Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.
По рекам Шелони - Мшаге - Кибе и Луге от станции Дедовичи до поселка Толмачево
Протяженность - 281 километр. Число ходовых дней - 18. Сезонность - май-сентябрь. Категория сложности - II.
Маршрут проходит по территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.
Начинается маршрут от станции Дедовичи железнодорожной линии Дно-Новосокольники. Дедовичи-поселок городского типа, районный центр. В Великую Отечественную войну на территории района действовала партизанская бригада. В марте 1942 года жители района собрали 223 подводы с продовольствием и провели обоз через линию фронта в осажденный Ленинград. В поселке создан Музей партизанской славы. От станции до реки Шелонь-около километра. Удобное место для сборки байдарок-на левом берегу ниже моста.
Шелонь (длина - 248 километров, ширина-30-40 метров) берет начало в болотном массиве, в 2 километрах северо-западное деревни Новая Слобода На своем пути Шелонь принимает множество притоков. Берега суглинистые, песчаные, русло на порожистых участках - галечно-валунное. Большая часть берегов покрыта полями и лугами. Небольшие массивы леса встречаются только на суходольных участках.
Следует иметь в виду, что в деревне Малый Храм на левом берегу-плотина. Обнос 200 метров по левому берегу, спуск к реке за плотиной по узкой извилистой тропе. Ниже плотины река уже, течение быстрее На правом, высоком берегу-лиственный лес, на левом полоса кустарника; много хороших пляжей. Далее на пути ряд препятствий, если позволит уровень воды, их можно пройти по главной струе, в противном случае потребуется проводка или обнос. Около деревни Старая Мельница-порог; обнос 200 метров или спуск судов на концах левой протокой После порога - перекат. У деревни Горка - шивера, сразу же за ней-вторая. Первую шиверу нужно проходить, придерживаясь левого берега. Перед Порховом-плотина. Обнос 100 метров по левому берегу. После плотины до Порховской крепости на протяжении 1,5-2 километра через каждые 50-100 метров - мелкие шиверы.
Славную страницу в историю Великой Отечественной войны вписали порховские подпольщики. На северном берегу Шелони, против старой крепости, и сейчас видны развалины кинотеатра, взорванного советскими патриотами. Здесь нашли могилу около 300 фашистских офицеров. Порхов - промышленный город. Самое крупное предприятие-релейный завод. Железные и шоссейные дороги связывают город с Москвой, Ленинградом, Псковом и Новгородом.
При наличии времени рекомендуется совершить экскурсию на 15-й километр шоссе Порхов-Остров. Это место, где стояла деревня Красуха. В ноябре 1943 года вблизи деревни на мине подорвалась автомашина с офицером штаба одной из гитлеровских армий. В отместку все жители деревни (280 человек) были загнаны в два гумна и сожжены-якобы за связь с партизанами, а деревню фашисты сравняли с землей. Советский народ свято чтит память погибших. О трагедии Красухи и ее жителей написаны стихи, повести, создан фильм. На месте, где стояла деревня, на высоком насыпном холме поставлен гранитный монумент «На пепелище». (За создание этого монумента скульптор Антонина Усаченко в 1970 году была удостоена премии Ленинского комсомола.)
Ниже крепости, не доходя железнодорожного моста,-шивера, которую можно пройти. Под мостом необходима проводка, так как русло загромождено камнями. Ниже на протяжении 2 километров-еще одна шивера и порог. После порога река становится шире и мельче. В русле много подводных и надводных камней. Еще две шиверы расположены ниже деревень Острицы и Борок. Берега покрыты густым кустарником, за ним лес; на значительном участке удобных, подходов нет. В 2 километрах ниже деревни Малые Луки-порог, который можно пройти по сливу, если частично разгрузить байдарку. Затем на пути-мелкая шивера и перекат. Их можно пройти по главной струе, под левым берегом. Далее препятствия следуют одно за другим: каменная гряда, которую рекомендуется проходить по центру слива. Ниже деревни Булавино-шивера, перед деревней Опока - еще одна каменная гряда с плохо выраженным сливом, где возможна проводка. Между деревнями Сухлово и Костижицы - развалины мельницы. Обнос 10 метров через островок или 30 метров по правому берегу. Сразу за мельницей справа-мель, а вдоль левого берега - перекат. Затем река разливается, становится очень мелкой. Далее-несложный перекат. Перед деревней Строкино-развалины второй мельницы, ниже-перекат. Между деревнями Витебская и Порожки стоит мельница. Обнос по левому берегу (200 м). Перед деревней Велебицы-непроходимая шивера. Проводка вдоль левого берега.
Вблизи этой деревни 14 июля 1-471 года произошла Шелонская битва между новгородцами и войсками московского князя Ивана III. Новгородцы были разбиты и признали себя «вотчиной великого князя Московского».
Далее четыре шиверы: одна (мелкая)-у деревни Пенино, две-ниже деревни Набережная и одна - в километре ниже железнодорожного моста. Может быть проводка. Теперь на пути старинный город Сольцы. Впервые он упоминается в летописи 1390 года. В Великую Отечественную войну в городе действовала подпольная комсомольская группа М. Жеребцовой и А. Бобровой.
Не доходя километра до центра города русло пересекает каменная гряда, проводка судов-в 10-15 метpax от левого берега. Остановку лучше всего делать, пройдя шоссейный мост, на левом берегу, недалеко от автостанции. Затем идут широкие полноводные плесы. После деревни Княжий Двор в русле-большой остров, его следует обходить левой протокой.
Дальнейший путь проходит по реке Мшаге, устье которой видно слева, сразу же после острова. Длина Мшаги-106 километров, ширина-15-20 метров, течение слабое, берега низкие, заболоченные. Впадает в Шелонь в 19 километрах от ее устья.
В устье Мшаги расположены два разделенных рекой села - Мшага Ямская и Мшага Воскресенская, в прошлом - Новая Русса и Новая Соль. В конце Х века здесь было 25 дворов и 22 варницы, а в XI веке-159 дворов. Новая Русса лежала на перекрестке важных торговых путей-сухопутного из Новгорода в Псков и водного: Ильмень-Шелонь-Уза (приток Шелони), волок в Череху (приток Великой) и по Великой в Псков. В случае закрытия шведами пути по Неве можно было спуститься в Финский залив по Псковскому и Чудскому озерам и реке Нарове. Существовал и другой обходной путь - Ильмень-Шелонь-Мшага-Киба, волок в Лугу и вниз по Луге в Финский залив.
На пути вверх по Мшаге на правом берегу-старинное село Медведь, основанное в XVII веке. Оно известно как место аракчеевских военных поселений в 1824-1831 годах. В селе провел детские годы революционер И. Н. Мышкин, совершивший удивительную по смелости попытку освободить из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевского. В 1905 году здесь размещался дисциплинарный батальон, а в июне 1906 года сюда был сослан батальон лейб-гвардии Преображенского полка. В 1912 году здесь же за отказ присягнуть царю отбывал наказание известный в годы гражданской войны защитник Архангельска Павлин Виноградов.
В годы Великой Отечественной войны в селе героически действовала и погибла молодежная подпольная группа Саши Куликова. Чем выше по Мшаге, тем путь труднее: мельче река, гуще заросли тростника, чаще каменистые перекаты. Все больше и больше проводок и обносов. Далее нужно повернуть в устье Кибы (левый приток Мшаги).
Речка мелкая, ее ширина-3-6 метров, плыть можно только местами. Берега крутые, заросшие кустарником. После второго пешеходного мостика рекомендуется сделать остановку, разобрать байдарки и выходить по тропе на дорогу село Медведь-станция Передольская. В деревне Закибье можно договориться о попутном автотранспорте до берега Луги (14 км), но лучше проехать еще 11 километров вверх до деревни Оттурицы: у моста удобное место для сборки байдарок.
Здесь в Великую Отечественную войну проходил Лужский рубеж - левый фланг обороны Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения.
О реке Луге, городе Луге и пути от города Луги до поселка Толмачево, где заканчивается маршрут, сказано в маршруте № 43.
В районе деревень встречаются наплавные мосты. Встречающиеся заколы по возможности следует разбирать.
Названия деревень - Ожогин, Волочек и Малый Волочек - напоминают о проходившем здесь древнем пути новгородцев. Сделав остановку у шоссейного моста, можно пройти на станцию Передольскую, там есть почта и магазины. В Великую Отечественную войну в Передольской активно действовала 5-я партизанская бригада. По пути на станцию Кчара партизанами был пущен под откос вражеский эшелон, а 27 января 1944 года 2-й партизанский полк штурмом овладел станцией и продержался здесь до подхода частей Советской Армии.
В районе поселка Торошковичи Луга разливается до 200 метров, но пригодное место для стоянки есть только у деревни Русыни. Ниже идут открытые плесы.
Далее на пути-город Луга. Во время Великой Отечественной войны Лужский оборонительный рубеж, сооруженный усилиями сотен тысяч трудящихся, на 45 дней задержал наступление гитлеровцев; это имело исключительное значение для защиты Ленинграда. В течение 2,5 года Луга была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Когда фронт продвинулся к Ленинграду, на лужской земле, ставшей вражеским тылом, развернулось мощное партизанское движение.
Лужане свято хранят память о своих защитниках. На бывшем рубеже обороны, около шоссе Луга-Городец, установлена большая стела, посвященная воинами-ополченцам Балтийского завода, сражавшимся с фашистами в 1941 году. Сохранены окопы и дот. Большой мемориальный комплекс, посвященный Героям Советского Союза партизанке Тосе Петровой и командиру танковой роты Виктору Наслегину, создан лужанами совместно с рабочими Балтийского завода.
Описание пути от города Луги до Толмачева см. маршрут № 43.