рассвет
Автор: Леонид Смирнов

лоции на Туризм.ру

р.Абакан

Оз.Телецкое - перех. на р.Б.Абакан (выше кордона) - р.Абакан - г.Абаза (н. - III к.с.)

Протяженность пешей части - 55 км, протяженность сплава - 240 км, длительность сплава - 6-8 дней, сезонность - июнь - август,

Наиболее легкий подход к Б. Абакану от пос.Яйлю к Абаканскому кордону. В пос.Яйлю на Телецком озере легко добраться на теплоходе или катером из Артыбаша, куда приезжают автобусом или попутной машиной из Бийска.

От Яйлю можно пройти 10 км вдоль северной кромки побережья залива Камга (или проплыть на катере) до губы в 1,5 км от устья р.Камги. Тропа, удаляясь от озера, через 2 км выходит к Камге. Переправившись на ее левый берег, надо снова найти тропу, которая сразу раздваивается. Далее идти правой из них. Тропа хорошо набита, но ее нередко перегораживают поваленные деревья. Примерно через 1 км начинается крутой подъем к ручью Б. Шалтан, левому притоку Камги, и тропа переходит на его левый берег. Через 2-3 км снова брод на правый берег и вскоре крутой, серпантином, подъем, после которого тропа пересекает ручей и приводит к метеостанции. Болото обходится справа, и за ним вскоре начинается подъем на перевал. Нужно быть внимательным, чтобы не потерять тропу на заболоченных участках, не спутать ее со звериными тропами.

За перевалом некоторое время надо двигаться по склону вдоль долины реки Кот-Агач. Выйдя из леса, обойдя слева болотце, следует идти по направлению к седловине, которая видна впереди. От седловины спуск к реке Кашли, Дальше тропа все время тянется вдоль реки, много раз переходя с берега на берег, и приводит к избе, затем через 3-4 км - ко второй. У устья реки Сык-Тызы тропа соединяется со старой Абаканской тропой. Коный становится полноводным - каждый брод по колено и выше. За 4 км до устья тропа уходит от реки и петляя выводит к кордону на Б. Абакане.

Река здесь полноводная и спокойная. В 2 км за кордоном появляется живописный зеленый островок, за которым видна тропа на Архан-Су - знаменитый таежный курорт {Горячие ключи} - расположенный на левом берегу р.Бедуй в 7 км от Б. Абакана.

На первых 30 км сплава основные препятствия - перекаты и снесенные в воду деревья. За таежным аэропортом Лыково к реке подступают горы, уклон русла и скорость течения увеличиваются, в русле появляются камни. Ниже устья р.Иксу количество перекатов возрастает, а после впадения справа Кызырсука возникают пороги.

В 25 км ниже устья Кызырсука одно из наиболее серьезных препятствий Б. Абакана - порог {Карбонак}. Он расположен за островом на крутом повороте реки вправо, в левой протоке - камни и ступеньки со сливами. Лучше идти правой протокой, предварительно осмотрев порог с левым прижимом. За препятствием - перекаты, острова.

В 6 км от {Карбонака} - порог {Томский}, образованный грядой крутых скальных обломков - в левой протоке между грядой и островом, правая протока - мелкая. Прохождение - у кромки острова. В 6 км от {Томского} справа впадает р.Озерная. В 2 км ниже ее устья находится порог {Гордей}: навал воды на скалу левого берега, на выходе из прижима - камни. Сразу за {Гордеем} еще один порог - сужение реки с поворотом направо. В 6 км ниже {Гордея} - порог {Огневка} с высокими валами. Еще через 7 км бурлит порог {Малый Карбонак}, по строению похожий на {Карбонак}.

В 5 км ниже устья М. Абакана начинается серия из 6 порогов, представляющих собой скопление крупных камней, разделенных спокойными участками от 1 до 3 км. Наиболее серьезен последний порог {Курчеп}, расположенный сразу за устьем Верхнего Курчепа, препятствие желательно просмотреть.

В 10 км ниже {Курчепа} слева впадает р.Ада, в устье которой одноименный поселок с магазином. В 4 км за ним река делится надвое отмелью и грядой камней - это порог {Шумиха}. Левая протока дробится камнями на коридоры шириной 4-5 м. По правой протоке можно обойти {Шумиху} и порог {Кызас} в 15 км ниже устья одноименного правого притока с мутной водой.

У впадения р.Матур на левом берегу раскинулся крупный пос.Усть-Матур где есть почта и магазин.

Сразу за ним два порога, идти у правого берега. После впадения справа полноводной Оны до Абазы остается три порога: в 10, 18 и 21 км от устья Оны. Пороги требуют разведки (особенно последний - {Избушки}), четкого маневра среди крупных камней. От {Избушек} до Абазы остается 10 км сплава.

Из Абазы поездом можно урхать в Абакан или Новосибирск - через ст.Аскиз.