рассвет
Автор: Леонид Смирнов

лоции на Туризм.ру

р.Малый Абакан - р.Абакан

Пос.Большой Он - переход на р.Малый Абакан - р.Абакан - г.Абаза (н. - III к.с.)

Протяженность пешей части - 150 км, протяженнось сплава - 230 км, продолжительность сплава 8-10 дней, сезонность июнь - август.

От пос.Большой Он нужно проехать на попутной машине до 105-го км шоссе Ак-Довурак - Абаза, не доезжая 3 км до Саянского перевала. Здесь сойти с дороги вправо и отыскать тропу на перевал. Тропа по распадку уходит вверх и его правым склоном спускается с перевала к реке Куру-Куль, правому притоку реки Оны. Ущелье ее, узкое и грязное, вытянуто почти в широтном направлении. Тропа много раз переходит с одного берега на другой и после впадения Куру-Куля в Ону идет вниз по ней до брода в 500 м ниже впадения слева Каратоша. Дальше хорошо набитая тропа идет вдоль Каратоша и приводит к живописному озеру Позарым, где можно устроить дневку.

От озера к перевалу нужно снова двигаться долиной Каратоша. Тропа полого поднимается на перевал и круто падает с него в долину Оттола, правого притока реки Изерлы. Тесное, с каскадом водопадов, ущелье Оттола очень красиво. У впадения Оттола в Изерлу - охотничья избушка, после которой тропа пропадает. Путь по левому берегу Изерлы к М. Абакану труден. Река мощная, переправа сложная, обрывистые берега придется обойти высоко по склону. В 6-8 км выше устья Изерла на входе в каньон срывается 10-метровым водопадом, а в 4 км за каньоном впадает в М. Абакан.

От устья Изерлы русло М.Абакана каменисто, много перекатов и шивер. Примерно через 8км после начала сплава река делится на 2 протоки. В 2 км ниже река поворачивает налево, и струя наваливает на скопление камней у правого берега. Сплав - вдоль левого берега. Опасный порог расположен еще через 3 км, затем шиверистый участок на протяжении 20 км, кончается сплошным завалом через всю реку, следует быть осторожным. Через 5-6 км одно из самых серьезных препятствий: большой порог, много камней в русле. Ниже устья Костогы Малый Абакан - мощный и быстрый. Основные препятствия - прижимы и несложные шиверы (35 км).

Далее сплав продолжается по Абакану до Абазы.