LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



пейзаж Северного Урала
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

лоции на Туризм.ру

р.Чулышман

Кордон заповедника (или выше) - р.Чулышман - оз.Телецкое (н. - VI к.с.)

Протяженность пешей части - 18 км, протяженность сплава - 250 км, продолжительность сплава: 13-15 дней, сезонность: июнь - август.

Известно несколько вариантов подхода к Чулышману, позволяющих начать сплав от: - устья левого притока - Богояша; - пос.Язулу; - пос.Чодро; - зимовья Катуярык.

Исходная точка маршрута с. Мугур-Аксы (Мунгун - Тайга), куда можно прилететь самолетом из Кызыла. От села по хорошей грунтовой дороге доехать до оз.Хиндиктиг-Холь (машины ходят на стоянку рыбаков, от которой пройти вдоль озера) можно проплыть на моторке (пешая часть укоротится до 10-12 км) до его западной оконечности, истока р.Моген-Бурен, откуда удобнее двигаться по азимуту к оз.Джулукуль по всхолмленному, заросшему низким ерником плато с многочисленными болотцами и озерами. Дойдя до юго-восточной кромки Ажулукуля, сплавиться по нему до его северо-западной оконечности. Ориентир: большой скальный обломок почти правильной пирамидальной формы. Длинный узкий залив постепенно переходит в р.Чулышман.

От оз.Джулукуль до впадения своего крупного правого притока Оик-Ора Чулышман петляет по заболоченному, слабо всхолмленному нагорью. Некоторые шиверы на круто падающих участках реки настолько забиты камнями, что требуют обноса. Шиверу перед устьем правого притока Туту-Оюкаб обносят по правому берегу около 3 км. Пятикилометровую шиверу с уклоном 30-40 м/км перед впадением р.Богояш удобнее обносить по тропе левого берега. Против устья р.Богояш необходимо перебраться на правый берег.

Ниже Оин-Ора Чулышман входит в горы, по берегам лиственничная тайга, постепенно переходящая в кедровую. Уклон возрастает местами до 30-40 м/км. Обнос по хорошо набитой тропе правого берега около 10 км до устья левого притока - Уанду.

Через 10-12 км река огибает высокую светлую стенку правого берега, хорошо заметную издали. Левый скальный берег тоже круто обрывается вниз. Это начало {Язулинского каньона}. После тщательной разведки обычно проходят первые 2-3 км каньона до {Чертова моста}. Далее мощность препятствий возрастает и они становятся опасными, а берега почти отвесными. Обнос до пос.Язулу по тропе правого берега. В 500 м ниже впадения правого притока Верх. Кулаша через Чулышман высоко над каньоном перекинут {Чертов мост}, под которым бушует 4 м водопад.

От моста начинается более сложный отрезок каньона, в котором много водопадных сливов и сложных порогов из них несколько, вероятно, еще никем не пройдены. Очень трудна здесь разведка и страховка. Средний уклон русла 27 м/км.

В Язулу имеется почта и магазин, напротив мост через реку, по которому тропа уходит через перевал на Саратан в долину Башкауса.

На участке от Язулу до устья Адулюгема, левого притока Чулышмана, вначале встречаются лишь несложные шиверы, далее - порог в крутой излучине реки у отвесной глинистой стены. Цепь камней в центре делит реку на 2 протоки, правая на выходе перегорожена камнями.

В получасе сплава от порога расположена бурная шивера, которая в 2-х км выше устья Адулюгема переходит в очень сложный порог {Мини-Каша}. Там начинается трудное даже для плотов {Шавлинское ущелье}, отличающееся большим уклоном, высокой скоростью потока, крутыми сливами, мощными валами, насыщенностью русла глыбами. При сплаве нужна детальная разведка. Обнос по тропе правого берега, которая пересекает Нижний Кулаш в 2 км выше его устья (сохранился старый мост). Ниже моста тропа трудная: иногда проходит по руслу ручья, местами заболочена. В 1 км выше устья Шавлы тропа круто, серпантином спускается к Чулышману.

В 20 км ниже Шавлы (два часа сплава в среднюю воду) расположен порог {Бегемот}: чистый пологий слив в сужении реки и 1,5-метровые валы за сливом. Ниже еще 2 слива с валами до 2,5 м следуют друг за другом с интервалом 300 м.

В 30 минутах сплава от {Бегемота} Чулышман разбивается галечными отмелями на протоки и образует характерный изгиб, затем река сужается: справа - бом, слева - высокая терраса. Это {Труба}. В 2-х км ниже - {Каша}, самый опасный порог Чулышмана длиной 2 км. Он труднопроходим. Большое падение и мощные сливы делают прохождение очень рискованным. Участок от {Трубы} до {Каши} представляет собой сложную шиверу, преодолевать которую сходу нельзя. Обнос {Каши} - по хорошей тропе левого берега.

За {Кашей} 3 мощные шиверы с 1,5-метровыми валами, а через 2 км - порог {Ворота}. Река здесь почти полностью перегорожена огромными скальными обломками, у левого берега узкий проход с 2 сливами, следующими друг за другом. Разведка по левому берегу. {Ворота} - начало 2-километрового порожистого участка, который нужно осмотреть. Ниже до зимовья Катуярык препятствий нет. Берега - мрачные скалы, лес постепенно пропадает, вдоль реки - узкая полоса тополей.

В 4 км ниже Катуярыка очень сложный {Туданский} порог длиной 2 км, которому предшествуют 2 более простых, отделенных от него и разделенных между собой плесами. Пороги надо разведать. Обычно обносят основные сливы {Туданского} порога, между двумя грядами огромных глыб, перегородивших реку. Прохождение остальной части препятствий возможно при уверенности, что удастся уберечься от переворота в мощных 3-метровых валах.

В 3 км ниже {Туданского} порога - последний каскад порогов Чулышмана - {Итыкайская цепь}, начало которой труднопроходимо, либо непроходимо в зависимости от уровня воды - русло забито крупными валунами. Обнос - 500 м по террасе левого берега. В потоке и дальше много скальных обломков.

От устья Чульчи, правого притока Чулышмана, до Телецкого озера около 54 км - препятствий нет. В устье Чудышмана нужно сплавляться у левого коренного берега, чтобы ближе подойти к пристани {Мыс Кырсай}. Отсюда теплоход {Пионер Алтая} ежедневно совершает рейс по Телецкому озеру до турбазы {Золотое озеро} (с. Артыбаш), откуда можно доехать до Вписка на автобусе или попутной машине. Можно также добраться сначала до с. Турочак, а далее самолетом или на водометном катере до Бийска.




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;