Сплав по р. Укучикта.
В настоящей лоции индексом "ТТ" обозначены препятствия, определяющие категорию маршрута и требующие осмотра и страховки. Индексом "Т" обозначены сложные пороги, требующие, как минимум, осмотра. Кроме того, на схемах маршрута сложность порогов обозначена разным цветом. Категорирование дано применительно к нашему уровню воды.
Наш группа начала сплав в 3 км выше по течению устья р. Левая Укучикта у отметки 1156 м. Здесь река делает крутой правый поворот, разбиваясь на две протоки и огибая небольшой островок. Слева впадает мелкий приток. Чуть ниже притока удобная поляна для ночевки и стапеля. С лесом для рамы проблем нет, с комарами и мошками тоже - всего в избытке.
Уровень воды в Укучикте по нашим оценкам средний или чуть ниже. Участок верхних порогов мы не видели, однако, судя по нашему уровню воды, спортивный сплав там вряд ли возможен.
Препятствие №1. Шивера. Начинается в 600-700 м выше лагеря. В русле множество обливных и открытых мелких камней, в конце шиверы русло делится небольшим островком на две протоки.
7 июля. Стартовали в 11:00 ниже пр.№1. Через 150 м спокойной воды река делает крутой левывй поворот и начинается участок шивер.
Препятствия № 2, 3. Шиверы. Практически неотделимы друг от друга. Сразу за левым поворотом струя наваливается на крупный камень в центре русла. Проходили левее камня. Далее на прямом участке река равномерно и достаточно круто падает. В русле обилие открытых и полуобливных камней. Общая протяженность пр. № 2,3 - 700 м. На прохождение затратили около 30 мин. Шли, стараясь держаться основной струи с лавировкой между камнями. Груженые "четверки" часто приходилось проводить, "двойки" чувствовали себя значительно веселее.
Препятствие № 4. Шивера-порог. Начинается сразу за предыдущим препятствием разгонной шиверой. В конце шиверы скала перегораживает треть русла у правого берега, образуя крутой слив высотой более 1 м.
Препятствие № 5. Шивера-порог. Левая часть русла забита множеством камней. Основная струя идет вдоль правого берега, наваливается на скальный выступ, образуя слив высотой 0.5 - 0.6 м. Далее в скальном сужении еще ряд невысоких сливов, заканчивающихся прижимом к скалам левого берега. "Двойки" шли по основной струе, "четверки" пришлось провести ниже первого слива, так как был негабарит.
Препятствие № 6. Порог "Стипль-Чез". Через 300 м от предыдущего препятствия. Начинается разгонной шиверой. Основная струя идет под левым берегом. В конце препятствия скальное сужение. Выступающая с правого берега плоская плита и большой полуобливной камень в левой трети русла образуют два слива высотой более 1.5 м. Левый слив узкий, в габарит катамарана (1.5 м), заканчивается сильным боем в скалу левого берега. Правый слив более широкий с мощной бочкой за ним. Проходили по правому сливу, прижимаясь к обливному камню (ф. 5). За порогом большой улов у правого берега.
Препятствие № 7. Порог. Короткое препятствие длиной 100 - 150 м. Ряд небольших сливов, располагающихся в скальном сужении. В конце порога улов. Проходили по основной струе.
Препятствие № 8. Шивера. Проходили по основной струе. В русле много открытых и обливных камней.
Препятствие № 9. Порог "Русская горка". "Т" Начинается разгонной шиверой. Основная струя идет под левым берегом. Для осмотра чалились на левый берег перед плавным левым поворотом. Сужение реки и резкий перепад хорошо заметны с наплыва.
Порог образован выходами скальных плит и представляет собой многоступенчатый слив с общим перепадом около 4-х метров. Под водой хорошо заметны острые камни и рваные края плит. Основной свал воды идет в левой половине слива.
"Двойки" прыгали по ступеням слива в левой его трети. "Четверки" заходили под левым берегом и, разгоняясь, "простреливали" слив слева направо вдоль верхней плиты, так как глубина потока в этом направлении была максимальной. На выходе прижим к правобережным скалам. За порогом огромный улов.
Препятствие № 10-12. Шиверы - пороги. Общая длина участка около 600 м. Русло достаточно узкое, появляются крупные камни. Требуется интенсивная лавировка. Участок заканчивается в устье р. Левая Укучикта. Само устье плохо заметно с наплыва, так как находится за скалой и закрыто крупным камнем.
Препятствие № 13. Порог. Короткое препятствие длиной 60 -70 м. Расположено сразу за устьем притока. По характеру похоже на предыдущее, но чувствуется возросшая мощь воды. Сразу за порогом русло реки расширяется, правый берег понижается.
Препятствие № 14. Шивера. Простое препятствие длиной 600 - 700 м. Правый берег - галечная отмель, поросшая кустарником. В конце шиверы с правого берега выступают плоские плиты. Основная струя упирается в них, образуя слив высотой 0.7 - 0.8 м. Сразу за сливом справа улов. Здесь мы зачалились и, разгрузив катамараны, отправились по тропе на ночевку к устью одного из рукавов р. Поворотной.
8 июля. С утра начали прохождение не снимая лагеря. За ночь уровень воды поднялся на 20 см.
Препятствие № 15. "Т" Порог, открывающий первый каньон. Длина 90 - 100 м., от предыдущего препятствия отделен коротким участком быстротока. Нагромождение крупных камней в центре русла делит поток на две части. Правая протока круто падает вниз. В конце 40-метровой горки два крупных обливных камня сжимают поток до 1.5 м, который падает сливом более 1 м в 4-х метровую щель между центральными камнями и плитами правого берега (ф. 6).
Левая протока, более широкая и вначале спокойная, затем на 2/3 перегорожена грядой крупных камней с которых вода отвесно падает более 1.5 метров через острые зубья и края плит.
Треть протоки под самым левым берегом огибает нагромождение камней и сливается за ними мелководной горкой. За слиянием проток образуется бурная шивера, в конце которой с правого берега выступает гряда крупных камней. Вдоль гряды косой слив менее 1 м с бочкой, под правым берегом большой улов. Группа Тихомирова обнесла пр. № 15 по малой воде из-за габаритных "непроходов".
Наши "четверки" избрали вариант прохождения под левым берегом, что успешно проделали с небольшой посадкой ката на камни перед слиянием проток . В конце порога чалились в улов правого берега на страховку.
"Двойки" решили проходить правой протокой. К-2-2, шедший первым на заходе в "габаритный" слив зацепил правый обливник, в результате чего свалился в слив на ребре и был перевернут через левый баллон.
Один из гребцов самостоятельно выбрался на правый берег в середине выходной шиверы. Второй вместе с катамараном зачалился к гряде правобережных камней в конце порога, откуда был снят с помощью страховки (ф. 7).
Экипаж К-2-1, решив что для утра уже достаточно весело, спокойно прошел порог по левой протоке.
Препятствие № 16. Порог "Двойной". "ТТ" (ф. 8) Начинается разгонной шиверой сразу за предыдущим препятствием. Основная струя идет под левым, а затем переходит под правый берег. Перед локальным правым поворотом река сжимается невысокими скальными воротами, поделенными пополам группой камней. Справа от камней косой слив до 1 м с мощной бочкой, слева слив прямой и менее мощный. Через 5 - 6 метров быстротока скальные глыбы с обоих берегов вновь сжимают реку, образуя слив высотой около 3.5 метров с мощной бочкой за ним. Правая часть слива достаточно полога, левая - более крутая и падает через гряды камней. Основная масса воды после слива наваливает на пологую правобережную плиту и уходит влево двухступенчатым сливом с общим перепадом более 1.5 метров. Через 30 м быстротока река делает локальный S-образный поворот. Здесь несколько сливов до 1 метра. Далее у левого берега удобный для чалки улов.
Страховку спасконцом ставили сразу за основным сливом у правого берега. Связку порогов №№ 16 и 17 проходили тандемами с интервалами 30 - 40 м., что обеспечивало дополнительную страховку. Первый тандем составляли К-4-1 и К-2-1. Экипажи четко выдержали намеченную линию движения: входные ворота проходили по левому сливу, чтобы исключить возможность разворота судна перед основным сливом, в основной слив прыгали в его правой, более пологой части (ф. 9,10). Далее, легко уйдя от навала на правобережную плиту, проходили по центру выходного слива (ф. 11). За S-образным поворотом чалились в улов левого берега. Пока экипажи осматривали с левого берега следующее препятствие, остальные участники, обеспечивающие страховку, видео- и фотосъемку, заняли новые позиции.
Препятствие №17. Порог "Распятие". "ТТ" (ф. 12,13,14) Начинается локальным левым поворотом, далее на прямом участке ряд невысоких сливов переходит в мощный пологий водоскат длиной 20 - 25 метров. В конце водоската основной поток упирается в плоскую скалу в центре русла, поворачивает вправо на 900 и падает пологим сливом более 2-х метров с мощной бочкой. Ширина прохода в этом месте около 4-х метров. Левее скалы проход чуть уже 2-х метров, но заход туда сложен и череват посадкой на скалу, от которой практически нет отбоя. (Судя по фотографиям москвичей, воды у нас больше примерно на метр.) За порогом большой улов, в котором с правого берега поставили страховку спасконцом. Напротив ключевого места порога можно достаточно легко спуститься к воде или подняться из каньона на тропу. К-4-1 и К-2-1 с интервалом в 30 - 40 м успешно преодолели порог по основной струе. Перед крутым правым поворотом основного потока старались прижиматься к правобережному обломку скалы. "Двойка" четко вписалась в узкий поворот, "четверка" за счет своих габаритов и инерции проехала левым баллоном по водяной подушке плоской скалы. Чалились за порогом в улове у правого берега. Поднявшись наверх из каньона, экипажи отправились к пор. "Двойной", чтобы обеспечить страховку и съемку прохождения порогов вторым тандемом.
К-4-2 и К-2-2 также успешно преодолели связку препятствий №№ 16 и 17, практически повторив линию движения предыдущих судов.
Препятствие № 18, 19. "Т" (ф.15) Пороги, общая протяженость около 300 м. Начинаются через 50 - 60 м быстротока после порога "Распятие". На заходе несколько сливов высотой около 1 м, далее островок из крупных камней в центре русла. Правая протока забита острыми камнями с негабаритными (по крайней мере для "четверки") проходами между ними. В левой протоке достаточно широкий проход, но он наполовину перекрыт бревном, застрявшим в камнях острова. Бревно слегка прикрыто водой и торчит навстречу потоку. Накануне вечером, до подъема воды, торец бревна был открыт, создавая непроход. За каменным островом сновная струя собирается под правый берег, а затем через полуобливные камни уходит под скальную стенку левого берега, образуя достаточно мощный прижим. Справа большой улов и впадение одного из рукавов р. Поворотной.
Участок препятствий № 18, 19 осмотрели утром при общей разведке каньона. Проходили в режиме походной колонны с взаимостраховкой. Пр. № 18 шли левой протокой, пропуская торец бревна между баллонами. Уйдя от прижима в пр. №19, чалились вправо на галечную отмель у устья р. Поворотной.Отсюда можно подняться к лагерю. За время обеда сняли палатки и загрузили вещи на катамараны.
Препятствие № 20. Шивера-порог. Расположена сразу за местом чалки. Маневр между камней, валы до 1 м. Шли сходу.
Препятствие № 21. Шивера-порог. На заходе несколько невысоких сливов, далее группа камней в центре реки делят русло на две протоки. В левой - слалом между подводными и полуобливными камнями. Правая - падает отвесным сливом около 1.5 м через острые края плиты и зубья. Шли сходу левой протокой. При желании пройти справа препятствие лучше осмотреть, так как легко повредить оболочку судов.
Препятствие № 22,23. Шиверы. Шли сходу. Мощность шивер идет по убывающей. Ходовое время чуть более часа.
Препятствие № 24. Порог. На локальном левом повороте слив чуть более 1 м с навалом на береговые плиты. Линия движения видна с наплыва.
Препятствие № 25. Порог. "Т" Через 300 м после предыдущего препятствия река делится на два рукава крупным островом. Основная протока - левая. Чуть выше слияния проток чалились к левому берегу для осмотра. Порог является входом в каньон № 2 и представляет собой слив более 2 м через все русло, за которым река входит в скальный корридор с высотой стенок от 5 до 20 м. (ф. 16) Правая часть слива более крутая, здесь много острых плит и зубьев. В левой части слива более полого,ширина чистого прохода около 2.5 - 3 метров. За сливом около 30 м быстротока, далее несильный навал на группу камней в центре. Слева от камней проход в габарит катамарана, справа - навал на правобережную скалу. Московская группа под руководством Зыкова по более низкой воде проводила суда через основной слив пр. № 25 вдоль правого берега из-за опасения повредить оболочку катамаранов об острые камни.
Мы основной слив порога проходили вдоль левого берега по узкому пологому языку. Страховку первого судна не ставили, так как спуск в каньон за сливом возможен только с правого берега, что малоэффективно при ширине реки более 30 м. К тому же места для проведения самостоятельных спасработ за сливом вполне достаточно. К-4-1 после прохождения слива встал в улов левого берега и подстраховал остальные экипажи.
Препятствие № 26. Шивера. Длина около 300 - 400 м. В русле валы и сливы до 1 метра. Шли сходу.
Препятствие № 27. Порог. Река сваливается под скалу левого берега, образуя достаточно мощный прижим. Шли по краю основной струи.
Препятствие № 28. Порог "Кобра". "ТТ" Мощное препятствие длиной около 200 метров. Перед порогом скальная стенка левого берега заканчивается и здесь можно зачалиться для просмотра. Порог начинается короткой разгонной шиверой. На локальном левом повороте русло реки сжимается скальными выходами, образуя в этом месте слив около 2 м с мощной бочкой. Правая часть слива более крутая и изломана подводными камнями и плитами. Слева - пологий, чистый язык шириной около 4-х метров. Далее поток сильно наваливается на скальный выступ правого берега (напоминающий голову кобры), образуя мощный прижим. Отразившись от выступа, основная струя уходит под нависающие скалы левого берега. По нашей воде второй прижим был более сложным и опасным. Страховку спасконцом ставили в конце порога с левого берега.
Первым порог проходил К-4-1. Во входной слив прыгали в его левой части. Груженую "четверку" остановило на несколько секунд и хорошо потрясло. Затем экипаж вытянулся из-под слива и, разогнавшись, чисто "прострелил" порог между двумя прижимами. Чалились на правый берег. К-4-2 после прохода первого прижима не смог быстро (грамотно) зайти во 2-й и зачалился в карман левого берега, оттуда поднялся немного вверх по струе и траверсом прошел прижим, на выходе из которого сильно приложился к скале левого берега. "Двойки" шли по основной струе, на выходе обе задевали кормой левобережную скалу. У К-2-1 во входном сливе сломалась поперечина, проходящая сквозь наплыв. В результате был пробит баллон. На ремонт затратили около часа, за это время свободные от ремонта участники осмотрели правый берег в районе порога "Кобра". В лоции одной из групп здесь была отмечена стоянка, однако, ни одного приличного места для 4-х палаток нам не удалось найти. Поэтому было решено заканчивать ремонт и плыть до устья реки Верхний Минакан.
Препятствие № 29,30. Шиверы общей длиной более 1 км. В начале русло сильно забито камнями, далее линия движения упрощается. Шли сходу. Чалились в устье бурно впадающего правого притока. Как оказалось - это один из рукавов р. Верхний Минакан. Основное устье находится в 70-80-и метрах ниже и закрыто локальным правым поворотом реки. Перечалка туда по нашей воде вызвала некоторые опасения, так как здесь уже шла мощная заходная шивера препятствия № 31. Хорошая стоянка есть на высоком берегу за препятствием № 31.
9 июля.
Препятствие № 31. "Т" Порог, являющийся началом третьего каньона. Начинается заходной шиверой сразу за впадением первой протоки р. Верхний Минакан. Сначала каменистая отмель у правого берега отжимает основную струю влево, затем поток по плавной дуге вновь возвращаетсся под правый берег. Действительно напоминает трек, даже наклон реки виден на глаз. Заканчивается шивера-трек сливом более 1 м с мощной, держащей бочкой. Еще через 10-15 м быстротока следует водопадный слив более 2 м с котлом (ф. 17-21). Затем река сжимается скальными воротами, за ними мощные улова у обеих берегов. Странно, что такой красивый водопадный порог не получил своего названия: мы про себя окрестили его "Ниагарой".
При прохождении этого порога и третьего каньона в целом мы вновь использовали тактику, отработанную еще на первом каньоне и являющуюся, на наш взгляд, наиболее оптимальной в данном случае.
Тандем из "четверки" и "двойки" проходил каньон до конца с промежуточными чалками внутри каньона. Остальные участники передвигались по берегу, обеспечивая страховку и съемку в заранее оговоренных местах.
Прохождение каньона начали после обеда, до обеда отдыхали в палатках под проливным дождем. Вода поднялась еще на 25-30 см. Страховку спасконцом пр. № 31 ставили с правого берега сразу за основным сливом и в улове за скальными воротами, куда можно спуститься по небольшому кулуару напротив лагеря.
Все суда проходили порог по основной струе, прыгая в выходной слив в его центральной части. За скальными воротами чалились в улов левого берега.
Препятствие № 32, 33. "ТТ" Пороги. По нашей воде пр. № 32 являлось входной частью сложного и мощного порога № 33 "Саянский вальс" (ф. 23-34). Чалка между ними тоже весьма проблематична, поэтому оба препятствия проходили в связке. Сразу за местом чалки основная струя уходит под правый берег, образуя слив более 1 м с последующим навалом на береговой выступ. Далее полуподводная плита отбрасывает весь поток влево, где идет навал на береговые скалы. Затем левобережая скала и крупные камни в русле образуют S-образный коридор, по которому река падает несколькими ступенями сливов. Общий перепад около 2.5 метров (это пр. № 32) (ф.22). Через 15-20 м мощной шиверы поперек всего русла косой слив высотой более 1 метра. Далее следует короткий участок быстротока, в конце которого крупный обломок скалы делит русло на две части: левая шириной в габарит катамарана и правая шириной 3-3.5 м, куда идет основной поток. Отражаясь от обломка, струя почти перпендикулярно бьет под нависающие скалы правого берега. Через 15-20 м следует пологий слив около 2 м с мощным котлом, после которого поток вновь поджимает к правобережным скалам. Далее основная струя переходит под левый берег, образуя несильный прижим, затем река успокаивается. Из улова правого берега можно подняться наверх, здесь же в улове была поставлена страховка спасконцом.
К-4-1 на заходе шел по основной струе. В косой слив прыгали в его правой части, затем разогнавшись, пытались проскочить справа от обломка скалы впритирку к нему. Однако отбойная струя оказалась достаточно сильной, судно развернуло вправо и "приложило" правым бортом к береговым скалам. За обломком скалы экипаж в несколько гребков сместил судно на середину струи и зашел в выходной слив строго по центру. Котел, расположенный под сливом, вновь отбросил судно на нависающие скалы правого берега. Выбравшись из прижима, экипаж зачалил судно в конце порога к правому берегу. Главная задача гребцов правого баллона в этом пороге - беречь собственные коленки. Именно по этой причине питерская группа в условиях низкой воды обнесла "Саянский вальс".
К-2-1, шедший в тандеме с первой "четверкой", пытался повторить линию движения первого судна. Однако, при прохождении косого слива правый гребец был выбит из упоров и основную часть порога прошел, держась за раму.
К-4-2 шел тем же путем. В узости между скальным обломком и правым берегом судно очень сильно развернуло вправо и ударило о скалу носом. Правый матрос был выбит из упоров, но остался на катамаране. К-2-2, учитывая опыт прохождения первой "двойки", после заходной части порога сместился под левый берег. Косой слив в этом месте значительно ниже и не такой мощный. Далее, на участке быстротока перед скальным обломком траверсировал струю под правый берег. Прошли достаточно чисто, но без "трения" с правобережной скалой все равно не обошлось. В конце порога все суда чалились к небольшой отмели у правого берега и по кулуару поднимались наверх для осмотра следующего препятствия.
Препятствие № 34. Порог "Вираж". "Т" (ф. 35,36) Отделен от предыдущего препятствия 40-метровым плесом. На заходе в порог левее центра лежит полуподводная плита. Основная масса воды идет справа от плиты. После нескольких ступенек-сливов поток наваливается на наклонные плиты правого берега и поворачивает влево на 90о. Левая часть струи упирается в скальный выступ берега и падает с него косым 1.5 метровым сливом. В месте слияния потоков образуется мощная бочка, за которой основная масса воды устремляется под нависающие скалы левого берега. На протяжении 15-20 метров на этот берег идет сильный навал. В конце порога огромный улов у правого берега. В этом улове ставили страховку спасконцом. Спуститься сюда можно по наклонным плитам сразу за скальным выступом правого берега (при влажной погоде желательны веревочные перила). Все суда проходили порог вдоль скал правого берега, за бочкой телемарком уходили в улов правого берега.
Препятствие № 35. Простая шивера длиной около 250-300 метров. Ближе к концу шиверы правый берег понижается. Шиверу проходили без просмотра, чалились направо. Ночевка на прежнем месте.
10 июля. С утра отнесли рюкзаки к судам и продолжили сплав. За ночь вода поднялась на 10 см.
Препятствие № 36. "Т" Шивера-порог. Состоит из двух ступеней. Первая расположена сразу за предыдущим препятствием - шивера средней сложности. Далее русло делится островом на две протоки, основная - правая. За островом на сбое струй стоит большой прямоугольный камень, на который наваливается основная масса воды. Прижим очень сильный, а обилие полуобливных и надводных камней затрудняют маневр. Слева и справа от камня сливы до 1 м. После 40-50 метров средней шиверы река делает локальный правый поворот. В центре реки несколько крупных камней создают ряд габаритных ворот. Далее река входит в скальное сужение с несильным навалом на левый берег.
Первую часть препятствия шли сходу правой протокой. К-4-2 не сумел избежать навала на прямоугольный камень. Прижало так сильно, что экипажу пришлось срочно вылезать на камень и вытаскивать туда катамаран. Сразу за камнем чалились к левому берегу для осмотра выходной части препятствия. Проходили по основной струе с лавировкой между камней.
Препятствие № 37. Шивера средней сложности. Протяженность 400-500 метров. В русле много открытых и полуобливных камней. Заканчивается препятствие за островом в устье небольшого левого притока.
Препятствия № 38, 39. Участок шивер. Протяженность около 3-3.5 км. Примерно через 1 км после начала участка - устье правого притока - р. Средний Минакан. Весь участок шли сходу, чистое ходовое время 25 минут.
Препятствие № 40. Порог. Расположен за островом на слабом правом повороте реки. На заходе несколько сливов до 1 м, далее скальное сужение, в котором пологий косой слив около 1.5 м. За сливом русло вновь расширяется. Шли сходу по основной струе. В 100 м за порогом водопадный приток с левого берега.
Препятствие № 41. Шивера. Протяженность около 1 км, в русле невысокие валы и полуобливные камни, шли сходу. Чалка к левому берегу перед началом левого поворота со скальными выходами.
Препятствие № 42. "ТТ" Порог. Скальные выходы левого берега и плиты в центре реки образуют достаточно узкий коридор, куда сваливается почти весь поток. Здесь несколько ступенек - сливов более 1 м и несильный навал на левый берег. Затем река расширяется и через все русло идет слив более 1.5 м с мощной бочкой. Слева и в центре слив очень крутой, под скалой правого берега - несколько проще. После осмотра этого и следующего препятствия было решено идти препятствия 42 и 43 в связке.
Препятствие № 43. "ТТ" Порог. За выходным сливом порога № 42 около 30 м мощного быстротока, после чего река сжимается плитой левого брега и крупнокаменистой отмелью справа. В основной струе друг за другом идут два слива: первый более 1.5 м, второй более 1 м. Оба слива с мощными бочками. Левее центра часть потока переваливает через левобережную плиту, образуя отвесный слив около 2-х метров, за ним участок спокойного быстротока.
Страховку двумя спасконцами ставили с левого берега: один - напротив выходного слива пр. № 42, второй - ниже сливов пр. № 43.
Идущий первым экипаж К-4-1 выбрал линию движения ближе к левому берегу. В выходной слив пр. № 42 прыгали левее центра. Бочка оказалась настолько мощной, что полностью остановила груженую "четверку". С трудом вытянувшись из-под слива, экипаж в несколько гребков сместил катамаран с основной струи под левый берег. Разогнавшись на быстротоке, прыгали в водопадный слив пр. № 43 ближе к левому берегу. Небольшая с виду бочка остановила судно и развернула его лагом, после чего у катамарана переломились все пять поперечин. Поскольку судно осталось на ровном киле, экипаж сумел сместить его вдоль бочки и зачалить в улов за плоской левобережной плитой (ф. 37).
На изготовление новой рамы ушло около 4-х часов (совместно с обедом). После ремонта К-4-1 встал на страховку в улове левого берега.
Остальные суда учли печальный опыт и избрали другую линию движения. После входной горки пр. № 42 смещались под правый берег и проходили слив в его более пологой части. Затем разгонялись и по основной струе пробивали сливы пр. № 43 (ф. 38-40). Бочки оказались очень мощными, но тем не менее все суда прошли успешно. Чалка в улове правого берега.
Препятствие № 44. Порог. "Т" Отделен от предыдущего 80-метровым участком быстротока. На правом повороте реки крупные камни с обеих берегов сжимают поток. Чистый проход по центру. Здесь один за другим расположены несколько сливов высотой около 1 метра с бочками. Осмотр делали еще во время обеда с левого берега. Порог значительно слабее предыдущего, поэтому дополнительного осмотра перед прохождением не делали. Шли по основной струе с интервалами 40-50 метров.
Препятствие № 45. Шивера. Длина около 400 -500 м. Заканчивается на плавном левом повороте в устье бурно впадающего правого притока - р. Верхний Минакан.
Препятствие № 46. Шивера. Начинается сразу за устьем притока, длина около 150 метров. Фактически эта шивера является входной для пр. № 47 "Март". Обилие полуобливных камней сильно затрудняет маневр. Поэтому по средней и выше воде не лишним будет осмотреть шиверу на предмет выбора места чалки перед следующим порогом. Мы шли сходу, чалились к левому берегу за 30 м перед огромной плоской плитой. От плиты вверх поднимается тропинка, здесь хорошее место для лагеря. Зачалили суда и поднялись по тропинке к месту ночевки.
11 июля.
Препятствие № 47. Порог "Март". "ТТ" На входе в порог русло реки сжимается огромной плоской плитой слева и крупными камнями справа. Основной поток образует водяную "горку", которая на 25 - 30 метрах падает на 2-2.5 метра. Заканчивается "горка" мощнейшей бочкой по всей ширине русла. В 8 - 10 метрах за бочкой выходы плоских плит в обеих сторон еще больше сжимают поток. В образовавшихся "воротах" водяной бугор поднимается на высоту 0.7-0.8 метра. За бугром около 2-х метров почти отвесного падения и мощный котел. Далее 8 - 10 метров быстротока, после чего русло перекрыто несколькими грядами полуобливных камней, через которые весь поток сваливается под левый берег. Здесь в скальном сужении расположены два слива высотой более 1 метра. За вторым сливом - улова у обоих берегов.
Вероятность аварии в основном сливе порога была изначально оценена нами как очень высокая. По принципу "двоих выловить проще, чем четверых" первым было решено пустить К-2-1, кроме того, этот экипаж имеет максимальный из всей группы опыт "киля" с самостоятельными спасработами. Первую точку страховки спасконцом поставили напротив основного слива под скалами левого берега, несмотря на то, что расстояние до ближайшего края слива являлось предельным для точного броска - около 25 - 30 метров. Однако, основная струя после слива шла именно под левый берег. Еще две точки страховки спасконцами были поставлены в левобережных уловах на выходе из порога.
Экипаж К-2-1 заходил в порог по основной струе, держась чуть левее центра для того, чтобы в основном сливе проскочить в "щель" между камнем слева и вершиной "водяного бугра". Бочка в конце входной "горки" полностью погасила скорость судна и развернула его. Перед тем, как въехать на "бугор", экипаж успел выставить судно носом по течению, но в основной слив прыгали почти без положительной скорости. В сливе "двойка" мгновенно перевернулась через диагональ (ф. 41,42). Экипаж сумел выбраться на раму. Крутанувшись несколько раз вокруг своей оси, судно постепенно сползло в правую часть котла (очевидно, самая низкая точка) и там прочно "зависло" (ф. 43). После первого броска спасконца стало понятно, что до катамарана страховка с левого берега не дотянется. Поэтому двое участников, захватив спасконец, переправились на К-2-2 на правый берег выше порога. Закрепив веревку, они выдернули аварийное судно в улов правого берега (ф. 44). Спасработы заняли 20 минут. Все это время перевернутую "двойку" сильно "трясло" и вращало вокруг оси. Экипаж пытался самостоятельно вытянуть судно из-под слива, но ему это не удалось, только весла погнули. После ликвидации аварии обе "двойки" провели вверх по течению вдоль правого берега и перечалили к месту стоянки. На этот день решили сплав закончить и остаток дня посвятили просмотру следующих препятствий каньона. К вечеру вода прибыла еще на 10 - 15 см.
На следующий день 12 июля попытку пройти "Март" предпринял экипаж К-4-1. Перед прохождением выставили страховку "морковкой" в конце порога, после чего К-2-1 и К-2-2 поочередно провели суда по узкой левой протоке за основной слив, перекинув их через несколько крупных камней. Успешно пройдя выходную часть порога, К-2-2 встал на страховку в улов правого берега, а экипаж К-2-1 поднялся по правому берегу до основного слива и организовал страховку на месте вчерашних спасработ. К-4-1 заходил в порог строго по центру струи, сильно разгоняясь. Из первой бочки вышли с достаточным запасом скорости. Однако, после прыжка с "водяного бугра" катамаран глубоко погрузился в пенный котел, его развернуло лагом и мгновенно перевернуло через левый баллон (ф. 45-47). Также как и предыдущее, судно переместилось в правую часть котла, откуда и было выловлено страховкой. Одного из гребцов в сливе вымыло и он выбрался на камни правого берега в 20 метрах ниже по течению. "Четверку" провели вверх по течению и переправили на левый берег к месту стоянки.
Обсудив итоги прохождения порога "Март" и результаты осмотра дальнейших препятствий каньона, а также учитывая, что отставание от запланированного графика движения увеличилось уже до 2-х дней, приняли решение обнести оставшиеся препятствия каньона. Сомнение вызывали два препятствия: водопад "Мраморный" - три последовательных слива, два из которых аналогичны основному сливу порога "Март" и "Водопад 4 м" - слив сложной формы с общим перепадом 4 метра и расположенный за ним котел огромного размера под отрицательной скалой левого берега. Мощь котла явно превышала возможности наших судов. Организация страховки и спасработ, равно как и проводка судов внутри каньона весьма трудоемка, а тропа левого берега идет здесь в 100 метрах над рекой.
В этот же день мы разобрали катамараны и отнесли их по тропе за порог № 56 "Квинтет". В этом месте тропа выходит к реке и есть небольшая каменистая отмель, где можно делать стапель. Ходовое время с грузом - 40 - 50 минут, максимальный перепад высот 95 - 100 метров. К вечеру катамараны были готовы и мы отправились на ночевку в базовый лагерь. Дальнейшее описание препятствий каньона было составлено во время осмотра. До порога "Мраморный" почти везде можно пройти вдоль воды, далее начинаются локальные "бомы", за порогом сплошная стена левого берега тянется за порог № 55 "Водолаз".
Препятствия № 48, 49, 50, 51. Мощные шиверы средней сложности, идущие практически без перерыва. Много полуобливных камней, несколько сливов высотой более 1 метра.
Препятствие № 52. Водопад "Мраморный". "ТТ" Начинается 1.5 метровым сливом вдоль правого берега, затем после короткого участка быстротока косой слив в воротах из камней. Высота слива более 1.5 метров, за ним мощная бочка и навал на скальный обломок, едва прикрытый водой. (По фотографиям московской группы - это плоская плита, торчащая из воды более чем на 1 метр с сильным боем в нее.) Далее основной поток идет в правой части русла, наваливается на скалу, перегораживающую половину реки и вдоль нее падает влево косым сливом более 2-х метров. Под сливом мощный котел, слева и справа улова.
Препятствие № 53. Порог. "Т" Водяная горка с общим перепадом около 1.5 метров. У основания горки поток упирается в скальный обломок, стоящий в центре русла. Проход возможен с обеих сторон от обломка: справа навал на береговую скалу, слева - чисто. За порогом чалка к наклонным плитам правого берега.
Препятствие № 54. Порог "Водопад 4 метра". "ТТ" (ф. 48) После 20 м спокойной воды русло сжимается выступающей справа плоской плитой. Поток падает вдоль скал левого берега мощным многоступенчатым сливом с общим перепадом 3.5 - 4 метра. Кромка слива имеет достаточно сложную форму. Основная струя под сливом бьет в нависающие скалы левого берега, образуя мощный котел. Затем короткий участок быстротока и огромная скала в центре русла. Поток огибает скалу с обеих сторон и успокаивается. Московская группа по низкой воде прошла порог одним судном, второе обнесли по плитам правого берега.
Препятствие № 55. Порог "Водолаз"."Т" Расположен на локальном левом повороте реки. Выступающая с правого берега плита перегораживает ѕ русла, образуя пологий слив более 1.5 метров под левым берегом. За сливом русло снова расширяется, справа за плитой огромный улов.
Препятствие № 56. Порог "Квинтет". "Т" После короткого участка быстротока поток прорезает монолитную скалу несколькими проходами. В каждом проходе пологий слив 1 - 1.5 метра. Проход возможен через любые "ворота". Далее русло резко расширяется, образуя мелководную шиверу с обилием открытых мелких камней.
13 июля.
Препятствия № 57 - 59. Шиверы средней сложности. В начале препятствия мы загрузили вещи на катамараны и далее шли сходу. Общая длина шиверы около 1 км. В конце шиверы огромная плоская плита левого берега перегораживает 2/3 русла, отжимая поток вправо. Чалка на левый берег за 30 - 40 метров до плиты.
Препятствие № 60. Порог "Водопад 5 метров". "ТТ" (ф. 49-54) Начинается разгонной шиверой. Затем между левобережной плитой и скалами правого берега следует слив с общим перепадом около 4-х метров. Под сливом мощнейшая (но проносная) бочка. Наиболее удобный заход - правее центра. Левая часть струи бьет в скальный выступ. Ниже слива мощный улов.
Перед прохождением обнесли вещи за левобережную плиту. Туда же отнесли К-4-1 и К-2-1. К-2-1 переправился на правый берег и там встал на страховку и съемку. К-4-1 страховал из улова левого берега. Первым порог прошел К-4-2. На заходе приходилось идти вдоль правого берега, чтобы попасть в слив правее центра. Зашли достаточно четко, однако, поверхность воды на сливе имеет наклон в двух плоскостях, за счет чего корма соскальзывает вниз и судно входит в бочку под некоторым углом. Полностью удержать судно от разворота не удалось и при ударе о бочку выбило носового гребца. Экипаж в полном составе зачалился к скалам правого берега.
Далее, придерживаясь той же линии движения порог чисто прошел экипаж К-2-2.
Затем занесли вверх К-4-1 и также прошли порог. На сливе "четверку" сильно развернуло и из бочки она вышла "на ребре", однако киля удалось избежать.
В улове левого берега загрузили вещи на катамараны и продолжили сплав, предварительно осмотрев с тропы левого берега препятствия 61 и 62.
Препятствие № 61. Порог. "Т" Начинатся сразу на выходе из улова. Состоит из трех коротких ступенек, разделенных участками быстротока. В каждой ступени лавировка между крупными камнями и сливы более 1 метра. Шли по основной струе.
Препятствие № 62. Порог. Образован скальными выходами и представляет собой пологий слив высотой около 2 м. На выходе поток упирается в крупный скальный обломок. Шли по основной струе. Проходили между обломком и скалами правого берега.
Препятствия № 63 - 70. Участок мощных шивер средней сложности. В русле обилие камней, но линия движения хорошо просматривается с наплыва. Общая протяженность шивер около 2.5 - 3 км. Препятствие заканчивается длинным прямым участком, в конце которого низкие скалы правого берега перегораживают практически все русло. Одна из скал по форме напоминает пулю, лежащую на боку. Это ориентир порога "Водопад 10 метров". Река в этом месте делает локальный левый поворот почти на 90о. Чалились перед поворотом к пологим выходам скал правого берега.
Препятствие № 71. Порог "Водопад 10 метров". "ТТ" За крутым левым поворотом река снова поворачивает вправо на 90о. На этом участке несколько гряд острых камней через все русло образует серию сливов до 1.5 метров в узких воротах. После короткого участка быстротока река сжимается скальными берегами и падает вниз двухступенчатым водопадом. Первая ступень отвесная с перепадом около 4 м, вторая - более пологая, перепад около 6 метров, в середине ступени бой в скалу левого берега. У основания водопада мощнейшая бочка, далее огромный улов (ф. 55).
Тропа обноса начинается сразу за плоской скалой к которой мы причалили. Она взлетает вверх около 40 - 50 метров, затем идет по ровной полочке, после чего круто спускается вниз на галечную отмель за водопадом. Пока готовился обед, успели обнести все суда и вещи.
Препятствие № 72. Порог. Состоит из двух ступеней. Первая начинается сразу на выходе из улова под водопадом и представляет собой слив чуть более 1 метра с навалом на камень. Далее в русле еще несколько сливов меньшей высоты и участок быстротока. За левым поворотом начинается вторая ступень. Группа камней в центре русла делит реку на две протоки. В правой - слив около 1 метра с навалом на береговые камни, в левой - пологий чистый слив. Шли сходу левой протокой, за слиянием чалились в улов правого берега.
Прерпятствие № 73. Порог "Июль". "Т" Крупные камни в центре резко сужают русло. Основная струя идет левее центра. После короткого участка быстротока поток несколькими ступенями сваливается под скалу левого берега. Общий перепад более 1.5 метров, навал несильный. За порогом справа большой улов. После осмотра шли по основной струе.
Препятствие № 74 - 80. Шиверы средней сложности. Требуется интенсивная лавировка, так как в русле много открытых и обливных камней. Однако, опасности препятствие не представляет, можно идти сходу. От порога "Июль" до стрелки с Левой Миней 15 минут сплава.
Ближе к устью Укучикта разбивается на несколько рукавов, образуя "дельту". Шли держась в основном правой стороны, наиболее полноводными протоками. Оборудованная стоянка есть на левом берегу Левой Мини, напротив устья Укучикты.