LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Подъем к перевалу Дыхниауш
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Карелия, реки Тумба, Сонго, Лужма

Маршрут:

Р.Тумба – оз. Кердано – оз. Унутозеро – р. Сонго – оз. Селецкое – р. Лужма – оз. Панозеро.

Плавсредства:

Байдарка “Таймень – 2” на фартуках и юбках – 2 шт.

Участники:

  1. Аполлонов Евгений. (Он же Большой Жорж, он же Очко Погоды) – Адмирал и Завхоз (по призванию). 31 год.
  2. Андреев Алексей (Он же Бодрый Кабанчик) – матрос Большого Жоржа. 31 год.
  3. Новиков Петр (Он же Бродячий Градус) – капитан второй Байды. 41 год.
  4. Евдокимов Сергей (Он же Бобер Тумбочкин) – матрос Бродячего Градуса и самый искусный оператор топора при проходке завалов. 43 года.

 

Предисловие.

Лето. Пора отдыхать. Возникает обычный вопрос – “Куда податься ?” Чирка – были, Кепа – были, Воньга – были, Суна – были, Охта – были, Тунгуда – были, Шуя – тоже были, некоторые аж три раза. Трижды пошуисты, блин. И, главное, везде турья навалом, теперь это модно на катах да на каяках ходить. Это раньше, лет двадцать назад, можно было свободно перемещаться по Вуоксе да по Ладоге не встречая практически никого. Теперь все, не те времена.

Итак, порылись в Инете, посмотрели. Волома шкуродерна, Писта – хорошая речка, но некоторые из нас шли в поход после многолетнего перерыва, так что вроде стремновато… О! Тумба!. То, что надо! Отчетов по ней мало, значит там никто не ходит, а из отрывочных сведений подчерпнутых в том – же инете видно, что Тумба это – “таежная речка”, “песчаные пляжи, хорошие стоянки”, “места вокруг – одни из самых глухих в Карелии: нет ни дорог ни деревень”, “пороги до 4 к.с.”, правда есть такие слова: “встречается много завалов”. Ну, бывает. Ну и что – же.

Итак, решено. Идем на Тумбу.

Часть I. ЗАБРОСКА. 24.07.05

Мы поступили так, как было написано в инете неким, с позволения сказать, путешественником, который вряд – ли был на этой таежной речке, а изучал ее исключительно по карте. Так вот, в инете написано, что “для заброски в истоки р. Тумба надо договориться с машинистом об остановке поезда у моста”. Это не доезжая 5 км. до станции Пенинга. Да , на карте обозначен мост, мы машинисту вежливо ткнули пальчиком в карту, и за 300 рублей поезд остановился. Выходим. Кругом тайга. Поезд уходит.

-Где река?

-Нету!

- Где мост?

-Нету!

-Может, машинист дурак или сволочь?

-А какая теперь разница? Пошли искать реку.

- Пошли.

Расходимся. Я в одном направлении. Жорж в другом. У нас карманные рации. Бьют до 2 км. по прямой. Расходимся. Базарим по рации. Хрустит под ногами железнодорожная щебенка. Глушь. Комары. Жорж перестал “ловиться”. Видать, далеко ушел. Впереди шум воды. Мост? Не видно. Подхожу ближе. Граждане, вы обхохочетесь! ТРУБА ПОД НАСЫПЬЮ! Нет тут никакого моста. И никогда не было. Меня догоняет Леха Андреев. Идем осматривать русло реки. По этому ручью не то что байдарка не пройдет, детский кораблик застрянет. Уныло смотрим в карту. Говорю:

-Тут зимник.

Действительно, на карте обозначен зимник, 300 м. южнее русла Тумбы. Идем туда. В реальности, “зимник” оказался вполне пристойной грунтовой дорогой.

Мы вернулись назад, в точку высадки, вызвали Жоржа по рации (он все еще искал мост в другой стороне), подобрали манатки, и весело пошкандыбали с пятидесятикиллограмовыми рюкзаками в сторону зимника, а затем, по зимнику в сторону оз. Елеярви. Не доходя до озера, дорога разветвляется. Иду на разведку. Подходы к оз. Елеярви сильно заболочены. Смысла тащить там снарягу нет совершенно никакого. Зато левая отворотка дороги прямиком выходит к мосту через р. Тумба. Тут и собираем байдарки.

Конечно, до озера по руслу сплошной волок (500 м.), но это ХОТЯ – БЫ ВОЛОК, а выше по течению, т.е. до моста и о волоке говорить не приходится. Сплошные коряги, камни и завалы. Короче, волочимся до озера, по пути протаскиваясь через завалы и бобровые плотины. На озере есть пляжики, но берега низкие, для стоянки малопригодные. Идем дальше. Входим в Тумбу. Воды значительно больше. Завалов мало, течение быстрое, идем ходко. Много стояночных мест. Народу – ни души. От озера вниз по течению проходим километров 10 и разбиваем лагерь. Здесь хорошая рыбалка. Три заброса – одна щука. Коптим рыбу. Кушаем. Балдеж. В честь начала маршрута и моего с Серегой и Жоржем 25-летнего стажа туриста выпиваем по 380 г. водки и ложимся спать.

Часть II. ЗАСАДА.

25.07.05

Следующий ходовой день с самого утра начал нам преподносить малоприятные сюрпризы. По мере сплава по реке, мы с удивлением начинаем замечать увеличение количества завалов. Река сильно петляет. Берега реки становятся крутыми, они состоят из какой – то мерзкой особо сильно засасывающей разновидности глины, так что выбраться наверх сложновато. На верху, т.е. на твердом берегу, в лесу человеческих троп нет. Только звериные.

Лес труднопроходим. Река подмывает свои берега вместе с деревьями. Отсюда и завалы. Идет мерзкий моросящий дождь, временами переходящий в ливень. Встретили тургруппу, отстаивающуюся на берегу. У них три “Тайменя”, один из них – “трешка”. В составе группы много женщин. Больше туристов на Тумбе мы не видели. И вообще никого не видели. Идем дальше, и чем дальше идем, тем больше сочувствуем той, оставшейся группе. Нам – то что, нас четыре здоровых мужика, а вот с тетками посреди завалов – это вообще какой – то мрачный экстрим. Нет, вы не подумайте, я не против женщин в походе, но на этом маршруте нужны какие – то ломовые тетки, а девушки класса “герма” здесь не катят. Количество завалов начинает принимать ужасающие размеры. Расстояние между завалами сокращается до 25 – 50 м. Мы их проходим не разгружая байдарок, а просто переволакивая свои плавсредства через стволы. Слава Богу, шкуры новые, из ПВХ. Со старыми, брезентовыми, здесь нечего делать. Вообще, бензопила и литров десять бензина здесь совсем бы не помешали.

Стояночных мест мало.

26.07.05

Вышли в маршрут в 14.00. Река становится полноводнее, но завалы попадаются с завидной частотой, и их сложность увеличилась. Дело тут в том, что с увеличением глубины реки в завалах находится много плавающих бревен, и балансировать на них, одновременно перетаскивая байду не так – то просто. Очень много комаров и мошки. Израсходовали половину запаса “Гардекса”. А ведь всего третий день в походе. Есть еще одна неприятность. Она заключается в том, что практически невозможно сориентироваться по карте. Река сильно петляет, точек привязки по карте здесь практически нет. Это, конечно, не смертельно, но лучше иметь GPS-навигатор. Психологически проще. А то ведь непонятно, когда этот бардак кончится.

Вроде – бы сориентировались. На ночлег встали в месте впадения р. Нурмис в Тумбу. Приличная стоянка.

27.07.05.

Буквально спустя 500м. после впадения р. Нурмис в Тумбу количество завалов резко сокращается, характер реки меняется. Она становится похожа на тихий пруд в ЦПКиО. Налегаем на весла, наверстывая время. Проходим примерно 10 км. Первые пороги. Из – за низкого уровня воды не всегда проходимы. Вообще, если – бы воды было бы побольше, было бы неплохо. В отношении порогов карте (Атлас Карелии 2 км.) верить нельзя. Многие пороги не показаны.

Рано радовались. Начались завалы. Редкие, но исключительно мощные. Приходится обносить по берегу. Тропы обноса есть не всегда. Берега крутые. Чтобы вытащить байду из воды приходится ее вертикально тянуть на высоту до двух метров. Если нет возможности вытащиться на берег, перетаскиваемся по стволам. Под бревнами глубина до 2,5 м. Вот так и ползаем по тонущим и шатающимся бревнам. На верху девственный лес. Тайга. Глухомань. Ненаселенка.

Видели двух лебедей. Впечатляет! Здоровые птицы!

Прошли несколько порогов. Стояночных мест мало. Остановились на возвышенности слева, чуть не доходя первого порога, обозначенного на карте.

28.07.05

Почти сразу – же после старта непроходимый (из – за низкой воды) трехступенчатый порог. Я с Серегой Евдокимовым попытался сунуться туда. Там течение из – под правого берега в центр и узкий проход между камнями, а дальше свал. Короче, Окелло промахнулся. Скорость была невелика, корму байды занесло, и нас расклинило между этими двумя проклятыми камнями под углом к направлению течения. Байдара тут – же накренилась и наполнилась водой по самые фальшборта, несмотря ни на какие юбки. Там ее чуть не сломало. Пришлось выдергивать ее из – под воды. Пригодились мои тренировки по тасканию железа в тренажернике. Короче, выдернули ее, встали между 1 и 2 ступенями, отчерпали воду котелками. Дальше две ступени – проводка.

Жорж и Леха проводили свою байду на бечеве. Долго и муторно. Зато безопасно. Остальные пороги – не лучше. Очень мало воды.

Почти каждый порог это волок. Редкие пороги проходимы, и то, при прохождении каждый раз шваркаешься задницей о камни. Хотя перепад высот на порогах вполне приличный. Еще раз повторюсь: в атласе Карелии указаны далеко не все пороги. На самом деле их тут в полтора – два раза больше, и при большой воде они должны выглядеть довольно внушительно. II, III и IV к.с.. Кстати на одном из порогов, находящимся на 3 км. выше по течению перед впадением в Тумбу р .Арянукс мы нашли обломки древней байды. Предположительно RZ-85. Сюда надо идти в начале лета, в июне. Смею предположить, что нормальная тренированная группа на двух – трех катах в это время года получит большое удовольствие при их прохождении. В июле – августе здесь делать нечего.

После притока Арянукс в 500 м по течению по левому берегу есть зимовье. Там мы и заночевали. Затопили печь, просушили шмотки. Отоспались. В благодарность оставили несколько спиралей против комаров. Жратвы бы оставить, но с ней у нас итак туго.

29.07.05

Вышли в 14.00. Прошли мост (второй по карте). Перед мостом завал. Навалились бревна на опоры моста по всей ширине реки. Сразу за мостом порог, потом еще один, потом еще и еще. Вообще, по атласу, после моста обозначено два порога. На самом деле тут их пять или шесть. Вода низкая, задницей по камням, но, слава Богу, без волоков.

Потом долгое мослание по широкой, спокойной канаве до оз. Кердано. Последние 200 м. р. Тумбы при впадении в озеро дружно штурмуем мелководье, обильно поросшее камышами. После Кердано – Тумасозеро, потом – Унутозеро. Все озера отличаются обилием стоянок, песчаных пляжей, дров и прочего туристского счастья. Жалко, что спирт и пиво здесь не продают, ибо некому. Отличительная черта оз. Кердано и Унутозера – это высокая, 100 – 150 метровая скалистая гряда, протянувшаяся с севера на юго – юго – восток, поросшая лесом которая добавляет определенный шарм и без того таким живописным местам.

Здесь есть возможность экстренной выброски в цивилизацию, если в маршруте пошло не все так, как задумано. Грунтовая дорога, огибающая Унутозеро поставляет некоторое количество цивилизованных рыбаков, а так – же автолюбителей – “матрасников”, с которыми, я думаю, при определенном желании, можно договориться.

Унутозеро по своей живописности, на мой взгляд, мало чем отличается от оз. Воронье (р. Охта). Единственное отличие – нет народа.

Прекрасные стояночные места, на некоторые из которых, похоже, очень редко ступает нога человека. Ни следов от костровищ, ни тропинок…

Встали лагерем в 19.00. в одном из живописнейших мест Унутозера. Сосны, мягкий ровный мох, песчаные пляжи. Камни, для того чтобы сложить баню.

Решено становиться на дневку. За эти пять дней, что мы в авральном режиме штурмовали р. Тумбу, со всеми ее, мягко выражаясь, многочисленными завалами, и непроходимыми, по низкой воде, порогами и шкуродерами мы здорово, ну, так скажем, подустали.

За эти пять дней мы спустились на 52 метра (это Тумба дает такое падение) и очень жаль, что метров тридцать из них оказались непроходимыми, и мы тащили байды на руках.

Часть III. ДНЕВКА.

30.07.05.

Ну, дневка как дневка. Сложили каменку для бани. Порыбачили, правда, без особого успеха. В меру поваляли дурака, просушили и проветрили шмотки, благо погода стояла классная. Потом попарились, потом выпили. Потом Жорж сказал, что, дескать, вокруг облака и непогодь, а у нас кайф и солнышко, и что, типа, мы в каком – то очке погоды. Поэтому адмирал Жорж был быстренько переименован в адмирала “Очко Погоды”.

Часть IV. ХАЛЯВА.

31.07.05.

Вышли в 12.00. Идем не спеша. До пос. Паданы, т.е. до конца маршрута два ходовых дня, а билеты от Петрозаводска взяты на 4 августа. Пытаюсь ребят навести на мысль о более раннем сходе с маршрута, плевать на эти билеты, другие купим. Но ребята явно в город не торопятся. Вежливо так объясняют, что такой отпуск раз в год, а то и реже, и что два дня роли не играют, и что ежели здесь дефицит выпивки, то ты потом наверстаешь, и что вообще не пошел бы ты Петя, или как там тебя, Бродячий Градус, подальше со своими предложениями.

Из Унутозера вошли в р. Сонго. Стояночных мест много. Встретили группу отдыхающих на байдарках. Расспросили про порог Тушели, который вот – вот где – то тут должен начаться. Оказалось, что это двухкилометровый четырехступенчатый порог. Нам сказали, что при такой воде первая ступень порога непроходима, последняя тоже. И вообще, на первой ступени расколошматило “Таймень” и катамаран.

Доходим до этого порога. Чалимся. Ориентир – ряжевая стенка справа. Осматриваем I ступень. Много камней и сильная струя. И сверху не видно куда плыть. Перепад большой. Решено. Идем на пустых байдарках. Шмотки обносим. От начала I ступени до конца IV ступени есть хорошая дорога, которая начинается справа по течению поляной со стояночным местом.

Возвращаемся обратно после переноски груза. Выставляем сигнальщиков у самых опасных мест. Первыми идем я с Серегой. Сигнальщиков не видно. Порог поворачивает влево и увидеть их невозможно. Жорж (I сигнальщик) по рации говорит. “Я на месте. Если готовы, идите.”

Готовы. Идем. Порог начинается вполне безобидно, с какой – то каменистой шиверы, но зато потом… Но прошли! Нормально!

Потом Жорж с Лехой идут, а я с Серегой вместо сигнальщиков. Причем все это безобразие снимается на видео. И они прошли. Не так страшен квадрат, как его Малевич.

II и III ступени порога кроткие и несложные. На II – вход по центру, потом под правый берег, III ступень – все по центру. IV ступень по такой воде – шкуродер. Камней много, воды мало, но все равно проходим, нигде не пробились.

Загружаемся, идем по р. Сонго дальше. Стоянок много. В оз. Сонго стоянок меньше, но они есть. Больше их в Юго – Восточном конце озера.

01.08.05.

Самый халявный день. Вышли в 15.00. А, все равно, торопиться некуда. Вяло дошли до оз. Селецкого. Ушли в его северную часть. На островах встречаются зимовья. Решили зачалиться на северном побережье и пешком дойти до безымянного лесного озера, соединенного ручьем с оз. Селецким. Порыбачить. Дошли. Болото, комары, гнус. Ну, на фиг такую рыбалку. Пересекли Селецкое с запада на восток. Встали в устье р. Лужма. Допили остатки спирта, и пошли знакомиться с туристами. Тут места более обжитые, и туристы здесь водятся. Туристы почему - то слегка занервничали. Разговор не клеился. Ну и ладно. Трезвый пьяного не разумеет. Пора спать.

02.08.05

Интересный день. Наконец- то достойные пороги. Первый порог на р. Лужма. Четыре ступени. Я с Серегой поленился надеть на байдарку фартук. Типа, “вода низкая, и так пройдем”. Прошли. Порог километр с лишним, полбайды воды. Отчерпались, нацепили фартук. Второй порог – полтора километра. Без ступеней, без перерыва. “Кривое колено” называется. Действительно, извилистый. Ухо востро держать надо. Особенно по малой воде. Осмотр бесполезен. Стоячка + обливняки. Третий порог – “Котомка”. III к.с., 300 м. Осмотр по правому берегу. Осмотрели, прошли. По диагонали, слева направо, чтобы обойти особо крупную стоячку. Все остальное ниже по течению – ерунда. Даже писать неохота.

Вышли в Панозеро. Очень много коряг. Здесь когда – то был лес, но его затопили при образовании Сегозерского водохранилища. Есть хорошие стоянки по правому берегу. На одной из них мы и остановились, сплавали в Паданы (довольно крупный поселок), договорились там с водителем (500 руб. с носа), чтобы он нас доставил до Медвежьегоска, так как на автобус, который курсирует между Паданами и Мед.Горой надежды мало. Не сесть, говорят.

ТЕПЕРЬ - КОРОТКО

На наш взгляд, пройденный нами маршрут, несмотря на некоторые трудности и сложности, связанные с его прохождением, все – таки может представлять интерес для туристских групп.(Я имею в виду именно р. Тумба. Ниже Тумбы все достаточно стандартно)

Преимущества перед другими маршрутами.

  1. Мало или совсем нет народа.
  2. Отличная рыбалка.
  3. Имеют место быть не только пороги, но и завалы. Есть где приложить силу. Если не согласен, дуй на пляж и валяйся там. Там тебе и место.

Время прохождения: июнь – начало июля.

Плавсредства – Лучше всего – катамаран. Или каяк ( с опытным каякером). “Таймень”, наверное, тоже пройдет, но тут все от экипажа зависит. На “Таймене” должна быть только новая “шкура” из ПВХ! Никакого старого прорезиненного брезента. Замучаетесь клеиться!

Взять с собой

1.Побольше какого – нибудь антикомарина типа “гардекса” или “дэты”. Комаров – тьма.

2.Бензопилу и 10л. Бензина. Пригодится на завалах.

Все. Успехов, ребята!





Комментарии: Ваш комментарий:
2007-06-13 23:02:47 | юрий | E-Mail
бЫЛИ НА ТУМБЕ В 2004 В августе на кате четверке. Впечатления схожие с кемел-трофи, кроме проводки-прорубки завалов прибавилось ещё порубка просек для переноса ката.И бобры.



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;