LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



выход в горы запрещен
Автор: Дмитрий Булавинов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

лоция реки Лемовжа и реки Луга

река Лемовжа - река Луга

К.Бекетов

Река Лемовжа протекает на юго-западе Ленинградской области, правый приток р.Луга. Берет начало на южном склоне Ижорской возвышенности, образуется от слияния рек Изварка и Черная. На сплавном участке от Сосниц до Хотнежи населенных пунктов по берегам нет. Река характеризуется достаточно большим падением (более 1 м/км) и средней большой скоростью течения.

Заброска (по состоянию на май 2003)

Подъезд от СПб на пригородном поезде до Волосово. Наиболее удобный способ - в 7-10 утра с Варшавского вокзала на поезде, следующем до Кингисеппа (Ивангорода). Внимание! В расписании указано, что поезд идет с Балтийского вокзала, но на самом деле он отправляется с Варшавского! Билеты можно купить прямо в вагоне, или в кассах Балтийского вокзала (на Варшавском кассы нет). Прибытие в Волосово в 9-08. Билет стоит 40 рулей.

Можно воспользоваться также вторым дневным поездом СПб-Ивангород (отправление 16-31), но он не успевает в Волосово к последнему автобусу на Сосницы. Есть и еще один способ - поезд СПб-Гдов, отправляющийся из Питера около часа ночи. В Волосово он прибывает около 3 часов ночи, придется ждать утра. Этот поезд ходит все дни, кроме вторника и четверга.

Автовокзал расположен напротив железнодорожного вокзала, в 80 метрах от него. Если приехать в Волосово на утреннем поезде СПб-Кингисепп (Ивангород), то автобус будет через час - в 10-10. Автобус следует до Реполки через Извары и Сосницы. Стоимость билета 28 рублей, до Сосниц ехать около получаса. Полное расписание автобуса на Реполку: 6-50, 10-10, 12-30, 15-10, 17-50.

Лоция

В Сосницах от остановки автобуса удобно пройти вдоль дороги обратно 100 метров до моста на левый берег, перейти реку и там собираться возле одинокой деревянной постройки. Ширина реки 5-8 метров, течение быстрое. Далее дается график сплава, осуществленного автором 1-4 мая 2003 года в условиях среднего паводка.

От моста следует участок быстротока с отдельными камнями в русле. Через 1 км (в конце деревни) реку пересекает выраженная каменная гряда. Прохождение серьезных трудностей не вызывает. Ниже перед впадением справа р.Хмеленки еще 1-2 подобные гряды (зависит от уровня воды), одна из которых приурочена к разрушенномумосту бывшей ж/д, некогда пересекавшей реку. По берегам - поля, кусты. Течение быстрое, но не бурное. Встречается еще несколько достаточно четко выраженных каменных гряд, и много отдельных камней в русле.

Затем река входит в лес, почти сразу на повороте реки следом за еще одной разобранной ж/д - препятствие в виде выраженного слива 0,3 метра, образованного большими глыбами (и бетонной плитой, судя по всему). Препятствие лучше осмотреть на предмет арматуры и прочих штырей.

В лесу река сохраняет прежний характер, течение быстрое, завалов нет (фото 1). Лес - ольха, ель. Места для стоянки не слишком хорошие, но встать можно практически везде. Не доходя 500 метров до спадения справа ручья Гнилинского, мы встали на левом берегу на плохо заметной с воды сухой террасе с соснами - самое хорошее место для стоянки на этом участке. От начала сплава прошли около 50 минут, расстояние - 5 км. Столь ранний ночлег был вызван холодным сильным дождем и очень сильным встречным ветром.

От впадения ручья Гнилинского вновь начинаются поля (на правом берегу - сплошные,на левом - с отдельными перелесками). Течение постепенно замедляется, особенно после нового автомобильного моста, пересекающего реку. По берегам поля, отдельные разливы. На месте бывшего хутора растут лиственницы (фото 2). Через пару километров после этого примечательного места река вновь входит в лес, берега значительно повышаются. Скорость течения вновь увеличивается, следуют почти непрерывные перекаты и простые шиверы (фото 3). Сплав технически не сложный (завалов нет), но динамичный. В районе второго автомобильного моста вновь начинаются поля на правом берегу, слева впадает крупный приток - река Веряжка. Лемовжа сразу становится гораздо шире и мощней. За впадением Веряжки на высоком левом берегу заброшенная ферма, через несколько км поле справа кончается, берега становятся все более и более высокими и обрывистыми - река врезается в плато, сложенное красными девонскими песчаниками (или не девонскими - лень проверять) (фото 4). Высокая скорость течения сохраняется. Река в нескольких местах делится на рукава, в высокую воду эти острова подтоплены. Ширина реки - 20-40 метров (фото 5).

Наконец, за 5 км до деревни Хотнежи начинаются знаменитые красные обрывы высотой до 25 метров (фото 6). Места очень красивые. Каньон несплошной, всегда односторонний. Найдя неплохую стоянку возле одного из таких обнажений песчаника, встали на ночлег. Пройдено 28 км за 5 часов. Вечером, воспользовавшись улучшившейся погодой, осмотрели обрывы и прочие окружающие достопримечательности, типа небольших притоков Лемовжи, текущих в каньонах с водопадами и гротами (фото 7).

Такой характер река сохраняет до деревни Хотнежа, начинающейся высоким автомобильным мостом. Слева за сосновым лесом - большая кирпичная церковь в аварийном состоянии (фото 8). В деревне последний высокий обрыв песчаника (фото 9, фото 10), река делает несколько петель с постепенно снижающейся скоростью течения и впадает в спокойную и широкую Лугу (фото 11).

Луга в начале радует хорошими берегами с сосновым лесом на левом берегу, но потом начинаются кусты, поля и разливы. Течения практически нет на протяжении многих километров до Сабских порогов.

В районе пос. Большой Сабск реку пересекает несколько каменных гряд, образующих Сабские пороги. Из них наиболее заметны 3: в начале поселка (наиболее мощный, с отдельными валами до 0,5 м, которые легко обойти), перед автомобильным мостом и вскоре после него. В высокую воду все пороги (на деле это шиверы) сложности не представляют. Ширина Луги на порогах - до 100 метров. В Сабске на правом берегу магазин в 0,3 км от воды. Теоретически из Сабска можно уехать на автобусе в Волосово и СПб, автобус проходит из Осьмино в 7 утра по средам, средам и субботам. Есть также автобус в Петербург около 17 часов вечера, дни следования неизвестны.

Ниже Сабска на берегах Луги много рыбаков, вплоть до впадения справа Вруды чуствуется влияние поселка, потом люди пропадают, и начинаются хорошие стоянки, преимущественно на правом берегу. Долго тянется сосновый бор. Попадается несколько рыбацких землянок.

Затем следует еще один участок шивер, не сложных для преодоления. Ниже длинной шиверы остров Пуков (перед ним справа - изба на берегу), через 500 метров слева впадает река Долгая. На стрелке Долгой и Луги прекрасная стоянка, где мы и остановились (фото 12). За день пройдено 40 км, из них 5 по Лемовже и 35 по Луге.

Ниже впадения Долгой Луга медленно течет в лесистых берегах. Ширина реки 50-70 метров. Через 5 км реку пересекает высокий автомобильный мост, перед ним справа впадает река Хревица. На ней прямо в устье построена плотина высотой метра 4.

От моста еще 11 км вниз по реке до ж/д моста линии Гдов-СПб и станции Кленно. Река медленно течет в высоких берегах, иногда чуть ускоряясь на сужениях и поворотах. Есть приличные места для стоянки. За 3 км до ж/д моста на правом берегу начинается дачный поселок.

Под ж/д мостом короткий быстроток с валами до 0,3 метра, сразу за ним или перед ним надо пристать к правому берегу. До станции Кленно 0,5 км по ж/д путям. В 100 метрах от воды ж/д переезд, по дороге направо - 400 метров до ларька в поселке, где можно купить продукты. Перед самой деревней, на пути к магазину, дорога пересекает весьма бурную в паводок речку Азика, пригодную для сплава на каяке.

Выброска

Пригородный поезд Гдов-СПб проходит станцию Кленно в 16-38 (кроме вторника и четверга). Билет приобетается в вагоне, стоимость до Питера - 52 рубля. Прибытие на Варшавский вокзал в 19-46.






   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;