Ледопад Менсу

р.Тулуя от впадения Киндикана, выдержки из отчета N 5269 библиотеки МГЦТК

Тулуя от устья Киндикана

Выдержки из отчета N 5269 библиотеки МГЦТК

[От моста до устья Киндикана мелкая шивера с участками проводки. На наш взгляд, лоция соответствует низкому уровню воды.]

На левом берегу на стрелке зимовье, судя по всему, часто посещаемое. Расход воды после впадения Киндикана резко возрос (до 15м^3/с). Через 150м от стрелки начинается порог #1.

#1! 3 ступени. 1-я - прижим к правому берегу, в прижиме слив 0.7м в проходе шириной 2-2.5м. После ступени омут. 2-я - шивера с крупными камнями в русле, завершающаяся прижимом к левому берегу. 3-я - простой прижим к правому берегу. Между ступенями можно зачалиться и организовать страховку. Реальную сложность представляет первая ступень, где надо точно зайти в узкий проход под правым берегом.

#2 Серия шивер длиной около 4км. Много крупных камней, крутое падение. Проходятся без разведки. Проводки не требуется, хотя маневр довольно сложен.

Стоянок в этом районе нет вовсе. Борта долины довольно круты, а немногочисленные плоские места густо поросли ерником. В конце участка шивер справа впадает мутный ручей. Практически напротив него на левом берегу место для стоянки. Однако оно расположено низко и подъем воды на 30-40см здесь опасен. Впрочем, этим недостатком обладает большинство стоянок на Тулуе.

[1-я стоянка]

#3! Расположено в 200-300м ниже мутного правого притока. Вся Тулуя через требующий проводки перекат уходит налево, образуя узкий (5-6м) проход с легким прижимом к скалам левого берега. Посередине один за другим 3 крупных обливных камня (с интервалом 5-7м). Длина порога 50м.

Далее характер реки меняется. Сужается долина, резко растет уклон.

#4! Через 100м быстротока. Порог с большим падением. Сначала навал на большой камень по центру, затем вся река перегораживается крупным камнем. Сложный маневр на входе заканчивается протискиванием в проход ближе к левому берегу.

#5!! "Чемодан". Начинается после 200м плеса и состоит из 3-х ступеней. 1-я - вход в сужение русла с обилием камней, через 50м 2-я ступень - горизонтально лежащая поперек русла скала 6-7м длиной (чемодан), чистые проходы справа и слева; после 100м шиверистого участка 3-я ступень - горка по камням среднего размера, слабый прижим к скале, выступающей с левого берега. В большую воду возможен прижим с большим карманом.

При прохождении 2-й ступени у левого берега оба катамарана цепляли кормой за чемодан. Прохождение крутой горки третьей ступени потребовало проводки в самом конце перед прижимом.

[обед]

#6 После плеса. Крутое падение, обилие камней, на выходе прижим к скале правого берега. Через 100м река делает крутой зигзаг: после левого поворота разгонная шивера и

#7! Прижим к левому берегу после крутого падения, у правого берега - болшая поганка. Поток зажат между прижимом и поганкой, что делает невозможным телемарк. Скоро впадает крупный левый приток. Сразу за ним

#8 Шивера с крупными камнями и серией бочек, заканчивающаяся прижимом к левому берегу. Заход слева. После небольшого плеса

#9 Шивера с обилием камней, требующая непрерывного маневра. Заход между двумя камнями у левого берега. После 20м плеса

#10 Шивера, заканчивающаяся двойным прижимом к правому берегу.

Эти препятствия несложны, разделены плесами. Однако по сравнению с началом сплава падение стало круче, струя мощнее.

За #10 на правом берегу хорошая стоянка. В лесу видны следы деятельности человека - шурфы, подобие землянки. [2-я стоянка] Через 100м

#11 Крутая чистая горка, в конце бочка. Затем

#12 Прижим к левому берегу. Через 50м

#13 Пологая шивера с обилием камней (возможна проводка). Требуется непрерывный маневр, у левого берега зуб и бом, прижим к левому берегу.

[В отчете отсутствует следующая страница с описанием пр. 14 и 15]

#14!! Порог. Слив 1м.

#15!! Порог.

...За 50м до слияния находится

#16 Легкий прижим под левый берег

После слияния проток характер реки меняется. Тулуя собирается в одно русло, растет уклон, появляются короткие участки каньонного типа.

#17!! "Трамплин" Расположен на резком левом повороте. Крутые бочки, на входе слив с большим обливным камнем по центру. Чистый проход слева.

[3-я стоянка на полке правого берега]

Следующие за Трамплином препятствия однообразны - шиверы и пороги средней сложности: сужение русла, валы 0.5-0.7м, в конце прижим, местами довольно сильный. Интервал между препятствиями 50-200м.

Через 200м

#18! Порог в сужении русла, валы 0.7м, длина 40м. Через 150м

#19! Порог аналогичной конфигурации. Через 50м

#20 Прижим к высокой красивой скале левого берега.

#21-23 Серия четко разделенных интервалами 30-50м шивер и прижимы на поворотах.

#24! Прижим под скалу, напоминающую огромный куб, стоящий на одной из вершин. Вся река валит под одну из граней куба. Возможно прохождение телемарком.

После #24 уклон резко падает. Река представляет собой каньон с высокими стенами, но без порогов. Высота стен достигает 30-40м. Через 2км справа галечная отмель при слиянии с р. Тулдунь.