Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
Отчет о водном (каяки) путешествии по рекам южной части Мурманской области, совершенном в июне 2008 г.
Состав группы:
Бекетов Константин
Новожилова Ольга
Жаден Олег
Васильев Виктор
Михайлова Анна
Маршрут:
р.Рябина – р.Канда – р.Лувеньга – р.Пила
Описание
Сие действо – никак не поход в обычном понимании этого слова, это некие покатушки на каяках по не очень известным речкам, произведенные «вокруг да около» организации приключенческой гонки RedFox AR 2008 (см. http://www.adventure-race.redfox.ru/ и http://www.adventureraces.ru/races/redfoxar2008/ ). Условное название – «Рябина на коньяке», в смысле на каяке.
Река Рябина является основным правым притоком р.Канда. Берет начало на западных склонах г.Кайта (622 метра). Весной и в начале лета можно начинать сплав примерно от отметки уреза воды 300 м над уровнем моря. В июле-августе расход воды очень сильно падает, и сплав возможен только в нижнем течении реки, в особо сухое лето - после слияния с рекой Канда.
Поскольку сплав начинается на высоте 300 метров и заканчивается менее чем через 30 км на уровне моря, Рябина является самой крутопадающей рекой в Северо-Западном регионе. Маршрут по Рябине уникален для Карелии и Кольского п-ова отсутствием протяженных плесов. Удобно, что река на всем протяжении не отходит более чем на 1 км от шоссе Кандалакша – Алакуртти, что позволяет организовать сплав без бивачного снаряжения. При достаточном опыте реку можно пройти за 1 световой день, тем более что в сезон здесь солнце практически не заходит за горизонт.
Подъезд к началу сплава – от Кандалакши по шоссе на Алакуртти. Шоссе проходит по берегу губы Канда (куда впадает одноименная река и где заканчивается сплав); справа высится массив г.Гремяха (525 м). Затем шоссе пересекает р.Канда, и примерно через 8 км приводит к мосту через Рябину. При малом уровне воды можно начать сплав от этого места, при этом теряется один интересный порог и серия шивер. Через 3 км развилка: основное асфальтированное шоссе уходит в южном направлении, поднимаясь на перевал в бассейн р.Каменная, а вправо, на запад, отходит грунтовая дорога – старое Алакурттинское шоссе. В конце мая – начале июня дорога может быть местами размыта и затоплена или могут встретится снежные участки: рекомендуется полноприводная машина. Определенную сложность представляют деревянные мосты через ручьи, находящиеся в аварийном состоянии. Тем не менее, по состоянию на июнь 2008 года преодолеть несколько км по этой дороге до точки начала сплава было не сложно.
Река протекает в нескольких сотнях метров от дороги, отчетливо слышен шум воды. Необходимо совершить небольшой волок через верховое болото. При некотором фанатизме можно затащить суда выше по течению, и начать сплав примерно от места слияния истоков Рябины (со склонов г.Кайта и г.Крутая).
В месте начала сплава Рябина представляет собой полноводный поток шириной 5-10 метров, с постоянным заметным уклоном и высокой скоростью течения. По берегам редкий еловый лес. Шиверы переходят одна в другую практически без перерыва. Выделяется препятствие с резким падением (можно идти сходу), после которого река успокаивается и на протяжении примерно 1 км течет спокойно, но с заметной скоростью, пересекая заболоченную низину. В конце спокойного участка разгонные шиверы и затем первый серьезный порог на реке. Ориентиром являются скалы на правом берегу. Желательно пристать к ПБ для осмотра. Порог представляет собой серию бочек и финальный водопадный слив высотой более 1 м. Ниже порога протяженная мощная шивера, что осложняет судьбу перевернувшегося судна. Порог назвали «Русский», поскольку на реке на карте уже был именной порог Финский, и по ходу нашего сплава мы продолжили традицию называть препятствия в честь стран Северной Европы и их соседей. При прохождении Русского порога основную сложность представляет вторая по счету косая бочка у правого берега, при неудачном преодолении которой, даже если не случилось переворота, остается слишком мало времени до финального водопадного слива. В нашем случае 4 человека благополучно прошли препятствие, а Олег лег в этой бочке, не успел встать до слива, отстрелился в нем, и был благополучно «пойман» страхующим каяком, но его лодка ушла дальше в шиверу, и зачалить ее удалось только через несколько сот метров, перед автомобильным мостом.
Ниже Русского порога начинается длинная непрерывная цепь шивер, некоторые из которых вполне могут считаться отдельными порогами. Именно этот участок фона делает Рябину непохожей на другие реки Карелии. Русло реки забито крупными камнями, падение порядка 10 м\км, скорость течения очень высокая. При достаточном навыке участок проходится сходу, используя суводи в тени крупных камней. Основная трудность в протяженности – реально устаешь.
Затем река несколько успокаивается, следует небольшой участок ровного быстрого течения, и путь преграждает Шведский порог. Он представляет собой скальную гряду, которую река преодолевает несколькими рукавами. Основная вода идет по левой протоке, но существует также правая интересная «канализация», по которой мы и просачивались. Порог необходимо просматривать; при прохождении правой протокой – с правого берега, при желании пройти левой – соответственно с левого. Общее падение в пороге составляет несколько метров, порог может быть осложнен застрявшими бревнами.
Через несколько сот метров фонового сплава река подходит к началу Норвежского каньона – самого интересного и неоднозначного препятствия на Рябине. Ориентиром служит S-образный поворот, образованный высоким левым берегом; впереди видны скальные стенки каньона. Необходимо зачалиться для просмотра.
Каньон как препятствие имеет протяженность несколько сот метров; длина реального скального каньона метров 100. Можно выделить 4 части: водопадный слив на входе в каньон, мощный сложный слив в средней части порога, кульминационный 3-х метровый водопад на выходе и мощную выходную шиверу. Отдельные части Норвежского каньона (или Каскада) могут пройдены или обнесены с организацией лагеря. Высокий левый берег неудобен своей высотой, но зато здесь можно подняться к шоссе и ночевать с опорой на свой автотранспорт. Правый берег глухой, без стоянок, но для организации лагеря рядом с порогом он может оказаться удобнее. Мы ночевали на левом берегу, возле шоссе.
3-х метровый водопад нашей группой не был пройден: доступная левая протока была перегорожена упавшим деревом, которое поласкалось в сливе и могло стать причиной серьезной уборки. Остальные части Норвежского каньона были пройдены с разной степенью успешности: чуть не протратили один из каяков, который после отстрела замыло в сифон под большой камень.
После выходной шиверы Норвежского каньона река несколько успокаивается, впадая в Канду (приходит слева). Относительно спокойный участок после резкой излучины приводит к мощному порогу Падун, требующему обязательного просмотра. Просмотр удобен с левого берега. Перед входом в порог жизнь осложняет провисший трос бывшего водомерного поста.
Порог Падун представляет собой мощный пологий слив по скальной плите. Слив заканчивается мощной бочкой нехорошей формы, способной надолго задержать судно. При меньшем уровне воды порог становится менее опасен, основная бочка может обойдена сбоку. Мы по нашей воде, после долгих раздумий, отказались от прохождения и обнесли порог слева. Здесь на берегу большие рыбацкие стоянки, рядом шоссе.
Ниже Падуна река имеет спокойное быстрое течение, иногда прерываемое отдельными шиверами и перекатами. Порог Финский при высокой воде практически затоплен и не представляет сложностей. По левому берегу проходит лесная (полевая) дорога, по которой можно выйти на шоссе, минуя губу Канда (это может быть удобно в случае сильно ветра на просторах губы).
Канда принимает интересный правый приток Лобку, и после серии перекатов и шивер дельтой впадает в губу Канда. При желании, в случае «туристского» сплава, через губу можно выйти в Кандалакшский залив Белого моря и закончить маршрут непосредственно в городе Кандалакша. Следует учитывать, что острова Кандалакшского залива являются заповедными и многие из них закрыты для посещения (гнездования птиц).
Река Лувеньга была пройдена от оз.Среднее Лувеньгское до впадения в Кандалакшский залив.
Заброска к началу маршрута – по грунтовой дороге, огибающей с севера массив Лувеньгских Тундр. Местные иногда называют этот путь «дорогой на Тетюшку», имея в виду оз.Тетюшкино. Дорога начинается от автомобильного моста через р.Нива. Этот мост может быть смыт паводком при открытии плотины ГЭС выше по течению. В этом случае можно воспользоваться дорогой левого берега Нивы, которая начинается от перекрестка возле моста на трассе Кандалакша-Умба. На этой дороге есть каменистые участки, требующие у автомобиля большого дорожного просвета.
Путь к началу маршрута в смысле ориентирования прост. На единственной крупной развилке необходимо свернуть налево (путь вперед приводит к карьеру). После оз.Тетюшкино (его видно слева, далеко внизу), дорога упирается еще в один карьер, дорога превращается в две колеи, обходящие карьер слева. На развилке свернуть вправо, пересечь ручей вброд. Дальнейший отрезок дороги может оказаться проблематичным для неподготовленной автомашины, желателен полноприводной транспорт (камни, броды, разрушенные мосты). От карьера до места стапеля порядка 6 км.
Сплав логично начать от разрушенного моста через ручей, впадающий с северо-запада в озеро Среднее Лувеньгское. Ручей шириной 3 метра сильно петляет, но буквально через пару сотен метров впадает в озеро, соединенное со Средним Лувеньгским широкой протокой. На Среднем Лувеньгском привлекает внимание высокий скалистый остров и крутой склон г.Избная Йолга, обрывающийся в озеро с запада.
Из южной оконечности озера берет начало река Лувеньга, протяженностью около 5 км, падающая примерно на 35 м. На реке несколько протяженных шивер, которые проходятся сходу. В нижнем течении река успокаивается и сильно петляет пред впадением в Нижнее Лувеньгское озеро.
Из западного залива вытекает река Нижняя Лувеньга, протяженностью около 10 км, впадающая в Белое море. Река падает на 101 метр. Это практически непрерывная цепочка шивер. Местами русло завалено крупными камнями. При этом расход воды даже в паводок не велик, так что все препятствия проходимы сходу. Может быть, после Рябины, но так или иначе, прохождение Лувеньги не показалось сложным.
Сплав логично закончить под мостом в поселке Лувеньга, на шоссе Кандалакша – Умба. Можно выйти в Кандалакшский залив, в этом месте представляющий собой настоящие шхеры между множеством островов. Острова относятся к территории заповедника, на многие из них высаживаться запрещено. К берегу материка можно приставать без ограничений.
Река Пила впадает в одноименную губу Белого моря, пересекая шоссе Кандалакша-Умба за несколько километров до моста через реку Умба. Прямо под мостом Пила образует один из своих интересных порогов водопадного типа, который привлекает внимание при движении по шоссе на автомобиле. Всего в 4 км выше шоссе Пила образуется от слияния рек Шомба и Горелая, по второй из них начинается маршрут сплава. Общая протяженность сплавного участка около 8 км, река падает на 40 м, сплав заканчивается на берегу Пильской губы Белого моря.
Подъезд к началу маршрута, озеру Лендозеро, по грунтовой дороге, отходящей от шоссе на север примерно в 1 километре восточнее моста через Пилу. Дорога приводит к карьеру на юго-восточной оконечности Лендозера.
Далее надо пересечь озеро в его дальний северо-западный залив, откуда вытекает р.Горелая. Начинаются небольшие шиверы и переваты, которые постепенно усложняются, особенно после впадения справа р.Шомба, вдвое увеличивающей расход воды в реке. Все шиверы приходятся сходу, но некоторые из них требуют внимания и четких маневров, поскольку в них встречаются застрявшие бревна.
Перед автомобильным мостом необходимо пристать к левому берегу для осмотра порога, начинающегося прямо под мостом. Основная часть порога представляет собой слив высотой около 1,5 метров. Река делится на две протоки; правая упирается в скалу, поворачивая более чем на 90°, левая образует прямой слив. Мы проходили левой протокой.
Порог без перерыва переходит в мощную шиверу, река делает резкий поворот влево, затем вправо. Русло имеет характер каньона – крутые высокие склоны. После небольшого перерыва следуют одна за другой еще несколько мощных шивер. Одна из них с большим падением, которое с наплыва воспринимается как высокий слив, но при подходе ближе становится видна вода за препятствием. Все шиверы могут пройдены сходу при некотором опыте.
Река Пила впадает в Белое море порогом со скальными островами. В высокий прилив этот порог частично затапливается морем. Пильская губа на удивление мелкая, в отлив можно сесть на мель даже на каяках. Дно песчаное. К нам по воде прибежали собачки и начали дружить прямо посреди моря.
Слева виден причал и постройки частной рыболовной базы. На причале можно договориться с работниками базы и через их территорию выехать на шоссе.
Река Пила представляет интерес для короткого тренировочного сплава. Можно совместить прохождение Пилы с маршрутом по Умбе.
2009-03-07 21:42:29 | Иван | E-Mail Река Рябина впервые была пройдена командой Козенкова В.В. еще в 2001 году (Рябина-Канда-Лобка) Шли на катамаранах (четверка, 2 двойки и одноместный кат. Прошли на Рябине все, кроме водопада.
Поход 2001 года участвовал в московском чемпионате, есть отчет, и порогам уже даны свои названия.
Перед громким заявлением не забывайте пользоваться яндексом ;-)
А за фото большое спасибо, хотел туда сорваться этой весной, но пока приходится отложить на годик-другой...
2009-03-10 01:23:03 | Иван | E-Mail Ссылка на отчет В.В.Козенкова 2001г.
webfile.ru/3013670
2009-03-10 15:38:08 | kandid | E-Mail Вы где-то в тексте вообще видели слово "первопрохождение"? :)
фраза "решили назвать" означает, что мы именно решили между собой так называть какое-то место. Речка у нас вообще называлась Рябиной-на-Коньяке.
ЗЫ отчет не грузиццо с вэбфайла