LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Бензовоз
Автор: Анна Михайлова


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

отчет по р.Онда

Отчет о водном походе по рр.Верхняя Онда и Онда

Маршрут: Верхняя Онда -- Ондозеро -- р.Онда -- Ондское водохранилище.

Категория сложности -- II. Протяженность маршрута ~150 км.

Маршрут пройден: с 28 июля по 10 августа 1997.

Состав: 8 человек на "Таймень2" (3 шт.),"Таймень3" (2 шт.)

Населенные пункты: пос. Надвоицы, дер. Ондозеро (есть магазин, почта), Медная Карежка (дачный поселок).



Заброска.

Заброску на начальную точку маршрута (мост через Верхнюю Онду) проста. Ее можно осуществить из двух мест: ст. Надвоицы и ст. Кочкома. От Кочкомы ближе, но в Надвоицах легче и быстрей найти транспорт для заброски. Мы выбрали Надвоицы. От Надвоиц до моста примерно 75 км. Наш поезд No 344 Москва-Мурманск прибыл в Надвоицы в 14:06.

Поселок крупный, городского типа. Основная достопримечательность (не вызывающая особого восторга) -- аллюминевый комбинат, на котором видимо работает почти все взрослое население Надвоиц. В поселке Вехний, что в 7 км от Надввоиц расположена плотина Ондской ГЭС (дорога к маршруту проходит прямо по ней), а также местная тюрьма.

После недолгих поисков автобус для заброски был найден. Местное население достаточно приветливо, что говорит о небольшой посещаемости маршрута. До моста через Верхнюю Онду добрались часам к шесть вечера, т.е. где-то часа за полтора по хорошей дороге. Подъезд удобный, налево с дороги под мост, прямо к воде. Под мостом ровная и удобная площадка для сборки байдарок. Пара часов на сбор тайменей, и мы на воде.

 

Верхняя Онда

Сразу за авто мостом виден железнодорожный мост, строящейся ветки от ст. Кочкома до ст. Муезерский, кстати, обозначенной на карте только до пос. Вача. В районе авто моста ширина реки составляет примерно 15 м, течение слабое, берега низкие. Останавливаемся на стоянку в 3-4 км за мостом. На следующий день выясняется, что в 2 км отсюда есть более приличное место стоянки, возле небольшого переката.

Постепенно лес редеет, берег понижается, по пути встретятся еще несколько порожков, возле одного из них (там, где зимник подходит к реке) встаем на обед. На берегу что-то типа вагончика. Здесь можно встать и на стоянку, но место так себе. А дальше река расширяется до 30-40 м, и постепенно начинается сплошное болото по обоим берегам, течения почти нет, стоянок разумеется тоже. Пейзаж унылый и однообразный. И все это километров двадцать до устья правого притока - реки Рокши. Налегаем на весла. Перед впадением Рокши хорошая стоянка на высокой сухой сельге, кстати, единственное стоящее место на всем протяжении Верхней Онды. Останавливаемся здесь, да и время около 12 ночи. Место для дневки неплохое. Тут же остановилась еще одна группа и кстати единственная, которую мы встретили на маршруте. Отсюда до Ондозера час хода. В устье река разбивается на рукава, лучше идти правой протокой.

 

Ондозеро

При выходе в озеро, справа виден поселок Ондозеро (есть почта и магазин). Посещаем поселок и тут же на пристани обедаем, и дальше в путь. Движемся вдоль западного берега. Погода, и без того нас не баловавшая, начинает портится, ветер усиливается и нагоняет уже хорошую волну, время от времени идет дождь. У нас запланирована стоянка на островах Пурутшарет (исходя из нашего описания). Но преодолеть 3-4 км плес до островов при нашем ветре не решаемся, рискованно. Проходим мимо горы Хаговара. Гора песчаная, высотой метров 50 от воды, недаром Ондозеро в переводе с карельского Песчаное. Проходим пролив в Коргубскую губу, ищем место для стоянки, уже пора. Довольно приличную стоянку находим на противоположном берегу пролива, на узкой косе (ширина косы 50-80 м, длинна около 300 м). С обеих сторон два небольших залива, где очень хорошо ловится рыба (щука, язь, окунь, плотва). Надо отметить, что с рыбалкой на Ондозере, да и вообще на маршруте проблем нет, рыбы много (не в пример Суне).

Дальнейший наш маршрут лежит мимо островов Пурутшарет к противоположному (восточному) берегу. Преодолеваем 4-км плес, погода благоприятствует, ветра почти нет, светит солнце, и движемся вдоль восточного берега к проливу межу островом Тероншари и берегом. Превосходную стоянку находим в оконечности косы Хордюкорга (соответствует нашему описанию). Эта стоянка, пожалуй, самая лучшая на маршруте, высокий сухой берег, песчаный пляж, место очень живописное. К тому же стоянка оборудована: есть столик со скамейками. Рыбалка по-прежнему хороша. Следует отметить, что со стоянками на маршруте проблем практически не было, почти все стоянки, найденные нами хорошие.

После дневки держим курс на восток, к заливу из которого вытекает Онда. Идем вдоль северного берега и после двух часов хода, к 13:00 выходим к плотине. Чалимся справа от плотины, у насыпи, по которой проходит дорога. Плотина полуразрушенная, имеет два пролета: правый непроходим, а левый возможно проходим, но мешают отдельные бревна. Поэтому делаем небольшой обнос через насыпь (всего несколько метров), не разгружая байдарки.

 

Онда, в среднем течении

После плотины сразу шивера, а дальше один за другим идут препятствия: пороги Бабай (по описанию, почему-то Бабий), Большой и Херакиви. Препятствия не сложные, не выше КС-II, проходятся без осмотра. На порогах встречаются ряжи (река ведь в прошлом сплавная). Потом плес и в 15:38 выходим к порогу Хемая (КС-II). Порог с левым поворотом, справа огромный обливняк. Шли без осмотра, и чуть не влетаем в этот обливняк, с воды его видно плохо, только при близком подходе. Возможен осмотр порога справа.

К 15:50 подходим к порогу Кривой (КС-II). На левом берегу изба сплавщиков (уже в прошлом). Порог состоит из двух ступеней: первая - шивера с плавным правым поворотом, вторая -- мощный прямой слив около 0,5 м с пенной бочкой и далее валы. У порога есть правая протока -- узкая и мелкая (в нашу воду). Логичный проход второй ступени справа от слива. Порог можно осмотреть с левого берега. Прямо напротив слива, на левом берегу камни, с которых удобно фотографировать прохождение, что мы и делаем. После Кривого как назло начинается ливень, который так же быстро заканчивается, как и начался.

Затем следует небольшой плес и порог Быстрица (КС-II). Возможен осмотр слева. Проходим без осмотра и без проблем. В 2 км за порогом слева впадает река Быстрица. Перед впадением на правом берегу стоит барак. Решаем встать здесь на стоянку, хотя место не очень хорошее, берег низкий и сырой. Но, судя по нашему описанию за притоком 10-15 км тянутся болота, стоянок нет, поэтому встаем здесь. Возле барака, на берегу, кто-то благоразумно оставил небольшой мешок картошки, спасибо, воспользовались.

На утро держим путь дальше. После Быстрицы река меняет свое генеральное направление с СВ на ЮВ и сохраняет его до оз. Лавашиламбина. Озеро примыкает к реке справа, живописен восточный скалистый берег. Через 2 км раздвоение русла, лучше идти левой протокой. После раздвоения шивера (много камней, дерем шкуры) и сразу за ней порог Ромака (КС-II). Осматривается справа. По карте и описанию на правом берегу изба сплавщиков. На деле ее уже нет, и по всей видимости давно. Еще через 2 км шивера и порог Нила. Его левый берег скальный, на нем возможна стоянка. Проходим без осмотра, хотя возможен по левому берегу. За порогом встаем, латаем дыры, полученные на последних порогах, и заодно обедаем. Некстати начинается дождь. На все про все теряем около 2-3 часов.

После ремонта двинулись дальше. Еще одно раздвоение, правая протока выходит в Кирасозеро, переходящее в Волдозеро, левая протока более узкая и короткая, но проходимая. После Кирасозера протоки сходятся, но вскоре опять раздвоение. Левая протока под названием Пудас узкая, на ней по карте четыре порога. Участок реки от Кирасозера до Панозера (всего около 5-6 км) самый сложный и интересный. Падение реки на этом участке составляет около 1,5 м/км и здесь расположены самые интересные порги Онды.

После Кирасозера идем правой протокой, основной, и к 21:00 подходим к порогу Щелье (KC-III-IV). Пожалуй, самый сложный и красивый порог на маршруте. Начинается он шиверой, справа ряж. Порог требует обязательного осмотра, для чего необходимо чалится слева перед порогом. Есть тропа, но очень не удобная, приходится продираться сквозь кусты, к тому же берег низкий болотистый. Порог начинается шиверой, после нее правый поворот, и мощный сложный слив около 1 м. Удобней был бы проход слева от слива, но мешает огромный надводный камень в паре метров от берега. Справа от слива мелко, да и заход туда очень сложен. Единственный вариант идти в слив, заход в который также осложнен камнями, метрах в двадцати от него и правым поворотом. Прохождение порога технически сложное и возможно при наличии достаточного опыта. Обнос порога по левому берегу маловероятен. Один из вариантов обноса, зачалиться перед порогом, справа у ряжа, провести байдарки через дыру в ряже и обнести небольшую мелкую протоку за ряжем, метров 50. У порога Щелье встретили местного рыбака, который сказал, что проходит пороги на моторке, как вниз, так и вверх по течению.

По нашему плану стоянка на Панозере, поэтому рвем когти туда и к 23:00 подходим к порогу Буй (KC-III). Порог мощный, бурный, длинной метров 300. Начинается левым поворотом, затем правый поворот, валы до 0,8 м. Есть несколько опасных обливняков, попадание на которых грозит килем, с наплыва их не видно. В середине порога большой надводный камень, обходится справа. При втором прохождении вынесло прямо к нему. С трудом удалось избежать столкновения, проскочив на расстоянии вытянутой руки от него. Порог требует осмотра, для этого чалимся перед порогом справа. Осматриваем. Начинает темнеть, на воду спускается туман, но, не смотря на это порог проходим без особых сложностей. Прохождение порога в вечерее, при тумане оставляет сильные впечатления и, пожалуй, самые яркие в этом походе.

Далее следует небольшой плес и впереди, перед впадением Онды в Панозеро шумит еще один порог. Туман стелется по реке, видимость метров 30, время около 12 ночи. Хотя ничего не видно, но на всякий случай порог осматриваем (полевому берегу) и вперед. Немного поколотившись о камни, проскакиваем порог, который всего около 50 м длинной. За порогом сразу Панозеро. Цель достигнута, и как награда - отличная стоянка за порогом, в месте впадении реки на высоком левом берегу. Дневка. Отдыхаем, ловим рыбу, только крупную, на мелочь уже смотреть ни кто не хочет. Рекорд! Поймано девять щук. Особенно хорошо щуки берут слева за порогом, в небольшом заливчике. На порогах мелкая рыбешка бьется о камни это -- для щук "хлебное" место.

Панозеро мелкое, кое-где заросшее, по берегам встречаются песчаные пляжи. В ЮВ оконечности озера есть дачный поселок. Катаемся туда и пополняем запасы продуктов (магазина нет, можно купить только с рук). В СЗ оконечность озера впадают река Пана и протока Пудас.

Последний участок реки от Панозера до Ондского водохранилища прост. Через 1,5 км после выхода из озера встретится несложный порог Кеккей. Проходим без осмотра. Еще через 3 км порог Пятчий, также берется с ходу. Слева по ходу движений расположен дачный пос. Медная Карежка. От него на протяжении 2 км тянутся одноименные несложные перекаты. После чего река пересекает Мурманскую трассу (М-18). До Ондского водохранилища предстоит пройти последний порог -- Ямный (KC-II). Возможен осмотр по левому берегу. И вскоре после Ямного река впадает в залив Ондского водохранилище. В заливе много подтопленных мостков и каких-то непонятных деревянных сооружений. На правом берегу виден пос. Лососий.

Стоянку можно организовать на одном из многочисленных, живописных островов, что мы и сделали. Выбрали длинный узкий остров слева от залива куда впадает Онда. Остров небольшой, где-то 800 на 100 м, берег низкий, но сухой. Само Ондское водохранилище. Образовалось сравнительно недавно, в 30-е годы в результате постройки плотины у пос. Каменный Бор для Ондской ГЭС. Этим и объясняется обилие островов и подтопленные берега самого водохранилища.

Проводим на острове последнюю дневку, отмечаем конец маршрута, можно сказать, что маршрут удался, все довольны. В принципе его можно продолжить до пос. Верхний и далее на север, или до Майгубы, Сегежи на юг. Но мы решили закончить маршрут здесь.

Для отъезда с маршрута выбрали место на восточном берегу, напротив нашего острова (~2 км), предварительно разведав его во время дневки. Здесь в глубине небольшого залива есть лесная дорога (~1 км) выходящая на трассу Надвоицы -- Сегежа, по которой регулярно ходят рейсовые автобусы. В будний день легко поймать попутную машину. Отсюда до Надвоиц ~5 км, до Сегежи ~20 км.

В Надвоицах останавливаются следующие поезда (расписание на 1997 г.):

На Москву:

No 343 в 4:20 (стоянка 4 мин.)

No 15 в 11:22 (3)

No 181 в 11:31 (4)

No 111 в 12:56 (5)

На Питер:

No 11 в 16:24 (3)

No 185 в 16:57 (8)

No 21 в 23:15 (3)

 

Выводы и рекомендации:

Маршрут по сложности и протяженности (~150 км) соответствует КС-II (байдарка). Проходится за 6-7 ходовых дней. Из препятствий наиболее интересны пороги в средней части Онды: Кривой (КС-II), Щелье (КС-III-IV), Буй (КС-III). Места достаточно малонаселенные: Верхняя Онда, Ондозеро, Онда до Кирасозера. После Кирасозера населенка увеличивается, много дачных поселков вблизи трассы М-18. Маршрут не слишком ходовой (за почти две недели встретили только одну группу). Можно рекомендовать для любителей безлюдного отдыха.

 


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;