Дневник экспедиции “Волга от истока до устья ‘2003

Дневник экспедиции “Волга от истока до устья ‘2003”

Вместо предисловия

Будет несколько невежливо с моей стороны, если я начну свое повествование, прежде чем представлюсь. Итак, меня зовут Иван, мое полное ФИО – Кузякин Иван Глебович. Живу я на берегу Великой русской реки Волги в самом ее Устье, в г.Астрахань. Занимаюсь я программами активного отдыха. Более того, я тот самый чудак, которому однажды теплым апрельским вечером пришла в голову странная мысль. Какая мысль? Да, в самом деле, какая мысль? Может быть несколько мыслей? Да, первая мысль - о том, что наиболее ранние поселения славянским племен на территории России, да и бывшей СССР отмечены на границе Новгородской и Тверской области. Расселение славян на восток происходило именно оттуда. Как? Конечно же, по рекам.

Мысль вторая – Каждому русскому человеку должно быть хочется соприкоснуться со своей историей, побывать у своих истоков.

Третья мысль – Самая крупная река в европейской части России и, кстати, в Европе вообще – Волга. Берет она начало на Валдайской возвышенности в Тверской области, рождается родником из болот Оковского леса. Валдайская возвышенность служит гидрографическим узлом. Здесь берут начало 4 главные реки: Волга, Днепр, Западная Двина, Ловать; образующие водную сеть России и предопределившие историю всего российского государства. Как жителю устья Волги, мне безумно хочется побывать у Истока Волги. И кто знает, может быть, Исток Волги – это еще и Исток России.

Мысль Четвертая. – А не проплыть ли мне всю Волгу от Истока до Устья. Вот реальный шанс соприкоснуться сразу и с русской природой, и с русской историей, и с русской культурой, и с бытом народов, Волгу населяющих.

И еще, за всю историю человечества нет установленного факта, чтобы кто-нибудь прошел Волгу всю целиком - от Истока до Устья. Так разве можем мы, патриоты своей страны такое допустить.

Сами понимаете, сто такие мысли до хорошего не доводят. Полтора года страданий ушли на то, чтобы построить необходимое для плавания судно, наскрести по разным учреждениям гроши, необходимые для доставки всего снаряжения к месту старта Экспедиции. Под громком именем “Экспедиция” изначально подразумевалась группа специалистов (историки, экологи, археологи, религиоведы, туристы), которые должны были по пути проводить исследования каждый в своей области. Но на все мои обращения за финансовой помощью сыпались сплошные отказы. И вот от всех моих суперпроектов, расчетов и смет осталось всего три человека – я и еще два таких же чудака, которые всецело разделяли мои устремления и мечтали совершить паломничество к Истоку Волги, под парусами пройти Волгу от Истока и туда, куда удастся добраться за месяц отпусков. Макс - мой бывший одноклассник, мы много путешествовали вместе, попадали в разные экстремальные ситуации, сейчас он живет в Питере, заканчивает аспирантуру в судостроительном, да еще учится на богослова. По комплекции он вполне отвечает своему имени: высокий рост и масса в 90 кг придают ему вес на нашем судне. Руслан Владимирович Синельщиков (РВС) – наш преподаватель истории в школе, где мы учились, турист, водит сам детские группы. Не женат, любит готовить, давно мечтал побродить по русским лесам. Имеет опыт плавания на вельботе. Компания, как потом выяснилась, веселая, жизнерадостная, эрудированная. Так что поход обещал быть интересным.

Были куплены билеты, пришел день отправления, а денег так и не было. Встал вопрос: А будет ли вообще Экспедиция? За пару часов необходимая сумма была занята в долг. Поезд, Макс и РВС уехали, а я остался с лодкой, чтобы к сроку прибыть на грузовике к Истоку Волги в д.Коковкино, где мы все трое должны были встретиться.

И вот в воскресенье, 6 июля я сижу в кабине “Бычка”, в кузове лежит наш самодельный швертбот. Направляемся мы навстречу небывалым приключениям. И все наше предприятие из-за лимита средств попахивает авантюрой. Но в лодке лежит мешок вяленой воблы, так что если что – продержимся. Выехали утром рано. Сейчас уже ближе к полудню. Солнце парит во всю, нужно по дороге купить солнцезащитные очки. Проехали с.Никольское. Вдоль дороги стоят и торгуют бахчей корейцы. Привычный степной ландшафт нарушают возделываемые ими под пленкой поля арбузов. До чего же легко приживающийся этот народ - корейцы. Наши колхозы давно все развалились, а они вон – выращивают. С горки открывается вид на великую русскую реку Волгу с удивительно красивыми яристыми берегами и островками, густо поросшими лесом. А впереди еще долгая предолгая дорога.

“7” июля, Понедельник

Тезис: Место встречи изменить нельзя.

Приключение: Встретились случайно.

Маршрут: Прибытие в д.Новинка на автомобиле “Бычок”. Д.Новинка – Исток Волги.

Описание:

Многие весьма уважаемые читатели любят начинать чтение именно с этого места. Я же считаю необходимым предостеречь их, дабы не была совершена некоторая оплошность, которая может повлечь за собой путаницу. Знакомство читателя с героями этой увлекательной повести происходит именно в предыдущей части, именуемой “Вместо предисловия”.

Шли вторые сутки пути на “Бычке” из Астрахани к Верхневолжским озерам в д.Коковкино. Спали 1-2 часа. Я время от времени дремал. Водитель поддерживал состояние бодрости конфетами, кофеем и недавними шлягерами. Ближе к обеду он был сильно утомлен. После Твери начались необжитые места. Точнее не столько необжитые, сколько покинутые. Тверская область – край труднопроходимых лесов и болот. После Торжка трасса идет сквозь сосновый лес. Редкие деревушки выныривают из-за поворота и переносят в период средневековья – несколько домов, обветшалые, покосившиеся, небольшой луг для выпаса скотины, речушка, иногда – признаки электрификации – Вот и все. Поражаешься, как могут здесь выживать люди – не полей, не заработка. Только – грибы, охота, немного рыбы. По-видимому, большая часть населения – пенсионеры. Попадается молодежь, но, скорее всего, они приезжают только на лето. Бедность и в тоже время значительность всего этого быта для нас – русских. Ведь именно здесь в далекие времена зарождалась Русь, именно здесь благодаря самобытности и невмешательству сохранилось что-то исконно русское. Проезжаешь мимо на машине, а чувствуешь – “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!” Часто встречаются предупредительные знаки – “Осторожно, здесь звери перебегают дорогу”. Места и впрямь заповедные, дышится легко и на сердце радостно. Душа отдыхает. Ближе к Осташкову обстановка меняется, попадаются уродливые заболоченные вырубки леса. Слышен шум лесопилок. Позже узнаем, что здесь их сосредоточено 16 штук. И это в уникальном Селигерном краю! Конечно, вдали от центра сложнее поддерживать свое благосостояние. Но нельзя решать вопрос таким хищническим отношением к природе. Уничтожая лес, мы нарушаем целую экосистему. Исчезают ценные породы птиц и зверей. Происходит заболачивание территорий.

Перед Осташковом нам попалось кафе. Мы решили перекусить, потому что с самого утра еще ничего не ели и в животе уже давно журчало. Пока мы с аппетитом потребляли предложенные нам блюда, начался ливень, загремел гром, засверкали молнии. Еще с утра было заметно приближение грозы и вот она разразилась. Мы сидели за столом и обсуждали наш дальнейший маршрут. Автомобильная карта дорог достаточно точно показывала путь в Осташков. Дальше необходимо было найти более подробный указатель. А его у нас не было. Я вспоминал место нашего назначения – Конаково. Нет, стоп! Конаково мы проехали еще утром. Не Конаково, а Коковкино. Да, нам надо в Коковкино. Именно там ручеек Волга впадает в первое из Верхневолжских озер. Возле кафе оказался киоск, где продают туристическую карту района. Купив ее, мы определились, что наш путь в Коковкино лежит через село Свапуще. Гроза усиливалась. Сплошной ливневый фронт уменьшил видимость на дороге до нескольких метров. Но времени пережидать нет. Водителю нужно сегодня еще вернуться в Москву. Доезжаем до Свапуще - дальше идет грунтовка. Водитель говорит, что ехать по грунтовке в дождь опасно– один он потом не выберется. На свой страх и риск двигаемся вперед. Дорога оказывается достаточно твердой, дождь ее не развозит. Еще в кафе во мне зародилось подозрение - правильное ли я написал своим друзьям место назначения? Ничего ли не перепутал? Уж слишком созвучны Коковкино и Конаково. Конаково очень далеко от того места, где нам надо встретиться. Думаю, где вообще мы встретимся. Никто из нас местности не знает. Мне удалось купить карту. Смогут ли они разобраться? Приходит мысль, что самое разумное место для встречи – последняя остановка на дороге из Свапуще в Коковкино. Появляется надежда, что все-таки мы друг друга не потеряем. Подъезжаем к остановке. – Там Макс. Это чудо, но оно свершилось. Мы порознь преодолели более полутора тысяч километров и, не зная местности, не условившись точно о месте встречи, все-таки встретились. Ура! Макс протягивает мне записку, которую я ему вручил перед самым отходом их поезда – д.Конаково у впадения Волги в оз.Верхиты. В записке двойная ошибка: во-первых Коковкино заменено на Конаково, во вторых Коковкино стоит на оз.Стерж а не на оз.Верхиты. Причина ошибок ясна: судьба поездки не была решена до самого отхода поезда и куда нужно было добраться моим компаньонам я сообщал в тот момент, когда поезд уже трогался. Вот и возникла путаница. Распутывали Макс и РВС ее на вокзале в Осташково. Они уже брали билеты в Конаково, но увидали на стене карту жд./сообщений, засомневались. Стали расспрашивать население, где же впадает Волга в Верхневолжское вдхр. Выяснили. Решили ехать в Коковкино – Это была самая первая авантюра похода.

Мои друзья остановились в д.Новинка. Оказывается, что самое удобное место для спуска лодки находится именно там, а не в Коковкино, как я изначально предполагал. Проезжаем мостик через Волгу. Везде видны следы деятельности бобров. Возможности для спуска лодки никакой. Едем дальше. Вокруг девственный лес. Все еще идет дождь. Подъехали к д.Новинка. На пригорке стоит наша палатка. В ней отсиживается РВС. Мы едем дальше. Подъезжаем к озеру Стерж. Макс направляет водителя к одному из дворов. Из калитки выходит высокий, худощавый мужчина со светлым, умиротворенным лицом. На лице светится улыбка. Макс знакомит меня с Александром. Александр – местный краевед, очень общительный человек. Он предлагает оставить лодку прямо у него перед его домом. Мы соглашаемся. Потом вместе убеждаем водителя в том, что ему представилась уникальная возможность побывать у Истока Волги. Едем к РВСу. Выгружаем из машины оставшиеся вещи. Забираемся вчетвером в кабину и мчимся по грунтовке в д.Волговерховье.

Идет дождь, поэтому на Истоке мы оказались почти единственными посетителями. На все Волговерховье всего 3 домика. Территория объявлена заказником. По деревне гуляет скотина. Спускаемся к болоту, не в нашем понимании. Чистая вкусная вода, окрашенная в красно-коричневый цвет болотным мхом. Воздух вибрирует. Состояние блаженства и счастья переполняют. Вот он тот родничок, который соберет влагу земли и оживит, напоит, насытит огромную территорию Руси. Место это святое. Ученые его назвали водораздел. А верующие установили поклонный крест. Над самим родником, из которого рождается Волга с незапамятных времен стоит часовня. Здесь рождается не только Волга. Из того же болота берут начало еще 3 реки: Днепр, Зап.Двина, Ловать. С ними связана вся история русского народа и государства Российского.

Исток – всеобъемлющее понятие. Это то, что было вначале. Именно к этим местам относят самые древние стоянки людей на территории европейской части России, именно здесь следы самой ранней колонизации территории славянами. Именно вдоль рек происходит расселение. Именно реки поят и кормят….

Рассуждения прерываются гудком автомобиля. Нужно возвращаться – уже темнеет. Решаю на следующий день непременно вернуться. Уезжаем. Расстаемся с водителем, желаем друг другу счастливого пути.

Возвращаемся в д.Новинка. Идем к домику краеведа. Александр оказался добродушным, общительным человеком. Все: речь, манеры, походка говорили о его желании, стремлении быть “русским” человеком. Окружающая природа, бытовая обстановка способствовали этому. Мы довольно много от него узнали. Но пора было устраиваться на ночлег. Наш бивуак располагался перед деревней в довольно живописном месте. Отсюда довольно хорошо просматривалась вся местность.

Шел дождь. Рядом стоял недостроенный сруб. В том месте, где у него должна быть веранда, мы устроили навес, перенесли палатку и разожгли костер. Рассказывали друг другу как добирались и какое счастье, что нам все-таки удалось собраться вместе на Валдайской возвышенности, побывать у истока Великой русской реки Волга. Ожидание предстоящих приключений, свежесть окружающей природы волновало наши сердца, настроение было приподнятым несмотря на дождливую погоду, усталость и желание выспаться.

“8” июля, Вторник

Приключение: Она все-таки плавает.

Маршрут: д.Новинка - Исток - д.Новинка – место впадения Волги в оз.Стерж

Описание:

Встал утром рано. Дождь шел всю ночь, поэтому было довольно сыро. Идти со мною к Истоку никто не захотел. Я взял фотоаппарат и пошел на дорогу, ведущую к Истоку. Лес после дождя благоухал. Он вплотную подступал к дороге, но, несмотря на плотность деревьев, в основном сосен, и подлеска (ольховник), был довольно светлым. Громко и непринужденно щебетали птицы. Красота была сказочной. Хотелось вдохнуть ее в себя каждой клеточкой и стать частью этой природы. Идти по грунтовке было легко. Как хорошо, что здесь нет асфальта. Вспоминаются стихи Иващенко: “Хорошо быть высокой сосною и не видеть асфальта в окне”. Вдоль дороги текли многочисленные ручейки. Местами образовывались лужицы. Потом ручейки стекали в русло небольшой речушки, которая приятно журчала и вносила свою мелодию в симфонию леса. Очень скоро эти речушки добегут до своей старшей сестрицы Волги и наполнят ее лесными ароматами, щебетом птиц, свежестью трав, незабываемой красотой тех мест, через которые они протекали. Они передадут все это ей, что бы человек, живущий на берегах Волги, смог наполнить свою ладонь, испить воды и до глубины своей души прочувствовать всю благодать этого живительного нектара русского леса, русской земли. Путь мне предстоит довольно долгий. До Истока – 15 км. Появилось ощущение голода. Ягод не нашел. Набрал вдоль дороги листьев малины и по пути жевал. Перед деревней Вороново заметил усадебку – небольшое хозяйство, где можно, судя по вывешенному у дороги объявлению, купить молочные продукты, мясо. Подошел к калитке. Навстречу мне вышла женщина средних лет. Разговорился с хозяйкой. Есть у них и пасека. Но так как весь июнь был дождливый (всего 2 солнечных дня) меда собрать не удалось. Купил сливок и продолжил путь. Усадебка оказалась самой богатой во всем районе. Большинство срубов были сильно обветшалые, покосившиеся, неприглядные. Такой же забор. Нужно добавить, что участки очень небольшие. Выше д.Вороново дорогу пересек ручеек – будущая Волга. Здесь ее ширина – всего 2 м. Но уже ощущаешь, что это не один из тех ручейков, что встречались мне по дороге. Это уже что-то очень значительное, величавое. Идти вдоль русла очень сложно – Берега практически нет. Или густо поросший лес или болота. Чуть выше влево уходит экологическая тропа. По ней-то я и пошел. Она должна вывести меня прямо к Истоку. Через 200 м от дороги тропа перешла на деревянные мостки, сильно обветшалые, местами провалившиеся. Под мостками – болото. Постепенно поднимаюсь вверх. Густой лес и тучи комаров. Но мой взор упирается в красивые белые грибочки. Набираю целый пакет. Но все они оказались поганками. Выяснилось это уже позже. Лес удивительно красивый, смешанный – сосны, березки. Высокий травостой. Часто углубляюсь в сторону от тропы. Так и думаешь, что из-за дерева появится полянка, на которой резвятся шишкинские три медведя. Порой самому хочется стать художником и перенести на полотно все то, что открывается перед взором и переполняет восприятие. Вскоре на горке открылся Спасо-Преображенский собор и Никольская церковь Ольгинского женского монастыря. Собор находится в состоянии капремонта. Смотрю на него и возникает большое желание принять участие в его реставрации.

Первый - мужской Волговерховский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Он быстро запустел, а в 1724 г. монастырские постройки сгорели. Монахов приписали к Ниловой Пустыни. Осталась только часовенка над истоком, которая время от времени разрушалась, но ее восстанавливали. Жители заселенной в 1740 г.оду деревни Волгино Верховье взяли на себя все заботы по содержанию в чистоте самого Истока и Часовни при нем. Паломничество к истоку не прекращалось никогда. В конце XIX в. был построен новый женский монастырь, получивший название Ольгина. Настоятельницей стала игуменья Вера. Монахини занимались хозяйством, строительством. Вели просветительскую работу. При монастыре работала библиотека, в 1914 году была открыта церковно-приходская школа. В 1918 году официально Ольгин монастырь был упразднен. Но монахи вели службу в храме и работали в созданной ими Волговерховской артели до 1924 года. В 1999 году Ольгинский женский монастырь открыт снова. Ежегодно в конце мая проводится водосвятие Истока Волги.

Спускаюсь к первому мостику через Волгу. Удивительно. Около 150 м от Истока, а река бурлит как горная.

Погода пасмурная, но без дождя. Поэтому посетителей сегодня много. В основном едут на хороших импортных машинах. Возят также туристов с селигерских баз и санаториев. Многие из приезжих прослышав о целебной силе воды принимают ванны. Пройдя по экологической тропе, из-за высокого травостоя и вчерашних дождей я оказался весь мокрый. Но это не помешало мне воспользоваться прекрасной возможностью залезть в родниковую воду и ощутить на себе ее прохладу и чудодействие.

Выглянуло из-за туч солнце. Оно было уже высоко и я понял, что пора возвращаться. Прошел через д.Волговерховье. Прекрасное место, чтобы провести здесь жизнь. Но находится оно на территории заказника – селиться здесь нельзя и земля не продается. Лишь две семьи, сохраняя прежний уклад, ведут свои хозяйства и придают динамику всей этой сказочной картине. Обратно шел быстро. Меня постоянно преследовали оводы и слепни, поэтому приходилось порой переходить на бег. В лагере меня уже ждали.

На этот день было запланировано важное мероприятие – спуск лодки на воду. Первый спуск мы провели в Астрахани, но полный штиль не позволили нам испытать ходовые и лавировочные качества нашего судна. Тем более что в Астрахани мы плавали с Максом вдвоем, здесь же предстояло пройти более тысячи километров втроем да еще с грузом – всего более 400 кг. Установочная грузоподъемность – 260 кг. Значит явная перегрузка. РВС решает жертвовать собой. Если лодка не потянет, он готов возвращаться домой – мол, самое главное свершилось - у Истока он побывал.

Вторая задача дня – найти место впадения ручейка Волга в оз.Стерж.

При первых испытаниях лодки в Астрахани погнулась мачта, поэтому прежде, чем выйти на воду, нужно было ее усилить. Решили вставить внутрь деревянный стрежень. Удалось найти свежесрубленную осинку с прямым стволом. Забивали ее на тугую, мачта получилось довольно прочная. На случай ее поломки я с собой привез запасную двусоставную. На лодке ее приспособили под своеобразный бушприт. Несем лодку на берег. Устанавливаем мачту и паруса. Рассаживаемся, отгребаем от берега. И о чудо! Мы плывем. Чувствуется недостаток навыка. Но постепенно приспосабливаемся и довольно уверенно идем. Ходим и острыми и полными курсами, пока не убеждаемся в прекрасных лавировочных качествах судна и в том, что можно вполне ходить на нем втроем. Остается нерешенным вопрос потянет ли швертбот еще и груз. Но разрешать его мы будем завтра. А сейчас направляемся к д.Коковкино – к месту впадения Волги в оз.Стерж. Долго рыскаем по траве. Доходим до деревни. Спрашиваем – Где же то самое место? Нам объясняют, что оно заросло травой и лесом и руками его не возьмешь. Тем не менее, проходим вдоль всего берега. Лишь приближение грозового фронта заставляет нас возвращаться. Успеваем дойти до д.Новинка, вынести лодку на берег. Накрывает дождь. Мы с РВСом идем в краеведческий музей. Музей размещен на первом этаже двухэтажного сруба. Здесь собраны и сложены различные находки из расположенных на Верхневолжском вдхр. деревень. Их можно потрогать, повертеть в руках. Экспонаты просто разложены, четкой систематизации нет. На втором этаже размещен детский лагерь. В этом году здесь отдыхает группа московских ребят. Руководят ими школьные педагоги.

Примечательная история д.Новинка. У впадения Волги в оз. Стерж находится Стерженское городище – место стоянки древнего племени дьяковской культуры. Поседение относится ко второй половине первого тысячилетия до н.э. и считается древнейшим поселением в этом крае. Городище, вероятно, служило перевалочным пунктом на пути с Волги в Селигер и к верховьям Западной Двины. Тут же стоял каменный Стерженский крест, поставленный новгородским посадником Иванком Павловичем в 1133 г. В конце XV в. жители из городища, по-видимому, переселились на новое место – "Стерженский погост", где находилась деревянная церковь Петра и Павла. В 1807 г. на этом месте началось строительство каменного храма. "Стерженский погост" вырос в д. Новинка.

Уже вечерело, когда мы с Максом отправились за грибами. Набрали подберезовиков, подосиновиков, белых грибов. Я их видел впервые. Но мои товарищи убеждали меня, что это вполне нормальные, съедобные грибы. Некоторые из них мы все-таки сразу отсеяли. Отобранные почистили и пожарили. Должен признаться, что Астраханские грибы мне нравятся больше и по вкусу, и по запаху. Зато землянику, которая росла на нашей горке я отведал с большим удовольствием. Идет дождь. Ложимся спать. Завтра – первый день нашего пути.

“9” июля, Среда

Тезис: Мы плывем под парусами

Приключение: Идем под загрузкой

Маршрут: д.Новинка – д.Городок – д.Высокое – д.Руно – 15 км

Описание:

Сегодня первый день в двух отношениях: первый солнечный день и первый день нашего плавания. Проснулись достаточно рано. Во сколько трудно сказать точно – у нас нет ни часов, ни компаса. Вот такая удивительная случайность. У Макса часов вовсе нет, я свои потерял перед отъездом, РВС – забыл дома. Предстояло ориентироваться во времени по солнцу. Валдайская возвышенность находится достаточно высоко по широте и в это время года стоят белые ночи. Поэтому темнеет поздно, звезд не видно, светает рано. Даже время суток не так просто определить.

На завтрак сготовили геркулес, потому что больше из продуктов у нас ничего не было. С Собой продуктов мы практически не брали, потому что рассчитывали их приобрести и пополнять в многочисленных деревнях по ходу нашей Экспедиции. Однако оказалось, что магазина в д.Новинка нет. Дрова за месяц дождей отсырели. Не столько горят, сколько дымят и сушатся. Пока варили кашу ели сало и пили кофе. – Оригинальное сочетание. Когда завтрак был готов, из палатки показалась голова Макса.

Ночью шел дождь. Утром небо начало потихоньку просветляться. Появившийся ветер окончательно разогнал тучи и, наконец, во всю засияло солнце. После завтрака начались сборы. Вещей в кучке все прибавлялось и прибавлялось. Мы все больше и больше ужасались, выстаивая дальнейшие перспективы на их транспортировку. Уже развили дискуссию о том, какие вещи не совсем жалко будет оставить. Определили вещи первой необходимости. Стали все сносить к бане, у которой должен был быть произведен спуск на воду – понадобилось несколько ходок. Пока мы с РВСом укладывали вещи, устанавливали на лодку все вооружение Макс накопал у Александра во дворе червей. – Мы серьезно рассчитывали на свежую рыбу. Непонятным образом, потихоньку все наши вещи распихнулись по лодке: продукты, ремнабор, спальники – в кокпит. Вяленная вобла – под кормовую банку. Рюкзаки на дно. (Они нам сильно мешались и мы их перекладывали с места на место пока они не умялись под средней банкой). Пока укладывал вещи, заметил у кромки воды четырех черных пушистых зверьков. В голове мелькнуло – горностаи. Схватил фотоаппарат. Пока его вытаскивал, зверьки увидали меня и рванули в разные стороны – трое назад, один вперед. Я бросился за тремя. Они оказались быстрее и скрылись в траве. Вернулся, убрал обратно фотик и продолжил укладывание. Вдруг вижу, тот зверек, что оторвался вперед пробежал прямо передо мною и ушел в крапиву. Затем убедившись, что за ним никто не следит, появился вновь и стал обхаживать меня с разных сторон. А потом и вовсе подбежал и спрятался под лодкой. Позировать мне он не стал, но пару фотоснимков я все-таки сделал.

Провожать нас пришли семья Александра и отдыхающие. Все очень заинтересовались судоходными качествами нашего творения. Мы распрощались с гостеприимными жителями д.Новинка, спустились на воду и отплыли. Сделав прощальный поворот фордвинд на 360 градусов, мы пустились в путь. Ветер был встречный, шли галсами. Продвигались вперед достаточно уверено. Зашли в д.Городок. РВС попытался найти свои вещи, которые забыл в попутке, которая подбросила их до Новинки. Но безуспешно. От д.Городок пошли очень бодро, ашь гордость брала. – Вот какую хорошую лодку мы соорудили. Настроение прекрасное, внутри распирает чувство самоудовлетворения. Хорошо идем! Повстречали байдарку с самодеятельными парусами. Шкотовый угол стакселя отклоняли под ветер при помощи весла. Подошли поближе. Полюбовались этим оригинальным изобретением и продолжали путь. Ветер постепенно стих. Сели на весла. Гребли по очереди. Средняя скорость оказалась выше, чем на лавировке. Хотя лодка у нас не гребная, под веслами она идет не плохо. Впереди на пригорке сквозь кроны деревьев разглядели купол церкви. Направились к ней. По мере приближения церковь полностью скрылась из виду. Подошли к тополиному бору. Поиски церкви оказались делом не простым. Несколько раз подходили к берегу и отплывали. Наконец нашли. Церковь оказалось кладбищенской, сильно разрушенной во время ВОВ. Позже мы узнали, что развалины принадлежат церкви Троицы Погоста Увицы, построенной торопецкими мастерами в 1779 г. Все внимательно обследовали, не смотря на давление со стороны комаров. Двинулись дальше. Впереди Ширков Погост. Подходим к реке Руно. Вечереет. В нас созревает решение уже найти место для ночевки. Место выбрали великолепное – горка, покрытая разнотравьем. На берегу – березка. Тихий вечер. Водная гладь. Вид – просто сказка. Одурманивающие запахи трав.

Как только пристали, Макс бросился ловить заветную щуку. РВС занялся приготовлением ужина: салата и гороховой каши. Я взялся за организацию бивуака. Макс подошел только на третий звонок. Щука на него даже не взглянула, но блесну он все-таки оторвал. Пили чай с клевером, ели отвар крыжовника в сахарном сиропе. Совершая после ужина прогулку, обнаружил на вершине горки интересный камень с треугольной выемкой. Предположил искусственное происхождение выемки. Камень мы обследовали и признали его ритуальное значение для некогда стоявшего здесь населения. В этой части водохранилища довольно много городищ – древних поселений человека. Вообще названия многих деревень говорят об их древнем происхождении: Ширков Погост, Торг, Городище, Селище, Гора, Залесье, Заболотье.

К ночи небо нахмурилось. Выпала обильная роса. Путь за день был пройден не длинный, но это был самый первый и очень информативный переход. Поэтому бессонницей никто не мучался.

“10” июля, Четверг

Тезис: “Человеку трудно без женщин”

Приключение: В трех метрах от стихии

Маршрут: д.Руно – оз.Вселуг - о.Зосима и Савватия – 12 км

Описание:

Этим утром мы непременно решили поймать рыбу. Разбудил нас РВС ориентировочно в 6 ч. Макс, выползши из палатки, сразу отправился на поиски уже легендарной щуки. Я попробовал половить на червя. Убедившись, что лещ сам не испытывает потребности в моих наживках, я занялся приготовлением завтрака: гречка с тысячелистником и чай с земляникой и клевером. На реку сползал с берега густой туман, дрова отсыревали, но костер охотно разгорелся. Завтрак был быстро приготовлен. Макс вернулся без улова. Не можем найти объяснения такому “везению”. Все местное население в один голос убеждает нас, что рыбы много и что вся она - ВО! РВС утверждает, что или мы не умеем рыбачить, или рыбы просто нет. И, что скорее всего второе. Быстренько завтракаем и собираемся. Двинулись на веслах в Ширково. Довольно сложно было найти проход между озерами Стерж и Вселуг. Протока оказалась узкой и поросшей чаканом. Места наверное рыбные. Макс не мог упустить возможности замахнуться несколько раз спиннингом. Мы с РВСом каждый раз испуганно пригибались – Настолько Макс уверенно совершал все свои жонглерские движения. Но сыр, как сказал поэт, поныне там и зуб у щуки неймет. Обогнув широкий мыс, выходим в оз.Вселуг.

“Протяженность маршрута по оз. Стерж 15 км. Ширина озера изменяется от 0.8 км до 1.6 км, средняя глубина 5 м, максимальная – 8 м, в южном конце озеро мелеет до 2 м. Берега подняты на 2 – 3 м над поймой и сложены песками и валунными суглинками, галечные, встречаются крупные валуны. Оз. Вселуг вытянуто с северо-запада на юго-восток и юг, имеет изогнутую форму, выпуклую к востоку. Длина 16 км, ширина около 3 км, средняя глубина 10-12 м. Дно в большей части песчаное, местами каменистое – покрыто валунами. Узкое у северного своего конца, озеро расширяется за д. Адворица на западном берегу и затем за д. Орлинка на восточном (правом) берегу. В самом широком месте, на середине озера, стоит остров Новосоловецкий” – читаю я в своих записях, но должен прерваться. Впереди нас ждет небывалое приключение. Прямо перед д.Широково низко весят провода ЛЭП. Подходим к ним вплотную. Видим, что с 5-метровой мачтой не проходим. Начинаем быстро выгребать назад. Идем к берегу и вдоль самой прибрежной кромки легко преодолеваем препятствие. Главное – вовремя заметить и не налететь на него. В Ширково осматриваем деревянную рубленную церковь Иоанна Предтечи 1697 г. постройки. В настоящее время реставрируется трудовым лагерем. Храм простой по архитектуре, трехъярусный четверик, но очень красивый. Вторая церковь более современная, из красного кирпича с массой архитектурных изяществ.

Пытаемся отыскать обозначенные на карте магазин и почту. Расспрашиваем местное население. Оказывается, что на всю деревню два жилых дома. Ни магазина, ни почты здесь нет. Но по отдельным дням приезжает автолавка, тогда можно затовариться. Практически во всех деревнях Верхневолжского вдхр. подобная ситуация с магазинами. Поэтому лучше иметь запас продуктов. Разговорились с хозяином одного из домов, кстати – бывшей почты. Земля здесь песчаная, супесчаная. Мало, что растет. Лугов тоже не много. Скотину не держат. Живут в основном на пенсию.

Ждать автолавку мы не стали, хотя продукты у нас все уже вышли. Двинулись дальше на веслах. Впереди – Малосоловецкий остров или остров Зосима и Савватия. Еще его называют Божьим местом. Здесь когда-то возвышался большой кирпичный храм – копия главного собора Большого Соловецкого монастыря. Возник он на месте скиты св.Иона, пребывавшего здесь в затворе. В 1974 году храм был взорван. Недавно на его месте была отстроена деревянная рубленная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Мне она очень понравилась. Внутрь я не стал заходить. От старого храма сохранился колокол. Кирпичи разбросаны в радиусе 400 метров. Познакомились со служителем церкви. Беседовали с ним. Он приехал недавно. Вчера наловил с берега много крупной плотвы. Значит, рыба все-таки есть. На острове я подцепил где-то клеща. Подсолнечным маслом удалось быстро его вывести. Покинув остров, направились во Вселуки. Отойдя от острова менее полукилометра, обнаружили, что на нас быстро надвигается грозовой фронт и уже видны вблизи потоки ливня. Возвращаемся на мыс острова. Нас накрывает дождем. Дождь быстро переходит в сильную грозу. Гремит гром. Поднимается шторм. Лодка до бортов наполняется водой. Сливаем воду, вытаскиваем лодку на берег, переворачиваем. Прячемся под навесом из пленки. Гроза бушевала часа 3. Потом дождь прекратился. Зачирикали птички. И вдруг налетел новый шквал с ливнем. До темноты ситуация практически не изменилась. То дождь прекращался. Нам удавалось из мокрых дров развести костер и начать что-то просушивать. То снова начинался ливень и мы пытались сохранить хоть какие-то вещи сухими. К вечеру гроза ушла. Остался лишь сильный штормовой ветер. Костер горел очень слабо. Он больше шипел и взрывался он стекающих с дров капель воды. Дыму было так много, что мы ощущали удушье. Ужин готовили на газу. Пища помогла согреться. Была идея воспользоваться сильным устойчивым ветром и плыть дальше под парусами. Но ветер дул встречный и мы решили, что дрейф не даст существенно продвинуться вперед. Тем более РВС и Макс были уверены, что в такой ветер идти под парусами очень опасно. Мысль об оверкиле приводила их в ужас. Мне же хотелось испытать лодку и промчаться на ней с хорошей скоростью. Ведь какой-же русский не любит быстрой езды! Тем не менее, отложили отплытие до завтра и после ужина отправились спать. Несмотря на мокрые спальники, спали мы все хорошо.

Остров Зосима и Савватия на самом деле состоит из двух островов. Разделяет их овраг, по которому когда-то протекала река. Мысы обоих островов очень удобны для стоянок. Прямо у берега водится рыба, есть грибы. Правый берег острова местами заболочен, левый высокий и сухой. Смешанные леса с преобладанием лиственных пород.

“11” июля, Пятница

Тезис: Провода. Таблетки. Грибы

Приключение: Ловушки для мачт.

Маршрут: о.Зосима и Савватия – д.Вселуки – г.Пено – д.Студенец – 26 км

Описание:

Встали рано. Макс вылез последним. Небо довольно хмурое. РВС предложил обойтись без завтрака. Мы не поддержали. Развели костер, сварили рисовую кашу с килькой в томатном соусе. – Пора писать свою кулинарную книгу оригинальных блюд. На самом деле все было очень вкусно, съедали мы все без остатка. Сушиться не стали. Собрались и погребли. Ветер встречный. Поставили паруса, пошли галсами. Через полчаса ветер стих, мы опять перешли на весла. У нас уже установилась очередность в гребле: РВС-Макс-я. РВС гребет со средней силой довольно долго. Макс гребет недолго, несколько лениво. Я гребу недолго, но с большой амплитудой. Двигаемся неплохо, но на много медленнее моих ожиданий. Пришли во Вселуки. Деревня не представляет большого интереса. Единственная достопримечательность – Церковь с Колокольней. Дамбы, которая обозначена на карте, оказывается давно уже нет, сохранилась часть насыпи. Перед насыпью низко весят провода, обходили их вдоль берега. Магазина здесь тоже не оказалось. Много рыбаков. Ловят в основном окуней. После Вселук входим в озеро Пено. Берега становятся более живописными. Встречаются сосновые боры. Появился встречный ветер. Сначало шли на веслах. Когда подошли ближе к городку, распустили паруса. Красиво вошли в Пено. Через городок проходил магистраль. Довольно оживленное движение на дороге. Дома все деревянные, встречаются более современные стили построек. Макс с РВС сходили на рынок. Потратились на 300 рублей. Позже эта сумма станет неким стандартом. Загрузились и поплыли. Но куда плыть не понятно. Где выход в оз.Волго? Обратились к одним, другим. Все показывают в разные стороны и все неправильно. Смотрим карту и уверено двигаемся под мост. Вся река здесь перекрыта многочисленными сетями: короткими – 2-3 м. Но их очень много. Молодежь блеснит. Впереди два моста – автомобильный и железнодорожный. Скорее всего придется снимать мачту. Подходим к автомобильному мосту. Перед мостом видим провода ЛЭП. Тихонечко подходим к ним под парусом. СТОП! НАЗАД! ГРЕБИ! Прямо перед нами в полуметре провода, которых мы до этого не заметили. Нас несет прямо на них. Мы судорожно дергаем весла. Еще мгновение и фейерверка нам не избежать. Весят очень низко – всего 3 м. Гребем изо всех сил, сбрасываем паруса, уходим под берег. Пытаемся провести лодку под проводами вдоль берега, наклонив ее за мачту – не проходит. Уходим под левый берег. Удается провести. Проходим вторую линию ЛЭП. Идем под мост. В центральной части моста металлоконструкции поломаны. Кажется, там мачта пройдет. Гребем. Над флагштоком до конструкций моста остается 5 см. Осторожно гребем. СТОП! Опять провода. Опять к берегу. Тихонечко, тихонечко подныриваем. Пройдено. Впереди еще 2 ЛЭП, но они весят уже выше и их видно. Никаких предостерегающих знаков нигде нет. Этот этап можно назвать – Последний герой. Это для тех кто смог пройти. Совет любителям парусного спорта – Не ходите возле Пено с поднятой мачтой. Наконец выходим в Волго. Озеро напоминает пруд. Все поросло травою. Места видимо рыбные. Во всяком случае, везде сети. Далее поверхность воды несколько расчищается. Вода все еще красно-коричневая. Видим удобное место для стоянки по левому борту. Пристаем, чтобы скипятить чай. Бросаемся в лес. Набираем грибов. Обращаемся к рыбакам за помощью. Оказывается большая часть ядовитые. Чай вскипел. Пьем, фотографируемся, гребем дальше. Вскоре солнце начинает садиться. У нас довольно много мокрых вещей. Не мешало бы просушиться. Находим красивое, удобное для стоянки место на мысу за д.Студенец. Очаровательный смешанный лес притягивает наши взоры. Направляемся туда. На берегу стоит чья-то палатка. РВС и Макс настаивают на бивуаке именно здесь. Встаем. Устраиваем целую галерею мокрых вещей. Заходящее солнышко успевает обогреть некоторые. Очень много комаров. Сушим вещи на себе перед костром. Макс все еще пытается поймать рыбу, но безуспешно. Готовим щи и жарим грибы. Объедаемся. Грибы оказываются несколько горьковаты, но вроде бы съедобны. Правда ночью после их поедания у меня выступил липкий пот. Других признаков отравления не было. От комаров жжем в палатке таблетки.

“12” июля, Суббота

Тезис: Лоховский треугольник – аномалия времени. Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой. Таежные леса Валдая.

Приключение: Опасаемся стихий. Обитаемый остров. Нас преследует автомобиль. Как бабочки летим на бейшлот, не думая что…. С бейшлотом на ты.

Маршрут: д.Городище – д.Мал.Лохово – д.Волга – о.Белый Плав – Селище – Бейшлот – 36 км

Описание:

Встаем не рано. Погода пасмурная, ветра нет – значит идти придется на веслах. Перспектива не самая приятная для моих спутников. Основной расчет мы возлагали на паруса. Весла планировалось использовать лишь как вспомогательное двигательное устройство. Сегодня на четвертый день плавания мы вынуждены признать, что в походах на судах данного класса от команды требуется серьезный навык в гребле. Для меня лично необходимость использования весел для передвижения судна – замечательный шанс нарастить мышечную массу и греблю я воспринимаю как спортивную тренировку. Я стараюсь грести с наибольшей амплитудой и пока усталость не приобретет общий характер. Однако неопытность сказывается в неравномерности гребка. РВС уже имеет практику водных походов и навык в гребле. Поэтому он оказался наиболее из нас выносливым, гребет дольше всех. Макс имеет комплекцию, которой можно позавидовать. Для мощного гребка ему не требуется прикладывать много усилий. Но “матушка-лень”, как он ее называет, не всегда дает возможность проявить себя на все 100 %. Втроем мы составляем неплохое трио: Один гребет и скрипит уключинами. Второй рулит и отдает команды: загребай, табань, суши весла. Третий спит и слышно лишь посапывание. Так мы и ходим.

На завтрак готовим геркулес. Пьем кофе. Неспешно собираемся. Беседуем на разные темы. Основное место в наших разговорах занимает история и кулинария. Это все специфика РВСа и он нас с удовольствием просвещает. Обычно это случается или на ходу в лодке, или используется в роли сказки на ночь. Нельзя сказать, чтоб и мы с Максом всегда молчали. Макс всегда активно все обсуждает. И это ему иногда мешает при гребле. Ученые споры на судне – обычное явление. Я ежедневно провожу ознакомление экипажа с местными достопримечательностями и зачитываю лекцию на эту тему. Но разговоры, разговорами, а пора уже собираться и плыть. Первые дни плавания не были образцовыми в плане протяженности. По видимому нам нужно раньше выходить на маршрут и больше времени проводить в пути. Идем на веслах. Места вокруг симпатичные – В основном сосновые бора.

Доходим до д.Бол.Лохово. Сидит там на берегу один лох с удочкой. Мы к нему подплываем и спрашиваем – сколько времени 9 часов или час. А он нам и отвечают: “Да, где-то так”. Мы благодарим и как ни в чем не бывало плывем дальше.

Деревня Мал.Лохово представляет собой рыбацкую базу. Ловить рыбу здесь можно исключительно по путевкам. Нас заинтересовала очень паромная переправа. Паром имеет вид обычного рубленного плота. Перетягивается он специальными рычагами в виде английской буквы F. Не менее интересны высоченные лестничные мостки, которые по высокому берегу поднимаются от воды вверх метров на 30.

На туристической карте показана небольшая протока из озера Лохово в озеро Волго2. Мы уже 1,5 –2 часа пробираемся по ней и никак не можем пройти. Реальное расстояние значительно больше, чем на карте. Берега близко расположены друг к другу. Много рыбаков. Мы тоже соблазняемся и пускаем вслед за лодкой блесну. РВС подшучивает над рыбацкими качествами Макса. Тот зарекается больше не ловить рыбу. Выходим в Волго2. По правому борту высокие живописные берега. Впереди деревня Волга. Здесь довольно много новых домиков – летних резиденций москвичей. Берег довольно чистый. Я произношу ставшую уже коронной фразу “Остаюсь”. Появляется попутный ветер, который постепенно свежеет и становится довольно сильным. Ставим паруса бабочкой и летим. Наконец летим. Я переживаю восторг. По берегам довольно много современно укомплектованных баз. Озеро рассекают скутера и водные мотоциклы. Кто-то пробует освоить виндсерфинг. Озеро заметно шире предыдущих. Сразу ощущается простор. Достаем из-под задней банки пакет с вяленой воблой. Она нам не дает скучать. Делаем небольшой перекус. Через пару часов доходим до о.Белый Плав. Решаем перевести дух и скипятить чай. На острове стоят отдыхающие. Знакомимся с пожилой парой. Мужчина оказывается преподавателем московского ВУЗа. Он уже на протяжении 20 лет каждое лето приезжает сюда и привозит с собой студентов. Попадал в разные переделки и даже один раз перевернулся на лодке в шторм. Мы рассказываем о себе, об экспедиции. Гостеприимные островитяне удивляются тому, как мы решились так далеко плыть на самодельной лодке без опыта парусных походов, да еще идем посередине озера в такой ветер. Они угощают нас чаем. Предупреждают, чтобы мы не покупали в местных деревнях молоко. Оно здесь какое-то зараженное.

Остов очень красивый. Он весь покрыт березняком. Остров вытянулся поперек озера и выпускает в сторону его берегов длинные косы так, что в результате высокого уровня воды от дождей из воды в 150 метрах от береговой линии торчат верхушки деревьев. Довольно забавно было проплывать на лодке между березок. После разговора у нас возникли некоторые опасения по поводу рискованности дальнейшего движения под парусами в такой ветер. Но мы товарищи решительные, почти отчаянные. Тем более, что нам нужно нагонять график. Мы решаем без промедления двигаться дальше. Итак, попрощавшись с новыми друзьями мы подняли паруса и держим курс на село Селище. Безопасности ради решаем приблизится к левому берегу, чтобы в случае чего иметь шанс выплыть. Тщательно продумываем порядок действий при оверкиле.

Берег озера довольно хорошо обжит, чувствуется близость магистральной автодороги. Довольно много самодеятельно отдыхающих. Немало частных территорий. Занимают они наиболее живописные берега. В основном они довольно неплохо вписаны в окружающий ландшафт: дом выполнен из кругляка, очень красиво отстроен, на фасаде, обязательно открытый балкон. Дома невысокие. Никаких лишних построек нет. Очень чисто и тихо. (в отличии от кемпингов). Территория огорожена забором. Мы любуемся и приходим к общему заключению: “Хорошо иметь домик в деревне”. Хорошо оно и потому, что у земли появился хозяин. И надо надеется, что он не станет уничтожать лес на своей территории, не нарушит красоты окружающей природы. Ведь теперь это и его дом. Понравилась нам раскинувшаяся на берегу база отдыха. Очень интересная архитектура. Мы даже приблизились, чтобы рассмотреть традиционно устроенный китайский чайный домик. Но вот подходим к Селище. Впереди как и положено – автомобильный мост и низко расположенные провода. Приходится подходить к берегу и снимать мачту. Проходим мост, решаем мачту не ставить – впереди бейшлот. Теперь гребем по двое. Мачта и гик разбили судно на два отсека, по середине банки сидеть невозможно. Берега низкие безлесые. Ночевать здесь не хочется. Поэтому несмотря на усталость гребем вперед на встречу с бейшлотом. Что он из себя представляет пока не знаем. Поэтому гадаем как его будем проходить: прямо на лодке или придется все же обносить. Конечно, лучше грести, чем нести судно на себе. Тем более, что мы не уверены, сможем ли его далеко унести. А у нас еще вещей воз. Бейшлот уже показался. Это более значительное сооружение, чем мы предполагали. Опасаемся быстрого течения и круговорота. Решаем подойти к берегу и выбрать один из вариантов преодоление препятствия. Пристаем на каменистый берег. Поднимаемся на дамбу подходим к гидросооружению и ахаем. Падение воды составляет около 5-6 метров. За бейшлотом Волга превращается в настоящую горную реку. Вода ревет, срываясь с плотины и с шумом несется вниз. Вся поверхность воды вспенена – Это потоки ударяются о камни. Осознаем, что наше путешествие дальше будет интереснее, труднее, опаснее. От нас потребуется слаженная энергичная работа, чтобы справиться с потоком и не налететь на подводный камень, которых, судя по бурлению воды здесь довольно много. Разгружаем лодку и втроем без лишних усилий ее переносим. Пока ребята носят вещи, я устанавливаю весь такелаж, привязываю продольно к корпусу мачту и гик, размещаю груз, так чтобы его не потерять, если перевернемся. РВС теряет последние силы. Необходим отдых и пища. Устраиваем перекус. В нашем распоряжении – консервы, печенья, чай, залитый в термос, банка сгущенки и конфеты. Не жалея глотаем калории, они нам сейчас пригодятся. В небольшом ущелье скопилось много рыбаков. Ловят в основном окуня, довольно мелкого. Но видимо для этих мест это тоже рыба. Еда восстанавливает наши силы. Вечереет, поэтому нужно бодренько двигаться. Завершаем последние приготовления. Прыгаем в лодку одновременно и подхваченные течением быстро несемся вниз. РВС на руле, старается идти по стремнине, так камней должно быть меньше. Мы изо всех сил гребем, чтобы иметь собственное ускорение. Берега пока низкие, ольховые, нависающие. Картина быстро меняется. Берег растет в высоту, впереди уже видны красноватые, обнаженные обрывы. Сверху сопки покрыты плотным сосновым лесом. Места сказочно живописные и нереальные. Река прорезает узкую щель сквозь горы Валдая. Излучины, плесы, берега срывающиеся с высоты 50-70 метров. Это больше напоминает таежные реки Алтая. Но Волга равнинная река. Могли ли мы, жители степей ожидать увидеть здесь такое.

Темнеет. Впереди река делает поворот, очень высокий, живописный берег. Решаем попробовать пристать к нему. Для этого нужно разогнаться, пересечь стремнину, развернуться в обратную сторону и выгрести на берег. Сделать это без опыта достаточно сложно. Кому-то нужно взять на себя командование парадом. Эту роль должен выполнить рулевой. РВС высматривает удобное для приставания берег. Беру на себя всю инициативу. Все решится за считанные секунды. Не успеем выгрести - снесет, придется ждать новое удобное для стоянки место. Выкладываемся и, удача сопутствует нам. Лучшего места для бивуака найти трудно. Вокруг настоящий бор. Где-то внизу шумит река. И комаров не так много. Зато находим грибы. Макс пробует соблазнить червями рыбу. Но та по-прежнему воротит нос. Готовим ужин – щи из крапивы. Потребляем много сладкого. Но усталость дает о себе знать. Прогулку по лесу откладываем на завтра.

“13” июля, Воскресение

Тезис: “Церковь Петра I”

Маршрут: д.Бол.Волга – г.Селижарово – д.Бол.Коша – Ельцы – 42 км

Описание:

Встали не рано. Утро пасмурное. РВС уже развел костер и готовит утренний кофе. Пить по утрам кофе с сахаром у нас уже вошло в привычку, которую дома я никогда не имел. На завтрак – традиционный Геркулес. Перед завтраком совершаем прогулку по лесу. Лес удивительный. Высокие сосны. Мягкая моховая подстилка пружинит под ногами и орошает кроссовки утренней влагою. В такой сырости просто райские условия для грибов. Их здесь не так много. В основном – сыроежки. Практически сплошь вся земля покрыта кустиками черники. Ягод пока еще нет. Лес изрезан рвами – видимо так лесничество проводит борьбу с пожарами. Довольно много осталось окопов от ВОВ. Встречаются высокие муравейники. Прогулка вдохновила нас на разговоры. Поднимаем на поверхность разные проблемы. После продолжительных дебатов заключаем, что жизнь прекрасна и надо плыть дальше. Ожидания плавания особенно приятны – после стоячих озер теперь пойдем с быстрым течением вдвое быстрее. Рассчитываю добраться до Ржева. До него по моим расчетам – 70 км.

В утренних сборах у нас установилось распределение обязанностей. Я мою лодку, устанавливаю весь такелаж. Макс и РВС носят вещи, я их раскладываю в лодке. Потом разгружаемся мы сами и в добрый путь! Ближайший пункт – Селижарово. Преодолеваем расстояние в 15 км минут за 40. По берегам встречаем довольно много рыбаков. В самом Селижарово на берегу много женщин. Все стирают, моют ковры. Спрашиваем сколько времени. Нам отвечают 12.30 – Так, что могли бы и не спрашивать. На протяжении всего нашего пути нам все отвечают одно и тоже – 12.30. Причаливаем возле моста. Идем с РВСом в магазины за продуктами. Городок небольшой. Продуктовый рынок по воскресеньям не работает. Вещевой работает только по пятницам. На почте в субботу и воскресенье тоже выходной. Зато есть туристический магазин. Обращаю внимание, что в Тверской области вообще очень популярен велосипед. Это средство передвижения используют даже бабушки.

Двигаемся дальше. В пригороде Селижарова спрашиваем у местной жительницы название церкви, что виднеется на высоком берегу. Она нам отвечает “Почем я знаю. Вроде бы - Церковь Петра I”. Представляете. Сюда ведь можно целый экскурсионный маршрут проложить. Над рекою нависает большое количество ЛЭП. Проходим деревушки. Далее до самой д.Хворостово идут совершенно дикие места. Красивая природа: высокие берега, сосновые бора, березовые рощи, быстрое течение реки, разноцветные лужайки, наполняющие воздух одурманивающими ароматами трав, множество ручейков. По берегам обустроены удобные стоянки. Много отдыхающих. Незаметно проходим д.Бол.Коша. Далее – д.Рог. В деревнях по берегам в большом количестве разбросаны лодки “Пэлла”. Практически все они с разбитыми банками и привальными брусьями. На некоторых участках течение реки замедляется. Но в основном - очень быстрое. Используем это как повод, чтобы халтурить – проводить время за разговорами и меньше грести. А напрасно. Нам все время чудится, что вон за тем поворотом уже Ржев. Несколько раз мы уже было решали, что уже приплыли. А его все нет и нет. А ведь мы прошли от Селижарово уже 40 км. Смотрим карту – а до него еще 77 км. Времени уже около 8 вечера. Начинает накрапывать дождь. Решаем уже остановиться на бивуак. Находим подходящее место и оказываемся в сказочно-красивом светлом сосновом лесу. На протяжении всего нашего маршрута удивительно красивые места. Глаз не устает на них любоваться. Чувствуешь как все внутри оживает и возрождается от созерцания окружающей природы.

“14” июля, Понедельник

Тезис: Вот новый поворот

Приключение: Преодоление паромного троса

Маршрут: д.Бол.Коша – д.Ельцы – д.Сытьково – д.Горки – 45 км

Описание:

День выдался довольно солнечный. Течение стало заметно слабее, но к излучине д.Сытьково опять вернулось к прежним скоростям и именно там нам и предстояло испытать еще одно приключение. Д. Сытьково располагалась на высоком берегу. Мы очень надеялись раздобыть в деревне молоко и сливки, обменяв их на вяленную воблу, которой у нас все еще было довольно много. Еще за 2-3 км до деревни мы заприметили на горке довольно высокую церковь. На берегу рыбачили женщины. Мы подплыли к ним, убедились что это именно Сытьково и причалили к песчаному берегу. РВС вызвался остаться в лодке. Мы же с удовольствием вылезли на берег и направились вверх в деревню. Деревня состояла из 5 домов. Молока у жителей не оказалось, но они нам указали дом в близ расположенной деревушке, где хозяйка держала коров и занималась продажей молочных продуктов. Мы стал пробираться к церкви. Вплотную к ней подступили дворы жителей. Нам пришлось проходить через них. В одном из дворов – прямо у входа в церковь пасся бычок. За своих он нас отказался принять, решил видимо, что мы посягаем на его святыню. Издал воинственный клич, опустил голову и направился на нас. Но веревка, которой он был привязан, не позволили ему реализовать свои планы. Церковь была сильно разрушена во время войны. Кирпичный купол, сохранившийся лишь на треть, чудом держался. Но над вратами висела икона св.Николая, по чему мы решили, что жители ближайших деревень все же приходят сюда по праздникам. Миссия была выполнена. Обратно мы пошли не по тропе, а напрямик вниз с горки и были одарены земляникой. Наевшись, набрав РВСу, мы спустились вниз и отчалили. Мы с Максом сели на весла. РВС рулил и наслаждался красными мелкими, но очень ароматными ягодами. РВС держал курс на дом, где мы собирались приобрести молоко. Вдруг прямо перед нами провода. Стоп! Выгребаем назад! 2 метр! Но нет, течение слишком сильное. Это трос! Греби! Табань! Поворачиваем! Полметра! Нас развернуло поперек реки. В этом месте бешеное течение. Мы со всего размаху налетаем на трос, он зацепился за привальный брус. Начинаем переворачиваться. Все разом хватаемся за трос, поднимаем его и перекидываем через себя. Несемся дальше. Несколько секунд массовой комы. Фув! Везет же нам. Если бы налетели носом, точно бы перевернулись. Гребем к берегу. Максу удалось найти хозяйку и обменять рыбу на молоко. Они с РВСом с блаженством его вкушают. Силы их восстановились и мы продолжали путь.

“15” июля, Вторник

Тезис: Красота-то какая

Приключение: Кепка возвращается

Маршрут: Д.Горки – г.Ржев– 45 км

Описание:

Ночь мы провели в довольно интересном месте. Река только что прошла с.Новоалексеевское, повернула на запад и вдруг новая излучина. В Волгу с запада впадает река, а практически середине Волги – остров с отмелью. И получилась тихая заводь, практически без течения. Берег не такой высокий как до этого, покрыт сосновым лесом. Вчера вечером мы все очень устали, так что были не способны воспринять все окружающее очарование. Но сегодня утром мы решили не упускать возможности и прогуляться по лесу. Узкие тропки уводили меня в глубь бора. Деревья довольно плотно заполнили горку. На вершине мы обнаружили блиндажи. А все склоны сплошным ковром поросли черникой. Я даже насобирал ее и угостил своих товарищей. Кстати народная медицина использует чернику для улучшения зрения.

За день не произошло чего-то экстремального. Наиболее яркое впечатление оставил автомобильный мост через Волгу перед Ржевом. Несущие металлоконструкции поднимали его довольно высоко, поэтому мы заметили его еще издалека. Ширина реки была около 200 метров. Лес плотно подступал к берегам. Мост смотрелся очень контрастно на фоне быстрой реки и зеленых берегов и мне даже показалось, что он гармонично вписывался в ландшафт. Это был первый крупный мост на нашем пути, он открывал нам замечательный шанс подняться наверх и сделать панорамный фотоснимок местности и реки. Мы воспользовались этой возможностью и заодно размяли свои ноги, которые постепенно уже теряли навык ходьбы. (Ведь работа у нас сидячая и любой шаг в сторону расценивается как попытка к бегству с корабля или даже к оверкилю). Вид с моста открывался очаровательный. Наша лодочка сверху казалась игрушечной и имела довольно привлекательный вид. Мы спустились вниз и пустились дальше в путь. Только мы отплыли, как налетел порыв ветра и Максова кепка оказалась в воде. Наша скорость была значительно больше, чем у намокшей кепки, расстояние между нами увеличивалось. Но Макс кепку терять не хотел. Мы развернулись и пошли ей навстречу. Внимание моих друзей всецело поглотила водоплавающая кепка и они даже забыли о необходимости работать веслами и рулем. Кепка проплыла стороной и совершила погружение, повергнув нас в состояние близкое и удивлению, и разочарованию. Лицо Макса выражало отчаяние, но его быстро сменило смирение. Мы снова легли на курс. Но тут вдруг кепка вновь показалась на поверхности реки метров в 30 от нас. Шанс упускать было нельзя. На этот раз нам удалось проявить всю свою матросскую сноровку, кепка была взята на борт. Макс был счастлив. Довольные собой мы двинулись дальше. Пункт нашего сегодняшнего назначения - Ржев. До него еще достаточно далеко. Поэтому приходится поддерживать быстрый темп гребли. Благо течение пока еще довольно быстрое.

Наконец-то мы достигаем того заветного поворота, за которым по видневшимся вдали высоким мачтам мобильной связи и телевещания угадываем город Ржев. Ржев – первый крупный город на нашем пути. Пригород состоит из дачных участков. От деревень такие хозяйства отличаются плотностью, многочисленностью, аккуратностью домов, плановостью участков. По берегам много купающихся, рыбаков. Быстро вечереет. Все довольно сильно устали. Ищем удобное место для стоянки. Конечно, в городе ночевать не хочется. Уж мы привыкли для бивуака выбирать самые красивые, самые сказочные места. Поэтому одной из альтернатив было остановиться перед городом. Но пригород растянулся широкой полосой по правому берегу. По левому борту высокий яристый берег, удобных для стоянок мест тоже нет. Входим в город. Город сразу узнается по уродливым очертаниям окраинных домов. Проходим автомобильный мост. На левом берегу расположены базы отдыха, зеленый парк. На карте это место называется “Сосновый бор”. Пристали, но в парке встать не решились. На противоположном берегу я вставать отказался. Сильно замусорено, да и ландшафты не вдохновляют. Гребем дальше. Проходим паромную переправу в виде натянутого троса. По правому берегу за базой отдыха видим открытое место на высоком берегу с сосенками. Сил продолжать путь уже ни у кого не осталось. Споры приобретают жесткий характер. Направляемся к берегу. Выгружаемся, готовим кофе, едим сгущенку. Появляется третье дыхание. Хватает его ровно на столько, чтобы поднять по крутой тропинке наверх лодку. Внизу оставлять мы ее не решились. Пятьдесят метров и мы падаем возле лодки. Между тем, необходимо еще поставить палатку, приготовить ужин и проклеить весла, которые дали трещину в месте крепления уключин, чем нас серьезно напугали. Без весел по довольно узкой реке да еще с постоянно встречным ветром идти будет очень тяжело. Клею весла, мою лодку. Ужин был замечательный. РВС исторических сказок на ночь нам не рассказывает, да оно и не требуется.

“16” июля, Среда

Тезис: “Они сражались за Родину”

Маршрут: г.Ржев – г.Зубцов – 24 км

Описание:

Сегодня у нас дневка. Точнее экскурсионный день. Хотелось бы только оставить где-нибудь лодку, чтобы погулять втроем. Задач у нас несколько – Поставить печать в маршрутном листе в администрации, дозвониться до дома, купить продуктов, заправить газовый баллон и купить карту Тверской области. (До сих пор мы двигались по туристическим картам Верхневолжского и Ржевского районов). Лодку удалось устроить на стоянку на спасательной станции. Мы переоделись во все чистое и отправились в город. Первое впечатление – тяжелый пыльный воздух сдавил нам грудь и приумял наш дикий вострорг. Поставили печать, дозвонились до Астрахани (Нас уже потеряли и собирались разыскивать), купили продуктов в гастрономе (где я от вони не смог находится более 1 минуты) и далее разделились на две группы. РВС пошел относить продукты и заправлять баллон. А мы – искать карту. Карту нам удалось найти в киоске союзпечати. Возвращаться к лодке мы решили по одному из мостов через Волгу. Прошли через парк, вышли на набережную. Везде довольно много монументов, посвященных ВОВ. Нужно заметить, что город во время ВОВ был занят немцами и сильно разрушен. Для немцев представлял ценность как транспортный узел на подступах к Ленинграду. Он же оставался последним вражеским оплотом при наступлении наших войск. От стотысячного довоенного населения города к завершению войны осталось в живых около 200 жителей. До сих пор в Ржевском районе находят целые арсеналы оружия. По берегам Волги на стратегических точках спряталось в высокой траве, поросло лесом множество блиндажей. Город вырос заново. Сегодня является вторым по значению городом Тверской области. Мы попытались сходить в картинную галерею, но там не было готовых экспозиций. Спускаясь к мосту заметили на противоположном берегу туристическую группу, готовящуюся отплыть вниз по Волге. Подошли к ним, разговорились. Группа оказалась из города Старица. Далее направились вдоль набережной к лодке, увидели впереди Краеведческий музей. Пока подходили к музею заметили, что к нам на встречу идет РВС. Вот так удача!

В музее оказался представлен только военный период. Больше всего нас поразило коллекция продаваемых книг на входе в музей книг. Две-три скудных брошюрки и основательный труд по ВОВ в Ржевском районе, написанный немцами и переведенный на русский язык ржевскими краеведами. Война показана с точки зрения немецких интересов, прославляется фашизм и террор. Вот он наш патриотизм, любовь к родине. Вообще этот вопрос мы довольно много обсуждали в пути. Созерцая неповторимую русскую природу, изучая великую русскую культуру, дивишься, откуда в нас в русских берется такое неуважительное отношение к своей родине, нации. Мы называем себя страной дураков, все время ищем виноватых в своей безграмотности, безкультурности, слабодушии. Мы с открытыми ртами смотрим на Запад, на Америку, восхищаемся тем, как они прекрасно живут, какие они культурные. И в большей массе своей ничего не делаем для поднятия престижа своей страны.

Вот и в музее для услаждения приезжих немцев, въезжающих в нашу страну только для того, чтобы взглянуть на их бывший оплот, найден труд и сделан перевод, а для нас, стремящихся познакомиться с историей своей страны, нет даже худенькой книжонки. РВС даже расстроился от такой непонятной позиции музейных работников.

Ночевать еще раз в городской черте нам не хотелось, поэтому мы поспешили вернуться на наш корабль и двинуться дальше, предавшись вновь созерцанию природы и разговору о высоком и светлом.

Впереди нас ждал еще один городок – Зубцов. Утром до своих я не дозвонился, поэтому надеялся исправить положение здесь. Город мне понравился сразу старинным монастырем и аккуратностью застройки. Мы пристали под красивым навесным мостом. Макс принял горизонтальное положение, а мы отправились на ознакомительную прогулку. Город в основном состоит из деревянных частных домов довольно свежего вида, хотя есть здания – бывшие усадьбы и 19 века. Город стоит на невысоких сопках, сверху которых открывается приятный вид на красивую провинциальную окрестность. На почте оказался даже Инетрнет-салон, что однако не помогло мне дозвониться. Связь была неплохая, но дома трубку никто не брал. Вернулись к мосту, пофотографировались, разбудили Маска и продолжали свое путешествие.

Зубцов – городок небольшой. Мы прошли около 1,5 км от моста и уже показались окраины. Река огибала город, так что его левая, наиболее крупная сторона оказывалась в подкове. Именно она определила выгодное положение города. На излучине в Волгу впадала довольно широкая река Вазуза. Через Вазузу проходит магистральная дорога на Ржев. На окраине города разместились чьи-то довольно обширные владения. Хорошо иметь домик в деревне, особенно на берегу Волги. Макс заразился от меня и уже несколько дней занимается поиском красивого уголка, тихую деревушку, куда можно было бы привезти на отдых родственников.

Лишь только закончился город, как по правой стороне несколько вглубь от берега завиднелись деревушки Пищалино, Безниково. Прошли еще 5 км. Пройденное расстояние определяем исключительно по соотнесению берегов с указаниями карты. Вечереет. По левой стороне – очень живописные высокие берега. Впереди на высокой горке видим березовую рощу. Соблазн переночевать среди берез высок. Пристаем к берегу. Небольшая пологая полоса берега резко уходит вверх. Поднимаемся наверх. С вещами тот же путь будет проделать довольно сложно. По горе накатана машинами проселочная дорога. Находим окопы. По-видимому, немецкие. Где-то здесь проходила линия их обороны ржевского выступа. Окопы наполовину засыпаны консервными банками и пакетами – следы от отдыхающих. Вид сверху зачаровывающий, ощущения как в горах. Ничто не нарушает вечернюю симфонию звуков, красок и запахов. Легко и хорошо. Хочется окунуться в тот эфир, который наполняет весь этот объем и раствориться в нем. Да, это именно то к чему я стремился, те переживания, которых я искал и о которых мечтал. Растворение в красоте природы. Хочется запечатлеть ландшафты, чтобы потом в душном городе, оторванном от реалей, замененных там на игры с придуманными правилами и иллюзии, вспоминать эти чудные минуты и иметь силы вырваться и вернуться.

Нагулявшись вволю, спускаемся и организуем лагерь. Наблюдаем поединок цапли и вороны. Такое можно увидеть наверно только здесь и в сериале “Дикая природа”. Впечатлений было много, поэтому после легкого ужина быстро занимаем свои теплые места в палатке. На завтра у нас грандиозные планы – пройти 60 км и добраться до г.Старица. Увы, сроки заставляют спешить. Макс обещает стать раньше всех и преподнести кофе в постель. Мы, знаем Максову неспособность на такие предприятия и весело смеемся. “Что ж делать, я родился ленивым”, - говорит Макс, обреченно.

“17” июля, Четверг

Тезис: Зачем нам курица на корабле?

Приключение: Подвиг под Зубцовым

Маршрут: Г.Зубцов – г.Старица – 65 км

Описание:

Такого утра забыть нельзя. – Проснулись мы о того, что Макс разбудил нас и преподнес кофе. Было еще довольно рано. Небо было пасмурное, поэтому точнее определить время было сложно. Сборы прошли довольно быстро. Отплыли. Мы с Максом на веслах. Сильный встречный ветер вызывал волнение на реке. Но гребем мы довольно резво и прорезаем волну своим носом. Прямо по курсу утка. Ведет себя она довольно странно. Пытается взлететь и не может. Может быть мешает ветер. Но она бьет одним крылом по воде. Подплываем ближе, утка залетает дальше. Подплываем, она опять удаляется метров на 10. Итак дальше и дальше. Теперь мы уже раскрыли ее трюк. Видимо у нее в камышах было гнездо с утятами и она совершая отвлекающий маневр, отвела нас от гнезда. Так оно и оказалось. Метров 100 она еще указывала нам на дорогу. А потом легко и покойно взмыла и улетела в те самые камыши, мимо которых мы не так давно проплыли. Далее встретили еще одну утку с утятами. Потом видели семью цапель. Их было пятеро. Они как плоды украшали дерево. При нашем приближении они предпочли улететь. Река разделилась на два рукава. Это случалось часто и причиной тому были острова. Обычно мы плыли по стремнине. Но волнение было сильное и РВС решил пройти по мелкому рукаву. Через 300 метров мы уткнулись в песок. Встреченное нами препятствие оказалось полуостровом. В этом было расхождение с картой.

Мы с Максом резво загребаем и уверены в своих силах пройти за день намеченный путь. РВС очень недоволен что его разбудили. Он не выспался и клюет носом. А тут еще прохладная погода от которой еще больше хочется спать. Приходится Максу сменить РВСа на руле, чтобы тот не заснул. Течение опять усиливается, вновь проходи буруны. Здесь к реке близко подходит автомобильная трасса. Проносятся автобусы, машины. По берегам попадаются рыбаки. Один раз чуть не налетели на флажок удочки. Километров 10-12 уже прошли. Обгоняем семейную пару из Москвы, которые только открыли свою отпускную сессию и сплавляются вниз до Твери. Судно у них интересное – плот – палатка. Управляется двумя боковыми веслами, заменяющими кормовой руль. Москвичи не спешат, собирают по пути грибы и ягоды. Предлагают нам присоединится к ним. Но нас уже ждут в Твери и мы должны спешить. Поэтому стремительно продолжаем движение вниз. Через пару километров высаживаемся на берег. РВСу требуется допинг в виде кофе. Это его заметно приободряет. Пока любуемся ландшафтом нас догоняет плывущий по течению плот и уплывает вперед. Это приводит нас в замешательство. С какой же скоростью мы двигаемся. Нам кажется, что плот течением несет слишком уж быстро. Загружаемся и через 40 минут вновь нагоняем москвичей. Некоторое время беседуем и уходим вперед. Встречаются рыбаки. Снасти интересные – плавающие домики к которым привязана донка с наживкой. Ловят и на поплавные удочки но меньше. Основные наживки – черви, кузнечики, перловка, блесны. РВС выглядит усталым. Нам его удается убедить, что перекусывать надо в лодке. И что лодка при это сохраняет свою управляемость. Телесная пища несколько оживляет обстановку. Ровное движение судна прерывается закатистым хохотом нашего экипажа. Повод к тому возник в диалоге.

РВС: “Надо купить курицу.”

Макс: “Зачем она нам здесь (на лодке)”?

Где-то после Ржева изменилась форма берегов. До этого река просто прорезала себе путь сквозь валдайскую возвышенность. Теперь четко прослеживается зависимость ландшафта от режима реки: мыс-излучина, температура, влага, направление ветра, скорость течения. Хвойные леса уступили место зарослям вяза, небольшим березовым рощам с сосновыми пролесками. Ближе к Старице берега поднялись. Стали попадаться выходы известковых пород. Много по берегу бугров напоминающих курганы. Если до Ржева берега были благоустроены туристами – тропинки, лесенки, столы, скамьи, навесы, костровища, то здесь такого нет. Берега сильно заросли травой, много мути в воде. Дно заилено. Входим в город. Он чем-то напоминает астраханские села. Заброшенные коровники, какие-то строения. Обстановка скучноватая. Но картина сразу изменилась, когда подошли к мосту. Перед нами открылся вид на старицкий кремль и на купола причудливой формы монастырей, освещенные лучами заходящего солнца. Долго искали место для стоянки. Подплывали и к левому и к правому берегу. Хотелось всать поближе к городу, чтобы с утра совершить экскурсию. Но практически весь берег топкий, поросший всякой травой. Трудно и пристать и нет подходящего места, чтобы поставить палатку. Место нашли лишь в 5 км от Старицы. Всего прошли за день 65 км. Это рекорд. Хотя рассчитывал я проходить и больше. Накопилась усталость и завтра мы непременно делаем дневку, сочетая ее с экскурсионной программой и просушкой вещей.

“19” июля, Суббота

Тезис: Гребы отсюдого.

Приключение: Отравление грибами

Маршрут: Г.Старица – д.Броды – 27 км

Описание:

Макс все-таки отравился грибами. А было это так: В пятницу с утра набрали грибов. Макс меня убеждал, что все это подосиновики. Потом они с РВСом ушли в Старицу. А я почистил все собранные грибы, отсортировал и положил в тузлук. Вечером их скипятили в тузлуке, сменили раствор, снова скипятили и положили в щи. В процессе готовки Макс попробывал грибок. Щи благоухали. Лишь крайняя сытость не позволила нам набросится на них. Это удовольствие отложили до утра. Ночью Макса начало штормить не по детски: лихорадка, тошнота, рвота, боли, слабость. Утром ситуация не улучшилась. Встали, сготовили кофе. Щи пришлось вылить. Мы уже полностью собрались, а Макс все еще лежит пластом. Что делать? Варианта три: Ехать в больницу; Плыть в Тверь; Ждать улучшений состояния. Решили ждать. Постирались, просушили вещи и собранную траву. Разговаривали об истории осваивания Астраханской и Тверской областей. О периодизации культур в истории.

В 5 часов вечера Макс решил плыть. Все загрузили. Макс лег на нос швертбота, так что корма у нас была все время приподнята. Гребли по очереди с РВСом. Через час я заметил на левом берегу пещеры. Пристали к берегу, взяли фонарики и пошли их искать. Макс остался на лодке. Искали довольно долго. Пришлось лезть по довольно крутому склону. Обнаружили два входа. Вошли через один. Небольшой зальчик, два широких хода. Здорово. Пещеры совсем другие чем в Астрахани. Сложены из прочных известковых пород. Пещера по видимому естественно-искусственного происхождения. То есть по карсту был вырыт ход каменоломни. Здесь добывали “белый старицкий мрамор”, вывозимый отсюда ашь до Ярославля. Добыча известняка была основным промыслом жителей Старицкого района. Вместе с земельным наделом крестьяне получали право на разработку недр. Так рылись каменоломни. Обычно в них имелось два выхода. Вот я и решил проверить соединяются ли выходы общим ходом. Но вскоре мы уткнулись в тупик. Сфотографировались возле стены сложенной из известковой плинфы. Вернулись в зал. По другому ходу я пошел один. Минут 7 я углублялся в пещеру. Встретил искусственные подпорки потолка. До второго выхода так и не дошел. Меня ждали и я не стал сильно задерживаться. Не на долго заглянул во второй вход. Над ним нависал аркообразный карниз. Пещерами я остался очень доволен. Находятся они одним километром ниже д.Чупруново.

Макса мы освободили на сегодня от гребли и от управления. Поэтому двигались не очень быстро. По берегам часто встречаются рыбаки. В деревнях на берегах валяются лодки. Берега стали ниже, менее лесистые. Плывется скучнее. До темноты успели подойти к д.Броды. Удобных берегов для высадки нет. После продолжительных поисков, высаживаемся на правой стороне реки. Ночуем на овсяном поле. Перед тем как совсем стемнело опустился густой плотный туман. Прошли за вечер 27 км. До Твери остается еще 43 км.

“20” июля, Воскресенье

Приключение: Ночное плавание

Маршрут: Д.Броды – г.Тверь – 43 км

Описание:

Сегодня нам предстоит доплыть до г.Тверь и тем самым завершить первый этап нашей Экспедиции. Кроме этого сегодняшний день ознаменован началом судоходной части реки. По берегам встречаются чудные пристани в виде обычных наших остановок, каких много еще в пригороде. Километров за тридцать до города появились бакены. Мы пытались по ним определять пройденное расстояние, приняв их номер за указатель речного расстояния. Некоторые совпадения были, но быстро раскрыли свою ошибку. А вот что точно моряку нужно знать о бакенах, так это то, что белый указывает левую границу фарватера, а красный – правую. Мы обычно старались двигаться вдоль одной из границ. Хотя судоходства пока еще не наблюдалось, но ветер на стрежне поднимал более высокую волну.

Сегодня ветер дул в острый бейдевинд. Решили поставить парус. Пока устанавливали мачту с ролика слетел шкот. Чтобы поправить наклонили лодку, а Макс притянул мачту и поправил. В результате непродуманности действий погнули мачту. Чтобы ее поправить нужно было снять все снасти. Чем я и занимался. Остальные дремали на берегу. Выгибать мачту здесь было негде, поэтому ее без парусов воткнули в степс и продолжали путь на веслах.

Наше внимание привлекли интересные сооружения по берегам – основательные навесы, обычно скучкованные, под которыми пряталось от дождя и солнца множество отдыхающих. Видимо это были что-то вроде дачных участков. Потому что на многих еще выращивались овощные культуры. Ближе к Твери стали встречаться настоящие дачные хозяйства.

Километров за 15 до города решили сделать привал, чтобы помыться, постираться и перекусить и отремонтировать мачту. Как только пристали Макс пошел искать свою заветную щуку и ему удалось ее найти. Мы были счастливы и поздравляли Маска. РВС был вынужден признать что в Волге рыба все еще есть, просто ее очень мало.

Мачту выгнуть в нормальное положение нам все-таки удалось и пока РВС готовил пищу я собрал ее и установил со всем надлежащим рангоутом на место.

Макс сегодня себя чувствовал лучше, пробовал грести, а под вечер мы даже запели затяжные песни. В процессе гребли в нас родилось понимания их значения. При выполнении однотипной работы песня помогала войти в ритм, уравновесить движения, дыхание, мысли. Мы испытывали огромное удовольствие от сочетания пения и физической работы. К Твери мы подошли перед закатом. Окраины города заполняли коттеджные городки, - настоящие долины нищих. Таких богатых особняков я еще не видел. Плыть стало даже как-то веселее, хотя внутри понимали, что входим в город с его суетой. Когда мы подошли к первому мосту было уже совсем темно, на небе светились звезды и мы их созерцали. Макс и РВС загорелись желанием непременно этой ночью прогуляться по Твери. Я приводил доводы почему этого делать не стоит. Постепенно они согласились. Нашли место на левом берегу в Кировском районе города. Дома были все очень далеко от берега. Где мы стояли не было ни дорог, ни свалок. Так что место нас вполне устроило. Мы забрались в палатку и ужинали там. А на ужин у на была жаренная щука.

“21” июля, Понедельник

Приключение: РВС потерялся между парикмахерской и магазином

Маршрут: Г.Тверь – д.Иенево – 18 км

Описание:

Ночевали практически в Твери после моста обводной дороги. Макс с РВСом спали плохо и не выспались. Встали около 7 часов. Пошли на веслах к центру города. Предполагалось добраться до лодочной станции и оставить там на хранение лодку. Станцию нашли перед следующим (железнодорожным) мостом в Первомайском районе города на левом берегу. Поговорил со сторожилами станции. Узнал, что на Момоновой горе в 15-20 км от города снимался фильм о Чапаеве, что у жд моста Волгу в учебных целях пересекают танки, что в последние годы рыбы стало мало и ловить ее сложно. Стоянка швертбота обошлась нам в 20 воблешек. Переоделись и пошли на трамвай. Приключения не оставляли нас даже в городе. РВС зашел постричься, мы с Максом пошли проявлять фотопленку. Разошлись. РВС у нас потерялся. Фотопленку смогли проявить только на главпочтамте. В музеи попасть не удалось. В понедельник оказывается в музеях – выходной. Сходили на набережную Афанасия Никитина. Нашли монумент. Я забрался на ладью великого путешественника и запечатлел себя рядом с его фигурой. РВСу повезло больше. Он побывал в современном музее средневекового оружия. Ему разрешили помахать там боевым мечом, осмотреть доспехи и кальчуги. Он остался очень доволен. Посетил речной вокзал. – Здесь находился центр древней Твери. Газовый баллон заправить в городе так и не удалось. Отплыли уже в начале 9-ого (вечера). Долго проходили на веслах город. Через Волгу в черте города переброшено целых 5 мостов. Все они достаточно высоки, чтобыпройти с мачтой до 10 метров. В Твери я насчитал 5 лодочных стоянок. Много яхт. Много гребных лодок прямо на Набережной Волги, чем и пользуются тверичане и гости, совершая водные прогулки. Спасательной станции мы так и не видели. По Волге курсируют речные трамвайчики. Парочка молодых людей пыталась на гребной лодке посоревноваться с нами в скорости, но скоро вышла из гонок так и не дойдя до финиша. Еще бы ведь мы плывем все время в одну сторону – вниз, а им еще возвращаться. Восхищались Тверскими храмами. Начало темнеть, а город еще не закончился. От города достаточно далеко на юг отнесен район Большие Перемерки. На правом берегу – небольшой порт, стекольный завод.

РВС выглядит усталым, говорит что хочет уже есть и спать, упрекает нас в том, что мы не заботимся о нем, мало отдыхаем. Макс все еще страдает расстройством кишечника и на замечания компаньона реагирует кисло. Мне два часа гребли помогли избавиться от городской усталости. Я чувствую себя бодрым и выражаю готовность грести дальше. (Позже мне эта готовность пригодится). Макс солидарен со мной в стремлении плыть дальше. РВС требует остановки на ночь. А ведь первым предлагал перейти на ночное движение. Мест удобных для стоянки нет со всем. На меня такие ландшафты наводят уныние. Макс со мною соглашается. Но решаем подчиниться усталости товарища и выгружаемся на берег прямо напротив стекольного завода. – Это наша первая ночь “не фонтан”. Готовим чай, но засыпаем, так и не выпив его.

“22” июля, Вторник

Приключение: Ночные скитания. Ночь под мостом

Маршрут: Д.Иенево – с.Городня – 43 км

Описание:

Встал, сготовил кофе. Разбудил всех. Макс в сборах не участвует – последствия “грибной недостаточности”. Состояние у всех вареное. Гребля больше похожа на бултыхание в луже. Меня разбирает смех. – Вот так туристы водники, девчонкам на смех. Меняемся у руля. – Без изменения. Сегодня мы вошли в Иваньковское вдхр. Течения никакого. Плывем в Городню. Нас обгоняет двухпалубный теплоход. Ходят трамвайчики. Появляется долгожданный ветер. Распускаю паруса. Но тянет он не долго. Гребем. Стараюсь больше грести, чтобы нарастить мускулатуру. В Городню приходим перед закатом. Мы идем осматривать на высоком холме Церковь Рождества Богородицы. РВС остается у лодки. Церковь Рождества Богородицы – одна из древнейших церквей в Тверской области сохранившихся до наших дней (1391 г.). Действует и по сей день. Белокаменная. Барабан с луковицей надстроен позже в 17 в. К этому же времени относится и колокольня. От Церкви открывается завораживающий панорамный вид на водохранилище.

У Макса опухла от чего-то левая рука. От опухоли появились болевые ощущения. Голова не болит. Температуры нет. Иных болезненных ощущений нет. Медикаментозные методы решили пока не применять. Но грести сегодня он уже не сможет.

Перекусывали на берегу консервы. Подъехала парочка в машине с тверскими номерами. Дверцы открылись. Вечернюю тишь разорвали звуки диких блатных песен, которые никак не вязались с окружающей обстановкой. Конечно, перед нами были типичные отдыхающие. Интересно, что у них отдыхает в такой атмосфере. Мы поспешили собраться. Отплыли уже в сумерках. Отплыли и призадумались о перспективах. 1.Можно пересечь реку и на той стороне попытаться устроить свой ночлег. 2.Плыть в темноте опасно – места довольно судоходные, а у нас нет сигнальных огней. Средств безопасности у нас тоже нет, причем никаких: ни кругов, ни жилетов, ни ракет, ни переговорников. 3.Но, судя по карте, к реке десятью километрами ниже подходит ленинградское шоссе. А у нас впереди плотина в Дубнах. На Ленинградском шоссе найти машину для переброски будет куда легче, чем ниже. Решаем дойти до с.Новомелково, где к реке подходит дорога и попытаться сегодня же оттуда уехать в Кимры. Таким образом, мы решим вопрос с преодолением плотины и сэкономим время.

Изучили карту. Держимся правого берега, он довольно пустынный, заболочен, порос высокой травою. По левому берегу отслеживаем свое местоположение. Как только на левом берегу появятся огни турбазы, поворачиваем к правому берегу. Доходим до места, где предположительно на правый берег реки выходит дорога и направляемся туда. Ночь темная, но почти безоблачная и на небе светится множество звезд. На веслах сижу я и РВС. Рулем управляет Макс. Подходим к берегу, он весь порос камышом. Подойти к нему не удается. Движемся вдоль него. Метров через 200 находим прогал. Заходим в него. Вокруг все в камышах. РВС начинает нервничать. Говорит, что нужно вставать на ночевку. Но где? Вокруг сплошь камыши. Пробираемся и выходим на открытое водное пространство. Здесь река такой же ширины как была и с той стороны берега. Достаем карту, выясняем, что это был еще не берег, а только остров. На карте камыши обозначены скромным значком, которого мы не заметили раньше. Пересекаем реку. Перед нами, куда не брось взгляд, стена камышей. Двигаемся вдоль стены. Нужно пробираться к берегу - не ночевать же на открытой воде. Ищем проход, тыкаемся в нескольких местах. Наконец проходим к берегу еще метров 200. Теперь камыши уже вокруг нас со всех сторон. Достаем карту. Пытаюсь определить наше местоположение. Берега не видно. Но временами слышно как проносятся машины. Значит дорога рядом. Продолжаем блуждать, пытаясь пробраться к дороге. РВС нервничает, курит. Звучит неосторожная мысль о том, что “потерялись в камышах”. Макс начинает искать ответственного за дальнейшие действия. Приходится инициативу брать в свои руки.

…Мы с Максом как-то побывали в подобной ситуации. Но тогда все было куда экстремальнее. Мы ехали втроем в поход в Студенческие пещеры: я и два новичка. Мы были одноклассниками и готовились через 2 года выпуститься из школы. Мне уже приходилось однажды побывать в этой подземной системе. Мои товарищи – Макс и Владимир, которых я потащил с собой, впервые отправлялись в автономное от родителей путешествие, тем более ни разу они не бывали в пещерах. Макса родители отпустили с трудом. Они предвидели массу опасностей и пытались оградить от них своего сына, но наше упрямство взяло вверх. А нас и вправду ждали масса приключений. Для моих спутников они начались еще на пути к пещере.

Ночью в 4 часа утра мы высадились с рюкзаками из поезда. Взвалили на себя тяжкую ношу и по дороге пошли вперед. Конечно, путеводителем-экскурсоводом выступал я. Через полчаса пути я решил удалиться от дороги, чтобы подойти ближе к большому соленому озеру Баскунчак и вывести их на кругозор, откуда откроется вид и на все озеро и на гору Богдо. Через час начало светать. Сверху вместе с туманом на землю опустился холод. Мы решили перекусить и отдохнуть. Еще через час пути мои товарищи, не привыкшие к таким переходом, и главное, не ожидавшие их, начали возмущаться и выступили с предложением уже занять устойчивое положение и растянуться в палатке. Я их убеждал, что еще чуть-чуть, и мы придем, и уверено вел их вперед. Они же в свою очередь были уверены, что я просто заблудился и веду их неведомо куда. Восторгу нашему не было предела, когда мы наконец-то добрались до пещерной балке. Внизу стоял лагерь нашего школьного преподавателя по истории Руслана Владимировича Синельщикова (будущий РВС) и его туристической группы. Надо признаться педагога мы несколько недолюбливали. Он казался нам несколько сухим и даже предвзятым по отношению к ученикам. Поэтому, обменявшись приветствиями и планами, мы встали от него в стороне.

Весь переход от жд. станции до пещер с привалами у нас занял где-то 5-6 часов. Стояло еще утро и у нас было время на отдых. Но сначала мы занялись поиском дров и пресной воды. В этом степном, порой полупустынном районе и то и другое является проблемой. Были мы свидетелями чудных миражей, когда впереди видишь большие озера со всякой живностью. Подходишь, а они растворяются в дрожащем от испарений воздухе. С дрова несколько проще. Их можно обнаружить в балках. В основном – это скоплению Гипсофила или Перекати-поле, как его еще называют, да кизеки. Пока мы кипятили чай, группа РВС ушла в пещеры. Наверху остались две девочки, чтобы сторожить лагерь и готовить обед. После чая Макс занял свое привычное горизонтальное положение в палатке. Мы же Вовкой вступили в спаринг. Турнир продолжался около получаса, пока мы от усталости не повалились на камни. Допив чай, стали собираться в пещеру. Пещера выходит на поверхность четырьмя выходами. Традиционно посещаются два, хотя пещера своими лазами и залами объединяет их в единую систему. Я решил преподнести товарищам сразу наиболее сложный и в тоже время интересный маршрут. Меня по нему однажды проводили. Я решил пройти его на этот раз с другой стороны через вход, который среди спелеологов назывался “Задницой”. С собой мы взяли два фонарика и две свечки, неполный коробок со спичками. После яркого солнечного света на поверхности, войдя в пещеру, мы оказались в полном мраке. Но в нас бурлила решительность исследователей, и мы двинулись смело вперед. Схема движения выработалась очень быстро. Я был самый маленький и шел впереди. Владимир наиболее точно соответствовал по комплекции нормам роста и веса для данного возраста, был среди нас средним по величине и шел третьим. Замыкал наши поползновения Макс. Его телосложение было богатырским. Протискиваться сквозь узкие, петляющие лазы кишкообразного хода ему было трудно. Ходы постоянно разветвлялись, одни из них были уже, другие чуть крупнее. Я проверял их на проходимость. Где удалось пролезть мне, там пробирался Владимир. Максу часто приходилось раздеваться перед тем как протиснуться через какой-нибудь проход. Так мы и находили путь. Если Макс пролезет идем дальше. Если Макс застревает ищем другой лаз. Постепенно пещера начала разрастаться и мы смогли разогнуть спину и шею, стены стали более гладкими. Пещерная щель уходила куда-то высоко вверх, приобретала изогнутые очертания, ход сильно петлял. Несколько раз мы теряли дорогу. Тогда в воздухе повисало напряжение. Все уже сильно измотались, отсырели. Нас одолевал голод. Чтобы как-то снять стресс просили Владимира рассказывать анекдоты, на которые он был мастер. Не помогало. Я пробовал лезть вверх, нырял в узкие щели, застревал там и наконец находил продолжение пути. Прошли вправо через небольшое окошко. Вид пещеры сильно изменился. Стены очень гладкие, мокрые. Проход настолько узкий, что передвигаемся боком. Спина и живот скребут холодные скальные породы, ноги приходится выворачивать, потому что ход книзу изгибается сильно в сторону. Погас второй фонарь. Одна свечка тоже уже догорает. Но мы упорно двигаемся вперед. Мы в пещере уже более четырех часов. Ход в пещере какой-то кругообразный. Часто встречаются развилки. Оставляю на стенах следы от фитиля свечки. Через полчаса подходим вновь к развилке. На стене вижу темную отметину. Не мой ли это след от свечки. Идем дальше, возвращаемся туда же. Все ясно: мы ходим по одному и тому же месту уже более 1 часа. Вспоминаю, что в этой части пещеры находится “лабиринт”, куда нам настоятельно советовали не ходить без знающих людей. Да, определенно ясно мы ушли в сторону от нашего маршрута, более того мы заблудились и не знаем куда двигаться дальше, чтобы выбраться. А нервы уже на пределе у нас у всех. Всем хочется сорваться. Но это ни к чему не приведет. Нужно экономить силы и главное свет. Без свету мы не сможем выбраться. Может быть нас найдут. Навряд ли. Сюда практически никто не ходит. Да и пока найдут наши тела замерзнут. Нужно рассчитывать на себя. Но мы уже явно не дееспособны. Нужно успокоиться, расслабиться, а потом сосредоточится, найти логическое решение. Свет только у меня в руке. У Владимира часы с подсветкой. Решаем попытаться подняться наверх. Поднимаемся в распор метров 15. Наверху огромные залы. Садимся на камни, выключаем свет, спокойно медитируем. Мысли уходят в сторону. Неужели обречены, а родители, а наши нереализованные возможности. Нет, сдаваться явно рано. Жизнь только начала раскрывать перед нами свои красоты. Мы вымотаны до предела, но должно быть третье дыхание. Да и к тому же я верю в то, что имею в жизни какую-то миссию и должен ее выполнить. Вспоминаю Вовкин анекдот про ковбоя: “А внутренний голос ему говорит – Нет это еще не конец!”. Не выдерживаем, зажигаем свет, спускаемся вниз. Нужно проходить ходы методом исключения. Двигаюсь очень быстро, последним идет Владимир и не поспевает, ругается. Проходим ходы сначала правый. Возвращаемся к той же развилке. Идем по центральному ходу. Опять возвращаемся сюда же. Идем по левой. Новая развилка. Сколько их было не помню. Выбежали в зал. Огарочек свечи догорит не далее как через 5 минут. Бежим. Куда? Не знаю. Ведет интуиция. Отдаю свечку Максу. Сам двигаюсь на ощупь. Сажусь подождать. И вдруг ветерок. Гляжу наверх-вперед. А там звезды. Сил кричать ура не было. Выползли. Над нами вырисовывалась грозная тень Руслана Владимировича. Он кричал и топал ногами…

Объясняю, что ситуация вполне подконтрольная. Днем выбраться проще простого. Ночью две проблемы – не все видно и “нетрезвость” разума, а в результате безрассудные действия. Значит необходимо просто успокоиться и сосредоточится на решении основной задачи: определить местоположение и выбрать направление движения. Беру карту, четко проговаривая, нахожу на карте точку, где мы предположительно находимся и указываю место, где находится дорога. Беру весла в свои руки и гребу. Макс подрулевает. Нахожу узкий проход. Иду осторожно, чтобы не поломать весла по нему. Выхожу к дороге. Здесь же лодочная стоянка. Но вокруг дома, забор. Машина сюда не подойдет, да и лодку на берег вытащить негде. Разговариваю с мужиками на стоянке. Они подсказывают, что нам проще подойти к дороге пятистами метрами дальше возле мостика. Разворачиваю, плывем обратно. Выходим из прохода. Поворачиваю. Гребу вниз. Через километр слева камыши расходятся в стороны. Впереди долгожданный мост. Подхожу к нему. Все счастливы ощутить наконец-то твердую почву под ногами. Особенно счастливы от того, что выбрались из камышей. Решили вставать на ночевку а поиском машины заниматься уже завтра. Ищем место для палатки. Единственное пригодное – под мостом. Вонь и беспрерывный шум движущегося транспорта – вот какое ждало нас завершение ночи. Разгрузили лодку, вскипятили чай. Долго не могли уснуть – Видимо слишком много накопилось переживаний.

“23” июля, Среда

Приключение: Сожительство с собаками

Маршрут: С.Городня – с.Свердлово – г.Конаково – 37 км

Описание:

В пять часов я уже выбрался наружу. Больше находиться в душной палатке я уже не мог. Под мостом уже сидели рыбаки. Прошелся вдоль дороги. Машины шли непрерывным потоком. У моста они не остановятся, нужно вернуться в поселок и там поймать. В 6 часов разбудил всех. Мы с Максом пошли искать машину. РВС оставили собираться. Машину искали часа 2. Никто даже остановить не решался. Увы! Видать не суждено. Вернулись к мосту. РВС спит. Вещи не собраны. Макс тоже завалился. Вот так туристы. Я спешил поскорее удалиться из этого жуткого места. Посетовал на своих товарищей и начал сборы. Дул свежий ветер. Я помыл лодку, установил мачту и паруса. Начал укладывать снаряжение в лодку. Все проснулись, загрузились и поплыли. Кофе готовили прямо в лодке. – Время терять было нельзя. Все отходили от бессонной ночи. Я расправил паруса и взял все управление в свои руки, предоставив спутникам возможность выспаться. К счастью ветер был устойчивый. Не шли, а летели. Налетал шквал и лодку подхватывало и быстро несло вперед с такой силой, что мои друзья вскакивали и спросонья не могли разобраться в чем дело. Порой берега затеняли ветер и приходилось ложится на другой курс. Но в общем шли довольно ровно. Берега были довольно обжитые, отдыхающие занимали все пространство плотным рядом. Много яхточек и моторок. Берега покрыты красивым густым сосновым лесом, чувствуется близость Завидовского заповедника. По правому борту видны высококлассные санаторные комплексы, далее частные усадьбы. Высаживались в лесу напротив Городища. Погулял по лесу. Места сказочные, но довольно посещаемые и поэтому замусорены. В этом заключен большой облом. Представляете, идешь по лесу. Думаешь, вот сейчас из-за деревьев на полянку выйдет мишка. Выходишь на полянку, а там мусорная куча.

Сегодня свое место у штурвала никому не доверяю. Веду судно сам. Догоняем лавирующую яхту и на полном курсе входим в Конаково. Останавливаемся в сосновом бору. Здесь же пляж. Везде сплошная свалка мусора.

Макс с РВСом отправились в город на экскурсию и ловить таки машину. Я же попытался взять реванш и выспаться. Удалось мне это частично. Отдыхающие приступом брали пляж и было очень шумно. Вернулись мои друзья не скоро, уставшими. Но машину нашли, договорились на завтра. Опять начались расхождения в вопросе по выбору места для организации бивуака. В РВСе говорила усталость и он был готов спать прямо здесь. Пляж вскоре опустел. Поставили палатку и экипаж перебрался туда. Я бродил по берегу и потягивал чай. Вдруг громко, на весь бор проносится через рупор: “Внимание! Через 5 минут выпускаю собак”. Странно, каких собак, куда? Макс тоже слышал. Разбудил спящего РВСа, выскочил из палатки. Говорит, что сюда сейчас выпустят собак, нужно срочно сматываться. Спорить некогда. 5 минут пролетят и не заметишь. Хватаем все вещи бросаем в лодку, снимаем палатку, туда же. Сталкиваем лодку в воду, прыгаем в нее сами и отплываем. Фу! Уложились. Так быстро мы еще никогда не собирались. По берегу бегали пара дохленьких собак и обнюхивали мусорные кучки. Уже совсем темно. Взяли курс на городской островок. Место тоже довольно грязное. Начали разбираться, что же все-таки происходит. Поняли что полный бред. Зачем кому-то выпускать собак в бор. С другой стороны уж слишком дружно все отдыхающие слиняли с пляжа. Скорее всего собак выпускали на территории рядом расположенной лодочной станции. Но что сделано, то сделано. Гребем на остров. Палатку ставили очень долго, поперепутали все стойки, одну где-то потеряли. Все вернулись на уже подогретые места. Я решил вскипятить чай. Оказалось, что сухих дров на острове практически нет. Использовал сырые. Более 1 часа кипятил воду. Еле добрел до палатки. В палатке было очень душно, спальники вспрели от сырости и жутко воняли.

“24” июля, Четверг

Тезис: Наша милиция нас бережет

Приключение: Дубненский шлюз. Криминальный город.

Маршрут: Г.Кимры – г.Белый Городок – с.Селище – 26 км

Описание:

Вчера РВСу удалось договориться о машине для переброски группы из Конаковва в Кимры через Дубненскую плотину.Машина прибыла в назначенное место в 8 часов. Это был “Рафик”. Мы успели уже привести лодку и разгрузить ее. Погрузка не заняла много времени. Но дверца кузова закрывалась не полностью. Мачту я уложил на крышу кузова и зафиксировал к бамперу и петлям задней дверцы. В кабину залезли вчетвером. Поехали. Разговорились с водителем. Узнали, что картошку здесь копают только один раз – в августе. Поля колхозные уже попроси травою – техника вышла из строя и большая часть сельхозугодий пустует. Экономика г.Конаково частично базируется за счет обслуживания приезжих Москвичей. Быстро добрались до Московского канала (всего от Конаково-27 км). Канал был неширокий. По нему шли сухогрузы, паром был спрятан в небольшую нишу в канале. Долго ждали пока пройдут все суда, попали только во второй заход. Цены на услуги парома гораздо больше, чем в Астрахани: за “Рафик” мы отдали 60 рублей, за каждого пассажира – по 3 рубля; грузовой транспорт – 100 рублей. Фуры через паром не ходят. Вместимость парома – 6 автомобилей. Тянет его трос от элетропривода. Преодолев паром въехали в Дубну – город науки. Много деревянных домов, город небольшой. На выходе - Пост ГАИ, где мы понятное дело, заплатили мзду – 100 рублей. Проехали по дамбе через шлюз на другую сторону Волги. Еще через 20 км въехали в Кимры. Город оказался не сильно привлекательным. Нам удалось подъехать прямо к Волге на пляж. Здесь же рядом мы увидали пункт обмена 5-литровых газовых баллонов. На посту ГАИ в Дубнах мы узнали, что нас ожидает от Водной Инспекции штраф в размере 1500 рублей, если спустимся на воду без нанесения номера на борта судна. Поэтому сразу по прибытию я занялся рисованием буковок и цифорок на левом борту швертбота. Это заняло много времени. Макс с РВСом ушли в музей и вернулись тоже нескоро, так что я и номер нарисовал, и лодку помыл, и мачту установил со всем прилагающимся рангоутом, осуществив его некоторое усовершенствование. Также пообщался с недавними заключенными, которым очень понравился наш швертбот. Кимры почему то называют криминальным городом.

Возвратившись из музея мои компаньоны рассказали мне, что им удалось узнать от научных сотрудников музея. В 1936 г. группа активистов из прокуратуры в составе 7 человек на гребном ялике совершили переход по реке Волга протяженностью 3242 км из г.Кимры до г.Астрахань за 45 дней. Из них 32 – гребных дня. Музейные работники узнав о нашей Экспедиции открыли стенд и показали альбом с фотографиями и статьи о совершенном походе. Времени было уже достаточно много – около 4 часов вечера. Мы быстро собрались и пошли под парусами в г.Белый Городок. На выходе из города обошли яхту. Перед Белым Городком проходили под ЛЭП. Был хорошо слышен треск от напряжения. Поле, создаваемое проводами ощущалось всем телом. На берегу прямо возле ЛЭП стояла полуразрушенная, но довольно изящная церковь. Такое сочетание традиционной русской культуры и современной коммуникации нас несколько обескуражило.

В Белом Городке и ниже его встречалось много частных владений. Мы пытались высадиться в одном леску для организации бивуака. Но к нам подошел молодой человек, укомплектованный как полагается и предупредил что этого делать не следует. Ветер под вечер стих. Место стоянки искали на веслах. Много носится катеров, скутеров, поднимающих высокую волну. На ночевку встали в сосновом бору на краю вырубки. Было тепло и я решил спать под открытым небом. Но комары так дружно устремились ко мне, что пришлось укрываться с головой спальником и так до самого утра. А надо мною мерцало звездное небо и звало объять необъятное.

“25” июля, Пятница

Тезис: Так глядишь по крохам и целый мешок

Приключение: Счастливый случай с навигацией

Маршрут: С.Селище – г.Калязин – 53 км

Описание:

В моем графике от Белого Городка до Калязина – 85 км. Проверяю по карте – 58 км. А это меняет дело координально. 5 км мы прошли от Белого Городка уже вчера, значит всего остается 53 км. И мы вполне серьезно рассчитываем сегодня добраться до Калязина и заночевать где-нибудь в пригороде. Паруса поставлены, но ветра практически нет. Так что вновь приобщаемся к спорту. Сверху по летнему сияет и пригревает солнышко.

Обнаруживаю, что оставил на стоянке кепку и очки. Это серьезная потеря. Ведь очки мне так до сих пор и не довелось использовать по назначению. – До сих пор погода стояла в основном прохладная и пасмурная, солнца было мало и по летнему оно еще не припекало. Берега по правому борту высокие лесистые, достаточно обжитые и пригодны для стоянок. Левый берег ниже, лес в основном вязовый и осиновый. Временами налетает ветер. Я ищу выгодное положение парусов, помогаем веслами двигаться по курсу. Вдали показался парусник. За сорок минут мы его нагнали. Это была современная, хорошо оснащенная яхта, которая шла под полным вооружением: стаксель-грот, как и мы. Ветер – острый бейдевинд. Идем одним курсом. Но яхта довольно тяжелая, ей приходится ходить галсами. Нам удается идти под острым углом к ветру. Мы уже поравнялись, как яхтсмены опустили все свои паруса и под мотором направились к берегу, не решившись с нами более соревноваться. Других парусников, рискнувших с нами погоняться, нам еще не попадалось. Большинство встреченных нами яхт шло под мотором без парусов. Встречали гребные байдарки, по берегам стояли туристические катамараны. Видали виндсерферов.

Места вокруг красивые, лесистые. Идем уверено и уже думаем дойти до Калязина и встать напротив него в Абрамовском бору. В задачи нашей экспедиции входит посещение природных охраняемых территорий. А у нас есть шанс не только посетить, но еще и переночевать там. Ветер вскоре ослабевает и мы садимся за весла.

Вечереет. Ощущается усталость. Хочется уже перекусить. Но мы уже заметили впереди знаменитую Колокольню затопленного водохранилищем Никольского монастыря. Заходящее солнце окрашивает ее в розоватый цвет. Вид замечательный. За Колокольней раскинулся город Калязин. Пересекаем фарватер, идем к противоположной от города стороне к сосновому бору. Замечаем что берег очень плотно заполнен отдыхающими. А мы переживали, что на карте помечены болота и здесь будет много комаров. Отдыхающих настолько много, что нам даже негде пристать. Да и от многолюдья мы уже отвыкли, хочется провести ночь в тишине. Напротив, перед городом, во входе в реку Жабню, на которой и стоит город, видим кучку небольших островов. Направляемся туда. Подходим к самому крупному острову. Там стоит причудливое строение, еще до конца не достроенное, что-то между крепостью и храмом. Высаживаемся в заливчике перед ним. Походка пошатывающаяся. Все устали. Обследуем остров. Берег сильно замусорен. Палатку поставить негде. Достаем плиту, РВС кипятит чай, Макс где-то гуляет. Я прыгаю в лодку и плыву обследовать соседний, довольно маленький остров. Желтая полоса на его берегу похожа на песок и я надеюсь, что там будет более удобно стать на ночь. На небе сверкают молнии, наплывает грозовой фронт. Надо торопиться. Я гребу что есть силы. До острова около 500 метров. Не доплываю около 50 метров, понимаю, что это что надо и возвращаюсь за своими товарищами. Теперь уже гребут они. Макс ведет себя безынициативно, но гребет. До наступления темноты успеваем доплыть, выгрузится, поставить палатку, снять мачту и перевернуть лодку, чтобы ее не залили ночью дождем. Осматриваю судно. – Днище сильно потерто, но никаких серьезных повреждений и царапин нет. Остров оказался довольно живописным, чистым и располагался всего метрах в 700 от Колокольни. Рядом с готовым костровищем были уложены нарубленные паленья. Мы их спрятали под полиэтилен, чтобы не промокли. Готовим ужин. Спим без задних ног.

“26” июля, Суббота

Тезис: Мы стоим на абсолютном месте

Приключение: Ночь на острове Любви

Маршрут: Г.Калязин –д.Прилуки – 37 км

Описание:

Проснулись часов в 8. Выпили традиционное кофе. РВС занялся завтраком. Мы с Максом взяли по веслу, сели в лодку и отправились осматривать достопримечательности Калязина. Первым объектом нашего внимания стала конечно же Колокольня. Смотрится она просто великолепно. И с острова, и с воды. Подходим к ней. В литературе описывается, что торчит она прямо из воды. Но как видим, сейчас здание стоит на твердой почве. Вода подмыла почву под фундаментом и из-за значительной высоты колокольня начала наклоняться в сторону, отчего приобрела дополнительную привлекательность в глазах туристов. Можно даже сравнить ее с Пизанской башней. Но если так и дальше она будет наклоняться, то не минуемо упадет, что неоднократно уже случалось с Колокольней в Астраханском Кремле. Видимо, чтобы этого не произошло и была сделана искусственная насыпь в виде острова вокруг Колокольни Никольского собора. Так что у нас появилась возможность пристать к острову и внимательно осмотреть Колокольню. Приближаясь к ней мы ненароком вышли на фарватер по которому двигался речной трамвайчик. Нам пришлось подналечь на весла и вылететь на каменистый берег. Фарватер проходил настолько близко к Колокольне, что “Москва” шла прямо на нас. Мы даже слушали лекцию экскурсовода о городе Калязине и о том самом острове, где мы ночевали. Оказалось, что он находится на границе Кимрского и Калязинского районов и называется “Остров Любви”. Вот такая романтика дальних дорог!

Мы обследовали Колокольню снизу. Мне удалось по внутренней лестнице подняться на 2-ой ярус и обойти здание по поясу вокруг. На 4-ом ярусе когда-то весели куранты. Осмотрев все, мы отправились в Калязин за продуктами. После я посетил Богоявленскую Церковь - более раннее сооружение, чем Колокольня. В ней в настоящее время находится краеведческий музей Калязинского района. В музее представлена очень богатая коллекция. Затем мы вернулись на остров Любви, позавтракали и пустились в путь. Сначала шли под парусами, затем ветер стих и взялись за весла. Шли вдоль правого берега. Узкой полоской он порос сосной. Практически весь он “заселен” самодеятельно отдыхающими. Причем активно отдыхающими. Они купались, плавали на “бананах”, даже катались на лошадях.

Удалось немного полетать на парусах под Прилуками. В Прилуках над Волгой возвышалась Церковь Рождества Христова (1768 г.). Храм меня очень заинтересовал. В то время как мои спутники отдыхали на берегу я поднялся на горку, осмотрел его со всех сторон и даже зашел внутрь, что дела весьма редко. Внутри все стены и своды, а потолок был сводчатый, были покрыты старинными фресками. От входа к подкупольной части вел длинный коридор. Мне даже показалось, что во всех храмах он должен быть. Настолько он выглядел величественно.

Ветер стих до штиля. На небо наползали страшные темные тучи, вдали плотным рядом отбивали молнии. Не хотелось бы попасть в разгар такой стихии где-нибудь на открытой водной глади. Но фронт вроде бы проносился мимо и мы смело вышли в путь. Гром гремел долго, но дождя так и не было. Ужинать решили на воде в лодке, что и сделали. Газовую плиту поставили на дно лодки, разожгли огонь. Начистили картошку, морковку, капусту и РВС сварил борщ. Ели мы его с большим удовольствием.

Солнце начинало садится за горизонт, окрашивая облака в причудливые цвета. И синее небо и розоватые облака и, содержащая все цвета радуги, кромка горизонта отражались в воде. Картина завораживала. Было очень тихо. Мы углубились в созерцания окружающего великолепия. Первым очнулся РВС, вспомнив, что пора устраиваться на ночлег. Я шутливо напомнил про его намерения плыть всю ночь. Но он заявил, что это все был бред, а теперь он в здравом рассудке и тот ему говорит, что необходим полноценный отдых. В ходе активных обсуждений и споров было выбрано место для бивуака на яристом берегу в сосновом бору. Берег был обитаем. Но как не странно это не нарушало очарования окружающей картины. Видимо там жили отдыхающие несколько иного разряда, чем в Калязине. Им больше нравилось любоваться красотами и пользоваться дарами природы, а не прикладывать все свои усилия для нарушения ее безмолвия и девственности. Поэтому мы не были против такого соседства.

Пристали к берегу. Через 15 минут стояла палатка, горел костер, все вещи были уложены под полиэтилен у палатки, лодка пришвартована. Мы познакомились с доброжелательными соседями. Они пригласили нас на чай. Как только мы завершили все вечерние процедуры, направились к их костру. Нашими соседями оказались москвичи – две женщины Наташа и Ирина и их сыновья Иван и Михаил, соответственно. Наталья и Иван отдыхали здесь уже 2ой год. До этого участвовали в небольших байдарочных походах по Угличскому водохранилищу. Под Белым Городком у них имеется дачный участок. Обсуждали много разных тем. На следующее утро Наташа предложила нас сводить в ягодное место и набрать черники. Говорят она очень вкусна со сгущенкой. Мы согласились. Спать пошли уже после 2 часов ночи.

“27” июля, Воскресенье

Тезис: Нам шлюзы по колено

Приключение: Волок через Угличскую ГЭС

Маршрут: Д.Прилуки – г.Углич – 20 км

Описание:

Встали около 8 часов. Нас разбудила Наталья. Мы все вместе позавтракали, нас угостили сыром, и вчетвером пошли по ягоды. Лес был очарователен. Мы прошли вглубь около 300-400 м. Ягодник оказался на удивление плодовитым. Ягоды были не просто многочисленны, но еще и крупные. Мы – трое мужиков собирали чернику в трехлитровый бидончик и за 40 минут его наполнили почти до краев. Наташа рассказывала, как они добираются до этого укромного, уютного берега Угличского водохранилища. Из Москвы на поезде в Углич. Далее на электричке – Углич – жд. ст. Красное, дальше 5 км по густому лесу пешком. Место действительно очень красивое. Но время бежит и пора собираться в путь. На прощание фотографируемся, обмениваемся адресами. Возможно на следующий год поплывем вместе.

Идем то под парусом, то на веслах. По правой стороне реки почти сплошь тянется сосновый лес, удобный для стоянок. Одно обстоятельство нас сильно смущает – до безобразия грязная вода. Вся в пене, мути, зеленых микроскопических водорослях, траве. Такого мы здесь конечно же не ожидали увидеть. Думали, что вода грязная только у нас в Дельте. Отказываюсь от умывания и стирки, хотя давно уже пора. По пути встречаем застрявшую на мели баржу. Водохранилище очень широкое, но в основном мелкое. Фарватер проходит по прежнему руслу реки Волги, существовавшему еще до создания водохранилища. Пытаемся оценить вред, нанесенный водохранилищами для реки, для жителей Волги. Затоплено большое количество деревень – утеряны многие культурные ценности; затоплены стоянки древних людей, городища – потери для археологии, истории; затоплены богатые земельные угодья – урон для сельского хозяйствам, экономики районов. Серьезный вред нанесен природе. - Великая проточная река превращена в цепь водохранилищ, соединенных протоками с регулируемым током воды. Нарушена миграция рыб, изменен pH воды, уменьшена насыщенность ее кислородом, заиливание дна, поражение рыбы паразитами, сильное загрязнение воды. Список можно долго продолжать. Очень много по пути встречается селитерной рыбы, поэтому рыбалкой мы прекратили заниматься со всем. Увы, нам достается дурное наследие. А что достанется нашим детям. Можно ли что-нибудь изменить? Навряд ли. Внимание сейчас уделяется лишь транспортной функции реки, а то что она является стержнем жизни регионов об этом мало кто помнит. Волга не просто поит и кормит, содержит массу ресурсов, в том числе рекреационных. Волга оказала огромное влияние на формирование климата, почв, растительного покрова, создала уникальные по благоприятности условия для расселения людей и осваивания земель. По берегам реки сложился ценнейший природно-аграрный комплекс. Создав водохранилища, люди поступили очень не рационально. Была нарушена динамика не только реки, но и всего прилегающего бассейна. Было нарушено равновесие в отношениях между человеком и природой.

Отношение наше к реке очень нерационально. Экономика всей страны могла бы опираться на использовании одних только рекреационных ресурсов и развитии туризма на Волге и в волжском бассейне.

До Углича нам предстояло пройти 15 км. Это расстояние мы преодолели к обеду. Сначала показались мачты антенн связи, потом уже за поворотом реки открылся вид на плотину и город. За плотиной виднелось множество куполов. Довольно долго искали вход в шлюз. Обнаружили его лишь благодаря, теплоходу, который оттуда выходил. Настолько сильно оказался он замаскирован. Поинтересовались у местных лодочников, как они преодолевают ГЭС. Они нам объяснили, что через шлюза не ходят, а нам будет проще перенести швертбот через дамбу возле водораздела. Мы направились к дамбе. Через дамбу проходит шоссе. Движение на нем довольно оживленное. Осматриваем дамбу, выбираем подходящее место, чтобы перенести судно через шоссе и спустить на воду. Вытаскиваем швертбот на берег, разгружаем. Благополучно переносим судно и все вещи. Макс с РВС отдыхают. Лодка весит довольно много, а бегать с ней вверх и вниз по крутому склону, да еще через шоссе дело не простое. Мы все вымотались. Но нужно быстро покидать водораздел и уходить на городскую сторону реки. Гружу все снаряжение и рангоут в лодку, гребем к лодочной станции на противоположном берегу. Стоянка находится прямо в центре города. Выйдя с ее территории, мы очутились возле окружного рва Кремля. Через ров был переброшен мостик. Мы его перешли и оказались в Природно-архитектурном парке Угличского Кремля. Мы были просто поражены тем, что в Кремле нет стен. Красивая, украшенная цветами аллея привела нас к Спасо-Преображенскому собору. Колоннада, лепнина, старинные фрески привлекли мое внимание. Обнаруживалось сходство с Новгородскими храмами. Княжеские палаты – одно из древнейших кирпичных зданий на Руси. Имеет четырехугольный план. Н а фасаде размещено дубовое гульбище и лестница с колоннами. Рядом – Церковь Дмитрия на крови. Построена на месте гибели сына Ивана Грозного, молодого, но уже успевшего проявить свою жесткосердечность, Дмитрия. Именно сюда влекла страсть исследователя нашего РВСа. Он жаждал провести расследование: что же здесь все-таки произошло. Ведь последствия этого события для государства были судьбоносные.

Посетили Богоявленский и Воскресенский Монастыри. Узнали, что в Угличском районе до революции было около 12 тысяч церквей. Очень много их и в Угличе. И это хорошо. Ведь отечественная архитектура, и даже больше – культура, складывались именно на храмовом строительстве. Нередки были случаи, когда на месте скиты монаха разрастался целый поселок, и позже в нем строили уже церковь или даже монастырь. Хотя бы одна церковь была в каждой мало-мальской деревушке. Это говорит о тесной взаимосвязи храмовой архитектуры с жизнью и бытом населения. А значит, через храмы можно исследовать культуру, традиции и нравы тех времен, когда они возводились. Поэтому посещению и изучению церквей и монастырей мы уделяли особенное внимание. Близился вечер. Несмотря на усталость, нужно было быстро собираться и двигаться вниз по реке, чтобы успеть выйти из черты города и встать пониже от него на ночевку. Разговорился на лодочной станции с одним яхтсменом о парусных судах, о нашем швертботе “Исток”, о пройденном нами маршруте и о том, что еще предстоит пройти. Яхтсмен восхищался нашим судном, с трудом верил, что мы втроем на нем смогли совершить столь большой переход. Мои друзья торопили меня, поэтому мы распрощались, пожелали друг другу успехов и счастливого пути и отошли от пирса. Нас удивило то, что течения на реке так и не появилось. Да и на плотине не было слышно шума турбин. Может это из-за того, что сегодня выходной день?

По берегам попадаются отдыхающие. По левой стороне – высокий берег с широкой песчаной полосой. Место было очень удобное и мы решили там остановиться. Наверху оказалось поле, засеянное морковкой и свеклой. Сготовили чай, поставили палатку. РВС отказался от своих обязанностей по готовке ужина и пошел спать. Я сварил рис и открыл консервы. Мы с Максом все это навернули. К чаю на десерт достали собранную утром чернику. Макс поедал ее со сгущенкой и говорил, что нет ничего вкуснее. Я не рискнул оспаривать.

“28” июля, Понедельник

Приключение: Музей Мышки. Ночь у переправы

Маршрут: Углич – Мышкин – 35 км

Описание:

Вчера вечером, перед тем как лечь спать, вбил в берег кол и привязал швартовый конец швертбота. Макс рассмеялся. Предположил, что я этим я пытаюсь защититься от воров. Конечно от воров это не спасет, а вот от возможного поднятия уровня воды … .

Утром я встал раньше всех, спустился к реке и увидел, что вбитый вчера кол уже в воде. У реки появилось течение, причем быстрое. Видимо заработала ГЭС.

Пока укладывали вещи в лодку, обнаружил на отмели костные окаменелости. Взяли несколько экземпляров с собой. Именно по берегам Волги обнаружены основные скопления стоянок древнего человека, городищ и погостов в Тверской и Ярославской областях. Но принять участие в археологических раскопках в одном из этих столь интересных для истории мест нам так и не удалось.

Ветер свежий, боковой. Торопимся выйти. Ставим паруса и бежим по волнам. Как всегда споры возникают, когда требуется принять решение, где мы будем обедать: На суше или на воде? Конечно, хочется поскорее добраться до Мышкина, чтобы побольше времени уделить этому интересному для туристов городу и его уникальным музеям. Но берега тоже очень красивые и РВС рвется коснуться ногами о твердую почву, чувствуется, что вода его уже несколько утомила. Пристаем не надолго, перекусываем и опять бежим по волнам. Все очень довольны тем, что не надо грести. Ветер устойчивый и мы сохраняем неплохой ход. Отдыхающих по берегам заметно меньше, хотя ландшафты довольно привлекательные и вода заметно чище, чем в водохранилищах. Думаю, что для тех, кто захочет совершить путешествие по Волге необходимо знать, где она сохраняет речной режим, а где превращена в водохранилище:

От п.Волговерховье до д. Коковкино Волга ручейком проходит через болота Оковского леса образуя на своем пути два озера: Бол. и Мал. Верхиты. У д.Коковкино Волга впадает в систему Верхневолжских озер. Эта система называется Верхневолжским водохранилищем. Жители Верхневолжских деревень рассказывают, что в ненастье по насыщенному зеленому цвету воды угадывается прежнее русло Волги до создания Верхневолжского вдхр. Плотина или бейшлот, запрудившая Волгу в этом месте находится возле с.Селище в Селижаровском районе. Рядом с Верхневолжским бейшлотом поселок с одноименным названием. Далее от плотины и до самой Твери Волга может полноценно называться рекой. Ее русло поменялось незначительно за время, питают ее огромное количество родников и рек, течение сохраняется на всем протяжении. Природа здесь заповедная. Перед Тверью течение в Волге пропадает. С этого места начинается Иваньковское вдхр. Помимо Волги водохранилище наполняют Шоша, Лама, Созь и более мелкие реки. Заканчивается водохранилище в Дубнах. Практически сразу за Дубнами начинается Угличское вдхр. Участок от Дубны до Кимров навряд ли можно назвать рекой, т.к. динамика водотока в основном зависит от режима работы Дубненской ГЭС. Ниже Кимров течение пропадает полностью. Начинается Угличское вдхр. Завершается оно в Угличе. Далее Волга несет свои воды до г. Волга. На отрезке Углич-Мышкин динамика реки зависит от сброса на Угличской ГЭС. Ниже Мышкина уже сказывается влияние Рыбинского вдхр. Рыбинское водохранилище – целое море, связывающее три крупнейших судоходных ветви: Мариинскую систему в направлении С-Петербург, Волжскую систему в направлении Горький-Саратов-Волгоград-Астрахань, Верхневолжскую систему в направлении – Дубна-Москва. После Рыбинска Волга опять входит в режим реки. Но уже возле села Некрасовское на границе Ярославской и Костромской области на слиянии трех рек: Волги, Соть и Меза начинается Горьковское вдхр, превосходящее по своим размерам все остальные. Река постепенно расширяется, здесь уже нередки сильные ветра, приходящие с Горьковского моря. Влияние особенно становится заметным ниже Решмы. В Юрьевце Это уже не просто водохранилище, а море. Его ширина в некоторых местах достигает 12 км. После плотины в Заволжье, у реки вновь появляется течение. Конечно это не та Волга, которая была до создания Горьковского вдхр., но это все-таки река и она тянется до Чебоксарского вдхр. на протяжении более 200 км.

До Мышкина мы дошли уже в начале пятого вечера. Пока нашли стоянку, пришвартовались, переоделись, времени было уже много. Музеи и большинство магазинов были уже закрыты. Сходили на телеграф, попытались дозвониться до дому. Потом мы с Максом отправились прогуляться по городу и найти место расположения Музея Мышки, а РВС отправился на поиски столовой, т.к. жаждал откушать горячей пищи. В городе много старинных усадеб, деревянных зданий с богато украшенными палисадами. В одном из таких зданий оказался и краеведческий музей. Я подошел поинтересоваться к стоящему у здания мужчине, не здесь ли находится музей Мышки. Он нам объяснил, что здесь находится не только Музей Мышки, но и Музей Деревянного зодчества и техники по открытым небом, и Музей Русской Водки. Более того, он сам – краевед, заведует Музейным Комплексом и откроет для нас его двери. Большего нельзя было и пожелать. Краевед оказался еще и приятным собеседником с красивым музыкальным голосом и разбирающимся в истории края человеком. Он нам поведал много интересного. Из книг собрать столько материала навряд ли бы удалось. Тем более что книг, освещающих историю и культуру деревень Угличского района Ярославской области, пока не много. Музеи мы изучали очень долго. Экспонатов было много, все они очень достоверно передавали быт крестьян, ремесленников. Выставленная коллекция предметов быта выглядели совсем не по музейному. Была настоящая торговая лавка с набором товаров. Были реальные избы, в которых пряли вот на этих прялках, а вот живой кузнец. Он кует подковы и водит своего коня на водопой к реке. И говорит он как-то по-русски, как никто не говорит теперь в городах. Живая история под открытым небом. Мы глубоко вжились в образы тех времен, нам хотелось на время стать частью всего этого. Вот оно то соприкосновение с историей, к которому мы так стремились. Очарованные увиденным мы уже не захотели идти в Музей Мышки. Надеюсь, мы не много потеряли.

День подходил к завершению, а нам еще предстояло решить вопрос с транспортировкой через Рыбинское вдхр. и плотину. Сходили на паром, но машины там найти не удалось. Вернулись к лодке. Нас уже ждал РВС. Решили идти на ту сторону Волги, там начиналось шоссе, по которому нам предстояло перевозить швертбот.

Начинало темнеть, пришлось разбивать лагерь. Окрестности Мышкина оказались сильно замусоренными.

“30” июля, Среда

Тезис: Один, совсем один

Приключение: Сплю по колено в воде

Маршрут: Ярославль – Туношна – 15,5 км

Описание:

РВС еще вчера уехал в Москву. Пришло время расставаться и с Максом. От Ярославля до Нижнего Новгорода мне предстоит идти одному. В этом году изначально было намечено дойти до Н.Новгорода. Но лимит времени не позволяет моим спутникам сопровождать меня до конца. Конечно командой ни разу не бывавшей в плаваниях, на судне самодельной постройки, с неизвестным набором мореходных качеств, пройти более 700 км по неизвестным местам без карт и компасов, без средств безопасности, преодолеть массу опасностей и не попасть не в одну переделку – это большой успех. И если мне удастся дойти до Н.Новгорода, можно будет с уверенностью сказать, что свою программу на этот год Экспедиция выполнила на все 100%. От цели нас отделяют всего лишь 380 км. Конечно, один я не смогу проводить исследования, осуществлять экскурсионную программу. Единственная задача, которую мне предстоит решить – добраться на швертботе по реке до Н.Новгорода. Пытаемся оценить мои шансы. Их немного. – Впереди Горьковское море, для плавания по которому необходимы мореходные навыки и управлять швертботом одному будет очень сложно. “Если что, у меня будет возможность вернуться сюда, в Ярославль” - успокаиваю Макса. Продукты закупил, вещи просохли. Жмем друг другу руки. Макс идет на вокзал. Я закрепляю руль и сажусь за весла. Попробую стать отважным моряком. На город опускается вечер, я же выхожу из Которосли в Волгу и беру курс на юг. Дует устойчивый ветер средней силы в крутой бейдевинд. Пристаю к острову, расправляю паруса. Иду под парусами. Судно, облегченное более чем, на две трети идет довольно резво. Труднее маневрировать парусами, т.к. теперь и управлять рулем и натягивать паруса и следить за швертом приходится одному. Постоянно в напряжении. Но в общем справляюсь. Когда за поворотом исчезли огни города, стало уже совсем темно. Пересекаю фарватер и ищу место для стоянки на каменистом берегу перед д.Сопелки. Прошел за пару часов 15,5 км. Не плохое начало. Ужинаю. Сплю в лодке. Дует довольно сильный ветер.

“31” июля, Четверг

Тезис: Вот тебе бабушка и Юрьев день

Приключение: Шторм. Почти оверкиль. Выброшен на берег. Не выгребаю.

Маршрут: Туношна – Некрасовское – Красный Профинтерн – 40 км

Описание:

Просыпаюсь от холода. Оказывается ноги в воде. Ветер и сильное волнение. Волны ударяют в корму и забрызгивают спальник. Лужа приличная. Ночевать лучше все-таки в палатке. Мою лодку. Довольно свежо. Время – 6 часов. Вышел под парусом. Лечь на курс удалось только со второго раза. Ветер – острый бейдевинд все время норовит развернуть лодку в противоположную сторону. Иду вдоль берега. Ветер усиливается, переходит в левентик. Снимаю паруса, сажусь на весла. Но из-за большой парусности все время сносит. Пытаюсь бороться с дрейфом. Высокая волна сильно мешает гребле, пытаюсь уйти от ветра под другую сторону реки. Останавливаюсь в Прусово, позавтракать и осмотреть деревенскую Церковь. Разбираю вещи, кипячу чай, сушусь. Время – 9.30. Через полчаса пробую выйти с парусами. - Не успел опустить руль и воткнуть шверт. Обрушившийся шквал чуть не перевернул швертбот, развернул его под ветер и понес в противоположную от курса сторону. Пристаю обратно к берегу. Высокая паразитная парусность и малая осадка чуть не повлекли за собой трагедию. Я мог оказаться в воде и потерять большую часть своего оборудование, которое, увы, не привязано. Приходится снять паруса. Выхожу на веслах, не выгребаю. Гребу, прикладывая максимум усилий, но практически стою на месте. Сносит на песчаный берег. Минут 30 отдыхаю. Бороться с разбушевавшейся стихией – дело сложное. Иду дальше волоком. Так получается быстрее, но стыдно тащить на поводу парусное судно. Ветер переходит время от времени в острый бейдевинд. Ставлю один грот, быстро выгребаю на веслах от берега. Возле берега вода поросла травою, не опускается шверт. Меня выбрасывает на каменистый берег. На ходу выпрыгиваю, пробую снова. Успеваю воткнуть шверт, опустить руль и лечь на курс. Делаю все автоматически, времени на раздумье не остается. Лечу. Втроем мы с такой скоростью не ходили. Но место восторга занимает напряженная осторожность. Ветер шквальный, вовремя парусом не отреагируешь и перевернешься, или чего хуже – выбросит о каменистый берег и разобьет все выступающие части судна. Тогда продолжить путешествие уже не удастся. В страшном ожидании пролетают 30 минут, за которые удается преодолеть 9 км. Ветер штормовой, напряжение в теле не спадает ни на минуту. Река поворачивает. – Ветер становится встречным. Меня несет на каменистый берег. В самый последний момент успеваю выдернуть шверт. Перо руля несколько раз упирается в подводные камни и имеет все шансы быть сломанным. Но все обходится. Дальше пытаюсь идти на веслах. Это удается с большим трудом. Высокая волна – до 70 см. Пробую перейти на другую сторону реки. Река здесь широкая, метров 800. С трудом выхожу на фарватер. Здесь волна выше и яростнее. Весла не попадают в воду. Судно все время разворачивает боком к волне. Опасность перевернуться велика и силы уже на исходе. На меня движется сухогруз. Нужно освобождать фарватер. Разворачиваюсь на 180 градусов. Иду как на полных парусах. Пристаю в селе Диево-Городище. Пытаюсь немного отдохнуть. Если шторм не прекратится, то продолжать путь я не смогу. Нужно принимать какое-нибудь решение. Приходит мысль отбуксироваться до с.Некрасово на речном трамвайчике. Ходит он 1 раз в день и как раз в это самое время. Подходит трамвайчик, я в 2 минуты сбрасываю мачту с парусами, швартуюсь длинным концом, сажусь на дно и начинаем буксировку. Трамвайчик идет со скоростью 25 км. В воде лишь кормовая часть швертбота. Мощно рассекаем волны. Вода из швертового колодца фонтаном плещет в лодку. Выгребаю ее миской. Вещи все в воде.

На просушку уходит 1,5 часа. Успеваю сварить щи и быстро перекусить. Тороплюсь выйти. Иду на веслах до 12 часов ночи. Ночую напротив села Красный Профинтерн. Сегодняшний день был полон испытаний и показал, что я не был к ним готов. Дались мне они очень тяжело. Возможно, все дело в том, что судном этого класса должно управляться экипажем из двух человек.

“1” август, Пятница

Тезис: Из-за острова на стрежень, на простор речной волны

Приключение: Инверсия течения

Маршрут: Красный Профинтерн – Кострома – 29 км

Описание:

Спал в палатке. Встал в 8 часов, но не выспался. Пока приготовил завтрак, собрался. Отплыл только в 9 часов. Так что утреннее затишье я проспал. Штормит. Ветер ашь свистит. Солнце светит довольно ярко и жарко. Иду на веслах. Пробовал 2 раза ставить паруса, но дрейф не дает продвигаться по курсу. Сносит сильно. Порой гребешь на одном месте. А стоит остановиться, как сразу теряешь с трудом пройденное расстояние. Продвигаюсь вперед очень медленно. Через каждые 4 км останавливаюсь и отпиваюсь чаем. Это несколько восстанавливает силы. Есть не хочется. А вот поспал бы с удовольствием. Волны высокие. Приходится двигаться вдоль берега по траве. Средняя скорость при этом оказывается выше, чем грести по чистой воде и менее утомительно. Если так тяжело идти по реке, представляю, какие перспективы меня ждут на открытом водоеме Горьковского водохранилища. Но до него надо еще добраться. Эта мысль несколько успокаивает мою тревогу. Ветер опять долинный – куда бы река ни поворачивала, он все время встречный. С движком было бы проще и безопаснее. Но в Ярославе мне так и не удалось его найти. Здоровья не хватает на греблю в таких погодных условиях. Попробовал еще раз поставить парус. Судно стало практически неуправляемое – вынесло на стрежень, ели смог вернуться. На стрежне волны настолько высокие, что стоит им ударить в борт и даже такое устойчивое судно как у меня, может перевернуться. Пробую бродить вдоль берега, но дно сильно поросла травой, и она существенно замедляет мое движение. Уговариваю себя продолжать движение. Останавливаюсь часто, привязываюсь к камышам, скрываясь от ветра. Берег очень неудобен для высаживания. День выдается не менее “жарким”, чем предыдущий. Подхожу к Костроме. Передо мною открывается панорама города. Входить в Кострому сегодня не хочу, думаю найти перед городом место для стоянки. Мечтаю помыться. По правому берегу – дубовые рощи, но замусорено, много мошки, дальше от берега – болота. Сил, мало, но нужно искать более подходящее место под бивуак. По левому борту видна песчаная отмель. Ветер немного стихает. Решаюсь пересечь реку. Пристаю, отмель оказывается насыпная, берег такой же заболоченный и грязный. Но здесь будет удобно искупаться. Помылся, приготовил пищу. Но съел совсем немного – мешает сильная усталость. Чувствую, что если немного не взбодрюсь, вырублюсь на месте. Встаю и прогуливаюсь. Ставлю палатку. Заставляю себя просмотреть карты и ужасаюсь. До этого момента я предполагал, что до Нижнего Новгорода 280 км, а на самом деле оказывается гораздо больше – все 400 км. Сегодня – канун Дня Десантника. Веселье началось уже этой ночью. Поэтому ночью я практически не спал.

“2” августа, Суббота

Приключение: Гонки с толкачем

Маршрут: Кострома – Красное-на-Волге

Описание:

Встаю ориентировочно в 8-9 часов. Собираюсь, завтракаю и иду в Кострому. Ветра устойчивого нет, паруса не работают. Поэтому как не тяжко, но приходится браться за весла. Вхожу в город, долго не могу найти места для причаливания. Разыскиваю спасателей.- У них отдельный и очень даже благоустроенный дебаркадер: каюты, комнаты, душ, гальюн, обширная мастерская для ремонта и содержания малых судов. Знакомлюсь. Ребята хорошие. Один из них – водник-турист. Сам много плавал. Разгружаюсь у них, иду в порт. Надеюсь через них попасть на буксир к какому-нибудь сухогрузу или барже. Там все закрыто. Выходной.

Гуляю по городу. Десантников - пруд пруди. В основном – немного трезвые.

Город красивый. Но очень душно. Чувствую себя дурно. Возвращаюсь на базу спасателей. Принимаю душ, немного прихожу в себя. Угощаю всех воблой. Из разговора узнаю, что где-то есть диспетчер, который отмечает все проходящие суда. Иду к нему, объясняю ситуацию. Говорю, что нужно добраться в Нижний, а дальше – в Астрахань. Ухожу навести порядок в вещах. Через час – звонок: через Кострому проходит нефтеналивная баржа и меня готовы поднять на борт до Балахны. Выхожу на рейд. Меня экстремально подбирают, толкач не останавливается. Я ловлю конец кранового троса, вяжу крепления, меня поднимают прямо в лодке. Лодка кренится. Выбрасываю на палубу рюкзак, вылезаю по тросу сам. Поднимаем лодку, чудом не теряя весел. Идем в Нижний Новгород.

Берега после Костромы красивые, высокие, обрывистые. Ниже Пучежа леса сменяются березовым редколесьем. Места везде довольно удобные для стоянок. На небе сверкают молнии, гремит гром.

Утром 3-его, вышли на простор Горьковского моря. Несмотря на существенную ширину водохранилища, берега хорошо просматриваются. Они довольно высокие, обрывистые, сложный спуск к воде. Удобных для стоянок мест нет. Плавание по такой акватории представляет большие трудности. От шторма здесь укрыться негде.

Завершение Экспедиции “От Истока к Устью Волги-2003”

Приключение: Тепловой удар

Маршрут: г.Балахна – г.Нижний Новгород – 40 км

4 августа, понедельник – последний день моего плавания. Мне предстояла пройти на веслах всего 40 км до Нижнего Новгорода. Вышел я в 5 утра. Уже к 11 часам я проделал большую часть пути и высадился на берег, чтобы позавтракать. За все время пути от самого Истока это был, наверное, самый жаркий день. Солнце просто пылало. Через каждые 4 км я купался, каждый километр мочил обильно голову и пил чай с сахаром. Но тело сильно перегревалось от гребли. Мне становилось плохо. Видимо, несмотря на все принимаемые меры, я все-таки получил тепловой удар. Но расслабиться я себе не мог позволить, до города оставалось совсем немного и я обещался в нем быть сегодня днем. Отсчитывал ритм гребли. Впереди показалась набережная. Вот он город на слияние двух крупных рек – Волги и Оки. Исполнилась моя мечта, я достиг поставленной цели.

На следующий день вечером лодка была уже погружена в грузовой вагон поезда сообщением Н.Новгород - Астрахань и я прогуливался по перрону. Вот и завершилась первая часть большого путешествия, завершилась вполне успешно и благополучно. Единственное о чем я мог сожалеть – о том, что мне не удалось хорошенько изучить берега от Красного-на-Волге до Балахны совершить экскурсии по городам Горьковского вдхр. Поэтому, скорее всего в следующем году Экспедиция продолжит прохождение своего маршрута Исток-Устье Волги не из Нижнего Новгорода, а откуда-нибудь из Решмы. Надеюсь, что к следующему году удастся лучше подготовиться, прикупить снаряжения, построить уже 5 швертботов класса “Исток” и увеличить свою команду до 10 человек. Главное – что положено начало, что путеводная звезда уже зажглась. А раз она зажглась, значит это кому-то нужно.

Ну вот, остается выразить огромную благодарность всем тем, кто помог нам осуществить это авантюрное предприятие и на прощанье сказать “Дерзайте друзья! Путешествуйте! Гребите веслами! Крутите педалями! Лезьте в гору! Вы, так же как и мы чего-то ищите. И мы с вами”.