хребет Бакты

Полярный Урал 3 к.с.

Технический отчет о лыжном походе по Полярному Уралу 3 к.с. 11 - 24 апреля 1998 г.

Маршрут

пос. Полярный - р. Малая Пайпудына - пер. Малый Пайпудынский (н/к) - р. Большая Пайпудына - г. Попельиз (1081м, 1Б, рад.) - р. Бол.Пайпудына - пос. Полярный - р. Нырдвоменшор - пер. Водопадный (1Б) - г. Райиз (1А, рад.) - р. Кердоманшор - р. Енга-Ю - пер. Черный (1А, рад.) - р.Енга-Ю - пос. Харп

протяженность: 183 км

Техническое описание

1 день (11 апреля)
пос. Полярный – р. Малая Пайпудына

ясно, безветрие

От желездорожных путей («станции» 110 км) пошли на север по дороге, пересекающей поселок, протянувшийся почти на километр. В кернохранилище, находящемся на окраине поселка, оставили продуктовую заброску, которую собирались забрать через неделю, закончив «северное кольцо» маршрута. Миновав Полярный, дорога уходит вверх по Большой Пайпудыне. Двигались по ней около 4 км до слияния рек, где повернули налево от дороги и начали неглубокую тропежку по левому борту долины Малой Пайпудыны.

Здесь есть небольшой лесок, состоящий из редких лиственниц и карликовой березы. Прмерно через полтора часа хода от Полярного достигли характерного поворота долины, где течение реки меняет направление с юго-западного на юго-восточное. Разбили лагерь в 1 км выше впадения в Малую Пайпудыну правого притока.

пройдено: 7 км

2 день (12 апреля)
дневка

пасмурно, снег, сильный северный ветер

Утром, дождавшись относительно затишья пурги, сняли лагерь и двинулись дальше вверх по Малой Пайпудыне. Видимость всего около 200 м, а при особенно сильных порывах ветра не более 50 м. Пройти удалось всего около 3 км до того, как вновь разгулявшаяся непогода заставила нас поставить палатку.

пройдено: 3 км

4 день (14 апреля)
вверх по р. Малая Пайпудына

утро: пасмурно, северный ветер
вечер: улудшение видимости, прекращение ветра

По сравнению с предыдущими днями наметилось улучшение погоды. Ветер несколько стих, но видимость оставляет желать лучшего – притивоположная сторона долины не просматривается. Шли вверх по реке, придерживаясь леса, растущего на склоне справа по ходу. Через час достигли изгиба долины. Отсуда по магнитному азумуту 60 увидили неширокий 10-15 м кулуар, рассекающий склон. Из-за неправильно учета магнитного склонения (в районе Полярного Урала оно необычно велико 22 гр. к востоку) решили, что это «наш» перевал (Малый Пайпудынский).

Подошли к началу подъема, и двинулись вверх по кулуару, ограниченному скалами высотой примерно 10-20 м. Поднимаемся на лыжах, крутизна склона сосотавляет почти 20 гр. Преодолев по высоте метров 300, подошли к концу кулуара. Здесь сняли лыжи и одели кошки. Дальше поднимались по снежному склону 30 гр. метров 100. Еще выше склон выполаживается, и, пройдя перегиб, мы поняли ошибку, допущенную в ориентировании. Видимый снизу кулуар выводит не на «перевал», а просто к одной из вершин в хребте, разделяющем Большую и Малую Пайпудыны.

Провели разведку и пошли траверсом склона в северо-восточном направлении. Примерно через 1 км нашли удобное место наиболее пологое для спуска обратно в долину реки. Шли на кошках, а в нижней части склона одели лыжи.

пройдено: 8 км

5 день (15 апреля)
р.Мал. Пайпудына – база геологов на р.Бол. Пайпудына

переменная облачность, безветрие

Стоянка находилась в месте наибольшего сужения долины в сернем течении, здесь она имеет ширину не более 400 м. Утром начали движение далее по долине Малой Пайпудыны. Примерно в этом месте уже заканчивается какая бы то ни была растительность. Через 1.5-2 км долина на время расширяется, река принимает несколько правых притоков.

Дальше появляется чуть заметный подъем, река входит в узкий кулуар. Ближайшие склоны поднимаются более чем на 500 метров. При подходе к перевалу опасность представляет правый борт долины – в верхней части склонов нависают карнизы, в желобах видны следы давних сходов лавин.

Постепенно выходим на перевап. Точку водораздела указать трудно. Седловина длинная (до 1 км). Путь от места лагеря до перевала занял менее 2 часов. Спуск очень пологий, на лыжах даже особенно и не разгонишься. Преодолев 2 км, достигли начала неглубокого каньона, в котором течет ручей. Это ущельее тянется 1-2 км и заканчивается в районе поворота речки на восток.

Ниже по течению горы отступают в стороны, долина расширяется до нескольких километров. Впереди открывается вид на вершину 572 м, находящуюся вблизи базы геологов на Большой Пайпудыне. На севере видны крутые склоны и вершины главного уральского водораздела, имеющие абсолютную высоту 800-900 метров. Вскоре посреди заснеженной равнины примерно в 3-4 км к востоку становятся различимы заброшенная буровая и домики бывшей геологической базы, где решено было остановиться на ночь. Большой Пайпудыны достигли за три перехода, считая от перевала.

пройдено: 16 км

6 день (16 апреля)
восхождение на г.Понпельиз (1081 м, ~1Б)

утро: ясно
вечер: памурно, ухудшение видимости

От бывшей базы геологов на Большой Пайпудыне прошли вверх по реке примерно 2-3 км до левого притока. Затем повернули на восток и двинулись вверх по этому притоку. Долина ручья имеет ширину всего около 100-200 метров, ограничена скалистыми склонами и поросла лесом. Пройдя еще 3 км, достигли четко выраженного слияния ручьев. С этой точки открывается вид на пирамидальную вершину Понпельиза.

Пошли вверх по левому (орографически) ручью. Растительность поредела, а еще через 2 км мы вышли из зоны леса. Примерно здесь же основное русло ручья резко поворачивает на северо-восток. Дальше на юг в сторону низкого водораздела двух левых притоков Большой Пайпудыны долина расширяется. Слева по ходу хорошо виден Понпельиз и его северный цирк. Западный склон представляет собой крутую (до 40 гр.) осыпь, переходящую вблизи вершины в острое ребро (высшая точка с этого места не видна). Повернули немного влево и, срезав путь через невысокий отрог, оказались в долине ручья, берущего начало в юго-западном цирке вершины.

Отсюда хорошо виден весь дальнейший путь подъема. Менее чем в киломертре к югу от Понпельиза находится еще одна вершина, соединенная с горой ребром, имеющим небольшоем понижение. Эта вторая вершина представляет собой пологий купол, лишь метров на 50 ниже Понпельиза. Еще южнее в верховьях следующего ручья видна довольно широкая и высокая снежная седловина – это возможный перевал в долину реки Большой Ханмей. Решили подняться влоб на боковую вершину по плечу, разделяющим ручьи из цирка и с перевала, а затем по ребру взойти на Понпельиз.

Поднимальсь на лыжах серпантином до тех пор пока было мало камней. На высоте примерно 750 метров оставили лыжи и одели кошки. Шли по осыпному склону, крутизной порядка 20 гр. Вблизи южной вершины на протяжении метров 100 склон имеет крутизну до 30 гр. Минут за 20 вышли на южную вершину. Она имеет ширину примерно метров 200 и везде покрыта снегом. Перекусили.

Спустились в понижение между южной вершиной и Понпельизом по снежному склону (30-35 гр.). Здесь сложен большой тур. Далее путь пролегает по ребру. С западной стороны скальный склон юго-западного цирка крутизной около 50 гр. с восточной стороны снежный склон до 35-40 гр. Ширина ребра 2-3 метра, уклон не более 15 гр. Путь от южной вершины до Понпельиза занял 25 минут. Везде движение на кошках с самостраховкой лыжными палками. Вершина, отмеченная триангопунктом и туром, образована пересечением трех ребер. На юго-запад и север скальные цирки, на восток снежный склон.

Спуск по пути подема. Возвращались к месту ночевки более длинной дорогой – не стали срезать отроги, т.к. по берегам распадков нависают снежные карнизы, вызвавшие трудности на пути туда. Съехали на лыжах вниз по ручью, а затем, пройдя упоминавшийся водораздел, вышли на свою лыжню, уже практически заметенную. Радиальный выход занял чуть более 10 часов.

пройдено: 35 км

7 день (18 апреля)
база геологов на р. Большая Пайпудына – пос. Полярный

ясно, безветрие

В этот день наш путь лежал вниз по Большой Пайпудыне до поселка Полярный, где была оставлена заброска с продуктами и бензином. По долине идет дорога, по которой переодически ездят грузовики или вездеходы.

Двинулись рядом с дорогой рядом по плотному снегу, а местами, где это было удонее, выходили на проезжую часть. Места попадали в зону заструг. Некоторые шли пешком по дороге, где нельзя было катиться на лыжах из-за проступающей через снег щебенки.

Дорога идет везде правым берегом реки по широкой (почти 1 км) долине. В первой половине дня кругом из растительности был только кустарник и отдельно стоящие деревья. Ниже по течению примерно в 15 км от поселка начинается более солидный лес. Здесь лежит больше снега, и поэтому все шли на лыжах. На подходе к Полярному в районе слияния Малой и Большой Пайпудыны отшли от дороги вправо и устремились прямо к показавшемуся впереди поселку.

Остановились на ночь в теплом кернохранилище, где оставляли заброску. Находясь вечер и следующие полдня в поселке, ходили в баню, «отрывались» в магазине и перепаковывали вещи.

пройдено: 28 км

8 день (18 апреля)
пос. Полярный – р. Нырдвоменшор

сильный западный ветер, пасмурно, плохая видимость

Из поселка вышли во второй половине дня. Перейдя железную дорогу, двинулись по азимуту 130 гр. при плохой видимости и отсутствии линейных ориентиров. Через 20 минут вышли на отмеченную вешками дорогу, идущую параллельно железной дороге через перевал Озерный до поселка Харп. Пошли по ней. Дорога сначала поднималась в гору, а километра через 2-3 начался спуск. Мы быстро съехали по дороге в долину Нырдвоменшора. Здесь остановились на ночь.

пройдено: 6 км

9 день (19 апреля)
р. Нырдвоменшор – каньон под пер. Водопадный

западный ветер, ясно

В районе места ночевки есть немного леса. В километре к югу начинаются горы. На юго-востоке отчетливо видна широкая долина, уходящая к первалу Озерный, и начало ущелья ручья Нырдвоменшор, поворачивающего в сторону превалов Водопадный (1Б) и Грандиозный (2А).

Пошли дальше по вчерашней дороге, но уже минут через 15 после выхода свернули вправо от дороги и взяли курс на начало ущелья, до которого 1,5-2 км. Вскоре вышли на обширную наледь, которую стали обходить справа, двигаясь вплотную к склону горы. За один переход от места лагеря достигли ущелья Нырдвоменшора.

Двинулись вверх по ручью. Левый берег, образованный скалами, достигающими 100-метровой высоты, переходит в склон горы. Над правым берегом находится терраса, по которой двигаться удобнее чем по ручью. Некоторое время пройдя по речке, мы вышли на правый берег, где в 2 км от начала ущелья распалагаются два балка. Один из них пригоден для жилья, есть печка и нары. В домике может разместиться до 10 человек. Здесь мы устроили обед.

Сразу за балками долина расширяется. Направо перевал Грандиозный, прямо – Водопадный. Пошли вверх по ручью. На левом берегу нависают большие снежные карнизы. Миновав характерный крутой кулуар слева по ходу, подошли к началу каньона ручья Нырдвоменшор.

Каньон преграждают три ступени ледопада, представляющие основную техническую сложность (1Б) при прохождении превала Водопадный. Первая степень наиболее высокая имеет снизу наклонный участок крутизной до 20 гр. и длиной метров 10-15 и верхнюю 7-ми метровую отвесную часть. После подъема первого участника была организована верхняя страховка на ледобурах. С ее помощью остальние участники на кошках поднялись на ледопад, был поднят груз. Когда внизу оставалось двое человек и некоторое количество рюкзаков, под тяжестью людей находящихся наверху треснул лед в верхней части ледопада, который тут же превратился в водопад. Потребовалось организовывать новую точку страховки и подниматься по скалам. На это ушло немало времени, и мы остановились на ночь в каньоне между превой и второй ступенями ледопада.

пройдено: 7 км

10 день (20 апреля)
каньон под пер. Водопадный – р. Кердоманшор

утро: облачно
вечер: северо-западный ветер, снегопад, плохаявидимость

Между первой и второй ступенью менее 100 метров. Вторая ступень – это 5-6 метров вертикального льда. Но благодаря снежному наносу сбоку от ледопада пришлось преодолевать всего 2-3 метра натечного льда. Также как и на первой ступени была организована верхняя страховка на ледобурах, участники поднимались на кошках, груз вытаскивали на веревке.

Чуть дальше находится третья ступень. Она представляет собой метров 8 наклонного льда (не более 15 гр.). Здесь мы поднялись на кошках и не навешивали перил. Дальнейший подход к перевалу трудностей не вызывает – на протяжении 2 км пологий подъем по заснеженному руслу ручья. За ледопадом долина Нырдвоменшора расширяется. Слева по ходу открывается обширный цирк. Перевал Водопадный (669 м) – это широкий (метров 400) нечетко выраженный водораздел, пересеченный небольшими моренами. Здесь остановились, чтобы пообедать и радиально подняться на плато Райиз (1084 м, ~1А).

Склон Райиза, обращенный к Водопадному представляет собой осыпь, куртизной до 25-30 гр. Поднимались влоб на кошках с самостраховкой лыжными палками, выбирая наиболее пологий маршрут. Препад высот от перевала до плато составляет приблизительно 400 м. В верхней части подъем выполаживается, а до локальной вершины надо пройти еще несколько сот метров по плато. Дошли до северо-восточного края Райиза, откуда открывается замечательный вид практически во все направлениях. Спуск по пути подъема. Радиальный выход занял 1,5 часа.

За время обеда погода испортилась, при ветре и снегопаде исчезла видимость. Спускались в долину Кердоманшора на лыжах по очень пологому склону. Долина реки имеет ширину метров 300, становясь еще шире в нижнем течении. В 5 км от перевала речка делает характерный поворот влево, а еще через километр, приняв левый приток, снова поворачивает на юг-юго-восток. В районе изгиба ручья попали в зону заструг, осложнивших движение. Пройдя еще 2 км вниз встали на ночь.

пройдено: 17 км

11 день (21 апреля)
р. Кердоманшор – р. Енга-Ю

переменная облачность, ветра нет

Всего в километре к юго-востоку от места лагеря видно понижение в хребте, разделяющие долину Кердоманшора и Енга-Ю. Было принято решение воспользоваться этом перевальчиком. Подъем сложности не представляет, но на склоне местами выступают камни и мох. Перепад высоты не велик и вряд ли превышает 200 метров. Через полчаса от начала движения вошли в длинный около 2-3 км проход, соединяющий упомянутые долины.

Вскоре впереди открылась панарама реки Енга-Ю. Противоположный от нас борт долины образует скалистый массив горы Черная. Вниз ехали на лыжах. Спуск с перевальчика несколько круче подъема, но все равно уклон нигде не превышает 15 гр. Выйдя на ровную поверхность, заметили посреди снежной равнины балок в 3-4 км выше по Енга-Ю, обозначенный на карте, и направились к нему.

Домик расположен ближе к левому борту долины в месте, где река принимает справа притоки, текущие от перевалов Черный и Геологов. Долина Енга-Ю в этом месте достигает ширины 1.5-2 км, и по ней проходит дорога от горных разработок выше по течению в поселок Харп. Машины, самосвалы КРАЗ, ездят часто, примерно раз в час.

Балок вполне пригоден для жилья, хотя к нашему приходу он был немало забит снегом из-за отсутствия стекла в одном из окон. Мы привели домик в порядок, растопили печку. Дрова в округе отсутствую напрочь, но мы обнаружили мешок угля и использовали его в качестве топлива.

пройдено: 9 км

12 день (22 апреля)
радиальный выход на пер.Черный (1А) и под пер. Геологов (1А)

утро: ясно
вечер: сильный западный ветер

При хорошей видимости вышли в направлении перевала Черный. Седловина перевала не просматривается, из долины Енга-Ю сложно определить местонахождение перевала. За 30-40 достигли стрелки, разделяющей ручьи с перевалов Черный и Геологов. Дальше пошли по левой стороне ручья, начался небольшой подъем.

Правый берег образован массивом горы Черная. На его склонах снега мало, преобладают осыпные участки. Левый борт долины ручья представляет собой крутой до 40-45 гр. снежный склон, заканчивающийся карнизом. Карнизы нависают по всей длине склона, имеющего южную экспозицию, эта сторона явно сильно лавиноопасна.

Не доходя до конца долины примерно километр, начали подъем в месте, где левый по ходу склон пересечен двумя слабовыраженными снежными кулуарами. Оставили лыжи внизу, одели кошки и пошли вверх, страхуясь палками. Выбрали путь по каменной гряде, разделяющей упомянутые кулуары. На первых 200-300 метрах склона крутизна составляет примерно 30 гр. Затем, миновав перегиб, оказались на более пологом участке, где среди выходов камней лежит уже больше снега. Только еще через 200 метров подъема стало понятно, где находится сам перевал, т.к. снизу можно лишь догадываться о точном месте нахождения седловины. На перевал Черный (1А) вышли примерно за полчаса.

На юг спуск ведет прямо в распадок ручья так,. что с противоположной стороны перевал выглядет гораздо логичнее и заметнее. Ширина хребта составляет приблизительно 150-200 метров. На восток он сужается и переходит в ребро, обрывающееся в сторону Енга-Ю. По хребту можно подняться на вершину массива – гору Черная, находящуюся в 2 км от перевала.

Мы решили ограничиться походом на ближающую возвыщенность, лежащую юго-западнее перевала. Минут за 10-15 вышли на широкую платообразную вершину, откуда открывается замечательный пейзаж. На юго-западе различимы крутые склоны в районе реки Хараматалоу, а еще дальше высшая точка Полярного Урала – гора Пайер. Спуск проходил по пути подъема. Некоторые участники, оставившие лыжи на склоне, скатились на них по кулуару.

После восхождения на перевал Черный осталось еще достаточно времени, чтобы сходить на перевал Геологов (1А), куда мы и направились. Двинулись обратно левым берегом ручья, стараясь не сбрасывать высоту при переходе в соседнюю долину, ведущую к перевалу Геологов. Вскоре втянулись в эту долину и пошли вверх. Местами попадаются надувы рыхлого и глубокого снега, чередующися с жестким фирном и даже льдом. Прошли приток, который берет начало в цирке, оставшимся справа по ходу. После этого долина сузилась до 50-80 метров, а еще через несколько сотен метров превратилавь в скальное ущелье.

В этот момент с перевала подул крепкий встречный ветер. Оценив обстановку, мы отказались от восхождения и повернули назад. Когда до балка, где мы ночевали, оставалось 2-3 км, погода резко испортилась, поднялась низовая пурга. Спешно вернулись к домику.

пройдено: 16 км

13 день (23 апреля)
вниз по р. Енга-Ю

Пошли вниз по Енга-Ю, двигаясь вдоль «самосвальной» дороги. За полтора часа подошли к резкой границе гор, дальше на юго-восток открывается зона леса. Дорога повернула направо, а мы, преодолев невысокую перемычку, спустились к реке Кердоманшор, чтобы срезать излучину Енга-Ю. Дальше шли по руслу. Ширина реки 20-25 метров, по берегам растет очень приличный по местным меркам лес – лиственница, ель, береза.

Через два перехода вновь приблизились к Енга-Ю, вдоль реки идет все та же дорога, но здесь она переходит на левый берег. На реке обширные наледи. Несмотря на то, что идти по колее неудобно, приходится двигаться по дороге или рядом. Через 4 км зимник отходит на север от реки. Пройдя от этого места еще километра 2, встали лагерем.

пройдено: 27 км

14 день (24 апреля)
р. Енга-Ю – пос. Харп

облачно, слабый ветер

Дальше по дороге решили идти кто пешком, кто на лыжах. Через 2 км справа подошла еще одна дорога, ведущая, видимо через перевал Озерный на станцию Полярный Урал (по этой дороге мы двигались на 8 и 9 день похода). Примерно через 45-50 минут за очередным поворотом дороги показалась река Собь, на противоположном берегу которой раскинулась зона. Здесь сняли лыжи и пошли в поселок Харп, до которого от этого места минут 15 ходу.
пройдено: 4 км
2006-09-15 13:39:22 | Ваше имя | E-Mail
место расположения в настоящее время поселка Полярный