались поборов. В восьми километрах от конечной точки нашего маршрута - горячего источника Алла-Аршан расположено село Алла. Отсюда каждое утро в 8 часов до райцентра Курумкан ходит автобус. К сожалению, автобусы из Курумкана в Улан-Уде уходят рано утром, и в тот же день уехать не удается. Дежурящие на автостанции таксисты также после отхода автобуса разъезжаются. Переночевать в Курумкане можно в гостинице, расположенной недалеко от автостанции. Запасные варианты и изменения маршрутаВследствие тяжелых снеговых условий и нехватки времени из маршрута был исключен заключительный участок, включающий первопрохождение перевалов из ручья Разбой в долину р.Талинга и попытку восхождения на высшую точку Баргузинского хребта - пик 2841 м. В остальном маршрут был пройден полностью. График движения
Техническое описаниеПройденный маршрут оказался достаточно сложен для преодоления. Прежде всего следует отметить отсутствие наста в высокогорной зоне, что связано, видимо, с полным отсутствием метельного переноса снега. Сложными оказались крутые склоны перевалов и долин рек, поросшие густым ольховником. Местами приходилось прорубать тропу топором для прохождения наиболее неудобных участков. При подходах к перевалам, как правило, первый участник бил лыжню без рюкзака для увеличения скорости. Ручьи часто протекают открыто или под покровом снега, что усложняло маневрирование, а также приводило к неожиданным провалам первого участника в воду с соответствующими неприятностями. Наледи на реках, образовавшиеся осенью по высокой воде, к февралю уже провалились. Исключение составляет лишь долина р.Алла, характеризующаяся малым (15-20 см) количеством снега и мощной наледью на реке. Слабые ледовые перемычки часто не выдерживали нагрузки и проваливались на глубину 1 -1,5 метра. На таких участках было сломано 2 лыжи, и появилась угроза нормальному прохождению маршрута. Лавинная опасность на маршруте умеренная. Следы старых лавин на подходах к перевалам Новосибирцев и Днепропетровцев со стороны р Лев.Топо. На остальных участках сход лавин в данное время маловероятен. Прохождение категорийных перевалов потребовало применения специального снаряжения (веревки, кошки, страховочные системы), а также использования "тормозил" для лыж. Благодаря хорошему картографическому материалу и относительно устойчивой погоде, проблем с ориентированием не возникало, и группа прошла по заявленному маршруту. Исключение составляет заключительный участок маршрута, на котором планировалось взойти на высшую точку хребта г.2840 м. Здесь маршрут был изменен в сторону облегчения, т.к. эти благие намерения оказались за пределами наших возможностей. В последние годы зимой район почти не посещается туристами. На протяжении всего похода мы не встретили ни туристов, ни охотников, и лишь в среднем и нижнем течении р.Алла обнаружили старую охотничью лыжню. Из зверей видели лишь росомаху на берегу оз.Фролиха. Следы соболя, рыси, лося, зайцев встречались неоднократно. Описание категорийных перевалов.Пер.Укоинда Южный (1А)Водораздел между Лев.Фролихой и оз.Укоинда пологий, неявно выражен. Озеро расположено сразу за границей леса. От озера к перевалу нужно двигаться в южном направлении. Набор высоты около 150 метров. Поднимаемся по правому борту ручья. Уклон 15-200. На перевал взошли от ночевки на границе леса за 3 часа. Высота примерно 1550 м. Перевал с севера гольцовый, с юга - редкие ели. Спуск сначала очень пологий, нужно придерживаться юго-восточного направления, после слияния логов -направление на восток. За вторым озером начинается крутой (300) спуск в долину Томпуды, осложняющийся зарослями ивняка и курумником. Русло ручья завалено камнями, часто встречаются участки открытой воды. Снежные мосты ненадежны и часто проваливаются. На спуске сломали две лыжи. К реке вышли в 16 часов. На спуск потребовалось 3,5 часа. Перевал оценили категорией 1А (за счет спуска). Прохождение этого перевала вместо описанного в литературе перевала Укоинда позволило сократить путь по долине Томпуды на 8 км. Перевал Новосибирцев (1Б)Перевал разделяет долины рек Бирамия и Нюндю. Подъем осуществлялся со стороны р.Бирамия. После последней развилки уходим вправо по склону крутопадающего ручья. Двигаемся по левому (орографически) склону. Местами встречаются следы старых лавин. Движение в направлении горы 1752 м. На склоне этой горы на высоте 1650 метров есть удобное место для стоянки с водой и дровами. Здесь мы встали на ночевку и вечером разведали подходы к перевалу, до которого еще 5 километров. Утром по левому склону поднимаемся под скально-осыпной гребень. Поднимаемся вдоль гребня по границе снега и скал в связках с одновременной страховкой. Целесообразно движение в кошках. Уклон 35-400, местами до 500. На высоте перевала уходим под левую по ходу скалу, далее по крутому снежнику траверсом на гребень. На гребне висит небольшой карниз, наст очень плотный, перильная страховка. На перевал вышли несколько выше седловины. Подъем от места ночевки занял 4 часа. Спуск по снежнику (250) несложен. Далее 3 километра без потери высоты по безлесому плато, обходя верховья притока Томпуды. За плато небольшой подъем на водораздел (ок.50 м) и далее пологий спуск в долину р.Нюндю. От перевала до границы леса шли около 5 часов. Перевал оценили 1Б категорией сложности (за счет подъема). Перевал Днепропетровцев (2А)На последней развилке уходим влево по ходу. Несколько крутых взлетов и мы под перевалом. Перевал находится в конце цирка и выглядит как небольшое понижение правого гребня. Перевальный взлет сложен скальными плитами, перепад около 200 м, уклон 30-50 градусов. Подъем на перевал решаем осуществлять на гребень северо-западнее перевальной седловины по склону с устойчивым снежным покровом. Подъем в связках по склону крутизной 30-35 градусов. После выхода на гребень - 200 метров траверса в сторону перевала. Гребень обрывистый, двигаемся в связках. На сложных участках (2 провала глубиной до 15 метров) навешиваем перила. На перевал вышли в 17 часов. Тур обнаружили перед перевалом. Спуск от тура на перевальную перемычку и далее вниз по осыпи и снегу. Крутизна 35 градусов. Через сорок минут, спустившись на 200 метров, встали на лыжи. Далее длинный пологий спуск по долине с отдельными крутыми сбросами в местах слияния логов. После третьего озера река уходит в заполненный крутой наледью каньон, который обходится по правому борту. За поворотом реки на юго-восток долина выполаживается и появляется лес. Горячий источник АллаЗаключительной точкой нашего маршрута являлся горячий источник (аршан) Алла. Источник расположен в очень живописном месте, перед началом грандиозного каньона на р.Алла, под трехсотметровыми скальными останцами. На источнике построен курорт местного значения. В двух домах зимой живет один человек - хранитель курорта Михаил. Он очень гостеприимен, и с удовольствием пускает туристов на ночевку. Летом, как мы узнали из его рассказов, аршан является местом отдыха руководителей районного и республиканского масштаба. Температура воды в источнике 30-40 градусов. Мы рекомендуем посетить это замечательное место и искупаться в целебном аршане. ЗаключениеМаршрут пройден успешно. За 17 дней группа преодолела 245 км по таежной местности,
в том числе 198 км с преодолением естественных препятствий, основными из которых
явились перевалы, снег, осыпи и скалы, горные реки, бурелом, сложные метеоусловия.
Густой кустарник и т.д. пройдено 3 категорийных перевала, в том числе одно первопрохождение
(перевал Новосибирцев, 1Б к.с.) Общий набор высоты по всем перевалам составил
4300 м. Затраты времени на прохождение маршрута составили 114 часов, средняя
скорость 2,1 км/ч. Наиболее сложные и труднопроходимые участки находятся в среднем
течении р. Лев. Фролиха, в долине и притоках р. Бирамия, а также на подходах
к категорийным перевалам. Данный район в настоящее время редко посещается туристами
и охотниками. На протяжении всего маршрута с людьми не встречались. Погода благоприятствовала
путешествию, за исключением нескольких пасмурных дней с ветром, снегом и ограниченной
видимостью. Все участники похода справились с поставленными задачами и своими
обязанностями, несмотря на частые поломки лыж и креплений и другие трудности.
Маршрут интересен в спортивном и познавательном отношении. По протяжению и сложности
маршрут соответствует походу четвертой категории сложности.
|