LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

По рекам Кабоже и Мологе

По рекам Кабоже и Мологе от станции Кабожа до города Устюжны

Протяженность - 150 километров. Число ходовых дней - 8. Сезонность - май-сентябрь. Категория сложности - I.
Кабожа, левый приток Мологи, берет начало из озера Великого и впадает в Мологу в 12 километрах выше города Устюжны. Длина Кабожи-181 километр. Река лесная, с чистой водой, хорошими местами для стоянок и удобными подъездами. Отсутствие серьезных препятствий, отличные сосновые боры, обилие грибов и ягод делают путешествие по Кабоже очень приятным. Кроме того, любители старинной архитектуры и литературы встретят много интересного в старинном городе Устюжне и в селе Даниловском - в мемориальном музее Батюшковых-Куприна.

Начало маршрута-станция Кабожа железнодорожной линии Ленинград-Москва-Бутырская. От станции до моста через Кабожу по полотну около 1,5 километра. Удобная площадка для сборки байдарок, с хорошим подъездом,- в 1 километре ниже железнодорожного моста.

Вначале Кабожа течет среди невысоких берегов, покрытых кустарником с отдельными деревьями, а после устья правого притока - реки Левочки несколько километров-в широкой долине среди, заливных лугов. Затем русло становится уже, и к берегу подходит сосновый бор. Вскоре путь преграждает плотина демонтированной сельской ГЭС. Здесь предстоит короткий обнос (30 м) по левому берегу. Отсюда начинается наиболее красивая часть реки с удобными местами для биваков.

У села Торно Большевик-мост с незначительным сливом. Проходить в левый пролет, после предварительного осмотра. Ниже моста, у села Избоищи, реку пересекает узкая каменистая гряда. Проход-в треугольник струй с наиболее сильным течением. Очень хорош участок правого берега притока речки Черной. За большой старицей - прекрасный сосновый лес. Ниже сосновые боры встретятся в районе деревни Деревяго и не доходя Софронцева.

Выйдя в Мологу, повернуть налево вниз по течению. Через 12 километров на правом высоком берегу раскинулся город Устюжна, где наиболее удобно закончить маршрут.

Место, занимаемое Устюжной, называлось в старину «Железное поле» - от добываемой здесь болотной железной руды, которая являлась основным промыслом жителей, выделывавших из железа земледельческие орудия, гвозди и оружие. Когда был основан город, неизвестно, но Рождественский монастырь, находившийся на его территории, упоминается в летописи за 1515 год. Монастырь был на том месте, где в 1685 году построен собор Рождества Богородицы (в настоящее время в нем размещен краеведческий музей).

Город славился мастерами. При Иване Грозном тут работало до 70 кузниц, в которых отливали пушки и ядра, делали пищали и холодное оружие. Здесь перерабатывалось от 30 до 40 тысяч пудов железа в год, что составляло около четверти всей его выплавки в Российском государстве.

В 1609 году Устюжна значилась, посадом. В этом же году жителями был построен острог, в котором они выдержали осаду польского войска под предводительством Косовского, посланного Лжедмитрием для покорения Устюжны. Осада стоила жителям значительных жертв и материальных затрат. В 1610 году Шуйский повелел деньги, израсходованные на оборону, зачесть в сбор таможенных пошлин.

В 1712 году Устюжна была передана в ведение адмиралтейства для всяких корабельных работ. В городе возникли новые профессии мастеров лодочного и корабельного дела.

В селе Даниловском (в 15 км от Устюжны), в старинной усадьбе, принадлежавшей роду Батюшковых, жил поэт К. Н. Батюшков. В 1906-1911 годах здесь жил и работал А. И. Куприн. В Даниловском им были созданы такие известные произведения, как «Суламифь», «Изумруд», «Река жизни», «Обида», «Яма». В рассказах «Черная молния», «Попрыгунья-стрекоза», «Завнрайка», «Бредень», «Груня» автор запечатлел Даниловское, город Устюжну, окрестные деревни, сделав их известными на всю Россию. Сейчас в усадьбе расположен мемориальный музей.

Кроме Богородицко-Рождественского собора в Устюжне сохранились Благовещенская церковь (1694 г.) и Казанский собор, построенный в первой половине XVIII века.

Остановиться удобно на окраине города - на правом берегу, против Красного переулка. Здесь хороший подъезд и есть площадка для разборки и сушки байдарок, а при необходимости-и для ночевки. Другое пригодное место-ниже, у остатков старого моста, рядом с автовокзалом, откуда идут автобусы до Пестова и Весьегонска. Но оно более посещаемое, и на его высокий берег труднее поднимать снаряжение. Для большой группы целесообразно заказать спецрейс, так как автобусы могут быть перегружены. Уезжать лучше из Пестова, где проходят три поезда: Пестово-Ленинград, Ленинград-Москва-Бутырская и Ленинград-Ярославль, а из Весьегонска - только отдельные вагоны или придется делать пересадку в Овинище.

Маршрут можно продлить до Харламовского, откуда идет теплоход до города и железнодорожной станции Весьегонск. Весьегонск очень стар и очень молод. В 1950 году почти вся территория города оказалась в зоне затопления водоема Рыбинского водохранилища, и от старого города остались лишь несколько зданий и церковь. Новый город вырос рядом, на песчаном берегу. С одной стороны-лес, с другой-просторы водохранилища с зелеными островами.

Впервые о Весьегонске упоминается в грамоте Ивана IV за 1564 год, как о селе «Весь-Егонском», принадлежавшем Пречистенскому Симеонову монастырю. В 1771 году Весьегонск вошел в состав Тверской губернии. В Весьегонске в 1876 году работали и скрывались революционеры, члены общества «Земля и воля» С. Л. Перовская и А. Л. Караваев, В городском сквере установлен памятник питерскому рабочему Г. Т. Степанову, под руководством которого в городе была установлена Советская власть.

Идти до Весьегонска своим ходом через Рыбинское водохранилище не рекомендуется, так как на нем часто возникают штормы и пересекать его на малых судах рискованно.

При продлении маршрута до Харламовского путь увеличится на 96 километров и составит 246 километров. При высокой воде группа может удлинить маршрут, поднявшись против течения по правому притоку Кабожи - речке Левочке до ее истока из озера Старского (площадью 5,2 кв. км). Это увеличит протяженность еще на 72 километра (36 км вверх и 36 км вниз). При прохождении по Левочке предстоят обносы: 2 низкогабаритных мостов-10 и 30 метров и плотины демонтированной сельской ГЭС-50 метров. Кроме того, встретится перекат (100 м), и возможны завалы. Но все трудности окупаются возможностью провести несколько дней на красивом озере. Наиболее хорошие для стоянок места в северо-восточном конце озера.





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;