LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



траверс хребта
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

C Кутсайоки на Кувжденьгу и через Иову на Олангу

C Кутсайоки на Кувжденьгу и через Иову на Олангу


Участники Лодки
Воскобойников ПетрPRIJON Slalom
Воскобойников АрсенийPRIJON Invader
Кривоногов МихаилPRIJON Rip

20.08.2000.

Московский поезд прибыл в Кандалакшу в 5 утра. Кроме нас туристов больше нет. Ждем следующего поезда до 7.00,там тоже никого. Попутчиков нет, уже конец сезона. До Алакурти доехали на 'четверке' с багажником за 600 рублей. Дальше до 'Чертова моста' добрались на ГАЗ-53,после непродолжительной торговли цена упала с 1000 до 800 р.

В 12.00 мы на реке Красненькой. Упаковываемся три часа, места катастрофически мало, вещи с трудом помещаются в лодках, оставленные дома пиллерсы из RIPа немного увеличивают полезный объем. У всех троих это первый автономный поход на каяках. В 15.00 стартуем, втиснувшись в груженые лодки, последние гермы пристроили между колен. Мы с Арсением были на Кутсаеки в июле-августе 98 на 4-х каяках, но с катамараном двойкой.

Воды мало, идем все сходу, сняли на видео первый порог, встречаем несколько групп. Просмотрели каньон "Кавказский", неприятный "зуб" на выходе объехали слева. После впечатлений 98 года все препятствия кажутся маленькими и короткими, только плавать на груженом каяке значительно тяжелее.

Первый ходовой день решили закончить на пороге Сомнительный в 18 часов. Погода переменная, вечером было солнце.

21.08

Утром в 11 все готовы к старту. На пустых лодках прошли ;Сомнительный;, одну лодку немного заклинило в первом сливе, но это мелочи. 'Муравей' снимали на видео, 'БСТ' шли сходу, в 12 были на 'Об-ане'..После недолгих размышлений прыгнули на пустых каяках все друг за другом. Из-за малой воды один из каяков наверху зацепился за камни,поэтому большого ускорения не получилось. В 98 в большую воду все было мгновенно, несколько секунд падения [ прохождением это назвать нельзя, маневра никакого] и все.Сейчас на все маневры ушло около 40 минут.

И вот мы на водопаде 'Маманя'. Малое количество воды не влияет на грандиозность зрелища. С помощью веревок обнесли все за 30 минут, обед внизу. Здесь встречаем последнюю группу на маршруте, далее семь дней неизведанного.

Выходим в 15.00, через десять минут порог 'Тесный'. Сливы в малую воду как раз в размер каяка, в 98 проходил катамаран-4. Полтора часа неспешного сплава и мы у размытого моста, отсюда начинается пешка на реку Кувжденьгу.Встали в 17 часов на правом берегу, погода хорошая, решили немного разведать завтрашний путь.

От моста идут две дороги: направо- старый зимник, он есть на карте, по нему нам и нужно; налево-довольно новая, ровная и сухая дорога, ее общее направление юго-восток. Я прошел по ней около часа до небольшого озерца и немного дальше.

22.08

Погода хмурая, но дождя нет. Решили идти по зимнику. Вышли в 10, через час заметного подъема пришли к новой развилке. Полчаса ушло на разведку обеих дорог, решили идти по правой. Здесь-то мы и совершили ошибку, которую поняли только вечером, дорога поворачивала сильно на запад. Она шла через верховые болота в довольно угрюмой местности. К 16 часам мы вышли на озеро, как потом выяснили, Пеуралампи. Скорее всего левая дорога выходит к восточной части озера Каппельярви, где начинается р.Кувжденьга, мы потом видели это место.

А теперь, несколько практических советов относительно тактики хождения с каяками по тайге. Миша, имея большой опыт волоков, сразу разгрузил каяк полностью и шел всегда впереди. Мы с Арсением оставили часть вещей в лодках, что чувствительно затруднило наше передвижение на болтах и при подъемах, особенно под дождем с комарами и мошкой. Ранняя остановка дала возможность разведки, которая подтвердила наши опасения -- волок еще не закончился.

23.08

Вышли в 10.40.Вещи укладывались уже значительно легче, хотя количество их не уменьшилось. За 15 минут пересекли озеро крестообразной формы. В его южной точке начали волок по топкой жиже, поросшей кустарником. За полчаса добрались до небольшого хребта и, перевалив его, вышли к ручью, который вытекает из озера Исо-суеминки, и течет в Кутсайоки. Здесь мы окончательно поняли, что крюк на полдня мы себе обеспечили. Но через час подъема мы оказались в живописном месте , на берегу очень красивого таежного озера с холмистыми берегами. Обедали в 14 в северной бухте, которая ближе всего подходит к озеру Коппелаярви. Здесь, в низине между сопками нашли старый зимник, через 20 минут волока по нему были в нужном озере. Небольшие волоки по болотам и ручью, с гружеными каяками и в сплавном отняли меньше сил, чем пешка предыдущего дня. Имея опыт такого перехода, мы пришли к выводу, что для заброски с р.Кутсайоки на р.Кувжденьгу имеет смысл подниматься по ручью, который впадает в Кутсайоки справа, между водопадом Маманя и порогом Тесный.

В 15 часов мы у истока Кувжденьги. Здесь подходит дорога, может быть та, по которой мы не пошли 22-го, сделав выбор на развилке не в ее пользу. Мы у ручья, по которому можно плыть только на плесах со стоячей водой. Обтаскиваем все шиверы, даже полиэтилену пока плыть негде. Ширина русла метров пять, вся вода кончилась в июне-июле. Таким образом двигались часа четыре до места с надписью на карте "вдп.". Это порог длиною примерно метров 500, в центре которого есть слив высотой метра 4. Вряд ли он проходим в большую воду, слишком мелкий котел внизу. Разбиваем лагерь около 20 часов где-то у правого притока, местонахождение точно неизвестно. Силы на исходе. Следов пребывания людей нет, только на озере видели старое кострище, оно почти все заросло. Кругом глушь, лес не рубили. Дикие места. Дождь усугубляет картину. Куда мы попали?!

24.08

Вышли в10:30, погода не улучшается, туман. Русло реки носит каменистый характер, встречаются несколько водопадов, сливы которых выше первого, но на карте обозначены как порог, воды мало. Сплав носит пеший характер, где в проводку по ужасно скользким камням русла, где волок по поросшим мхом скалам, проваливаясь по колено в трещины. Троп нет. Миша переложил все вещи в рюкзак и продолжил путь в пешем строю, скорость его передвижения заметно увеличилась. Мы с Арсением продолжали самокатно-толкательный "сплав": руками и ногой упираешься в лодку, второй ногой отталкиваешься от жидкой трясины. Иногда таким образом удавалось проплыть несколько метров. Обедали около 14 часов ориентировочно ниже отметки 150 метров на 2-3 км. После обеда на небольшом плесе Миша предпринял попытку проплыть с рюкзаком на коленях, рюкзак потом выловили. Через два часа нашего сплава обнос еще одного порога. Скалы кончились, река потекла в болотистых берегах, стали появляться завалы. В основном все прыгали сходу, лодки перетаскивали пару раз. Лагерь поставили около 21 часа приблизительно на пороге за безлесным болотом, отмеченным на карте в середине р. Кувжденьги. Погода мерзкая, мелкий моросящий дождь.

25.08

Вышли в 10.40 . Цель-мост в конце реки. Три часа сплава, чередуя завалы с небольшими порожками, из каяка больше вылезать не надо. Все идется сходу, иногда приходится проталкиваться веслами. Водопад появился неожиданно, это практически вертикальный слив высотой более 4-х метров, на карте он не обозначен. Как потом оказалось, мост ниже, примерно через 1 километр. Очень хочется прыгнуть, но есть сомнения. Нашли бревно метра три и кинули в слив. Бревно ушло вертикально в котел под сливом, до дна не достало, значит прыгать можно, воды достаточно. Лодки почти не разгружаем. Я прыгаю первым, при выходе из котла лег, но быстро встал. Следующий Миша, в сливе ударился днищем в скалу, встал с полвинта. Последний Арсений на коротком "Rip"-е прыгнул без киля, но в полете сильно ударился локтем о скалу. Претендуя на первопрохождение, мы назвали этот водопад "Гусиным", потому что везде вокруг было невероятное количество серых полярных гусей, которые собирались здесь, готовясь к дальнему перелету. Они потрясли нас своими размерами, огромными красными лапами и своим отношением к нам. Они подпускали нас очень близко и лениво взлетали в метре-двух от лодки, чуть не задевая нас. Обедали около 15 часов за водопадом. Появилось солнце и мне удалось просушить отсыревшую камеру. После водопада проплыли минут 15 и появился долгожданный мост. Около 17 выплыли на необъятные просторы Тумч-озера. Лесоучасток Тумча, людей не видно, два барака без стекол, да пара лодок без моторов. Далее наш путь через гнилую протоку озера Кустимо. На ночевку встали около 19 часов на мысу озера Мина, красном от брусники.

26.08

Утром вышли часов в 10, через час за одним из поворотов встретили рыбацкую моторку из Зареченска. Договорились подвезти нас до Соколозера за сто рублей, дальше у них не хватит бензина. Сели в моторку, каяки гуськом сзади. В 12 мы на Сокол-озере. На прощание нас угостили рыбой, поэтому случаю на вечер назначен банкет. А пока, впереди несколько часов гребли против ветра по направлению к южному берегу озера. Ищем место, где будет начинаться наш волок в озеро Ципринга, за одно и пообедаем.

На р. Олангу решили идти в обход по воде, так как перспектива еще одной утомительной пешки нас не радует. Пытаемся найти просеку, идущую на юг по азимуту горы Пяннур, но ручей, где она начинается, сильно заболочен в устье. Обедаем около 15 часов на краю очередного болта. Гору с воды видно хорошо, все-таки высота 486 метров, а просеку не видно совсем. Нужно перевалить хребет выстой около 250 метров. Выходим в 16 часов полностью в пешем варианте, с рюкзаками за спиной и почти пустыми каяками. Через полчаса хода вышли на берег, разведывая поперечную тропу, Миша нашел просеку со сгнившими столбами, уходившую в нужном южном направлении. Через час ходу столбы повернули налево, а мы пошли по кривому и горбатому зимнику. Часам к семи мы вышли на поляну с верховыми озерами (она есть на карте), дальше зимник свернул направо. Тут мы решили тупо ломиться на юг по азимуту. Гору перевалили. Коллективный разум и естественный уклон вывели нас к нужному озеру. На ночевку встали около 21.00, погода классная, первый раз купались без гидриков. В итоге эта пешка нам далась со средней скоростью 1 км в час.

27.08

Весь берег усыпан брусникой и грибами. Вышли в 10.30, в 12.00 были на протоке в ур. Боровская. Жизнь здесь бьет ключом. Мост в протоке разрушен, но дорога действует с обеих сторон. На левом берегу стояли геологи, приехавшие через Зареченск на машинах с подмосковными номерами. На правом, в затоне, много лодок, есть катера, яхта. Это окраина национального парка "Паанаярви". Турбаза "Боровская" -- это два больших коттеджа из бревен со стеклопакетами, отделанных по евростандарту со всеми прибамбасами для комфортной жизни. Цена 2-х местного номера 240у.е. в сутки. Из построек на берегу еще жилье для обслуги и бензоколонка для моторок и катеров. Продукты сюда возят по воде из поселка Замеек, там есть магазин. Отсюда дорога идет на Паанаярви вдоль р. Оланги, мы решили попробовать уехать на машине. Через час нам повезло, грузовик привез какое-то железо и тут же уезжал обратно в Панаярви. Не успели мы разложить перекус, как надо было уже грузится, и ехать дальше. Быстро покидали все в кузов и тронулись. Ребята для пущего комфорта ехали в машине, сидя в каяках, через 40 минут были на Оланге в паре километров ниже моста.

Оланга -- огромная полноводная река, расход примерно 60-80 кубов. Верхние пороги -- это медленные шиверы с пологими валами, похоже на Лосево выше первого вала. На берегу у дороги видели рафт, народу никого. Через полтора часа в 15.30 доплыли до острова. Перед ним на левом берегу дома -- это урочище Варталамбина: моторки, лестница, все цивильно, только людей не видно. Из лоции знаем, что сам водопад Кивакосски находится в левой протоке, а правая может быть проходима. Первый порог в ней начинается примерно через 2 км от начала протоки. Обычный карельский порог, воды мало, несколько сливов, последний пригоден для катания. Небольшой плес и длинная шивера с левым поворотом. И вот за этим поворотом открывается потрясающий вид на сам водопад Кивакосски. Основная масса воды падает с 12 метровой высоты на ширине больше ста метров по множеству ступеней, верхняя из которых выше 3 метров, а остальные представляют из себя мощные "бочки" поперек всего русла, да еще под разными углами, и все это длиной более 200 метров. Невозможно подобрать слова, чтобы описать всю красоту и мощь этого зрелища. Даже порог "Ах-цу" на р. Мзымте не выдерживает конкуренции рядом с этой мощью. Мы единогласно решили, что наш опыт и мастерство не позволяют нам пройти этот порог. Наверное, большие мастера экстремального сплава, покидав туда несколько дней все бревна в округе, все же решились бы на этот шаг.Но мы себя в этот список вносить не стали.

Под впечатлением этого дня мы решили встать на правом берегу, чтобы сходить на гору Киваака (499м), переночевать, а утром плыть дальше.Перетаскивая вещи к стоянке, я умудрился прпороть ногу о разбитую бутылку. И это посреди тайги вдали от цивилизации! Мое восхождение на тору оказалось под вопросом.Но это было еще не все.

Через некоторое время к нашей стоянке подошли трое егерей. Предъявив свои документы, они устроили нам форменный допрос: " Кто такие? Ваши пропуска и документы, Как сюда попали? Знаем ли мы, что это национальный парк?" Все планы о ночевке здесь и походе на гору рухнули. Нам было предложено самостоятельно доплыть до устья р.Нурис, где находится КПП национального парка. Там мы сможем переночевать, а утром сходить на гору. И все это согласно прейскуранту. Здесь мы немного оживились и предложили последний пункт обсудить сразу, и можно без квитанции. Но это были какие-то неправильные егеря, очень сытые , ни один мускул не дрогнул на их холеных физиономиях при разговоре о деньгах. Нам милостиво разрешили допить свой чай и сказали, что не будут брать штраф за разведение костра.

Вообще-то, мы их отвлекали. Дело в том, что они привезли двух клиентов на рыбалку, а подняться к водопаду на моторке мешает последняя небольшая шивера, поэтому они пришли пешком. Если бы мы встали в правой протоке выше порогов, они бы нас не заметили. Ну, да ладно. Пока мы собирались клиенты вытаскивали на наших глазах одну за одной кумжу, больше килограмма каждая.

В 20.00 мы выплыли в открытое море. Решили в плен не сдаваться и денег не платить При полном штиле пересекли залив и встали в 22.00 на мысу за пределами парка, егеря на нашей карте нарисовали его границы. Это была самая поздняя стоянка в этом походе.

Позднее в поселке Софпорог мы узнали расценки на услуги парка. В сутки на человека:

  • посещение --100р.
  • ночлег -150р.
  • сопровождение --170р.
  • костровище --30р./час.

Парк основан в 1992 году бывшими сотрудниками спец подразделения Альфа и Гром. Основные клиенты - финны, которые приезжают на рыбалку и водки попить.

Гору Кивакка с воды видно здорово, особенно на закате, но лазить лучше на гору Пиянур(486м), да она и к воде ближе.

28.08

Старт традиционно в 10.40 при общем подъеме в 8.00, быстрее собраться ну никак не получается. Погода стоит хорошая, третий день без дождя. Но на открытых просторах Кумского моря после 9 утра дует устойчивый ветер с запада. Пока обплывали полуостров Калиниеми ветер был относительно попутный, за мысом поворачиваем на юго-запад, уже 12.00. Плыть прямо в Кармангу с таким встречным ветром опасно. Метровые волны с гребешками захлестывают каяк полностью, много сил уходит на то, чтобы держать курс, поэтому идем вдоль правого берега. В 14.00 обедали на мысу, не доходя до острова Тавотаванга. Реку Тавайоки проплыли мимо, нет ни продуктов, ни времени, ни сил, хотя, очень хотелось. Ребята из Октопуса были там в прошлом году и говорят, что очень интересно, но в нашу малую воду нам хватило и Кувжденьги. На Тавайоки есть мост километрах в пяти выше -- это тоже дорога из Погоноярви. Мы решили доплыть до Карманги, говорят там больше народу, рыбаки и лесовозы. В 17.00 мы там были. Как раз в это время УАЗ привез рыбаков к моторкам. Водила сказал что поедет в Пяозеро около 19.00 и сможет нас забрать. Мы быстро поели, просушились, собрались, но к назначенному времени никто не приехал. Немного подождав, мы пошли на основную дорогу, это в двух километрах от берега.

Поселок Карманга -- это развалины пристани и нескольких бараков. Просидели на дороге часа два, мимо проехал только УАЗ с погранцами, решили ужинать. Только засыпали гречку в уже кипящую воду, как подъехал наш долгожданный УАЗик. Оказывается, их задержали дела, но они про нас помнили и заезжали за нами на озеро, думали, мы уехали. Водилой оказался главный лесничий Пяозера с зятем, очень хорошие люди. Дорога очень хорошая, укатанная грунтовка, можно ехать 80-100км/час, несколько раз попадались зайцы и куропатки. В Пяозере были в 23.00, пытались найти машину до Лоухов -- бесполезно. Лесник предложил переночевать в лесничестве, но мы решили, лучше в лесу. Тогда он сам предложил отвезти нас в поселок Софпорог, это 25км. Там погранпост, дальше он ехать не может, у него нет документов на машину. Денег он с нас не взял, хотя мы его здорово напрягли.

Пост пересекли пешком. Погранцы удивились, что мы сюда попали из Алакурти и у нас нет пропусков, но пропустили спокойно. Машины нет, решили ночевать под мостом через р. Софьянга, напротив деревни.

На небе всю ночь сияло двумя огромными шторами Северное сияние. Скоро наступит полярная ночь.

29.08

Я встал в 7.00 и пошел на пост ловить попутку, машин немного. В 7.40 пришел рейсовый автобус, но с каяками никто не берет. Ребята встали в 8.00, позавтракали, до 10 часов тихо, ни одной машины. Пошли искать машину в деревню -- безрезультатно, весь народ в лесу за ягодой. Говорят, что можно за день сдать ягоды на 1000р.

Часов в 11 проехал убитый 41 москвич с питерскими номерами, сначала туда, потом обратно. Голоснули, оказалось люди здесь работают, у них тур фирма Четыре адмиральских катера и небольшой дом -- гостиница на 8 мест, очень уютная. Все это показали с гордостью, особенно туалет с унитазом, единственным на всю округу.

Катер берет на борт до 10 человек и стоит 1200р/час. В основном возят фиников в Паанаярви и на острова на рыбалку. Остальные цены как в парке. Если бы погранцы про них сказали, ведь причал метров 300 от поста, то уехали бы еще ночью. До Лоухов у них такса 800р. Могут встретить т. 8-814-39-27693 Женя и Миша. В Лоухах были в 15 часов, сдали лодки в багаж и болтались по городу до 23.00. В вагоне 143-го дополнительного поезда ехали практически одни. В Москве были 31 августа в 3.30 утра, из всего поезда вышло всего человек 30-40. Сезон окончен




Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;