LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

водная система Вуоксы

По озеру Вуокса - реке Вуоксе - озерам Суходольскому - Ладожскому - Отрадному - Комсомольскому - реке Вуоксе - озеру Вуокса


Начало и конец маршрута - город Приозерск. Протяженность - 250 километров. Число ходовых дней - 12. Сезонность - 15 мая - 1 сентября.

Начало маршрута - город и железнодорожная станция Приозерск, расположенные на берегу озера Вуокса, самого большого среди озер Карельского перешейка. Площадь его 108 квадратных километров, из них 15 квадратных километров приходится на многочисленные острова самых разнообразных размеров и конфигураций. Вода, лес и скалы создают великолепные пейзажи, издавна полюбившиеся не только ленинградцам, но и туристам из других городов страны.

Удобное место для сборки байдарок - в сквере за железнодорожными путями против пристани.

От Приозерска следует идти на запад, придерживаясь створных знаков и бакенов теплоходной линии Приозерск - Яркое - Горы. Если не заходить в Яркое, то на большом плесе нужно взять курс на Зеленый мыс - на юго-запад и далее по судовой обстановке в устье Вуоксы.

При неустойчивой погоде идти не по фарватеру, а придерживаясь островов северо-западного берега озера Вуокса.

Река Вуокса берет свое начало из озера Сайма на территории Финляндии и, пройдя по Ленинградской области 143 километра, впадает в Ладожское озеро. В начале XIX века Вуокса имела выход в Ладогу у города Приозерска, а из озера Суходольского был сток только в Вуоксу. От Ладоги и ее притока - речки Тайполе - озеро отделяла лишь невысокая песчаная гряда. Чтобы сократить путь от Выборга к Ладожскому озеру, в середине XVIII века была сделана попытка соединить озеро Суходольское с Ладогой с помощью канала, Начавшиеся работы не были доведены до конца, но замысел все же осуществился: в мае 1818 года, в период мощного половодья, поток воды прорвал перемычку, отделявшую Ладожское озеро от заброшенного канала к речке Тайполе, и ворвался в Ладогу. Уровень воды в озере Суходольском упал на 7 метров. В 1857 году была сделана попытка соединить Вуоксу с Ладогой, прорыв канал у Лосева. Но воды Вуоксы хлынули в озеро Суходольское, не принеся пользы для судоходства, так как образовался Лосевский водоскат, а русло Вуоксы в сторону Приозерска обмелело.

Теперь Вуокса впадает в Ладогу тремя рукавами: юго-восточным - через озеро Суходольское и реку Бурную (основной) и двумя северными - у Приозерска и у поселка Бригадного.

Войдя в Вуоксу, плыть следует по знакам речной обстановки до моста у поселка Горы, где судоходный участок заканчивается. После моста первое препятствие - небольшой водоскат от плотины разрушенной мельницы. В низкую воду суда надо обносить по правому берегу, а в высокую проводить на бечеве против течения.

Выше Вуокса расширяется, протекая через ряд озер. В русле много подводных камней, и идти нужно осторожно, особенно на участках, поросших камышом, все время придерживаясь левого берега и срезая отдельные заливы. Вскоре на левом берегу покажутся дома поселка Мельникове. Это очень старое селение. Упоминание о нем, как о центре погоста, встречается еще в писцовой книге Водской пятины.

О событиях Великой Отечественной войны напоминает обелиск, установленный на братской могиле в центре поселка. При необходимости зайти в Мельниково нужно остановиться у небольшого пляжа на левом берегу, откуда недалеко до почты, магазинов и медпункта.

Следующий населенный пункт (на левом берегу) - Васильево. Назван поселок по имени Героя Советского Союза разведчика А.М.Васильева, отличившегося в боях с белофиннами в 1939-1940 годах.

Миновав Васильево, следует двигаться вдоль левого берега до моста на дороге, ведущей на Мельниково. На правом берегу за шоссе сохранились остатки старинной крепости - Тиверского городища, в XIV-XV веках служившего вместе с Корелой форпостом Новгорода на Карельском перешейке. В 1414 году крепость была захвачена шведами и разрушена. До 1857 года Тиверск стоял на острове, но после обмеления северного рукава Вуоксы оказался на материке. До наших дней крепостной вал сохранился на восточной и частично на южной сторонах бывшего острова.

В межень Вуокса в этом месте пересыхает, и отсюда начинаются так называемые Тиверские волоки: первый - от моста по левому (по ходу) берегу 130 метров, второй и третий - по пересохшему руслу 80-50 метров и четвертый - 100 метров по тропе. Все волоки хорошо видны, так как по ним проходят многочисленные плановые группы. Закончив обнос, следует идти, придерживаясь восточного берега, и в следующем разливе подойти к мысу Дружбы, южная часть которого оканчивается огромной гранитной плитой.

Дальше Вуокса протекает через озеро Балахановское, попасть в которое можно узким проходом среди тростника, начинающегося слева у островка. Выйдя в озеро, взять курс на юг вдоль восточного берега к месту впадения Вуоксы. При ветре идти за островами.

Озеро Балахановское вытянуто с северо-запада на юго-восток на 7 километров. Озеро мелководное. Средняя глубина - 2,9 метра. В неустойчивую погоду здесь необходимо держаться ближе к берегу, так как при ветре на озере быстро поднимается крутая, захлестывающая волна. Названо озеро в память о комиссаре полка Д. А. Балаханове, геройски погибшем в этих местах в декабре 1939 года.

За озером путь идет по Вуоксе мимо островов и гранитных скал. Кое-где старый фарватер отмечен гранитными столбами с металлическими шестами. Дойдя до слияния старого и нового русла Вуоксы, стоит сделать остановку на правом (по ходу) песчаном берегу, покрытом молодым сосновым лесом, а затем идти на восток вдоль левого берега по широкому разливу Вуоксы до поселка Лосево.

Приблизившись к территории турбазы «Лосево», недоходя 100 метров до свай старого моста (за ними начинается сложный порог), надо высадиться на левом берегу, чтобы сильное течение не затянуло суда в сложный порог. Группа, имеющая достаточный опыт прохождения порогов, может пройти порог, двигаясь сначала вдоль правого берега, а после шоссейного моста сразу перейти к левому берегу и, идя вдоль него, закончить прохождение за железнодорожным мостом. Малоопытным группам лучше делать обнос - один километр по левому берегу, через территорию Лосевской турбазы по дороге, а затем под виадук железной дороги к пристани.

Далее маршрут проходит по Суходолъскому озеру, вытянувшемуся узкой лентой с запада на восток на 40 километров.

Берега озера высокие, поросшие у кромки воды смешанным лесом, а чуть выше - сосновым. Встречаются песчаные пляжи.

Вдоль северного берега озера и Вуоксы в годы Великой Отечественной войны проходила линия Маннергейма. От нее остались взорванные доты, обвалившиеся траншей, куски колючей проволоки.

Из юго-восточной оконечности озера вытекает - небольшая (10 км) порожистая речка Бурная, впадающая в Ладожское озеро. Берега реки высокие, обрывистые, покрытые кустарником. Лес находится далеко. Через один километр от истока начинается порог, и чтобы успеть высадиться на берег и провести разведку, надо, войдя в Бурную, идти близко от правого берега. По нему же удобно сделать обнос порога (600 м). Опытная группа после просмотра может пройти порог по краю стоячих волн. Пройдя порог, следует перейти к левому берегу и идти вдоль него к устью. Ниже на Бурной препятствий нет, а перед впадением в Ладогу она расширяется, образуя небольшую губу.

Надо помнить, что на Бурной лов рыбы запрещен, так как сюда приходит на нерест ладожский лосось.

В хорошую погоду можно выйти в Ладогу и, повернув налево, на север, идти вдоль берега. Через 1,5 километра в районе небольшого мыса, где лес близко подходит к воде, удобное место для бивака.

В случае если захватит непогода и у группы нет времени пережидать, надо подняться против течения до устья правого притока Бурной - реки Вьюн и пройти по нему до поселка Запорожского, откуда идут автобусы до станции Сосново железнодорожной линии Ленинград - Приозерск.

Дальше можно плыть, ориентируясь на большой мыс, обогнув который войти в Черемухинский залив и идти вдоль берега до устья протоки (непроходимой) из озера Гусиного. В этом месте надо высадиться на берег (отличный песчаный пляж) и делать волок к дороге, идущей вдоль залива.

Отсюда можно предложить два варианта продолжения маршрута. Первый - делать волок по дороге (или подъехать) 3-4 километра до южной оконечности озера Гусиного. Это одно из красивейших озер Карельского перешейка, с высокими берегами, покрытыми сосновым лесом. Озеро - заповедное, и для прохождения его надо иметь маршрутную книжку. Стоянки на его берегах и ловля рыбы запрещены. Идти надо в его северо-западный конец и делать второй волок в обход сооружений рыбозавода. Далее путь проходит по трехкилометровой протоке - Поганке из озера Отрадного в Гусиное. На ней предстоит обнос моста, плотины мельницы и ряд проводок.

Второй вариант - выйти на дорогу и на попутном транспорте переехать на берег озера Отрадного.

Озеро Отрадное - второе по величине на Карельском перешейке. Его площадь - 72,6 квадратного километра. Изрезанность берегов незначительная. На юге несколько островов. На переход из Ладоги в озеро Отрадное нужно отвести целый день и заночевать на его берегу. Утром, если погода тихая, можно пересечь озеро в кратчайшем направлении, держа курс на северо-западный берег, на мыс, представляющий собой узкую полоску камней с редкими деревьями. Затем повернуть от мыса на северо-запад и идти вдоль берега до поселка Плодовое.

В поселке расположена опытная база Ботанического института имени В. Л. Комарова. Здесь культивируется около 400 видов полезных растений и свыше 100 сортов разнообразных цветов. По договоренности работники станции могут провести интересную экскурсию по лабораториям и плантациям.

Дальше курс лежит на запад, на два небольших островка посередине плеса, а затем на мыс, около которого находятся поселок и железнодорожная станция Отрадное. Пересекая озеро, необходимо внимательно следить за изменениями погоды, помня, что на озере часты ветры, поднимающие крупную волну. Обогнув мыс, следует плыть в направлении железнодорожного моста, где среди тростника берет свое начало протока в озеро Комсомольское. Протока (река Пионерка) неглубокая, извилистая, шириной 8-9 метров, проходимая для байдарок. Течение слабое. Берега заросли лесом и кустами черемухи. На речке два препятствия - плотина (обнос 40-50 м) и на выходе в озеро - мелкая шивера длиной 50 метров (проводка).

Озеро Комсомольское вытянуто с юга на северо-запад на 14 километров при максимальной ширине 2 километра. Озеро очень живописное, берега покрыты сосновым лесом, много выходов гранита - «бараньих лбов». Из северо-западной части озера вытекает река Веселая. Она шире и глубже Пионерки, течение быстрее. На ней также предстоит обнос разрушенной плотины (40 м). Впадает Веселая в одно из озер системы Вуоксы.

Выйдя в озеро, курс надо держать на север, придерживаясь восточного берега до разветвления, и дальше по правой протоке (Беличьей) - на северо-восток. Протока мелкая, каменистая, поэтому местами суда надо проводить.

При повороте протоки на восток - на левом берегу поселок Быково. Здесь есть больница. Дальше протока поворачивает на северо-запад и за поселком Беличье впадает в озеро Вуокса. Отсюда путь идет на север. Следует придерживаться островов на озере Вуокса и западного берега острова Олений, после которого держать курс на Приозерск, где маршрут заканчивается.

Приозерск (в прошлом Корела) - один из древних русских городов на северо-западе нашей страны. Впервые упоминается в летописи XIII века. Входя в состав Новгородской Руси, он служил форпостом на границе со шведскими землями. Шведы, захватив Корелу, дали ей название Кексгольм. Окончательно город был освобожден от шведов войсками Петра I в 1710 году. В 1943 году получил название Приозерск. В городе сохранились старинные крепостные сооружения XIV и XVI веков. Во второй половине XVIII века они использовались как место заточения политических узников царизма. Первыми узниками были члены семьи Емельяна Пугачева, затем декабристы И.И.Горбачевский, Ф.Ф.Вадковский, М.К.Кюхельбекер, А.П.Барятинский, осужденный по делу петрашевцев Р.А.Черносвитов и многие другие.

В настоящее время ведутся большие работы по реставрации крепостных сооружений. Восстановлено здание Нового арсенала, где сейчас размещен краеведческий музей. Современный Приозерск - промышленный город. Главные его предприятия - целлюлозный и лесообрабатывающий заводы.

При необходимости сократить маршрут его удобно прервать в поселке Отрадное. От берега до вокзала около километра. При этом протяженность маршрута сократится на 110 километров.





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;