LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Таганай, вершина горы Ицыл
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Лоция реки ТОХМА с комментариями (курсивом)

Лоция реки ТОХМА. С комментариями (курсивом).

 

Река Тохмайоки протекает в северном Приладожье, севернее города Сортавала. Истоки находятся на территории Финляндии, река пересекает государственную границу возле ст.Маткаселькя. Протяжённость сплава около 45 км. Сплав удобно начинать от хутора Саханкоски, расположенного в 2 км к востоку от ст.Маткаселькя. Подъезд к началу сплава от Санкт-Петербурга возможен двумя способами: на поезде No249 направлением на Костомукшу, далее волок по дороге до моста через реку; можно ехать на электричке до Кузнечного, далее поездом местного сообщения до Сортавалы, а оттуда на попутной машине прямо до реки. Удобное место стапеля на правом берегу в 300 м ниже ж/д моста, возле разрушенной плотины. Мы стояли на левом берегу, то же ниже железнодорожного моста, так как пройти туда значительно проще, нежели на правый берег. Площадка удобна и для сбора лодок и для установки палаток. Удобный подход к берегу, что немаловажно по весне. Наличие рядом дороги ни сколько не смущает, движение практически отсутствует. А утром можно сфотографироваться у дорожного знака с интересными названиями населённых пунктов.

Сплавляться по Тохмайоки лучше всего в мае, во время весеннего паводка. Ширина реки 20-30 м. Такая ширина не везде, встречаются и узкие участки. Летом воды маловато. Река крайне редко посещается туристами, в последний год положение несколько изменилось, хотя является одной из наиболее интересных в Южной Карелии.

Описание реки.

Под ж/д мостом возле хутора Саханкоски препятствие No1 - небольшая шивера, через 100 м ещё одна под автомобильным мостом - препятствие No2. Через 200 м разрушенная плотина (препятствие No3), здесь две протоки, основная левая. Заход в порог через узкие бреши в каменной плотине, для катамарана-двойки здесь габаритный непроход. В левой протоке слив высотой около 2,5 м, длина препятствия 30 м. Обнос возможен правым берегом. Всё вышеперечисленное мы не проходили, так как не имеет смысла тащить плавсредства вверх, зная, что тебя ждёт обнос. Реку мы шли на ”Тайменях-2”, одной КНБ и каяке.

Далее цепь несложных шивер (препятствия 4-7), ниже ещё один ж/д мост на

дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала. Карьер остаётся слева п/х, интересно осмотреть его старую часть с озером на дне, в озере поразительно прозрачная вода зелёного цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро.

Далее до автомобильного моста в пос.Рускевала цепь несложных шивер и порогов (препятствия 8-10) практически перед мостом остатки разрушенной плотинки с небольшим сливом и при влёте туда без просмотра несколько бодрит (ощущения байдарочника, а они как известно более объективны нежели у катчика) порог проходится легко, но посмотреть всё же надо, хотя всё зависит от количества воды и наличия в воде брёвен и т.д. ; под мостом короткий порожек (препятствие No11), за ним круглый омут, с уловом и если прозевать то будешь долго из него выбираться,а лучше всего сразу за мостом чалится к левому берегу, река выходит влево через небольшой гранитный каньончик. Здесь через реку перекинуты брёвна и металлические трубы, в высокую воду обнос 10 м левым берегом. Через 300 м на повороте вправо препятствие No12 - разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной. Слив высотой не более 1 м. Осмотр прав.берегом. мы смотрели левым берегом и заходили в центральный слив так же от левого берега.

Далее следуют плёс, за ним цепь мелководных перекатов (препятствия 13-15). Правый берег высокий, с выходами скал, порос еловой тайгой. Препятствие No16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на левом берегу, в котором можно переночевать. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3 м, длина 50 м. Осмотр правым берегом. Мои впечатления о пороге – проходим, страховка обязательна (для байдарочников). Просматривать лучше с левого берега, просто удобнее. Для любителей острых ощущений предлагается заходить в порог под правым берегом ,но придётся попотеть, так как стартовать придётся за островком через который надо перенести байду, там имеется уступ с промывной бочкой высотой около 1,5 метров. Левая струя более лёгкая, не смотря на два вала на входе. При выходе из порога начинает прижимать к правому берегу.

Если нет желания кататься или стоять у порога, то проходить его лучше гружёными.

Далее, на протяжении 1,5 км, цепь несложных шивер и порожков (препятствия 17-20). После прямого участка ровного течения, вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога No 20 и за ним через 100 м, ну это они хватили, до него метров 50 не более - мощного препятствия No 21 - 4-х метрового водопада. Порог No 20 имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй. На выходе слева обливник, так что к берегу лучше не прижиматься. Сам проход мелкий, по этому табанить надо осторожно, дабы не погнуть лопасть весла. Как ориентир для захода – ель на левом берегу и нырок под её лапы, нависшие над водой. Сложная система струй, всё же, остаётся правее. За порогом необходимо причалить к левому берегу и осмотреть водопад. Река разделена здесь на 4 протоки, самая мощная - левая. Правая протока удалена метров на 200-300, остальные расположены рядом друг с другом. Реку перегораживает скальная ступень, водопады на всех четырёх протоках. В большую воду все протоки теоретически проходимы, но это препятствия 6 к.с. Я бы дал пятёрку, так как каякеры спокойненько проходят левый, основной, слив. Место очень красивое, но в 100 м ниже водопадов реку пересекает шоссе, поэтому здесь всегда людно, подъезжают на автомашинах,и постоянно загажено, не умеют наши люди ценить красоту! L Останавливаться на ночлег лучше в 200-300 м выше по течению, на правом берегу основного русла сразу за ответвлением правой протоки. Здесь много дров, место сухое, до водопадов не далеко и народ не шастает. Но всё же лучше встать раньше, у одиноко стоящего домика J .

Обнос водопада удобно сделать слева, по скалам вдоль воды, протяжённость 15 метров. После шоссейного моста, цепь шивер и перекатов (препятствия 22-23), препятствие № 23 разделено островом, левая протока более предпочтительна, затем слышен сильный низкий гул воды - это препятствие No 24, разрушенная ГЭС и водопад высотой 7 м (!), летом - 12 метров (!). Приставать удобнее к правому берегу, здесь обнос 50 м по кустам и скальным лбам. Господи, да что ж их так тянет всё на правый берег, обносить лучше по левому, там пологий спуск, а внизу заводь, из которой удобно выходить, любоваться водопадом и страховать если найдутся смельчаки решившие бросить вызов стихии, катамараны двойки и каяки-родео там проходят, есть видео. Над водопадом перекинут узкий бетонный мост, на левом берегу полуразрушенное строение ГЭС. Видимо, электростанция работала за счёт подачи воды в подземный туннель, ну не в туннель, а по жёлобу, а скорее трубе на лопасти турбины, т.к. внешне сам водопад никак не затронут деятельностью финских гидростроителей.

Теоретически водопад может быть пройден, да проходим он, проходим, но в большую воду вселяет противоречивые чувства, близкие к суеверному ужасу. Это препятствие 6 к.с., полностью с ними согласен, но вот ужаса не испытывал, восхищение мощью было. Водники люди не суеверные.

За водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с сильным течением. Затем поворот влево, следуют несколько шивер и перекатов (препятствия 25-27); далее 4-5 км тянется гладкая вода с заметным, но не быстрым течением. Справа к реке подходит склон г. Новоринмяки, возвышающейся над руслом на 80 м. Перед горой шивера (препятствие No28), протяжённость около 250 м. Через 1,5 км начинается мощный порог (препятствие No29), заканчивающийся 2,5-метровым, прямым водосливом старой плотины. Протяжённость препятствия 500 м, осмотр по левому берегу. Над порогом реку пересекает линия электропередач. В пороге русло перегораживают 3 ступени примерно по 1 м каждая, при высокой воде линия движения: первый слив - проход слева (для байдарок – справа), второй - справа (опять же справа со смещением к центру), третий - по центру правее большой бочки. Затем река делает резкий, сначала правый, а только затем, поворот влево, течение быстрое, но гладкое, и падает в слив разрушенной плотины. Под сливом мощная бочка, проход чуть левее центра по единственному "промывному" валу. Надо хорошо прицелиться при заходе в слив, иначе в бочке есть шанс исполнить кормовую "свечку". Страховка обязательна !!!!! Особенно на начальных этапах прохождения, так как потом спасать может уже быть некого. Предлагается поставить пару человек со спасгранатами а внизу страхующую байду. В нашем случае порог прошла только байда, ребята кильнулись на первом сливе, взяв очень близко к правому берегу. За сливом 50 м бурлящей воды и резкое расширение реки.

Ниже на 4 км тянется плёс, перед пос.Рюттю небольшой перекат, затем препятствие No 30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост. Осмотр препятствия левым берегом. Ну вот, теперь их потянуло на левый берег! Мы смотрели справа. На выходе остатки каменных стен плотины, откуда удобно фотографировать и снимать на видео. Страховка желательна. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок её можно обойти справа вдоль берега. Нами порог проходился вдоль правого берега со смещением к центру на выходе. В случае неудачного прохода моста есть возможность зачаливания к правому берегу, в улово и повторный старт производить уже от туда.

Через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный мост, под которым завал из брёвен. Можно "просочиться" самым левым пролётом моста, перетащив судно через одно толстое притопленное бревно. У нас завала не было? Год на год не приходиться.

Через 3,5 км гладкой воды, с заметным течением, начинается длинная (около 1 км) шивера (препятствие No 31), заканчивающаяся скальной плитой поперёк всего русла - слив 0,5 м. Справа под сливом хорошая стоянка в еловом лесу. Берега реки после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой.

Через 3 км препятствие No 32 - водопадный слив высотой 1,5 м через всё русло. В высокую воду существует также узкая правая протока, также с водопадным сливом. Осмотр левым берегом. Длина порога 50 м вместе с выходной шиверой. Проход слева вдоль скальной плиты, по наиболее пологому сливу. Мы ходили правым, очень рекомендую, но необходим определённый навык управления байдаркой, так как первый номер практически с головой уходит в бочку. Для новичков ТОЛЬКО левая протока.

До следующего порога (препятствие No 33) 3,5 км гладкой воды с заметным течением. Берега лесистые, но вдоль русла полоса кустов, весной залитых водой. Ориентир несложного порога No33 - на правом повороте сжимающие реку небольшие скалы. Ширина гранитных ворот - 6 м. Быстрое течение, после "ворот" - плита поперёк русла, слив 0,3 м, проход слева. Река резко расширяется, слева отличная стоянка на скальных лбах. Елово-сосновый лес на скалах.

Через 300 м мощное препятствие No 34 - порог-водопад высотой более 3 м. Русло разделено островом на две протоки, более мощная левая. Приставать для осмотра и/или обноса удобно к острову. Длина порога 30 м, проход левой протокой в условиях высокой воды вполне реален, опять же проходился катчиками и каякерами, но труден из-за сложной перекручивающейся струи во второй части слива. Сам слив представляет из себя три ступени, видимые только в низкую воду. Категорийность препятствия - не ниже 5 к.с.

За порогом круглый омут, справа, на холме видны постройки посёлка Хелюля. На правом берегу мы чалились и собирались. До станции порядка 1 км по дороге. Через 300 м разрушенный деревянный мост и за ним плотина с падением 4 м. Теоретически слив плотины можно пройти на судне большого объёма (типа рафта или туристского К-4), сложность представляет исключительно мощная "косоватая" бочка. Обнос препятствия No 35 удобен правым берегом. За плотиной плёс в скалистых берегах.

Через 500 м ж/д мост, окончание маршрута на ст.Хелюля. От реки до станции 200 м (вправо от моста). Антистапель либо прямо на станции, либо в 300 м выше по течению на скальной плите правого берега.

При желании можно продолжить сплав до Ладожского озера (ещё около 4-х км) и "морем" подойти к ст.Сортавала. При холодной весне ладожские заливы могут быть ещё забиты льдом.

Приблизительный расклад по времени для двухместного катамарана у нас получился такой:

начало сплава - порог No21 -- 3 часа

пор.No21 - пор.No31 -- 6 часов

пор.No31 - ст.Хелюля -- 2 часа

Это время включало в себя просмотры и обносы. Мы шли без какого-либо описания, поэтому часто просматривали препятствия. С другой стороны, мы шли одним судном, что заметно ускоряет сплав. В любом случае нужно планировать 3 дня на всю экспедицию, включая стапель - антистапель.

Мы шли 4 дня, 4 лодками и каяком. Все препятствия просматривались, и выставлялась страховка. Торопиться, смысла нет, так как прохождение тех или иных препятствий может варьироваться в зависимости от количества воды, наличия завалов и т.д. На реке хорошо отрабатывать технику владения своим плавсредством. Для катамарана, кроме водопадов, серьёзных препятствий нет. Но водопады окупают это сторицей.




   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;