LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ВОДНЫЕ И ПЕШИЕ МАРШРУТЫ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА

ВОДНЫЕ И ПЕШИЕ МАРШРУТЫ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА

В.Григорьев

Приполярный Урал, протянувшийся от г. Тельпос-Из (1617м) на юге до истоков р. Хулга на севере, привлекает летом туристов-водников и пешеходов Европейской части страны и сам по себе, и в связи с увеличением стоимости проезда до Алтая, Саян или Забайкалья. Наиболее интересной частью района является горный узел с самыми высокими вершинами - Народа (1896 м), Манарага (1820 м), пик Карпинского (1803 м) и другими. В этом узле берут начало реки Косью (Манарага), Балбанью, Лимбекою, Кожим, Пеленгичей, а на востоке - Народа и ее притоки. Оптимальное время для походов: июль - август.

Построение маршрутов, особенно водных, определяется транспортными возможностями. На Приполярном Урале более 40 лет работала Полярно-Уральская экспедиция (ПУЭ), разведывавшая и разрабатывавшая месторождения горного хрусталя. В горах были разбросаны временные поселки-базы, расположенные у действующих рудников. После отработки месторождений базы покидались и строились новые. Сейчас деятельность ПУЭ почти свернута, действуют только две базы: Желанная на р. Балбанью и Неройка на восточной стороне хребта. От ПУЭ остались многочисленные зимники, в том числе главный от ст. Кожим (1952 км), ведущий в долины левых притоков р. Кожим.

Больше 20 лет на Кожиме и его притоках ведется добыча золота, правда, сейчас фронт работ значительно сокращен. В начале эры золотодобычи от ст. Инта на Кожим примерно в устье р. Таврота была проложена золотоискателями сносная дорога, эксплуатируемая до сих пор. А далее по долинам pp. Кожим, Балбанью, Пеленгичей идут многочисленные дороги, проходимые для вездеходов или автомашин «Урал». Весь автотранспорт, обслуживающий добычу золота и горного хрусталя, идет от ст. Инта, от автобазы, находящейся в 2- 2,5 км от станции, если идти или ехать в направлении к Москве вдоль железной дороги. Не исключены по дороге в горы и рейсы частных машин «Урал», перевозящих как туристов, так и экспедиционные грузы. В пос. Кожим (ст. 1952 км) есть частники, перевозящие туристов вдоль Кожима по старому зимнику. Есть сведения, что от ст. Сыня можно доехать на автомашине вдоль р. Б.Сыня до слияние ее истоков р. Вой-Вож и р. Лун-Вож. Значительно ухудшились транспортные возможности с восточной стороны хребта - как возможности добраться до Саранпауля, так и дальнейшей транспортировки по рекам или дороге ближе к горам. Поэтому логичные водные маршруты с подъемом по рекам восточной стороны хребта, волоком и сплавом по рекам западной стороны хребта стали почти невозможными.

Сейчас приходится забрасываться как можно выше по существующим дорогам с западной стороны. По р. Балбанью можно заброситься до базы Желанная на оз. Балбан-ты и даже еще выше (есть приличная дорога). Сплав по р. Балбанью в среднее, а тем более влажное лето возможен от самого озера. В верховья Кожима можно заороситсья либо по дороге вдоль самого Кожима от устья Балбанью, либо перевалить на автомашине «Урал» водораздел между Балбанью и Кожимом во долинам pp. М. и Б. Каталамбию, где действует золотой прииск. Заброситься можно до устья р. Хасаварка (вдоль Кожима идет вверх хорошая дорога с несколькими бродами). В среднее или влажное лето сплав от устья р, Хасаварка вполне возможен. В устье р. Хасаварка обычно стоят геологи. В 2.5-3 км выше по р. Хасаварка расположена брошенная база ПУЭ. а над ней в склоне горы штольни и отвалы. В отвалах, если повезет, можно найти образцы горного хрусталя, а в штольнях, если захватить с собой фонарь или свечу, можно увидеть удивительной красоты занавеси из снежных и ледовых кристаллов.

На верхнем Кожиме до устья Балбанью есть несколько довольно интересных порогов. На верхней Балбанью порогов больше и они сложнее, в высокую воду - на уровне 4-й категории сложности. На Кожиме на участке 10-15 км ниже устья Балбанью несколько красивых порогов на уровне 3-й категории сложности. Особенно эффектны они в высокую воду, когда высота валов достигает метра. Водный маршрут можно дополнить восхождением на г. Народа, которое можно совершить из верховьев р. Манарага.

Чтобы познакомиться еще с одной рекой Приполярного Урала Косью, можно, сплавившись по Кожиму до устья р. Лимбекою, т.е. пройдя самую интересную часть реки, подняться по Лимбекою, перевалить в долину р. Манарага и сплавиться по р. Манарага и р. Косью до ст. Косью. По пути можно совершить восхождение на г. Манарага. Косью в горной части посложнее, чем Кожим, но она быстрее выходит из гор и последние 4050 км течет в лесистых берегах даже без скал, тогда как Кожим имеет скалы на берегах еще в 12-15 км от железной дороги. Течение в реках быстрое до самой железной дороги. В целом долина Кожима более красива, но сейчас она несколько обезображена отвалами от промывки золота.

Можно сплавиться и по Лимбекою. Сплав представляет собой слалом покруто падающему руслу с огромным количеством камней, иногда - с мощной струей. При высокой воде сплав можно начать от озера Падежаты, при низкой - возможны значительные участки обносов и проводки.

Можно рекомендовать также водный маршрут 2-3 к. ел. от ст. Сыня. Необходимо подняться по р. Б. Сыня (или доехать, если повезет) до истока - слияния р. Лун- Вож (слева) и р. Вой-Вож (справа). Затем нужно подняться по р. Лун-Вож и около г. Колокольня перевалить на р. Б. Паток. Попутно можно совершить восхождение на г. Колокольня (1721 м). По р. Б.Паток можно сплавиться до р. Щугор, а по р. Щугор - до р. Печора. По Печере попутным транспортом можно доехать до г. Печера на железной дороге.

Что касается пешеходных маршрутов, то их можно строить по кольцевой схеме, начиная и кончая в месте выхода автодороги на Кожим. Они могут иногда повторять лыжные маршруты, приведенные в №1 журнала за этот год. Приводим несколько пешеходных маршрутов.

Маршрут 3-й категории сложности. Выход автодороги на р. Кожим подъем вдоль р. Лимбекою - пер. ~ долина р. Манарага - пер. Кар-кар - долина р. Балбанью - база Желанная.

Маршрут 4-й категории сложности. Выход автодороги на р. Кожим - подъем вдоль р. Лимбекою - пер. - долина р. Манарага - вниз по р. Манарага - г. Манарага (восх.) - подъем вдоль р. Манарага - пер. Красных конников - р. Народа - г. Народа (восх.) - вдоль р. На рода до р. Сев. Народа - подъем вдоль р. Сев. Народа - пер. Некрещеный - р. Пеленгичей - р. Балбанью р. Кожим.

Маршрут 5-й категории сложности. С. Аранец - г. Сабля (восх,) - пер. - г. Неройка (восх.) р. Лев. Вангыр - пер. - р. Парнук - хр. Неприступный р. Повсян-шор - г. Манарага (восх.) - вверх по р. Манарага - пер. Красных конников - р. Народа - г. Народа (восх.) вдоль р. Народа до р. Сев. Народа - подъем вдоль р. Сев. Народа - пер. Некрещеный - р. Пеленгичей - р. Балбанью - р. Кожим.

В настоящее время территория Приполярного Урала от р. Щугор до р. Кожим объявлена национальным парком. Описываемый район относится к его Интинскому участку. Управление участка находится в г. Инта (в 15 км от ст. Инта). Начальник Интинского участка Чибисов Сергей Сергеевич. Его адрес: 169830 Респ. Коми, г. Инта, ул. Чернова, д. 7а, кв. 37. Будучи в национальном парке, лучше иметь разрешение на его посещение.




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;