LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Осенние туманы
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Обзор рек Куржма и Войница

Обзор рек Куржма и Войница

С 25 по 30 мая 2002 райдеры FWWR Николай Тимонин, Алексей Шамова, Киррил Романов и Василий Мозжухин совершили сплав по рекам северной Карелии, по мотивам которого и написана данная статья. Проект состоялся благодаря поддержке магазина Mobile Jungle, интернет-магазина newgsm.ru и фирмы Велт-Мааилма.


В этой статье будут рассмотрены две реки, Куржма и Войница, протекающие в Калевальском районе в непосредственной близости друг к другу. Анализ будет дан с точки зрения не похода по этим речкам, а с точки зрения современного сплава с целью тренировки и повышения уровня спортсменов, сплавляющихся на полиэтиленовых каяках.

Третья река, протекающая в Калевальском районе - Писта - имеет большую протяженность и значительное рассредоточение препятствий, и поэтому, скорее может быть рекомендована для похода (многодневного сплава в режиме экспедиции), а не для тренировок и получения квинтэссенции фана.

Войница и Куржма имеют максимально плотное сосредоточение препятствий на небольшом протяжении, и поэтому могут быть рекомендованы современным каякерам для повышения своего уровня в ходе 3-5 дневной поездки.

Начнем с начала. Добраться до этих мест можно несколькими способами.

Способ первый, простой - на своем транспорте по шоссе. По мурманской трассе до Кеми и затем по отворотке на Калевалу, около 200 километров. Дорога до Калевалы хорошая, хотя есть местами грунт, после Калевалы - грунтовка различного качества. Плюс - ни от кого не зависишь, можно приехать или уехать в любой момент. Минусы - если машина не полноприводная, то в некоторых местах в случае плохой погоды можно сесть. Кроме того, могут быть проблемы с погранцами (как повезет). Заезд на Войницу осуществляется вдоль контрольно-следовой полосы. Много народу не повезешь, если только на микроавтобусе, а они в основном не полноприводные. Все время должен быть хотя бы один трезвый водитель.

Способ второй - до Кеми поездом, дальше варианты:

  • Поймать частника (не дешево);
  • Дождаться рейсового автобуса до Калевалы (ходит раз-два в сутки), а от Калевалы договариваться с местными;
  • Оптимальный - воспользоваться услугами фирмы, занимающаяся туризмом в этом регионе - Велт-Мааилма-Мааилма. Представители фирмы могут встретить вас у поезда и осуществить заброску, перезаброску и т.д. Они же могут на несколько дней организовать автомобиль для перезабросок вдоль реки. Цены гуманные.

Наконец вы добрались до места. Теперь о простом, или об очень простом - река Куржма. Это маловодная река, летний расход не превышает 8-10 кубов, может быть рекомендована для сплава начинающим каякерам (желательно владеющим техникой эскимосского переворота). Все интересные препятствия сосредоточены на участке длиной около 2,5 километров. Точка старта (put in) находиться на уровне моста через небольшой ручей, находящийся в 2 километрах от второго моста через Куржму (считая от Калевалы). Точка финиша (take out) - второй мост через Куржму. На этом участке сосредоточены все основные интересные пороги. В различных туристских лоциях они называются по-разному. Одно из интересным препятствий - это Дубинский каскад, который может быть оценен на категорию 2+…3-. Представляет собой шиверу длиной около километра, и имеющую в один крупный слив высотой около 2 метров и углом падения воды около 60-70 градусов с простым заходом.




После него идет выходная шивера (порог) с несколькими сливчиками высотой от 40 см до метра.




Кроме того, на этом участке имеются еще несколько порожков, которые мы не идентифицировали по сложности (1+). На всех препятствиях много суводей и мест для чалок. Опять таки повторю, что участок ориентирован, в основном, на начинающих каякеров, желающих повысить свой уровень в ходе короткой поездки. В случае большой воды (с 5 по 15 мая) препятствия могут несколько усложниться, но все равно сложность останется не слишком высокой.

Сплав на этом участке интересен в случае многократного его прохождения от точки старта к точке финиша различными траекториями, с использованием каякерами определенных технических приемов и выполнением различных маневров.

Возвращаться обратно к точке старта можно как пешком по дороге, так и на машине (в случае, если вы добирались поездом, машину можно предварительно заказать в фирме Велт-Мааилма на весь день, кроме того, сотрудники фирмы хорошо знают точки старта и финиша, и не придется плутать). На этой реке можно еще проплыть 5 километров по плесам и обнаружить еще один порог Олива категории 2-. Но, вряд ли это имеет смысл. Также, к этому порогу вплотную подходит дорога.

Река Войница, несомненно, более сложная река как в связи с наличием более сложных препятствий, так и с большим расходом. Интересный участок находиться между порогами Коко и Тайвал включительно. На этой реке лучше стоять базовым лагерем на водопаде Куми, где имеется очень удобная стоянка даже для большого количества человек (150-200). Подъезд к этому месту также удобен. Чтобы не плутать на заброске имеет смысл прибегнуть к услугам фирмы Велт-Мааилма (даже если едешь своим транспортом). Это обойдется дешевле, чем впустую потраченный бензин и время.

Порог Коко расположен приблизительно в 1-1,5 километрах выше по течению от водопада Куми. К нему по левому берегу идет тропа. Порог представляет собой несколько сливов, разделенные участками быстротока. Высота максимального слива около 1,3 метра, остальные ниже. После сливов идет выходная шивера длиной до 500 метров. Между выходной шиверой и водопадом Куми находится значительный участок плеса. Этот порог может быть порекомендован для тренировок быстро прогрессирующим начинающим каякерам для отработки чалок в маленькие суводи, прохождения небольших бочек и работы с камнями. На этом плесе также могут размяться каякеры, у которых в планах прохождение водопада.




Водопад Куми - ключевое препятствие этого региона. Категория сложности 5. Общий перепад не менее 15, но не более 18 метров. Состоит из двух ступеней, разделенных участком быстротока с падением протяженностью около 25 метров.




Это очень серьезное препятствие и может быть рекомендовано для прохождения только экспертами и продвинутыми каякерами (при наличии в группе эксперта и врача). Ошибки при прохождении этого препятствия могут привести к серьезным последствиям. Порог был пройден несколько раз в 2001 и 2002 году ведущими спортсменами Москвы и Питера в среднюю воду. Не очень понятно как может измениться порог при изменении уровня воды. Прохождение этого препятствия несколько раз может очень сильно повысить уровень спортсменов как в техническом, так и в психоэмоциональном плане. Но, следует еще раз напомнить, что препятствие очень сложное и опасное, и поэтому может быть рекомендовано только продвинутым райдерам. Кстати, надо заметить, что в среднюю и, по видимости, в малую воду возможно прохождение только 2 ступени.

Ниже водопада Куми, приблизительно в 4-5 километрах, находится порог Тайвал, категория сложности 3+ . Это интересное препятствие, общим перепадом (включая короткую выходную шиверу) около 7 метров. Основная массы воды идет справа. После небольшого разгона она обрывается двумя сливчиками по 0,7-1 метра, после второго имеется держащая бочка (для родео каяка). Основная масса воды несколько наваливает на правую стеку из бревен. После 2-3 метров стоячей воды следует еще один (2,5 метра) слив. Внизу слива достаточно мелко, и проходить его вниз головой не рекомендуется.




Далее находится выходная шивера длиной около 30 метров. Средняя протока представляет собой наклонную (около 20 градусов) плиту, по которой тонким слоем бежит вода.

Третья левая протока протекает вокруг острова и несколькими сливчиками падает в нижний плес. Воды в ней мало и она неинтересна. Порог может быть порекомендован экспертам перед проходом Куми, и быстро прогрессирующим каякерам для того, чтобы почувствовать более-менее мощную воду. При тренировках начинающих каякеров желательно наличие в группе опытного спортсмена. В средней протоке можно потренировать различные роквилы и т. д.

Закончить сплав можно в 2 километрах ниже порога Тайвал, где на левом берегу находится избушка. Перезаброску с нижней точки слава можно осуществит как на своем полноприводном транспорте, так и прибегнув к услугам Велт-Мааилма (они, опять таки, хорошо знают нужную отворотку с основной дороги и как можно снова заехать на Куми). Сплав по этому участку Войницы значительно более динамичен и эмоционален, чем сплав по Куржме, и может доставить удовольствие и пользу спортсменам всех уровней.




На все бурноводинговое удовольствие тратится 3-4 дня с учетом съемки. После сплава обязательно посетите (даже если вы забрасывались своим транспортом) баню у фирмы Велт-Мааилма. Шикарная баня с шашлыками и прочими удовольствиями на берегу озера по реально недорогим расценкам. У них же можно переночевать в гостинице или коттеджах. После палаток чистые простыни весьма кстати.




Подводя итог, хочется сказать, что в Калевальском районе имеются две реки, которые могут быть интересны для тренировок и сплава каякерам всех уровней.


Василий "RPM" Мозжухин




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;